Полная версия
Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды
Костюм королевы франков, самого большого государства в Европе, является ярким образцом высокого искусства портных и текстильщиков начала Средневековья. Уровень культуры костюма и технологий его производства не уступает другим европейским народам. Особенно это изумляет, учитывая те экономические, военные и климатические условия, в которых они жили. К сожалению, изделия того времени сегодня не могут порадовать глаз, поскольку не выдержали натиска столетий сурового климата. Также и костюмы реконструкторов далеки от оригиналов. Лишь по качеству и сложности текстильных переплетений можно судить о художественном богатстве тканей того времени, впечатление от которого еще более усиливали затейливые ювелирные изделия, о чем так ярко свидетельствует костюм Арнегунды.
18. Костюм англосаксов.
Реконструкция – запад, рисунок – восток Британских островов
Интересно, что уже на самой ранней стадии формирования костюмов в них видны свои особенности. Безусловно, по остаткам единичных костюмов нельзя делать выводы, но и не обратить внимание на их различия тоже нельзя.
Так, западноевропейский костюм франков, заселивших бывшую территорию галльских кельтов, отличает жизнерадостный желовато-охристый цвет; орнамент их ювелирных изделий живописен, но при этом понятен и довольно легко читается. Конструкция костюма естественна, комфортна, она подчеркивает женские формы. Обилие привозных тканей свидетельствует о компилятивном характере дизайна костюма. Несмотря на то что франки родственны германским племенам, одежда их заметно отличалась.
Германские племена Центральной Европы, народ авторитарного склада, легко позаимствовали женский греческий костюм практически без его изменения еще во времена империи Александра Македонского. Верхнее платье «пеплос» было в виде широкой трубы из ткани, которая крепилась фибулами на плечах и опадала складками под руками (рис 18). Пеплос оставлял обнаженные руки или в холодное время одевался поверх туники. Темные цвета отличали палитру германцев. Композиция орнамента их ювелирных изделий выстраивалась в строгой геометрической последовательности. Этот костюм германскими племенами англосаксов был принесен и на Британские острова, куда они начали миграцию вслед за кельтами.
Англосаксы островов носили одежду, во многом похожую на континентальный костюм германцев и франков, поскольку были родственных с ними корней. Различие с костюмом франков было в верхней одежде: вместо женственного полукруглого плаща они сохранили четкий прямоугольный, а верхнее платье делали с V-образной горловиной (рис. 18, справа). Оно было удобной длины до колена и открывало нижнее платье. Таким образом, была возможность показать большее количество ювелирных изделий, как знак заслуженного достатка.
Стоит отметить, что верхняя одежда, подобная греческому пеплосу, была распространена и у скандинавов. Однако скандинавы, народ шизотимического склада, заметно видоизменили его конструкцию, превратив в платье на бретелях[19], напоминающее сарафан (рис. 19, а). У скандинавов эта тканевая труба была более узкой, чем пеплос у германцев и греков. Поэтому для свободы движения ее расклешали книзу и дополнительно от бедра в швах ставили подкройные клинья[20]. Крепилось это изделие бретелями на плечах, которые пристегивались спереди изумительно красивыми выпуклыми, как панцирь черепахи, плетеными брошами, контрастирующими по цвету с шерстяной тканью живописных синеватых оттенков. В скандинавском искусстве костюма особенно обращают на себя внимание ювелирные изделия своими многоярусными объемными рельефами и затейливыми линеарными переплетениями. Таким образом, скандинавы на самом раннем этапе своего формирования создали самобытный костюм, мало похожий на континентальный. Искусство островных кельтов, викингов и англосаксов стало базой для возникновения самобытного костюма Британских островов в более поздние времена. От костюма кельтов Британских островов сохранилось довольно мало артефактов, но те, что дошли до нас, потрясают своим художественным замыслом и воплощением (рис. 20).
а)
б)
в)
г)
19. Скандинавский костюм: а) реконструкция; б) вышивка; в) ювелирные изделия стиля Борре из Ворбю, Худдинге, Сёдерманланда; г) технология швов из Хедебю, торгового центра датских викингов
20. IX–X вв. Кельтская бусина. Найдена в Северной Ирландии. Британский музей, Лондон, Великобритания датских викингов
Культура костюма и технология его производства продолжали свою эволюцию в тесной взаимосвязи европейских народов, благодаря политическим, экономическим отношениям и непрекращающимся военным походам. Лишь в период расцвета готического искусства можно наблюдать зарождение феномена моды как такового. Появление моды совпало с влиянием шизотимического психотипа. И в дальнейшем на протяжении всей истории костюма стиль, появляющийся в моде, отражал особенности одного из классических психотипов. Рассмотрим это последовательно с точки зрения дизайна костюма. Чтобы не углубляться в историю костюма, по-возможности пришлось избегать специфической терминологии.
