bannerbanner
Жизнь выдающихся людей
Жизнь выдающихся людей

Полная версия

Жизнь выдающихся людей

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Жизнь выдающихся людей


Надежда Максимова

© Надежда Максимова, 2021


ISBN 978-5-0053-1669-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Леонардо да Винчи. Загадки гения

«Не жалейте смиренного художника.

Он может быть властелином всего,

что существует во Вселенной.

Сначала оно возникает в его разуме,

затем – в его руках».

Леонардо да Винчи

Титан эпохи Возрождения.

Гений, далеко опередивший свое время.

Итальянский Фауст…

Восторженный хор исследователей наперебой повторяет эпитеты превосходной формы.

Не без оснований.


Тем не менее, широкой публике Леонардо известен, в основном, как художник, написавший самую знаменитую картину в мире – «Джоконду».



Но давайте задумаемся – а почему, собственно, именно «Джоконда» так популярна? Что в ней такого особенного?

Захватывающий сюжет?

Потрясающая красота изображенной женщины?

Фееричность пейзажа?

Нет. Нет. Нет.

И, тем не менее, «Джоконда» практически единственная в мире картина, которую знают все. Почему?

Похоже, тут сокрыта какая-то тайна.


Впрочем, у Леонардо и его творчества есть и другие секреты. Поэтому, начнем с самого начала и постараемся проследить все этапы жизни гения без спешки и забегания вперед.

Итак, ребенок, который в последствии стал известен, как «идеал человека эпохи Возрождения», родился незаконно.

Да-да, его отец – пожилой нотариус Пьетро из селения Винчи близ Флоренции не устоял перед чарами молодой крестьянки Катерины. Но жениться на ней не смог или не пожелал.

Впрочем, его трудно назвать плохим отцом – от внебрачного ребенка он не отказался. А после того, как юная мать умерла, принял малыша в дом и воспитывал в меру сил и возможностей.

Два момента хочется подчеркнуть:

Во-первых, незаконнорожденным не разрешалось изучать греческий и латынь – языки, на которых были написаны все книги того времени. Так что для того, чтобы получить приличное образование Леонардо пришлось преодолеть изрядные трудности. Кстати, существует версия, что он писал левой рукой и не в ту сторону оттого, что не учился в школе, и ему просто никто не объяснил, как это делать правильно.

Во-вторых, о детских годах Леонардо известно очень мало. Среди более 7000 страниц его рукописей и рисунков, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности.


Итак, запомним:

– как незаконнорожденный он был поражен в правах,

– о детстве своем не сообщал ни слова.

Образование

В серии DVD «Картины великих художников» (Компания «Правильное кино») сообщается:

«В 1469 году семья переехала в соседнюю Флоренцию. Заметив чрезвычайные способности сына к живописи, отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. Так в 1470 году да Винчи был отдан в ученье к Андреа Верроккьо – одному из представителей Тосканской школы живописи. Это была одна из лучших школ того времени».

Из этого текста мы узнаем, что фактически Леонардо учился только живописи. Возможно, именно поэтому большинство из нас воспринимают его в первую очередь как художника.

Кстати, оказывается, его папа-нотариус был не прост – знаменитый Андреа Верроккьо был его «давнишним другом».


Учеба пошла успешно. Во всяком случае, уже в 1472 году мэтр Андреа доверил новому ученику нарисовать в углу своей картины «Крещение Христа» фигуру коленопреклоненного ангела.


Крещение Христа с коленопреклоненным ангелом


Опыт оказался настолько удачным, что старый мастер после этой работы понял, что ученик превзошел его. И, по преданию, после этого бросил живопись.

Как бы то ни было, в 20 лет Леонардо оставил мастерскую учителя и начал работать самостоятельно.

Живопись

Из чтения энциклопедий и учебников складывается впечатление, что Леонардо был потрясающе трудолюбив. Прожив не слишком много (67 лет) он успел отметиться в математике, астрономии, механике… Проявил себя, как скульптор, поэт, музыкант, изобретатель… Заложил основы практической анатомии, ботаники, палеонтологии и так далее.

Возможно.

Однако, по основной своей специальности – живописи, Леонардо не оставил впечатляющего количества творений. Если не считать многочисленных рисунков на полях рукописей (этим грешил и Пушкин, однако на этом основании Александра Сергеевича в разряд великих художников никто не заносит)…

Так вот если не считать рисунков на полях, то кисти Леонардо принадлежит всего 12 картин. Причем только в 2 (двух) случаях искусствоведы твердо уверены, что они писаны самим мастером. Прочие относят к «школе», ученикам, помощникам и так далее.

