bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5


Лю Джан

Китай. Полная история


© ООО «Издательство АСТ», 2021

Ключевые даты истории Китая[1]

Примерно 2 200 000–2 000 000 до н. э.

Древнейшими свидетельствами пребывания человекообразных существ на территории Китая являются каменные орудия, найденные в Шанчэне (провинция Шэньси в центральной части КНР) и Жэньцзыдуне (провинция Аньхой на востоке КНР).


2637 до н. э.

Начало китайской истории. Эта легендарная дата считается первым годом правления Хуан-ди (Желтого императора), великого предка всех китайцев, основоположника китайской государственности и основателя даосизма.


XXVII–XXI века до н. э.

Легендарный период, называемый Временем пяти императоров. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь (145 – 86 до н. э.) считал первым из пяти императоров Хуанди, но по другой версии, которая сейчас более распространена, отсчет начинается с Шао-хао, сына Хуанди.


XXI–XVII века до н. э.

Правление династии Ся, основателем которой был потомок Хуанди по имени Юй (Юй Великий).


XVI–XI века до н. э.

Правление династии Шан (Инь), основатель которой Чэн Тан (император Тан) сверг императора Цзе, последнего правителя династии Ся.


1027 до н. э.

Битва при Муе (ныне это поселение входит в городской округ Синьсян провинции Хэнань, в центральной части Китая) между войском династии Шан и силами коалиции под командованием вождя племени чжоусцев У-вана. После победы У-Вана, династия Шан сменилась династией Чжоу.


1026–771 до н. э.

Период Западного Чжоу, когда дом Чжоу владел обширной территорией в бассейне реки Хуанхэ.


841 до н. э.

Год начала так называемого гунхэ – двойного регентства при малолетнем императоре Сюане, одиннадцатым правителем династии Чжоу. Это первая дата в китайской хронологии, которая совпадает в большинстве известных источников и поэтому она считается отправной.


771–256 до н. э.

Период Восточного Чжоу, который начался с вынужденного переноса столицы государства на восток страны в Лои (современный Лоян) после того, как старая столица и часть территории Чжоу была захвачена жунами, предками современных монголов и тангутов.


722–481 до н. э.

Начальный период Восточного Чжоу называющийся Периодом Вёсен и Осеней (Чуньцю), поскольку он соответствует одноименной летописи. Этот период примечателен существованием на территории Китая множества самостоятельных государств, которые лишь формально считались вассалами Чжоу. Самыми сильными из этих государств являлись Цзинь, Чжэнь, Чу, Ци и Цинь.


551–479 до н. э.

Годы жизни выдающегося мыслителя Кун-цзы (Конфуция), основателя конфуцианства.


480–221 до н. э.

Период Сражающихся царств (Чжаньго), во время которого шла борьба между семью царствами: Чжао, Хань, Цинь, Вэй, Янь, Чу и Ци. Этот период описан в известной хронике «Стратегии Сражающихся царств».


230–221 до н. э.

Завоевание царством Цинь царств Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Создание первой в истории Китая централизованной империи.


221 до н. э.

Конец периода Сражающихся царств. Конец эпохи Чжоу. Начало эпохи Цинь. Правитель царства Цинь Ин Чжэн присваивает себе титул Шихуанди (Первого императора).


221–206 до н. э.

Правление династии Цинь.


214–207 до н. э.

Объединение оборонительных стен, строившихся правителями разных царств, в единую стену, известную ныне под именем Великой Китайской стены.


213–212 до н. э.

Сожжение книг и погребение книжников. Такое название получила кампания, инициированная Ли Сы, сановником при дворе Цинь Шихуанди. Уничтожались все религиозные, политические и этические труды (в том числе и труды Кун-цзы) которые не соответствовали нормам и законам империи. В 213 до н. э. были закопаны заживо 460 последователей Кун-цзы, укрывавших его труды.


210 до н. э.

Смерть Ши Хуанди. Приход к власти его второго сына, известного под именем Эрши Хуанди (Второй император).


