Полная версия
Иван и Петр Киреевские. Материалы к биографиям
31
Мадам Жигон, позволите ли нам войти? (фр.). – Сост.
32
Не угодно ли вам войти, милостивые государыни и государи, не угодно ли вам войти, мы вам покажем прекрасные вещи (фр.). – Сост.
33
Этот фокус был устроен очень искусно: на отдаленном лугу был начерчен круг, и крестьянские дети, превращенные в амуров, плясали около него, а портрет был поставлен так, что занимал пространство круга. – Т. Т.
34
Глухой, или наполненная гостиница (фр.). – Сост.
35
Материал был подготовлен П. И. Бартеневым для Русского архива: Рассказы и анекдоты // Русский архив. 1877. Кн. 2. Вып. 8. С. 479–482.
Публикации предшествует ссылка: «За сообщение этих дополнительных рассказов мы обязаны одному лицу, доныне здравствующему и находившемуся в близких отношениях к семейству Киреевских». Речь шла о сводном брате А. П. Елагиной Александре Петровиче Петерсоне. – Сост.
36
На родине Жуковского, который впоследствии, живя во дворце, любил вспоминать и рассказывать про Варлашку. – А. П.
37
Стихи В. А. Жуковского. – Сост.
38
В архиве П. В. Киреевского сохранились два официальных документа Мюнхенского университета (ЛБ, ф. 99, к. 21, ед. хр. 54–55). – Сост.
39
Под достославным покровительством августейшего и владетельного государя и повелителя Людовика, благоверного короля Баварии, в присутствии его превосходительства ректора сего отечественного и королевского университета дал священное и клятвенное обещание г-н Петр Киреевский, москвитянин, кандидат философии, в том, что он: I. Будет проявлять верность, послушание и должное почтение его превосходительству ректору и академическому сенату как законному своему начальству; II. Будет строго соблюдать истинное благочестие, трезвое и спокойное поведение, пристойность в одежде и все, что присуще во всей жизни человеку свободнорожденному и благородному; III. Не будет вступать в тайные общества, какое бы наименование они ни носили; IV. Будет подчиняться всем установленным и имеющим быть установленными законам и положениям Людовико-Максимилиановой академии. Дав такое обязательство и собственноручно его подписав, он был принят в число граждан сей отечественной и королевской академии и получил сию, свидетельствуюшую об этом грамоту, скрепленную печатью университета и подписанную рукою его превосходительства ректора. Мюнхен 26 октября 1829 года. № 130. Др. Фридерик Тирш, ректор (лат.). – Сост.
40
ЛБ, ф. 99, к. 21, ед. хр. 54. — Сост.
41
Дано сие удостоверение студенту философии г-ну Петру Киреевскому из Москвы, при оставлении им здешнего Королевского университета, в том, что, находясь в оном для обучения с 26 октября 1829 года по настоящее время, он в течение всего указанного срока обнаружил безупречное, соответствующее установлениям поведение и ни в чем предосудительном в смысле запретных связей замечен не был. Мюнхен 28 октября 1830 г. Ректорат Королевского университета. Д-р Аллиоли, ректор (нем.). – Сост.
42
ЛБ, ф. 99, к. 21, ед. хр. 55. — Сост.
43
Письмо хранится: ЛБ, ф. 99, п. 4, ед. хр. 21. Первая публикация: Литературное наследие. М., 1968. Т. 79. С. 66. – Сост.
44
Печатается по изданию: Татищевский сборник С. А. Рачинского. СПб., 1899.
Сближение Е. А. Баратынского и И. В. Киреевского состоялось в конце 1820-х гг., перейдя вскоре в самые тесные дружеские отношения, насыщенные интенсивным духовным общением. Разрыв отношений произошел в конце 1830-х гг. по причинам, не вполне еще выявленным. – Сост.
45
И. В. Киреевский уехал за границу зимой 1830 г. – Сост.
46
Имеется в виду командующий русской армией на Кавказе И. Ф. Паскевич-Эриванский. – Сост.
