Полная версия
Димкины истории
На следующий день нас спешно погрузили на поезд и отправили в сторону Тайохары, Южно-Сахалинск сейчас это.
Мой взвод ехал на открытой платформе вместе с артиллеристами и их орудиями. Когда проехали водохранилище, стали слышны звуки пулемётных очередей, беспорядочные взрывы, одиночные выстрелы. Стало ясно – идет бой. В районе Экинохары поступил приказ рассредоточиться и продвигаться вперед. Но только мы начали выдвигаться на боевые позиции, то попали под такой шквальный огонь японских пулемётов и гранатомётов, что не только головы – пальца поднять нельзя было. В первой же атаке мой взвод потерял пятерых бойцов. Благо тут подоспели наши артиллеристы. Они выкатили свои противотанковые орудия на железнодорожное полотно и прямой наводкой за несколько минут подавили несколько вражеских огневых точек. Командовал артиллеристским расчётом молоденький сержант. Может, это и был будущий герой по фамилии Николайчук, не знаю. Знакомиться было некогда, мы тут же пошли в наступление. Сейчас на станции, названной в честь Бориса Николайчука, на братском захоронении стоит памятный обелиск, может, и мои кореша там лежат.
После этих слов ветеран замолчал и молча стал смотреть в окно, видно было, как растревожили его воспоминания. Этот рассказ вспомнил Сергей, проезжая очередную железнодорожную станцию.
* * *Прочитав вывеску на вокзале станции, к которой они подъезжали, Димка задал отцу вопрос:
– Ну, Чистоводное я понимаю, значит, здесь вода чистая, а вот Ожидаево? Кто здесь кого ожидает?
– Нас с тобой, наверное, и ожидают, – смеясь отвечал Гордеев-старший, – видишь, сколько тётенек с кастрюльками и кулёчками на перроне собрались.
Вагон остановился напротив старой водонапорной башни, судя по свежим потёкам, эксплуатируемой до сих пор. Станция находилась на полпути между Южно-Сахалинском и Холмском, и поезд в Ожидаево делал самую длительную остановку. Вдоль состава, в любое время года, выстраивались местные жители, предлагающие проезжающим дары природы, выращенные на собственных огородах. Микроклимат в этом районе позволял созревать садовым культурам гораздо раньше, чуть ли не на месяц, чем на всём острове. Первая садовая земляника, смородина, свежие и малосольные огурчики, посыпанная свежим укропом отваренная молодая картошечка, копчёная рыбка – вот далеко не полный перечень продуктов, дразнящих своим видом и запахами пассажиров. Мало кто мог справиться с соблазном и не купить хотя бы один кулёчек душистой ягоды или жареных семечек.
После остановки Пятиречье, где была своя пекарня и продавали изумительно вкусный хлеб, поезд поворачивал на юг, и до посёлка Чапланово дорога шла вдоль реки Лютоги, одной из самых значимых и рыбных рек на Сахалине. Поселок и одноименная станция названы в честь Евгения Чапланова, героически сражавшегося и погибшего в бою за этот населённый пункт.
«А сколько ещё лежит на этих сопках и холмах безымянных героев, молодых парней, так и не узнавших счастья встречать рассвет в объятьях любимых, не познавших радость отцовства», – думал Сергей, наблюдая, как поезд плавно делает дугу, поворачивая на запад. Размышления отца прервал Дмитрий:
– Папа, а ты мне обещал показать страшный мост, мы его ещё не проехали?
– Не страшный, а «Чёртов». Сейчас будет станция Камышово, а потом я тебе его покажу.
«Чёртов мост» является не только уникальным железнодорожным сооружением, но и историческим объектом, причисленным к семи чудесам Сахалина. По мнению даже сегодняшних экспертов, при проектировании моста было принято неординарное, смелое решение. Оно заключалось в том, что линия железнодорожного полотна выполнена в виде петли.
– Вот сейчас мы прямо с вершины сопки проедем по «Чёртову мосту», внизу ты увидишь железную дорогу, по которой мы будем проезжать через несколько минут. Потом поезд «нырнёт» в гору, сделает петлю и через два туннеля окажется уже снизу моста, – объяснял сыну Сергей. Когда вагоны, чуть покачиваясь, выехали на мост, создалась иллюзия свободного полёта на 40-метровой высоте.
