bannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №2. 2006 г.
О культуре в Барнауле. Том №2. 2006 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №2. 2006 г.

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

О культуре в Барнауле. Том №2

2006 г.


Вадим Александрович Климов

© Вадим Александрович Климов, 2021


ISBN 978-5-0053-0610-4 (т. 2)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В середине 80-х годов прошлого века в г. Барнауле сложилась интересная творческая группа: художники, литераторы, музыканты, театралы. И уже в 1986 они поставила свой спектакль, по своей же пьесе. А потом начались другие культурные проекты: выставки, концерты, уличные акции.

Одна из первых выставок, где я принимал участие, как продюсер, состоялась в 1987 году.

В 1988 появилась творческая мастерская, сначала она называлась «Тихая мансарда», позже группа «Рыба», выставки изобразительного искусства проводились во многих выставочных залах г. Барнаула.

В 1988 году вышел в свет самиздатовский журнал «Графика» – уникальное издание с оригинальной идеей. Я был директором проекта. Журнал «Графика» стал памятником культуры в городе Барнауле.

В 1991 году краевой Союз художников пригласил меня занять должность директора выставочного зала, на протяжении трех художественных сезонов было организовано более 200 выставок.

В 1994 перешел на работу в местную телекомпанию, занимался телевиденьем до 2016 года. Был автором программы о культуре, продюсером производства рекламы и видеофильмов.

Параллельно вел несколько PR проектов, сотрудничал с местными средствами массовой информации, периодически читал лекции в университетах.

Не известно для чего написал эту биографию, Предположим для вручения мне какой-нибудь премии.

С 1996 года в эфире телекомпании АТН начала выходить программа «Афиша». В 2020 я решил использовать тексты и написать собственную историю культуры города Барнаула. К сожалению, сохранились тексты только с 2005 года.

Перед вами второй том – год 2006. Мне мучают подозрения, что это немного похоже на «Намедни» Леонида Парфенова, но я успокаиваю себе тем, что у меня узкий взгляд на историю культуры города Барнаула.

Я не стал сохранять хронологию выхода программ, потому что теперь это уже не важно, но числа оставлю. Думаю это любопытно.

01.04.06

Мы снова будем говорить о местном искусстве. Задача у нас серьезная, пропаганда искусства. Мы не останавливаемся только на событиях искусства случившихся за неделю, мы стараемся смотреть шире на пространство культуры. Поэтому, например, бываем приходим к художникам в мастерские, знакомимся с ними в творческой обстановки. Сегодня нашим героем будет Владимир Максименко.

Мастерская. Максименко

Художник Владимир Максименко не скромник, но и не звезда. Он давно выставляется, участвует во всех больших сборных выставках. Мне, кажется, что он из тех, кто идет вперед, я давно его знаю, наблюдаю за его искусством. Еще в конце 80-х мне стали попадаться картины с маками. Было любопытно, что за художник, кто так подсел на этот сюжет. С этого началось мое знакомство с живописью Владимира Максименко. А у него началось все с Новоалтайского художественного училища и известной, теперь легендарной, студии Василия Рублева.

Почему в программе Максименко, спрашивали меня знакомые, знающие и Владимира и мой интерес к неформальному искусству. Потому что, в какой-то момент, его маки, его пейзажи стали другими, Вдруг изменилась не только палитра, сюжет и композиционные решения, поменялась манера, стиль, появилось искусственная небрежность, некое хулиганство. Мазок стал стремительным, поспешным. Стало заметно, что неверные отношения взяты специально. В работах появилась фактурнось, изменилась идея, теперь это уже были работы не привычного реалиста, в смысле выпускника реального Новоалтайского училища.

Мне стал интересен этот художник, приятно наблюдать за эволюцией, в какой то момент я узнал, что он еще и автор собственной теории цветовединья.

Тема эта любопытная, не одно поколение художников сломали голову по этому поводу. Живопись, это понимание цвета. Некоторые художники, всю жизнь пишут интуитивно, не вдаваясь в подробности теории. Другим надо, докопаться до сути, понять принцип. Может они изобретают велосипед, ведь теорий было уже много, но это их велосипед. Книгу Максименко однажды даже издали в Политехи и применяют в некоторых учебных заведениях.

