bannerbanner
Искусство позитивного мышления
Искусство позитивного мышления

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Свами Джьотирмайянанда

Искусство позитивного мышления

© Перевод. Афанасьев В.П., 2014

© Оформление. ООО «Свет», 2015

* * *

Посвящается духовному искателю наших дней, стремящемуся постичь тайны и раскрыть удивительные силы своего разума, а также обрести духовные ценности жизни и внести свой вклад в установление Мира и гармонии на земле.


Краткая биография Свами Джьотирмайянанды

Свами Джьотирмайянанда родился 3 февраля 1931 года в северной провинции нынешнего индийского штата Бихар, освящённой великим Буддой. С раннего детства в нём угадывались признаки святости. Он отличался спокойным, вдумчивым характером и имел сострадательное сердце. Он был неизбывным источником вдохновения для каждого, кто имел счастье общаться с ним. Наряду с занятиями в школе и работой по дому он часто предавался размышлениям над смыслом жизни.

3 февраля 1953 года в возрасте 22 лет, испытывая глубокую потребность служить человечеству телом и духом, он становится санньясином древнего монашеского ордена, приняв посвящение от своего гуру, прославленного йогина и мудреца Свами Шивананды Сарасвати из Ришикеша. Удалившись от дел и уединившись в потаённых местах Гималаев на берегу священной Ганги, он предаётся интенсивной аскезе.

Проходят годы, и молодой, подающий надежды санньясин уже в качестве профессора религии занимается преподавательской деятельностью в Лесной Академии йоги и веданты. Своими блестящими лекциями и уроками по индийской культуре, упанишадам, раджа-йоге и всем основным священным писаниям Индии он снискал себе славу знатока мистических традиций Индии. Наряду с преподаванием он редактирует журнал Yoga Vedanta Journal. Среди членов «Общества божественной жизни», духовной организации, учрежденной его наставником, он был единственным и непререкаемым авторитетом в толковании уникального ведантического писания «Йога Васиштхи». Наделённый даром интуитивного прозрения истины и всегда готовый помочь иностранным ученикам понять йогу и философию веданты, Джьотирмайянанда легко завоевал всеобщую любовь и признание.

Благодаря своей безупречной монашеской жизни, любви к людям, выдающимся духовным познаниям и динамичной манере излагать йогу и веданту, он становится известным по всей Индии. Его как оратора часто приглашают на различные конференции и симпозиумы, посвящённые духовным проблемам, в частности, на Всеиндийские ведантические конференции, проходившие в Дели, Амритсаре, Лудхьяне и других городах Индии.

В 1962 году в ответ на многочисленные просьбы западных приверженцев йоги Свами Джьотирмайянанда покидает Индию. С 1962 по 1969 гг. он живет в Пуэрто-Рико, где создает духовный центр Sanatan Dharma Mandir (Храм вечной религии). Регулярные классы по йоге и духовной культуре, а также еженедельные выступления на английском и испанском языках по радио и телевидению привлекают к нему сотни учеников.

В марте 1969 года досточтимый Свамиджи переезжает в Соединённые Штаты Америки, в Майами, где основывает духовную обитель (ашрам) и учреждает международную йогическую организацию Yoga Research Foundation. Отделения этой организации, созданной с целью способствовать распространению духовности на земле, существуют теперь во многих странах мира.

В 1985 году был открыт индийский ашрам Свами Джьотирмайянанды близ Нью-Дели. Проведение занятий по йоге, издание журнала на языке хинди Yoganjali и благотворительная деятельность, в том числе, оказание бедным и малоимущим слоям населения медицинской помощи, таково основное направление деятельности ашрама.

«За широкой эрудицией Свами Джьотирмайянанды стоит искреннее, нежное сердце, пылко желающее успеха всем искателям Истины», – писал о нём М. Л. Базаз, помощник-секретарь Джавахарлала Неру, первого премьер-министра Республики Индия.