Две картины, авторство которых не вызывает сомнений у специалистов, это, разумеется «Джоконда» и резко выпадающий из канона «Иоанн Креститель».

Если внимательно рассмотреть эти полотна, то даже неподготовленный зритель заметит между ними нечто общее. Но об этом мы поговорим позднее.

А пока продолжим исследование жизненного пути флорентийского гения.

Изобретения

Принято считать, что вот этой-то области Леонардо посвятил наибольшее количество своих трудов. Только перечисление его открытий и изобретений дает внушительный список. Причем практически все они совершены за два, три, а иногда и пять столетий (!) до того момента, как неповоротливое и тугодумное человечество добрело до понимания того, что именно он изобрел и куда это применить.

То есть «Гений Леонардо на века обогнал развитие остального человечества».

Допустим.

Но давайте пройдемся по списку и рассмотрим изобретения чуть пристальнее.

Леонардо изобрел:

– парашют,

– вертолет,

– водолазный аппарат, позволяющий человеку ходить по морскому дну,

– проектировал осадные орудия неслыханной мощности,

– создал прообраз танка и так далее.


Исследователи его творчества даже сетуют по этому поводу, что гений-то он, дескать, гений, но, увы, «создавал ужасные военные машины, извергавшие смерть и разрушение».


Военные машины Леонардо


К счастью, эти ужасные устройства страшны только на картинках. С точки же зрения профессионального военного – это не более, чем красиво прорисованная выдумка, не имеющая никакого практического применения.

Заглянем в статью военного моряка Георгия Костылева «Военно-исторические хохмы».

Профессионал пишет: «любая, повторяю, ЛЮБАЯ выдумка „Леонардо“ страдает неустранимым недостатком: она не согласуется не то что с базовыми законами физики, но даже с обычным, повседневным практическим опытом, которым обладает в той или иной степени любой ремесленник. Гений явно не понимал, как соотносятся мощность и масса, сила, объём и давление, и так далее – по всей таблице СИ. Гений явно не держал в руках настоящую аркебузу, когда проектировал ее пятиствольный вариант: где взять столько здоровья, чтобы ворочать таким оружием?! Корифей явно не представлял себе, сколько будет весить броня и вооружение его „танка“, не ведал, каковы реальные силы тех четырех человек, которым надлежит приводить этого монстра в движение, не осознавал, что сядет это чудо техники в землю по самые оси, едва скатившись с мощеной дороги. Далее – везде! Он увлеченно обсасывал мелкие технические детали, не решив фундаментальных проблем, даже не поставив их, даже не заметив! Титан порхал в небесах фантазии, предоставляя „черную работу“ всяким декартам с паскалями».


Если отбросить из текста Г. Костылева эмоции, то имеем следующий факт: те ужасные разрушительные машины, об изобретении которых так скорбят исследователи творчества Леонардо, никогда и ни одному человеку не причинили вреда. Просто не имели такой физической возможности.

Что же имеем, если «выдумки» и «фантазии» отбросить?

Остается то, что никто не оспорит: Леонардо едва ли не первым начал систематические исследования строения человеческого тела. То есть наилучший практический результат он имел в анатомии и медицине – исключительно гуманных областях знания.

А кроме этого – прославление радости материнства.

Картины

Обратите внимание: едва ли не все живописные полотна Леонардо – это мадонны с младенцами.


Мадонна Бенуа


Перечислим названия:

– «Мадонна Бенуа»,

– «Мадонна Лита»,

– «Благовещение» (здесь младенца нет, мадонна только узнает о его будущем появлении),

– «Поклонение волхвов» (опять таки поклонение матери и ее младенцу),

– «Мадонна в гроте»,

– «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»,

– несколько вариантов на античную тему: «Леда и лебедь».


Леда и лебедь


Единственная картина, выпадающая из ряда – это «Дама с горностаем». Но она писана на заказ, то есть композицию и сюжет выбирал не Леонардо, а тот, кто платил деньги.

Что же осталось? Всего несколько полотен: «Джоконда», «Иоанн Креститель» и знаменитый автопортрет Леонардо. Но об этих произведениях чуть позже.

Пока же обратим внимание, что все Леонардовские мадонны – и это именно их характерная особенность, – полностью поглощены младенцем и не обращают на зрителя ни малейшего внимания.