1300–1400-е годы Шизотимический период
Стиль: Поздняя, или Пламенеющая, готика (Flamboyant Gothic)
Мода: Бургундская (Burgundian and Edward IV court’fashion)
Европа вступила в период влияния шизотимического психотипа, открывшего цикл последовательной активизации цепочки из шести психотипов (шизотимического, сангвинического, авторитарного, демонстративного, психастенического, ювенильного). При этом длительность влияния каждого из них стала сокращаться по сравнению с периодами античных культур.
К XIV веку зарождение капиталистического способа производства и географические путешествия открыли новые горизонты для наук и напрямую столкнули европейцев с иными мировоззрениями. Все это стимулировало рост уважения к возможностям отдельно взятого человека и принижением божественной роли. Если в начале Средневековья огромное внимание уделялось загробному существованию человека и жизнь рассматривалась лишь как подготовка к нему, то идеи Возрождения больше фокусировались на возможностях личности в ее земной жизни. Разногласия и поиск истины начались прежде всего в русле самого католицизма. Появились ордена монахов-францисканцев, доминиканцев, августинцев и пр. Ожесточились схоластические диспуты.
Это время можно обозначить как освобождение Европы от диктата итальянского католицизма. И первые шаги к государственной независимости были сделаны в Англии, когда король Эдвард I поставил вне закона духовенство и его претензии на политическую власть. Так, период влияния шизотимического психотипа проявился в стране, национальный характер которой ему наиболее созвучен.
Освобождение от католицизма в Англии было поддержано массовым движением первых реформаторов в лице Джона Уиклифа и его сподвижников. К этому времени католический праздный образ жизни нищенствующих монахов стал бременем народа, вынужденного содержать духовенство, но главное – принижалось само значение труда. Нередко родители, опасаясь влияния монахов, отказывались посылать детей в университеты. В связи с этим сокращалось количество учебных заведений[21]. Уиклиф, священник короля, начал публиковать статьи против монахов. Он выполнил перевод Библии на английский язык, что явилось потрясением основ католицизма, так как до сих пор Библия была доступна только ученым и богословам, знакомым с латынью и греческим языком. Впервые Библия стала общедоступной. Уиклиф организовал группу проповедников, которые учили на рыночных площадях, на улицах больших городов и столбовых дорогах. Желание иметь Библию было настолько велико, что многие занимались ее переписыванием вручную, и почти половина жителей Англии приняла новую веру [22]. Так была подготовлена почва к появлению англиканской национальной церкви в XV веке и политической независимости Англии.
Эти сильные потрясения в духовной жизни общества отражали политико-экономическую перестановку сил в Европе. Англия вошла в период своей пассионарности, которая в итоге вылилась в военную агрессию. В 1337 году Англия вступила в Столетнюю войну с Францией, поводом для которой стали претензии английского короля на французский престол, а причиной – спор из-за промышленной Фландрии. Стоит обратить внимание на то, что такая активизация страны была на фоне эпидемии чумы, прошедшей по Европе в середине XIV века и унесшей жизни половины населения. Все это свидетельствует о подъеме страны, национальный характер которой созвучен периоду влияния шизотимического психотипа на мировой сцене.
Шизотимическое время, таким образом, открыло цикл последовательного влияния психотипов, который как бы окрашен реформацией общества, начавшейся первыми шагами Англии к отделению от итальянского католического протектората.
Результатом всех этих событий стало расслоение европейского общества. С одной стороны, появились аскетичные протестанты, жестко придерживающиеся прописных христианских истин. С другой – не готовая к личной ответственности часть общества, которая новые идеи Возрождения и свободы личности восприняла как свободу удовольствий. Внимание к плотским утехам на фоне социального расслоения общества открыло эпоху большого разнообразия в светских костюмах. В это время наблюдается резкое сокращение периодов господства влияния каждого из психотипов, а вместе с ними и стилей в искусстве и одежде.