206 до н. э.

Последний император династии Цинь Цзы-ин был смещен и казнен мятежным генералом Сян Юем. Разделение империи Цинь на 18 полунезависимых государств, управляемых правителями-ванами, ставленниками Сян Юя.


202 до н. э.

Основание династии Хань Лю Баном, который стал первым ханьским императором с храмовым именем[2] Гао-цзу.


202 до н. э. – 220 н. э.

Правление династии Хань.


202 до н. э. – 9 н. э.

Эпоха Ранней (или Западной) Хань со столицей Чанъань.


201 до н. э. – 181 н. э.

Войны с хунну (шли с перерывами).


141–87 до н. э.

Правление У-ди, седьмого императора династии Хань, при котором империя Хань достигла своего расцвета.


109–108 до н. э.

Завоевание Чаосяни (Северной Кореи)


I век н. э.

Появление буддизма.


9

Ван Ман, тесть императора Пин-ди, отравляет своего зятя и основывает династию Синь, просуществовавшую до 23 года.


25

Лю Сю (император Гуан У-ди), восстанавливает династию Хань.


25–220

Эпоха Поздней (или Восточной) Хань Хань со столицей Лоян.


184–204

Восстание «Желтых повязок».


220

Цао Пэй вынуждает тринадцатого императора династии Восточная Хань Сянь-ди отречься от престола и основывает династию Вэй.


220–280

Эпоха Троецарствия. Борьба трех государств – Вэй, У и Шу, образовавшихся после распада империи Хань. Эпоха Троецарствия входит в эпоху Шести Династий (220–589).


263

Завоевание царства Шу царством Вэй.


265

Военачальник Сыма Янь свергант правителя царства Вэй Юань-ди, провозгласил себя императором и основывает новую династию Цзинь (Западная Цзинь).


280

Империя Цзинь покорила государство У.


291–306

Война восьми ванов (князей) – гражданская война среди ванов династии Цзинь,


304–439

Эпоха Шестнадцати варварских государств.


420–589[3]

Эпоха Южных и Северных Династий


581

Военачальник Ян Цзянь устраивает переворот в империи Северная Чжоу, становится императором и основывает династию Суй, которой предстоит объединить Китай.


581–618

Правление династии Суй.


589

Вэнь-ди присоединяет к империи Суй государство Чэнь, завершая тем самым новое объединение Китая.


618

Ли Юань (император Гао-дзун), основывает династию Тан.


618–907

Правление династии Тан – период расцвета Китая.


624

Завершено объединение Китая династией Тан.


626

Сын императора Гао-дзуна Ли Шиминь отстраняет своего отца от власти и становится императором (Тай-цзун).


690

Императрица У Цзэтянь, отстранившая от власти своего сына императора Жуй-цзуна, провозглашает новую династию – Чжоу (У Чжоу).


705

Восстановление династии Тан после отречения императрицы У Цзэтянь.


881–907

Упадок династии Тан – ослабление центральной власти, восстания в провинциях.


907

Военачальник Чжу Вэнь принуждает к отречению последнего императора династии Тан Ай-ди. Взойдя на престол, Чжу Вэнь основывает династию Поздняя Лян.


907–960

Эпоха Пяти династий и десяти царств, началом которой стал переворот, устроенный Чжу Вэнем.


960

Военачальник Чжао Куанъинь (император Тай-цзу) совершил переворот и провозгласил себя императором новой династии Сун.


960–1279

Эпоха династии Сун.


1124

Чжурчжэньский вождь Агуда основал империю Цзинь.


1127

Взятие Бянляна и пленение императора Цинь-цзуна цзинской армией. Младший брат императора Чжао Гоу бежал на юг, где провозгласил себя императором и основал династию Южная Сун со столицей в Линьани (Ханчжоу).

1141

Южная Сун заключает мир с Цзинь, что означает окончательный раздел территории между двумя этими государствами.


