bannerbannerbanner
Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам
Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам

Полная версия

Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2


Людмила Сарычева

Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам

Саше и Варечке


Добро пожаловать в клуб

Кажется, что драматургия – это клуб избранных. В него входят сценаристы, актеры, писатели и ребята, которые ставят спектакли в театрах. Так и есть. Но бывает другая драматургия.

Представим, что пишем статью как беречь здоровье с помощью профилактических осмотров. Вот два варианта, как ее начать:

скучно

Профилактические осмотры являются важной мерой в медицине. Несмотря на развитие науки, это всё еще главный способ сохранить здоровье.

драматично

Потерять зуб, сидеть на инсулине и узнать о раке на последней стадии. Это перспективы, которые несет привычка запускать здоровье.

Я вижу три причины, почему второе введение лучше. Первый вариант говорит формальные, скучные вещи, далекие от жизни. Второй – погружает в тему и сразу выводит на конкретные проблемы.

Первое введение написано, как отчет чиновника и не пытается выстраивать диалог с читателем. Второе – как будто сразу завязывает разговор.

Первое введение – это просто констатация абстрактного факта на абстрактную тему. Во втором есть конфликт, который затрагивает читателя лично, поэтому включает внимание.

В итоге в введении про зуб и инсулин получается включить эмоции читателя, захватить его внимание так, чтобы он хотел идти дальше. Это и есть «другая драматургия». Она не имеет отношения к спектаклям и фильмам, а работает в информационном тексте, чтобы читатель с интересом изучал все эти статьи о медицине, политике, бизнесе, психологии, образовании и всём, что вам придет в голову.

Для кого эта книга

Конечно, когда я говорю «другая драматургия», я лукавлю. В жизни нет нескольких разных драматургий, которые предназначены для разных целей. Это всё одни принципы, приемы, техники. В книге я расскажу, как адаптировать их к информационному тексту. Это то, что я каждый день использую в работе и чему учу других редакторов.

Я хочу, чтобы вы понимали: у меня нет специального драматургического образования, я не снимала кино и не писала художественных произведений. С этой книгой я хочу решить одну практическую задачу – помочь авторам писать интересные статьи, даже если они о бухгалтерии, экономике, управлении. Вот посмотрите:

абстрактно

В вопросах управления есть дела, которые можно и нужно делегировать. Особенно это касается бухгалтерии. Но такую серьезную работу важно поручить правильному специалисту.

с участием героя

Если вы владеете бизнесом, вот история о делегировании, которая может быть вам знакома. Виктор владеет интернет-магазином и поначалу вел бухгалтерию сам, потом устал и поручил Марии, своей бывшей однокласснице.

Иногда драматургия – это добавить в статью историю, а иногда – поставить паузу в правильном месте и убрать одно слово. Какое слово можно убрать во втором примере, чтобы он стал драматичнее?

Эта книга предполагает работу только с информационным текстом: рассказы о компании, новости на сайте, реклама, рассылки, статьи, заметки в канале, посты в личный блог, интервью, кейсы, обучающие материалы. Авторы, которые постоянно работают с коммерческим текстом, умеют писать убедительно. Современные авторы хорошо структурируют текст, находят точные факты, умеют ясно раскрыть и донести мысль. А теперь хочется перейти на следующий уровень – делать четкий текст захватывающим. В этом помогает драматургия.

В книге я расскажу всё, что знаю об интересном тексте. Поскольку интересный текст связан с эмоциями читателя, я буду говорить не только о приемах, а еще о любви к читателю и попытках лучше его понять. Если вы готовы, приглашаю вас в свой клуб.

Глава 1

Приступаем к работе

Параграф 1

Другая журналистика

Я пишу эту книгу в 2020 году, когда соцсети реагируют на инфоповоды быстрее новостных изданий, традиционные медиахолдинги фиксируют убытки, а издания со статьями обо всём сразу получают двадцать пять миллионов уникальных посетителей в месяц.

В классической журналистике есть классические жанры. Это репортаж, эссе, очерк, аналитическая заметка, обозрение. Каждый строится по своим правилам, используется для разных целей и формировался годами.

А теперь откройте любое современное медиа, вроде «Дела Модульбанка», «Лайфхакера», «Купрума» или «Тиньков-журнала». Вряд ли вы найдете в них традиционные журналистские жанры. Там будут истории читателей, инструкции, дайджесты и статьи в стиле «Я прошла допрос налоговой и ничего». Где-то вы найдете рецепты запеченных баклажанов, пять советов гинеколога, обновления в законах, обзор новых гаджетов и новости о задержании участников митинга. Это всё не та журналистика, которой учили двадцать лет назад.