47
Речь идет об отрывке поэмы «Наложница». – Сост.
48
Имеется в виду альманах «Денница», издаваемый М. А. Максимовичем. – Сост.
49
Карл Смелый (фр.). – Сост.
50
Романы французского писателя Ж. Жанена «Мертвый осел» и «Исповедь». – Сост.
51
Речь идет о московском книготорговце. – Сост.
52
Речь идет о романе «Две жизни». – Сост.
53
Имеется в виду продажа издания поэмы «Наложница». – Сост.
54
Речь идет о московском книготорговце. – Сост.
55
Речь идет о московском книготорговце. – Сост.
56
«Исповедь» (фр.). – Сост.
57
Имеется в виду «Кларисса Гарлоу» Ричардсона. – Сост.
58
И. В. Киреевский работал над «Обозрением русской словесности за 1831 год» (Наст. изд. Т. 2). – Сост.
59
Е. А. Баратынский называет по имени героини трагедию Шиллера «Орлеанская дева», переведенную В. А. Жуковским. – Сост.
60
Имеется в виду статья Н. И. Надеждина, полемизировавшего с предисловием Е. А. Баратынского к поэме «Наложница». – Сост.
61
Речь идет о стихотворении В. А. Жуковского «Старая песня на новый лад» и стихотворениях А. С. Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». – Сост.
62
Желтый карлик. – Сост.
63
Драма Е. А. Баратынского до нас не дошла. – Сост.
64
М. Н. Загоскин – автор романов «Юрий Милославский» (1829 г.), «Рославлев» (1831 г.) и др. – Сост.
65
Салонные игры. – Сост.
66
Игры в вопросы и ответы. – Сост.
67
В чем различие между господином Пушкиным и солнцем? (фр.). – Сост.
68
Оба заставляют делать гримасу (фр.). – Сост.
69
Непринужденность (фр.). – Сост.
70
Е. А. Баратынский имеется в виду свою жену. – Сост.
71
Вероятно, «Курс французской литературы» А. Ф. Вильмена. – Сост.
72
Франсуа Гизо – автор трудов «История цивилизации в Европе» (1828 г.) и «История цивилизации во Франции» (1829–1832 гг.). – Сост.
73
Французский книготорговец в Москве. – Сост.
74
М. Е. Баратынская. – Сост.
75
Не терять времени – это значит выиграть время (фр.). – Сост.
76
Антикритика. – Сост.
77
Предисловие к поэме «Наложница». – Сост.
78
Речь идет о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. – Сост.
79
Этот план неизвестен. – Сост.
80
В дни безграничных увлечений. – Сост.
81
Елагин. – Сост.
82
Повесть «Перстень». – Сост.
83
Я его увидел, его облик не представлял ничего зверского (фр.). – Сост.
84
Языков, буйства молодого… – Сост.
85
Бывало, свет позабывая… – Сост.
86
Имеется в виду поэт и драматург Е. П. Перцов. – Сост.
87
Н. В. Гоголь прислал Е. А. Баратынскому в Казань экземпляр своих «Вечеров на хуторе близ Диканьки». – Сост.
88
Речь идет о «Дмитрии Самозванце» А. С. Хомякова. – Сост.
89
К. К. Яниш. – Сост.
90
С. Л. Энгельгардт. – Сост.
91
Неустановленное лицо. – Сост.
92
Намек на поэта Д. И. Хвостова, имевшего репутацию графомана. – Сост.
93
Имеются в виду Л. Н. Энгельгардт и его дочь Софья. – Сост.
94
В. Гюго. – Сост.
95
А. О. Барбье. – Сост.
96
Речь идет о художнике Филиппе Берже. – Сост.
97
С 1834 г. А. Ф. Смирдин совместно с О. И. Сенковским приступил к изданию «Библиотеки для чтения». – Сост.
98
В 1831 г. группа французских литераторов с целью поправить дела разорившегося парижского книготорговца и издателя Ладвоката предприняла многотомное издание «Париж, или Книга ста одного». – Сост.
