
Полная версия
На рыбью ногу. Маленькие повести и рассказки
Собак жалко-куда вот рванут? Вскоре затихла мелодия «смычка.» Идем следом! Пока не стемнело шаримся по подслеповатому лесу. И тут след волка! Идет, падла, вдоль следа! А вот и стерег на круге. Как Найда проскочила в полазе? Выжлец сбился на лося-погоняет домой придет. (Не раз бывало.) А вот выжловку жалко… видно облюбовал ее серый. Кровь на снегу. Видать борьба. Все, дальше следа собачьего нет. На «…» эти зайцы. Давай двигать домой. «Сороковка» натужено урчит, царапается за кашицу в колее. В кабине тепло… уместились вдвоем. Ружья и поклажа в тележке.
Дома- баня, стол и сухое белье.
Деревенская баня-песня отдельная! Взвод вымоешь! А нас всего «три мушкетера» … на лицах грусть, в небе хмарь. Снимай баня грусть-печаль дубово-мозжевеловым веником! В предбаннике квас, клюквенный морс- вина- «ни-ни». Баня! «Грубый» неприлично мягкий и добрый… видать истребил «НЗ» свой. Нам ехать не скоро-проспится. С Ленькой в бане мы двое. Разговор не клеится… видать принес я ему несчастье. Как задобрить сельского жителя? Послышался в заулке шум.
– Рогдай вернулся! Где ж тебе очередную Найду-то теперь искать? Сапоги до заду сотрешь пока выжловку премудростям охоты научишь… Эх-маа…. Колька! Щас нальем… отведем душу! Ты давай… это… пока парку наводи.
Пар уже ушел. Леня вернулся через час. Радостный…
– А, что? …Найда приползла… вся ранетая… ветеринар с фельдшером шьют. Может заживет? …Собака ведь. Рванул ее волчара здорово! Давай и мы побыстрей…
– Наподдай-ка Лёня!
Очнулся я на полу бани. Бегают фельдшер с Лёнькиной женой. Я голый на полу. Отливают холодной водой… что-за хрень? Сказалась особенность их бани. Широкий и гостеприимный полок находился аккурат супротив каменки. Лёнчик, при моих словах «наподдай веничком» дал… ковшичек на каменку. Такого злого деревенского пара моё «хозяйство» стерпеть не вынесло! Испробовав выход головой о стену, я камнем рухнул на пол. (Крепко срубил он баню… на совесть… бревно «тридцатка»). Благоразумная и сердобольная сельская учительница на половичке в предбаннике сняла живьем кожу промеж моих ног с волосами в придачу. Сознание и мироощущение возвращалось ко мне тихой скоростью. А растирание болящих мест гусиным жиром кроме боли приносило и чувство отмщения Леньке. Так, на половике, в гусином жире и принесли меня в дом. Заботливо положили в чистую постель. Двое женщин еще поколдовали со мной, и я уснул. Проснулся от звона подойника- корову пошли доить… часов шесть утра. Рядом на раскладушке лежала перебинтованная Найда.
Машина в город ушла без меня… больничный. Через неделю уже мог приседать, отправили на скорой. Охота… всякое бывает.
Лет через 10 встретились мы вновь. Лёня, я и его супруга. Позубоскалили. Посмеялись… Простили дружке мелкие обиды. Свадьба ж была их племяша. Гуляли славно. Без казусов. Прощались со слезами и поцелуями. «Что ж ты, Коля, деревню-то предал?» – звоном в ушах остались слова сельской учительницы. Не смотря на прожитые годы и вроде прощенные обиды и не ловкости, отъезд мой в город село мне не хотело прощать.

Вид на село Покровсковское-на-Нее

р. Нея

Остатки села 2005 год

Смерч идет 2009 г.

В заброшенном селе 2020 г.

Половодье на реке Уста 2020 г.

Старица реки Уста 2020 г.

