Полная версия
Бузовьязовские династии и их шежере
Рисунок 3. Фрагмент карты Уфимского наместничества. 1790-е годы.
На территории края в XVIII ыеке побывало несколько известных учёных, оставивших свои путевые заметки о своих путешествиях. Так, Иван Иванович Лепехин (1740-1802) в своей работе «Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году» прибыв на постой в пригородок Табынск (ныне село Красноусольск Аургазинского района РБ) о местной природе пишет так: «В лесах около Табынска и, следовательно, вообще в Урале, из зверей много водится зайцев-русаков, медведей, волков, лис; изредка на окольных степях попадаются хорьки, горностаи, ласки, а по горам много водится карабышей , обыкновенных и чёрных… По речкам, выпадающим из Урала, случаются и бобры, но весьма редко. На высочайших горах нередко олени, водятся также лоси по лесам. Из птиц, кроме пролётной птицы, как то гусей, лебедей, журавлей и разного рода уток, диких петушков и куликов, наиболее водятся разные виды орлов, соколов и ястребов, филинов, между коими и белые нередки, тетеревы глухие и куропатки, свирестели, подорожники, вьюрки, разные роды синиц, все роды европейских дятлов, поползни, сойки или ронжи, кукши, кедровка, вертошейки и прочие»16.
Во время Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева в 1773 – 1775 годах многие жители деревни находились в числе повстанцев. В восстании участвовали из команды старшины Муксина Абдулсалямова – 79 человек, из команды Ишмухамета Сулейманова (из рода Диваевых) – 226 человек. Большинство из этих повстанцев воевали под командованием своего однодеревенца мишарского сотника Канзафара Усаева (Усеева) (1738–1804).
На открытии памятника Канзафару Усаеву в селе Бузовьязы
Примечательна биография Канзафара Усаева. Он находится в родстве с родами Абдюковых, Асяновых, Ждановых, Ишмаковых, Канбековых. Отец Канзафара Усай (или же Усей), родившийся в 1702 году, является младшим сыном Токая Ишмякова. Ещё, будучи жителем Муллино Канзафар Усаев заканчивает медресе. В деревне Бузовьязы он первоначально исполняет обязанности муллы, позднее его избирают сотником. К Пугачевскому восстанию Канзафар примкнул в октябре 1773 года, служил писарем у атамана Кинзи Арсланова, отличился в боях под осажденным Оренбургом, за что был произведен в полковники. В декабре того же года Пугачев послал его в качестве своего эмиссара в Уфимскую провинцию. Там, набрав отряд, он участвовал в боях под Уфой. В январе 1774 года Канзафар вместе с отрядами пугачевских атаманов и полковников Салавата Юлаева, И.С. Кузнецова, Бахтияра Канкаева, Ильчигула Иткулова, М.Е. Мальцева держали в блокаде Кунгур, не раз штурмовали его, но взять не смогли. В том же месяце Канзафар с атаманом И.Н. Белобородовым предприняли поход к Екатеринбургу. В конце января атаман Кузнецов вызвал его под Кунгур и арестовал за неисполнение приказов, присвоение трофейного имущества и беспричинную казнь коменданта Ачитской крепости капитана В. Воинова. Арест был санкционирован И.Н. Зарубиным-Чикой, который и отправил Канзафара на суд к Пугачеву. Доставленный под конвоем и в цепях в Бердскую слободу, он предстал перед Пугачевым, повинился в своих проступках и был помилован. Пугачев отправил его помощником к Белобородову. По пути туда Канзафар заехал к Зарубину-Чике в его ставку, находившуюся в селе Чесноковка под Уфой. День спустя, 24 марта 1774 года, здесь, у села, произошло сражение с карательным корпусом И.