bannerbanner
Арианский спор. У истоков противостояния Востока и Запада
Арианский спор. У истоков противостояния Востока и Запада

Полная версия

Арианский спор. У истоков противостояния Востока и Запада

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В иконографии он обычно изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу и седой бородой. Один из биографов Афанасия, протоиерей А.В Горский отмечал «его проницательный ум, силу рассуждения, основательное знание истин христианского учения, непоколебимость в своих здравых убеждениях»21…

Пытаясь вникнуть в перипетии арианского спора, современный читатель постоянно натыкается на слабо состыкованные между собой комментарии и пояснения. Похоже, эта история была существенно и не один раз отретуширована богословами. Причины церковных разногласий дошли до нас, в основном, в трактовке Афанасия и его сторонников. Филосторгий – единственный церковный историк, описавший историю споров с арианских позиций.

Анализ осложняется еще и тем, что разногласия существовали не только между группами Афанасия и Ария. При сопоставлении высказываний их многочисленных сторонников и противников, выясняется, что в действительности ситуация была более сложной, многовекторной и запутанной. Известно, например, что Арий, лишённый церковного общения александрийским архиепископом Петром (казнен в период гонений) за выступления на стороне мелитиан22, нашел общий язык и сблизился с его преемником – Ахиллом, выступавшим против мелитиан.

Ахилл восстановил Ария в священническом сане, и даже рукоположил его во пресвитера. А вот следующий александрийский епископ Александр (наставник Афанасия) снова отлучил Ария от церкви. Арий в ответ обвинил его в ереси, именуемой савеллианством.

Евсевий Кесарийский, отец-основатель церковной истории, оказавшийся в те годы в центре арианского спора, предпринимал шаги по примирению Ария и Александра, написал последнему с этой целью несколько писем. Близко зная Ария, Евсевий не вполне разделял его богословские взгляды. Однако и Александр, по мнению Евсевия, лишал богословскую мысль свободы и своими взглядами возрождал монархианство23.


Евсевий Кесарийский


Столь пеструю картину можно дополнить и таким штрихом – Иоанн Аркаф (Аркафа), лидер мелитиан и епископ города Мемфиса, был ярым противником Афанасия. Но в 334 году он принял его сторону. Правда, на непродолжительное время…

По мере обострения и разрастания богословских споров сформировались две крупные и противостоящие друг другу церковные группировки. Каждая из враждующих сторон ввела в практику работы созыв для осуждения противников своих собственных соборов. Понятно, что их постановления противоречили друг другу и лишь углубляли раскол.

Первый Вселенский собор, проведенный в 325 году в Никее, осудил арианскую ересь, но вражду не остановил. Абсолютное большинство участников этого представительного собора составляли епископы восточной половины Римской Империи. Между тем, вскоре выяснилось, что это большинство, проголосовавшее на соборе за Никейский символ веры, по сути, его вовсе не поддерживает. И даже отвергает. Не вдаваясь в детали, отметим, что страсти разгорелись с новой силой всего из-за одного, неоднозначно понимаемого слова. Слово это – «единосущный». Его было предложено включить в символ веры для определения отношения Иисуса Христа к Богу-Отцу.

Многих епископов этот термин смущал, как имевший отношение к модалистской ереси24.

Профессор М. Э. Поснов отмечал, что для большинства восточных епископов термин «единосущный» был чуждым, по решениям собора у них не было единодушия, а была «лишь покорность императору»25.

К этому стоит добавить, что часть епископов – и не только из числа сторонников Ария – боролась в те годы не столько за чистоту веры, сколько за близость к императору Константину. Он же, оставаясь фактически язычником26, действовал по своему разумению, в интересах восстановления единства церкви и, как ему казалось, примирения противоборствующих сторон.

В подтверждение остроты противостояния и непримиримости спорящих сторон можно привести такой факт. Евсевий Кесарийский во время гонений Диоклетиана, рискуя, сумел сохранить книги Кесарийской библиотеки. Но теперь он решительно требовал уничтожения книг, написанных Маркеллом, епископом Анкирским и ближайшим соратником Афанасия. На Тирском соборе 335 года было постановлено «истреблять сочинение Маркелла»27. Последний был обвинён в савеллианстве и в следующем году изгнан из своей епархии. На этом соборе в значительной степени стараниями Евсевия был осужден и Афанасий Великий, о чем расскажем позже.

В 337 году Евсевий Кесарийский решительно выступил за возвращение Ария из ссылки. А еще через два года – и Евсевий, и Маркелл – были смещёны с кафедр и изгнаны из своих епархий. В 340 году, на церковном соборе в Риме, все обвинения с Афанасия и Маркелла были сняты. Но собор в Антиохии, организованный еще одним Евсевием, епископом Никомидийским, снова их осудил. На этом соборе, как известно, Никейский символ веры был заменен четырьмя вероисповедальными формулами, осуждавшими взгляды и Ария, и Афанасия как еретические.

