bannerbanner
Об Украине с открытым сердцем. Публицистические и путевые заметки
Об Украине с открытым сердцем. Публицистические и путевые заметки

Полная версия

Об Украине с открытым сердцем. Публицистические и путевые заметки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3


Алла Валько

Об Украине с открытым сердцем

© Валько А., 2018

Предисловие

Украина мне близка по многим причинам. Начать с того, что она является родиной моих родителей. Папа родился в Луцке в 1904 году, мама – в Житомире в 1909 году. Оба провели в Украине своё детство и юность, а в 20-е годы переехали в Москву. Здесь они окончили высшие учебные заведения, став одними из первых советских инженеров.

Впервые я пересекла условную границу братской республики в 19 лет, когда отправилась на летний отдых в Анапу. Я вспоминаю, как, увидев из окна вагона поезда, идущего в Крым, мелькающие за окном чистенькие украинские сёла и хутора с аккуратно побелёнными хатами, я сразу понимала, в какой момент поезд оказывался на территории братской республики.

Моё первое посещение Мелитополя связано со студенческой практикой на аэродроме по окончании четвёртого курса МВТУ имени Баумана. После практики вдвоём со студенткой смежной специальности мы отправились в Крым, в Симеиз.

В первый раз я поехала в Житомир после замужества, чтобы познакомиться с родственниками мужа и побывать в городе юности моей мамы. Моя поездка в Форос, самую южную точку Крыма, состоялась после второго замужества. А потом я не однажды бывала на полуострове то с маленькой дочкой, то одна, то вдвоём с мужем. Коктебель, Новый свет, Ялта, Феодосия, Севастополь, Гурзуф, Судак, Алушта,… Всего, наверное, и не перечислишь. У нашего предприятия была здесь даже своя турбаза «Кулон».

Столицу Украины, прекрасный город Киев, я посетила, когда меня направили в первую командировку на завод «Арсенал». А потом были поездки на научно-технические конференции в Харьков, Днепропетровск, Одессу. Однажды мне даже довелось отдыхать и лечиться в санатории в Моршине. В каждом из этих мест осталась частичка моей души, моей прожитой жизни, моих тёплых воспоминаний.

Когда в 2010 году, впервые после развала СССР, я поехала в Ужгород и Чоп, то мне как гражданке России было предложено заполнить иммиграционную карту. От этого у меня даже защемило сердце, хотя я прекрасно понимала, что Украина теперь самостийная. Но именно тогда я впервые осознала, насколько всё происходящее касается лично меня. Заполняя иммиграционную карту при втором пересечении российско-украинской границы, я отнеслась к этой процедуре уже спокойно.

Могла ли я остаться равнодушной к тому, что произошло в этой стране в 2014 году? Ответ однозначный: нет! Так появились мои размышления о событиях в Крыму и на Донбассе, а затем состоялась и моя турпоездка по Украине.

В первой части книги я вспоминаю о своём чудесном пребывании в Закарпатье, во второй делюсь с читателями размышлениями по поводу событий в Украине, в третьей рассказываю о путешествии по её четырём областям, связанным с именами дорогих мне людей, в четвёртой пишу о деятельности Бориса Немцова в последние два года его жизни, в пятой на основании открытых публикаций в прессе подвожу итоги прошедших четырех лет.

После опубликования моих публицистических очерков о судьбе Украины в сложный для неё период разгорелась оживлённая дискуссия. Полемика разворачивалась даже внутри отдельных откликов. Среди них были и оскорбительные и откровенно хамские. Фамилии авторов таких рецензий я заносила в чёрный список. Здесь я привожу наиболее интересные и содержательные отклики, слегка их сократив и отредактировав.

Часть I

В Закарпатье в 2010–2011 годах

Глава 1

Семинар в Лумшорах

Несколько лет назад в Закарпатье, на турбазе в Лумшорах, состоялся семинар соискателей знаний об учениях Христа, Будды и других духовных учителей человечества. Лумшоры – маленькое горное село в Перечинском районе на реке Туричка.

