Полная версия
Сказ о маленьких человечках
Расторопкин, Смекалкин и Грифик ещё что-то обговаривали с Розочкой, прежде чем расстаться. Зазнайка уже не слушал их речей. Он удалился подальше – три раза обошёл вокруг электровертолёта, рассматривая отдельные детали и узлы. У него от полёта остались такие впечатления, которых ещё не испытывал никогда в своей жизни. И день этот запомнился навсегда, как и выученные слова, которые стучали в висках от повторения: «ноу-хау… ноу-хау… ноу-хау».
Розочка окликнула Зазнайку, сказала, что настало время уезжать. Она поблагодарила своих друзей из Синей страны и пригласила на свои курсы на следующую среду – всех троих, чтобы поделились с малышами и малышками Красной страны своими достижениями! Те пообещали прибыть, и Росторопкин со Смекалкиным сопроводили Розочку и Зазнайку до границы. Сопровождать своих гостей всюду считалось правилом этики. Расставшись у пограничного поста, Розочка нажала на педаль газа и помахала издалека друзьям рукой. До дома добрались ещё за более короткое время.
Покуда мчались на велосипеде с электромотором, ветер шелестел прямо по ушам Зазнайки, но под колёсами ощущалась твёрдая почва! Поэтому паники и смятения в душе не было. Зазнайка почувствовал тут уже настоящую феерию от приключений и новых знакомств с друзьями из Синей страны!
– Каковы впечатления от полей и лесов, которые были видны сверху? – спросила Розочка его у подъезда.
– Очень хорошие впечатления, – зачем-то соврал Зазнайка. Он вообще не помнил ни лесов, ни полей. Перед его глазами в полёте мелькали только ужас и облака!
– Во всяком случае, пообещай мне до поры до времени никому не рассказывать, где ты побывал сегодня и что видел!
Розочка взяла с Зазнайки слово, чтоб тот не разболтал кому-нибудь и не приплёл какой-то лишней выдуманной отсебятины.
* * *
На следующий день с самого утра предстояло пойти на занятия к Розочке. Там Зазнайка ожидал услышать выступления докладчиков, – чем те занимались в последнее время и чего достигли. Особый интерес вызывали предполагаемые рассказы Учки, а также других “славных” кумиров из Красной страны и соседних стран, – всех тех, кого Розочка специально пригласила для докладов.
Зазнайка сам себя тоже считал славным, хотя ничем особо не прославился.
Среди горожан его считали простым зазнайкой.
“Славными” называли только тех, кто чем-то прославился, и поэтому был известен всем другим жителям. Никаких привилегий известность или слава не давали. Тем не менее, остальные горожане по обыкновению подражали славным, искали в них настоящих кумиров или героев. Зазнайка подражал своему кумиру Обормоткину, но носил на голове не красную панаму, как Обормоткин, а синюю кепку. Одевал он её не всегда, а только по праздникам или в те дни, когда был на виду у остальных горожан.
У Зазнайки пшеничные вихры торчали из-под кепки в стороны и напоминали яркое Солнышко, выглядывавшее из-под синей тучки. Это выглядело смешно, особенно когда кепка с огромным козырьком сползала набок. Но чаще всего Зазнайка сам второпях надевал себе кепку набекрень. А его характерное качество задаваться давало повод дразнить его за глаза: «задавака». Тем самым среди остальных горожан Красной страны Зазнайка и «прославился»!
В душе Зазнайка был увлекающимся авантюристом: всё новое привлекало с необыкновенной силой! Когда он впервые услышал от Обормоткина, что тот чуть было не продал Пузырика за три “центика”, тут же обомлел от головокружения!
С Пузыриком Зазнайка общался реже, хотя Пузырик искал поддержки среди авантюристов для введения в Красной стране денег в обращение. Зазнайка не понимал, зачем нужны были “центики” и “дуляры”, а Пузырик пытался объяснить, как только мог, “саму соль”. Но объяснение получилось неладное и нескладное.
Тот рассказывал Зазнайке, что деньги можно заработать на продаже чего-либо, например соли, а потом на вырученные деньги-центики можно было купить что угодно или “сколотить капитал”. У Зазнайки голова шла кругом: выходило, что “соль” денег была в том, чтобы продавать соль! Ему это было как-то непонятно!
Зазнайка с присущим невежеством задавал глупые вопросы:
– Зачем продавать соль, когда ею можно солить огурцы?
Или: – Зачем нужно “сколачивать капитал”, когда на практических занятиях в школе можно сколачивать табуретки?
