bannerbanner
Монголо-татарское нашествие, рассказанное монгольским воином
Монголо-татарское нашествие, рассказанное монгольским воином

Полная версия

Монголо-татарское нашествие, рассказанное монгольским воином

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Владимир Солодихин

Монголо-татарское нашествие, рассказанное монгольским воином

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все, кто интересовался историей России, знают о походе на Русь хана Батыя, взятие им Рязани, Владимира и Киева и установлении так называемого «монголо-татарского ига».

Древними источниками знаний об этом служат летописи, которые писали в монастырях в свободное от молитвы время некоторые монахи.

Разумеется, взгляд монахов не мог не быть предвзятым, поскольку монголы не были православными и активно грабили, хотя бы на первых порах, церкви и монастыри.

Сам термин «монголо-татарское иго», вероятно, был введен в оборот в конце 14 века идеологическим врагом Руси и всего русского отцом польской истории Яном Длугошем. Хотя до этого люди на Руси не имели ни малейшего представления, что они живут под «монголо-татарским игом».

Термин этот очень странный и никак не может быть признан корректным.

Во-первых, все взрослое население племени татар было практически истреблено теми же монголами задолго до их прихода на Русь, о чем свидетельствует «Сокровенное сказание монголов», одна из немногих книг об истории монголов, дошедших до нас с 13 века. Так что татары тут совершенно не причем.

Во-вторых, есть большие претензии к слову «иго». Речь, собственно, идет о налогах, которые собирали монгольские чиновники и русские князья и отправляли в ставку великого хана (или, как тогда говорили, царя) Золотой орды. Однако, во всех государствах люди платят налоги, и «игом» их не называют, хотя, по сути они могут таковым являться, если налоги большие или очень большие для человека.

Отсюда вопрос: много или мало платили налогов в империи потомков Чингисхана, куда в сороковые годы 13 века в качестве сателлита вошла Русь?

Известно, что по закону Чингисхана, Ясе, с человека мог взыматься налог не более 10 процентов от его доходов, то есть это было очень даже, что называется «по-божески». Более того, многие категории граждан, в том числе бедняки, священнослужители, старые люди и т.д. были полностью освобождены от налогообложения. Если уж это «иго», то что тогда происходит сейчас?

Что касается разорения русских городов монголами, то и до их пришествия наши князья разоряли владения друг друга почище всяких чужестранцев. С приходом монголов или, точнее, с присоединением Руси к блоку государств Золотой орды, им удалось кое-кого усмирить и были периоды, когда русская земля отдыхала от нескончаемых междоусобных войн. Хотя, надо признать, что наши князья все равно не сдавались, и продолжали активно беситься, часто используя монголов для участия в разборках.

Откуда же взялось это дикое представление об иге?

Как я уже сказал, история Руси 13 века писалась монахами, которые вследствие различия в вере относились к монголам негативно, и рады были приписать им всякие гадости.

В дальнейшем эта история еще больше извращалась разного рода врагами Русского государства типа Яна Длугоша, спонсируемого, как мы понимаем, из известных всем источников.

К хору врагов активно присоединились российские историки-чиновники 19 века (типа Н.М. Карамзина), которые по заказу тогдашней власти пытались доказать прогрессивность правления Романовых по сравнению с их предшественниками. Ясно, что Романовы очень хотели показать себя хорошими, так как реально дела у них шли совсем неважно (о чем я расскажу в свое время). Здесь лишь отметим, что при монголах, например, не было крепостного права и крестьянство было вольным, а при прогрессивных Романовых рабство расцветало пышным цветом вплоть до 1861 года. Да и после отмены крепостничества крестьяне, вынужденные оплачивать барину свою свободу и землю, жили не лучше.

Так и видится крепостной крестьянин 18 века, который в дождь и снег целыми днями от зари до зари работает на барина и все время приговаривает:

– Я еще нормально живу. Подумаешь, дети от голода распухли, а жену барин себе в любовницы взял. Если хорошенько подумать – все это пустяки. Главное, меня еще не убили! Вот я слышал были лет триста или пятьсот назад монголы. Так они с нашим братом не церемонились! Сразу без лишних разговоров под нож!

В опровержении точки зрения этого крестьянина и его единомышленников о монголах, как неких злодеях, устроивших русским «иго», мы представляем один из древнейших и никогда прежде не публиковавшихся памятников – заметки монгольского воина Мунлига, входившего в армию Батыя, впоследствии друга и соратника Александра Невского.