Река Судница 2010 г.
Медведь идёт на север
Маленькая повесть
Давно это было. Собака, ружьё, да желание полазить по лесу- что ещё надо настоящему охотнику? Всего этого у меня было с избытком. К тому же ещё и «хорошо оплачиваемое хобби» – любимая работа. Искал я тогда по округе Нижегородской, и за ее пределами, интересные сюжеты для своих передач. Таковых со временем набиралось с избытком. Созвоны, согласования, бесконечные совещалова …и вот в руках заветное командировочное удостоверение.
Улыбнулась удача- с нами ехали областной охотовед и один, ну оооочень уважаемый охотник, профессор и подводный охотник в другом лице. В довершение счастья имелась у нас пара лицензий на кабана.
Что может быть интересней зверовой охоты? Только поди «красная», да где ее взять в декабре? И вот в означенное время к моему дому подкатил редакционный «УАЗик» – вахта с водителем Федей за рулём. Федя-человек уникальный. Скорость не более 70-ти, рабочее время точно по КЗОТ, в любую погоду на ногах начищенные до блеска ботинки, терпение и упрямство (ослам на зависть), малословие, созерцательность и невозмутимость.
Мои пожитки всегда с запасом, все заранее по рюкзакам, ружьё, старая «Тулка ТОЗ-БМ», заботливо помазана и уложена в чехол. Перепроверил перед дальней дорогой все, поставил ружьё возле косяка дверного, да и зачал грузиться под тоскливый взглядом собаки. Не ее день… зима… опять дома псу оставаться.
Дорога нам предстояла дальняя и по старой телевизионной привычке любое дело надо было начать с маленького перекура и традиционного «посошка.» Федя был не против …лишь бы в кабине не курили, а вина он не пил отродясь …да и кто пить за рулём будет? Снежный буран хоть и не в помощь, а свою изюминку добавлял …тащились мы почти 300 километров мучительно долго. По Фединым меркам – работе конец. Затемно выехали, затемно приехали. На дверях охотобщества замок. Вот те раз! Не ждали? Замок на двери добавил позора областного охотоведу. Как же Санька – председатель смог так подвести?!!!
Наша пронырливость помогла найти его дом – милиция в помощь. Ничем не привлекательная изба с уставшей хозяйкой и кучей чумазых, как на подбор, ребятишек. Со стороны могло показаться, что шапки сами на ножках бегают. Такими одинаково мелкими они были, хоть и разного полу и возраста.
– Да, ить, где ж его я вам откопаю… – сетовала супруга охотника, – Сама по месяцам не вижу …все набегами …работа, чай, такая. Вы у матери его спросите.
И заботливо нарисовав нам схему проезда к его матери, она с невозмутимостью проводила нас восвояси. Местные «свояси» оборачивались лишними сорока километрами в сторону. Зная привычку водителя спать в кабине, нас перспектива ночёвки в холодном «кунге» совсем не радовала.
– Что, Феденька, съездим?
Заманить в «Тьмутаракань» его было не чем. Что проснулось у Феди в душе я не знаю. Но усадив меня на штурманское место, он вздохнул и нажал на «газ».
Сорок километров «снежного корыта» в кромешной мгле, где не разъехаться со встречной… Наше счастье – таких чудаков не оказалось вовсе. Минуло ещё часа два. Наша экспедиция упёрлась в железнодорожный переезд, где проходящий поезд сиротливым гудком предвещал нам «много хорошего». Кучка домишков с одиноко горящими окнами …с десяток …и полный край географии. Найти дом мамы охотника- дело плевое – с нарисованными координатами – то! Вечер. Протяжный голос из-за двери: «Чевоооо надо тоооо?»
– Мы Сашу ищем!
И, после непродолжительного допроса с пристрастием, нам открыли двери. Низенькая, ухоженная и красивая в своем возрасте, женщина пригласила путников в избу. Один Федя чего стоил в своих лакированных ботинках. Сидорыч- в вязанном камуфляже выглядел бомжом, даром, что профессор. Витька-оператор был на лёгких «рогах» и только молча улыбался. Мы с Сашкой-охотоведом были в сознании и доверие внушали… областное начальство старушка видела один раз …то и спасало.
Тепло. Чай. Баранки.
– Сашку то где искать?
– Дак кто его знаёт… Надо у братовьев поспрошать.
– А они где живут?
– Дак возле Русских Краев.
– Где!????!!!!
– Километров 80 в противуположну сторону…