– Причем тут табуретки и огурцы? – негодовал Пузырик, – Ты меня действительно не понимаешь или просто прикалываешься? Тебе бы окунуться в тот “подлунный” мир, в котором я чуть было не очутился, сразу бы понял, что к чему! Я бы там продавал соль для того, чтобы выжить, между прочим! А без денег там никто не может выжить!
«Как было бы полезно окунуться ему туда когда-нибудь!» – решил Зазнайка. Но промолчал, чтобы не обидеть Пузырика. Лишь задал последний вопрос:
– Ты скажи попроще, в двух словах, зачем тебе нужны деньги?
– Чтобы вмиг разбогатеть! – ответил Пузырик.
Вместо двух получилось три слова, но всё равно Зазнайка ничего не понял.
Этот разговор с Пузыриком Зазнайка вспомнил сразу после возвращения с Розочкой из Синей страны. К нему в тот момент приехал в гости Проделкин, и они целый вечер вели диалог тоже про деньги и приколы.
Начали разговор с того, о чём говорили в прошлый раз: о карикатурах и дружеских шаржах. Но прежде, чем продолжить, Зазнайка неожиданно спросил Проделкина: – А зачем надо “запатентовать”?
Проделкин, не долго думая, ответил: – Для прикола!
Его ответ прозвучал весело и тем самым насторожил Зазнайку. Даже показалось, будто Проделкин прикалывался над ним самим!
Поэтому Зазнайка, так же не думая, выпалил заученную фразу – ту самую, что услышал в Синей стране от Грифика:
– Хорошо. А что касается патентных заявок, мы с друзьями подумаем. Ничего сейчас не хочу объяснять по существу, но и обнадёживать не стану. Скорее всего мы оставим за собой право скрыть ноу-хау!
По выражению лица Проделкина Зазнайка понял, что попал в самую точку! Зазнайке давно не терпелось «вывести на чистую воду» приятеля, который «темнил», то есть не высказывал всех своих задумок на прямоту. Каждый раз тот приезжал в гости и что-то скрывал, а Зазнайке становилось неловко от всего, чего не понимал. И чего ожидать от Проделкина в следующее мгновение, не знал.
Проделкин встрепенулся и раздраженно продолжил беседу с наставления:
– Дела, мой друг, так не делаются! Ты мне должен верить, иначе ничего не получится! И если ты призван самостоятельно решать любые вопросы в Красной стране, то не ссылайся на каких-то других друзей! Или ты собираешься меня предать? Скажи, только прямо, – друг ты мне или не друг?
Зазнайка оцепенел на некоторое время, не зная, что ответить приятелю. Он бы и рад был дружить, если бы понимал, какие вопросы нужно решать! А то ведь все их разговоры велись о дружбе, преданности и каких-то прочих неясных вещах, в которые Проделкин его, как друга, вовсе не посвящал! И казаться глупым перед приятелем Зазнайке по прежнему не хотелось!
Зазнайка преднамеренно попробовал перевести беседу в иное русло.
– Если наше общее дело сулит выгоду тебе и мне, позволит “сколотить капитал”, например, тогда другое дело! А так не стоит нам тратить драгоценное время – ни тебе, ни мне! Я должен быть уверен в твоей преданности тоже. И у меня есть преданные друзья в Синей стране, с которыми я могу и там решать любые сложные вопросы! – язык у Зазнайки “развязался” ни на шутку.
И для пущей важности он тут же надел свою синюю кепку набекрень, а на нос ещё нацепил розовые очки и улыбнулся ослиной улыбкой!
Проделкин явно не ожидал такого поворота, поэтому молчал минуты три! Пауза ему нужна была для видимости, будто он думал. На самом деле Проделкин тоже не привык думать. Он привык действовать, а не уговаривать. И возражений не принимал! Выходка Зазнайки была вызывающей, но через него Проделкин уже собрал много сведений о других детишках Красной страны!
Смягчив своенравный тон разговора на более мягкий, Проделкин с лисьей хитринкой в глазах продолжил:
– Это хорошо, что у тебя есть преданные друзья, меня ты сможешь с ними познакомить в любой момент, когда понадобится! Вместе мы “сколотим” большой “капиталец”!
Зазнайке становилось вдвойне неудобно: знакомить Проделкина ни с кем он не собирался! И от назойливости приятеля избавиться уже не мог. Чувство, что тот втягивает его в какую-то «передрягу», уже не покидало Зазнайку в этот вечер. А чтобы оставаться неуязвимым и оттянуть как-то до следующего раза, соврал, что как раз на следующей неделе собирается встречаться со своими друзьями в Синей стране!
