Полная версия
Бузовьязовские династии и их шежере
Интересные программы представлял для сельчан районный дом культуры, а с 1956 года сельский дом культуры. С 1949 года в нем работал Гали Минигалеевич Мансуров. Вернулся он с войны без одной ноги. До войны он успел закончить Казанский театральный техникум, поработать артистом в Мензелинском и Толбазинском драматических театрах. Гали Минигалеевич был назначен художественным руководителем дома культуры. В 1958 году он был назначен директором клуба. Бузовьязовцам старшего поколения запомнились поставленные Г.М. Мансуровым спектакли на сельской сцене. Имея театральный опыт, Гали Мансуров собрал самодеятельную труппу бузовьязовских артистов. Силами самодеятельных артистов были поставлены на клубной сцене ряд интересных спектаклей. Это и «Галиябану» М. Файзи, и «Чаткылар» (Искры) Т. Гиззата, «Ялгыз каен» (Одинокая береза) и «Кыз урлау» (Похищение девушки) Мустая Карима, «Кайту» (Возвращение) Ризы Ишмуратова, «Беренче мохэббэт» (Первая любовь) Хая Вахита и дургие. Большнй частью главные роли исполнял сам Гали Миннигалеевич. Бузовьязовцам он запомнился оригинальными эпизодами, когда он всплескивает руками. Да и с юмором у него было все в порядке.
В годы работы Г. Мансурова руководителем клуба активно работали различные кружки. Местный хор насчитывал бывало до 35 человек, в танцевальном кружке было 12 человек, в шахматном – 14. За хорошую организацию художественной самодеятельности Гали Мансуров был награжден Почетными грамотами Министерства культуры БАССР (1952, 1957, 1959, 1960 годы), Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР в 1959 году. В 1964 году Гали Минигалеевич был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Башкирской АССР».
Бузовьязовская мечеть
Послевоенное время характерно также тем, что продолжается отток населения из деревни в город или в дальние края. Если в 1959 году в Бузовьязах проживало 2647 жителей, то через тридцать лет, в 1989 году, в селении насчитывалось 1576 человек, то есть убыль населения составила более тысячи человек. Показательной в этом плане является биография нашего земляка Риля Баязитовича Бикметова. После окончания семи классов в родном селе, он поступает на учебу в Кумертауское строительное училище. Учится по специальности плотник-опалубщик. В 1956 и в 1957 годах Риль Баязитович работает плотником «Кумертаустроя». В феврале 1957 года его направляют на целину в город Экибастуз Казахстана. С 1959 года Р.Б. Бикметов работает плотником в Свердловске в тресте «Оргтехстрой». В 1962 году поступает на учебу в уфимский строительный техникум по специальности «техник-строитель». С 1978 года и по настоящее время он начальник «Толбазинской ДСПМК». Один из сыновей Риля Баязитовича – Рим пошел по родительским стопам. Как и отцу, ему присвоено высокое звание «Заслуженного строителя Российской Федерации».
С началом перестройки и крахом коммунистической идеологии духовная культура и религия переживает период возрождения. В городах и селах начинается строительство мечетей и церквей. Было решено построить мечеть и в Бузовьязах. Строительство мечети в селе началось в 1991 году. Строили мечеть в течение четырех лет и закончили в 1995 году. Жители села и бузовьязовцы, проживающие в других краях пожертвовали из своих сбережений за это время 2 миллиона 830 тысяч рублей. Житель села Ишмаков Саитгали в это время ежегодно часть своих сбережений отдавал на нужды мечети – всего 277335 рублей. Среди тех, кто отдавал свои деньги на постройку мечети можно назвать также Бикметовых Хаматдина, Марьям, Ахметгали, Сайфульмулюка, Абдюковых Илдуса и Зифу, Абдеевых Рафаэля и Рабигу, Курбангалеева Зиннура, Каримову Расиму.
В общей сложности деньги поступили от 359 человек. Принимали участие в финансировании постройки мечети Уфимское Духовное управление мусульман, районная администрация, плодосовхоз, единоверцы из Турции и т.д Огромный вклад в развитие и поддержку духовенства в с. Бузовьязы вносит Сулейманов Айрат Мударисович. Он выделяет немалые средства на ремонт мечети, содержание местного кладбища.
В 2006 году мечеть была официально открыта.