Село окружают буковые и хвойные леса, покрывающие холмы и предгорья Карпат. Меня поразила изумрудная окраска их пышной листвы. Я подумала, что так земля щедро благодарит небо за частые здесь дожди и мягкий климат.

На семинар прибыли слушатели из Москвы, Петербурга, Обнинска, Ростова, Киева, Ужгорода, Ивано-Франковска, Львова, Нефтеюганска, Омска, Калуги и других городов; прилетела молодая женщина, бывшая одесситка, ныне живущая в Норвегии, а также уроженка России с мужем, коренным жителем Исландии. Организатором семинара была киевская группа во главе с президентом Денисом Жуковым, востоковедом по профессии. Он являлся также координатором команды переводчиков, поэтому заочно я была с ним знакома. Наше общение проходило по интернету. Сотрудничать с ним было легко, и порой мои письма были весьма шутливыми, так что у Дениса могло сложиться впечатление, будто я молодая и весёлая женщина. Надо ли говорить, что в письмах мы обращались друг к другу на «ты», поскольку зачастую именно так обращаются друг к другу братья и сёстры в духовных сообществах?

Меня привлекало то, что семинар состоится в Закарпатье. Я заранее попросила Дениса забронировать мне одноместный номер, на что получила заверение в том, что моя просьба будет удовлетворена. Перед поездкой в Ужгород я поинтересовалась у своих духовных сестёр, как выглядит Денис, и они описали его как высокого, симпатичного, молодого человека. Тогда я подумала, что надо бы предупредить его, что в действительности я уже далеко не молодая и притом маленького роста женщина, но мне всё время было недосуг написать ему об этом.

Когда в числе других семи членов московской группы я приехала на турбазу, то убедилась, что Денис оказался именно таким, каким его описывали мои подруги. Я дождалась, когда будут расселены все участники нашей группы, и только потом решила обратиться к Денису. Меня смущало, что он как-то странно смотрел в пространство выше моей головы, как бы не видя меня, но ожидая увидеть кого-то другого. Может быть, так мне казалось из-за его высокого роста. На мою фразу, что он обещал выделить мне отдельный номер, Денис спросил: «А вы кто?» Я представилась.

Нужно было видеть его в эту минуту. От неожиданности он даже изменился в лице. Сразу начав говорить мне «вы» и чуть ли не заикаясь, он объяснил мне, что одноместных номеров на турбазе уже нет, но можно поселиться в так называемом «полулюксе», где имеется отдельная комнатка, а в другой будет жить он вместе с тогдашним президентом ужгородской группы Сашей Макушиным. Общим у нас будет прихожая и туалет с душевой кабиной. На том и порешили.

У нас сложились дружеские отношения. Позже Саша познакомил меня со своим родным Ужгородом, а с Денисом я после семинара долгое время переписывалась по электронной почте. Денис прекрасно организовал работу семинара, постоянно взаимодействуя с директором турбазы Ишем Юрием Ивановичем, который сам был не чужд духовных учений и поэтому относился к нам, слушателям, с большим пониманием. Здесь я познакомилась со многими людьми, а с некоторыми из них, например с симпатичной и приятной в общении Раисой Цицика, живущей под Ужгородом, продолжаю общаться до сих пор.

Суточное проживание и трёхразовое питание на турбазе стоили баснословно дёшево: 320 рублей в домиках и 560 рублей в большом корпусе в номере на двоих. Некоторым приехавшим на семинар не хватило мест собственно на турбазе, или они сознательно захотели устроиться не на её территории, поэтому их поселили в частных домах.

Лекции и семинары проводили Вадим и Людмила Долгочубы – руководители ростовской группы, музыканты-профессионалы. Они постоянно проводят службы и семинары в своём родном городе, а начиная с 2011 года, и в Донбае. С лекциями по буддийской философии они исколесили всю Россию. Но их самым большим даром является любовь к людям и то тепло, которое исходит от них. Недаром на семинаре царила необыкновенно тёплая и дружественная атмосфера.

