
Полная версия
Хроники Вечной Тишины
Внезапно свет. Яркий свет. Вышел из тени. Лучи звезды немного привели меня в чувство.
– Что же делать? – беззвучно кричу я. – Может герметик? Хотя нет, струя очень слабая, не вытяну.
Ответ нашёлся. Я вызвал голографическую панель на предплечье и открыл пластину на своей груди. Там находилось два аккумулятора. Я достал один из них, кое-как развернулся к кораблю спиной, и ещё раз взглянув, где находится дыра в обшивке, замахнулся, чтобы бросить аккумулятор в противоположную сторону.
Я бросил что есть силы.
– Сработало! – сказал я, вновь не услышав себя. В противодействие улетевшему в небытие механизму я медленно направился в сторону корабля. Бросок был очень хорош. Через минуту я соприкоснулся с кораблём в месте, откуда взлетел, и для страховки уцепился за ту самую дыру.
– Марк! Марк! – включил я прямой голосовой чат.
– Эй! Ты здесь! – ответил мне напуганный голос напарника. – Это аккумулятор, да? Питание закончилось?
– Да, Марк! Закончилось, – ответил я, герметизируя брешь. – Слушай сюда. Я уже заканчиваю починку. Магнитного поля нет. Я не смогу вернуться, пока ты не включишь реактор. Как идёт ремонт?
– Я-то всё отремонтировал, – сказал грустным голосом напуганный андроид. – Но есть проблема. Без питания я не могу открыть дверь шлюза. Я здесь застрял.
– Чёрт! – выругался я. – Не включив реактор, всей миссии конец. Мы сейчас стоим на месте. Нас рано или поздно притянет гравитация звезды.
– А знаешь, есть вариант, – осенило Марка. – Я могу включить реактор отсюда. Да, я потеряю это тело, но всё равно на борту ещё остались «носители». Но тогда тебе придётся перезапустить систему самому. Вручную.
– С андроидом в рабочей зоне долго реактор не проработает, – ответил я.
– А этого и не нужно, – развеял мои сомнения Марк. Главное, доберись до шлюза. Извне ты сможешь открыть его и без питания. Оттащишь моё тело и запустишь реактор второй раз.
– Рискованно. – ответил я.
– А ты видишь ещё варианты? – Уже более спокойно и даже слегка надменно спросил у меня Марк.
– Хорошо, сделаем так, – ответил я, немного поразмыслив. – Как только включишь его, я побегу.
Прошло около минуты в тишине и пустоте.
– Давай! – прокричал Марк перед обрывом связи.
Рукой, держащейся за край заткнутой дыры, я почувствовал лёгкий толчок и вибрацию. Внезапно звук. Я с грохотом упал на корабль. Магнитное поле и визуализация вернулась.
– Компьютер, вывести путь к шлюзу! – скомандовал я.
Дорога к спасению окрасилась синими стрелками. Я встал и быстро побежал к пункту назначения.
Двадцать метров, десять метров. Вдруг вновь тишина, мои ноги срывает с металла, но по инерции я лечу в сторону двери. Есть. Схватился за рукоять. Кое-как удалось забраться внутрь.
Пустота и тьма. Совершенно голые титановые стенки лишь отделяли меня от бесконечности и света. Здесь не было ничего из того, чем я коротал томительные дни путешествий. Я бы сказал, что здесь вообще ничего не было. Ориентируясь благодаря встроенному в ладонь фонарю, я добрался до серверной. Маленькие экраны там горели синим светом. Единственный узел, который держится на аварийном питании, чтобы не отключать андроидов. Прохожу дальше к шлюзу реактора. Открываю его. Вытаскиваю расплавленные остатки андроида. Вновь герметизирую «Токамак». Возвращаюсь к серверу, активируя аварийный протокол старта реактора. У меня осталась одна попытка.
– В запуске отказано, – услышал я голос в тишине. – Вследствие повреждения реактора во время предыдущего запуска необходим ремонт. Требуется введение нанитов.
Я подключил свою руку к системе и перенаправил оставшихся «скарабеев» на ремонт корабля.
– Начинаю ремонт, – обнадёжил меня ИИ – Ориентировочное время выполнения – 10 часов.
Я закрыл своё неживое лицо металлической ладонью. 10 часов… Здесь. И не уйти, не скрыться. Меня от одной тишины сдавливает и скручивает. А здесь один на один с космосом. Целую вечность. С вечностью.
Я попытался абстрагироваться. Думал о прошлом, о Земле, о скором отпуске – не помогает. Пустота всеобъемлюща. Тишина вездесуща. Она проникает в тебя и захватывает, понемногу сводя с ума. И снова паническая атака – закономерный итог. Мне стало страшно, очень страшно. Но я даже не мог тихо лечь на пол и застыть в позе эмбриона. Это металлическое тело беспорядочно крутилось в невесомости.
Паника закончилась. На смену ей пришла безысходность. И неважно, что через десяток часов я вернусь к привычной жизни. Безысходность эта охватывала всё время, которое охватить только можно. В моей титановой голове посилился экзистенциальный ужас. А за её пределами не было ничего.