И. Михельсона, закончившееся поражением отрядов Зарубина-Чики. Сам он с двумя десятками ближайших к нему людей спасся бегством, но до 600 повстанцев попало в плен; среди них оказался и Канзафар. Несколько дней спустя ему посчастливилось бежать. Собрав крупный отряд, он в апреле-мае вел бои с карателями в юго-западных и центральных волостях Уфимской провинции, а в начале июня явился с отрядом в стан Пугачева у реки Ай, где был пожалован чином главного полковника (бригадира). Отсюда пугачевское войско направилось на северо-запад; отряд Канзафара некоторое время следовал за ним, охраняя его тылы и набирая добровольцев в попутных деревнях. В пугачевском стане Канзафар снова появился в том же июне, после взятия им прикамского городка Оса (21 июня). Пугачев сходу направил его в Уфимскую провинцию, поручив призывать народ к восстанию и, набрав отряд, истреблять карательные команды. С отрядом из 400 повстанцев он действовал на западе этой провинции, а также в Закамье. В начале августа отряд был атакован карательной командой старшины Кидряса Муллакаева. Не выдержав удара, повстанцы разбежались по окрестным лесам, а Канзафар был захвачен в плен и доставлен к полковнику Н.Н. Кожину в Бугульму. В том же месяце его отконвоировали в Казань, где он дал показания на допросе в Секретной комиссии. Стремясь вырваться на свободу, он направил в губернскую канцелярию прошение, в котором предлагал, во искупление своей вины, указать месторождения драгоценных камней и серебряной руды в Уральских горах. Попытка оказалась тщетной. В ноябре 1774 года Канзафара доставили в Москву, где производилось "генеральное" следствие над Пугачевым с ближайшими сподвижниками. По приговору ("сентенции") от 9 января 1775 его приговорили к наказанию кнутом и отправке на каторгу. Каторжные работы он отбывал в эстляндском прибрежном городке Балтийский Порт (ныне город Палдиски в Эстонии), где и умер 10 июля 1804 года.
Фото. Виды крепости Рогервик.
В Эстонском историческом архиве сохранились данные о пребывании Канзафара Усаева и Салавата Юлаева на каторжных работах.
Фото. Манифест Пугачева помещичьим крестьянам,1774 г.
Рис. Карта восстания Пугачева.
Фото. Рапорт майора Дитмара в Эстляндское губернское правление, 1800 г.о смерти Салавата Юлаева
Фото. Именной список состоящих при Балтийском порте каторжников, 1802 г.
Фото. Рапорт майора Дитмара о смерти Канзафара Усаева, 1804 г.
Память о Канзафаре Усаеве на его родной земле не забыта. В начале октября 2015 года в селе Бузовьязы был открыт памятник народному герою.
Уфимский уезд, а позднее и Оренбургская губерния на протяжении XVII – первой половины XIX веков являлись пограничными районами Российской империи. В силу этого на территории края были необходимы военные силы, как для обороны края, так и для «умиротворения» нередких антифеодальных и антиколониальных выступлений народных масс. Правительство постоянно держало здесь военные силы. Использовало на военной и сторожевой службе, как местных русских дворян, так и служилых татар, мещеряков и башкирских тарханов. На то, что уфимские мещеряки не были положены, как служилые татары Казанской и Азовской губерний, в подушный оклад, во многом повлияло пограничное положение Уфимского уезда и Оренбургской губернии.
Рисунок 6. Обер-офицер Мещерякского кантона. 1820 – 1838 годы
Учитывая это положение, царское правительство 10 апреля 1798 года издало указ о введении кантонной системы управления, по которой «башкирское» и «мещерякское» население переводились в военное ведомство. Согласно указу, было учреждено 11 башкирских (в 1803 году их стало 12) и пять мишарских (мещерякских) кантонов. Кантоны были сформированы по территориальному принципу. Кантоны делились на юрты, отделения и команды. Основной обязанностью этих сословных групп стала военная служба, которая осуществлялась за счет сельского общества, т.е. каждые 4-5 дворов обязаны были ежегодно снаряжать за собственный счет одного воина.
На службу отправлялись на пограничную Оренбургскую оборонительную линию. Служба на Оренбургской линии составляла ежегодно шесть месяцев ― с 15 мая по 15 ноября. Каждый выезжавший на службу, помимо оружия обязан был иметь две лошади. Все снаряжение обходилось сельскому обществу от 25 до 37 коп.серебром с души. Со своей стороны, правительство платило рядовым казакам один рубль в месяц и давало фураж на одну лошадь17. Помимо службы на Оренбургской линии, башкирское и мещерякское население, воины тептярских полков несли службу по охране и поддержанию порядка в других местностях.