На семинаре мы слушали лекции о Будде – «пробудившемся», «просветлённом», историческом основателе духовной традиции буддизма, о Далай-ламе XIV – духовном лидере буддистов-ламаистов, об Эль Мории и Кутхуми – духовных учителях человечества, знакомых многим по труду Елены Ивановны Рерих «Живая этика». Вадим познакомил нас также с тремя китами Махаяны – крупнейшей разновидностью буддизма – и обучил слушателей поэтапному вхождению в медитацию на образ Будды. Мы прослушали лекции «О гностицизме», «Стезя ученичества», «Эволюция жизни». Заключительной на семинаре стала лекция об Иисусе Христе, о тех принципах, которые он даровал людям: «Есть множество подходов к христианству и другим религиям, но войти можно только путём любви. И когда к этой любви добавляется мудрость и радость самоотдачи, то любовь усиливает горение сердца, поглощая человеческое эго. Как сказал Иоанн: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Часто во время служб, которые проводили не только Денис, но и другие слушатели семинара, а также по их окончании мы пели песни, авторами слов и музыки которых были Людмила и Вадим. Эти песни были наполнены любовью и светом. На заключительном вечере по случаю завершения семинара с песней «Восемь ангелов» выступила маленькая девочка Богдана Грекова. Своим чистым голосочком она выводила:

Солнышко лучистоеСветит в вышине.Вдруг с небес лик ангельскийУлыбнулся мне…

Глава 2

На досуге

У нас была обширная культурно-развлекательная программа. В первый же день участница семинара из Ивано-Франковска рассказала нам об истории и достопримечательностях края, а на следующий день в перерыве между лекциями мы отправились на водопады вдоль Турички, быстрой горной речки, проложившей путь в каменистых породах Карпат. Вдоль её русла устроены искусственные перекаты для повышения уровня воды. В одном из таких мест все мы искупались. Самый высокий водопад на Туричке имеет высоту 12 метров. Пейзаж этой местности удивительно красив и буквально очаровывает великолепием своих гор и долин. Обилие осадков способствует росту пышной ярко-зелёной растительности. В редкие свободные от занятий минутки мне удавалось сбегать на речку и посидеть на её берегу, любуясь прекрасной природой Закарпатья. Однажды несколько человек, в том числе и я, прогуляли лекции, отправившись в поход под предводительством Саши Макушина к самой высокой местной вершине. За нехваткой времени нам пришлось вернуться назад, не достигнув цели. Но всё равно впечатлений от этого похода осталось предостаточно.

Многие слушатели совершили заранее запланированные восхождения на окрестные горы, на вершинах которых они встречали рассвет. Дважды мы проводили костры. В первый раз костёр был разожжён на вершине близлежащего холма, а во второй раз мы отмечали языческий праздник Ивана Купалы. Вечером в ночь на 7 июля на большой поляне мы развели костёр, через который сначала прыгали молодые, парами и в одиночку, а затем их примеру последовали и более пожилые люди, в том числе и я. По преданию, когда человек прыгает через костёр, то происходит своеобразный ритуал его очищения.

Любители острых ощущений посещали баню и сауну, но самым интересным развлечением было купание в чане. Как пошутила наша дама из Норвегии: «Все мы заинены, теперь нужно заяниться». Она имела в виду баланс энергий ян и инь: если сейчас в нас доминирует женский принцип, то нужно усилить в себе мужской.


Купание в Туричке


«Купание» в чане


Замок Шенборнов


Крестовоздвиженский собор


Бывшая синагога


Свято-Покровская церковь


Ужгородский диснейленд


Пропустить это интересное мероприятие было невозможно, и я вместе с нашими слушательницами отправилась в бревенчатую избу, в которой был установлен огромный котёл, вмонтированный в кирпичную печь. Под чаном пылали настоящие поленья. Чан наполнялся минеральной сероводородной или простой водой, в которой запаривали травку и еловые ветви. Воду в чанах нагревали до 40–45 градусов Цельсия. Зрелище женщин, сидевших по горло в горячей воде чана, под которым горел костёр, было ошеломляющим. Я не нашла в себе сил залезть в эту дымящуюся «кастрюлю», над которой поднимались клубы пара, и лишь наблюдала за весельем, царившим в чане. Под конец женщины дружно запели, что и явилось заключительным аккордом этого полуфантастического действа.