Джьотирмайянанда – убеждённый сторонник универсальной йоги (Integral Yoga), поскольку считает, что она является наиболее подходящей формой физического и духовного развития для современного человека. Из-под его пера вышла сорок одна книга по самым различным аспектам и направлениям йоги и философии веданты. Являясь блестящим знатоком санскрита и священных индийских писаний, он перевел на английский язык и прокомментировал «Бхагавад-гиту», «Йога Васиштху» Вальмики, «Йога-сутры» Патанджали, «Брахма-сутры» Бадараяны, «Нарада бхакти сутры», «Аштавакрагиту», отдельные, наиболее значимые упанишады, некоторые из книг «Махабхараты».

Особое место в духовном наследии Свами Джьотирмайянанды занимает ежемесячный журнал International Yoga Guide („Международный путеводитель по йоге“), издаваемый Свами Джьотирмайянандой под редакцией его преданной ученицы Свами Лалитананды на протяжении пятидесяти лет. До сентября 1973 г. он выходил под названием Vision of Eternity („Прозрение вечности“). На сегодняшний день (2014 г.) вышел 51 том этого уникального издания!

Наконец, имеется огромное количество аудио- и видеозаписей бесед и лекций Джьотирмайянанды по самым различным вопросам, касающимся жизни человека – его проблем и предназначения. Более четырехсот аудио-записей, составляющих отдельный список, посвящены искусству медитации. Известный американский исследователь индийских духовных традиций Георг Фойерштайн (Georg Feuerstein), говоря о влиянии на Запад Восточной мысли, отводит Свами Джьотирмайянанде особое место, ставя в один ряд с такими выдающимися представителями индийской духовной культуры, как Вивекананда, Йогананда и Кришнамурти.

В апреле 2000 года Свами Джьотирмайянанда даёт благословение на создание первого своего филиала в России, в Краснодаре, получившего название Центр интегральной йоги Парашакти, передав полномочия на организацию и руководство им своему ученику Владимиру Афанасьеву и благословив его на преподавание йоги «во всех её аспектах». Некоторое время спустя Джьотирмайянанда предложил В. Афанасьеву открыть свою собственную школу йоги. Одним из первых шагов деятельности этой школы явился перевод и издание в Краснодаре книги Свами Джьотирмайянанды «Искусство позитивного мышления» («The Art of Positive Thinking»), осуществлённый по волеизъявлению достопочтенного автора.

Yoga Research Foundation

Благотворительная, духовно-просветительская организация по изучению йоги

Президент: Свами Джьотирмайянанда

Вице-президент: Sri Arati Devi

Вебсайт: www.yrf.org

Почтовый адрес: Yoga Research Foundation, 6111 S.W.74th Avenue, Miami, Florida 33173, U.S.A

Цели и задачи

1. Проповедовать законы духовной жизни.

2. Способствовать пониманию единства жизни среди всех людей вне зависимости от расы, религиозной принадлежности и пола. Способствовать установлению гармонии между представителями всех религий, подчёркивая фундаментальное единство пророков, святых, мудрецов и духовных учителей человечества.

3. Оказывать помощь страдающему человечеству посредством духовного образования, утверждения высоких нравственных идеалов, молитв и медитации.

4. Проводить на регулярной основе занятия по йоге, веданте и индийской философии в целом.

5. Способствовать распространению Всеобщего Мира и Всеобщей Любви.

6. Способствовать развитию всеобщей культуры на основе вечных духовных ценностей жизни.

7. Оказывать поддержку ученикам йоги, веданты, а также бхактам (искренне верующим) на их духовном пути.

8. Издавать духовную литературу.

9. Каждый, кто привержен правде, принципам ненасилия и чистоте во всех её проявлениях, может являться членом этой Организации.

Святой мудрец словами учеников

«Проницательный ум, ясные инструкции, прекрасный характер, природное очарование и всегда искрящиеся юмором глаза – таков Свами Джьотирмайянанда, истинный, из живущих ныне, представитель учения йоги».