С введением кантонной системы управления деревня Бузовьязы стала центром 3-го Мещерякского кантона. Мещеряки Стерлитамакского уезда несли службу в городе Орске. Ежегодно туда поочередно выходило на службу 186 мещеряков уезда. В селении была создана почтовая станция с шестью парами лошадей18. Из значимых событий в селении в период кантонной системы управления необходимо отметить открытие базарной торговли в начале XIX века (в 1806 году).
Рисунок 7. Казак-мещеряк. 1838 – 1845 годы.
После введения кантонной системы управления жители края стали делиться на рядовых и зауряд-офицеров. Зауряд-офицеры иррегулярных (т.е. нерусских казачьих) войск были ниже рангом офицеров регулярной армии. Действительные же офицерские и классные чины давались должностным лицам из башкир, мещеряков и тептярей только в исключительных случаях, главным образом, за военные заслуги и за продолжительную службу.
Рисунок 8. Фрагмент Генеральной карты Оренбургской губернии. 1824 год.
Служба в башкирских, мишарских и тептярских полках позволяла жителям края за счет выслуги чинов, за храбрость во время военных действий получить российское дворянство. Таким путем в дворянские родословные книги Оренбургской губернии были внесены и бузовьязовцы Резяповы.
В годы Отечественной войны 1812 года и заграничных походов российской армии бузовьязовцы несли службу на пограничной Оренбургской линии. Дело в том, что от селений мещеряков Стерлитамаксого уезда Оренбургская линияотстояла не так далеко, а значит и дорожные издержки были минимальными. Исходя из этого, власти и не привлекали большинство стерлитамакских мещеряков к несению службы в 1-м и 2-м мещерякских полков. В то же время башкиры из селений современного Кармаскалинского района принимали участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Среди селений, откуда призывали жителей в башкирские конные пятисотенные полки назовём деревни Куллярово, Карламан, Карламанбаш, Мурсяково, Тазларово, Шарипкулово, Утяганово, Верхний и Нижний Тюкунь, Бабичево, Малаево, Ибрагимово19. Принимали участие в этой войне и ополченцы из государственных крестьян губернии.
Рисунок 9. Кокарда ополченца
За время, прошедшее от Генерального межевания в конце ХVIII века до середины ХIХ века население деревни выросло более чем в 4,5 раза. Если в 1795 году здесь проживало 322 человека, в 1834 году в селении – 963 жителя (471 мужчина и 492 женщины), то через 60 с небольшим лет – в 1859 году – численность бузовьязовского населения достигла 1490 человек (749 мужчин и 741 женщина в 212 дворах)20.
В результате крестьянских реформ 1860-х годов и ликвидации кантонной системы управления в Оренбургской губернии многочисленное местное крестьянство получило гражданские права и могло заниматься хозяйственной и торговой деятельностью. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году многие селения нынешнего Кармаскалинского района вошли в Шмитовскую (центр – деревня Андреевка) волость Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, которые, в свою очередь, делились на сельские общества.
В пореформенный период Шмитовская волость представляла собой типичную сельскую глубинку Российской империи. Основу экономики края составляло сельскохозяйственное производство, а значит главную часть доходов, как крестьянина, так и помещика составляла продажа зерна и других сельскохозяйственных продуктов на ближайших рынках (базарах) и ярмарках.
Рисунок 10. Фрагмент карты Уфимской губернии. 1871 год.
К 1905 году в Шмитовской волости насчитывалось 35 селений и 17 хуторов частных владельцев. В волости насчитывалось 10224 жителя, которые «занимаются исключительно земледелием»21.
Сохранились свидетельства о Бузовьязах на страницах губернской прессы. В 1880 году на страницах газеты «Уфимские губернские ведомости» вышла статья А. Клеванова «Поездка в Табынск и Усолку». Автор пишет: «Снова уселись на тарантас и покатили на следующую станцию Ишлы. 18 верст дорога больше ровная, оврагов мало; в Ишлах нам пришлось оставить большую Оренбургскую дорогу и свернуть на проселочную, ведущую в Табынск. Верстах в 14 от Ишлов находится большое татарское селение Бузовьяз, где более тысячи домов и три мечети. В селении есть из жителей русский всего один – и тот содержит кабак. Ничего не может быть скучнее вида татарских деревень – ни деревьев, ни зелени около домиков; вообще татары не разводят никаких огородных овощей и вообще очень верны своей национальности: в русских селениях вы встречаете поселившихся там татар, а в татарских русских поселян вовсе нет и если бывают русские, то как торговые гости или содержатели кабаков. Да еще правда забыл волостные писари из русских, иначе быть не может. Если русские в отдаленных краях недолюбливают новизны, то татары еще более, и теперь они живут своим особенным миром, как жили 200 лет тому назад»22.