Бузовьязовские муллы и А.М. Сулейманов
Как и в других районах республики в Кармаскалинском районе было утверждено положение о «Почетном гражданине Кармаскалинского района». Ныне это высокое звание присуждено многим кармаскалинцам, в том числе и уроженцам села Бузовьязы. Это – Райса Губаевна Диваева и председатель СПК «ПЗ «Дружба» Рашит Исламович Жданов. Почетными гражданами села Бузовьязы стал наш земляк, журналист Мидхат Резяпов, деревни Алмалык Халяф Нургалиевич Ханнанов.
Многие бузовьязовцы известны всей республике. Литературную стезю избрали Фаниль Асянов – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан и Российской Федерации, Диля Булгакова – поэтесса и прозаик. Жительница Бузовьязов Мавсиля апа Мустаева так же известна как поэтесса. На ее стихи было написано несколько песен, прозвучавших на бузовьязовской земле, по мотивам ее пьес были постановки спектаклей. Заслуженным уважением пользуются – участник Великой Отечественной войны, кавалер многих наград, заслуженный работник культуры Российской Федерации Зайнаги Канбеков, заслуженный строитель Российской Федерации, заслуженный изобретатель РФ, лауреат премии имени Губкина Миннихан Абдеев, заслуженный учитель Республики Башкортостан Райса Диваева, заслуженный врач РБ и РФ Марат Саитов, академики Ильяс Мустаев, Альфред Турьянов, доктора наук Ринат и Рифгат Абдеевы, Майя Ишмуратова (Бикметова), судья Верховного Суда РБ Махмут Мустаев, заслуженный юрист РФ Абдулла Ишмаков, бывшие первые секретари райкомов КПСС Гиндулла Канбеков, Хамит Ишмаков, заслуженный работник мелиорации РФ Риль Бикметов, известный журналист Мидхат Резяпов и многие другие.
Рифкат Фаизович Абдеев
Трое бузовьязовцев за последние десятилетия избирались в Верховный Совет республики (Курултай). Это – Рашит Исламович Жданов, Мидхат Махмутович Сулейманов и Айрат Мударисович Сулейманов.
В знак уважения к своим односельчанам жители села ввели интересное начинание – присвоили их имена ряду улиц селения. Теперь в селе есть улицы Миннихана Абдеева, Риля Бикметова, Магдании Сулеймановой.
Бузовьязовская средняя школа дала республике и стране многих заслуженных людей. Помимо вышеназванных, можно привести имена народных артистов республики Назира Закировича Абдеева и Рима Аминева, доктор химических наук Майсара Каримовна Боева-Рахматуллина, кандидата биологических наук Махмуру Газзалиевну Абдееву, кандидата медицинских наук Лидию Мударисовну Абуталипову, кандидата технических наук Шамиля Баталова, кандидата технических наук Светлану Никифоровну Ишмякову, нефтяников Наиля и Рафаиля Нурмухаметовых, Кармаскалинского главврача Мукатдара Мукатдасовича Бикметова, полковника МВД Ф.Ф. Мухаметзянова и многих других. Есть у нас и свои сельские музыканты и композиторы. Ильдар Анварович Абдеев выпустил уже три своих компакт-диска с записями своих песен.
В настоящее время в селе Бузовьязы проживает свыше полутора тысяч человек. Абсолютное большинство населения района составляют татары, проживают также башкиры, русские, украинцы.
Основу экономики района, как и прежде, составляет сельское хозяйство. Во главе СПК «Племянной завод «Дружба» еще с 1975 года стоит Рашит Исламович Жданов, уроженец Бузовьязово.
Воспитание подрастающего поколения во многом зависит от школы. Многие годы директором школы работал Наиль Исмагилович Ишмаков. В годы его работы директором был проведён капитальный ремонт здания школы, было выстроено новое здание со спортивным залом, кабинетами начальных классов, пищеблоком. Ныне директором школы работает Лилия Шамильевна Сулейманова. Бузовьязовские учащиеся каждый год участвуют в районном смотре – конкурсе театральных коллективов. В 2005-2006 учебном году фольклорная группа из Бузовьязов заняла I место. Ставили спектакль "Аулак-ой" по мотивам пъесы Мавсили Калимулловны Мустаевой. Наградили магнитофоном. В 2006–2007 учебном году поставили два спектакля – "Чапай командасы" по произведению Фаниля Асянова, и «Безнен яшьлек» (Наша юность) Мавсили Мустаевой, с которым бузовьязовцы заняли II место на зональном смотре. В 2007–2008 учебном году также заняли II место на зональном смотре с народной сказкой "Сорокай батыр". В век всеобщей компьютеризации школа не отстаёт от новых веяний – были оборудованы мультимедийные классы, имеется современное компьютерное оборудование.
