Полная версия
Обитель старца Геласия на Холковском городище
Известно также и о том, что в 1670 – 1671 гг. «строителем» Холковского монастыря числился «чорной поп» Феодосий, в миру Федор Андреев, наставник знаменитого в те годы мятежника Степана Разина. «У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живет в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях <…>. И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал <…> и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы». Этого самого Феодосия указом царя Алексея Михайловича было повелено «взяв того попа, сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». Известно о нём также, что жил он прежде в разных монастырях, в том числе и Новоиерусалимском монастыре в Подмосковье под руководством ушедшего на покой патриарха Никона, прослужив там дьяконом два с половиной года. Священником стал в Белгороде при митрополите Феодосии «и сшол на Дон <…> опять: и на Дону вору Стеньке Разину учинился отец духовной поневоле… по войсковому отпуску приехал в Белгород, и по благословению Феодосия митрополита учинен в Холкове монастыре строителем <…> И вор30 де прислал к нему <…> крест золотой с мощьми, да образ чудотворца Николая, обложен золотом. И он31 <…> крест и образ привез в Белгород и отдал митрополиту Феодосию вкладу». 14 декабря 1671 г. черный поп Феодосий был расстрижен на Патриаршем дворе «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор.»32
Иконостас Донского храма. Фото автора.
К сожалению, о быте монастыря, традициях и образе жизни самих монахов до нас не дошло никаких сведений.
Из синодика (или, проще говоря, «помянника») Холковского Преображенского монастыря, который «был учинен тщанием иеромонахом Савватием по души своей 1742 году»33 и прочих документов до нас дошли имена настоятелей монастыря XVIII в. Иоанна Лазовского (бывшего помещика из г. Обояни, игуменствовавшего в Холковском монастыре в 1730-х гг.), Феофила Туранского, Феодосия Сонцова, Паисия (ум. 1743 г.), Вениамина Расновского (ум. 1753 г.), Иоанна, Феофана и Илариона Спасского.
Об игумене Феодосие Сонцове (управлял ок. 1746 г.) известно, что был прежде иеромонахом Белгородского митрополичьего дома34 и переведён Белгородским митрополитом Антонием на место Феофила Туранского, который, в свою очередь, занял место настоятеля Хотмыжского монастыря.35
В 1749 епископом Белгородским Иоасафом, причисленным ныне к лику святых, в Холковский монастырь был назначен последний игумен – Иларион Спасский, бывший иеромонах Курского Знаменского монастыря. Руководил отец Иларион Холковским монастырём до самого его закрытия. Прежний же настоятель Холковской обители игумен Паисий36 занял место настоятеля в Хотмыжском мужском монастыре.37
В 1764 г. в результате проводимой государством секуляризационной реформы Холковский Преображенский монастырь был упразднён, а монахи подлежали расселению в близлежащие монастыри Белгородской губернии. Секуляризация была довольно распространённым явлением в средневековой Европе. Этим термином называли процесс изъятия у Церкви земель и недвижимого имущества. К XVIII в. в Российской империи самым крупным землевладельцем являлась именно Церковь. Земли, принадлежащие Церкви, назывались «беломестными», т. е. не подлежащими налогообложению. Императрица Екатерина II, желая увеличить доход государственной казны за счёт налогов на землю, 26 февраля подписала «Манифест о секуляризации», согласно которому предписывалось максимально сократить церковные землевладения. Из 954 существующих в пределах Великороссии на тот момент монастырей было упразднено 567, остальные 387 обителей были поделены на 2 класса: штатные и заштатные. Штатные монастыри стали финансироваться государством, в них же было строго определено количество населявших их монахов («штат монастыря»). Хотя монастырям зачастую государственных денег не хватало на собственное содержание, настоятели о том церковному начальству докладывали неохотно из-за боязни закрытия той или иной обители. Заштатные же монастыри находились полностью на самообеспечении – монахи питались от трудов рук своих.
Поскольку монастыри, оставшиеся в Белгородской губернии после проводившейся в стране реформы, были штатными и количество проживавших в них монахов было ограничено, монахи упразднённого Холковского монастыря столкнулись со следующей проблемой. Им, во главе с последним игуменом монастыря Иларионом, пришлось проживать ещё два года в упразднённой обители, ожидая вакантных мест в монастырях Белгородской губернии. Сам же игумен Иларион был определён в штат Свято-Троицкого Белгородского мужского монастыря38. Но проблемой здесь явилось отнюдь не проживание иноков в родном монастыре, а то, что теперь монастырь не имел ни угодий, ни крестьян, ни мельниц, как это было прежде. Наняться же на работу монахи тоже не имели права и жили, фактически, только на подаяния.