Сравним эту манеру с творениями Рафаэля. Наиболее известная из его картин – знаменитая Сикстинская мадонна. Юная мать не только смотрит прямо на нас. Легко ступая по облакам, бесконечно доверчивая, она с открытой душой идет из глубины картины к нам навстречу. И несет людям самое дорогое, что у нее есть – своего ребенка.

Другая, почти столь же знаменитая работа Рафаэля – «Мадонна в кресле». Искусствоведы называют ее одним из величайших творений мастера. Эскизом послужил этюд, который Рафаэль набросал на вышибленном дне бочки. Дело было так: на крыльце Ватикана художник увидел молодую римлянку, кормившую ребенка. Группа так поразила его, что он, вернувшись в мастерскую, тут же написал с крестьянки мадонну.


Рафаэль. Мадонна в кресле


Что мы видим здесь? Снова мать, нежно обнимающая ребенка, и снова ее пристальный взгляд прямо в глаза подошедшему зрителю.


Конечно, у Рафаэля есть произведения и другого плана. Без этого прямого, завораживающего взгляда. Но у Леонардо ВСЕГДА мать настолько поглощена ребенком, что не замечает ничего вокруг. ЛЮБАЯ Мадонна Леонардо существует в своем как бы закрытом для окружающих особом внутреннем мире.


Но вернемся к биографическим данным гения.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (статья В. В. Чуйко и профессора Д. К. Бобылева «Леонардо да Винчи») сообщается:

«В. был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр».

Кроме того «В. был наделен в самой высокой степени глубоким субъективным чувством, нежной, отчасти сантиментальной мечтательностью»

При этом «о молодости В. имеется мало сведений; нормального и последовательного развития, столь заметного у Микеланджело и Рафаэля, нельзя проследить в жизни В».


Итак, запомним:

– очень красив и прекрасно сложен,

– сентиментален, нежен, мечтателен,

– в целом же о его молодости практически ничего не известно.


Впрочем, европейские ученые (а именно они в основном писали историю и в том числе историю искусств), не обходят стороной такую важную сторону жизни Леонардо, как сексуальность.

Тема эта живо интересует, как самих исследователей, так и тех, кто им внимает, поэтому несколько слов скажем и мы.

Сексуальность

В фильме ВВС «Леонардо да Винчи. Человек, который хотел знать все» сообщается буквально следующее:

«… именно в тот момент, когда карьера Леонардо пошла в гору, он оказался замешан в скандал на сексуальной почве, который мог угрожать его жизни. Вероятно, Леонардо был гомосексуалистом. Он определенно был одержим обнаженной мужской натурой и любил общество красивых молодых людей.

Флоренция в те времена пользовалась дурной славой за свою гомосексуальную культуру. Но, строго говоря, она была незаконна. И в случае поимки наказанием была смерть.

В крепостной стене города существовал так называемый «Зев правды». Граждане, хотевшие анонимно обвинить знакомых, могли помещать туда свои записки. И одним из таких доносов в 1476 году Леонардо был обвинен в содомии».


Зев правды. Флоренция


Впрочем, пытливые исследователи обнаружили, что обвинение было несколько расплывчатым. Так некоторые утверждали, что «Леонардо был в городе с тремя друзьями. И их арестовали за общение с малолетней проституткой. Согласно источникам того времени, многие вообще сомневались в их обвинении».

То есть арест был произведен вроде бы не за содомию, а за совращение малолетки.

Как бы то ни было, Леонардо несколько недель со страхом ожидал результатов окончания расследования.

В фильме сообщается, что «Во Флоренции 15 века содомия была тем преступлением, за которое, при вынесении обвинительного приговора могли даже сжечь на костре».

Так все-таки содомия? Непонятно.

Между тем, диктор фильма развивает сюжет дальше:

«Мы знаем, в каком Леонардо был отчаянии. Сохранилась его запись: «У меня совсем нет друзей». И на другой стороне листа еще более пронзительная фраза: – «Если нет любви, что тогда?..»

Но все разрешилось самым лучшим образом. По счастливой случайности одним из спутников Леонардо оказался сын влиятельного знатного горожанина. Вероятно, это помогло им отделаться очень легким приговором, который внесен в каждое дело. Их освободили.

Тем не менее, фильм ВВС утверждает, что «это был один из труднейших моментов в жизни Леонардо. Раньше он был открытым и доверчивым. После – более подозрительным и скрытным». И эта скрытность могла «лишить человечество многих его великих открытий».