Учитель йоги (Япония)

«Свами Джьотирмайянанда был единственным источником информации по учению „Йога Васиштхи“ в ашраме Шивананды (Ришикеш, Гималаи), и его понимание, доброта и терпение, проявляемые к людям с Запада, таким, как я, не только вызывают в памяти счастливые воспоминания, но и придают отношениям особую ценность».

Свами Р. (Канада)

«Свами Джьотирмайянанда как человек – настоящее сокровище во многих отношениях: на редкость блестящий интеллект и глубокие познания в сочетании с скромным характером. Он исполнен достоинства, но при этом проявляет искреннюю заботу о каждом, кто приходит к нему за советом или помощью. Его неотразимые манеры и научный подход к проблемам религии способны обезоружить любого, кто настроен враждебно в отношении ведической культуры».

М. Л. Базаз, секретарь первого премьер-министра (Индия)

«Широкая эрудиция, удивительная простота, образцовая жизнь, свободное владение духовными знаниями и, наконец, поистине впечатляющая динамичная манера излагать философию йоги и веданты подняли Свами Джьотирмайянанду на пьедестал уважения в глазах всех, имеющих к этому непосредственное отношение. Он оказывает огромное влияние на всех своих последователей, является прекрасным наставником и источником глубокого вдохновения».

Чапра, юрист (Индия)

Всё – в одном

За годы моего пристального интереса к проблемам духовного развития и к йоге в частности мне посчастливилось ознакомиться с большим объёмом литературы посоответствующей тематике. Чтение книг и их изучение всегда были моим любимым занятием и немаловажным фактором духовного вдохновения и интеллектуального удовлетворения. Авторы многих книг и статей вызывают во мне чувство глубокого уважения, и всякий раз умом и сердцем я отдаю им дань признательности. Каждый по-своему в силу своих познаний и литературных дарований вносит свой неповторимый вклад в мировую духовную культуру. Меня трогает искренняя увлеченность одних, академическая безупречность других, непосредственность и простота третьих, красивый стиль письма четвёртых, располагающая откровенность и пыл пятых… Но я должен заявить, что еще никогда не встречал такого изумительного сочетания великого ума, великого сердца и прекрасного дара излагать сложные вопросы простым, доступным языком, каким обладает Свами Джьотирмайянанда.


Литературное творчество Свами Джьотирмайянанды – это огромный по объёму благоухающий букет божественных откровений, истекающих из самых глубин его просветлённой души. Всё, что выходит из-под пера достопочтенного Свамиджи, отличается возвышенной красотой стиля, предельной лаконичностью и необычайной проникновенностью в суть излагаемого вопроса. Кроме того, поражает необъятность его познаний. Кажется, нет такого вопроса, который он не смог бы со всей присущей ему ясностью ума осветить. Мудрец, учёный, писатель, поэт, переводчик, Махатма и Гуру: ВСЁ – в ОДНОМ!

Владимир Афанасьев

Колесница жизни

Дороги – добродетель и порок

Вожжи – ум

Колесница – жизнь

Возница – интеллект

Путешественник – индивидуальная душа

Цель – самопознание


Часть I. Искусство позитивного мышления

Нет силы могущественней мысли.

Силой мысли человек формирует

Себя как личность и ваяет свою судьбу.

1. Сила позитивного мышления

Сила мысли есть величайшая сила как на земле, так и на небесах. О чем вы думаете, тем и становитесь. Ум – самый таинственный инструмент души. Направляя мысли в позитивное русло, человек может эволюционировать до невероятных высот. И, наоборот, если ум человека направлен в сторону негативного, то такой человек может деградировать до самого жалкого состояния.

Позитивное мышление означает обладание таким умом, который не подвластен влиянию гнева, ненависти, алчности и других отрицательных мыслей. Ум, занятый светлыми, доброжелательными мыслями, т. е. готовый простить и забыть, создать гармонию и способствовать миру, такой ум называется позитивным.