Многие из нас покупали у сельских жителей парное молоко, яйца и зелень. Я познакомилась с бабой Катей, у которой брала молоко и ставила его на простоквашу. У неё, как и у почти всех её односельчан, была корова, которую она пасла в горах либо сама, либо отдавала в стадо под присмотр пастуха. В доме у жизнерадостной бабы Кати бродили цыплята, и было очень грязно, но, видно, её это совсем не беспокоило.

Мы совершили увлекательную экскурсию по замкам Закарпатья, многие из которых тесно связаны с родом Ракоци. Только средневековых замков здесь насчитывается около двенадцати, а вместе с раннеславянскими и дославянскими укреплениями и того больше. Сначала мы отправились в Мукачево, где находится «Паланок» – столица владений рода Ракоци в Закарпатье с 1633 по 1711 годы.

Замок «Паланок», упоминаемый уже в исторических документах XI века, расположен на высоком холме. Первоначально это было небольшое фортификационное укрепление, но позже он был расширен и модернизирован. В ходе трёхлетней осады, начавшейся в 1685 году, крепость пала из-за предательства. В то время обороной крепости командовала Илона Зрини, мать Ференца II Ракоци. Крепость была сдана не в результате боя, а из-за отравления воды в колодце, что и привело к капитуляции. После падения крепости австрийское руководство укрепило замок, и в результате он стал самой неприступной крепостью в восточной части Австрийской империи. На протяжении ста лет после подавления восстания против владычества венгров в замке находилась тюрьма для политзаключённых, в которой содержалось до двадцати тысяч узников. С 1919 по 1938 годы, в период правления Чехословацкой республики, в «Паланке» размещался военизированный гарнизон. Сейчас в замке находится исторический музей.

Дальше наш путь лежал к замку Шенборнов, возвысившихся после подавления освободительной войны Ференца II Ракоци. Тогда Мукачево и прилегающие к нему территории были переданы в пожизненное управление канцлеру Шенборну. Замок, построенный в стиле французского ренессанса, популярного в то время в Европе, был построен за пять лет и стал излюбленным местом отдыха графской семьи. Ныне здесь размещается санаторий «Карпаты».

На обратном пути мы осмотрели руины замка тамплиеров. Это укрепление было возведено в XII веке и предназначалось для обороны «соляного пути», ведущего из рудников Закарпатской области в Европу. Замок-крепость позволял контролировать торговлю солью, которая в средние века являлась дорогостоящим товаром. Высота центральной башни замка достигала двадцати метров, что позволяло вовремя заметить вражеские войска. Толщина его стен превышала два с половиной метра. Впоследствии, когда замок как оборонное сооружение устарел морально и физически, он был заброшен, и в последние триста лет в нём не велись никакие реставрационные работы.

Мы возвратились на турбазу, полные ярких впечатлений от увиденного и услышанного. А завтра нас снова ждали лекции, практические занятия и увлекательные прогулки.

Глава 3

В Ужгороде – один день и один раз в жизни

Когда семинар закончился, у меня, как и у всех присутствовавших на нём, надолго сохранилось тёплое чувство радости и единения. Такие светлые периоды в моей жизни бывают очень редко. Накануне отъезда из турбазы был устроен прощальный вечер вальсов, а рано утром следующего дня начался разъезд. Я поехала в Ужгород вместе с Денисом, Сашей и ещё несколькими слушателями семинара на машине одного из местных жителей. В городе мы некоторое время бродили по улицам, потом пошли в кафе, где были приятно удивлены весьма доступной ценой и вкусной едой, а после обеда провожали на вокзал наших друзей, разъезжавшихся по разным городам. Наконец, из гостей в Ужгороде осталась я одна, поскольку мой поезд отправлялся в Москву поздним вечером.