Английский костюм
Союз Англии, Бургундии и Фландрии возник в 1340 году, когда Эдвард III, король Англии, которого называли королевским торговцем шерстью, предложил покровительство беженцам промышленной Фландрии на территории Англии. Уже через полвека страна из сырьевого придатка стала лидировать в производстве светских костюмов из шерсти высочайшего качества. А в XIV веке английский двор описывается в хрониках Фруассара[23] как наиболее роскошный во всей Европе, самого Эдварда III описывают как высокообразованного рыцаря и кавалера с хорошими манерами. По примеру легендарного короля Артура, Эдвард III вместе с Филиппом Бургундским организовал союз рыцарских орденов, отличающийся не только благородством манер, но и роскошью церемониала. Это ярко продемонстрировала дипломатическая встреча английского и французского двора, получившая название «Поле золотой парчи»[24]. Два государства показывали свою силу в дворцовой роскоши, где даже натянутые в поле тенты были сделаны из драгоценного по тем временам шелка, украшенного золотом и самоцветами. На лоне природы проводили не только переговоры, банкеты и турниры, но и светские церемонии, балы и фейерверки. Каждый день знать демонстрировала все более роскошные одеяния. Это было незабываемое событие эпохи, и понятие моды в современном его значении зародилось именно тогда. Чуть позже для короля Англии Эдварда IV Бургундским двором (рис. 21) был специально написан трактат о придворном церемониале. Затем его перенял Австрийский и Испанский двор[25].
а)
б)
21. Ок. 1380 г. Хроники Сен-Дени:
а) свадьба Филиппа I, герцога Бургундского и Маргарет III, графини;
б) Эдуард III приносит присягу Филиппу. Британская Библиотека, Лондон, Великобритания
Чтобы лучше понять те радикальные и стремительные перемены, которые произошли в моде в этот период, рассмотрим женский костюм XIII века. Вниз надевали простую трапециевидную сорочку без рукавов с округлой или V-образной горловиной[26]. Поверх нее шло свободное нижнее платье[27] с удлинными рукавами (нередко до косточек пальцев) в любую погоду. Рукава на локтевой части имели шнуровку или пуговицы, что позволяло их зауживать и сажать плотно по руке. В остальном крой нижнего платья напоминал тунику, ниспадающую тяжелыми объемными складками книзу. Для придания еще большего объема внизу от талии ставили клинья. Это изделие пришло из англосаксонского гардероба. Третьим слоем шло верхнее платье. Сначала это был подпоясанный прямоугольник с отверстием для головы (cyclas), а затем к XIV веку его стали сшивать по бокам, оставляя проймы, и носили уже без пояса[28]. Был и другой вариант, когда верхнее платье полностью дублировало нижнее, но оно было с короткими рукавами для свободы движения[29].
Объединяла все варианты верхнего платья их чрезмерная длина – живописными складками, подол лежал у ног дамы, так, что она выглядела скульптурой на пьедестале, вокруг которой еще лежал неубранный материал мастера. Великолепие удлиненного и расклешенного книзу платья подчеркивал устремленный ввысь силуэт, которому не мешали даже формы груди, поскольку их плотно стягивали лентой или бюстгальтером. Этот костюм не изобиловал декором и аксессуарами. Также и головной убор был прост: сетка для волос и две ленты накрест (под подбородком и вокруг головы в виде короны). Намеренная упрощенность костюма XIII века особенно впечатляет, если вспомнить затейливый костюм Арнегунды. Обращает на себя внимание и то, что платья этого времени намеренно скрывают формы женского тела. Таким образом, костюм XIII века ярко отражал христианские идеи духовной жизни.
Дословное цитирование и комфортность костюма, как правило, свойственны периодам влияния ювенильного психотипа.
На рис. 22 дизайн костюмов относится к концу XIII века. В это время уже появились сложные конструкции головных уборов, которые являются ярким акцентом всего дизайна костюма. Их затейливая конструктивность – первый серьезный сигнал наступающего шизотимического времени. Таким образом, акцентированный головной убор уводит нескромный взгляд окружающих с тела на лицо женщины, как зеркало ее души.
Также значительно удлиняется длина верхнего платья. В нем уже невозможно двигаться, не подхватив его руками или не закрепив на животе, имитируя беременность. При кажущейся простоте, костюм ее определенно теряет. «Простота» в образе носит уже демонстративный, агитационный характер. В XIV веке костюм резко меняется.