Федя был не возмутим и грелся у печки. Направление его не пугало – так действовал на нервы мороз под тридцать градусов…
А, нам оставалось одно… ехать. По всему было видно – с ночлегом могла выйти заминка. От грустных мыслей отвлекла дежурная по переезду. Связь, однако! Принесла старушке телефонограмму-«Медведь идёт на север…» И точка.
– Это о чем?
– Значит медведь идёт на север …не на юг же… Он бы написал.
– И …?
Я осекся от чувства собственной глупости. Как же так? Ещё неделю назад все согласовали, утрясли …областное общество охотников дало специалиста в помощь …Какой, в пень, медведь!!!? Теперь что? Назад? Хуже ситуации придумать было нельзя. На улице усиливался снег, ветер стихал, но к утру обещало занести по окна.
– Дак он уж дня четыре как телеграммы шлёт …и все медведь идёт на север… – оторвала бабуля нас от грустных мыслей. -Вы к братьям езжайте …раз он что обещал- они сделают …егеря …поди дал наказ.
Федя молча пошел греть машину.
После чая с баранками 80 километров в пурге – «пыль для моряков» даже Феде. Часа три пути… Зато впечатлений! Слава Богу карта была двухкилометровка.
То, что мы будем гостями нежданными мы ошиблись. Нас ждали …с утра.
– Дак, чай, Санька предупредил, ковды уходил в лес… Помогите, если что, Горьковским- ти.
В избе нас встретили такие низкие «шапки на ножках» – Сашкины братовья. «Гренадеры». Время позднее. Лясы точить некогда. Спать, и с утра в путь …зверь ждать не будет …не привязан.
Утро на «другом краю географии» встретило солнцем. Уши нашей машины в виде зеркал заднего вида сиротливо торчали из снега. Нанесло. Да она нам была на ближайшие три дня и ни к чему. «Шишига» общества охотников уже была готова к марш-броску. Не идти же на лыжах 25 км.
И тут меня ждал конфуз …ружьё свое я где-то посеял… Горе!
– Так вот всегда … – ворчал один из братьев доставая из дровяника охапку охотничье-промысловых «СКС – ов».
– На месте оружие получите … – один из братьев с ловкостью обезьяны забрался в кабину – вы, начальники, ко мне …остальные в кузов.
Три брата, свояк, да нас пятеро… Федя в ботинках тоже залез.
Кто езживал на «66-х» тот знает. Морская болезнь уже через пару километров. Дорог то нет. Направления. И никакого «ГЛОНАСС».
Я с трудом, матюгаясь и набив изрядно шишек, выпал из кабины в конечном пункте. Деревня казалась живой. Где-то курился дымок над крышей, лаяла собака. А вот дороги или даже тропинки не было совсем. Напрочь. И на чистейшем, искрящемся до боли в глазах снеге обнаружились лишь останки того, что когда-либо было селением. Скелетами с обглоданными ребрами стояло множество домов. И сады, сады, сады …в снегу. Страшная красота.
Деревушка стояла на склоне угора сбежавшего к речке. Единственная сохранившаяся улочка проходила маленьким ущельем меж домов, и, казалось, они, дома, вот-вот столкнутся лбами друг с другом. Дом охотников был в центре. Большой, пятистенок. С русской печью и голландкой. С множеством комнат, двором и светелкой. На улице – 25. И тут произошло неожиданное-наш Федя преобразился. За какой-то час успел затопить печи, расчистить заулок от снега и приготовить еду. Фокусник.
Уже за столом обнаружилась ещё одна неприятность …забыли охотники лыжи …и часть еды, той, что булькает. Вина не наша, но куда зимой без лыж – то, однако? Сидорыч – молчал, охотовед был хмур, Витька-оператор переживал …к деревне вел всего лишь один провод электричества (другой «цыганы спёрли»). Зарядить аккумулятор для камеры стало проблемой… Приуныли и хозяева …день охоты псу под хвост. Разгильдяи. Все. Хорошо было только Феде. Он стал Главным. Нужным. Он заботился о нас …и впервые одел заботливо одолженные валенки. Полное человеческое счастье.
По всем прикидкам машина могла обернуться взад-назад часа за 4—5 …в лучшем случае. Выйдя проводить горе-хозяев, в заулке столкнулись мы с двумя древними старушками. Рита и Зоя. Пришли бабульки заказать с оказией провианту. Ну и нас пригласить в гости-все новые лица …узнать новости.