Переведя дух после увиденной почти сказочной картины, Димка многозначительно изрёк:
– Да, папа, видно, и правда здесь по ночам черти катаются, – чем вызвал улыбки соседей по вагону. После станции Николайчук дорога пошла вдоль ещё одного достопримечательного места: озера Тый, или, по-другому, «Тайного водохранилища», долгие годы обеспечивающего водой город Холмск.
Полученное в результате строительства земляной плотины высотой 18 метров на реке Тый озеро является одним из любимых мест отдыха холмчан.
Утомлённый дорогой Димка задремал, уткнувшись в бок отца, и Гордееву пришлось его будить, потому что поезд проследовал через последнюю станцию и прибывал на вокзал Холмск-Южный. На перроне их встречал отец Сергея, Димка первый заметил седую голову деда и радостно замахал руками. Встречающий кивнул головой, давая понять, что заметил родственников, и зашагал вдоль перрона, стараясь не отставать от вагона останавливающегося состава.
Под очками в роговой оправе у деда Георгия предательски блестели чуть прищуренные глаза.
Коллекционер
В третьем классе Димка решил коллекционировать марки, все родные и знакомые были оповещены об увлечении мальчика и с удовольствием несли ему использованные конверты и открытки. Мама подарила малышу кляссер, это такой специальный альбом для хранения марок, который представлял собой сброшюрованные листы черного картона, на обеих сторонах которых имелось несколько рядов, по ширине листа, прозрачных полос из кальки, служащих карманами, в которые вставлялись марки.
– Так ты теперь у нас филателист, – заявил Димкин папа и вручил ему потёртый конверт, в котором находилось несколько десятков погашенных почтовых знаков.
– А кто такой филателист? – поинтересовался сын.
– Филателисты-это люди, которые коллекционируют марки, вот как ты.
– А ты, папа, что. тоже их коллекционировал?
– Да, было такое дело, вот в этом конверте марки, которые сохранились от моей коллекции, там есть даже одна японская, я её у кого-то из пацанов выменял. А потом я открытки начал собирать.
– Открытки у нас в классе девчонки собирают, в основном с киноартистами.
– У меня тематика была – русские народные сказки, знаешь, сколько у меня их было? Больше трёхсот, – Гордеев вспомнил, как он радовался, когда тётя Аня из Владивостока прислала ему комплект открыток с иллюстрациями всех сказок Александра Пушкина, даже в школу носил похвастаться, – марки тоже можно по тематике собирать. Вот соберётся у тебя их побольше, и ты определишься. К тому же настоящий коллекционер должен знать историю каждой марки, в честь какого события она выпущена и кто или что на ней изображено. Вот эта, кто на ней? – Гордеев-старший взял из конверта марку с портретом космонавта.
– Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт, – Диме игра понравилась, и он достал из конверта ещё одну марку, – а на этой озеро Байкал.
– Правильно, молодец, только ты это прочитал на самой марке, а вот что ты знаешь про Байкал?
– Оно большое, и вода в нем чистая. Пап, а там какие рыбы водятся?
– Байкал не только по площади одно из самых больших озёр, но и самое глубокое в мире. Его глубина более 1,5 километра, на Земле ещё только два озера имеют глубину более километра. По объему запасов пресной воды Святое море, так в старину называли Байкал, занимает первое место в мире. Много там и всякой рыбы, причём около тридцати видов нигде более не встречаются. Множество речек и ручейков впадает в Байкал, и только одна река вытекает из озера и несёт свои воды в сибирскую реку Енисей, про неё даже легенда имеется.
– А ты можешь легенду мне рассказать? – спросил сын.
– Ну, слушай. Давным-давно жил в своём дворце могучий седой богатырь Байкал. Была у Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла, во всём свете красивее её не было на земле. Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и рассказала о самом сильном и красивом богатыре Енисее. И захотела Ангара увидеть Енисея. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. А ручейки всё рыли и рыли тайный проход, и, наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Тысячи лет течёт Ангара в Енисей чистой, как слеза, водой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным.
– А, я понял. Красавица дочка – это и есть река по названию Ангара, так, папа?