Помните, фразу, «художника может обидеть каждый». Это, конечно, и про ранимость художника, и про конкуренцию внутри творческого сообщества. Порой эта конкурентность переходит границ приличия и еще эта фраза про не знание и не желание понять и принять художника как он есть.

У художника жизнь это работа, нельзя заниматься искусством с 9 до 5. У художника должна быть навязчивая творческая идея.

Мастерская – пространство художника, здесь мир созданный его искусством, но потом он вынесет часть этого мира на суд публики и будет внимательно прислушиваться. Ему хочется знать, что мы думаем о его творчестве.

Это был художник Владимир Максименко.


В. Максименко.


Есть в журналистике жанр – портрет. Сюжет из мастерской, это он и есть. Я подумал о художниках середнячках. Это, конечно, обидно когда тебя назовут середнячком, это значит ты не популярный художник, но и не забытый и никому ненужный. Относится ли это к Максименко, трудно сказать. Он до сих пор пишет маки, их нормально покупают.

Капустник

Международный день театра – светлый праздник, но широко не отмечается. Каждый год местные служители театра, под предводительством Союза театральных деятелей устраивают традиционный «Капустник» – театрализованное представление на определенную тему.

В этом году театрам было предложено изменить жанру, и разыграть историю Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Каждый театр представил свое понимание этой истории. Оперетта углубилась в музыкальную драму, перегруженную балетом, не обойдя сложную тему «Птичьего грипп». На эту тему шутили все, черный юмор в театральной среде очень любят.

Кукольный театр весело и непринуждённо разыграл историю утенка, который хотел поступить в оперетту. Молодежный театр звезданул, показал «Радио постановку для маленьких». Шутки были ненавязчивые, искрометные и оригинальные. Бывшие студенты Тумашова, а теперь артисты его театра прошлись анекдотами по театральной тусовке, не пропустив ни скандальчик в драме, ни хондроз художественного руководителя театра музыкальной комедии Филимонова.

Был в этот вечер даже специальный номер, гвоздь программы, в прямом смысле слова, удался буфет и даже танцы.

Я там был немного пил и тоже танцевал.


Сейчас, когда я давно веду скромный образ жизни, могу признаться, что на «Капустниках» позволял себе несколько бокалов алкогольных напитков. Последняя рюмка, могла быть лишней. Может быть, я расслаблялся, потому что не было чужих. Актерская среда Барнаула для меня была родная. Кажется, в этом 2006 году меня задержала полиция. Эту историю надо вспомнить. По окончанию «Капустника», который был в старом здание Молодежного театра, мы небольшой компанией решили добираться домой пешком. Я и мои подружки Елена Сергеевна и Нина Осиночкина жили в одном районе, на пл. Октября. Идти не далеко. Но мне нетрезвому очень захотелось в туалет, я зашел за гараж во дворы дома на пр. Калинина, а когда выходил меня ждали полицейские.

Я попросил дам не ждать, а сам отправился в отделение. Успел позвонить Андрею Петрову, журналисту, который вел Милицейскую программу. Мои друзья подняли шум, звонили дежурному по городу. Я вспомнил. Это было не 2006 а намного раньше. Я работал еще в телекомпании АТН. Но все равно расскажу. Директор компании Юрий Владимирович Мосолов звонил в отделение, ему сказали, что меня отпустили. На самом деле я провел ночь в участке, а утром меня отвезли на административный суд и присудили штраф. Дурацкая история. Надо меньше пить.

Кармин

Мы знаем, что такое натюрморт, это изображение предметов. Как отдельный жанр он зародился, примерно в XVI веке, но расцвета достиг, несомненно, в XVII в голландской живописи. Они превратили его в автономный жанр.

А вот о чем с тех времен забыли, так это о том, что до средневековья изображение предметов интерпретировалось символически, строго говоря, в каждом натюрморте глубокий подтекст и скрытый смысл.