Ум оказывает огромнейшее непосредственное влияние на нервную систему и весь организм человека. Косвенно он влияет на все, что вас окружает. Еще в большей степени высокоразвитый ум воздействует на весь мир, и воздействие это сохраняется очень долгое время. Великие люди, благодаря своему могучему уму, привнесли в мир большие изменения, и именно великий ум таит в себе секрет усовершенствования мира, изменения его к лучшему. Поэтому духовный подвижник должен научиться искусству позитивного мышления.

Стрелы мысли

Ум посылает мысли подобно стрелам. Они попадают в цель – в объект, на который направлены, – и затем возвращаются к породившему их человеку. Следовательно, если вы посылаете благую мысль, она проходит через мыслесферу и попадает к человеку, в адрес которого была направлена. Такое попадание позитивной стрелой – прекрасное обстоятельство. Вы можете продолжать «обстреливать» позитивными мыслями столько людей, сколько захотите, и мысли эти возвратятся к вам, неся с собой благословение и добрую волю. От этого ум ваш будет становиться все более и более возвышенным.

С другой стороны, когда негативные мысли летят к своей цели, результат прямо противоположный. Если цель неуязвима, она отразит вашу негативную мысль, от чего последняя придет в раздражение, ибо наткнулась на препятствие. По этой причине она возвращается и с удвоенной силой вонзается в вас. Это образное описание механизма действия как благих, так и дурных мыслей.

Если вы порождаете благие мысли, ваш ум постепенно облагораживается и утончается. Этим вы развиваете положительный ум. Если же ваш ум занимают дурные мысли о людях, то он со временем деградирует, и в вас скапливается большое количество негативных впечатлений, вызывающих напряжение в нервной системе.

Как мысли влияют на физическое здоровье человека

Ум имеет прямое отношение к пранам, или жизнетворным силам, проходящим по «тонким» каналам, называемым нади. Деятельность нади зависит от характера мыслей. Если ваши мысли позитивны, нади открываются, и праны тогда движутся свободно. Если же вы допускаете негативную мысль, равновесие нади нарушается – одни начинают работать сильнее, а деятельность других ослабевает и сходит на нет. Это вызывает напряжение.

Нарушение равновесия в пранах в свою очередь вызывает напряжение и дисбаланс в различных частях тела. Согласно индусским писаниям, это приводит к расстройству трех «соков» человеческого организма – вайю (ветров), питта (желчи) и капх (флегмы). Если же эти три «сока» не находятся в гармонии друг с другом, в организме возникает множество болезней.

Таким образом, мысли человека постоянно воздействуют на его тело. Это легко наблюдать в повседневной жизни. Давайте представим, что вас посещает радостная мысль, и тогда лицо ваше начинает сиять радостью. Но вот ей на смену приходит мысль негативная, и лицо меняется – оно становится напряженным. Лицо является индикатором или зеркалом ваших мыслей. Если на какое-то время вами овладевает негативная мысль, лицевые мышцы напрягаются и, если это повторяется часто, они утрачивают свою эластичность и черты лица становятся жесткими. Если вы постоянно хмуритесь, то хмурым становится и все ваше лицо.

Итак, положительная мысль положительно воздействует на состояние нервной системы. С другой стороны, когда плохие новости или беспокойные мысли поражают ваш ум, мрачные облака напряжения начинают обволакивать ваше тело. В результате движение пран замедляется, и организм человека слабеет.

Как мы уже установили, воздействие мыслей на тело может быть быстрым и иметь удручающие последствия. Однако следует знать и другое: сила позитивного мышления и его влияние на физическое и психическое здоровье зависит от длительной тренировки.

Приведем пример. Представьте на мгновение, что вы чувствуете себя больным и обессиленным, но хотите изменить свое состояние к лучшему и начинаете развивать в себе позитивные мысли. Вы создаете в уме положительный образ самого себя (образ здорового и полного энергии человека), постоянно, изо дня в день, поддерживаете этот образ. Проходит пять дней, но состояние ваше ничуть не улучшается, напротив, оно становится еще хуже. Нужно ли расстраиваться и приходить к заключению, что позитивное мышление не действенно? Конечно же, нет. Ваши положительные мысли делают свое дело, но их действие не мгновенное. Взаимосвязь между мыслями и телом осуществляется под влиянием множества различных факторов и обстоятельств. Результаты деятельности положительно настроенного ума могут сразу и не дать о себе знать. Но суть в том, что они непременно себя проявят.