И прежде, чем познакомить Проделкина с ними, попросил подготовить план действий и ответить на главные вопросы, мучившие Зазнайку: кто и что должен сделать конкретно? И зачем и кому это нужно?
– Так что, тебя не будет всю следующую неделю? – уточнил Проделкин.
– Да, я буду с друзьями летать на электровертолёте! – машинально соврал Зазнайка, будто похвастал перед приятелем.
– И кто же эти твои друзья из Синей страны, с кем ты будешь летать? – не мог угомониться Проделкин, выведывая у Зазнайки хотя бы имена.
Зазнайка хотел уже сгрубить: «Много будешь знать – быстро состаришься!»
Однако, вовремя осёкся и ответил приятелю: – В своё время всё узнаешь!
На том их беседа окончилась. Зазнайка проводил Проделкина и ещё долго не мог уснуть. Удалось оттянуть срок до следующей встречи на целую неделю!
И надо было встать наутро пораньше, чтоб не опоздать в школу на занятия “нужности и полезности” к Розочке.
* * *
Следующая неделя в школе знаний была посвящена итоговым занятиям “нужности и полезности”. Розочка собрала на курсах представителей различных видов искусств и от “славных” знатоков, каждый из которых делал свой доклад о достижениях за последнее время и задумках на будущее. Из соседних стран – Жёлтой и Синей – “понаехало” также много докладчиков.
Учка отменил по такому случаю свои занятия и уже сам присутствовал на докладах у Розочки. Свой доклад он подготовил на самый последний день, чтобы подвести общие итоги для первого школьного “выпуска” и сделать объявление о переводе учебных занятий в школе на новый режим обучения.
Таким образом, эта неделя сулила стать для всех малышей и малышек наиболее познавательной. Даже те, кто ходил в школу нерегулярно или же пропускал занятия, здесь могли наверстать упущенное. Для проведения итоговых занятий “нужности и полезности” Розочка разместила посередине актового зала трибуну, а вокруг трибуны рассадила на стульчики всех желающих послушать.
Каждый день недели выступали по три докладчика, которым в конце выступления можно было задать один любой вопрос. Кого из детишек тема доклада слишком впечатлила, тот записывался на отдельные курсы, которые вёл докладчик после занятий в школе индивидуально. Можно было попасть на курсы в соседнюю страну и продолжить обучение мастерству, искусству или науки там.
Зазнайка, как и другие горожане Красной страны, решил посещать все занятия в течение недели. Его не только интересовали новые знания. Он хотел там среди докладчиков найти кого-то, кто бы смог помочь ему разобраться с Проделкиным.
Ведь Зазнайка давно уже зашёл в тупик и не понимал, как выкручиваться из ситуации с карикатурами и дружескими шаржами, которые нужно “запатентовать”? Он ровным счётом не понимал, что задумал Проделкин, а всем своим нутром уже чувствовал, что вляпался в неприятную историю. Зазнайка не знал, как вести себя с Проделкиным дальше, и надеялся только на чью-либо помощь.
Поэтому утром прибежал в школу первым, и Розочка усадила его ближе всего к трибуне. Зазнайка всегда был любителем задавать вопросы, а тут уж и подавно считал своим долгом первым задать вопрос докладчику, чтоб опередить других «задавак».
* * *
Когда все детишки собрались в актовом зале, среди них начался ажиотаж от перевозбуждения! Перешёптывались по поводу одной лишь новости…
Дело в том, что на входе в школу было вывешено объявление о «выпускном бале», который состоится под Новый год!
Это событие будоражило малышей и малышек больше, чем предстоящие выступления и доклады, какими бы они не казались нужными и полезными.
Конечно, детишки за школьные годы подросли. Малышами и малышками оставались в младших классах. Старшеклассники считались подростками. После “выпуска” из школы – это уже была молодёжь в самом расцвете сил!
Те, кто учился хорошо, становились “умняшками”, а кто – не очень хорошо: ребятишки – “обаяшками”, а девчоночки – “очаровашками”. Многие из них знали, кем станут после школы, и на всех учебных и практических занятиях в старших классах обучались будущей профессии.
“Умняшки” распределялись в промышленный “Синдикат” и в педагогический “Клан”, сами занимались земледелием, посадили деревья и взрастили фруктовый сад “Молодёжный”. Знатоки распределились в научное общество “Прогресс”.