Почему к XVII веку особое значение получил натюрморт и почему, именно голландцы ценили в нем конкретность, и моралистический аспект. Есть, предположение, что художественная культура подобная голландской, где такие жанры как натюрморт отличались простотой и внешней непритязательностью, могла родиться благодаря буржуазной этике или той, что стремилась, ограничиваясь скромными средствами выразить более глубокое содержание. Ключевые слова – буржуазная этика, скромные средства, глубокий смысл.

Сначала в процессе эволюции оставили смысл и уже к XVIII в. появилось понятие – барокко. С французского приблизительно, всякое проявление искусства не отвечающее классическому вкусу, то есть «не соответствующие правилам, слишком преувеличенное». Далее отошли от скромных средств, когда изображение выдерживалось в гармониях коричнево-серых тонов, а освещение усиливало впечатление глубины. И вот в конце ХХ века современные принципы натюрморта кристаллизировались, осталась «Буржуазная этика».

А теперь о сегодняшнем герое. Павел Брытков скромный мастер натюрморта, проживающий и творящий в Барнауле. Он выставляется, но не размахивается на грандиозные проекты, наверное, успешно продается. И будем думать, уверено себя чувствует в художественном пространстве алтайского искусства, оттого что классических натюрмортов у нас пишут не много. Вот букеты, это излюбленная тема.

Брытков интересен своим устремлением к истокам жанра и поэтому я так углубился для начала в историю искусств. Можно сказать, что его творчество отмечено тонкой передачей игры света, что его отличает концепция композиций, в которой он отвергает барочную пространственную экспансию и поддерживает вертикаль, выделяя в тоже время диагональ. Его работам присуща строгость рисунка, утонченность и геометрическая упорядоченность. И, как правило, в знаковых полотнах спокойная сдержанная цветовая палитра. Об этом можно говорить, не забывая голландцев. А посмотреть работы Брыткова можно в галереи «Кармин».

Милое обаяние буржуазии господа.


Павел, как только набрался мастерства, как только из его композиции перестали вываливаться предметы, что в начале творческого пути случалось часто, приобрел высокомерие. Это никому не мешало, но выглядело смешно. Он единственный художник, который удовлетворяет в Барнауле спрос на классический натюрморт в голландском стиле. Наверное он расстроился когда в арт галерее Щетининых появились работы в таком же стиле неизвестных художников из Москвы. Такой он арт рынок.

РКО

Русский камерный оркестр. Смотришь на них и хочется воскликнуть, так по-русски: «Во, наяривают». Но я понимаю, что такое эмоциональное выражение не подходит для формата передачи пропагандирующей искусство.

Как смело, ярко, эмоционально звучит оркестр. Какой разнообразный репертуар: Бах, Моцарт, Старинный русский романс, и здесь же Астор Пъяццолла. От менуэта из сюиты «Си минор», до мелодии из кинофильма «Беглецы» исполняет этот оркестр. Чем они подкупают публику я не знаю, но на каждом их концерте зал переполнен.

Берет за душу это звучание, трень – брень балалайки, это какой то момент таинства, скорее всего, это историческая память. Так сильно прирос к нам, всей своей широтой, баян. Этот инструмент, за последние 50 лет, стал народным, сейчас наблюдается некий спад интереса, но это временно, баян свое возьмет.

Со стороны, кажется, что оркестр живет самодостаточно, как устойчивый коллектив. Не случается здесь потрясений как в симфоническом, нет проблемы с концертной площадкой как у оркестра «Сибирь». Думаю, это заблуждение, не просто оркестру существовать в помещении администрации Октябрьского района, не свое это место. Видимое благополучие, прекрасная программа, радующая поклонников, это господа и дамы, называется профессионализм. Все для публики, все для искусства.

О, наяривают.

Выставка Андрона

Впервые я столкнулся с таким явлением, закрытая для публичного просмотра выставка. Один известный деятель местного альтернативного искусства, как теперь чаще говорят – актуального, а раньше называли неформального, устроил тайный просмотр.