В еженедельном издании «100 человек, которые изменили ход истории» (ООО «Де Агостини», Россия) Леонардо да Винчи посвящен выпуск под номером 1.

Здесь тоже специальная глава отводится теме гомосексуализма.

Сообщается:

«Хорошо известно, что Леонардо не интересовался женщинами, всю жизнь оставался холостяком, и испытывал нежные чувства к своим ученикам. Так, один из фаворитов мастера Джакомо Капротти, воспитывающийся у Леонардо с 10-летнего возраста, был, по собственному признанию художника „лгуном, упрямцем и мелким воришкой“. Между тем Леонардо в сорванце души не чаял и осыпал его подарками. Джакомо до самой смерти мастера оставался его помощником, получив по завещанию в собственность коллекцию работ мэтра».


Обратите внимание:

Не странно ли, что будучи, как утверждают, «совершенно равнодушным к женщинам», Леонардо тем не менее, все свое живописное творчество посвятил именно им?

И если он так восхищался материнством, то почему никогда не попытался жениться и завести детей?

Улыбка «Джоконды»

Итак, перед нами самый знаменитый в истории портрет. Однако, несмотря на сотни исследователей и искусствоведов, посвящавших этой картине свои статьи и даже диссертации, история этого шедевра пестрит белыми пятнами.

Собственно, до сих пор даже не известно: что за женщина здесь изображена?

Сам Леонардо никаких письменных свидетельств не оставил.

Первым приоткрыть тайну попытался Джоржо Вазари.

ВАЗАРИ (Vasari) Джорджо (1511—74), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555—71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). Прославился своим сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Джоржо фактически был современником Леонардо. И он пишет: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо создал портрет Моны Лизы, его жены».

Казалось бы все ясно. Проясняется и наличие у портрета двух наименований – «Джоконда» и «Мона Лиза».

Тем не менее, существует и другая версия, согласно которой моделью была флорентийская дама, любовница герцога Джулиано Медичи.

В принципе одно другого не исключает.

Но тогда не понятно, почему Леонардо так никогда и не вручил портрет заказчику. Почему богатый флорентийский торговец смирился с тем, что оплаченный портрет его жены уехал в неведомые дали неизвестно для каких целей?..

Кстати, не достался портрет и герцогу.


По какой-то непонятной причине Леонардо не пожелал расстаться с этой картиной до конца жизни и в течение десятилетий всюду возил ее с собой. А по завещанию передал ее тому самому несносному мальчишке Джакомо Капротти, который был «лгуном, упрямцем и мелким воришкой». Тут какая-то тайна…


Что же более всего привлекает внимание бесчисленных почитателей «Моны Лизы»? Разумеется, ее знаменитая улыбка.

Сравниться с ней может только не менее загадочная улыбка Будды.

БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas – проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).


Улыбка Будды


Улыбка Будды – это состояние пробужденного сознания, достижение полной гармонии, слияние вечных противоположностей Инь и Янь.


Обратите внимание:

Все бесчисленные статуи Будды изображают его без каких-либо ярко выраженных мужских черт. Ни бороды, ни усов… Чистое ясное лицо, в котором можно усмотреть и женское, и мужское начала.


Кстати, любой внимательный зритель может заметить, что на лице Джоконды тоже нет ни единого волоска.

Нет ни бровей, ни ресниц.

Интересно, какой смысл Леонардо вложил в то, что лишил Мону Лизу тех черт, которые женщины во все времена всячески стараются подчеркнуть?


В ХХ веке у исследователей творчества Леонардо появилась возможность применить компьютерные технологии. И тут вскрылась совсем уж поразительная вещь.

Оказывается, черты лица «Джоконды» и черты на знаменитом «Автопортрете» Леонардо практически совпадают.


Леонардо. Автопортрет


Таким образом, можно предположить, что Леонардо написал свой портрет дважды. В одном случае – с богатой растительностью (едва ли не до самых глаз) на лице. В другом – без единой волосинки ниже линии лба.

И в первом случае получился портрет мужчины, а во втором – женщины.

Что это? Слияние Инь и Янь, как у Будды?

Или просто Леонардо был женщиной?

Женщиной?!!

Версия

Предположим, что у пожилого нотариуса Пьетро из селения да Винчи вне брака родился не сын Леонардо, а дочь – Лиза.