Позитивные мысли должны вести к положительным поступкам

Далее, духовный подвижник должен понять, что позитивное мышление предполагает и соответствующие поступки. Представим себе, что студент, не подготовившийся к экзамену, вдруг решил утверждать в себе позитивную мысль: «Я сдам экзамен с наилучшими результатами. Я окажусь первым среди всех». Хотя сама по себе мысль хорошая, но студент этот, не подготовившись к экзамену, поступил скверно и поэтому его идея обречена на провал.

Далее. Если вы мыслите позитивно, но при этом слишком много думаете о результате, многого ожидаете, вы тем самым подвергаете свою нервную систему напряжению. Вместо этого позитивное мышление следует сопровождать ясным пониманием неизбежности положительного результата, неважно, сколько времени может на это уйти. Постепенно негативное начало в вас станет исчезать, уступая место позитивному началу. Когда вы начнете чувствовать благотворное влияние позитивной мысли не только на тело, но и на жизненные обстоятельства, тогда начнется божественный процесс вашего движения к Самопознанию – конечной цели позитивного мышления как такового.

2. Техника позитивного мышления

Практика пратипакша бхаваны

Освобождение ума от печали, уныния, беспокойства и напряжения, а также от таких чувств, как злоба, ненависть, жадность и гордыня, и содержание его в этом состоянии называется позитивным мышлением. Замена этих отрицательных качеств положительными также называется позитивным мышлением.

В раджа-йоге имеется хороший метод развития позитивного мышления, известный под названием пратипакша бхавана. Он состоит из трех стадий:

• подавление, или пресечение (вы пытаетесь посредством воли сдержать негативную мысль, не позволяя ей набрать силу),

• замена (удерживая эту мысль на заднем плане, вы начинаете утверждать позитивную мысль),

• преобразование (sublimation) (в процессе замены негативной мысли на позитивную вы обнаружите, что негативное ментальное образование подверглось сублимации и как таковое перестало существовать).

В результате к своему удивлению вы обнаружите, что преодолели то, что казалось невозможным преодолеть.

Первая стадия: подавление

На первой стадии вы обнаруживаете присутствие негативной мысли в момент ее возникновения и пытаетесь взять ее под контроль. На этой стадии негативная мысль сдерживается и берется под контроль, скорее, не силой, а просто волевым усилием. Вы должны научиться наблюдать за своим умом постоянно и не позволять себе вынашивать негативные мысли. К примеру, если вы обладаете скверным характером или частенько лжете и отдаете отчет себе в этом, вы не должны отчаиваться, полагая, что ничего не можете с этим поделать. Не говорите: «Я слабый человек. Плохая карма идет из прошлого, ну что я могу с этим поделать?» Не будьте снисходительны к негативным качествам своего характера, не оправдывайте их подобным образом. Но в то же время не следует и слишком огорчаться по поводу негативных мыслей, возникающих в вас, ибо это лишь усилит их действие.

Вторая стадия: замена

Вместо этого, как только вы заметили негативную мысль и мягко сдерживаете ее, начинайте повторять в уме и развивать какую-нибудь положительную идею, утверждайте ее. Замените негативную мысль, беспокоящую ваш ум, на противоположную ей позитивную мысль. Пытайтесь думать о прямо противоположном тому, что происходит в вашей голове. Это и есть вторая стадия пратипакша бхаваны – стадия замены.