Я хорошо его знаю и без особого повода на такой шаг он бы не пошел. Весомое предложение исходило от одной западной галереи, известной в узких кругах современных художников и искусствоведов. Просили не распространяться, но могу сказать, что галерея мирового значения, имеет филиалы в нескольких странах.

Сотрудников этого учреждения заинтересовал жесткий подход автора к общественной марали, умение автора, погружаясь в сложные социальные вопросы, сохранять художественность в таком нередком жанре коллажа.

Коллаж этого художника, крепкая сатира, здесь нет и намека на плоский современный юмор, это жесткий стеб, это саркастическая ухмылка, в адрес пошлости и пассивности массовой культуры.

В настоящий момент, в нашем городе, это единственный автор, который смеет быть острым и жестким, а не плоским салонным конъектурщиком.

Выставку посетило всего 4 человека, она уже закрыта, но в этом художественном сезоне, это пока самая актуальная акция. Имя художника, я могу открыть. Его зовут Андрон.


Андрон.


Мой друг Андрон, мощный художник, тонко чувствующий фальшь. Это легендарный человек эпохи. Он поэт и художник, а вообще он пророк. Надо как нибудь рассказать историю Андрона. А почему не сейчас. Андрон появился в Барнауле в начале 80 —х как первый футбольный фанат и расписал город первыми граффити. Потом его забрали в армию, а когда он вернулся, окунулся в рок – н – ролл. Шли годы, и Андрон стал хорошим художником модельером. Он прекрасно шьет одежду. И у него нашлось время делать коллажи. Первые я увидел в формате журналов, а потом он стал оформлять их в рамы. Это прекрасные работы. Я люблю Андрона. Он шумный и капризный художник, но он добрый и родной.


Ближайшие открытие выставки состоится в ГМИЦе, конкурс «Свежий ветер»

Из гастролеров стоит сходить на спектакли Гришковца, два спектакля «Как я съел собаку» и «Одновременно».

В театре музыкальной комедии Александр Михайлов и Нина Усатова в известной комедии «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко».


Конкурс изобразительного искусства «Свежий ветер» был хорошо организован. Сотрудники этого городского молодежного информационного центра, по сути, обыкновенной библиотеке, постарались. Елена Рублева и Ольга Староверова на протяжении многих лет занимались павильоном современного искусства «Открытое небо». Конкурс «Свежий ветер» был лучшее, что они провели. В их время, этот маленький, неприспособленный выставочный зал в библиотеке был полноценной современной галереей.

Первые гастроли Гришковца начались со звонка. Мне позвонили организаторы и спрашивали: «Пойдут в Барнауле на Гришковца». Я сказал, что пойдут и был прав. Два дня зал в драмтеатре был битком. Гришковец был на пике популярности. Я знаю Евгения со времен студенческого театра, но никогда не был поклонником его литературы. Помните, когда идешь по городу и в голове твоей одна мысль. Мысль, которая стучит, ты не помнишь, как она попала к тебе, и ты повторяешь, повторяешь и даже когда мимо проходит девушка, с которой у тебя что то было или ты думал, что было, мысль эта не проходит. Ты смотришь ей в след, и мысль не проходит, она свернула, но мысль не проходит. Ты идешь дальше и вдруг понимаешь, прошла. И жизнь наладилась. Понимаете? Мне, казалось, что Гришковец поймал волну и катится на ней. Пару раз я помогал организовывать его концерты в Барнауле, а в тритий раз, просто позвали выпить. Мы серьезно загуляли, проехали три или четыре ресторана, согласились зайти в стриптиз бар, какой то парень показывал нам автомат Калашников и подарил Гришковцу очень дорогие часы. Кажется, утром позвонил Гришковец и попросил найти парня и вернуть ему часы.


Нина Усатова родом из Алтайского края, новый губернатор взяв курс на культурное обновление, стал присматриваться ко всем известным артистам кто имел Алтайские корни. Нина Николаевна попала под эту программу. Ей дарили цветы от губернатора, возили на малую Родину, снимали про нее фильм. Казалась, что ей уже тяжело это бремя местной славы, но она профессионально держалась. Хорошая актриса, хороший был спектакль.

