Полная версия
Физический мир и онтология. Критическая связь ядерной физики и онтопсихологии
Тогда, когда интенциональность превращается в информацию, она же становится волей. Первый момент – это бытие, второй – интенциональность, третий – информация, четвертый – воля. Воля становится выходом, предельным актом интенциональности как информационного процесса, который оканчивается целью, результатом, индивидуацией. Обратимся к корням vis и ὅλος: ὅλος – это все, но это все полноценное, гармоничное, упорядоченное; следовательно, имеет место намерение, которое своим действием вовлекает всейность информации во всейность точки прибытия. Это контакт, взаимодействие: всейность информации входит во всейность энергетического кванта и происходит именно такое, а не какое-нибудь другое изменение.
Внутренняя часть семантического поля между индивидом и средовым результатом настоятельно требует информационной волевой интенциональности не частями и не в виде «более или менее», а целиком: информационная тотальность в открытой тотальности, все во всем. Любая нехватка всейности информации или всейности энергетического пассивного воспринимающего прерывает специфическое действие, или результат. Следовательно, воля есть сила (вся целиком), которая приводит в действие завершенный акт ради достижения тотальной цели.
Вот чем является онто Ин-се в самый первый момент: это бытийная информация, которая дает ход собственной исторической информации, то есть из онтической позиции организует виртуальность процесса становления, существования в конкретном модусе.
Любое упоминание о психической деятельности в психологическом смысле уводит нас далеко от того, о чем я говорю сейчас, поскольку психическая деятельность есть феноменология интенциональности. Я же веду речь об онтологии, которая, будучи исчерпывающей, стоит за психической динамикой, становящейся впоследствии влечением, чувством, сознанием, волей, интеллектом и так далее. Действительно, когда человеческое существо достигает радикальности собственной онтической интенциональности (или радикальности своего онто Ин-се), оно раскрывается в бытии, живет бытием.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
1685–1753 гг.
2
См. часть третью, главу девятую, параграф «Что такое онто Ин-се» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
3
См. Менегетти А. Этический критерий человека. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
4
Сказанное выше относится, естественно, к человеку природному, точному. Однако напомним, что такой ситуации предшествуют всевозможные осложнения, вызванные наличием социально-исторических структур, которые предопределяют сложности, или «покров», из-за которого сознание субъекта теряет объективную прозрачность (см. «Заключение» настоящего издания). Ученый является ученым в той степени, в которой его наука имеет обратимость (см. главу пятую, параграф «Обратимость энергии и образа» в настоящем издании). По сути, нам необходимо задать функцию собственному способу существования в универсуме. Это, однако, не решает проблемы терапии аутентификации (см. главу третью настоящего издания), которая остается личным делом каждого.
5
Менегетти А. Ин-се человека. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018; Менегетти А. Семантическое поле. – НФ «Антонио Менегетти», 2018; Менегетти А. Монитор отклонения. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
6
Ipse dixit (лат. «сам сказал»). Выражение, характеризующее позицию бездумного преклонения перед чьим-либо авторитетом.
7
См. параграф «Обратимость энергии и образа» в главе пятой настоящего издания.
8
Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020. Первое представление автором концепции семантического поля имело место в ходе IV Международного симпозиума по онтопсихологии (Гроттаферрата, Рим, 3–7 ноября 1976 г.). Два года спустя материалы этих лекций были опубликованы в книге Клиническая онтопсихология (Менегетти А. Клиническая онтопсихология. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018). Концепция семантического поля многократно уточнялась.
9
См. часть первую в книге Менегетти А. Онтологическая рациональность – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016. Также см. «Онтология, или метафизика» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. Указ. соч.
10
Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ соч. Книга (первое издание на итальянском языке датируется 1978 годом) вышла в свет по итогам десятилетия обширной клинической работы с сотнями пациентов из разных уголков мира и культур.
11
См. «Информационный нуклеотид: элементарный модуль, формализующий универсум» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. Указ. соч.