1206

Монгол из рода Борджигин по имени Тэмуджин провозглашается великим ханом и принимает имя Чингисхана.


1234

Завоевание чжурчжэнской империи Цзинь монголами.


1235

Начало завоевания монголами империи Сун.


1279

Монгольский хан Хубилай основывает династию Юань.


1279–1368

Правление династии Юань в Китае.


1351–1368

Антимонгольское восстание Красных повязок.


1368

В Нанкине вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозглашает себя императором и основывает династию Мин.


1368–1644

Эпоха династии Мин.


1388

Победа минской армии над монголами в битве на реке Керулен стала концом правления монголов в Китае.


1405–1433

Период дальних морских плаваний знаменитого адмирала Чжэн Хэ, доплывшего до берегов северо-восточной Африки.


1592–1598

Японо-китайская (Имдинская) война в Корее


1616

Маньчжурский князь Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь.


1636

Сын Нурхаци Абахай переименовал государство Цзинь в Цин (Великая Цин).


1644

Маньчжуры взяли столицу империи Пекин. Последний минский император Чунчжэнь покончил жизнь самоубийством. На этом правление династии Мин закончилось.


1644–1911

Эпоха маньчжурской династии Цин, последней из правящих династий Китая.


1683

Захват Тайваня маньчжурами поставил точку в покорении Китая.


1796–1804

Восстание в западных провинциях, начатое антиманьчжурским «Обществом Белого Лотоса».


1839–1842

Первая опиумная война империи Цин с Великобританией.


1850–1864

Тайпинское восстание под предводительством Хун Сюцюаня.


1856–1860

Вторая опиумная война империи Цин с Великобританией и Францией.

1894–1895

Война с Японией из-за Кореи. По Симоносекскому договору Корея получила независимость, а Япония получила Тайвань.


1911–1912

Синьхайская революция, завершившаяся отречением шестилетнего императора Пу И в результате чего монархическое правления в Китае сменилось республиканским. Президентом Китайской Республики провозглашен генерал Юань Шикай.


1915

Юань Шикай провозгласил себя императором.


1916

Юань Шикай ликвидирует монархию, пробыв императором 83 дня, и объявляет о своем возвращении в должность президента. После смерти Юань Шикая президентом становится генерал Ли Юаньхун.


1917

Военный переворот Чжан Сюня. Реставрация монархии и династии Цин номинально во главе с Пу И (реставрированная цинская власть просуществовала всего 12 дней).


1917–1918

Война юго-западных милитаристов против северных («война в защиту конституции» или «война между Югом и Севером»).


1921

Избрание Сунь Ятсена президентом Китая. Первый съезд компартии Китая.


1931

Прошел Первый Всекитайский съезд Советов, который принял проекты Конституции Китайской Советской республики и ряда законов. На съезде был избран Центральный исполком Китайской Советской республики, который сформировал Временное центральное советское правительство во главе с Мао Цзэдуном. Это правительство управляло разрозненными советскими районами, созданными в Китае.


1932

Провозглашение «независимого» государства Маньчжоу-го с верховным правителем Пу И.


1934–1936

Красная армия совершила Великий поход на Северо-Запад, закончившийся образованием Особого района (провинции Шэньси и Ганьсу) со столицей в Яньани.


1937–1945

Японо-китайская война.


1938

Советское правительство признает Мао Цзэдуна в качестве лидера Коммунистической партии Китая (КПК).


1945

Объявление Советским Союзом войны Японии. Освобождение Китая от японской оккупации.


1946–1950

Гражданская война между сторонниками Китайской Национальной партии (Гоминьдан) и Коммунистической партии Китая.


1949

Провозглашение Китайской Народной Республики (КНР). Председателем Центрального Народного Правительственного Совета избран Мао Цзэдун. Эвакуация гоминьдановского правительства на Тайвань.


1954

Принятие Конституции КНР.


1956

Провозглашение курса «Пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все школы».


1958

Принятие постановления о создании народных коммун.


