bannerbanner
Планета-музей, или Как я обрел мечту
Планета-музей, или Как я обрел мечтуполная версия

Полная версия

Планета-музей, или Как я обрел мечту

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Алексей Шабалин

Планета-музей, или Как я обрел мечту

Я хорошо помню тот день по двум причинам. Первая: завтра будет ровно 200 лет, как мой кумир Юрий Гагарин отправился в космос. Вторая: потому что перед школой я снова разругался со своей мамой. Как всегда.

– Есть вещи, которые просто невозможно доказать. – утверждала она.

– Наука может все! Неужели ты веришь, что вселенную создал какой-то седой старик?! Или, может, Земля стоит на трех китах и черепахе?! – отвечал я ей.

– Я ничего не собираюсь тебе доказывать, но есть вещи, о которых мы не знаем наверняка. А вообще, ты время видел? Давай-ка, дуй в школу, а то опоздаешь еще.

Ох, уж эти взрослые. Кла-сси-ка: не можешь переспорить – воспользуйся авторитетом. Действенный прием. Работает безотказно.

В тот день я ехал в школу на “седьмом” городском электробусе. На улице из мегафонов, прикрепленных к столбам, звучало пение птиц. В глаза бил свет высоток, ведь каждый дом был покрыт экранами. Люди устанавливали их вместо окон, а компании, чья реклама там крутилась, помогали платить за жилье.

Да, наш мир не был идеальным. В нем было мало деревьев, чистой воды и живности. Но у нас ведь были технологии! Если я хотел оказаться на природе, то мог просто надеть очки виртуальной реальности. Когда мне не хватало солнечного света, я с помощью чипа подавал в организм нужное количество витаминов.

Может быть, наш мир покажется вам странным, но я все равно очень люблю его, ведь все, что я вижу вокруг, чем пользуюсь и вдохновляюсь, было создано благодаря науке и освоению космоса. Благодаря гениям человечества.

Я думал о том, как хочу доказать маме, что она не права. Пока я размышлял об этом, не заметил, как оказался в школе и своем классе.

– Каждый должен взять по буклету, – произнес учитель, раздавая цветные листочки. – Завтра мы отправляемся на открытие планеты-музея.

– Целая планета из музеев? Зачем так много? – удивленно спросил одноклассник.

– Да, в честь двухсотлетия полета Юрия Гагарина в космос открывается планета-музей, где собраны все известные на данный момент знания. Библиотеки, выставочные центры, интерактивные площадки и многое другое, – с энтузиазмом ответил ему учитель. – Поэтому завтра уроков не будет. Вся школа летит на планету-музей.

В 2161 году человечество достигло такого научного прогресса, что, например, планета-тюрьма или планета-больница стали нашей обыденностью.

“Открой тайну сотворения мира.” – прочитал я на буклете. Отлично! Ответ сам пришел мне в руки! Завтра я наконец-то узнаю, как возникла вселенная, и смогу рассказать маме, как же она ошибалась!

Я скомкал буклет и закинул его себе в рот. Неплохой вкус, мятный. Съедобная бумага – лучшее изобретение на свете. Никакого загрязнения окружающей среды. Да и пара книжек – и вот ты уже наелся.

На следующий день я стоял в самом начале очереди на космический самолет. Тут, наверное, тоже нужно остановиться и объяснить? Или сами догадаетесь? Илон Маск, великий ученый, разрабатывал быстрый и дешевый способ перемещаться с одной планеты на другую. Первые попытки он делал еще при жизни, но только сейчас мы смогли стать настоящими космотуристами.

Я сел рядом со своими одноклассниками, пока двое из них горячо спорили:

– Ты не понимаешь, внутри Земли есть ядро. Оно настолько горячее, что буквально отапливает всю планету! – утверждал один.

– Нет, это ты не понимаешь! Под Землей огромная тефтелина. Все, что нам нужно, прокапать хорошенько вглубь, и все люди будут сыты! Ты только представь: колоссальное количество жареного мяса! Только успевай раздавать! – переходил на крик второй.

– Какое мясо?! Какая тефтелина?! Ты что совсем с ума сошел со своим Летающим Макаронным Монстром или издеваешься?! – орал первый.

– Соблюдаем тишину, – строго сказал учитель с соседнего кресла.

Пока я слушал этих двух сумасшедших, не заметил, как мы уже прилетели на планету-музей. Она выглядела именно так, как я ее и представлял: ты не мог пройти и пяти метров, чтобы не узнать что-нибудь новое. На входе всем раздавали умные очки. С их помощью можно было посмотреть на предмет, а перед глазами тут же появлялась краткая справка. В ней был указан автор изобретения, год создания и история его возникновения. Это помогало нам запоминать больше информации не только о сложных вещах, но и о предметах, которые окружали нас каждый день. Жаль, таких очков еще не было на Земле.

