bannerbanner
Психология имиджа
Психология имиджа

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Американский исследователь Ф. Дэвис рассматривает имидж как способ предъявления себя окружающим. Английская исследовательница Э. Сэмпсон интерпретирует имидж как сочетание ряда  внешних и внутренних факторов, задающих самоимидж, свой подход к имиджу она определяет с позиции самопрезентации: «Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что внутри. Но это так же и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует» [157]. Схожего взгляда придерживается и П. Берд говоря об имидже как о восприятии вас другими. Это полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете [15, с. 122]. Это свидетельствует в пользу того, что формирование имиджа осуществляется по нескольким коммуникационным каналам, где каждый имеет равноценную значимость и недосмотр одного, ведет к отсутствию конгруэнтности имиджа.

При определении имиджа некоторые авторы справедливо указывают на роль массмедиа. В. М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» [181, с. 322].

На наш взгляд наиболее оригинальная и развернутая трактовка понятия имиджа представлена В. Г. Горчаковой. В своих работах автор достаточно подробно и многослойно раскрывает понятие имидж. Так, по ее мнению, имидж это: целенаправленно сформированный образ, многозначное послание, адресованное различным его потребителям, взаимообогащающий диалог, многообразный типажный (стереотипный) или личностный; это собирательный образ персоны, транслируемая во вне внутренняя сущность человека; прием психологического воздействия, способ саморегуляции и самонастроя, важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений; информационный продукт и как зрелище, это может быть розыгрыш, а может быть код доступа, имеющий словесное образное выражение в зависимости от консервативности, креативности и других особенностей самовыражения личности; имидж как взращивание, развитие собственной личности и имидж как игра, выход за пределы индивидуальности; средство донесения информации; программирование социального успеха; выражение успешной адаптации; программирование социального пространства; единица общения массовым социальным познанием; форма общения; самореализация [37].

По мнению С. А. Наумовой концептуальная характеристика имиджа должна содержать ряд уточнений:

1. Имидж – это результат типизации. Типизация – неотъемлемая часть повседневной практики общения, в которой сложные и многоплановые явления постоянно сводятся к упрощенным типам. Имидж представляет собой стереотип, свернутую характеристику кого-либо или чего-либо независимо от того, формируется ли она стихийно или является результатом целенаправленного имиджирования. «Солидная компания», «современная фирма», «порядочный милый человек», «неприятный тип», «фанатик», «романтик» – таковы распространенные типажи, вырабатываемые в процессе восприятия окружающего мира.

2. Имидж – элемент символического мира, который с необходимостью создается в процессе типизации. Символизация и типизация – непосредственно связанные между собой процессы. Мир воспринимается, осознается и обозначается людьми в некоторой системе символов. Вещи, люди, объекты природы, процессы и события запечатлеваются в сознании посредством символов. Имидж – один из них. Например, реальные люди обозначаются в восприятии окружающих как «Железная леди», «Простофиля», «Карьерист», «Серая мышь» и т.д.

3. Имидж – фактор коммуникации. Имидж является посредником во взаимодействии между его носителем и воспринимающим лицом. Сознательное управление имиджем всегда рассчитано на реализацию некоторых целей отправителя имидж формирующей информации. Создатель имиджа пытается вызвать те реакции, в которых он заинтересован.

4. Имидж – результат сложной борьбы определений и оценок, вырабатываемых получателем информации, композиция в умах воспринимающих лиц. Он предполагает комплекс мыслительных интерпретаций, собственных и получаемых из внешних источников. Процесс формирования имиджа представляет собой сложную комбинацию восприятий, представлений, мышления и воображения. В восприятиях реципиента предметы или явления отражаются при их непосредственном воздействии на органы чувств. В представлениях отражаются наглядные образы предметов или явлений, возникающие на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. В мышлении происходит сложная переработка восприятий и представлений. Воображение воспринимающей стороны расширяет границы мышления.