Читателю плевать, в каком жанре написана статья и написана ли она по правилам. Важно, чтобы статья решала его задачу или захватывала так, что невозможно было оторваться. А лучше и то, и другое.

У классической журналистики нет задачи решать повседневные проблемы читателя, чаще она пытается как можно глубже погрузить его в тему, заявить о конфликте, привлечь внимание. И здесь появляется другая журналистика с новым отношением к читателю.

Другая журналистика – сервисная. Хотя этот термин иногда не знают даже те, кто ей занимается.

Сервисная журналистика – материалы, которые решают ежедневные или нестандартные проблемы читателей: как заплатить налог на квартиру; что делать, если вас затопили соседи; как развивать критическое мышление; чем поливать огурцы, чтобы они хрустели. Читатели живут своей жизнью и сталкиваются с трудностями, с которыми не помогает традиционная журналистика. А сервисная помогает.

В 2020 году статьи пишут не только журналисты и писатели. Корпорации запускают собственные медиа, блогеры рассказывают о проблемах в стране, читатели делятся советами в соцсетях. Каждое издание развивает собственные форматы, подсматривает их у других и адаптирует по-новому. Всё это не вмещается в традиционные формы очерка или эссе, зато решает одну задачу – помогать читателю в его повседневных делах.

Иногда в одном и том же издании можно встретить классический репортаж о вырубке леса и статью в формате «объясняем на гифках с котиками». Хотя ни в одном учебнике по журналистике вы не встретите урока по использованию гифок, в университете этому тоже не учат.

Всё это не значит, что сервисная журналистика важнее, полезнее и глубже классической, это просто другая журналистика с другими задачами. И сейчас, когда я пишу эту книгу, я вижу, какая она разнообразная и как много читателей привлекает. В сервисной журналистике работаю и я.

* * *

Четыре года назад я запустила издание для предринимателей «Дело Модульбанка» и стала главредом. Мы писали статьи, пробовали новое, брали интервью, опрашивали читателей, развивали разные площадки. И постепенно оказалось, что популярность статьи не зависит от жанра или формата. Нам казалось, что безумно популярными должны быть интервью, но они работали не всегда. Мы думали, что пишем простенькую статью на обычную, нецепляющую тему, а она три года приводит к нам читателей через поиск. И никогда у нас не было традиционных журналистских форматов. Зато было много других, и о них я хочу с вами договориться.

В этой книге я постоянно буду приводить в примеры разные жанры, и под этими жанрами я буду подразумевать не то, что подразумевают в классической журналистике. Поэтому сначала я объясню.


Сначала объясню, что буду иметь в виду под понятиями «жанр» и «формат».

Формат – это набор визуальных и структурных признаков: объем текста, использование иллюстраций. Мы отправляем клиентам письмо, и письмо – это формат. Еще форматы – лонгрид, шортрид, карточки, сторисы, опрос, пост в соцсетях, подкаст.


Жанр – набор стилевых и содержательных особенностей: от чьего лица ведется повествование, какая в нём структура, что входит в материал. Мы отправляем клиентам письмо, и в нём директор просит прощения за сбои в работе и рассказывает, что он сделал, чтобы сбои не повторились. Содержание письма, как оно написано, – это жанр. В случае с этим письмом «извинения».


Я буду упоминать жанры, которые не будут совпадать с классическими:

обзор – материал, который отвечает на вопрос «как это устроено» или «как это работает». Он рассказывает о каком-то явлении или продукте в целом и помогает разобраться, зачем он нужен и в каких случаях читатель может с этим столкнуться. Пример: «Как устроена судебная система в России»;

инструкция – пошаговое руководство, с которым читатель может решить свою практическую задачу. Пример: «Как подавать иск в суд, если соседи присвоили кусок земли»;

личный опыт – рассказ от первого лица о каком-то событии, промахе или достижении. Пример: «Я подал в суд на соседей и проиграл»;

репортаж – большой материал, который рассказывает о какой-то острой проблеме через истории героев, свидетельства очевидцев, факты, статистику, комментарии экспертов;

интервью – беседа с героем или экспертом. Либо как полноценный материал, либо как один из фрагментов к репортажу;

дайджест – подборка однотипных материалов: ссылок на интересные материалы, новых книг, принятых законов.


Это жанры, которые я использую в работе именно в таком смысле, как здесь описано. Нам важно об этом договориться, чтобы понимать друг друга.