Женщины в Средние века прав имели на порядок меньше, чем мужчины. А уж незаконнорожденные, да еще из небогатой семьи…


Словом, легко представить, что оставаясь девочкой Лиза обречена была прозябать в наложницах какого-нибудь местного богатея. А переодевшись в мужское платье…


Кстати, и в гораздо более поздние и либеральные к женщинам времена (XIX век, например) находились представительницы «слабого» пола, которые в поисках свободы и карьеры одевались, как мужчины, и вели мужскую жизнь. Это и французская писательница Жорж Санд (наст. имя и фам. Аврора Дюпен), и наша российская кавалерист-девица Надежда Дурова.


В рамках обсуждаемой версии становится понятно «абсолютное равнодушие Леонардо к женщинам» и, одновременно, «одержимость обнаженной мужской натурой», которую он так часто и так мастерски рисовал.


Разъясняется и история с доносом через «Зев правды».

Под арест тогда попали не три молодых человека и малолетняя жрица любви, а два парня и две девушки – согласитесь такое сочетание гораздо естественней.

Судьи, вероятно, быстро разобрались, что обвинение в содомии бессмысленно. Но что делать с дерзкой девицей? Разоблачить и отправить в деревню? Или сохранить тайну той, которая уже доказала свои таланты, имела сильных покровителей, и ее «карьера шла в гору»?

Легко представить, как умудренные жизненным опытом судьи приняли решение вынести легкий приговор и оставить все как есть. Но, наверняка, было сделано серьезное внушение о необходимости соблюдать строжайшую конспирацию. Не стоило бессчетно искушать судьбу…


И Лиза-Леонардо пишет в дневнике горькую фразу: «Как жить? Если нет любви, что тогда?..»


Творчество флорентийского гения, как ни странно, свидетельствует о том, что ему был присущ именно женский тип мышления. Чувственность, мечтательность, интуиция… И нежелание просчитывать, доводить механизм до ума… То есть отсутствие рационального, свойственного преимущественно мужчинам мышления.

Как выразился в своей статье Георгий Костылев: «Титан порхал в небесах фантазии, предоставляя „черную работу“ всяким декартам с паскалями». Надо ли уточнять, что Декарт и Паскаль – мужчины?


Получает объяснение и трепетное отношение Леонардо-живописца к материнству. Не случайно все его мадонны так поглощены собственным ребенком…


Мадонна в гроте


А что же скажем о мальчике-ученике, которого вроде бы незаслуженно, но самозабвенно любил Леонардо?

Не стоит ли предположить, что на самом деле это был сын мастера. Рожденный тайно, до 10 лет он воспитывался в какой-то надежной семье. И потом, достигнув возраста, в котором уже можно стать учеником, он вернулся к матери, которая его обожала.

Тогда скверный характер мальчишки, возможно, объясняется обидой. «Как ты могла меня бросить? Как могла так надолго оставить у чужих людей?»

Психологически такое поведение вполне достоверно.


Отдельно скажем о завещании.

Исследователи удивляются, что Леонардо так трепетно отнесся к своей смерти. За год до кончины он составил завещание, в котором помимо прочего тщательно и подробно распорядился обо всех деталях похорон. Он указал даже количество свечей, которые должны гореть в церкви при отпевании.

Если предположить, что Леонардо был женщиной, качество света при отпевании – не пустая прихоть. Мертвый не может отстраниться от чрезмерно пристального взгляда. А вот если заранее позаботиться о том, чтобы света было не слишком много…


Портрет Джоконды хранился у Леонардо до конца.

Можно представить, как стареющая женщина изо дня в день смотрела на это бессмертное лицо.

Собственная красота ее померкла, зеркало отражало морщины и дряблость. Но портрет…

Он и до сих пор смотрит на нас во всем цветении молодости. И на губах его неуловимо мерцает тонкая усмешка Леонардо. Гения, кем бы он ни был…

«Вечный двигатель» Ивана Кулибина

Характеризуя Ивана Петровича Кулибина, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (КМ) сдержанно сообщает:

«Российский механик-самоучка (1735—1818). Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева с пролетом 298 м. Создал „зеркальный фонарь“ (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др».

При чтении этого абзаца у неподготовленного человека возникает ощущение, что Кулибин был-таки довольно приличным изобретателем (вон, за ним числится и фонарь, и семафор и даже «много др.»). Но с другой стороны всего-навсего механик (типа слесаря) да еще и самоучка.

С высокоученым европейцем эпохи Возрождения рядом не поставишь.

На страницу:
1 из 2