В истории костюма это время соотносится с революционным использованием кроя. Многослойный костюм стали делать таким образом, что плащ/мантия открывал верхнее платье спереди, верхнее платье приоткрывало нижнее по бокам, демонстрируя, таким образом, женственные линии талии и бедер (рис. 23). В этом костюме даже ноги стали обозначаться юбкой, поскольку шлейф натягивал ткань при ходьбе. В истории костюма впервые наблюдается такой скульптурный подход к объемам – костюм этого времени по принципам дизайна напоминает китайский многослойный шар. Впервые костюм рассматривается не только с фронтальной стороны, но и сбоку, и сзади.
а)
б)
22. Дизайн костюма XII в. а) 1260-1270-е гг. «Альманах дидактических и религиозных текстов» Алана из Лилля, Исидор. Британская библиотека, Лондон, Великобританияб) 1260-1270-е гг. Цветной рисунок. Мужчина и дама. Заголовок таблицы кровного родства. Иоанн Севильский. Бодлианская библиотека Оксфордского университета;
Чтобы создать прилегающую форму нижнего платья[30], на нем по лифу стали делать вытачки. Спереди и сзади по центру такого платья оставались разрезы, которые стягивали шнуровкой или застегивали на пуговицы. В некоторых платьях плотная посадка лифа подчеркивалась еще и отрезной удлиненной юбкой. Эту юбку пришивали по линии бедра, а объема ее добивались, вставляя до десяти клиньев.
В Англии, склонной к рискованным экспериментам в дизайне, стали подчеркивать конструкцию одежды активным цветом. Например, чтобы подчеркнуть застежку по центру, левую половину костюма делали одного цвета, а правую половину – другого цвета. Или чтобы подчеркнуть поперечную линию юбки на бедрах, на юбке оба цвета лифа меняли местами в шахматном порядке. Такая расцветка силуэта получила название «кельтский крест». Цветовые блоки в костюме еще больше усиливали крупной геральдикой или широкими контрастными полосами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ганнушкин отмечает, что шизотимов больше всего характеризует отрешенность от действительности и власть, приобретаемая над их психикой словами и формулами. Отсюда склонность к формальным нежизненным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий. Отсюда же у многих из них склонность к символике. Сквозь очки своих схем шизотим обыкновенно смотрит на действительность. И эта реальность доставляет ему скорее иллюстрации для уже готовых выводов, чем материал для их построения.
2
«Невозможность душевно пробиться друг к другу без манерных реверансов, пожалеть друг друга, посочувствовать, искренне огорчиться за близкого, при всем хорошем отношении к нему, часто порождает панцирь-защиту в виде стеклянной неприступности, вежливой церемонности или разнообразных клоунских масок» – из книги: Бурно М.Е. О характерах людей. (Психотерапевтический очерк). – М.: ПРИОР, 1998.
3
БурноМ.Е. О характерах людей. (Психотерапевтический очерк). – М.: ПРИОР, 1998. С. 45.
4
Прямоугольник – деловая собранность, трапеция – непоколебимая устойчивость, овал – домашняя уютность, песочные часы – кокетливая женственность и т. д.
5
Бурно М.Е. О характерах людей. (Психотерапевтический очерк). – М.: ПРИОР, 1998. С. 52.
6
Jung C.G. Civilization in Transition. – Princeton: Princeton University Press, 1975. C. 218.
7
БурноМ.Е. Трудный характер и пьянство – Киев. Выща школа, 1990. С. 112.
8
По утверждению руководителя Департамента культурного наследия Москвы А. Емельянова, люди жили на территории Москвы почти 6 тыс. лет назад. К VI веку славяне были хозяевами самых обширных территорий в Европе. Об их высокой культуре свидетельствует наличие письменности в виде черт и резов, глаголицы. Ничтожные письменные свидетельства того времени объясняются их целенаправленным уничтожением церковью для искоренения языческой культуры. Деревянные строения были утеряны из-за недолговечности материалов, а одежда и аксессуары к ней оказались утраченными в связи с принятым на Руси трупосожжением. Таким образом, высокий уровень культуры Руси не оставил видимых следов в искусстве, что и позволило европейцам не относить ее к классическим цивилизациям древнего мира. Однако о лидирующей роли Руси говорят источники, свидетельствующие о бойкой торговле русичей с соседями, и отзывы о них иностранцев. Сегодняшние археологические открытия подтверждают, что это была культура высокого уровня, не уступающая античным цивилизациям. Благодаря ее высокому уровню и специфике мы рассматриваем русский костюм в соответствии с национальным характером и доминирующим психотипом.