О Евсевие Никомедийском также надо сказать несколько слов. Он был еще одним талантливым учеником Лукиана и ярким представителем антиохийской богословской школы, а в описываемое нами время стал бесспорным лидером арианского движения и главным противником Афанасия.

Евсевия Никомедийского характеризуют не только как влиятельного богослова, но и как изворотливого политика, близкого к императорскому двору28. Он умел плести интриги, вовлекая в орбиту противостояния все новых и новых людей.

Характеризуя Евсевия, достаточно сказать, что еще при Лицинии, будучи епископом Никомидийским, он, по словам Константина, «сотрудничал с тираном» и подсылал к Константину шпионов. После казни Лициния, Евсевий Никомидийский сумел не только удержаться на плаву, но даже укрепил свои позиции при дворе (благодаря покровительству Констанции, жены Лициния и сестры Константина).

Из сочинения Сократа Схоластика следует, что именно стараниями Евсевия, нашедшего через пресвитера Евтокия подходы к сестре императора, а потом и к самому императору, Арий был возвращён из ссылки29.

А перед смертью Константина Великого именно Евсевий крестил его вместе с несколькими епископами. Согласно Филосторгию, он был доверенным лицом императора, и тот передал ему завещание, которое Евсевий отдал сыну – Констанцию II, покровительствовавшему арианам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сам термин «Троица» – небиблейского происхождения. В христианский лексикон его ввел во второй половине II века Феофил Антиохийский в сочинении «Против Автолика», позже этот термин поддержал Тертуллиан.

2

Здесь и далее цит.: Карташев А. В. Вселенские Соборы. Holy Trinity Orthodox School (электронная версия). С. 12.

3

Захаров Г. Е. Арианский кризис IV века и возникновение оппозиции Запад-Восток в раннехристианской традиции. Диалог со временем. 2017. Вып. 58. с. 141.

4

Здесь и далее: Православная энциклопедия – электронная версия (на сайте – http://www.pravenc.ru/).

5

В те годы римская империя была разделена между двумя августами: на Востоке правили Диоклетиан и его кесарь Галерий, на Западе – Максимиан и его кесарь Констанций (отец Константина). В 305 году на Востоке августом стал Галерий, а его кесарем Максимин Дайа. После разгрома Лициния в 324 г. Константин начал управлять империей единолично.

6

Шмеман А. Д. Исторический путь православия. Глава 3. (на сайте —https://azbyka.ru/otechnik/).

7

Телушкин Й. Еврейский мир. М. Иерусалим. 2002.

8

Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Подг. к изд. А. И. Цепков. Рязань. 2004.

9

Тимофеев М. А. и др. Церковные историки IV—V веков. М. РОССПЭН. 2007. С. 192.

10

Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Издательский дом: ББИ. 2008.

11

Православная энциклопедия. М. 2000. Т. I. С. 232—233.

12

Биографии некоторых раннехристианских святых слабо подтверждены документально. Поэтому реальность их существования, например, Георгия-Победоносца, ставится отдельными учеными под сомнение.

13

Септуагинта – первый греческий перевод Ветхого Завета.

14

Ересь, возникшая в III веке, в основе которой лежало утверждение, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями Единого Бога.

15

Евсевий Памфил. Церковная история. М. 1993. С. 306, 323.

16

Сидоров А. И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики. Альфа и Омега. №48, 49. 2007.

17

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа похвальная о мученике Лукиане. Собрание творений св. Иоанна Златоуста. T. II. Кн. 2. M. 1994. С. 565.

18

Город в Малой Азии, недалеко от Константинополя, в котором родилась Елена.

19

Ныне – Антакья, на территории современной Турции.

20

Здесь и далее цит.: Карташев А. В. Вселенские Соборы. Holy Trinity Orthodox School (электронная версия). С. 12.

21

Горский А. В. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (на сайте -https://azbyka.ru/).

22

Мелитианский раскол возник в Александрийской церкви около 306 г. О причинах раскола источники сообщают по-разному, в т.ч. увязывают раскол с вопросом о назначении епископов.

23

Монархианство (единоначалие) – течение в христианской Церкви II – III веков.

24

Модалисты утверждали, что Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными лицами вечного Бога, а некими временными, в которых Бог себя раскрывает.

25

Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054). София. Киев. 1991 (электронная версия).

26

Константин принял крещение лишь в 337 году, находясь на смертном одре.

27

Эрмий Созомен и Сократ Схоластик писали, что после Тирского собора Маркелл согласился сжечь свою книгу, но не сделал этого, что было поставлено ему в вину на Константинопольском соборе.

28

Никомидия тогда была имперской резиденцией.

29

Сократ Схоластик. Церковная история. I, 25. М. 1996. с. 49—50.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2