В 1757 г., незадолго до упразднения монастыря, была выстроена ещё одна церковь – Покровская. Она находилась на месте существующего ныне Донского храма. Церковь эта была каменной и впоследствии перестраивалась из-за её небольших размеров – с 1805 по 1808 гг. к ней были пристроены два придела и каменная колокольня39.
В августе 1761 г. Преосвященнейшим епископом Белгородским Иоасафом, прославленным ныне в лике святых, было дано разрешение на постройку нового Преображенского храма, так как старый деревянный храм сильно обветшал. Новый Преображенский храм планировали сделать каменным и отапливаемым. Старый храм разобрали, на его месте залили фундамент нового храма, но дальше этого дело не пошло40. Таким образом, к моменту закрытия Холковского монастыря в нём оставалась действующей лишь небольшая Покровская церковь. О том, совершались ли тогда богослужения в пещерном храме и в честь какого святого этот храм был освящён, доподлинно не известно.
Страница Курских Епархиальных ведомостей за 1891 год.
Глава 5: Покровская церковь и её духовенство
Оставшаяся после закрытия монастыря в 1764 г. Покровская церковь стала приходским храмом с. Холки. Вокруг неё на месте монастырского кладбища появилось приходское. Первым настоятелем этой приходской, бывшей прежде монастырской, церкви стал уроженец села Холки священник Афанасий Емельянович Чеботарёв, крестьянин по происхождению, обученный грамоте и богослужению монахами. Он родился в 1735 году; сохранились и имена его родителей: Емельян Семёнович и Анна Алексеевна. Прослужил отец Афанасий в этой церкви 40 лет, в 1805 г. в возрасте 65 лет выйдя на покой и прожив в родном селе ещё 20 лет до самой своей смерти, совершая богослужения в церкви по просьбам своих преемников: во время их болезни или долгой отлучки с прихода.
История сохранила для нас имена и прочих настоятелей Покровской церкви (в скобках указаны годы настоятельства). Это священники:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Чёрный поп» – в древнерусских летописях так называли монахов, принявших священный сан и в настоящее время называемых иеромонахами.
2
Городище – укреплённое и огороженное рвом либо частоколом русское поселение, предназначенное для постоянного проживания на приграничных землях.
3
Антиминс – прямоугольный отрез ткани с вшитыми в неё мощами святых и подписью епископа о праве совершать богослужение в том или ином храме. Как правило, антиминс выдаётся индивидуально для каждого храма.
4
Храмозданная грамота патриарха Филарета чёрному попу Геласию на постройку храма Николы Чудотворца на Холковском городище, 7128 (1620) г. февраля 8 дня. РГАДА. Ф. 281. № 7936.
5
Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 27 1891 г. Стр. 490 – 493.
6
Выпись из писцовых книг, выданная строителю Холковского Никольского монастыря Ефрему и братии на пашню, сенокосы и рыбные ловли по реке Осколу. РГАДА. Ф. 281. Грамоты коллегии экономии – Оп. 1. № 7937. Л. 1 – 2.
7
Рыльский архимандрит Анатолий. Настоятели Белгородского Николаевского монастыря. Курские Епархиальные ведомости № 3 1883 г., отдел неофициальный, стр. 163.
8
Территория непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
9
Четь – древнерусская мера объёма сыпучих тел, равная примерно 200 литрам.
10
Думный дьяк в Русском государстве в XVI—XVII веках – низший чин в Боярской Думе. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской Думы и царских указов, ведали делопроизводством и важнейшими приказами.
11
Строителем в документах вплоть до начала ХХ века называется игумен монастыря, т. е. его настоятель.
12
РГАДА, фонд 210, столбцы Белгородского стола, дело 73, листы 91-101 (взято из книги Ткаченко Ю. Н. Усёрд. История города в документах. Книга первая. Тула, 2019. Стр. 38-40.
13
Пустынь – небольшой монастырь, выстроенный в отдалённом от населённых пунктов месте.
14
Бывший город-крепость Белгородской черты Яблонов, основанный в XVII веке, теперь является селом в Корочанском районе Белгородской области и носит всё то же название: Яблоново.
15
Из слов челобитной «Твое Государево богомолье под Холковский монастырь» можно предположить, что царь Михаил Фёдорович посетил или, по крайней мере, собирался посетить эту небольшую обитель. Достоверных фактов этого посещения, пока что, не имеется.