– Я рад, что ты всё правильно понял. А теперь давай я тебя научу, как правильно отклеивать марки от конвертов и их хранить. Прежде надо тёплой водой марку намочить и потом ножичком или бритвой отклеить от конверта, если повредишь хотя бы на марке один зубчик, она уже считается бракованной, и никто ею с тобой меняться не будет. После того, как марка высохнет, её надо поместить в карман кляссера.
С этого дня вся семья приняла участие в очередном увлечении сына. Иногда, по вечерам, отец с сыном брали альбом и обсуждали новую марку. Как-то раз Гордеев-старший не нашёл кляссер на его привычном месте.
– Дима, а где наши марки? – спросил он у сына.
– Они у Ромы, мы решили собирать их вместе.
– А почему кляссер не у тебя будет храниться?
– Рома сказал, что сначала коллекция побудет у него, а потом у меня.
Родители удивлённо переглянулись, мама только молча пожала плечами. Через пару месяцев Дима принес пустой кляссер, видимо, другу купили свой, коллекцию в доме Гордеевых больше не видели.
– Может быть, поговорить с Ромиными родителями? – предложила Гордеев.
– Не надо, это будет ему урок, – возразила жена, – а то он у нас уж слишком доверчивый, пусть на практике поймёт смысл пословицы: «Дружба дружбой, а табачок врозь».
– Это ещё какой друг, и друг ли он тебе.
1985 г.Оловянный солдатик
Димкиному другу на день рождения подарили оловянных солдатиков. Вкусно пахнувшие свежей краской, они «скучали» в большой красивой коробке каждый в отдельной ячейке и будто просились, чтобы их освободили из заточения. Роман был безмерно рад подарку и вызывал лёгкую зависть у друга. Мальчишки часами выстраивали своё войско и разыгрывали захватывающие сражения. Первой шла в наступление линейная пехота в тёмно-зелёных двубортных мундирах со светло-синими с красной выпушкой воротниками, в киверах[1] с чёрными султанами на головах. По правому и левому фронту выставлялись бравые конные гусары в красных доломанах[2], синих чикчирах[3] и чёрных киверах, с ташками[4] на портупее. В тылу войска у полупудовых «единорогов»[5] замирали бомбардиры с «золотыми галунами» и банниками[6] наперевес. Некоторым героически отличившимся солдатикам мальчишки присваивали даже имена. В роли противника, как правило, расставлялись фигуры шахмат Ромкиного отца, а пушечные ядра были костяшками от домино. После команды «Батарея, огонь!» в «противника» летели «снаряды», сбивая с ног вражеских солдат.
Потом в бой вступали гусары-кавалеристы, сметая по флангам артиллерию и конницу «немцев», «шведов» или «французов», смотря с кем шло сражение. Заканчивалось сражение пленением пехотинцами Короля и Королевы противника.
Как-то раз, закончив игру, Димка не удержался и положил одного солдатика себе в карман. «У Ромы их много, а я поиграю немного и верну», – успокаивал себя мальчуган. И все же чувство вины не покидало его, поэтому придя домой Дима решил солдатика никому не показывать, а положить его под подушку в своей кровати. На следующий день, а было воскресенье, и никто никуда не торопился, раньше всех поднялась пятилетняя сестрёнка Анюта и побежала будить брата. Увидев рядом с подушкой лежащую игрушку, она тут же взяла её и отправилась показывать родителям.
– Мама! Мама! Смотри, что у меня есть. Настоящий оловянный солдатик, прямо как в сказке, которую ты мне читала про него и балерину. Только у того была одна нога, а у этого две.
– Какая прелесть. А где ты его нашла? – родители уже проснулись, и мама отправлялась на кухню готовить завтрак.
– У Димы на кровати лежал.
За завтраком мама, как бы невзначай, спросила:
– А откуда у тебя, Дима, этот солдатик?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, подбородным ремешком, часто с украшением в виде султана.
2
Доломан – короткая (до талии) суконная однобортная куртка со стоячим воротником. Поверх доломана надевался ментик – короткая куртка, которая была обшита мехом.
3
Чикчиры – узкие рейтузы.
4
Ташка – плоская сумка, которая крепилась к портупее.
5
Единорог – пушка образца 1805 года.
6
Банник – щётка для чистки орудийного ствола и прибивания заряда.