А теперь форматы:

статья – общее понятие для текстовых материалов, опубликованных в издании. Статьи могут быть шортридами, лонгридами, для разговора о драматургии это не важно, просто запомните, что это обязательно самостоятельный текст;

рассылка – это цикл писем, которые выходят регулярно, объединены общей темой или их пишет один и тот же автор, но на разные темы;

заметка в блог – авторская публикация на площадке автора, может быть любого объема;

цикличный продукт – письма, статьи, подкаст, видеоролики, которые объединены общей темой, выпускаются одним и тем же автором или под общим названием.


Формат определяет, как читатель взаимодействует с материалом:

• статья опубликована на сайте, читатель находит ее через поиск;

• письмо приходит на почту и берет на себя инициативу начать диалог с читателем, а читатель решает, открыть письмо или нет.


Разумеется, когда автор готовит материал, он всё это учитывает. Например, чтобы письмо открыли, у автора должно быть доверие читателя и хорошо сформулированная тема письма.

Хорошая новость в том, что на интерес работают одни и те же принципы, его можно научиться включать независимо от формата. Интересными могут быть твит на сто знаков и статья на двенадцать страниц. И если вы хотите понять, как включать и удерживать интерес читателя,

Давайте драматизировать

Параграф 2

Когда нужна драматургия

Задача информационного текста – снабдить читателя нужными знаниями, дать практическую информацию. Если текст решает конкретную жизненную задачу, на него найдется читатель. С практической точки зрения, в статьях для медицинского журнала, обзорах техники, обучении финансовому учету, рассказах о здоровом питании можно не переживать о драматургии. Но если эта статья написана интересно, она охватит больше читателей, а значит, принесет больше пользы. Здесь помогает драматургия.

Драматургия уместна даже там, где, казалось бы, нет места эмоциям. Например, в статьях на юридические и бухгалтерские темы. Просто здесь она нужна в меньших объемах, чем в каком-нибудь интервью с патологоанатомом или репортаже.

Я делю статьи на две группы: эмоциональные и функциональные. У них разное назначение, каналы распространения и коммуникация с читателем.


Функциональные статьи – это практические ответы на конкретные вопросы читателя. Часто такие ответы люди ищут в поисковиках. В функциональных статьях нужно максимально быстро и четко дать читателю ответ.

Если ипохондрик после купания на пляже ищет в Яндексе симптомы холеры, надо первым делом перечислить симптомы холеры, а не сочинять историю о чудом вылечившемся человеке и давать историческую справку о борьбе с холерой. Надо просто ответить на вопрос, потому что читатель его ждет. Это функциональная статья, ее задача – быстро дать информацию.

В такой статье на первом месте – крепкая структура, по которой читатель пробежится взглядом и поймет, что не болен. Тогда статья справится со своей задачей. Это можно даже сделать таким приемом: всегда представлять, что читатель – ипохондрик, и придумывать, как скорее его успокоить.


Эмоциональные статьи – те, что включают эмоции и должны быть интересными. Часто это истории, личные заметки, интервью. Всё, что читают не ради ответа на конкретный вопрос, а ради интереса. Такие статьи распространяют сами читатели: прочитали – поделились с друзьями. И здесь точно нужна драматургия, потому что она работает на интерес.

Это не значит, что функциональные статьи должны быть скучными, а эмоциональные – бесполезными. Дело только в том, о чём мы подумаем в первую очередь. В функциональной статье «Какие нужны документы, чтобы открыть бар» мы сначала думаем о структуре: список документов, как их заполнить, в какое ведомство отнести. Когда этот материал готов, можем добавить драматургии и поставить коротенькую историю владельца бара.

А теперь мы пишем интервью с владельцем бара. Мы хотим раскрыть личность героя, рассказать о ситуациях с драками и пьяными посетителями, проверках госорганов, сложностях с лицензией на алкоголь. Это эмоциональная статья, она должна быть захватывающей, включаем драматургию по полной. В такой статье есть польза, читатель узнает много информации о бизнесе с баром. Но для еще большей пользы мы добавляем таблицу с расходами на закупку товаров или информацию, сколько стоит лицензия на алкоголь. Это будет практическая часть в драматичной статье.

У функциональных и эмоциональных статей есть одна деталь, которая их объединяет: им всегда нужен сильный и проверенный материал: факты, цифры, детали, много-много примеров, комментарии специалистов, надежные источники, ссылки и объяснения законов, опыт героев.

Поверхностные материалы бывают интересными, но слабо помогают читателю. За это я не люблю кейсы агентств «как мы подняли конверсию, переставив кнопку на два пикселя выше». Я не доверяю им, потому что знаю, что мне рассказали не всё и это не сработает. Поэтому я хочу, чтобы авторы первым делом сосредотачивались на глубоком материале, а потом придумывали драматургию. Даже в эмоциональных статьях.