Мунлиг писал свои заметки, видимо, на протяжении всей своей жизни и описывает в них период от времени начала похода Батыя на Волжскую Булгарию (1236 год) до смерти сына Александра Невского, Андрея Городецкого (1304 год).

Его взгляд на этот период истории Руси сильно отличается от мнений монахов, писавших летописи. Там, где монахи видели унижение национального достоинства, Мунлиг увидел совершенно иное… Впрочем, не будем пересказывать его труд.

От себя лишь добавим, что, по нашему скромному мнению, все интересующимся историей России и желающие знать объективную картину прошлого – просто обязаны прочитать эту книгу.

При переводе с древнемонгольского мы постарались оставить без изменения стиль изложения, исправляя только то, что покажется читателям непонятным (например, летоисчисление), а также убрав почти все, не относящиеся непосредственно к истории Руси (например, длинное описания жизни осла Мунлига, его лирические воспоминания о выгуле скота на пастбищах и тому подобное).

ЗАПИСКИ МУНЛИГА, СЫНА БЕКЕ, МОНГОЛЬСКОГО ВОИНА, О ПОХОДЕ НА РУСЬ, АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ И ЕГО ДЕТЯХ

Глава первая. ПОХОД НА РУСЬ


Мы решили идти на Волжскую Булгарию, Русь, Польшу и Венгрию, чтобы успокоить живущие там племена, среди которых процветали нескончаемые войны, раздоры, бандитизм, коррупция и прочие ужасы, гиблые для населения этих стран.

Отныне несчастные люди, страдающие от Волги до Вислы под гнетом своих князей и знати, могли надеяться изведать, наконец, вкус свободы и спокойной жизни, которые подарил нам незабвенный Чингисхан.

В день, когда мы выступили в поход, тучи ушли и показалось прекрасное ясное солнце, что было нам знаком, что само вечное синие небо призывает нас, людей доброй воли, установить на Земле мир и порядок, навсегда прекратив междоусобицу, беспорядки и братоубийство.

Великий Господь именем Чингисхана передал нам власть над миром, дабы мы правили им справедливо, что мы и намерены были воплотить в жизнь.

Кроме того, мы шли воевать, чтобы расширить наши пастбища и наполнить хранилища зерном, а также приобрести себе новых жен, ибо старые почти все умерли от полевых работ и ухаживания за нашим многочисленным скотом.

По дороге на Запад со мной случилось два происшествия.

Во-первых, когда мы проходили через Алтайские горы, я собственными глазами видел, как самый великий человек на Земле, незабвенный Чингисхан, вышел из своей гробницы и помахал нам рукой, радуясь исполнению своего заветного желания установить единую и справедливую империю на всем пространстве от славной реки Онон до самого последнего из морей, дабы во всем мире процветало добро, счастье и справедливость.

Во-вторых, мой любимый осел, который верно служит мне, со времен славного взятия Бухары, поскользнулся на льду и повредил себе правую заднюю ногу, вследствие чего не он меня, а я его нес целых три дня пути, отчего думал, что у меня развяжется пупок, однако выдержал сие испытание, доказав, что моголы являются самым великим и несгибаемым народом человечества.

Глава вторая. ПОКОРЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ. 1236 год.


Долго ли коротко ли, но мы под чутким руководством наших славных вождей внука Чингисхана, Батыя, и мудрого, старого командира Субедея, вышли на реку Волга, где прожило племя булгар, которые до этого уже несколько раз били нас, что нисколько не поколебало наш боевой дух и веру в победу.

При виде их столицы, богатого Булгара, у многих из наших дым пошел из ноздрей, и мы принялись ломать их кости, как сухие сучья, и проливать их кровь, как безрукая баба проливает кумыс, добывая его из лошади.

На третий день осады булгары стали стремительно превращаться в бородатых баб, стараясь укрыться под своими домами, откуда мы их вылавливали, как рыб из Онона, после чего незамедлительно отправляли для лучшей жизни на тот свет.

Вскоре весь их народ был направлен на путь правый, за исключением некоего количества женщин, из которых мы сделали себе жен, а также детей и молодежи, которых взяли к себе в воины и обслугу.