5. Имидж – это впечатление, создаваемое на некотором уровне абстракции. Можно выделить, как минимум, три уровня абстракции, которые отражают степень полноты впечатления: имидж как сложная структурированная сеть представлений (высокий уровень полноты впечатления); имидж как оценочная установка (средний уровень); имидж как общее впечатление (низкий уровень).

6. Имидж является продуктом многочисленных и разнообразных процессов формирования впечатлений под влиянием всех заинтересованных сторон. Он формируется не только носителем имиджа, но и другими лицами, а также преднамеренными и непреднамеренными, внешними и внутренними событиями. Формирование впечатлений – возобновляющийся и непрерывный процесс. Сформированный имидж превращается во внутри личностный источник информации в той мере, в какой сохраняется в памяти воспринимающего лица [108, с. 8].

Данные уточнения в ряду прочего еще раз подчеркивают социальный характер имиджа, роль имиджа в качестве посредника в процессе коммуникаций; необходимость социума для оценок и функционирования имиджа; обращают внимание на сложность и неоднозначность процесса формирования имиджа, поскольку он обусловлен множественностью факторов как внутреннего, так и внешнего плана – акцентируют зависимость функционирования имиджа от самого носителя, так и от социальной группы воспринимающего его.

Наряду с множеством определений имиджа, емкость и многогранность проблемы имиджа выражается также и в разнообразии подходов к изучению имиджа. Анализ литературы позволяет говорить о таких имеющихся подходах к исследованию имиджа, как психосемиотический (М. В. Гамезо; В. А. Лабунская; Е. А. Петрова, Ч. С. Пирс, И. Р. Сушков и др.), в рамках которого имидж рассматривается символический образ-представление, акцентируется роль знаков и семиотических систем коммуникации в формировании имиджа; акмеологический (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. П. Костенко, А. П. Федоркина), где имидж рассматривается как акмеологический конструкт, способности личности к самопознанию, самореализации; интерсубъектный подход (Е. Б. Перелыгина) определяет имидж как символический образ субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии, в основе, которого лежит активная и целенаправленная деятельность субъекта-прообраза имиджа, ориентированная на его самопознание, самовыражение и самосовершенствование в индивидном, личностном и профессионально-деятельностном аспектах; социально-психологический (Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Е. А. Володарская, Д. А. Горбаткин, А. И. Жебит, А. И. Донцов и др.) и социально-перцептивный (Дж. Брунер, Р. Бернс, А. А. Налчаджян, Е. В. Змановская, В. Н. Панферов, К. Д. Шафранская, И. И. Чеснокова и др.), акцентирующие роль социального познания и социально-психологических особенностей восприятия имиджа.

В последнее время в работах отечественных авторов все настойчивее звучит идея о целесообразности использования для анализа феномена имидж драматургический подход И. Гоффмана [39]. Учитывая, что центральным моментом в теории И. Гоффмана является исполнение человеком той или иной социальной роли и что практически все события в жизни человека – это спектакли, которые разыгрываются с целью произвести желаемое впечатление и более того, выбранная человеком роль не случайна и играет человек роль не только для других, но и для себя, все это, безусловно, сближает драматургический подход с анализом функционирования имиджа.

Д. А. Горбаткин и Е. А. Дагаева в своих работах предлагают использовать для анализа проблемы имиджа теорию социальных представлений. В частности, Е. А. Дагаева объясняет целесообразность использования теории социальных представлений в качестве методологической основы изучения имиджа тем, что и имидж и социальное представление, имеют коммуникативную природу; носят коллективный характер; являются феноменом массового, а не индивидуального сознания; имеют культурно-исторический контекст; направляют, регулируют поведение индивидов.

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что до настоящего времени нет единого общепринятой теории имиджа и по мере развития проблемы – число трактовок имиджа бесчисленно растет, что отчасти связано с междисциплинарным статусом проблемы. Современное состояние понятийного аппарата в области психологии имиджа характеризуется терминологической многозначностью, и это находит отражение в различных теоретических подходах.

