bannerbanner
Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги мертвых»
Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги мертвых»

Полная версия

Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги мертвых»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

А вот Хека появился, «прежде чем в мире возникли два начала», поэтому иногда воспринимается как бог-творец. Изображаемый в виде мужчины, а порой – в виде ребенка, Хека зачастую носит загнутую божественную бородку. Иногда над его головой изображают заднюю часть тела льва; на некоторых рисунках Хека держит в руках змей. Он входит в число избранных божеств, что оберегают бога солнца, плывущего по небу в своей дневной ладье; однако он же охраняет Осириса в Дуате – загробном царстве.

Боги Сиа (слева) и Хека (справа) охраняют овноголовую душу солнечного бога


Итак, представим Амона в роли богатого покровителя искусств, заказавшего определенную статую, а Птаха – в роли нанятого им ваятеля. Что же – или кто же – служит материалом, с которым должен работать Амон как автор замысла и Птах как исполнитель воли творца? На что – или на кого – должны быть направлены их усилия? Всякому мастеру нужен рабочий материал – субстанция, которой он придаст особую форму и таким образом превратит абстрактное художественное видение в конкретное, осязаемое произведение искусства. В египетских мифах о творении роль такой субстанции отводилась богу Атуму (или Атуму-Ра), «изваянному в формах» мира, где пребывает все сущее.

Атум и эволюция сущегоКак Атум – Завершенный – себя он [Амон] завершил,Став одним телом с ним.Великий гимн Амону[6]

Царица Нефертари, предстоящая перед богом Атумом (слева)


Два акта созидания – замысел Амона и творческое усилие Птаха – запустили процесс физической эволюции мира и пробудили жизненную силу яйца или семени, плавающего в темных, бесконечных глубинах Нуна. Согласно гелиопольской традиции, таким семенем был бог Атум (он же Атум-Ра). В этой стадии творения он представлял собой единство всех сущностей и богов, неотделимых и неотличимых, – нечто вроде сингулярности перед Большим взрывом.



Богиня Тефнут


Бог Шу


Я был един с океаном Предвечным [Нуном] в недвижности и не мог найти себе места… изначальные [боги] еще не возникли, [но] пребывали со мною…

Тексты саркофагов, изречение 80

Атум («завершенный») был владыкой совокупности – божеством, которое олицетворяло собой и эволюцию сущего, и ее окончание. Он изображался как мангуст, скарабей, ящерица, змея, обезьяна, вооруженная луком и стрелами, священная птица Бену, но чаще всего – как человек в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Иногда он предстает в виде первого холма, восставшего из вод при сотворении мира, а иногда как вечерняя ипостась бога солнца – в виде человека с головой овна.

Плавая в водах первородного хаоса, Атум (пока еще семя) обратился к бескрайнему простору Нуна:

Я качаюсь на волнах в недвижности и бездействии. Мой сын, Жизнь [здесь – бог Шу], пробудит во мне разум, оживит мое сердце…

Тексты саркофагов, изречение 80

На что Нун ответил:

Вдохни дочь свою Маат [здесь – одно из воплощений богини Тефнут] и поднеси ее к ноздрям своим, дабы пробудился твой разум. Да не будут удалены от тебя дочь твоя Маат и сын твой Шу, имя коему Жизнь… Это твой сын Шу вознесет тебя.

Тексты саркофагов, изречение 80

Их своеобразная беседа – первая от начала времен – требует пояснений. На этой стадии творения боги Шу и Тефнут, олицетворявшие собой силу жизни и вселенскую гармонию Маат (см. ниже), находятся внутри Атума как части его самого. Чтобы Атум мог отделиться от первозданных вод и начать существовать обособленно, «жизнь» берет на себя роль его разума, или сознания, и запускает его сердце, как будто возрождая Атума. Но даже с бьющимся сердцем и пробудившимся разумом Атум пребывает в забытьи, пока не вдохнет Маат / Тефнут – не вберет ее в себя как животворный воздух, который окончательно развеет его сон. Как будто перейдя из небытия в кому, а затем очнувшись, Атум обретает сознание и волю к действию, выведенный из покоя силой дыхания, разума и сердцебиения.

Маат и Исефет

Маат, как самостоятельная богиня, как абстрактное понятие или даже как сущность богини Тефнут, играла ключевую роль в представлениях древних египтян о мироустройстве. В своем абстрактном значении маат символизирует равновесие хаоса и порядка, включающее в себя справедливость и правосудие. Египтяне признавали, что полностью побороть беспорядок (исефет) невозможно и делать этого не нужно, поскольку без хаоса нарушится гармония мира. Исефет была неотъемлемой частью мироздания с начала времен.