Хочу скорее в нашу красивую школу
БУЗОВЬЯЗОВСКИЕ ДИНАСТИИ И ИХ РОДОСЛОВНЫЕ
В истории, религии многих народов мира видное место занимал культ предков. Это относилось и к тюркским народам. Каждый мусульманин обязан был знать хотя бы семь колен (жиде буын) своего рода. Такое знание нужно было, во-первых, чтобы не вступать в брак с близкими родственниками. Люди знали, что родственные гены преобладали в течение семи поколений. У башкир была даже поговорка: «Кыз бауыры ете быуында алышына» (Девичья печень обновляется через семь поколений). Также у многих народов, в том числе у татар и башкир, культ предков издавна в крови. История того или иного рода татарами и башкирами также воспроизводилась через поколенную роспись (родословную) с некоторыми комментариями. Видный российский историк Лев Николаевич Гумилев по поводу родословных писал, что история для тюрков «представлялась … в виде развернутой генеалогии рода; эталоном было не событие или институт, а мертвый предок»60. У татар и башкир понятие «родословной» выражалось через слово арабского происхождения «шежере» или же «шеджере», означающим «дерево», «древо».
Записанных родословных у жителей села сохранилось мало. Как и в других регионах с татарским населением, большинство из них было потеряно в 1920–1930-е годы. Кроме сохранившихся у жителей Бузовьязов родословных, материалы по родословным жителей района имеются в архивах и опубликованных материалах.
Издавна считалось, что жители Бузовьязов делятся на две группы – их сельчане называли «мишарями» и «алатырцами». К «алатырцам» относится род Сулеймановых. Алатырские татары до 1713 года были военно-служилым сословием, а затем переведены в разряд лашманов, а позднее и государственных крестьян. Остальные все бузовьязовские династии мишарские, то есть они относились к военно-служилому сословию мещеряков (мишарей). К ним относятся фамилии Абдеевых (Абдиевых), Абдюковых, Асяновых, Байбулатовых, Бикметовых, Ждановых, Ишмаковых, Канбековых, Мустаевых, Резяповых. Сафаровых, Хурамшиных (Курамшиных).
Но оказывается не всё так однозначно. В последнее время в наше распоряжение попали новые материалы из московских архивов (РГАДА), в которых проясняется прошлое бузовьязовских жителей. Дело в том, что и среди бузовьязовских мишарей оказались выходцы из Алатырского уезда. Во всяком случае, можно констатировать, что предки Мустаевых жили в первой половине XVII столетия именно в Алатырском уезде, а до того в Кадомском уезде и Касимовском ханстве.
Возможно, что и остальные бузовьязовские мишарские династии также имеют отношение к этому уезду. Так, родословная Абдюковых, Асяновых, Ждановых, Ишмаковых, Канбековых начинается с Барыша Агишева. Между тем, в первой половине XVII века в деревне Грибаново Алатырского уезда отмечен Толубай Агишев, в деревне Чимбилей – Нуралейко Агишев61.