На безрыбье, известно дело, и рак – рыба, и волк соломой объелся на халяву. Что делать телевизионным деятелям искусства в отсутствие объекта съёмки? Правильно, идти искать новый объект. Загвоздка с электрическим светом задачила нашего мастера по телекартинке – он мучительно искал выход. И нашел. Позаимствовал ноу-хау у бабулек. Там роль ноля в сети играл обычный лом. Взяли и воткнули в землю – свет какой-никакой уже есть …а холодильников и прочей утвари не видели лет 20. Да и зачем им? Радиола старая есть …слышно что, и то ладно. Бабушки в заброшенной деревне играли роль бесплатных сторожей. Ну и хранили охотникам запасы в погребе …картошку там. А те им привозили из села под заказ необходимое. Куда пенсия старухам? Баловство. Они давно её на книжку перевели. Пойдет ли почтальон по самое «небалуй» за 25 км? И по запискам старушек доверенное лицо снимало часть денег на нужды …много надо человекам 88 и 93 лет?
И вот Рита и Зоя пригласили нас в гости. Кто-то побрезговал …ну их! … Воняют поди старые! А мне до страсти любопытно …сюжет!!! И пошли мы с Сидорычем на свиданку. Времени вагон …до завтрева времени. Дом старушек оказался на зависть крепким, чистым и ухоженным. (Вот вам и вонь старческая). Рубили его ещё мужья их в 30-е, на совесть рубили. Из лиственницы нижние венцы. Дом со взвозом. Двор просторный. Пяток кур с петухом, да коза с козлом. Сеновал, рундук, кладовка. Повить как положено. Баня. В доме две печки, две половины. Да куда старым столь простора? Хватает и зимней… с русской печкой и подтопком. Стены тесаные, не крашены. Шкаф, сундук, да горка. Ну и ещё стол со стульями да две кровати с хромированными шишками и вся мебель. На стене иконы в красном углу, вкруг фото родных. Коврики у постелей- «Красная шапочка и серый волк» и «Утро в сосновом лесу». На полу тканые половики …в клеточку и кружками. Чистота. На кроватях по три подушки под покровцами, с «думочками». Фикус, алоэ и бальзамин. Да старое «ВЭФ-радио» в углу на ножках.
От вина, и что крепче, мы благородно отказались, а вот чаю на травах набуздались вдоволь. (Вы только ребятки нужду справляйте за двором …некрасиво как-то…). Так и сидели до темна. Слушали ровесниц века. А было что…
Тут вам и революция, и раскулачивание, и первые колхозы и война. Ушли бабы добровольцами на фронт – напросились, можно сказать сбежали. А что? За мужей мстить! Дети с родителями дома- они под ружье …даром что пятый десяток одна разменяла. (За давностью лет не помню кто старше Зоя или Рита). Ну и гоняли фрицев по их тылам- одна в Украине, другая в Белоруссии. Что им …они привычные. Рост махонький, поди пойми сколь ей лет… С детства и стрелять, и еду добыть- не пропадут! И известных людей сколь в жизни встречали-уйма. И награждали их и славили. Было у Риты дело… Шла она в отряд с задания. Ну и увидела, как фрицы до ветру ходят …пьянушшые! И созрел у ее план. Привесть в отряд «языков», чё мелочиться- сколь сможет. Ну и привела. 20.
– Да как же ты одна…? Женщина хрупкая…
– И дел то с коровий носочек …вдарила одному по мудям прикладом, пуговицы оборвала …куда он с голой жопой? Портянки во рты, так и привела голозадых …поморозила малость… Чай ночью не видать одна я, иль нас много. А они, мазурики, только в отряде и протрезвели …орден тогда дали …щас покажу…
– Да верим…
Показали награды бабули… И медали, и грамоты. И из колхозной жизни тоже.
После войны так и остались жить в одном доме. Мужей нет. Родители старые. Уход нужен. Дети учиться уехали, да так и остались в городах… В семидесятые ещё в гости ездили …теперь уж и внуки… кой помер кто …не только дети. Правнуки и не бывали лет десяток.
Так и остались две сестры там, где родились. Чего уж …крестовуха – то рядом. Скотина кормит. Огород с садом. Грибы-ягоды, речка …мелка рыбёшка, а все разнообразие. Мясо свое, да охотники подкидывают- много ль старым надо? Вода в колодце, белье прополоскать есть речка. Собака приблудилась – все охрана… только ест много.
Так и живут две сестры. Чистоту блюдут. Порядок наводят. Заулок чистят. «Чтоб надо!» А как же иначе? Человек должен чистым быть …изнутри и снаружи.
Так и засумерничали. У старушек свой распорядок в 20—00 отбой… В 5 подъем. Услышав звук машины засобиралась из гостей и мы. У нас завтра охота.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.