bannerbannerbanner
Спичрайтинг. Практические советы по написанию текстов публичных выступлений
Спичрайтинг. Практические советы по написанию текстов публичных выступлений

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

С большими форматами другие мучения. Большой ежегодный доклад о работе органа власти или корпорации, в котором нужно свести в один логический поток множество тем и отраслей, нередко становится проектом на несколько недель и даже месяцев. При этом другие повседневные задачи никто не отменял. Люди рождаются и, к сожалению, умирают. Этот процесс также требует текстового оформления в виде поздравлений и соболезнований. Не замирает и общественная жизнь. Совещания, торжественные вечера, переговоры – везде нужны тексты, тезисы, справки. Интересная творческая задача – придумать оригинальный тост к определенному поводу, а иногда и для событий семейного календаря начальника. Бывает и такое. Между прочим, тост – это практически идеальная возможность проявить красноречие и завоевать репутацию человека с богатым личным словарем и крепкими знаниями. И совершенно правы те, кто готовится к произнесению тоста, в том числе привлекая профессионалов.

Хороший спичрайтер должен быть готов написать несколько слов на иностранном языке, в первую очередь на английском. Да, конечно, заказчик может привлечь отдельного специалиста, но это лишние затраты, а кроме того, подготовка любого текста требует погружения в документы, включая конфиденциальные. Значит, специалист должен быть доверенным лицом, заинтересованным в сохранении секретов компании или учреждения. Держать в штате такого профессионала ради нескольких текстов в год – расточительство. Напротив, свой полиглот-универсал получит дополнительные карьерные преимущества и регулярные поводы для дополнительных премий.

1.5. Драматург театра одного актера: элементы драматургии в работе

Любое публичное выступление – это театральный монолог, даже если речь идет о дежурном отчете о производственных достижениях на совещании. Речь – акт творческого воздействия на умы и души людей, сидящих в зале, театр одного актера.

Это совсем не значит, что выступление должно сопровождаться заламыванием рук, а текст нужно щедро сдабривать красочными аллегориями и поэтическими вставками. Ведь все зависит от роли, а роль, к примеру успешного управленца, которую мы выписываем в тексте речи, не предполагает вычурности и эпатажа.

Шекспир, который написал знаменитый монолог Гамлета, постарался раскрыть не только сомнения героя, но и его личностные черты, образ, взгляд на мир, на события. Он помог миллионам зрителей и читателей разных эпох посочувствовать охваченному страстями и обидами принцу датскому. Конечно, начальник управления благоустройства мало напоминает молодого королевского отпрыска со шпагой, но и у него есть свои цели, свой опыт и сложности выбора, которые иногда просто необходимо донести до определенной аудитории, до вышестоящего руководства, до подчиненных, до жителей домов, в чьих дворах будет производиться замена скамеек. И в этом смысле автору текста выступления очень полезно посмотреть на свою задачу с шекспировским замахом.

Речь начальника управления благоустройства может звучать по-разному. Вот он приходит на встречу с жителями, открывает папочку с бумагами, поправляет очки на носу и начинает:

«Согласно программе благоустройства текущего года, в рамках регионального проекта планируется проведение комплексного оборудования детских площадок по улицам Солнечная и Пушкина. В соответствии с планом мероприятий в течение летнего сезона будет произведен монтаж четырех игровых комплексов, а также установка мачтового освещения в продолжение реализации соответствующей программы прошлого года».

Возможно, вы удивитесь, но в определенной ситуации и такая речь имеет свою драматургическую цельность, если стоит задача сыграть скучного сотрудника муниципальной администрации. Всякие бывают ситуации, и иногда, чтобы, как говорят в народе, «прикинуться шлангом», можно изобразить такого вот непробиваемого бюрократа, исполняющего предписания и строго следующего инструкции. Этакий товарищ Огурцов из кинофильма «Карнавальная ночь», только в современной интерпретации. Имеет ли образ право на жизнь? Да в каждом втором кабинете любой управы такой или такая сидит и печатает очередной план мероприятий.

Можно, конечно, подойти к творческой задаче по-другому: «Добрый день, уважаемые жители!

Я рад, что у нас есть возможность сегодня обсудить строительство детских площадок. Кто-то из вас уже знает, что нам удалось добиться финансирования замены игровых комплексов по двум улицам – по Солнечной и Пушкина. И благодаря вашим обращениям нам одобрили не три, а четыре площадки. Мы сейчас смотрим типовые проекты, поэтому нам действительно важно ваше мнение. Очень не хочется, чтобы кто-то разочаровался или чтобы построенная площадка не подошла по возрасту ребятам, которые живут именно по данному адресу. Поэтому давайте сегодня постараемся максимально точно сформулировать задачи нашим проектировщикам и сметчикам».

Здесь наш Гамлет-благоустроитель несет совсем иной образ и сигнал аудитории. Роль, какую мы написали для него, – это болеющий интересами жителей прогрессивный коммунальщик, который очень старается порадовать людей. При этом через собственный образ наш герой раскрывает и образ всего коллектива: «нам удалось добиться», «нам действительно важно ваше мнение». То есть за дело болеет вся администрация, разумеется, во главе с ее руководителем. Такой небольшой монолог, а раскрывает в красках все датское королевство местного ЖКХ.

Если мы чуть глубже погрузимся в мир и основные понятия искусства драматургии, то в представленном тексте мы найдем следующие элементы.

Герой, он же «протагонист». Фрагмент говорит, что наш герой умеет искренне переживать, живет работой, командный игрок, борец, воспитанный и дружелюбный человек, специалист, который ценит конкретный результат, а не пустые разговоры. Мне удалось описать его именно таким, потому что, прежде чем начать стучать пальцами по клавиатуре, я представил себе спикера, как он выходит к людям, как окидывает взглядом аудиторию, как он одет, как немного волнуется, выходя в зал, как прижимает к груди растрепанную папку с разными документами и так далее. И чем подробнее я знаю или представляю себе героя, тем естественнее будет прописана его реплика. Один из главных советов опытных драматургов молодым коллегам – составление максимально полного портрета героя пьесы или сценария. Социальное происхождение, привычки, образование и родственные связи. Именно поэтому, посмотрев небольшой фрагмент любого высококлассного драматического произведения, мы можем рассказать о героях все. Живо представить, как он или она завтракает с семьей или как поступает в иных обстоятельствах, не описанных в фильме или спектакле. Возьмем Остапа Бендера. Герой настолько хорошо и полно прописан, что мы с вами можем поместить его в любые обстоятельства вне пределов замысла Ильфа и Петрова. Как Бендер собирает деньги, публикуя посты в соцсетях, как он заявляется в МФЦ за справкой или как рассчитывается на кассе ресторана фастфуда. Мы легко можем дофантазировать эти моменты, основываясь на полноте образа, созданного авторами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2