9
Bazin G. The Loom Of Art. – Simon & Schuster, 1962. С. 48.
10
Thompson S. (Editor). One Hundred Favorite Folktales (Midland Book). – Bloomington: Indiana University Press, 1968. С. 168
11
Ibid.
12
Macy J. The Story of The World’s Literature. – New York: Liveright Publishing Corp, 1951. С. 255.
13
Jung C.G. Modern Man in Search of a Soul. – Harcourt: Brace & World, Inc., 1933. С. 509.
14
Ibid. C. 47.
15
Яркий пример тому – историческое «Поле золотой парчи» («The Field of the Cloth of Gold»).
16
Разрыв тонких нервных волокон помогает облегчить боль, что объясняет нанесение татуировок с медицинской целью обезболивания. Однако недавно были обнаружены татуировки на груди, что не было связано со здоровьем Эци. Кроме того, татуировки были сделаны в виде мелких порезов, визуально усиленных цветом втертого в них угля. Выделение их цветом свидетельствует о важности акцентирования порезов для окружающих людей, т. е. об информационном и эстетическом посыле. Татуировки Эци являются сегодня самыми древними в мире.
17
Gromer K. The Art of Prehistoric Textile Making. The Development of Craft Traditions and Clothing in Central Europe. -Vienna: The Natural History Museum, 2016.
18
Эта вереница бед недавно получила научное название Позднеантичного малого ледникового периода.
19
Viking Upron Dress, Hangselkjol. Hamburg.
20
Elska d Fjdrfella (Susan Verberg). Women’s Set of Viking Winter Clothes Based on 10th Century Haithabu garment finds. 2016.
21
Уайт Е.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной в течение христианского века. – Заокский: Источник жизни, 1993. С. 61.
22
Там же. С. 70.
23
Jean Froissart’s Chroniques.
24
«The Field of the Cloth of Gold».
25
Искусствоведы нередко называют Бургундскую моду французской. Это несправедливо, поскольку у этих этносов совершенно разные национальные корни и характер. Исторически племя бургундов заняло опустевшие после кельтов земли, когда кельтские племена переместились на островек Бургунды и вплоть до VI века сохраняли предание о Скандинавии как о своей родине. Также и в скандинавском эпосе есть прямое упоминание о бургундах. На рассматриваемый период королевство Бургундское не испытывало влияния французов, и даже не участвовало в их Столетней войне, и, более того, было в союзе с враждебной французам Англией. Отсюда закономерно предположить, что бургундская мода была взращена народом шизотимического психотипа.
Это подтверждает и тот весьма показательный факт, что при Бургундском дворе расцветал мистицизм, отсутствующий у французов. Именно Бургундский двор дал возможность для деятельности алхимиков и астрологов, которые положили начало наукам Возрождения. Бургундские герцоги особенное внимание уделяли религиозным видам искусства (архитектуре и скульптуре саркофагов). Кроме того, показательно и то, что первой переняла моды Бургундии Англия, а затем уже они стали распространенными во всех государствах Европы. После этого окрепшая и объединенная угрозой диктата со стороны герцога Бургундского Франция только в 1477 году присоединила Бургундию.
26
Chemise, shift, smock. Судя по этимологии, этот вид одежды сохранился с кельтских времен. Сегодня его используют как базовую конструкцию ночных рубах. Наглядно представлено в рисунке Chemise Isabelle de France sister of St.Luis (13th centurV), Convent Saint-Francois, Paris. Exposition La mode au MoVen Age, chateau Langeais Jean Favier. La mode au MoVen Age: [exposition, Chateau de Langeais, 27 avril-26 juillet 2007]. – Paris: Institut de France; Langeais: Chateau de Langeais: Societe Kleber Rossillon, 2007.
27
Kirtle, cotte.
28
Surcoat, surcote.
29
Процесс отказа от рукавов верхнего платья был постепенным. Сначала рукава спустились вниз в виде узкой полосы материи с боковой стороны руки (tippets). Потом появились платья без рукавов со съемными висячими рукавами из меха на предплечье. Эта мода была данью традиции рыцарских турниров, когда дамы отрезали кусочек рукава победителю.