О роде татарских мурз Агишевых говорится и в книге И.Р. Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству». Приведём данный текст полностью: «Агишевы. Родственны мурзам Тюменевым. В ХVI в. поместья мурз Агишевых располагались в нижнем течении р. Мокша. В 1578 г. Кадыш Агишев владел поместьем в Коломенском уезде. Во второй половине ХVII в. поместье Ишмамета Толбаева сына Агишева отмечено в Темниковском уезде. В ХVII же веке упоминаются Алей Чинаевич и Алексей (Дасай) Курмашевич Агишевы. Тогда же упоминается мурза Уразмет Курмашев сын Агишева, поместья которого располагались в Темниковском и Шацком уездах и имелся один двор крепостных крестьян. В это же время Сюнчалей мурза Сюлеменев сын Агишев проживал в д. Юнки Темниковского уезда (ныне Респ. Мордовия). В 1676 г. среди симбирских служилых татар, прибывших на службу в Рыльск отмечен Алей Цынаев (Чинаев) сын Агишев, проживавший в д. Новые Какерли (ныне Дрожжановский район РТ). Там же проживал и Сюнбай Калкишев сын Агишев. Часть рода во второй половине ХVII в. была переведена в Уфимский у., где они проживали в д. Бешелап Осинской дороги. Жительствовавший в этом селении Калюк мурза Мусеев сын Агышев в 1720 г. показал, что был поверстан на службу по Уфе в 1680 году. В 1719 г. мурзы Агишевы показаны среди жителей деревень Юнки, Агишево Кадомского уезда (ныне Респ. Мордовия). После указа Петра I от 3 ноября 1713 г. за некрещение были отписаны «на государя» две души мужского пола крестьян у Умралея мурзы Агишева из Есенева Починка Кадомского у., а Тимофей и тот же Умралей мурзы Агишев лишились семи душ крестьян из Курманова Починка того же уезда. В 1828 г. Агишевы (тюменцы) перешли на жительство в д. Старо-Биккинино Белебеевского у. (ныне Чекмагушевский район РБ) из д. Агишево Краснослободского уезда. Кроме того, Агишевы в ХIХ ― начале ХХ вв. проживали в деревнях Пенделки Кузнецкого у. Саратовской губ. (ныне д. Татарская Пенделка Пензенской обл.) и Ново–Сафарово Уфимского уезда. Оставались в сословии государственных крестьян. Одна из родословных линий Агишевых по д. Старое Биккинино такова: Айтуган – Акаш – Булай – Ураз – Курмаш (1710 г.р.) – Байбек (1742 г.р.) – Алимбек (1764 г.р.) – Бадай (1802 г.р.) – Сеитефар»62.
В последние годы появились новые данные по роду Агишевых, имеющие существенное значение. Дело в том, что род Агишевых является крымским по своему происхождению. Из исторических источников нам известно, что родоначальником рода Агишевых, как и ряда других известных татарских по происхождению княжеских родов (Барановы, Ширинские и др.) был сподвижник золотоордынского хана Токтамыша (ок.1350 – 1406) Урук-Тимер бей (князь, эмир) – глава клана Ширин. Тамга Ширинов такова – .
Начальная часть родословной потомков князя Урук-Тимера представлена в таблице №1.
Таблица 1
Клан Ширин был влиятельнейшим в постзолотоордынских государствах. Резиденция крымских Ширинов располагалась в городе Солхат (Старый Крым). Именно из них выбирались карачи-беи (или же улуг карачибек) во всех татарских ханствах. В Крымском ханстве их и называли изредка как «ширин-беи». От Агиша бея и его отца Кугуша берут свое начало многие известные татарские династии – Агишевы, Бибарсовы, Девлеткильдеевы, Кильдеевы, Кугушевы, Макуловы и др. Родословная князей Девлеткильдеевых начинается с князя Агиша. В преданиях рода в XVIII веке зафиксировано имя князя Кракчея (Кранчея), как «выезжего» из Золотой Орды. На самом деле князь Кракчей (Кранчей) проживал в XV – начале XVI веков в Крымском ханстве. Это же имя в форме Каракчей зафиксировано в начальной части родословий князей Бигильдеевых и Долотказиных. Возможно, потомками Каракчея являются также князья и мурзы Маматказины-Сакаевы и Сакаевы63.
Владения Ширинов располагались практически во всех татарских ханствах. Так, в Мещерском юрте (Касимовское ханство и Темниковское княжество) известна татарская княжеская фамилия Ширинских.
«Мещерский юрт» издавна считался крымским. Так, крымский хан Мухамет-Гирей писал в начале XVI века царю Василию Ивановичу, что «из старины этот юрт наш». Да и ведущий клан Крымского ханства – Ширин, ранее проживал именно в Мещерском регионе. Не все представители клана, вероятно, покинули Мещеру, променяв его на Крым. Тем более нам известно, что клан Ширинов отмечен также и в Касимовском ханстве64.
Кроме того, взаимосвязь между постзолотоордынскими ханствами поддерживалась и при помощи клановой системы управления в этих ханствах. Во всех трёх ханствах (Крымское, Казанское, Касимовское) основные кланы были идентичны. Это кланы – Ширин, Барын, Аргын и Кипчак. Позднее, с усилением Ногайской Орды к ним добавился клан Мангыт (в Крыму он именовался как Мансур по имени сына эмира Идигея Мансура). Между тем, привилегированная страта татарских ханств издавна имела право свободного передвижения между ханствами. Вместе с теми или иными представителями правящей элиты меняли своего сюзерена и его военные слуги (военная дружина).