Школа разбилась на группы: биологи отправились создавать вирус, а потом придумывать от него прививку. Физики же решили немного поразвлекаться с голограммой Ньютона и покидать в него яблоки. Химиков, как всегда, привлекали взрывы. Математиков заинтересовали живые шахматы.

– Кто бы мог подумать! Колдовство из Гарри Поттера стало правдой! – кричал один из них от восторга.

– Наука – это новая магия. – спокойно ответил другой.

Лично я не мог больше терпеть. Отпросившись у учителя, я побежал в музей, о котором говорилось в буклете. Я был очень взволнован. Наверное, я никогда так быстро не бегал. Увидев вывеску “музей сотворения мира”, я только ускорил темп. Зайдя внутрь, мне сразу бросилось в глаза, что тут почти никого не было.

– Привет. Меня зовут ЛЕША. Чему хотите научиться?

Это был не настоящий человек, а андроид. Программа, отвечающая за его внешность и поведение, подобрала для меня самый дружелюбный “детский” образ. Он был похож то ли на клоуна, то ли на фокусника. Его одежда была разных цветов, но все они идеально сочетались друг с другом.

– Для начала я хочу узнать, почему у тебя человеческое имя? – спросил его я.

– Во-первых, я практически человек. Мы с тобой похожи. Разве что, у меня нет сердца, но мой искусственный интеллект ничем не отличается от твоего мозга. Во-вторых, это аббревиатура: Легкообучаемый Естественно-искусственный Широкоприменяемый Автоандроид.

– А ничего попроще придумать нельзя было?

– ЛЕ-ША, – произнес он по слогам. – Куда уж проще?

Нависла неловкая пауза. Мне еще не доводилось общаться с андроидами на едине. В наше время это, конечно, не новость, ведь у них уже даже прав столько же, сколько у людей: они могут голосовать, свободно перемещаться, заводить семьи. Но все равно было очень непривычно.

– Что вы хотите узнать? – повторил он свой вопрос.

– А, да, точно. Я хочу узнать, как зародилась жизнь!

– Хорошо. Но сперва я вам кое-что покажу. Дайте мне свою руку.

Как только я его коснулся, тут же очутился в неизвестном месте.

– Как ты это сделал? – спросил я с восхищением.

– Представьте, что все вокруг – виртуальное пространство, которым я могу управлять.

Тогда он за 5 секунд отправил нас в 5 разных мест. Перед моими глазами пронеслись пробудившиеся вулканы, огромные ледники, удивительной красоты водопады и широкие зеленые поля. Напоследок ЛЕША показал мне, как потухло солнце.

– Вау, – произнес я, ведь больше ничего не приходило на ум.

– Прелесть этого музея в том, что вы можете также, – ответил он. – Достаточно закрыть глаза и начать фантазировать. Все задуманное в миг станет правдой.

Тогда я представил то, что всегда мечтал увидеть своими глазами. Я прищурился, чтобы лучше разглядеть происходящее. Вот он, настоящий большой взрыв!

По телу пробежали мурашки. Я никогда не видел ничего прекраснее, ничего удивительнее. На Земле все было создано искусственно, руками человека, а тут такой естественный процесс. Сила природы.

– Подобно написанию музыки, ноты звучат в голове автора, благодаря вдохновению, а вселенная появляется из первозданного ничего. Спасибо большому взрыву, – проговорил андроид. – Что будете делать дальше?

– Послушай, ЛЕША. – перебил его я. – Спасибо большое, конечно, что показал мне эту игрушку, но, может, ты просто расскажешь мне правду и все?

– Обязательно, но сначала вы должны закончить начатое. Обещаю, после этого я расскажу вам все, что хотите. – спокойно ответил андроид.

Тогда я начал создавать свой млечный путь, солнечную систему, Землю. Но повторять один в один было бы совсем скучно, поэтому я добавил пару незначительных изменений.

– Хм, моря из газировки, оригинально – комментировал ЛЕША. – Думаете, что вместо снега больше подойдет сахар? Неплохо. А что это за животное? Почему у этого жирафа кроличьи уши? А, теперь он не только заранее видит опасность, но и слышит ее, умно.

Я продолжал творить и придумывать все более безумные вещи.

– Вы забыли об одном важном элементе: заселить планету разумными существами. – сказал андроид.

Точно! Как же мне это в голову не пришло! Я заботливо подготовил место для первых людей на моей планете: вырастил им красивый цветущий сад с самыми спелыми фруктами, впустил туда миролюбивых травоядных животных, настроил там температуру и влажность, а когда взглядом охватил сделанное, был очень доволен.

Пара щелчков пальцами, и на свет появились мужчина и женщина. Они сначала опасались друг друга, но в итоге смогли найти общий язык.