У кого было недостаточно знаний в голове, шли в “охранники” – охраняли картошку, морковку, капусту и свеклу, чтобы выращенные овощи не “сопрели” в погребе в студёную зимнюю пору! Гулька пошёл охранять границу, потому что решил, что ему всё равно, где выгуливать Жульку: «Пусть гуляет вдоль границы!»
“Обаяшки” и “очаровашки” готовились в театральный “Свет” – продолжали заниматься художеством, пением, балетом, музыкой и другими видами искусств – для роста личного мастерства и чтоб “взобраться” на профессиональный уровень!
И почти все детишки занимались спортом для крепкого здоровья!
Поэтому никаких выпускных экзаменов в школе вовсе не предвиделось.
Лишь трое ребятишек и одна девчоночка не могли определиться, кем стать и куда направить стопы свои. Это – Обормоткин, Пузырик, Зазнайка и Забутка.
Им четверым Розочка уготовила “собеседование”, если те сами на занятиях “нужности и полезности” не выберут для себя профессию! В основном-то ради них четверых и затеяла она эти занятия – растянула на целую неделю!
Розочка зазвонила в колокольчик, ажиотаж сразу стих. Занятия начались.
Понедельник. Доклады Сторика и братьев Познавайкиных
После вступительного слова к собравшимся Розочка напомнила детишкам порядок выступлений докладчиков и что в конце можно задать вопрос, пригласила первым к трибуне Сторика из соседней Жёлтой страны.
Сторик в последние пять лет изучал тайнописи, которые доставляли ему из далёких стран, а так же занимался расшифровкой находок и манускриптов из тайников и раскопок. Ему помогали братья Познавайкины из Красного города – ближайшие продолжатели Учки, а ещё друзья Сторика из Синего города – Фиксик, Смыслик и Аналитик. Вместе они организовали Клуб Тайнописи, и принимали в него всех без исключения, кто интересовался тематикой тайн и кривотолков. За пять лет удалось собрать целую коллекцию фактов предыдущей “исчезнувшей” земной цивилизации.
Главное, что удалось в последнее время, – найти “ключ” к пониманию шифров для расшифровки обветшалых страниц манускриптов, сохранившихся в виде книг. Но также были найдены записи на зеркальных пластинах, которые можно прослушать с помощью специального устройства, которым пока никто не умел пользоваться. Но такое устройство тоже обнаружили при раскопках.
Сторик объяснил, что основные трудности расшифровки были связаны с различными языками, которые использовали «земляне» в прошлом:
– Они переводили с одного языка на другой все свои тексты. При этом часто терялся первоначальный смысл! Нужно было найти первоисточник, с которого переводили на другие языки. Кроме того, многие привычные для нас буквы звучали совсем по другому. Например, в отдельных словах буква «а» звучала как «о», а буква «о» как «а». Но та же буква «а» в других словах могла звучать как «э», а двойная «оо» как буква «у». Такая же путаница с буквой «ч», которую там ещё зачем-то зеркально перевернули: «h». И в отдельных словах эта буква не произносилась. А чтобы услышать привычную «ч», там ставили сразу две буквы: «ch». Мрак! Можно было привести ещё множество других примеров.
Сторик надеялся, что уже в следующие 25 лет удастся последовательно распознать и обнародовать причину исчезновения прошлой цивилизации. Ведь по отрывкам из посланий и из первых расшифровок становилось ясно, что жители предыдущей цивилизации по какой-то причине поспешно покидали Землю и массово переселялись на Луну и другие планеты. Сторик закончил свой доклад, и в аудитории наступила тишина.
У Зазнайки в голове не возникало вопросов вообще. Первым, наконец, спохватился Пузырик и с непонятным озорством спросил:
– А когда и на чём они улетали на Луну и другие планеты?
Сторик ответил задумчиво: – По нынешним меркам прошло не менее 500 лет. Но это лишь предположение. Нам предстоит как раз выяснить более точный период обитания всех прошлых цивилизаций, которых, как мне кажется, было несколько. Мы с друзьями надеемся, что удастся расшифровать все манускрипты и послания. Что касается межпланетных перелётов на ракете, – это дорога в один конец! То есть, вернуться обратно на Землю шансов практически нет. На чём улетали «земляне», мы пока ещё не знаем. Может у них были звездолёты, но подтверждающей информации нам не встречалось. О новых расшифровках мы обязательно будем оповещать всех жителей не только в Жёлтой стране, но и в Красной и Синей тоже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.