99
Очевидно, речь идет об отрывке из романа И. В. Киреевского «Две жизни» (Наст. изд. Т. 2). – Сост.
100
Речь идет о корректуре нового издания стихотворений Е. А. Баратынского (1835 г.). – Сост.
101
Предисловие («Вот верный список спечатлений…») и музыкальный эпиграф не были помещены в издании. – Сост.
102
Очевидно, П. В. Киреевский. – Сост.
103
Печатается по полному собранию сочинений А. С. Пушкина. Письма № 479 и № 492. – Сост.
104
Имеется в виду «Домик в Коломне». – Сост.
105
Сказка о спящей царевне. – Сост.
106
Отрыквок из сказки «Война мышей и лягушек». – Сост.
107
См.: Обозрение русской словесности за 1831 год (Наст. изд. Т. 2). – Сост.
108
Имеется в виду П. В. Киреевский. – Сост.
109
Языков. – Сост.
110
Переписка И. В. Киреевского и оптинского старца Макария была опубликована ранее в нескольких изданиях: 1) Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1902; 2) Символ. 1987. № 17; 3) Четвериков С. И., протоиерей. Оптина пустынь. Париж, 1988; 4) Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Калуга, 2001; 5) Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002; 6) Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В 4 т. Калуга, 2006. – Сост.
111
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. – Сост.
112
Игумен Никодим (Демутье). – Сост.
113
Схимонах Афанасий (Захаров). – Сост.
114
Игумен Филарет (Данилевский). – Сост.
115
Игумен Моисей (Путилов). – Сост.
116
Схиархимандрит Макарий (Брюшков). – Сост.
117
Вероятно, иеросхимонах Иоанн (Малиновский). – Сост.
118
Очевидно, речь идет о цензуре книги «Обличение заблуждения раскольников-перекрещеванцев, с показанием истинного крещения, совершаемого в православной восточной церкви, и о неповторяемости сего таинства» (СПб, 1847), автор которой был оптинский насельник, иеромонах Иоанн (Малиновский). – Сост.
119
Александра Петровна Арбенева. – Сост.
120
Имеется в виду книга «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского» (М., 1847). – Сост.
121
Вероятно, архимандрит Игнатий (Брянчанинов). – Сост.
122
Андрей Николаевич Ферапонтов. – Сост.
123
Наталья Петровна Киреевская. – Сост.
124
Преподобный Варсонофий Великий. – Сост.
125
Степан Петрович Шевырев. – Сост.
126
Речь идет о рукописи Паисия, изданной впоследствии под названием: «Житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, описанное преподобнейшим Никитою Стифатом, учеником его…» (М., 1856). – Сост.
127
Имеется в виду сочинение святого Феогноста «Главы о деянии и видении». – Сост.
128
Имеются в виду два сочинения в стихах преподобного Симеона Нового Богослова: «О молитве в стихах» и «Книга гимнов о любви и о том, каковы должны быть действия и жизнь духовных людей, стихами ямбическими и анакреотическими». – Сост.
129
Яков Дмитриевич Никольский. – Сост.
130
Схимонах Афанасий (Охлопков). – Сост.
131
Игумен Филарет (Данилевский). – Сост.
132
В мае 1850 года старец Макарий с послушником Иваном Ивановичем Антимоновым, в монашестве Исаакием, впоследствии настоятелем Оптиной пустыни, предпринял двухмесячное паломничество в Киев. По дороге он побывал на поклонении святыням в Воронеже, Белгороде, Курске, Севске, Орле. На обратном пути паломники заехали в Долбино, где в версте от господского дома еще в 1848 году хозяевами была выстроена для старца деревянная келия; по кончине отца Макария она была перевезена на дачу Белёвского Крестовоздвиженского женского монастыря Тульской губернии. Пробыв в Долбине два дня, отец Макарий и его спутник возвратились в Оптину пустынь 24 июля. – Сост.
133
В июле 1850 года старший сын И. В. Киреевского Василий поступил в Санкт-Петербургский императорский Александровский лицей. – Сост.