Мне понравилось создавать собственный мир. Это было весело, интересно и будоражило мое воображение, но я все таки пришел сюда за другим.

– Теперь-то мы можем приступить к делу? – спросил я у ЛЕША.

– Конечно, но остался последний вопрос. Вы уверены, что хотите оставить свою вселенную без присмотра?

– Думаешь, им нужна нянька? – сказал я с насмешкой.

– Скорее, менеджер, управляющий или, проще говоря, директор, – спокойно ответил ЛЕША.

– Конечно, так было бы гораздо лучше, но я не хочу лишать их ответственности за свои поступки. Думаю, они справятся и без него.

– Это ваше право. В таком случае, теперь я могу рассказать вам, зачем вы все это делали.

– Наконец-то! – воскликнул я.

Вот и настал этот момент! Прямо сейчас я узнаю правду.

– Скажите, вам ничего не напоминает то, что у вас в итоге получилось? – спросил меня ЛЕША.

– Ну, конечно. Я вдохновлялся нашим миром, потому тут все так похоже на нашу вселенную.

– Хорошо, а этот сад для первых людей не кажется вам знакомым? – продолжал андроид.

– Да, я вспомнил, как мама рассказывала мне про божественный сад Эдем, откуда были изгнаны первые люди, Адам и Ева, но к чему ты клонишь? Какая разница, на что это похоже?

Я задавал эти вопросы, но сам начинал понимать, в чем было дело.

– Создатели этого музея поставили перед собой вопрос: как объяснить взрослым и детям одну простую вещь, а именно, как появилось все вокруг, включая планеты, звезды, людей.

Да, я четко понимал, к чему он ведет.

– Сейчас на Земле, насколько мне известно, все сотворено, благодаря науке. Но создатели музея не хотели вводить людей в заблуждение.

Мне становилось все сложнее и сложнее его слушать. Неужели всю свою жизнь я ошибался.

– Потому создатели музея дали возможность людям поставить себя на место творца. Так, в зависимости от происхождения и культуры, каждый может придумать свой мир, похожий на тот, в котором он существует.

Не может быть. Всю свою, хоть и маленькую жизнь, я ошибался.

– Поэтому вы реализовали теории, которые близки вам. Божественную с Эдемом, научную с большим взрывом, а также предположение…

– С игрой, – закончил я за андроида.

– Верно, это еще одна интерпретация. Многие ученые считают, что мы живем в симуляции. В программе или виртуальном пространстве. Возможно, все вокруг не больше, чем строчки кода. Нули и единицы. Я, например, не питаю иллюзий на свой счет и признаю, что меня создала человеческая раса.

– То есть мы до сих пор не знаем, как появились на свет? – возмущался я.

– Вы – из плаценты. Мы – из ваших рук. – ответил ЛЕША, явно не понимая, о чем идет речь.

– Нет, в смысле не только люди, а мы все. Все живое! – кричал я.

– Существует множество теорий. Сегодня мы разобрали основные, приемлемые на ваш взгляд. Возможно, ни одна из них не верна, а, может быть, все три являются правдой.

– Все три? – переспросил я.

– Есть вероятность, что наша вселенная – лишь симуляция, созданная существом, мышление которого вне нашего понимания. Он вложил в программу основу в виде Высшей Сущности, чего вы, кстати, делать не стали. А уже она щелчком пальцев запустила большой взрыв. После этого заселила планету людьми.

Я был растерян. Всю жизнь я верил, что наука может все объяснить, но только что, прямо перед моими глазами доказали обратное. Я вспомнил детство и как всегда представлял, что строил дом. Каждый день, кирпичик к кирпичику, не зная усталости, я возводил свое здание, чтобы однажды с его высоты взглянуть на весь мир. Не было ни дня, чтобы я не учился, не узнавал что-то новое. Моими развлечениями были документальные фильмы и научно-популярные книги. Я спал и видел, как с моей башни я буду смотреть на вселенную, а она – открывать мне свои секреты. Фундаментом моей постройки была вера в науку и ее необъятные возможности.

Я ужасно себя чувствовал. Это ощущение было похоже на яд, который протекает по всему моему телу, разрушая его. Будто еще чуть-чуть, и я распадусь на молекулы, затем на атомы, и исчезну прямо в этом музее. В мой фундамент заложили динамит, и фитиль почти догорел.

– Но не стоит расстраиваться, друг мой, – неожиданно произнес андроид ЛЕША. – Ведь неизвестность – вот, что всегда вдохновляло ученых по всему миру. Такие нерешенные вопросы толкают человечество к развитию. Однажды и этот секрет мироздания раскроют люди. Возможно, это даже будете вы.

– Я? Да кто я такой по сравнению с ними?

– Посмотрите вокруг. Видите ли вы здесь еще кого-нибудь? – спросил он.