04.02.06

Художественное пространство в нашем городе ограничено в силу определенных обстоятельств, но порой случается такое, о чем в городе начинают говорить и обсуждать. На прошедшей недели все говорили о театре.

Средства массовой информации упомянули о премьере в оперетте и много рассуждали о внутренних делах драмтеатра, почему-то вдруг им показалось важным, будет ли В. Золотарь главным или останется очередным режиссером.

А неделей ранее все газеты писали о спектакле «Орнитология» драматурга и режиссера А. Строганова. Это была главная тема.


Орнитология

У этой пьесы Строганова самая захватывающая биография, ее ставили на главных сценах страны, в Москве и в Петербурге. О ней писали критики и говорила театральная общественность. Зачем он сам решил ее поставить в родном городе не понятно, но это его авторский выбор, он теперь режиссер.

Творческая лаборатория Строганова – эксперимент уникальный, это понимают в театре и понимает зритель. Три спектакля «Якутия», «Долгая жизнь дождя» и «Орнитология» уже много, и хочется спросить, что происходит дорогой Александр Евгеньевич.

В этом сценическом эксперименте Строганов вынужден был особо поработать с пространством. История требует необычной зрелищности, современный театр уходит от привычной формы. Художественное решение этого спектакля – внешнее осмысление. Оно должно подчеркивать режиссерскую идею. Режиссер нашел себе художника, Валерия Октября с его символизм. В этой работе нарочитая упрощенность художественного оформления создали настроение. Что может быть символичнее яйца, как объекта и пространства вокруг него? Только люди с крыльями, но кто они.


В. Октябрь.


Александр Строганов мог стать музыкантом, но стал доктором, он меломан у него приличное музыкальное собрание еще с советских времен. Он понимает музыку и знает, как много зависит от звука. Но теперь как режиссер он должен найти музыкальное решение и раскрасить свое представление. Наверное, он и сам мог бы подобрать музыкальные произведения известных композиторов, попытаться свести все в единую картинку, но он пригласил молодого музыканта. Они вместе работали уже над тремя последними спектаклями. Композитор Александр Корчагин в прошлом году выпустил свой первый альбом, это электронная музыка и если режиссер приглашает этого автора, то понимает зачем.

Литературу Строганова принято считать сложной, насыщенной условностями, выстроенную не по канонам традиционной драматургии. Его тексты тяжело читаются, герои его капризные, нервные, депрессивные. Как сказано в одной классической пьесе другого доктора: «В ваших пьесах нет действия, все читка». Строганов не просит сопереживать, думать, разгадывать его истории. Он экспериментирует, он предлагает новый метод терапии. Господа, мы пациенты.


А. Строганов


Театр простейший организм, как бы мы его не усложняли, там все условно, это принцип его существование. Такова его идея – сцена, зритель, актеры разыгрывают историю, красочную историю, необыкновенную, поэтому театр мы называем искусством. Драматург, режиссер, художник, композитор, актеры, еще отдельно художник по костюмам, а в этом спектакле платья чудесны, и вся остальная театральная братья, это их общее произведение, но для отдельно каждого зрителя. А что происходит внутри этого творческого коллектива, нас не касается, это их творческий процесс.


Начинается вторая половина художественного сезона, которая заканчивается в конце мая. Этот период интереснее осеннего, будет много выставок, концертов, премьер в театрах. В академии культуры пройдет концерт Юрия Крикуна.

В «Зебре» Роман Неумоев и группа «Инструкция по выживанию»

Осталось сказать про книгу. Стихи барнаульского поэта Евгения Вязанцева в переводе на сербский, любопытное явление, правда.


Художественный сезон в Барнауле начинается после того как окапают картофель, а кончается когда ее посадят. Юрий Крикун популярный аккордеонист, педагог и хороший товарищ. Но видимо, по какой то причине он решил меньше концертировать. Так, что последние годы его почти не видно.