16
А. А. Танков. К трехсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых, гл. 6. Курские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. № 24 1913 г. Стр. 488.
17
А. П. Никулов. Старый Оскол (историческое исследование Оскольского края). Старый Оскол, 1997 г. Стр. 167 – 168.
18
Т. е. в 1860-х гг.
19
Свящ. Иаков Тимофеев. Дополнительныя сведения к церковно-приходской летописи слободы Холки, Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 1 1899 г. Стр. 825 – 826.
20
А. З. Винников, Е. Ю. Кудрявцева. Городище Холки на юго-восточной окраине Древнерусского государства. Вопросы истории славян (сб. науч. трудов) вып. 12. Изд-во Воронежского ГУ, 1998. Стр. 50 – 71.
21
С. А. Плетнева. О юго-восточной окраине русских земель в Домонгольское время. Краткие сообщения Института археологии. – Вып. 99. – М.; Л., 1964.
22
Салтово-маяцкой принято называть древнюю культуру аланов (предков нынешних осетин), булгар (предков современных чувашей, балкарцев, татар, болгар, гагаузов, карачаевцев) и хазар (предков современных крымчаков и караимов) – населения Хазарского каганата, расселённого вдоль рек Северский Донец и Дон, у побережья Азовского моря и в Крыму в VIII-X веках.
23
А. Г. Винограденко, М. Е. Лютенко. Холковское городище – древнерусский город в половецкой степи. https//iskateli31.livejournal.com/4061.html
24
Храмозданная грамота патриарха Иосифа чёрному попу Ефрему на постройку деревянной церкви Преображения в Холковой пустыни, 7158 (1650) г. января 16 дня. РГАДА, ф. 281 № 7939 л. 1 – 2.
25
Если быть точным, грамота на постройку была дана в 1650 г., но Преображенским монастырь стал называться примерно на десятилетие позже, как это видно из исторических документов.
26
Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 28 1891 г. Стр. 504.
27
Архимандритами называют настоятелей крупных и важных мужских монастырей. Настоятелей же обычных монастырей называют игуменами (в женском монастыре аналог слову «игумен» – «игуменья»; женского аналога слову «архимандрит» не существует). По-видимому, чтобы подчеркнуть важность Холковского монастыря для государства в то непростое время, в Холковский монастырь был назначен настоятель с титулом архимандрита, который, по всей вероятности, управлял до этого какой-либо другой знаменитой обителью.
28
Черкасами в официальных документах до XVIII века (позже – малороссами) обычно принято называть жителей современной Украины.
29
Указ великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев Новооскольского уезду Холкова монастыря архимандриту Генадею з братьею. РГАДА. Ф. 281. № 7940. Л. 1 – 4.
30
Т. е. Степан Разин
31
Строитель Феодосий
32
Документы разрядного приказа №№ 155 – 160. РГАДА. Ф. 210. Белгородский стол, стб. № 712, лл. 60 – 73.
33
Свящ. И. Тимофеев. Синодик Холковскаго Преображенскаго монастыря. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 39 1898 г. Стр. 585 – 589.
34
При Белгородском митрополичем доме в то время имелась братия из 18 монахов. Для сравнения: Белгородский Никольский монастырь насчитывал всего на 1 монаха больше.
35
Знаменский мужской монастырь находился неподалёку от города-крепости Белгородской оборонительной черты Хотмыжска в нынешнем селе Красный Куток Борисовского района Белгородской области. Монастырь был основан игуменом Корнилием и чёрным попом Феодосием и просуществовал ровно 200 лет: с 1642 по 1842 гг. Сам же город Хотмыжск впервые упоминается в летописях в 1430 г. как «Хотмышль на Ворскле» и в настоящее время является селом в том же Борисовском районе. До нашего времени от монастырского комплекса дошёл каменный Знаменский храм.
36
Поскольку монастырский синодик говорит нам о смерти игумена Паисия в 1743 году, а статья Танкова о его переводе шестью годами позже в Хотмыжский монастырь, то можно предположить либо ошибку переписчика синодика, либо то, что Холковским монастырём в разное время управляли два настоятеля с этим именем.
37
А. Танков. Историко-статистические сведения о монастырях Белгородской митрополии. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 41 1899 г. Стр. 692 – 696.
38
Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 534 – 536.
39
Свящ. И. Тимофеев. Летопись Покровской церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 8 1899 г. Стр. 112 – 116.
40
Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 533 – 534.