bannerbanner
Мозаика. Стихи, рецензии, эссе
Мозаика. Стихи, рецензии, эссе

Полная версия

Мозаика. Стихи, рецензии, эссе

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Маньковщина

I

Три бабушки жили в деревнеС одной только улицей. ИмяУ каждой из бабушек древнихКрасивое было  Мария.И чтобы не путать соседок,Разумные односельчанеМеняли порой так и этакИмён этих милых звучанье.Старушку, чей дом в сердцевинеДеревни, Марией все звали.Берёзы росли у овина,Старушки любовь  сериалы.Бабулю, чей дом был у поля,Все Манечкой именовали,Была она доброй уж больно Ей прозвище точное дали.А ту, что в деревни началеЖила, называли все Манькой.У ней телефон был  встречалаСтарушка гостей спозаранку.

II

Однажды мне ехать до домуПришлось из далёкого края,Глядела в окно исступленноНа небо с вороньею стаей,И тучи я взглядом глотала,Душой растворялась в озёрах,Речушкам далёким смеялась,Дышала полями и бором.Но вдруг увидала названьеДеревни, что за поворотом Там «Маньковщина»! Меня тутПрошибло волнения потом.Не знаю я, что там за хаты,И жители мне не знакомы,И всё же готова признать я,Что сердцем почуяла: дома!Спускаясь с крыльца спозаранку,Секрет свой храню дерзновенно:Зовусь я, как бабушка, Манькой,И где-то моя есть деревня.

Сумасшедший6

Немного безумен я. Впрочем,Боюсь, не немного: бумагаС волшебною силою магаГлядит непрестанно мне в очи.Порою как тот персонаж яКричу: «Не отдам! Моя прелесть!»В ней то, чем душа моя грелась,И то, чем тревожилась даже.Блокнот. Тишина. Книжек стопка.О, радость души сумасшедшей!Живу я не здесь, а в прошедшем,И дух мой в словесности топкой.

Пленённый читатель

Не первый год я провожу в полоне,Но я совсем не жалуюсь, о нет!Всё глубже, глубже запускаю корниВ мир волшебства, где музыка и свет.Тут проза льётся ласковым напевом,А музыка – как ветер за спиной.Здесь можно быть и птицами, и древом,И небом, где безмолвствует покой.Мне говорили возвращаться к людям,На сказке, мол, ты не построишь дом,Ведь популярен реализм, а чудуВозможно примириться с нашим злом.Хоть я вам благодарна за советы,Ещё в плену пусть поживут поэты!

Второе творение

Дитя печали, хрупкое творенье,Ты ищешь выход в рифмах и словах,Примериваешь с звуком единенье,Рисунок ладишь в красках и цветах.Коль повезёт со временем, терпеньем,Ты вдруг появишься в моих руках,Чтобы затем глядеть с недоуменьемСквозь плёнку пыли на пустых очах.Эх, если б встретился чудак-учёный,Иль тот волшебник, добрый чаровник,чтоб оживил героев окрылённых!Талант поэта – циник и шутник:Дышать не может им одушевлённый.Не нам принадлежит рожденья крик.

Надежда Петручук (Филон)

Род. в 1988 году в Гомеле (Беларусь). Окончила Гомельский государственный педагогический колледж им. Л. С.Выгодского (специальность – «Начальное образование») и Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины (филологический факультет, специальность – «Белорусская филология»). Печаталась в журналах «Бярозка», «Полымя», «Верасень», «Адукація і выхаванне». Победитель международного литературного конкурса «Першацвет» (2017). В настоящей подборке – стихи из сборника «Кроплі святла» (2012).

На просторах вечности

На просторах вечности стою…Что меня в грядущем ожидает?Сохранить загадочность свою,Чистоту и веру я желаю.И нести, как будто бы завет,Сквозь судьбы моей пути-дороги…Не боясь, смотрю на белый свет,У прекрасной жизни на пороге.

Покинутый

Дитя заснуло на руках…Созданье слабое такое,И всё ж узнать успело страх,Потери боль и сердце злое.Кто скажет, кто ответит мне,В чём эта крошка виновата?Теперь и мамы рядом нет,И не ответит сыну папа.И мама нежной теплотойРебёнка окружит едва ли…Отвергнут он… Гляжу с тоскойНа детство, полное печали.

