Полная версия
Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе
Шалва Амонашвили
Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе
Баллада о воспитании
«…Может быть, на тысячу семей найдется одна семья, где обратят внимание на природу детей».
Живая ЭтикаДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Пока Вы начнёте читать эту книгу, хотел бы сказать Вам несколько слов.
Я не предлагаю Вам строгую науку или методическое пособие о воспитании Ребёнка в семье. Такой науки, откровенно говоря, и не существует. Перед Вами мои личные соображения и взгляды о том, как романтично можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.
Конечно, излагая свои мысли, я то и дело исходил из разных научных знаний, но пользовался ими ради своих намерений.
Так же как художник, как композитор, поэт или мыслитель, я старался преподнести Вам самого себя – «мою» Гуманную Педагогику. Преподнести её так, чтобы она понравилась Вам.
Песню, которая задевает нас, мы поём хотя бы в душе. Стихи, в которые мы влюбляемся, перечитываем вновь и вновь. А если в семье растёт Ребёнок, неужели забота о нём не обратит наше внимание на разные педагогические идеи, и если какая-либо из них привлечёт нас, не используем в нашей практике?
Я очень хотел бы, чтобы идеи Гуманной Педагогики (эту педагогику я называю «своей» не потому, что я её открыл, а потому, что присвоил от классиков) понравились Вам и чтобы Вы воспользовались ею в воспитании своего Ребёнка, своих детей.
Я честен перед Вами: я искренне верю в истинность Гуманной Педагогики, потому предлагаю, чтобы Вы тоже поверили в неё и полюбили её и, конечно же, отказались от силового, авторитарного воспитания Вашего Ребёнка, Ваших детей. Моя задача именно в этом.
Для меня Гуманная Педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство. Потому, в поиске названия книги я сразу отказался от таких скучных формулировок, как: «Родительское чувство», «Воспитание как жизнь», и согласился с Валерией Гивиевной (она моя супруга, набирала текст на компьютере и редактировала его), которая сказала: «Это же баллада! Назови книгу – «Баллада о воспитании!»
Так появился новый педагогический жанр.
Я писал книгу, слыша в себе музыку и поэзию, давал волю фантазии, прибегал к повествованию. Предлагаю сюжетное развитие педагогической жизни в семье, осмысливая её как наш совместный с Ребёнком путь восхождения. Для каждой сюжетной части «Баллады» определилось музыкальное название.
Остаётся добавить одно: если я не смогу увлечь Вас идеями Гуманной Педагогики, то, пожалуйста, не думайте, что она сама такая не интересная и не живая. Она прекрасная! Возможно, я не смог донести до Вас её красоту.
Перед Вами не возрастная педагогика о воспитании Ребёнка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все её участники.
Аккорды. Зов и явление
Я – Дух нерождённого.
Кто меня зовёт?
Выбирайте лучшие слова!
Вложите в них ваши лучшие чувства!
Выбирайте лучшую музыкальность для зова!
И всё это пошлите мне!
Ваш голос с Земли начнёт воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.
Ну, как?
Зовите, зовите, зовите!
Зовите всем сердцем и чистотой, которая есть в вас!
Ваш зов только так достигнет тех высоких пространств, где я обитаю!..
Вы призвали меня?
Я услышал!
Я спускаюсь! Свершилось великое таинство: я явился в земную жизнь.
Привет всем вам от Создателя!
Я – Путник Вечности.
Но я ваш Ребёнок.
У меня нет земного посоха.
Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:
– Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.
– Во мне свой характер, не ломайте его.
– Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.
– Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.
– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.
– Воспитывайте чувства под водительством разума.
– Воспитывайте разум под водительством сердца.
Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются.
Прелюдия. Он от света
Семя любви осчастливило нас, и к нам явился долгожданный гость – Путник Вечности. Господи, какой он хрупкий и беспомощный!
Но сердце наше чует: в нём могущество. Он пришёл с пустыми руками, пришёл голым! Но опять чувствуем: несёт он дары, чтобы раздать щедро. Он пока какой-то морщинистый, этакий новорождённый старичок. Но морщины эти, мы знаем, от мудрости, которая в нём от прошлого.
Морщины он сбросит, а мудрость оставит, и начнёт всё сначала.
Глаза его смотрят не на нас, но на кого-то Невидимого. И первый крик его, и плач его, и лепетание его, и первая улыбка его тоже обращены не к нам, а к тому же Невидимому.
Мы пока для него не существуем, а существует некто Другой, который для него важнее, чем мы.
Он – от Света, потому всё светится и лучится.
