Полная версия
Экзистенциальные и холистические аспекты поздней взрослости и старости
Геронтофобия. Пожилые люди не желают покидать границы взрослости, «молодятся»; даже в возрастной психологии появляются термины «поздняя взрослость», «третий возраст», «золотой возраст», а в быту на смену тернов «старый» и «пожилой» приходят «человек в солидном возрасте», «очень хорошо сохранившийся человек» и оксюморон young-old. Если раньше старость уважалась и почиталась социумом, ассоциировалась с опытом, мудростью, знанием, то в наши дни стариков часто воспринимают как бесполезных, деградирующих людей, не в состоянии жить полноценно. И хотя такие бытовые заблуждения и эйджисткие стереотипы были многократно опровергнуты, они продолжают пагубно влиять на стареющего человека, вызывая стеснение своего возраста, усиливая страх перед старостью. Сегодня легко заметить тенденцию отрицания смыслов и ценности старения, фобическое вытеснение ее рефлексии из целостной линии жизненного пути, «современная культура не признаёт за старостью никакого собственного смысла – ей на долю выпадает только символизировать абстрактную жизнь, взятую в аспекте ее непрерывного воспроизводства»24.
Доминирующая в современном обществе установка на «нестарение» захватывает практически все сферы жизни человека, в том числе медицинскую и социальную геронтологии. Вместе с тем, в период поздней взрослости и старости перед человеком стоит более серьёзная задача, нежели сохранение активности.
Старость, равно как и любой другой период жизни, можно рассматривать с разных ракурсов (биологического, социального, медицинского и т.д.), однако данная многомерность не должна уводить от фундаментального, сущностного в человеке, данные аспекты личности на данном возрастном этапе выступают очень значимыми.
Е.Е. Сапогова, говоря о экзистенциально-психологическом анализе старости, подчёркивает следующее: «если физиологическое старение еще, видимо, можно как-то отсрочить или вытеснить из сознания, от реалий старения психологического уйти невозможно, поскольку речь идет о естественной смене поколений (уходе одних и появлении других) и неминуемом позиционировании себя на шкале «жизнь-смерть», о реалиях собственного превращения в «субъекта небытия», о вопросах своего умирания»25; и далее «фактически речь идет о том, чтобы от эмпирического осмысления старости перейти к пониманию экзистенциальному»26
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. например, Басов И.А. Актуальность экзистенциального подхода в психологическом сопровождении пожилых людей // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2017д. № 1. С. 369-373.
2
Басов И.А. Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости (результаты диссертационного исследования) / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2019; Басов И.А. Экзистенциальные и холистические аспекты взрослости: продолжить что есть или начать с чистого листа / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020.
3
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 339.
4
в этом разделе мы во много обращаемся к нашему диссертационному исследованию, но без обилия научных ссылок.
5
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 109.
6
Басов И. А. Экзистенциальные задачи позднего возраста // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017а. № 10. С. 508-518.
7
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 140.
8
цит. по: Ермолин Е.А. Миф и культура. – Ярославль: Александр Рутман, 2002, с. 70-71.
9
Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с.11, выделение автора – И.Б.
10
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 708.
11
там же, с. 710-711.
12
Психология старости: хрестоматия: учебное пособие по психологии старости: для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004, с.399.
13
Топоров В.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. – М.: Наука, 1994. С. 38-65.
14
Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6 – 11.
15
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 397.
16
Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008, с. 252.
17
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 403, выделение автора – И.Б.
18
там же.
19
Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. – М.: Прогресс-традиция, 2000, с. 16-17.
20
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М.: Изд-во РГГУ, 1998, с. 152.
21
Бадью А. Делез. Шум бытия. – М.: Прагматика культуры; Логос-Альтера, 2004, с. 53.
22
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 410.
23
Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. Журн. 1995. Т. 16, с. 15.
24
Погребняк А.А. Старость как ресурс // Философия старости: геронтософия. Сб. мат. конф. Серия «Symposium». Вып. 24. СПб.: Изд-во СПб. филос. об-ва, 2002, с. 21.
25
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 720.
26
Там же.