Данный тезис отчётливо виден в общетюркском эпосе «Чура батыр». Его главный герой князь Чура, его отец князь Нарык переходят из Крымского ханства в Астраханское, затем в Касимовское, откуда уже перебираются в Казань. Какое-то время они проводят на реке Сыр-Дарья, а также у башкир и казахов65. К этому следует добавить, что Чура Нарыков реальный исторический персонаж. Он и его родственники входили в клан Аргын. В период правления на казанском престоле Сафа-Гирея хана он являлся главой оппозиции правившему хану. Его сыновья и внуки позднее проживают на территории Касимовского ханства, затем в Кадомском и Алатырском уу. С середины XVII векачасть представителей рода переселяется в Уфимский уезд и известны под фамилиями Карачуриных и Кайбишевых. Представители рода также переводятся из Кадомского и Алатырского уездов и в Казанский уезд со времени устройства Закамской засечной черты. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в состав клана Аргын входила и группа Тама (племя тамьян). В шежере башкирского племени тамьян-катай показан отец князя Чуры Нарык, названный «мирзой»66.
Взаимодействие между Крымским, Казанским и Касимовским ханствами усилилось с утверждением на казанском и касимовском престолах крымской правящей династии. Вместе с крымскими царевичами в Казань и Касимов перебралось немало и других представителей правящей татарской элиты. В Касимовском ханстве новая элита обосновывается и жалуется поместным жалованьем в окрестностях Касимова, вытеснив прежнюю казанскую элиту в Кадомский уезд. Позднее, с утверждением на касимовском престоле астраханской династии то же самое происходит и с крымскими переселенцами.
Позднее, многие из крымских выходцев в конце XVI века переселяются в соседний Алатырский уезд, а уже оттуда в середине XVII века перебираются на службу в Уфимский уезд. При этом многие из них теряют прежние титулы мурз и князей. Об этом красноречиво говорят сохранившиеся до наших дней татарские шежере (родословные) Ишмаевых, Максютовых и др.
Данные о том, что предки современных жителей Башкортостана и Татарстана являются «выезжими» из Крымского ханства сохранились и в народной памяти – в текстах шежере. Так, известный врач офтальмолог Габдулла Кудояров пишет, что до революции в их семье имелась обширная родословная их рода, в которой сообщалось об их жительстве в прежние времена в Крымском ханстве67. Предком мурз Кудояровых является известный по событиям в Крымском ханстве в начале XVI века Кудояр мурза.
Нам неизвестно в какой степени родства находятся потомки Агишевых из Бузовьязов и крымчане – Агишевы, то есть нам неизвестно, чьим сыном или внуком представителя клана крымских мурз Агишевых был Барыш Агишев. Этих данных в нашем распоряжении пока не имеется. Возможно, эти материалы хранятся в крымских (симферопольских) архивахили же в РГАДА в Москве.
Заселялись татарские селения Алатырского уезда переселенцами из соседних Арзамасского, Кадомского, Темниковского уездов, Касимовского ханства. Помимо этого, видимо, среди переселенцев были и татары подмосковных уездов. Об этом пишут современные нижегородские краеведы. Они были переведены на службу в такие населённые пункты Алатырского уезда, как Актуково, Антяровка, Ендовище, Ключищи, Медяны и другие. Было, по крайней мере, две волны переселения подмосковных татар в Алатырский уезд – это начало XVII века и 1650-е годы. Известны и имена некоторых московских переселенцев. Так, в 1650-е годы в деревню Ендовище была переведена большая группа татар во главе с Сарайкой Кильдибяковым68. Между тем, данное лицо примечательно тем, что, по всей вероятности, является предком бузовьязовского рода Сулеймановых.