Так отныне четыре булгара возрастом 14-16 лет повсюду носили на себе моего осла, который был ранен стрелой в ногу (только теперь уже переднюю левую) при штурме города. Я тогда долго ходил по городу, пытаясь найти того, кто его ранил. Каждого встречного на своем пути я спрашивал: кто стрелял в моего осла? Почти все указали на одного паренька, однако тот попытался с трусливой бабской наглостью свалить вину на другого. Тогда я, будучи его судьей, остроумно заметил:

– Что ж, дорогой друг. Если ты хочешь называться другим именем, то будь по-твоему! Прежнего же владельца твоего имени я отправляю в путь правый на тот свет! – после чего, смеясь вместе со всеми, отправил эту бородатую бабу в лучший мир.

Глава третья. ПОКОРЕНИЕ РЯЗАНСКОГО КНЯЖЕСТВА. 1237 год.


После покорения Булгарии мы, славно отдохнув на берегах красивой реки Волга, отправились к Рязани, где княжил некий Юрий. Наш царь Батый, считая его человеком приличным, отправил к нему посольство, которое по закону великого Чингисхана культурно попросило десятую часть того, что тот имеет.

Однако Юрий оказался редким дебилом и крайне невоспитанным человеком. Он не только не заплатил десятины, но арестовал все наше посольство, что привело в бешенство нас всех, ибо гость, приходящий безоружным в дом, никогда и ни при каких условиях не может быть обижен. Это один из самых главных законов Чингисхана, и нарушить его могут только худшие из негодяев, за которых мы и считали теперь рязанцев (хоть раньше относились к ним неплохо).

Узнав об аресте послов, мы больше не слушали криков Батыя, который пытался нас урезонить и желал послать второе посольство Юрию. Мы просто вошли в этот город и убили всех злых людей (добрых, увы, там не могло быть по определению).

Глава четвертая ПОКОРЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО КНЯЖЕСТВА. 1237-1238 годы.


Далее мы поехали во Владимир на Клязьме, стараясь по дороге освобождать народ от ига их бояр, князей и ростовщиков, однако люди почему-то пугались нас. Вначале я думал, что боятся нас так потому, что некоторых из них мы для острастки убили или изнасиловали, однако, как выяснилось потом, дело совсем в другом.

Однажды пленные русские путанно объяснили мне, что страшатся они нас так потому, что якобы мы (моголы) прибыли из ада. Конечно, вначале это сильно позабавило меня, ибо я никогда не бывал ни в каком аде и даже не знаю, где он находится (хотя и прошел полсвета). Однако, чем больше я разговаривал с пленными, тем более убеждался, что большинство из них пребывают в какой-то параллельной реальности и считают нас пришельцами из-под земли, где, по их мнению, находится этот самый ад.

Сразу оговорюсь, что так считали не все русские, ибо их народ разделен на две неравные части. Меньшинство их зовется язычниками и представляет собой достаточно адекватную и здравомыслящую часть народа, с которыми легко найти общий язык и вообще приятно иметь дело.

Однако большинство составляют некие христиане или православные, о которых и пойдет речь ниже.

Чем больше я углублялся в ход их мыслей, тем более поражался. Здравомыслящему культурному человеку все их представления кажутся настолько дикими, что просто не укладываются в голове. Тем не менее, ни один, ни два человека, а все православные (а это, повторяю, большая часть народа) повторяют, как попугаи, одно и тоже, и сколько я не пытался образумить их – все мои усилия шли коту под хвост.

Смысл их мировоззрения или, как выражаются наши волхвы, «картины мира» заключается в следующем.

Где-то на Земле или (что я слышал еще чаще) под землей (?) находится ад, куда попадают после смерти люди, совершившие какой-нибудь грех (например, убившие кого-нибудь при жизни). Поскольку, ежу понятно, что любой человек хоть раз в жизни кого-нибудь убил, то в ад попадают, естественно, практически все люди (возможно только, кроме баб и бородатых баб). Там в аду люди немыслимо страдают, их поджаривают на сковородах, варят в котлах, вероятно, делают из них колбасу, которую съедают, а потом снова издеваются над уже съеденной колбасой (шутка).

А теперь внимание вопрос! Угадайте, кто это с ними делает?

Никогда не угадаете! Все это делает их собственный Господь бог!

Конечно, я не имею ввиду, что Господь лично пытает умерших людей. Для этого существуют специальные исполнители, так называемые «черти». Выглядят они, как обычные люди, только с хвостами и рогами на голове.

Подчиняются черти некому дьяволу (о котором я когда-нибудь расскажу вам), а вот заказчиком всей этой музыки является, безусловно, Господь бог, по воле которого происходит все это безобразие.

Я понимаю, насколько все это звучит дико для нас, людей цивилизованных, но клянусь своим любимым ослом-инвалидом – все это чистая правда.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу

Другие книги автора