Меня интересовало, что представляют собой и сам город, и Закарпатская Украина. По просьбе Дениса, в путешествии по городу меня сопровождал Саша Макушин. Некоторую интересовавшую меня информацию я уже слышала в первый день нашего приезда на турбазу от жительницы Ивано-Франковска, прочитавшую нам лекцию о Закарпатье. Многое я узнала из рассказов Саши, а позже почерпнула из статей в интернете. Историческое название современной Закарпатской области звучит как Подкарпатская Русь, или Закарпатская Украина, входившая в X–XI веках в состав Киевской Руси. С древнейших времён её население являлось частью восточно-славянской этнической группы. С XI века эта территория находилась в составе Венгрии. В 1241-42 годах Ужгород был захвачен и разрушен монголо-татарами, но вскоре после их ухода отстроен заново.

В 1318 году венгерский король подарил Ужгород итальянским графам Другетам, которые были его хозяевами на протяжении 360 лет. С конца XVII века город входил в состав Австрии. В период с 1703 по 1711 годы народ Закарпатья во главе с Ференцом II Ракоци вёл освободительную войну против австрийских захватчиков. В 1711 году австрийские войска подавили сопротивление воcставших закарпатцев. Несмотря на войны, Ужгород, основанный в 872 году, развивался, становясь культурным центром Закарпатья, увеличивалось его население, расширялись торговые связи, ежегодно устраивались ярмарки, куда приезжали купцы из соседних стран.

Буржуазная революция 1848 года нанесла серьёзный удар по крепостному строю в Венгрии и Закарпатье: феодальные порядки здесь сменились капиталистическими. В 1919 году Закарпатье было включено в состав буржуазной Чехословацкой республики на правах автономного края Подкарпатской Руси. В 1938-39 годах в Закарпатской Украине был установлен режим венгерских фашистов, павший в 1944 году под ударами Красной Армии, в результате чего Закарпатская Украина стала частью Украинской ССР. В 1946 году была образована Закарпатская область УССР с центром в Ужгороде, который располагается на самой границе со Словакией на высоте около 130 метров над уровнем моря, на стыке Карпатских гор и прилегающих долин. Здесь протекает извилистая речка Уж, от названия которой происходит современное название города – Ужгород (в отличие от старого венгерского – Унгвар). Город поражает своей неповторимостью, красотой и многочисленными достопримечательностями.

На архитектурном облике города сказалось почти шестисотлетнее присутствие венгров. Многие улицы и улочки Ужгорода очень похожи на жилые кварталы венгерских городов Дебрецена или Будапешта. Здесь можно увидеть много живописных домиков в два-три этажа, сохранивших на своих стенах орнаменты средневековья. Город утопает в зелени садов. Даже названия улиц говорят сами за себя – Зелёная, Лесная, Малиновая, Абрикосовая, Грушевая, Сливовая, Ореховая. Современный герб Ужгорода – это восстановленный в 1990 году исторический герб: на синем фоне три золотые виноградные лозы с листьями и плодами, что указывает на основное занятие его жителей.

Саша познакомил меня со многими достопримечательностями города. За один день изучить весь город было невозможно, но мы и так многое успели. Начали мы с осмотра Ужгородского замка – исторического сердца Ужгорода. Замок был основан в IX веке, ещё во времена существования Киевской Руси. Он находится на Востоке города и заметен почти из всех его уголков. И хотя судьба совсем не миловала его, но именно он лучше всего сохранился. Благодаря своей тесной связи с жизнью города, он постоянно возрождался за счёт горожан и до сих пор является одним из наиболее сохранившихся средневековых оборонных сооружений на территории Украины.

В нынешнем виде Ужгородский замок был отстроен в XIV веке, когда город перешёл во владение итальянского рода Другетов. Графский дворец-цитадель был окружён мощными стенами с пятью бастионами и широким рвом. В роскошную резиденцию крепость была превращена в XVII веке графом Берчени. В 1704 году замок ненадолго перешёл под контроль венгерских повстанцев Ференца II Ракоци, а после возвращения австрийской власти на территории открыли духовную семинарию. Сейчас в его помещении размещены экспозиции Областного краеведческого музея. Во дворе находится осадный колодец глубиной 36 метров и две скульптуры XIX века: «Геракл, убивающий Лернейскую гидру» и «Отдыхающий Гермес». В подвалах – экспозиция «Комната пыток», в которой представлены экспонаты, воссозданные по рисункам, средневековым эскизам, гравюрам и фотографиям.