Он – как пламя огня, как миниатюрный вулкан – в нём полное нетерпение.
О Господи, какое в нём доверие, бездумное доверие ко всем нам! Вот возьми и сделай с ним что хочешь!
А что мы хотим сделать с ним?
Но разве будем выбирать что-либо другое, если знаем, что нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих?
Он – наш Ребёнок.
А мы – его родители – Отец и Мать.
Можно и так сказать: Папа и Мама.
«Наш» – не значит, что он – наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ.
Мы – родители – соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека.
К чему же мы его устремим?
Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлён.
К чему – он эту загадку несёт в себе.
Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути.
И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви.
Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком.
Мир ждёт его таким – Благородным. Потому родительское сердце предупреждает нас уберечь нашего Ребёнка
• от дурных зрелищ,
• от сквернословия,
• от грубости,
• от дурной музыки,
• от всего ложного, что разлагает тело и разрушает дух.
Будем беречь его
• от чувства собственности,
• от самости,
• от злобы,
• от праздности.
Он сейчас младенец.
Но годы улетят.
В нашей повседневной заботе они улетят быстро.
Младенец подрастёт, и сам станет взрослым.
А мы постареем и скажем нашему сердцу: «Видишь, мы ему больше не нужны, он сам пробирается к своему Пути. Может быть, успокоишься?»
Но сердце не уступит. Оно скажет нам: «Если кто стал уже отцом и матерью, то это на всю жизнь, до конца дней своих».
Господи! Наверно, родители для своих детей так же, как Ты для нас: когда же Ты успокоишься и скажешь, что детям Твоим не нужна больше Твоя забота, они уже «сами с усами»?
Кантата. О новой расе
В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века мир заговорил о детях-акселератах, о том, что рождались дети, рост и вес которых превышал все нормы, сроки их полового созревания сокращались, они физически быстро развивались.
Психология тоже подтвердила, что наблюдается более ускоренное умственное развитие детей: шести – семилетние дети-акселераты своими умственными способностями многократно превосходили детей-сверстников прошлых времён.
Наука не смогла объяснить факт акселерации и приписывала его биологическим и социальным факторам. Тогда речь не шла о том, что этому поколению детей было суждено дать мощный импульс цивилизованному развитию человечества и изменению облика мира. Материалистический взгляд на мир в целом и на мир детства в частности не допускал возможности думать о предназначении нового поколения детей, о том, что дети несут в себе свою Миссию, свой Путь.
Дети-акселераты выросли, им стало по двадцать, тридцать, сорок лет. Многие взяли в свои руки бразды правления и на глазах у своих родителей, т. е. «старого» поколения, начали утверждать свою волю.
И что же мы увидели?
Мы увидели, что изменились многие основания в жизни мирового сообщества людей, в жизни государств. Демонтаж унитарного государства, изменение политической карты мира, вхождение в жизнь людей компьютеров, интернета, электронных и спутниковых связей и многое другое – это свершения поколения детей-акселератов.
Они рождались в пятидесятые и шестидесятые годы, неся в себе своё предназначение: изменить цивилизованный облик планеты в семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы.
Они это сделали.
Они несли в себе импульс развития духовно – нравственных ценностей. Но, видимо, этот импульс был послабее импульса изменения материального бытия. И общество тоже было не готово для принятия возвышенных духовных ценностей. Скорее наоборот, в силу чего возникли неизвестные ранее болезни, мир был втянут в войны, в межнациональные и межрегиональные столкновения, усилились частнособственнические рвения, началось обесценивание культуры.
«Старое» поколение с трудом поспевает за стремительным движением бывших детей – акселератов, которых само же воспитывало. А непонимание их предназначения также ввергает взрослых в конфликты и пререкания с «молодыми».
Непонимание будущности наших детей-акселератов (мы просто удивлялись и восхищались их высокому росту и мускулистому телосложению) помешало нам дать им то развитие и воспитание, которое помогло бы им в полном объёме реализовать себя. Они реализовались лишь частично. Дети были новые со своими устремлениями, а педагогика, будь она в семье или в школе, осталась старой. Мы не захотели уяснить для себя это опасное для воспитания расхождение. Потому из среды детей-акселератов выросли не только люди, которые развивали жизнь общества, но и люди, которые, пользуясь своим талантом и способностями, навредили обществу.
А теперь идёт новое поколение детей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составляют особую человеческую расу. Их предназначение более высокое и длительное, чем было предназначение любого другого поколения.
Новая Раса, которая нарождается, будет резко отличаться от нынешней современной расы, от всех тех поколений, которые сожительствуют сейчас на Земле и закрепили в себе ценности и образ жизни прошлых поколений.