Я начал размышлять. Думать о природе этой пустоты. Почему мир такой, почему такой Марк? Почему я такой, в конце концов? Может, оказавшись на моём месте, мой напарник спокойно пережил бы эту пустоту, оставаясь в небытие? Хотя с другой стороны, весь его мир заканчивается обзором глаз. Просто, удобно, но не здесь.
Я задумался о будущем. Люди не остановятся в попытках освоения космоса. Да и глупо это. Живя на одной планете, мы чудовищно рискуем. Не уничтожит нас астероид или сверхновая – так что-то другое. Тогда каким он будет «человек космический»? Визуализирующий Землю каждый раз, когда отвлечётся от повседневной рутины? Сомневаюсь. Психика тяжело выдерживает подобное. Это я замечаю на себе. До Марка тоже скоро дойдёт. Дополненная реальность никого не отпускает просто так. Даже с виртуальной попроще.
Ход мыслей прервался. Вновь пустота. Но что-то не так. На смену ужасу пришло другое чувство. Спокойствие.
Да, точно, спокойствие. Спустя время, понимаешь, что место это – не рай и не ад. Моё тело успокоилось. Абсолютно неподвижно оно висело в тёмной комнате. Я не чувствовал импульсации ни с одного органа чувств. Как вдруг:
– Посмотри…
О нет, слуховая галлюцинация. Крыша понемногу говорит мне: «до свидания».
– Посмотри… – вновь прошептало моё сознание.
– Куда? – решил я ему подыграть.
– В себя. Посмотри в себя…
– С кем я говорю? – по-идиотски серьёзно спросил я у этого голоса.
– С пустотой. Ты говоришь с пустотой. Посмотри в себя…
И я посмотрел. Сначала показалось, что там та же пустота. Но потом я понял. Нет, не пустота. Там целый мир. Озёра, луга, океаны, всё там. Внутри этой железной коробки. Внутри меня. Я прислушивался к тому, как шумит трава, как течёт вода. Я ощущал свежесть воздуха. И ответы. Я слышал ответы. Казалось, это были ответы на все мыслимые и немыслимые вопросы
– Я вижу! – восхищённо ответил я пустоте.
– Что ты видишь? – спокойно спросило ничто.
– Я вижу всё! – столь же спокойно ответил я.
– Оно всегда будет с тобой. Всегда…
На смену ничему пришло всё. Умиротворение заменило тишину. Пустота исчезла, осталась вселенная.
Ответ. Я услышал ответ. Мысли о будущем так долго терзали моё сознание. Мне всегда было интересно знать, какими будут люди будущего. Как будут жить в пустоте? Как, продлив жизнь, они будут тысячелетиями бороздить просторы космоса? Как будут сотни лет дрейфовать на космических кораблях сквозь бездну? И куда будет устремлён их взор.
– В себя… – ответила вселенная – В себя…
Человечество сейчас не готово к покорению этого мира. Для человека земного здесь ничего нет. Я это вижу. Когда-то, на заре космической эры, человек трепетал перед величием космоса. Он хотел понять его, почувствовать то, что чувствую я. Но став доступным каждому, он стал забавой, безделушкой, либо, что ещё хуже, рутиной. Я увидел перед собой образ Марка. Отличный пример. Космос для него – аттракцион. Весёлое приключение. Через лет двадцать он станет его ярмом.
Но человек космический будет другим. Пройдут поколения, сменится место человека, а с ним сменится культура, мировоззрение, и лишь в конце – ощущение его в этой бескрайней тьме. Человек научится слушать тишину, научится ей отвечать. Возможно, это будет уже и не человек, но какая разница? Это создание родится в пустоте. Пустота станет его родным домом. И лишь тогда человек её поймёт.
Я обдумывал это ни один десяток раз. Думал о возможном исходе и о возможных последствиях, но не увидел ничего страшного. Это скорее закономерный итог. Гораздо лучше толпы напыщенных варваров, которые лишь орут громче, не слыша своего голоса в вакууме.
***
Внезапно тишина исчезла, включился свет. Заработала визуализация. Я плавно опустился на пол. Похоже, по итогу я и не заметил этих десяти часов.
– Ремонт всех систем завершён. Запуск термоядерного реактора прошёл успешно. Все системы в норме и готовы работать – доложил ИИ.
Ко мне с дерева в руки прыгнул кролик – милейший плод моего воображения. Я встал на ноги и продолжил гладить симпатягу. В коридоре что-то зашуршало. Это был андроид. Он совершал очень отточенные движения робота, маршируя ко мне. Через мгновение его движения стали самыми, что ни есть, человеческими. Робот, размахнув руками, обратился ко мне:
– Эй, ну как ты? – спросил Марк.
– Да вроде нормально, – отмахнулся я, решив оставить свои ментальные приключения в тайне.
– Ну это хорошо. Думаю, скучно тебе здесь было, ну это такое. Сегодня ты у нас герой. Тебе не то, что неделю – месяц отпуска за такое дадут. Ты спас корабль. ИИ доложил о запуске ионных движков. Мы скоро прибываем.