Фактура сначала, драматургия потом

Что захватывает читателя

Я долго верила, что главное для читателя – это польза: если текст решает проблему, он его точно прочитает. Поэтому я старалась каждую, даже крошечню, заметку наполнять пользой и учила этому других. А потом я узнала читателей поближе, и мой мир перевернулся.

Оказалось, что в мире столько пользы, что можно бесконечно загребать ложкой. У каждого читателя есть список книг, вебинаров, курсов, конспектов научно-популярных лекций, статей, рассылок, семинаров, которые он обязан посмотреть в этом году. Или даже в этом месяце. Нет, лучше за выходные. А потом в выходные читатель смотрит сериал. Его не хватает на всю пользу, и в итоге выигрывает то, что интересно.

Польза – это практическое применение знаний, вроде «как починить кран без сантехника», а интерес – это включение эмоций: «как починить кран без сантехника, если ты рукожоп». Хахаха, «рукожоп», надо почитать!

Польза работает на замотивированного читателя, у которого дома сломался кран и он не хочет звать сантехника. А интерес вовлекает даже тех, у кого нет проблем с краном. Они не противоречат друг другу, идеально, когда польза и интерес работают вместе.

А теперь в порядке эксперимента. Какой из примеров вам нравится больше?

этот

Допустим, вы часто ходите на конференции, и вам они не нравятся. И разумеется, вы решили повозмущаться в фейсбуке, чтобы обругать организаторов и спикеров. Подумайте, зачем вы это делаете? Кому, что и зачем вы хотите доказать? Если ваша цель – не доказывать, а сделать мир лучше, ваши возмущения не помогут, лучше лично написать отзыв.

или этот

Мой любимый способ менять мир – повозмущаться в фейсбуке, всегда его использую. На днях меня выбесили конференции. На всех двух конференциях, где я была, спикеры невнятно говорили и не помнили своих докладов, а организаторы не следили за временем, хорошо подготовлены были только кофе-брейки. Я решила, что должна всех научить делать правильно, и села за пост.

Если вы выбрали второй вариант, нам по пути. Первый поучает читателя, а во втором автор иронизирует над собой, и читать приятнее.


Есть еще одно слово, о котором нам нужно договориться. Это слово – «резонанс». Резонанс – это отклик в душе читателя, и это мне кажется ключом к тому, чтобы захватить читателя и сделать так, чтобы он поделился материалом, прокомментировал и полюбил вас навеки.

Резонанс – это больше, чем эмоции. Если материал резонирует с читателем, это значит, что он попадает ему в самое сердце, вызывает воспоминания, задевает то, что болит.

В 2019 году издание о науке N+1 опубликовало опрос «Продолжите фразу „Жадина-говядина…“» и получило сорок тысяч ответов. В этом опросе не было прямой пользы, и читать там было нечего, но он получил невероятный отклик. Это и есть резонанс.

Резонанс трудно предсказать, никогда не знаешь, что именно откликнется у читателя. Написать полезную, сильную статью – большой труд. Сделать эту статью интересной – ещё больший труд. А попасть в самое сердце читателя иногда не требует труда, хотя предсказать такое попадание почти невозможно. Но это не значит, что не нужно пытаться срезонировать. Я верю, что у материала, в котором грамотно использованы юмор, ирония, самоирония, нарушение ожиданий, образы, детали, истории, акценты, больше шансов срезонировать с читателем, чем у упорядоченного практичного текста без всего этого. Итак, я предлагаю вот такую формулу идеальной статьи:

Польза

Интерес

Резонанс

Чтобы знать всё о полезном тексте, почитайте книгу «Пиши, сокращай», она посвящена пользе и порядку. А создавать интерес мы научимся в этой книге о драматургии. Получить резонанс у вас точно однажды получится само собой. Потом еще раз, и еще. Возможно, так вы найдете рецепт.




Параграф 3

Подготовка

Чаще всего в информационной статье не нужно выстраивать драматургию сразу, добавить ее нужно уже в конце. А сначала нужно позаботиться о нескоторых других вещах, иначе добавлять драму будет некуда.

Тема. От темы статьи зависит то, как она выстроится. Слишком широкая тема ведет к тому, что статья получается либо поверхностной, либо неподъемно длинной и сложной по структуре.

слишком широко

Как подготовиться к рождению первого ребенка

в самый раз

Как подготовиться к рождению первого ребенка, если вам с мужем по двадцать лет

Сколько денег накопить к рождению первого ребенка

Как быть нормальными родителями для первого ребенка и не замучать гиперопекой

В первом варианте статья будет рассказывать сразу обо всём: деньгах, здоровье, книжках по воспитанию, частых ошибках и о том, что пойдет не так, даже если читатель подготовится. Это больше похоже на серию статей.