В Подмосковье служилые татары отмечены в городах Боровск, Звенигород, Калуга, Кашира, Коломна, Малоярославец, Серпухов. Так, по данным об «украинной службе» татар в Туле за 1620 год известно, что из 182 татар 36 были из Московского уезда, 69 – из Боровского, 25 – из Серпуховского и 52 – из Коломенского уездов. По данным за 1630 год, среди бывших на службе в Крапивне 310 татар 65 были из Московского уезда, 86 – из Боровского, 4 – из Малого Ярославца, 35 – серпуховских, 28 – калужских, 72 – коломенских и 20 – каширских. Появление татарского населения в подмосковных городах было в первую очередь связано с тем, что во многих из них на кормлении находились различные татарские царевичи как из Казанского ханства, так и других постзолотоордынских государств. В частности, в Звенигороде в середине XV века до воцарения в Касимовском ханстве находился царевич Касим, сын основателя Казанского ханства хана Улуг-Мухаммеда. Здесь же в 1490-е годы был на кормлении будущий казанский хан Абдул-Латиф. Позднее, в Звенигороде находились астраханские ханы и царевичи, последний казанский хан Ядыгар. Татарские царевичи отмечены также в городах Кашира, Серпухов, Сурожик (современная Истра). Вместе со своими сюзеренами в этих городах оседали и татары из их небольших отрядов69. Так, татарские дворы по данным за 1552 год отмечены в Серпухове. В Коломне по материалам за 1570-е годы среди дворян и детей боярских, по крайней мере, 15 были татарами. Отмечены среди них и мурзы: Янчера Баедресубов, Бурундук Казапаев, Ахмет и Тулубай Малтаковы, Байчера Енкуватов, Байка Исубов, Нечай мурза Бакшеев и другие70. В то же время по десятне71 Коломенского уезда (в 10 станах и 7 волостях) за 1577 год 105 служилых татар, 3 вдовы-татарки, 3 толмача и 5 новокрещёнов72.
В документах середины XVII века говорится, что среди уфимских мишарей были переселенцы из Алатырского уезда, в т.ч. отмечено несколько семейств носивших фамилию Агишевы. Так, в 1720 году в деревне Бешелап Осинской дороги Уфимского уезда отмечены 65-летний Калюк (Конюк) мурза Мусеев сын Агышев и его брат Усман мурза (66 лет). Известна и тамга Конюка мурзы –╪73.
Когда в 1658 году царское правительство собиралось обложить мещеряков ясаком, они подали прошения о неналожении на них этого ясака, мотивируя свое ходатайство тем, что «они де служилые татары, служилых отцов дети, деды ж и отцы их служили по Алатырю, а иных по Арзамасу, по Кадому, по Темникову, по Романову, по Свияжску, по Курмышу, а они де служат по Уфе по 15 лет, а ины и больше, всякие Великого государя службы и в посылках и в поезды ездят с дворяны и детьми боярскими и с иноземцы, с своею братьею, верстаными татары»74. Известен также указ, по которому было велено «новоприезжих мещеряков Айбулатка мурзу Урмакаева, Черкаска Бурнашева, Темяша Самаева Алаторского уезда» выслать из Уфимского уезда на прежнее место жительства75.
Известны и материалы о переселении тех или иных служилых татар из Алатырского уезда в Уфимский. Так, в 1654 году по распоряжению алатырского воеводы Хитрово земельные угодья (всего 250 четей) «ушедших на Уфу» в 1648 году служилых татар Кулейки (Кулайки) Акбулатова, Йалмаски Бегбездергенева, Мамешки Бейбулатова, Акзигитки Черкасова из деревни Овечий Враг передаются другой группе местных татар76. Между тем, упомянутый Кулай Акбулатов в Уфимском уезде стал основателем деревни Кулаево (ныне в Бураевском районе Башкортостана). Позднее, ряд его потомков переселится в Бузовьязы, где они станут известны под фамилией Мустаевых.
Начальная часть родословной бузовьязовских потомков рода Агишевых такова:
Таблица 2
Генеалогические материалы по истории бузовьязовских мишарских родов выполнены в виде фрагментов родословных росписей и частью в виде генеалогических таблиц. Такая подача материала обусловлена традицией сложившейся в генеалогии. В вертикальных таблицах, как правило, показывают только мужскую половину рода. В родословной росписи фиксируются все представители рода, а также их супруги и дети. Кроме того, таблица из-за ограниченности бумажного листа не позволяет сообщить дополнительные сведения о представителях рода, в то время как роспись дает нам такую возможность. Разумеется, родословная роспись имеет всегда свое продолжение вглубь времен, и она через некоторое время может пополниться за счет новых, родившихся в будущем, представителей рода. Однако на сегодняшнее время мы, к сожалению, можем иметь информацию о предках ряда бузовьязовских родов, живших в XIV веке и живущих ныне. Более ранний перид истории нами документально не прослеживается. Поэтому теоретически родословная роспись всегда будет нами называться фрагментом. В данных росписях нумерация членов рода двойная, через черту, первая указывает на порядковый номер представителя рода, вторая цифра показывает номер его отца. Римская цифра указывает на поколение (колено).