– Нет, тут только мы, – произнес я с недоумением.

– Вот именно, – поставил он точку.

Пора было возвращаться домой. Я попрощался с андроидом ЛЕША и пошел к нашему космосамолету. Одноклассники внутри продолжали спорить:

– У тебя нет никаких доказательств того, что под землей вместо ядра огромная тефтелина! – говорил один.

– А у тебя нет никаких доказательств, что ее там нет! – отвечал второй. – Ты что был под землей? Вот увидишь, однажды и ты почувствуешь запах мяса!

Рассуждения про тефтели уже не казались мне такими сумасшедшими, как сегодня утром. Теперь ни в чем нельзя быть уверенным на 100 процентов.

Я смотрел в окно. Там, за бортом, проносились спутники, станции и метеориты. Все, что вдохновляло меня раньше, теперь казалось лишь космическим мусором.

На Земле нас встречали родители.

– Что-то не так? – спросила мама, как только мы сели в электромобиль.

– Я больше не верю в науку, – с сожаление ответил я.

– Почему же?

– Потому что мы не знаем даже, как появились на свет. Такие элементарные вещи все еще остаются секретом для мира. Раз мы не знаем даже этого, то что мы вообще можем знать? Я всегда считал, что человек всемогущ, благодаря науке. Но теперь мне кажется, что мы какая-то случайность, ошибка, результат стечения обстоятельств!

– Но только сейчас, верно?

– В смысле сейчас? – спросил я растерянно.

– Именно сейчас мы не знаем, как образовалась вселенная. Ты решил, что это навсегда? Но теперь представь, что Юрий Гагарин думал бы также. Представь, что он бы перестал верить в выход человека за пределы Земли. Просто задумайся о том, как все, на кого ты равняешься, перестали бы жить своими идеями. Прекратили бы думать, что все возможно, и мечтать об изменениях.

– И что ты предлагаешь?! Я своими глазами видел, что правды нет! – повышал я голос.

– Тогда найди ее.

– Найти ее? Но как?

– Перед тобой целая жизнь. Выбери правильный путь и стань тем, кто все таки узнает главный секрет мира.

– Это невозможно. – оборвал ее я.

– Почему же?

– Я не Юрий Гагарин и не Илон Маск. Я не гений, не ученый, я никто. Просто мальчик.

– Они тоже ими когда-то были. Обычными мальчишками, которые с горящими глазами смотрели в небо. Но у вас всех есть нечто общее.

– И что же?

– Любовь. К науке, космосу, жизни. Может быть, не все истины известны, но одну я уяснила еще давно. Силы любви, веры и упорной работы могут изменить представления миллиардов людей. Всего 200 лет назад человек отправился в космос. Отмотай время еще хотя бы лет на 100 и попробуй рассказать кому-нибудь, что в будущем мы выйдем за пределы Земли – никто не поверит. Кто знает, что будет дальше.

Когда я был в том музее, я чувствовал, что во мне умирало что-то. Сейчас я понимаю: это была вера. Вера в науку и ее возможности. Но после разговора с мамой кое-что во мне изменилось. В той сырой земле раньше росло убеждение, что человечество может все. Теперь там лежало нечто новое. Мама вложила туда семечко другой веры. Веры в себя. Может быть, сейчас мы и слепы, но я буду тем, кто все изменит. А если у меня и не получится, я сделаю все, чтобы следующие поколения узнали правду о сотворении мира.

Я смотрел в окно. Привычные технопейзажи больше меня не радовали. Но теперь я в них и не нуждался. Все мои мысли были устремлены в будущее.

– А может, люди еще не готовы узнать правду? Вдруг окажется, что внутри планеты огромная горячая тефтелина, и мир создал Летающий Макаронный Монстр? – шутил я.

– Тогда нужно копать быстрее. Уж очень есть хочется! – с улыбкой ответила мама.

– Да, пообедать я бы сейчас не отказался.

– Ну что, роем? – хихикая, спрашивала Мама.

– Может, лучше заедем за пиццей?

– Ну, уж ладно, уговорил.

Так закончился мой день. Я хорошо помню его по двум причинам. Первая: ровно 200 лет назад, 12 апреля 1961 года, мой кумир Юрий Гагарин отправился в космос, подав пример сотням поколений. Он доказал, что фантазии и мечты могут стать реальностью. Вторая: потому что после школы я помирился с мамой, многому научился и слопал большую вкусную пиццу с экстра-порцией сыра.

Все таки, люблю я настоящее. Здесь мои родные, самая вкусная еда, забавные одноклассники, наука и огромное число вопросов перед нами. Сегодня все изменилось. Сегодня я решил стать ученым и космонавтом, чтобы однажды все таки узнать, как появилась вселенная. Сегодня я обрел свою мечту.