Мудрецы объясняют нам это различие.
Главное для Современной Расы – Иметь, а для Новой Расы – Давать.
Нам говорят: Сейчас вы стараетесь получить, завладеть вещью, которая вам кажется желанной. Но это обладание временное, иллюзорное. А надо стараться построить в себе вечные качества, которые реальны и не могут быть потеряны.
Современная Раса ищет захватов. Новая Раса будет жить, чтобы давать.
Нам объясняют: Побольше прибыли, высокие посты, накопление частной собственности, личное удовлетворение – вот к чему стремится в эти дни весь мир. Давать – на это смотрят как на жертву, и это делается с надеждой что-нибудь получить взамен. Для Новой Расы даяние будет нормой, общим выражением неэгоистического народа, оно будет его лучшей радостью.
Лозунг Современной Расы – соревнование, Новой – кооперация и сотрудничество.
Нам комментируют: Сейчас всё ещё наставляют детей, что нужно превзойти других, быть лучше, чем другие и в учении, и в спорте, нужно оставить других позади (в тени). С Новой Расой придёт сознание: стараться сделать больше и лучше то, что каждый в состоянии сделать ради Общего Блага.
Современная Раса разрушительна. Новая будет созидательной.
Нам объясняют: Своими вредными излучениями человек отдалил от себя многих из эфирных существ, которые живут и развиваются наравне с нами. Потому все катастрофы, разрушающие нашу планету, – циклоны, землетрясения, наводнения, огненные стихии, чрезвычайная смена тепла и холода, – вызваны самим человеком, ибо это результат его разрушительного отношения к жизни природы и низкого качества его мыслей. Новая Раса будет проявлять заботу ко всему окружающему и сотрудничать с духами природы. Она изобретёт то, что задействует огромные силы, обнаруженные в природе и в человеке. Эти силы ещё скрыты, неизвестны, потому что они опасны в период разрушительной расы.
Владение Научными знаниями – слава Современной Расы.
Но в Новой Расе – Мудрость будет выше.
Пояснения: Наука имеет дело с внешней стороной, а это медленный процесс в направлении к сердцу вещей. Не из внешнего вовнутрь, а из внутреннего наружу – вот путь Мудрости. Внутри – Единая Жизнь. Эта же самая Жизнь проявляется и в других и является мотивирующей силой во всех феноменах природы. Достигнув осознания этого через совершенную чистоту, мы можем познать причину всего, узнать ответы на все вопросы «как» и «почему». Совершенная Мудрость включает в себя все познания.
Настоящая Раса управляется интеллектом. Грядущая Раса будет управляться интуицией.
Нам объясняют: Интеллектуальность полагается исключительно на впечатления, падающие на мозг извне. Вы мир вокруг себя охватываете несовершенными инструментами органов познания. Интуиция же действует изнутри. Она приносит неограниченное, истинное познание себя. И когда полностью откроете себя, вы узнаете всё, что можно знать обо всей Вселенной.
Современная Раса окружена уродливыми формами. Красотой будет окружена Новая Раса.
Нам говорят: Сейчас ваша оценка красоты зависит от её редкости и цены. На множество из этих предметов, которые вы цените за их красоту, вы бы и не взглянули, если бы они стоили дёшево, если бы их мог приобрести каждый. Ваше предпочтение – это поиск личного удовлетворения, и поэтому оно грубо и эгоистично. В Новой Расе искусство и красота будут результатом внутренней чистоты. В Ней будет преобладать красота духа, а не красота чувств, как сейчас. Душевная красота найдёт своё выражение в фигуре и форме, грациозных ритмических движениях, в приятных мелодических голосах и вежливом обращении. Внутренняя красота будет служить причиной того, что и внешнее её выражение станет прекрасным.
Современная Раса сгибается под тяжестью страданий.
Новая Раса с высоко поднятой головой будет отражать Свет, который является чистейшей радостью.
Нас призывают: Перестаньте быть причиной своего собственного несчастья, поддерживаемого самоутверждением своей личности, отбросьте ваше личное «я», нарушающее радость, мешающее выявлению высшего, блистательного Я. Оно лучезарнее солнечного света. Пусть Оно сияет в вас, просвещает вас, наполняет своей великой, непоколебимой радостью все уголки вашего существа.
Настоящая Раса характеризуется разъединением.
Новая Раса будет отличаться единством, единодушием.
