Полная версия
Таиланд исторический. Очерки по буддизму и династии Чакри
Я вам говорил, что монахи этой школы носят тёмную мантию, едят только раз в день и придерживаются еще многих ограничений. Само учением строго придерживается всех буддистских канонов без излишеств и привнесённых верований. Некоторые теологи называют это «чистым или интеллектуальным буддизмом», и хоть это религия, но по мне так это больше философия. Та философия, что распространилась по всему миру. Та, про которую вы слышали до приезда в Таиланд и знакомства с тайскими храмами, где можно встретить разных божеств. Так вот, следуя этому учению он и снискал уважение в своём окружении. А за это был назначен куратором принца Пхумипон Адульядета перед его возведением на престол. Рама IX, как и положено, был сначала некоторое время монахом, а Пхра Ньянансамвара его учителем. Ну и духовная связь учитель-ученик потом стала одной из причин, что он стал патриархом Дхаммаютт, а значит всех буддистов Таиланда в 1972 году. Прожил арахат 100 лет с хвостиком, до октября 2013 года, но это не является очень уж большим показателем святости.
Уровень святости монаха в буддизме определяется чисто эмпирическим путём – чем дольше в монашестве, тем выше статус. В этом есть своя логика, монашеские обеты выдерживать в течении долгого времени не просто, а постоянная медитация ведёт к видению «как оно всё на самом деле». Много и исключений, но бывают личности уникальные, они и становятся арахатами «просветлёнными», что дано далеко не каждому.
Самдет Пхра Ньянансамвара был одним из таких личностей. Для тайцев-буддистов он не был организатором сангхи и администратором. Для простого тайца организационные вопросы сообщества монахов – штука далёкая. То, что он делал для общества играло очень большое значение, но главное – он был «святым» в понимании простых людей. Монахом, который на много лет поднялся над материальной жизнью и смог видеть мир таким каков он есть. Простое общение с ним, как утверждают тайцы, исполняло желания. На закате своей жизни Патриарх разрешил использовать пепел от своей ладанки и старые кирпичи храма для изготовления амулетов. Эти амулеты очень ценились и сейчас ценяться, они защищают владельца от всех превратностей жизни и способствуют процветанию. Мне моя бабушка говорила – «не надо ничего просить у бога, он сам знает, что тебе необходимо больше всего». По буддистски. Так вот, при общении с арахатом не стоит загадывать желания, они уже внутри человека, а энергия святого человека даёт им возможность воплотиться в реальность. Потому и почитают его, как святого.
В монастыре, королевском мемориале на месте маленькой больницы, где докторствовала иногда принцесса Мэ Сангван, и который был летней резиденцией Патриарха «учителя и наставника короля» хранятся шариры-несгораемый остатки после кремации тела Пхра Ньянансамвара. Монастырь так и называется – Ват Ян, Ват Ньянанасамварарам. С ступе-чеди святые остатки рядом с которыми здорово медитировать, атмосфера там особенная.
маленький музей патриарха на нижнем уровне в ступе Ват Яна
Принц Махадол Адульядет и Сангван Талапхат
На мой взгляд, эти личности, один из младших сыновей Рамы V Чулалонгкорна, и его жена, родители двух королей Таиланда, являются самыми яркими представителями династии Чакри. Как показатель развития страны, как пример совмещения в себе древних традиций мудрости Востока и передовых знаний Запада.
Этот памятник находится в одном из моих самых любимых мест окрестностей курорта – Ват Ян, Wat Yan Sanwararam
Попал впервые туда я в самом начале моей жизни в Паттайе, еще до моей профессиональной деятельности буддистского эксперта. А потом постепенно узнавал о нём всё больше и больше. Этот монастырь назван в честь патриарха буддисткой общины страны, место хранения его праха. И этот же монастырь является королевским – мемориал семьи Чакри, который начался с памятника маме двух королей – самдет Пра Синакаринтра. Тайцы зовут её любовно – мама Сангван. Жена принца, мать двух королей, прожившая девяносто один год и внесшая большой вклад в культуру и медицину современного Таиланда.
Если для большинства тайцев это памятник папе и маме двух королей, то для меня это памятник умным и образованным людям. Сам принц родился 1 января 1892 года и был старше своей жены на восемь лет. К тому моменту, когда они встретились и полюбили друг друга в Бостоне, он уже закончил привилегированную школу для детей высшего сословия в Бангкоке и привилегированную школу в Великобритании Харроу. И самдет Сангван и Маданол Адульядет изучали медицину в Масачутеском университете. В 1920 году пара получила разрешение правящего короля Рамы VI на брак, в 1923 году у чупругов родилась дочь, а в 1925 году первый сын, будущий Рама VIII Ананда Махадол. 5 декабря 1927 года – второй сын, король Рама IX Пхумибон Адульядет Махарат.
После окончания Гавардского и Масачутеского университета принц с семьёй некоторое время проживал в Германии, где и родился будущий король Рама IX. После возвращения на родину в Таиланд принц начинает работать врачом неотложной медицинской помощи в Чиангмае. Представляете? Отпрыск королевской семьи, с четырьмя высшими образованиями, одно из которых военное, второе техническое и медицинские, начинает работать и помогать людям! К нему присоединяется и его жена, которая потом долгое время курировала медицину и имела клинику в северных провинциях Таиланда, в самых тяжёлых в социальном и экономическом плане. К сожалению проблемы со здоровьем вынудили принца оставить этот мир уже в 1929 году. Младшему сыну было всего два годика.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.