Полная версия
Сияние снежной Карелии. В гостях у вепсов и карелов
Сияние снежной Карелии
В гостях у вепсов и карелов
Юлия Болгова
Фотограф Юлия Болгова
© Юлия Болгова, 2021
© Юлия Болгова, фотографии, 2021
ISBN 978-5-0053-2605-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Белое солнце восходит над снежной пустыней. Серебристые лучи солнца касаются земли. А его серебристые искры светятся в небе. Все пространство залито светом. Кругом бело, светло и сказочно-красиво. Ощущение полной свободы. Сладость счастья плавно и свободно растекается по телу. Сердце ритмично танцует. Душа поет песнь о любви.
Никого кругом. Ничто не препятствует тому, чтобы любоваться белой красотой, быть счастливым в этом видении и ощущениях. Затихнуть или замереть? Не шевелиться? Остановить время, чтобы сладость чувства не исчезла? Но как? Как задержать мгновение? Время стремится вперед. Солнце продолжает свое движение. Лучи исчезают. Искристое сияние чистоты и белизны смешивается с обыденностью.
Снежная королева пригласила меня в гости. Видимо захотелось ей показать свои владения, познакомить с северным краем. Предложение пришло неожиданно. Взбудоражило чувства, заинтересовало, увлекло в полет мыслей и образов. И я согласилась. Приняла предложение. Зачем отказываться? Не лучше ли попробовать новое, узнать на деле всю соль и сладость неизвестного. Неизвестное вполне может оказаться очень полезным и благостным. Не стоит опасаться неудач и не ожидать плохого. Почему плохое должно непременно случиться? Лучше расслабиться и испытать приятные чувства, неизбежно пробуждающиеся вместе с новой, приятной возможностью.
О путешествии в зимнюю Карелию я не мечтала. Была увлечена теплыми морями и поездками в южные страны. Много слышала о красоте природы Карелии. Видела фоторепортажи из мест далекого северного края. Любовалась сказочными снежными пейзажами карельской земли по фотографиям путешественников. И вот наступил день, когда вектор моего внимания сместился. К желтым пескам и знойным южным ночам добавился белый Север.
Тур по Карелии обещал быть насыщенным. За три дня предстояло проехать 1300 км по территории республики Карелия и захватить кусочек Ленинградской области. И познакомиться с культурой и традициями коренных народов края. Разве нет желания посетить древние крепости, монастыри, деревни в глубинках, древние города на Севере? Неужели не заманчиво увидеть популярные и зрелищные достопримечательности Карелии, отведать местную кухню, сделать фото у раздольного Онежского озера, превратившегося зимой в снежную пустыню?
Да, да, да!! Есть желание. Хочу.
Первый день путешествия.
Путешествие в Карелию стартовало от центра города Санкт Петербург. Я приехала к месту встречи из столицы России на поезде Москва – Санкт Петербург. Поезд прибыл на московский вокзал в 6.06 утра. А посадка в автобус начиналась в 6.30. Приехали туристы и из других городов. Пандемия ограничивала количество посадочных мест в автобусе. Семьи сидели парами, единичные путешественники занимали по два места. Комфортный автобус, очень приятный женщина экскурсовод, интересная программа настраивали на хороший эмоциональный лад. Хотелось смотреть по сторонам, впитывать новую информацию и наслаждаться поездкой.
Место посадки в автобус (возможно информация пригодится для будущих туристов): м. Площадь Восстания, Лиговский проспект, дом 10; около магазина «Буквоед».
«История вепсов и карелов. Два народа – две судьбы». С этой темы и началась экскурсия.
Вепсы. Кто они такие?
Вепсы – народ финно-угорской языковой группы и они являются коренным народом Карелии. Вепсов осталось очень мало. Вырубка леса, переезд молодежи из деревень в города, насильственный гнет меньшинств способствовали прекращению национальных, культурных мероприятий и искоренению вепсов.
Вепсы проживают на территории юга Карелии вдоль побережья Онежского озера, на западе Вологодской области и на востоке Ленинградской. Вепсы православные. Занимаются земледелием, животноводством, охотой, живут в небольших деревнях в отдаленных районах этих регионов. Их родной язык вепсский.
Карелы и финны – родственники вепсов.
Кто такие карелы?
Карелы живут в республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Их тоже мало. Небольшая часть карелов живет в Финляндии, Ленинградской, Мурманской и Тверской областях.
Карелы – народ с древними шаманскими корнями. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. Деревенский знахарь, умеющий лечить травами и заговорами, обычное явление в карельских глубинках.
Карелы – рыбаки, живущие возле рифов у Белого моря, охотники и простые жители лесов северной тайги, скотоводы и пастухи.