Однако же бог-творец не создавал исефет, он даже решительно отделил себя от хаоса – то есть зла, творимого людьми:

Я создал людей похожими друг на друга, я не велел им творить исефет. Это их сердца разрушают созданное мною.

Тексты саркофагов, изречение 1160

Каждое живое существо, от богов до фараонов и простых смертных, должно было следить за тем, чтобы хаос (исефет) не вытеснил порядок (маат). По представлениям древних египтян, маат пронизывает все мироздание, и тех, кто нарушал его законы – пусть даже по неведению, – следовало сурово наказывать. Сами боги называли маат своим питьем и пищей. Богиня Маат изображалась с длинным пером на голове; иероглиф страусиного пера также обозначал принцип маат. Вероятно, из-за ассоциации с Тефнут богиню считали дочерью Атума(-Ра), а иногда – супругой бога Тота.

Богиня Маат


Теперь Атум властен над собственными поступками и пользуется вновь обретенной свободой, чтобы «отделить» от себя воды Нуна и сделаться «остатком» – то есть первым сгустком материи во Вселенной, который египтяне представляли в виде холма (а его, в свою очередь, олицетворял бог Татенен). Вероятно, пирамида символизирует именно этот холм. В отдельных вариантах мифа о творении священная птица Бену – воплощение Атума – садится на его вершину и издает крик – первый звук в истории мира.

Но вернемся к нашему сюжету. Бог Шу, пока заключенный внутри Атума, начинает расширяться и расти, отчего Атум раздувается, словно шар, наполненный воздухом:

В теле Атума, бога великого, породившего самого себя, зародился я… Это из стоп его вырос я, это из рук его поднялся я, это в членах его оставил я пустоту.

Тексты саркофагов, изречение 75

Теперь Атум становится всем миром и принимает любую форму, какую пожелает. Эта мощь самопорождения воспета во многих священных текстах:

Силой моей [Атума] сотворил я плоть мою. Я тот, кто породил самого себя. Волей моею, по зову сердца моего создал я себя.

Тексты саркофагов, изречение 714

Славься, Атум! Ты, создавший небо, ты, сотворивший жизнь; ты, что воздвигся холмом над водами, ты, что сотворил семя; господин всего сущего, давший жизнь богам; великий бог, породивший сам себя.

Книга мертвых, гимн 79

Творения

Первое поколение богов

Итак, Шу и Тефнут отделились от Атума, исторгнутые из его тела в виде капель божественной влаги – слюны или семени в разных версиях мифа. Однако они оставались внутри сотворенного мира, как внутри шара, и, лишенные собственной силы, полностью зависели от своего творца. Чтобы обеспечить им подлинную свободу, Атум передал своим детям-близнецам ка, или жизненную силу, – точно так же жизнь и маат помогли ему самому отделиться от вод Нуна. Теперь они могли начать независимое существование.

Как самостоятельное божество Тефнут иногда изображается в виде женщины, но гораздо чаще предстает как львица с женским телом. Ее роль в мироздании до конца не ясна; египтологи называют ее богиней влаги или влажного воздуха, есть также версия, что она выступала верхним пределом Дуата – загробного царства. С уверенностью можно сказать одно: Тефнут считалась праматерью всех будущих поколений богов.


Шу (в центре), подняв руки, разделяет Нут и Геба – небо и землю


Описать Шу несколько легче. Обыкновенно его изображали как мужчину с пером на голове, однако иногда представляли и в виде льва, в той же манере, что и его сестру / супругу. На рисунках, где показано мироздание, он стоит с поднятыми руками – отделяет небо от земли, как и положено воздуху. Словно полость внутри горы, в сотворенном мире Атума Шу играл роль сухого и пустого пространства, ограниченного жесткими рамками бытия. Разделив небо и землю, Шу создал простор, в котором стали возможны движение и жизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Хор (др. – егип. «вышний», «горний», устаревшая форма имени – Гор) – один из самых древних и распространенных богов Древнего Египта, почитался более чем в 30 ипостасях в разных городах страны. Прим. ред.

2

Египетская религия – генотеизм – предполагала сосуществование единого Предвечного божества и множества богов, которые являются ипостасями творца. Религиозные центры никогда не конкурировали между собой, а их теологические системы дополняли друг друга. Часто выделялось учение того города, который становился столицей, но и оно не было доминирующим.

3

Перевод В. В. Солкина.

4

Перевод В. В. Солкина. Прим. ред.

5

Здесь и далее на этой странице «Великий гимн Амону» приводится в переводе В. В. Солкина. Прим. ред.

6

Перевод В. В. Солкина. Прим. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2