12
См. Менегетти А. Путь успеха // Новая онтопсихология, № 2, 2008.
13
Приведем имена нескольких российских ученых, проявивших интерес к онто-психологии.
– Физик Иван Иосифович Юзвишин, основатель и первый президент Международной академии информатизации (генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН), в работе которой принимают участие выдающиеся деятели культуры и политики международного уровня; кандидат на Нобелевскую премию в области физики. 20 июня 1997 года в ходе торжественной церемонии по случаю официального вхождения Международной ассоциации онтопсихологии в Международную академию информатизации, которая происходила в здании Палаты депутатов Итальянской Республики, И. И. Юзвишин произнес в своей речи следующее: «Профессор Менегетти в 1973 году основал свою науку и пришел к истине, используя имевшиеся в его распоряжении инструменты – психологию, социологию, философию, искусство. Я в силу своей подготовки больше опирался на другие науки – на математику, астрономию, физику, биологию. Но мы пришли с ним к одному и тому же выводу, а именно, что в основании любой вещи лежит информация. В глубине человеческой природы заложена информация, и неважно, какими дорогами мы идем, чтобы дойти до нее… Я доволен прочитанным и осознанием того, что Антонио Менегетти – это великий ученый, но в большей степени меня радует осознание того, что я шел верной дорогой. Своими научными исследованиями я подтверждаю открытия, сделанные Антонио Менегетти: принципы информациологии согласуются в принципами онтопсихологии». Цит. по Vallini M. L’Ontopsicologia ricerca per l’ONU. Nuova Ontopsicologia. 1997; 14(3):37-8.
В том же году в рамках VI Всемирного форума Международной академии информатизации, который состоялся 26 ноября в Зале заседаний Московского Кремля, профессор Юзвишин представил профессора Менегетти (единственного иностранца в роли вице-президента МАИ) более чем пятитысячной аудитории ученых, приехавших со всех концов мира, словами «это один из гениальных умов нашего времени» (цит. по Dmitrieva V. Informatization VI Forum. Nuova Ontopsicologia. 1998: 16(1):61-2).
– Профессор Алексей Михайлович Матюшкин, председатель Общества психологов СССР, директор Психологического института РАН. В 1987 г. принял участие в саммите по научной психологии, организованном А. Менегетти в Италии, в которой также участвовал Фрэнк Баррон (Frank Barron), доцент психологии Калифорнийского университета Санта Крус (США), директор Barron Centre прикладной креативности. Эту встречу в разгар Холодной войны можно назвать исторической. Саммит ознаменовался весомыми результатами: А. М. Матюшкин стал первым серьезным проводником онтопсихологии в России.
– Профессор Борис Федорович Ломов, выдающийся советский гуманистический психолог, изучавший личность, был одним из основателей инженерной психологии, активно изучал связь между образом и динамикой, участвовал в исследованиях, в которых нуждалась его страна. Именно он, ознакомившись с книгой «Клиническая онтопсихология», обратил внимание на подход онтопсихологии к понятию семантического поля.
– Напомним, также, что I Всемирный (XV Международный) конгресс по онтопсихологии, посвященный теме «Психическая причинность в событии “Человек”», состоялся именно в Москве в период с 8 по 12 октября 1997 года в здании Президиума РАН. В его работе приняли участие исследователи и профессионалы в различных областях деятельности, делегаты пяти континентов. См. AA.VV. Atti 1 °Congresso Mondiale di Ontopsicologia. Roma: Psicologica Editrice; 1998. Материалы выступлений проф. Менегетти на конгрессе легли в основу книги Менегетти А. Этический критерий человека. Указ. соч.
14
«Семантическое поле – базовый код, или базовая формула жизни. Если бы оно имело возможность допустить ошибку, жизни бы не стало. Семантическое поле обладает совершенством, которое совпадает с совершенствующей волитивностью Бытия в-себе. В любом ином случае существовал бы принцип ошибки, внутренне присущей жизни, и все бы обратилось в ничто». Менегетти А. Семантическое поле. Указ. соч.