134
Еф. 4, 13. – Сост.
135
Арбенева. – Сост.
136
Неустановленное лицо. – Сост.
137
Неустановленное лицо. – Сост.
138
Неустановленное лицо. – Сост.
139
Кого имеет в виду отец Макарий, не установлено. – Сост.
140
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
141
Здесь говорится о книге «Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» (М., 1855). – Сост.
142
Работу по переводу со старцем Макарием вели иеромонах Амвросий (Гренков), послушники Лев Кавелин и Иоанн Половцев. – Сост.
143
Преподобный авва Дорофей. – Сост.
144
На греческом языке книга преподобных Варсонофия и Иоанна была издана в Венеции в 1816 году. – Сост.
145
Возможно, имеется в виду иеромонах Амвросий (Гренков). – Сост.
146
Послушник Иоанн Андреевич Половцев, в монашестве Ювеналий. – Сост.
147
Послушник Лев Александрович Кавелин, в монашестве Леонид. – Сост.
148
Шевырев. – Сост.
149
Арбенева. – Сост.
150
Возможно, речь идет о гувернантке детей И. В. и Н. П. Киреевских. – Сост.
151
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
152
По указанию митрополита Филарета (Дроздова) из библиотеки Московской Духовной академии в Оптину пустынь было прислано издание творений преподобного Исаака Сирина на греческом языке. – Сост.
153
Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – Сост.
154
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
155
Речь идет о Греко-русском словаре, изданном иждивением департамента народного просвещения (М., 1848). Словарь был составлен братьями Коссовичами (Игнатием Андреевичем и Каэтаном Андреевичем). – Сост.
156
«Христианское чтение» – журнал Санкт-Петербургской Духовной академии. Журнал выходил ежемесячно в 1821–1917 годах. – Сост.
157
См. письмо иеромонаха Макария от 6 августа 1852 года. – Сост.
158
Иеромонах Леонид, в схиме Лев (Наголкин). – Сост.
159
Схимонах Феодор (Перехватов). – Сост.
160
Главу, и основание, и Предводителя чудес дел Божиих глаголет Иисуса Христа. Той бо есть глава всякому началу и власти и камень краеуголен, избран, честен (Кол. 2, 10; <1 Пет. 2, 6>). И лежащее основание, паче его же никтоже иначе может положити (<ср.:> 1 Кор. 3, 11). Им же небеса утвердишася (Пс. 32, 6) и веки сотворишася (<ср.:> Евр. 1, 2). И великая и чудная соделашася, но божественный Дионисий глаголет (во главе 3 <неточность: глава 7, § 2> «О Небесном священноначалии»): «Иисусова же приобщения такожде удостоенная, не во образех священнозданных, зрачна воображающих Богодейственное уподобление, но, яко воистину Тому приближающаяся, в первем причастии разума Богодельных Его светов». – Сост.
161
См.: Наст. изд. Т. 3. Письмо И. В. Киреевского от 6 февраля 1853 года. – Сост.
162
Мф. 9, 29. – Сост.
163
Ср.: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; ср.: Пет. 5, 5). – Сост.
164
2 июня, день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского. – Сост.
165
Вероятно, описка отца Макария. Имеется в виду Евгений Николаевич Норов, немало сделавший для передачи в пользование Оптиной пустыни прилегавших к ней казенных земель, так называемой пустоши Прость с тремя озерами и дубовой рощей. – Сост.
166
Речь идет о послушнике Иоанне Половцеве, видимо, останавливавшемся в это время в московском доме И. В. Киреевского. – Сост.
167
Послушник Иоанн Половцев. – Сост.
168
Н. П. Киреевская отправилась из Москвы в Тихвин 10-го или 11 июня. – Сост.
169
Неустановленное лицо. – Сост.
170
Архиепископ Орловский и Севский Смарагд (Крыжановский). – Сост.
171
Ср.: Глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22). – Сост.
172
Возможно, речь идет о стихах, посвященных победе русской эскадры под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. – Сост.
173
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
174
Ср.: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). – Сост.