В конце XIX века земские статистики о деревне Бузовьязы записали так: «Дер.Бузовьязы – по ровному месту с легким скатом на юго-восток, при речке того же имени; по восточной границе протекает р.Узень, пригодная для мельниц; по ее течению есть несколько озер. Селение в центре надела. Последний передел был в 1883 году по ревизским душам, по следующей причине: в обществе образовалось до 36 выморочных душ, которые мир и решил, вместо отдачи в аренду, причислить к оставшимся душам. Пашут сабанами местного изделия. В селении 10 веялок. Кустарник по ровному месту в одном участке испорчен порубкой и скотом. В селении еженедельно базар, открытый 90 лет тому назад; доход с базара достигает ежегодно до 230 руб. Промыслы: у некоторых домохозяев имеются пчелы, однако за последние годы пчеловодство переводится. Население уходит на заработки в Уфу: нанимается на сельские работы, забирая деньги вперед зимою; сдельная плата: сжать десятину ржи или овса и связать в снопы – 2-2,5 руб., убрать одну десятину гречи или гороха с пахотной – 5-6 руб. (десятина – 3200 кв. саж.)»23.
Во второй половине ХIХ – начале ХХ века произошел резкий рост численности жителей края. При этом роль миграционного фактора была крайне незначительной. По сравнению с 1859 годом, когда в Бузовьязах проживало 1490 человек, за 60 с небольшим лет численность населения выросла более чем вдвое. Всё это привело к перенаселенности деревни. Обострилась ситуация и в крестьянском землевладении. Было много бедных, безлошадных крестьян, которые не могли обрабатывать свои участки.
По материалам переписи 1870 года в селении проживали 1546 мишарей и 86 татар. В 1902 году в деревне зафиксировано 2501 мишарей24.
Рисунок 11. Татарин. 1872 год (М. Букарь)
В 1897 году в селении проживало 1228 мужчин и 1205 женщин, а всего 2433 человека25.
В 1912 году из 3702 человек селения 439 (237 мужчин и 202 женщины) были безземельными. Поэтому некоторые крестьяне отправлялись на заработки в Уфу или же нанимались к местным и окрестным богатеям. По материалам Всероссийской переписи населения 1917 года из 450 бузовьязовских дворов 31 хозяйство не имело никакого скота, 88 хозяйств были безлошадными. Немного помогало безлошадному крестьянству государство. Казна закупала лошадей и раздавала их (с последующей выплатой стоимости в рассрочку) нуждавшемуся населению, особенно в неурожайные годы. На другом полюсе были местные богачи. Так, у Абдиева Мухаметсадыра Мухаметгареевича в хозяйстве было 14 лошадей, а всего 50 голов скота, у Бикметова Мухаметтагира Мухаметлатыповича было 10 лошадей, у Абдиева Сейфульмулюка Шайхетдиновича – 9 лошадей, по 8 лошадей было у Резяпова Туризяна Амирзяновича и Мустаева Губейдуллы Хазимухаметовича26.
Рисунок 12. Виды сельскохозяйственной техники начала ХХ века: плуг-сабан, плуг "Эккерт", ручная молотилка, жнейка, косилка, веялка, конная молотилка, жатка.
Иллюстрации из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Было развито пчеловодство. Среди местных пчеловодов известны Абдиевы Валиахмет Абдулхаликович, Нурутдин Абдулнасырович (29 ульев), Нурмухамет Абдулхалимович, Хайрулла Бадагутдинович, Бикметовы Мухаметдин Хусаинович, Минислам Сахаутдинович, Абдулгата Ахметгалиевич, Байбулатовы Амирзян Ахметзянович, Абдулкабир Абдулбасырович, Ишмаковы Мухаметвали Абдулганиевич, Имамутдин Гаймалетдинович, Исламутдин (7 ульев), Мингазетдин и Гилязетдин Шигабутдиновичи, Мустаевы Шайхетдин Низамутдинович и Мухаметшариф Мухаметхафизович, Абдюков Мухаметхафиз Мухаметвалиевич, Сулейманов Гаффан Мухаметситдикович и ряд других27.В 40-е годы 19 века близ д. Куллярово Кармаскалинского района был создан «Пчелиный завод», где обучались 30 мальчиков из всех кантонов приемам пчеловодства («История башкирского народа» изд. «Наука», 2009 г.)