Широкий круг междисциплинарных исследований указывает на то, что имидж, являясь, необходимым условие успешности в личностной и профессиональной сфере, не только обеспечивает самосовершенствование, развитие, социальное продвижение, но и выражает уровень социальных достижений личности на данный момент, отражает эмоциональное состояние личности, степень ее удовлетворенности своей жизнью. Принято считать, что эталонный имидж соответствует трём основным требованиям. «Во-первых, он базируется на ментальном потенциале конкретного человека, ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств, стимулирует позитивный личностный рост человека в зоне ближайшего развития. Во-вторых, эталонный имидж максимально гармонизирует внешний облик, интер- и интрапсихическое пространство человека, способствует аутентичному сочетанию внешности, внутреннего настроя и поведения человека в ситуациях общения. В-третьих, эталонный имидж развивает интервальную стратегию отношения человека к жизни и к себе, стимулирует его активность, постоянную работу по саморазвитию и самосовершенствованию, выступает средством достижения успеха в жизни» [169, с. 136].

В исследованиях психологии имиджа установлено, во-первых, что существуют различные индивидуальные имиджи в зависимости от социальной роли и составляющей аудитории имиджа; во-вторых, наибольшее число имиджей встречается у лиц, находящихся в возрасте активной социализации (14—23 года), а также возрасте 33—37 лет для которого обычно характерно особое разнообразие социальных связей и, соответственно, выполняемых социальных ролей, при этом имиджи одного человека не изолированы друг от друга и по своему символьному составу могут частично совмещаться.

Проведенный теоретический анализ проблемы имиджа позволяет говорить о том, что в междисциплинарных исследованиях имидж как коммуникативный феномен рассматривается как:

– результат жизнедеятельности человека и средство управления жизненной перспективой;

– инструмент социального продвижения (личностного, профессионального);

– фактор конкурентоспособности;

– функция формирования общественного мнения;

– механизм социально-психологического управления;

– условие вхождения личности в различные социальные группы;

– ресурс финансовый, социокультурный, человеческий;

– система представлений людей о каких-либо объектах;

–функция самомониторинга и самопознания;

– фактор самовыражения, личностного роста, саморазвития и самосовершенствования;

– идентификатор выбора личности (например, выбор психолога-консультанта), товара или услуги;

– критерий успешности личности и организации;

– фактор формирования системы ценностей и индивидуальной картины мира;

– форма психотерапии – достижения комфортного эмоционального состояния и фактор мобилизации энергетических ресурсов личности;

– копинг-ресурс, позволяющий личности уделять должное внимание своему внешнему виду, не забывать о своей внешности и в сложных жизненных ситуациях; смена имиджа может рассматриваться как копинг-стратегия;

– возможность самопрезентации личности своего психологического состояния, статуса, ценностей, направленности личности;

– фактор обеспечения комфортных социальных коммуникаций;

– фактор формирования необходимого отношения;

– фактор идентификации;

–механизм социализации, социальной адаптации и индивидуализации.

Более того, можно еще добавить, что в обыденных представлениях и в научной литературе имидж рассматривается как: наше самоощущение; образ человека глазами других людей; наше Я, обращенное вовне; наша публичная маска; групповая фантазия по поводу конкретного человека; мост между «Я» и «Они»; судьба человека; стиль жизни; личное послание миру; условие и ресурс личностного и профессионального продвижения; результат совместной работы имиджмейкеров, визажистов, фитнес-инструкторов, парикмахеров, диетологов, косметологов.

Итак, имидж – это, феномен индивидуального, группового и массового сознания; это образ-представление, включающее в себя внешние и внутренние характеристики объекта; коммуникационный, полифункциональный феномен, процесс формирования, которого обусловлен индивидуально-психологическими особенностями личности, а также задан той социальной ролью, которую исполняет личность; процесс восприятия и оценки имиджа в свою очередь также обусловлен личностными особенностями воспринимающего имидж (имидж аудитория).


Тема 2. Структура имиджа личности


Данную тему хотелось бы начать с рассмотрения трехчленной структуры имиджа А. Адлера, в которую входят три компонента:

Трехчленная структура имиджа А. Адлера

Желаемый имидж


Каким мы хотим стать


Наше представление о себе


Мнения о нас окружающих


Зеркальный имидж Текущий имидж


• как вас видят другие или текущий имидж;

• как вы видите себя сами – есть зеркальный имидж;

• как бы вы хотели, чтобы вас видели – соответствует желаемому имиджу.