Нам объясняют: Сейчас каждый человек гордится тем, что у него есть и чего другие не имеют: способности, политические убеждения, религиозные взгляды, наряды. Новая Раса ищет объединяющее. Каждый постигает свою суть, собственное внутреннее Я и Его жизнь (что есть Бог). Постигает, что его интересы не могут быть отделены от интересов других.
Современная Раса скована. Новая Раса будет свободной.
Объяснение: Современное человечество сковано физическими, материальными формами. Даже в делах любви и дружбы оно тяготеет к материальной стороне. Новая Раса будет знать духовную сторону всех явлений, она будет считаться с вечным. Поэтому она будет свободной от всех обманчивых связей и болезненного страха что-либо утратить, потерять.
Нам говорят: Вам надо понять, что весь мир в вас и вы едины со всяким живым существом, со всем, что есть – с небом, с океаном, с элементами, с насекомыми, с птицами и животными, с людьми и богами – с Богом. Вам надо понять, что вы бессмертны, что всегда были и никогда не перестанете быть.
Нас заверяют: Дети Новой расы готовы придти в земную жизнь. Но они придут, когда вы подготовите им Путь. Они в ожидании чистых тел, чистых родителей, чистой обстановки и чистой Любви. Они воплотятся тотчас же, как только вы станете чистыми. Вы сами можете войти в Новую Расу, когда, упорно борясь, обретёте Совершенную Чистоту.
Это есть мой давнишний конспект прекрасной маленькой книги, которую я полюбил. Она называется: «Дети Света».
Дети Света уже рождаются.
Они приходят в ту или другую семью.
Сами они не говорят, что они Дети Света.
Но нам было бы лучше принять нашего Ребёнка как представителя Света и тут же твёрдо усвоить: Ребёнок Света нуждается в родителях, тоже устремлённых к Свету.
Наблюдатели нынешнего поколения детей утверждают, что современные дети действительно отличаются от нас самих, когда мы были детьми, от детей всех предыдущих поколений. «Детей Света» ещё называют: «Необычные дети», «Дети Нового Сознания», «Дети индиго» (Индиго – это название фиолетового цвета, которым, как утверждают люди с умением видеть человеческие излучения, окружён Ребёнок. Отсюда – дети индиго).
Говорят, что таких детей сейчас становится всё больше и больше, что их количество превышает 90 %.
Говорят, что они есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность. Наша судьба, судьба человечества – в их руках.
Они мудры, они чувствуют свою мудрую древнюю душу.
Они буревестники нового общества и бросают вызов всему, что есть вокруг.
Несут они расширенное, космическое сознание и новые знания.
Они открыты и уверены в себе.
Но они уязвимы перед грубостью и насилием.
Бесцеремонность взрослых по отношению к ним делает их беззащитными.
Ими овладевает скука в той среде, где интеллектуальный уровень людей ниже их уровня; в частности, им очень скучно в школе.
Многие из них не выдерживают дисгармонию в семье, в школе, в обществе, где их не могут понять, не стараются понять.
В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок или же кончают жизнь самоубийством.
Дети новые, а педагогика, – образование, воспитание, обучение, – старая, авторитарная. Мы однажды уже промахнулись, принимая детей акселератов; наша авторитарная педагогика не дала многим из них возможность раскрыться полностью. Неужели допустим ещё один промах – ослабим импульс эволюции, который даруется нам Свыше?
Новому роду человечества, Новой Расе нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, сорадости, сострадания, защиты. Детям нужна педагогика Мудрости, которая взращивает духовность и духовную общность.
Педагогика эта, имеющая корни в классическом наследии, называется Гуманной Педагогикой!
Вариация. Ребёнок
Обычные словари объясняют нам: Ребёнок – это мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества.
Как это скучно!
И не только скучно, но и опасно, ибо ввергает нас в заблуждение.
Всё, что скучно, значит – неправда, во всём скучном есть ложь…
Психологи начнут нам так же скучно и скудно рассказывать, каково мышление у детей раннего возраста, каковы их память, воля. Как они проявляют свои эмоции, каков круг потребностей и интересов. Это всё вокруг да около Ребёнка, а не о нём самом.
А мы – родители, исходя из таких знаний, со своей стороны, будем строить скучное и, значит, ложное воображение о Ребёнке, о нашем Ребёнке. Мы больше будем говорить о том, как он ведёт себя, хороший он у нас или плохой, послушный или непослушный, прилежный или ленивый, умный или глупый, талантливый или тугодум, радует нас или раздражает.
Но это будет наше заблуждение, которое поведёт нас ещё дальше. Надо же будет добиться того, чтобы он, наш Ребёнок, сделался хорошим, послушным, прилежным, талантливым, превосходящим вашего Ребёнка, и чтобы он стал надеждой для нас, для нашей обеспеченной старости!