Поясним примером. Если вы смущены чем-либо, взбудоражены или обеспокоены, пытайтесь избавиться от этого, направив свои мысли на образ тех великих личностей, которые воплощали собой мир и покой. Мысленно сосредоточьтесь на излучающем блаженство лике Будды или Христа, или другого великого святого, идеала духовности. Мысленно представляйте его. Взбодритесь внутренне. Расслабьтесь, успокойтесь. Если вы сердитесь, попытайтесь предоставить уму возможность созерцать состояние терпимости и благожелательности, в котором гнев превращается в любовь.

Третья стадия: преобразование

На второй стадии пратипакша бхаваны в процессе замены негативные мысли и чувства могут возвращаться к вам снова и снова, однако постепенно они рассеются и утратят свое влияние и силу. Позитивное же начало начнет утверждаться в вас – это лишь дело времени и терпения. С течением времени, по мере того как вы продолжаете старательно развивать в себе позитивное начало, негативное начало видоизменяется и, к вашему удивлению, вскоре исчезнет. Этот процесс преобразования и есть третья стадия пратипакша бхаваны.

Не живите прошлым

Когда вы развиваете в себе положительное начало, не пытайтесь бороться с проблемами негативное отслеживанием момента его зарождения. Пусть вас не беспокоит, когда оно впервые дало о себе знать и почему. Оно могло возникнуть в детстве, когда родители наказывали вас, применяя физическую силу. А заронившееся вследствие этого чувство горечи могло развить у вас привычку смотреть на все сквозь призму негативного. Но вам не следует заниматься такого рода изысканиями, даже если вы хотите развить в себе сверхнормальные качества и подняться над уровнем среднего человека. Подобным анализом пусть занимаются психологи: излечивать душевные раны, определять причины психологических проблем – это все их задачи, их головная боль. Для духовного же подвижника это не имеет ровным счетом никакого значения. «Когда это началось?» – вопрос бессмысленный, ибо у вас было много жизней, и искать причину чего-то в этой жизни – только скрести поверхность. Проблему таким способом не решить. Проблема негативного решается только путем проникновения в тайны природы души.

Ищите внутри себя высшее позитивное начало – душу

Когда вы научитесь лучше понимать свою душу, вы обнаружите, что ее позитивные качества готовы победить все, что есть негативное в вас. Внутри вас безбрежный океан мира и гармонии. Внутри вас безбрежный океан света, и когда вы распахнете окно своей души навстречу этому свету, тьма отступит и исчезнет сама собой. Это окно немного присохло, так что на его открытие потребуется время. Но вне зависимости от того, сколько времени уйдет на это, вы должны методично проявлять терпение – изо дня в день. И вне зависимости от того, сколько раз ваш ум может проявлять нерешительность, колебаться в процессе осуществления этого плана, вы должны неуклонно продолжать игнорировать негативное. Негативность – то же самое, что и привидение: это всего лишь иллюзия.

Реальность же – это высшее позитивное присутствие в вас Бога.

Целью является трансформация, а не изменение

Целью позитивного мышления и практики искусства пратипакша бхаваны является полное, всецелое изменение вас как личности. Люди, не следующие путем йоги и не способные видеть то, что находится за внешней стороной жизни, изменяются, но лишь частично. Все их негативные стороны характера остаются прежними, разве что слегка видоизменяются.

Среди людей встречается немало хорошо образованных личностей, получивших академические знания и имеющих в обществе имидж высокоразвитых и культурных людей. И, тем не менее, в них по-прежнему живы все те негативные качества и черты характера, которые составляли часть их натуры еще в ранние годы отрочества. Те же самые страхи и привязанности, эгоизм и вспыльчивость – все это с ними, хотя и в замаскированном виде. Простой человек не осмеливается указывать им на их недостатки, поскольку недостатки эти замаскированы под видом учености. И именно благоговейный страх простого человека перед этой ученостью, перед титулами и кажущимся величием мешает ему указывать так называемым «большим людям» на их ошибки. Конечно, если иметь в виду их научные достижения, то они действительно большие люди. Однако большим достижением является полное и всестороннее изменение личности – ее трансформация.

На страницу:
1 из 2