Адлер утверждает, что чем более согласованы эти три картины, тем сильнее и гармоничнее личность человека, как следствие, сглаживаются внутренние конфликты.

В литературе имеются указания на различные классификации структуры имиджа. Так, например, некоторые авторы включают в структуру имиджа следующие характеристики [118]:

1.      Внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др);

2.      Внутренне содержание личности (интеллект, ценностный потенциал, намерения, цели, внутренняя культура и др.);

3.      Психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, человеческие отношения, на результат, иерархия временных Я-личности).

В. М. Шепель в структуре имиджа выделяет три группы качеств, определяющих индивидуальную часть имиджа:

1) природные качества;

2) качества, как следствие образования и воспитания личности;

3) качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом.

Согласно мнению В. М. Шепеля, имидж – это понятие собирательное, это облик, т.е. та форма жизнепроявления человека, благодаря, которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Особое значение ученый отводит духовной составляющей имиджа: «Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа, а самопознание своей духовности выступает одним из его исходных условий» [181].

Группа исследователей, под руководством Е. В. Егоровой-Гантман выделяют такие составляющие имиджа как:

1. Персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности.

2. Социальные характеристики: статус личности (статус, связанный с занимаемой официальной позицией; статус, связанный с происхождением, богатством).

3. Символические характеристики: связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами.

Ю. К. Лебединова рассматривает самоимидж как процесс, направленный на осознание личностью самой себя, результатом которого становится система представлений человека о собственной личности (Я – концепция), по ее мнению, психологическая структура имиджа может быть представлена в виде четырех компонентов:

1) Образ Я» – образ или представление о себе: то Я, которым, как предполагает человек, он является (М. Кун, Т. Макпартленд).

2) Самооценка – оценка себя, своих возможностей, качеств и места среди других (К. К. Платонов).

3) Уровень притязаний характеризует желаемый уровень самооценки личности, «идеальное Я» (К. Левин).

4) Самоотношение – переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и "образ – Я» (В. В. Столин; С. Р. Пантилеев).


В. В. Бойко в структуру имиджа включает следующие компоненты:

1. Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. (внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей).

2. Стиль поведения, т.е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.

3. Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы (внутренняя философия накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения и отношение к партнерам).

4. Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности – мебель в офисе, машина, домашние животные и т.п..

5. Психогигиенический «Я-образ» (особенности эмоционального поведения): притягательный психогигиенический образ партнера (человек внешне и внутренне спокоен, активен, пребывает в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив). Данный компонент непосредственно связан с психической энергией человека.

Р. В. Овчарова предлагает схему (модель) имидж-составляющих:

– визуальное восприятие человека: степень физической привлекательности, выразительности манер, одежда, аксессуары как отражение личной незаурядности, элегантности;

– интеллектуальное восприятие человека: впечатляющие личностные качества, качества, отражающие профессиональный портрет социального работника;

– статусное восприятия человека: оценка статуса в обществе, профессия, должность;

– социальный фон, который влияет на восприятие конкретного человека: личностные характеристики окружения, знакомые, коллеги, стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится, степень престижа, положения этой группы);

– влияние интерьера на восприятие человека: качество, стиль, цветовое оформление, пространственные характеристики [112].

Е. Б. Перелыгина в качестве структурных компонентов имиджа, ориентированного на восприятие, выделяет:

•      миссию (смысл);

•      легенду (вымысел, красивая история);

•      цели субъекта.

Наряду с основными структурными элементами, в любом имидже, по мнению Е. Б. Перылыгиной, обязательно присутствуют эстетические элементы, к которым относятся:

– аудиовизуальные, кинестетические и прочие характеристики субъекта (черты и выражения лица, тембр, высота и сила голоса, антропометрические данные, запах, состояние кожи, цвет волос и т.д.);

–общеповеденческие особенности (быстрота реакций, порывистость или медлительность, движения глаз и т.д.);

–социально-психологические особенности (манера речи и используемый словарь, опрятность-неопрятность, стиль одежды и т.д.) [119, с. 154].