«Инструкция по выживанию» это группа из ряда «Гражданской обороны». Поэтому такой концерт для знатоков был редким удовольствием. Евгений Вязенцев папа Вадика Вязенцева, одного из основателей группы «Дубовая роща». Вадим стал часто бывать в Сербии и привлек к этому многих друзей, а стихи его отца однажды перевели на сербский язык. Кто из барнауьских поэтов может похвастать переводом на сербский.

04.03.06

Каждую неделю в нашей программе мы обозреваем процессы, происходящие в культурном пространстве города Барнаула. Стараемся привлечь внимание к творческой деятельности местных авторов. То есть мы занимаемся пропагандой искусства. Некоторые называют это арт критикой, пусть будет критика, как известно это необходимая составляющая творчества.

Филармония

Моцарт и Сальери – самая загадочная и трагическая история в музыкальной культуре. 2006 год объявлен «Годом Моцарта» во всем мире. Европа просто погрузилась в музыкальную эпоху Моцарта. Зальцбург в париках с буклями.

Не мог остаться безучастным и наш государственный симфонический оркестр. И появилась просветительская программа «Моцарт и Сальери». Оркестр не исполнял одноименную оперу. Не было поэзии Пушкина. Была прекрасно подобрана программа.

Начал оркестр, произведением Антонио Сальери. Надо отметить, что дирижировал оркестром в этот вечер художественный руководитель оркестра Владимир Рылов, последнее время он нечасто появляется перед барнаульской публикой. Был в программе и концерт для кларнета с оркестром, редкое произведение, солировал Вадим Григоренко. Были и вокальные сочинения в исполнении солистки театра музыкальной комедии Наталии Логвиновой.

Интересно что Сальери повсеместно звучит в этот год Моцарта? Без него не обойдутся, никто еще не доказал, что композитор Антонио Сальери причастен к ранней смерти Моцарта, но говорить об этом будут много. Судьба.

Письма в Непал

Никуда не денешься от сравнения. Музыка этого коллектива развивается в том же направлении, что и раннее творчество группы «Дядя Го». Почему то никто не берется сравнивать десятки панк групп играющих в принципе одно и тоже, а тут приходится.

Есть стиль, который можно назвать арт-роком, симфо-роком, джаз-роком и где то в этом спектре находятся творческие интересы группы «Письма в Непал». В каждом таком музыкальном направлении есть отличительные особенности, но это тонкости.

Все участники группы, скоро будут иметь профессиональное музыкальное образование, а пока они еще студенты специальных учебных заведений Барнаула. Это сразу поднимает исполнительский уровень.

Группа «Дядя Го» тоже корнями из музыкального училища. Мне кажется, замечательная смена поколений, скоро 20 лет как появилась группа «Дядя Го». А 15 лет назад активно выступала группа «Сестра».

Каждому поколению нужна своя романтическая акустическая команда, вот вам и «Письма в Непал». Главное чтобы не развалились. Сейчас группе 3 года и надо чаще выступать, а через 17 лет вдруг раз и они легенда.


Не получилось у них стать легендой. Наверное, в те далекие времена группа и развалилась. Теперь ее мало кто помнит, я забыл.

А вот и настоящее письмо из Непала. Я написал его жене в марте 2001 г.

Жень, где ты? Где ты сейчас, разница с Барнаулом всего 45 минут, так что ты наверное еще спишь. У нас как раз 9.45 утра. Я в Катманду. Мекка гималайского туризма. Полезу сейчас на террасу, что на крыше отеля. Солнце, теплынь ни облачка, только солнце в дымке и гор невидно. На крыше хорошо. Открытки и письма отсюда не идут. Почта, конечно, в Катманду есть, но со слов бывалых альпинистов открытка идет 2 месяца. Я еще проверю это. А с китайской стороны, это просто не возможно. Когда я начну рассказывать, окажется, что мои впечатления однообразны. Ахи и охи. Где то музыка играет, барабаны бьют. Целую.

На страницу:
1 из 3