Большое впечатление на меня произвёл Крестовоздвиженский кафедральный собор, из которого, когда мы проходили мимо него, выходили новобрачные. Собор издавна был главным христианским храмом Ужгорода. Инициатором его создания в 1640 году стал граф Янош Другет, который пригласил для этого монахов-иезуитов. Строительство велось шесть лет. После ликвидации ордена иезуитов в 1773 году Крестовоздвиженский собор перешёл греко-католической епархии. Через несколько лет епископ Бачинкский перестроил его в стиле барокко в соответствии с восточным обрядом. После реконструкции 1878 года храм обрёл нынешние формы, сочетающие классицизм с необарокко. Его интерьеры в стиле рококо расписаны закарпатскими художниками. В криптах похоронены многие религиозные деятели, в частности убитый советскими спецслужбами епископ Ромжи. В 1991 году Крестовоздвиженский собор был возвращён греко-католикам.

Другим значимым архитектурным памятником является Римско-католический костёл Святого Юрия (Георгия), сооруженный в XVII веке обратившимся в католичество магнатом Другетом на месте разрушенного им же лютеранского храма. Строительство продолжил его наследник Берчени. В XVIII веке храм был перестроен в стиле необарокко. На колокольне установлены часы, которые идут вот уже более ста пятидесяти лет, а внутри костёла – необычный необарочный алтарь.

Мы побывали в Закарпатском музее народной архитектуры и быта, этом стилизованном этническом селе в центре города, где собраны образцы деревянного зодчества, типичные для представителей разных народов Закарпатья. Жемчужиной экспозиции считается лемковская деревянная Свято-Михайловская церковь, привезённая из Хустского района, в которой мы любовались резным иконостасом и иконами XVIII века. Мне показалась интересной конструкция водяной мельницы XIX века с отдельным помещением для мельничного механизма и комнатой для мельника. Венгерская народная архитектура была представлена домом состоятельного крестьянина ХІХ века.

Самая длинная в Европе липовая аллея протяжённостью 2,2 километра тянется по набережным города вдоль реки Уж. Здесь растут липы разных сортов, поэтому аллея цветёт всё лето. Моё внимание привлекли прикреплённые к деревьям фотографии выпускниц. Все они выглядели, как невесты в подвенечных платьях. Весной, в конце апреля-начале мая, на соседних с набережной улицах Довженко и Ракоци и прилегающей к ней площади Пушкина пышно цветут розово-белыми соцветиями сотни деревьев сакуры, ежегодно привлекающей в город тысячи туристов. Это дерево признано визиткой Ужгорода. Несколько лет назад на противоположном берегу реки была высажена новая аллея сакур, которую также считают самой длинной в Европе. Почти одновременно с сакурами зацветают магнолии, распускаются цветы японской айвы и яблонь разных видов. Декоративную японскую вишню завезли сюда в 1923 году из Вены, и сейчас она растёт по всему городу.

Ботанический сад Ужгородского Национального университета является памятником садово-парковой архитектуры государственного значения и поддерживает связи с полутора сотней ботанических садов мира. Парк раскинулся как бы на трёх уровнях, перепад высот между которыми составляет двадцать два метра. Посадки размещены по географическому принципу. В парке есть даже участки экзотических растений: американский, кавказский, среднеазиатский, китайский, дальневосточный. В саду собрано около 3800 видов растений. Флора Закарпатья представлена 400 видами растений, включая венгерскую сирень и василёк карпатский. В дендрарии насчитывается около 800 видов деревьев и кустарников, 130 видов разновидностей хвойных: тис, кипарис болотный и другие. Альпийская горка представляет горную флору. Здесь растёт сто пятьдесят видов растений, среди которых и эдельвейс. В оранжерее Ужгородского ботанического сада хорошо себя чувствуют тропические и субтропические растения: банан, мимоза, лавр, эвкалипт, папайя, десять видов пальм, двести пятьдесят видов кактусов.

На страницу:
1 из 3