Как пишет Е. В. Змановская: «Имиджи различаются по своей структуре. Структура предполагает наличие определенных свойств (качеств), степень их выраженности, их соподчинение по важности. Применительно к личному имиджу говорят о нескольких его ведущих компонентах» [64].

Структура личного имиджа

1. Внешний облик (портретные характеристики):

•      физические данные (рост, фигура);

•      костюм (одежда, обувь, аксессуары);

•      прическа;

•      манера поведения и речи;

•      жесты;

•      взгляд и мимика;

•      особенности голоса;

•      запах;

2. Имиджевая символика:

•      имя;

•      личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка);

•      личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);

•      социальные символы или символы социального престижа (деньги, положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка машины, «компания», предпочитаемый вид спорта).

3. Социально-ролевые характеристики:

•      репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);

•      амплуа (разыгрываемая социальная роль);

•      легенда (история жизни человека, представленная в имидже);

•      миссия (социально важные цели, полезность для общества);

4.      Индивидуально-личностные свойства:

•      профессионально-важные качества;

•      доминирующие индивидуальные характеристики;

•      стиль взаимоотношений с людьми;

•      пропагандируемые идеи;

•      базовые ценности.

В приведенной структуре имиджа структурные компоненты располагаются в направлении от внешних и изменчивых проявлений к внутренним стабильным качествам.

Исследователь также выделяет такие составляющие имиджа как:

•      внешняя привлекательность;

•      склонность к общению и лидерству;

•      легкая адаптация к новым условиям;

•      умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

•      доброжелательность к инакомыслию;

•      психологическая андрогиния – наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу (например: Маргарет Тэтчер – «железная леди»).

При этом, Е. В. Змановская предлагает использовать метафору, оценивая публичный образ какого-либо конкретного человека с многослойным пирогом, приготовленным из целой смеси ингредиентов: имени, личной символики, внешнего облика, поведения, личных качеств, ценностей. В свою очередь, начинка такого «пирога» состоит из массовых стереотипов, универсальных символов и индивидуальных ассоциаций [64].

А. Ю. Панасюк, на основе анализов факторов имиджформирующей информации (т.е. тех факторов, которые формируют целостное мнение о человеке как о личности), разработана следующая классификация имиджей:

•      А. Средовой имидж – по созданной им среде обитания (жилище, приемная, кабинет, автомобиль, место встречи с деловым партнером).

•      В. Габитарный имидж – т.е. внешность, включающая три обязательных составляющих:

статический компонент – конституция тела, рост.

среднединамические показатели – одежда, прическа, аксессуары, запах;

экспрессивный компонент – мимика, жесты, взгляд, походка, поза.

Управление среднединамическими показателями при анализе всех составляющих имиджа является основной задачей в работе специалиста по габитарному имиджу.

•      С. Овеществленный имидж – предметы, вещи, созданные персоной (визитка, деловое письмо, собственный сайт, выбранный подарок).

•      Д. Вербальный имидж – устная и письменная речь, культура речи, голос, интонационная выразительность, содержание речи, грамотность речи, подчерк, темп и четкость речи).

•      Е. Кинетический имидж (движение) – характерные типичные движения или положение в пространстве частей тела персоны (походка, жесты, позы, мимика, выражение лица, взгляд) [116].

Средовой, габитарный, овеществленный имиджи составляют понятие невербального образа – это способ передачи информации без слов. Сложность невербального имиджа для самого носителя в том, что человек себя “не видит”. Наше представление о себе (зеркальный имидж) чаще всего является более положительным (порой приукрашенным), чем есть на самом деле. Взгляд на нас со стороны (текущий имидж), как правило, имеет другие характеристики.

Другой зарубежный исследователь, Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж.

•      Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

На страницу:
3 из 6