Во втором случае сразу понятно, на чём делать фокус. Тема ограничивает аудиторию и формирует у читателя более точные ожидания.


Материал. Один автор пишет статью за два дня по источникам из интернета, а другой – три месяца общается с экспертами, проводит расследование, опрашивает очевидцев, собирает истории. Во втором случае материал будет глубже и убедительнее, но это не значит, что каждый автор должен писать только так. Это личный выбор каждого. От этого выбора зависит только качество статьи, но не зависит, например, масштаб воздействия.

Может случиться так, что поверхностную статью прочитает миллион человек, а глубокую – десять тысяч. А может, наоборот, это вопрос продвижения и резонанса.

Нормально, что в мире существуют разные статьи: скучные и интересные, полезные и бестолковые, поверхностные и глубокие. Если все будут писать только глубокие статьи, то ни одна статья не будет глубокой, а мы будем жить в картонном, однообразном мире без возможности выбора.

Мой личный выбор – издавать глубокие, проработанные материалы. Поэтому всё в этой книге написано для них. Я не знаю, как выстраивать драматургию в статье, собранной из материалов в интернете. Чем глубже статья, тем сильнее в нее напрашивается драматургия.


Жанр определяет, как будет подан материал: интервью, личный опыт, обзор, как это устроено, вопрос-ответ, инструкция, репортаж, расследование, опрос, тест, конкурс.

Есть жанры, где драматургия напрашивается сама, например, интервью, репортаж или личный опыт. В других жанрах ее приходится специально искать и разрабатывать, например, в опросах или конкурсах.

Скорее всего, на стадии сбора материала вы уже знаете, в каком жанре будет статья, но иногда это можно изменить даже после того, как есть материал, тема и тезисный план.

По моему опыту, истории людей привлекают больше внимания. Поэтому, если у вас есть материал для инструкции, её можно поменять на личный опыт и рассказать ее от первого лица.

инструкция

Как уволить по статье

Три проверенных способа экономить на авиабилетах

На что смотреть при поиске репетитора по китайскому языку

история

Как я уволила по статье троих сотрудников за один месяц

Три способа экономить на билетах, благодаря которым я путешествую каждый месяц

Хорошего репетитора по китайскому я нашла только с третьей попытки

Личный опыт интереснее читать, и он лучше работает на доверие.

Рассказчик. Чаще всего информационные статьи написаны без конкретного рассказчика. Хотя можно вести повествование как угодно: от первого, второго, третьего лица. Иногда они комбинируются. Допустим, компания пишет, как у них устроен найм и работа в команде:

Мы против субординации в том смысле, как это обычно понимают:

«К начальникам – на „вы“ и уважительно, а к подчиненным на „ты“ и с матом». Для нас это недопустимо, поэтому главный принцип компании «Икорка» – уважение к каждому члену команды.


Здесь текст написан сначала от первого лица, а потом от третьего, и это выглядит нормально, здесь есть понятный переход от одного лица к другому.

Если статью написал редактор, а материал давал герой, может быть так:

Директор компании «Икорка» Родион С. рассказывает, что они с самого начала отказались от субординации в привычном, плохом смысле. Для него это означало следовать принципу…


На мой вкус, рассказы от третьего лица скучноватые, потому что выглядят отстраненно. Зато такой вариант отлично подходит для инструкций, обзоров, обучающих статей. То есть там, где формально первого лица и нет, но может появиться второе и нарушить читательские границы. Сравните:

Банк заблокирует вам счет, если вы отмываете деньги

Банк замечает, если компания отмывает деньги, и блокирует ей счет

Нехорошо исходить из предположения, что читатель делает что-то противозаконное: «вы отмываете деньги».


Читатель. При подготовке статьи первым делом нужно понять, кто ее прочитает, так автор сможет понять уровень сложности материала и какую лексику использовать. Иногда могут случаться такие ошибки:

Чтобы заставить сотрудников работать в Новый год, нужно два документа: распоряжение руководителя и письменное согласие работника. Не подписывали никаких документов – наслаждайтесь выходными дома. Подписывали – требуйте двойную оплату труда.

Здесь первая часть написана для работодателей, а вторая – для наемных работников. И если подготовить в таком виде целую статью, то в ней будет неразбериха, которую тяжело распутать.


Примеры – это то, с чего я советую начать собирать материал. Без примеров статья будет неприменима к жизни, а интервью получится абстрактным и не раскроет личность героя.

На страницу:
1 из 2