Карелы говорят на карельском, финском и русском языках. Карельская письменность не раз подвергалась реформам и в конце-концов утвердилась форма письменности на основе латиницы.
Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях и относятся к X—XI векам. Карелы заселяли северо-запад реки Ладога. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До XVII века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерский.
Карельское княжество являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Этому району помогал укрепляться Новгород, который играл важную роль в обороне от шведов.
Из-за многочисленных военных сражений в регионе люди часто мигрировали, а территория делилась. В XVI веке часть Карелии отошла к шведам. Жителям захваченных земель пришлось менять веру и они обратились в католиков. Некоторые православные жители карельского края бежали в Тверскую область. В результате Северной войны в XVIII веке Швеция потерпела поражение и Россия забрала свои территории. В XX веке перемены продолжились. По договору 1940 года Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. А в 1944 году советская армия вновь заняла район. И после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.
Малочисленный карельский народ терпел многочисленные лишения. Близко расположенные с Карелией европейские государства часто нападали на Карелию. Сельские жители страдали от поборов, налогов и голода. Московское и Новгородское государства тоже обижали карелов. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола и советской власти. Восстание, конечно, подавили. А многие жители Карелии вынуждены были скрываться вдали от родины.
Рыбная ловля и охота – основные занятия карелов в мирное время. Мясо, рыба, шерсть и молоко всегда были у карелов. Производство одежды из шкур животных, лыжи, сани, лодки, плоты – привычные занятия для карел. Выращивание овощей, посев зерновых, сбор лесных ягод, грибов и растений – естественный и привычный труд для северного народа.
Жили карелы вдоль берега водоемов. Строили деревни из прочных и теплых деревянных домов. Рядом с жилыми помещениями, внутри одного строения делали загоны для домашних животных. Постройки были одноэтажные и крупные, вытянуты в длину. Крыши покрывали тонкими досками, а окна делали небольшими и узкими, с закрывающимися ставнями, чтобы тепло могло сохраниться на долгое время. Дверной проем был невысокий, а порог, наоборот, строили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями и красивыми балкончиками.
Баня была у каждой семьи. И размещали ее на самом берегу водоема в удалении от дома. Для того, чтобы хорошо помыться, требовалось много воды, а носить ее далеко затруднительно.
Изначально карелы были язычниками и почитали домовых. Верили в банника – духа и хранителя бани. Чтобы не злить его, важно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.
Внутри каждого дома стояла печь. Ее строили недалеко от входа. Дымоход отсутствовал. Поэтому топили печь «по-черному». Дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Позднее карелы стали строить печи с трубой.
В центре жилища ставили стол и скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках.
Когда появлялся ребенок, к потолку подвязывали деревянную люльку.
Каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. Женщины ткали и шили, праздничную одежду украшали декором с вышивками и лентами.
Традиционный женский костюм включал в себя холщовую рубаху свободного покроя, длинную широкую юбку, передник или сарафан, тонкий пояс, платок на голову и лапти.
Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в сапоги. Свободная рубашка подпоясывалась ремнем. Ремень имел кованные ножны. Сверху надевался кафтан. Зимой носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы, валенки.
Внешне карелы похожи на русских. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием «веси». Это прибалтийско-финская этническая группа, которая селилась между Онежским и Белыми озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица.
Современные карелы высокие, стройные, статные. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, лоб высокий, волосы русые, глаза голубые и серые.
Изначально карелы были язычниками и поклонялись духам. Природные явления для карелов имели магическую силу: водным миром правили водяные, русалки, а повелителями ветров считались четверо братьев по сторонам света. У каждого из братьев был свой характер. Южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Дух огня представлялся карелам мужчиной с рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих нужные правила. Сжечь посевы, например. Верили карелы и в мифические сущности – кикимор, леших.
Был у карелов и культ поклонения деревьям. Деревья, как животные и все остальное, имели по мнению карелов души. Деревья необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил специальные обряды, просил у лесных хозяев разрешение на вырубку. Спиленные деревья лежали в лесу сорок дней. Считалось, что после этого срока они умерли. Существовали священные рощи, в которых люди молились и встречались там для общения. Рубить деревья в таких местах было запрещено.
У карелов существовал интересный обычай, называемый карсикко. Это обрубка, отделение части от целого. Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от дерева отрубают ветки в определенном порядке. Либо оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или, наоборот, очищают от них ствол, оставив одну-две ветки в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам: приход гостя, свадьба, смерть, привлечение удачи на рыбалке и охоте. Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, то оставляю две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из родителей ветка отрубалась. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был не женат, две, если у него имелась жена. Кареллы делали целые леса карсикко, где совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или оставляли письмена. И такое дерево становилось наподобие иконы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.