Были в селении и свои ремесленники. Для проезжающих по тракту через Бузовьязы путников, в случае неполадок с гужевым или иным транспортом в селении работали кузницы. Они же обслуживали местное крестьянство. Среди кузнецов известны Абдюков Мухаметхафиз Мухаметвалиевич, Пажыкин Семен Платонович и Мустаев Нургалетдин Сиразетдинович28.
У многих бузовьязовцев имелись большие площади посевов, а значит и ориентировались они на рынок. Здесь необходимо учитывать то, что во время проведения переписи 1917 года шла мировая война и деревня лишилась многих рабочих рук. Такое положение привело к тому, что посевы у многих сельчан сократились. Так, у Бикметова Мухаметтагира Мухаметлатыповича (подворная карточка №372) под посевами и паром имелось 47,12 дес., в том числе: озимой ржи – 19,65 дес., овса – 6, яровой пшеницы – 0,5, полбы – 0,66, проса – 3, гречи – 2,83, гороха – 1,33 дес. Пара 13,15 дес. Среди крупных землевладельцев также можно выделить Абдиева Мухаметшарифа Мухаметдаяновича (37,93 дес.), Абдиева Ахметсултана Ахметшагиевича (37,5 дес.), Мустаева Губейдуллу Хазимухаметовича (30 дес.), Канбекова Мирзагали Курбангалиевича (27,84 дес.), Абдиева Валиахмета Абдулхаликовича (22,37 дес.), Ишмакова Мингазетдина Шигабутдиновича (20,94 дес.) и ряд других бузовьязовцев29.
Так же как сейчас на больших автомобильных трассах стоят различные закусочные, бутики в то время в Бузовьязах развивалась торговая сеть. В селении на Уфимско-Оренбургском тракте действовали 11 мануфактурных и бакалейных лавок, обеспечивавших различными товарами как местных уроженцев, так и проезжавших через селение путников. Известны имена владельцев этих торговых заведений. Это – Мустаев Губайдулла Хазимухаметович, Абдюков Арслангарей Кагарманович, Мустаев Хабибрахман Шаймухаметович, Абдиев Мухаметшариф Мухаметданович, Мустаев Мухаметшакир, Блинов Кузьма Федорович, Жданов Латифулла Муфазалович, Жданов Вализян, Губайдуллин Загидулла Губайдуллович, Бикметов Халяф Ахмадуллович, Сафаров Абдрахман Мусафирович30. В базарные дни на базаре местные умельцы продавали свои кулинарные изделия – пирожки, кыстыбы и другие деликатесы. В общем, рыночная жизнь прошлого и настоящего, мало в чем отличалась.
В Бузовьязах до большевистского переворота 1917 года было четыре мусульманских махалля (мечети).В отличие от русского (православного) духовенства, муллы не получали от государства никакого денежного пособия. Мечети также строились на средства жителей тех или иных селений края. За выполнение различного рода мусульманских обрядов муллы все же получали различного рода пожертвования от прихожан.
Рисунок 13. Карта части Стерлитамакского уезда. 1911 год.
К 1912 году в 1-й мечети имам-хатыпом был Абдулла Ибрагимович Курамшин, во 2-й – Нурмухамет Исмагилович Зюлкарнеев, в 3-й – Мухаметмансур Мухаметгарифов Абдиев, в 4-й – Абдулла Фарвазетдинович Абдиев31. Две первые мечети были выстроены «иждевением» местного мецената дворянина Шагабутдина Рахматулловича Резяпова еще в 1850-е годы. Но несомненным является то, что первая мечеть существовала со времени основания селения. В 1863 года во время пожара обе мечети сгорели. В те же 1860-е годы они были выстроены заново.