175
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. – Сост.
176
Карл Густав Адольф Зедергольм. – Сост.
177
Можно предположить, что речь идет о доставке тиража книги «Святого отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854). – Сост.
178
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
179
Карл Карлович Пфёль. – Сост.
180
Пойти против совести (англ.). – Сост.
181
Во втором поучении аввы Дорофея читаем: «Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: “Кто же избегает их?”, то отвечал ему Бог: “Смирение избегает их”, а что еще более удивительно, – присовокупил: “Они даже и не прикасаются ему”» (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка). – Сост.
182
Митрополит Филарет (Дроздов). – Сост.
183
Оборона Севастополя продолжалась с сентября 1854 по сентябрь 1855 года. – Сост.
184
Соловецкий Зосимо-Савватиев монастырь Архангельской губернии подвергся бомбардировке английского флота 5 и 6 июля 1854 года. – Сост.
185
Петропавловский порт на Камчатке 17–24 августа 1854 года подвергся нападению английской эскадры, втрое превосходившей силы русского гарнизона. – Сост.
186
Мал. 3, 7. – Сост.
187
Ср.: Пс. 32, 22. – Сост.
188
Игумен Моисей (Путилов). – Сост.
189
Игумен Антоний (Путилов). – Сост.
190
Имеется в виду архимандрит Сергий (Ляпидевский). – Сост.
191
В книге «Житие и писания старца Паисия». – Сост.
192
Игумен Моисей (Путилов). – Сост.
193
Игумен Антоний (Путилов). – Сост.
194
Карл Густав Адольф Зедергольм. – Сост.
195
Имеется в виду архимандрит Сергий (Ляпидевский). – Сост.
196
Здесь говорится о второй из трех брошюр-памфлетов А. С. Хомякова: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях: По поводу окружного послания Парижского архиепископа» (Лейпциг, 1855). – Сост.
197
Послушник Пармен Денисьевич Федоров. Летом 1856 года, вскоре после поездки к Киреевским в Долбино, неожиданно заболел и умер. – Сост.
198
Лев Иванович Арнольди. – Сост.
199
Белёвский Крестовоздвиженский женский монастырь. – Сост.
200
Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина. Биографический очерк // Северный вестник. 1877. № 68. 7 июля. № 69. 8 июля. Написано в сельце Иваново 17 июня 1877 г.
Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – русский историк, социолог и публицист. – Сост.
201
В тексте, возможно, опечатка. Тайный советник Иван Иванович Юшков служил московским гражданским губернатором и был женат не на Головкиной, а на Анастасии Петровне Головниной. – Сост.
202
Речь идет об эпидемии чумы 1771 г. – Сост.
203
В. А. Жуковский был старше племянницы (Авдотьи Петровны) не на семь, а на щесть лет. Руководителем Авдотьи Петровны в занятиях немецкой литературой он стал, очевидно, не в отрочестве, а позднее. – Сост.
204
В тексте неточность. Настоящее имя Покровского Феофилакт Гаврилович (в доме Юшковых его, вероятно, называли Филатом Гавриловичем: см. письмо В. А. Жуковского к Елагиной // Русский библиофил. 1912. № 7 / 8. С. 129). – Сост.
205
В. А. Юшкова умерла в мае 1797 г., когда Елагиной было восемь лет. – Сост.
206
В тексте неточность. Е. А. Протасова овдовела не в 1793 г., а приблизительно в 1798 г. – Сост.
207
Судя по письмам А. П. Елагиной, она оказалась в Орловской губернии, у Е. А. Протасовой, родной сестры своей матери, еще до гибели мужа, а затем вместе с детьми вскоре вернулась в Долбино. – Сост.
208
В тексте смещение хронологии событий: с Д. А. Кавелиным Елагина познакомилась, судя по ее переписки с Жуковским, только в 1815 г., когда кружок Плещеева уже распался. В 1815 г. Елагина, возможно, еще не встречалась и с другим близким приятелем молодого Жуковского – Д. Н. Блудовым. – Сост.