15
1901–1976 гг. Лауреат Нобелевской премии по физике (1932 г.) «за создание квантовой механики, применение которой помимо прочего привело к открытию аллотропных форм водорода». См. Heisenberg W. Über die quantentheoretische Umdeutung kinematischer und mechanischer Beziehungen. Zeitschrift für Physik, 1925. Русский перевод: Гейзенберг В. О квантовотеоретическом истолковании кинематических и механических соотношений // УФН, 1977. – В. 8. – Т. 122. – С. 574–586; 33:879-93; Heisenberg W. Die physikalischen Prinzipien der Quantentheorie. – Lipsia: Hirzel, 1930. Русский перевод: Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. – Л.-М.: Изд-во ГТТИ, 1932.
16
1887–1961 гг. Лауреат Нобелевской премии по физике (1933 г.) «за открытие новых продуктивных форм атомной теории». См. Schrödinger E. Quantisierung als Eigenwertproblem (Erste Mitteilung) // Annalen der Physik, 1926. – Vol. 384 (79). – P. 361–376. Русский перевод: Шредингер Э. Квантование как задача о собственных значениях (первое сообщение) // УФН, 1977. – Т. 122. С. 621–632.
17
См. главу пятую, параграф «Обратимость энергии и образа» в настоящем издании.
18
См. часть первую, главу первую, параграф 1.12. в книге Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. Указ. соч.
19
См. часть вторую, главу первую, параграф «Действующий интеллект и понятие “истины”» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. Указ. соч.
20
384–322 гг. до н. э.
21
1224/1225–1274 гг.
22
Касательно краткого изложения подхода к перцептивно-когнитивному процессу см. часть вторую, главу седьмую, параграф 7.5. в книге Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. Указ. соч.
23
«Интуиция: от лат. intus actionis – внутренняя или сокровенная часть действия. Знать сокровенность действия. Видеть дело. Знать модусы, внутренние структуры проекта действия или события. Улавливать координаты гештальта. Знать до появления следствий». Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. Указ. соч. С. 70.
24
См. часть вторую, главу восьмую, параграф «Четыре онтических принципа» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. Указ. соч.
25
«Необходимо знать человека целиком, во всей его полноте. Нельзя ограничиваться частичным знанием, как это было, например, в случае Фрейда и Юнга, которые в основу исследований коллективного и индивидуального бессознательного заложили анализ сновидений немцев. Необходимо познать бессознательное представителя любой расы, от африканца до китайца. Анализ представителей различных наций и культур (итальянцев, англичан, испанцев, бразильцев, мавританцев, иранцев, индийцев, русских, финнов, евреев, арабов, китайцев, монголов, узбеков, конголезских банту, сибиряков, бедняков, богачей, аристократов, духовников, политиков, предпринимателей, врачей, священников, музыкантов, бюрократов, баронов, революционеров и т. д.) помог Менегетти проверить обнаруженную им базовую модель человеческой конституции». См. «Введение» к книге Менегетти А. Право, сознание, общество. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2017.
26
О различных типах интенциональности см. в книге Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. Указ. соч.
27
В философии понятие интенциональности наиболее разработано в рамках схоластики (XI–XIV вв.), из авторов, близких современности, отметим Франца Брентано (1838–1917 гг.).
28
Intus – внутри, ens – сущее, agit – приводит в действие.
29
Индивидуация – действие разобщенных частей.
30
«Воля – эта способность νοῦς [nûs] (ума) интенционирует, принимает решение ассимилировать или не ассимилировать, то есть совершает действие, осуществляет свой отбор. После того как пассивный интеллект воспринял, он становится действующим и принимает окончательную теоретическую, ментальную позицию. Еще до совершения действия душа осуществляет волевой акт – действовать или не действовать, действовать внутри или снаружи, действовать одним образом или другим. Следовательно, воля есть интенциональность в действии, сила в исполнении». Цит. по Менегетти А. От сознания к бытию. С. 236. Указ. соч.