По «Ведомости о наличии медресе, духовенства и жителей по Стерлитамакскому уезду Уфимской губернии на 1869 год» в селении действовали две соборные мечети. В первом приходе насчитывалось 500 душ мужского и 490 душ женского пола. При первой мечети действовало в это время и медресе, с 200 шакирдов. Медресе содержалось за счет средств родителей учащихся. Имам-хатыпом и мугаллимом (то есть учителем в медресе) был Кутлуахмет Жданов, утвержденный в звании имама в 1844 году. Его помощником был имам-зямиг и мударрис Ибрагим Курамшин (в духовном звании с 1859 года). Муэдзином и мугаллимом-сабияном был Мухаметрахим Абдулменев (в звании утвержден в 1846 году32). Приход второй мечети был не таким крупным – 250 мужчин и столько же женщин. Очевидно, при этой мечети был мектеб, потому что в упомянутой «ведомости» имамом и одновременно учителем числится Ахметвали Жданов (в духовном звании с 1830 года). Его помощником был имам Шагимардан Газизуллин, а муэдзином Исмагил Зюлькарнаев. Все они, как указано в «Ведомости», никакого денежного содержания от казны не получали33.
В 60-е – 80-е годы 18 века в д. Адзитарово и д.Бузовьязы успешно работали «повышенные медресе», т. е. были одни из лучших. В медресе д. Адзитарово в 1875 г. обучались 150 учеников, д.Бузовьязы в 1879 г. обучались 100 учащихся.
Рис. Ученики Медресе
С увеличением числа жителей селения, появлялись новые мечети. По российскому же законодательству, как православным, так и мусульманам разрешалось на 100 дворов иметь один храм или же одну мечеть. С увеличением числа прихожан мечеть уже не могла вместить всех молящихся. 3-я соборная была выстроена по указу из Уфимского губернского правления в 1894 году. 4-я соборная мечеть выстроена в 1906 году. Уже в советское время в 1919 году появилась 5-я соборная мечеть. Помимо названных выше мусульманских священнослужителей, известны также имам Мухаметлатиф Динмухаметов (в должности с 1859 года), имам Нурмухамет Зюлькарнаев (с 1894 года), имам Абдулла Шагивалеевич Зюлькарнаев (в должности имама 4-й соборной мечети с 1906 года), Хабибрахман Мингазетдинович Ишмаков (в должности муэдзина 4-й соборной мечети с 1906 года), Бикмухамет Сафаров34.
В 1879 году в селении при первой соборной мечети работало медресе, в котором обучалось 100 шакирдов35. При других мечетях также были школы-мектебы.
Начиная с конца ХIХ века в селениях края, стали открываться земские русско-татарские школы (их открывали и содержали уездные земства), а позднее и министерские школы (находились в ведении министерства просвещения). Вначале сельчане не желали отдавать своих детей в эти школы, боясь крещения своих детей в них. Одними из первых в Стерлитамакском уезде ввели у себя русский класс бузовьязовцы. В 1877 году при медресе был открыт русский класс, в котором обучали русскому и славянскому языкам. Кроме этого в конце XIX века, в медресе преподавались помимо религиозных предметов, арифметика, письмо, рисование, черчение. Вероучителем в медресе работал местный мулла Мухаметшариф Жданов. Основным же преподователем был Мухаметгали Нургалиевич Резяпов, окончивший курс учительской школы в 1885 году. Резяпов получал жалование в 300 рублей в год, Жданову же, как преподователю религиозных дисциплин, которые были не основными предметами, полагалось 50 рублей заработной платы. В 1880 году в русском классе преподавал учитель Хайрузаман Субханкулов, окончивший татарскую учительскую школу. В 1897–1898 учебном году в русском классе при медресе обучалось 48 мальчиков, из которых пятеро окончили полный курс обучения36. С 1905 года «русский класс» при медресе реорганизуется и именуется как «русско-башкирская» школа. К 1906 году здесь преподовал Чанышев. Имеются сведения о школе за 1908/1909 учебный год. Учебное заведение называлось «Одноклассное училище Министерское». В школе было три отделения (класса). Начало учебного года – 25 сентября 1908 года, конец – 11 апреля 1909 года. Здание школы принадлежало местному землевладельцу, школа размещалось в этом здании с 1893 года. Площадь пола составляла 120 квадратных аршин. На 1 января 1909 года в школе обучалось 116 учащихся37.