Я ничего на это не ответил, просто снял рукой щиток со своего лица.
– Чего молчишь? – не дал мне отмолчаться Марк.
– Эхх, – ответил я. – Ты хоть сам понимаешь, каким делом занимаешься?
Марк молча уставился на меня. Его выражение лица я разгадаю за сотни световых лет от дома. Хотя и лица его я никогда вживую и не видел.
– Идём, – сказал он. – Тебе нужно проветриться.
Напарник привёл меня к выходу с корабля. Нам в глаза ярко светила звезда.
– Визуализировать космос для приемлемого просмотра, – скомандовал Марк ИИ.
Звезда плавно уменьшила свою светимость. Я увидел невероятный круг. Круг, в котором происходили миллиарды процессов. Где чёрные пятна сменялись яркими точками. Звезда жила. И дарила жизнь другим.
– Красиво, – сказал Марк.
– Не то слово, – ответил ему я.
– А прикинь, сейчас с той стороны звезды к нам пришельцы прилетят? – пошутил Марк.
– Да ладно, они такую развалюху, как это судно, даже за корабль не примут. Ни то, что предмет развитой цивилизации.
– Нечего тут заливать. Люди, между прочим, «суперпродвинутые перцы». Вот увидишь, только мы с пришельцами познакомимся, они к нам в союзники помчатся, как милые. А если начнут возникать, то мы их быстро на место поставим, – Марк стал ещё более напыщенным, как индюк.
– Эхх, дружок. Ничего ты в этой жизни не понимаешь. – вздохнув, ответил я.
– А что тут понимать… – Марк хотел мне что-то ответить, но его перебил ИИ.
– Внимание персоналу корабля. От лица всех жителей Земли мы благодарим вас за успешное выполнение задания. Благодаря вам очередной рубеж достигнут. Сегодня мы начинаем колонизацию планеты «SK3110». Через 20 минут ваша команда будет заменена персоналом, отвечающим за посадку управляемых капсул. Да здравствуют покорители космоса!
– Покорители… – не понравилось мне это слово.
– Честно, Маковский, – обратился ко мне Марк. – Мне будет тебя не хватать. Новый полёт, новый напарник. Ничего не поделать. Как там в уставе говорится: «Дабы не вызывать привязанность внутри экипажа, мешающую выполнению поставленной задачи». Но перед тем, как прощаться, есть у меня для тебя сюрприз.
– Сюрприз? – удивившись, спросил я.
– Знаешь, Маковский. Я всегда завидовал работникам «посадочного бюро». Сейчас мы покинем это судно. Нас заменят они. Будут в этой звёздной системе всего неделю. Но за эту неделю они высадятся на планету. Покатаются по ней на своих развед-машинах, сваяют рапорт и полетят на другой шар. Постоянно что-то новое. Приключения. Утренний бриз океана из жидкого метана. Углекислотные дожди. А если планета похожа на Землю… Как ты там говоришь, романтика?
– Романтика… – вздохнув, ответил я.
– Так вот, и в нашей работе есть моменты блаженства. Может это будет один из них…
Марк пошел по внешней обшивке корабля, позвав меня с собой. Мы пришли туда, где звезда была сильно сбоку, словно во время заката.
– Визуализация! – приказал Марк и щелкнул пальцами.
Передо мной появился большой круглый стол с двумя стульями друг напротив друга. На столе были восхитительные блюда на любой вкус.
– Прошу! – торжественно произнёс мой напарник.
– Ну ты и фантазёр, – улыбнувшись, ответил я.
Моё механическое тело разместилось на стуле. Марк тем временем открыл шампанское. Наполнив бокалы, он также сел, закинув ногу на ногу и поднял стеклянный сосуд с шипящим напитком перед собой.
– Тост! – гордо сказал он. – За нас! И за человечество!
– За пустоту, друг мой! – чёкнулся я и залпом выпил напиток.
Я доедал нежнейшее мясо телёнка и смотрел на бесконечные россыпи звёзд. В душе воцарился покой, а анализаторы сходили с ума от потрясающего зрелища и восхитительного вкуса.
Разобравшись с блюдом, я осторожно пригубил горячий чай. По механическому лицу Марка была видна и его радость. Я понял, что счастлив. Я наконец-то получил ответ на вопрос, что терзал меня многие годы. Порой для этого нужно всего лишь разок взглянуть внутрь себя.
– Думаю, – начал мой жующий напарник. – С такими успехами тебя самого скоро зачислят в «посадочники». А там, как сейчас любят говорить: «дивный новый мир ждёт». А через годков двадцать и я туда подтянусь. И кстати, советую перейти к десерту.
Я откусил кусок несуществующего торта. Великолепный вкус. Запил чаем, которого нет. Само наслаждение. Наслаждение, которое меня ни сколь ни смущает. Ведь посмотрев не своими глазами на вселенную, которую я всегда называл «пустотой», я понял…
Всё есть пустота… И пустота есть всё.