Так наша забота о Ребёнке с лёгкостью переходит в заботу о самих себе.
Если он не слушается, мы будем искать методы, чтобы он стал послушным, вместо того, чтобы искать пути поощрения того естества, в силу которого он не может и не должен быть таким. Будем обращаться с Ребёнком построже, будем поощрять его за хорошее поведение, но будем и наказывать за дурные поступки, за непослушание. Будем наставлять и строго повторять одно и то же, требовать исполнения нашей воли!
Вот как поступим с ним. И будет у нас оправдание. «А как же иначе, – скажем мы, – он же Ребёнок, он же в раннем возрасте, не дорос ещё до отрочества!»
Но нам нужно будет и гордиться: какой он у нас талантливый!
Если он талантливый, значит мы тоже, родители, талантливые, если он прекрасный, тогда мы в сообществе родителей лучшие!
Наш Ребёнок, видите ли, знает стихи, считает до десяти, читает слова, пишет буквы, играет у компьютера. А ваш?
Наш сын прекрасно учится, знает языки, побеждает в конкурсах программистов, обучается карате, занимается фигурным катанием… А ваш?..
Заблуждения-то какие!
А заблуждения – горя сеть.
Адажио. Путник вечности
А мы заглянем в другие словари или спросим у мудрецов, что означает слово РЕБЁНОК.
Мудрецы скажут нам: Ребёнок – это забота сегодняшнего и смысл завтрашнего дня.
А толкователи сути слов порадуют нас, ибо мы узнаем нечто сокровенное:
Ребёнок – это возрождённое новое Бытие.
Ребята – это носители тайны возрождённого нового Бытия.
Дитя – это носитель Истины.
Дети – это народ, действующий в Истине.
Скажем и о Человеке – это есть Душа, преходящая веками.
Вот кто есть Ребёнок – это ПУТНИК ВЕЧНОСТИ, который пришёл к нам в гости.
Нам надо сложить о нём новый образ, чтобы не заблуждаться впредь и не вредить Путнику:
– Ребёнок есть носитель Новой Жизни,
– он – носитель Истины в Духе,
– в нём могущество Неба и Земли, Духа и Природы,
– он – Человек Пути и Путник Вечности,
– в нём заключена его земная Миссия, его Предназначение,
– он – суть Свободы и Воли,
– он – будущий герой Духа,
– он – забота настоящего и смысл Будущего,
– он – единственный такой на Земле и во всей Вселенной.
Но для нас – родителей, для всех взрослых Ребёнок олицетворяет ещё и другое:
– он есть знак доверия Бога к нам,
– он есть гость в нашем доме,
– он есть камень преткновения для нашей человечности,
– он – испытание на преданность, на прочность наших духовно-нравственных устремлений,
– он есть Путь нашего совершенствования, условие искупления грехов наших, возможность стать лучше, изживать в себе пороки.
Но лучше Яна Амоса Коменского, классика Мировой Педагогики, не скажешь:
«Если кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин.
Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то посмотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему.
Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, но и наравне с нами
соучастников Христа,
царских жрецов,
избранный народ,
спутников ангелов,
судей дьяволов,
утешение небес,
ужас ада, наследников небес во все века.
Что можно придумать более возвышенного?»
Речитатив. Кто из нас скажет: «Я не педагог»?
Мы – родители!
Чем мы занимаемся, имея своего Ребёнка, своих детей?
Мы так и родились, как будущие мамы и папы.
Быть отцом или матерью – это наша естественная природа: надо воспроизводить род человеческий. Мы по природе своей, по задаткам своим изначально уже педагоги. Мы призваны быть воспитателями.
Отец и мать (папа и мама) суть профессии педагогические.
Но эти профессии (равносильно, как дедушка-бабушка) особенные. Они есть профессии первого и главного воспитателя своего Ребёнка, своих детей.
Нам никуда не деться от Богом предписанного долга. Иначе будет грех, будет предательство. Воспитывая нашего Ребёнка, мы становимся соработниками у Бога.
Кто может заменить нас, родителей, в воспитании наших детей? Может быть, няни, может быть, кормилицы, или служанки, или гувернёры, или учителя школы?
Все они могут нам помочь.
Но заменить Ребёнку маму и папу никто не в силах!
Добрые люди бывают всегда.
Но Мама!.. Но Папа!..
Пожалуйста, забудем о том, что у нас, может быть, нет диплома о каком-либо педагогическом «образовании». Нам не нужны эти дипломы.