«Сквозь пальцы пропускаю я песок…»

Сквозь пальцы пропускаю я песок,Песочный цвет мне согревает руки,Я слышу этот шепчущий поток,Сыпучие, таинственные звуки…О времени печалятся они,Которое бесцельно я теряю.Так хочется отпущенные дниНаполнить светлой истиной до края.

«Не бывает случайных друзей…»

Не бывает случайных друзей,Бог нам лишнего не посылает.На сплетении наших путейБесполезных друзей не бывает.Кто улыбкой поддержит подчас,А кто словом сердечным спасает.Пусть уверится каждый из нас —Бесполезным ничто не бывает.

Отзвук расставания

Белый снег – в преддверии весны!Серебрятся над землёй снежинки…Но не грёзы это и не сны,Что запорошили все тропинки.Солнечных лучей и не видать —Потускнел без них денёк весенний,А снежинки всё летят, летят,И похожи на ковёр настенный.Не сдаётся снежная зима,Кружит в воздухе пушистой шалью,Но – всё в прошлом. Знает и сама,Что пугает лишь своей печалью.Очень скоро зацветёт наш садИ весна заблещет, как царица,И, возможно, этот снегопадПросто был попыткою проститься.

Триолет

Нам жизнь даёт Всевышний только раз,И неизвестно, что нас ожидает…Ты вспомни эту строчку в трудный час:«Нам жизнь даёт Всевышний только раз».И что тебя в пути ни повстречает,Ответь ты честно, твёрдо, без прикрас:«Нам жизнь даёт Всевышний только раз,И неизвестно, что нас ожидает…».

III. Рецензии


«Латунный блеск отточенной строки…»

Рецензия на сборник стихов Ивана Денисенко «Совсем иначе»


Бывают случаи, когда «взаимодействие» алгебры и гармонии не имеет положительного результата: первая лишь убеждается в собственной слабости как инструмента познания, вторая – в нецелесообразности «взаимодействия». По этой причине ниже не будет тщательного анализа рифм и стихотворных размеров, образов и сюжетов. Можно лишь констатировать, что Иван Денисенко – великолепный мастер художественного слова и его сборник стихов, вышедший в свет в издательстве Stella в 2013 году, заслуженно отмечен премией им. Ольги Бешенковской.

К «алгебре» необходимо обратиться лишь ненадолго, дабы читатель получил представление о технической стороне творчества Ивана Денисенко. Его рифма разнообразна: она может быть составной («всё те же» – «мятежен», «…леса вон!» – «саван», «да ну вас!» – «шелохнулась, «в обиде ли» – «не видели»), экзотической (например, «Dum spiro…» – «Шекспира», «тумба» – «Колумба», «кофе» – «Петергофе»), сочетать разные части речи («исковеркав» – «фейерверков», «подыграв ей» – «фотографий», «другие» – «литургии»). Поэт последовательно избегает банальных и глагольных сочетаний, что способствует оригинальности его рифмы.

Образы в сборнике настолько ярки и живописны, что буквально вколачиваются в сознание читателя и застревают там, как неразорвавшийся снаряд: «густеет неба чёрное желе», «размытый этюдник ливней», «тихо сбрасывать пригоршни лет,// разрывая их, точно бинты», «позёмка вилась пуповиной». Редко кто из современных петербургских поэтов сравнивает Неву со вздувшейся веной. Возможно, такой «остроте» образов способствует музыкальность строк. В качестве примеров можно привести: «Стонет море, стирая орнаменты рун…», «Я словом, словно пламенем, объят…» или «Эта осень взошла из замёрзшей земли…». А во фразе «Город ловит воздух гранитным ртом…» у читателя перед глазами возникает образ утопающего. Некоторые строки настолько прекрасны своей яркой афористичностью, что ими хочется угощать, как лакомством: «Но чем больше сказанного невпопад// и чем больше сделанного без любви, //тем длиннее дорога, тем жарче ад, //тем безмолвнее струны и соловьи».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ободриты – славянское племя.

2

По впечатлениям от романа Эмиля Золя «Чрево Парижа».

3

Сконе – провинция в южной Швеции.

4

«Jag älskar dig!» – «Я люблю тебя» (шв.)

5

М. К. Огинский (1765—1833)  композитор, общественный деятель. В переводе используются как русский, так и белорусский варианты написания его имени.

6

Вольный перевод стихотворения «Вар'ят».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2