1958–1960

Кампания «Большого скачка», направленная на укрепление индустриальной базы и интенсивный подъем экономики КНР.


1959–1961

Великий китайский голод, во время которого по официальным данным погибло около 15 000 000 граждан.


1966–1976

Великая пролетарская культурная революция.


1976

Смерть Мао Цзэдуна. Арест «Банды четырех» в составе Цзян Цин, Вана Хунвэня, Чжана Чуньцяо и Яо Вэньюаня.


1978

Реформаторы во главе с Дэн Сяопином провозгласили на Третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва[4] курс на экономическую реформу и политику открытости.


1989

Стихийные студенческие выступления в Пекине на площади Тяньаньмэнь.

1997

Возвращение Гонконга (Сянгана) под суверенитет КНР.


1999

Возвращение Макао (Аомыня) под суверенитет КНР.


2013

Избрание Си Цзиньпина Председателем КНР.

Топ-25. Самые знаменитые персонажи китайской истории

ДУ Ю (735–812) – выдающийся государственный и военный деятель Танской эпохи, а также ученый-историк, создавший историческую энциклопедию государственного управления «Общие установления» («Тун дянь»), которая содержала восемь разделов: фискальный, отбор и назначение чиновников, система должностей, ритуальная музыка, этикет, армия и наказания, административное деление империи, охрана границ.


ДЭН СЯОПИН (1904–1997) – государственный и политический деятель, бывший фактическим (но не номинальным) руководителем КНР с 1978 по 1992 годы. Разработал концепцию «социализма с китайской спецификой» и запустил в КНР экономические реформы, способствовавшие интегрированию страны в мировой рынок.


КУН-ЦЗЫ, ОН ЖЕ – КОНФУЦИЙ (551–479 до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, учение которого легло в основу философской системы конфуцианства, оказавшей сильное влияние на жизнь Китая и других стран Восточной и Юго- Восточной Азии. Кун-цзы сформулировал «золотое правило» этики, советовавшее не делать ближнему того, чего не желаешь себе, и сформулировал пять постоянств праведного человека: человеколюбие, справедливость, верность ритуалу (обычаям), благоразумие, искренность.


ЛАО-ЦЗЫ (VI–V века до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, автор классического даосского философского трактата «Книга пути и достоинства» («Дао Дэ Цзин»). Даосы почитают Лао-цзы как божество.


ЛИ ШИЧЖЭНЬ (1518–1593) – знаменитый врач и фармацевт, автор монументального труда «Основы фармакологии» («Бэньцао ганму»), состоявшего из 52 томов. В этом труде был обобщен весь опыт китайской медицины от глубокой древности и до XVI века.


МАО ЦЗЭДУН (1893–1976) – выдающийся китайский революционер, государственный и политический деятель, основоположник маоизма и создатель КНР. Американский журнал «Time» включил Мао Цзэдуна в число ста выдающихся лидеров и революционеров XX века. У Мао наряду с достижениями были и ошибки, но хорошего в его деятельности гораздо больше, чем плохого. Официальная оценка деятельности Мао выглядит следующим образом: «Товарищ Мао Цзэдун является великим марксистом, а также великим пролетарским революционером, стратегом и теоретиком. Если оценивать его жизнь и деятельность целиком, то становится ясно, что его заслуги перед китайской революцией и китайским народом значительно преобладают над ошибками, допущенными им в период «культурной революции», несмотря на то, что некоторые из этих ошибок весьма серьезны. Заслуги Мао занимают первостепенное место, а ошибки стоят за ними».


МО-ЦЗЫ, он же – МО ДИ (470–391 до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, разработавший учение о всеобщей любви (моизм), противостоявшее конфуцианству. Если конфуцианство возводит в абсолют мораль, то главной идеей моизма является любовь всех ко всем. Также моизм отрицает конфуцианское положение о том, что судьбу человека определяет воля небес.


СУ ШИ, он же – СУ ДУНПО (1037–1101) – знаменитый поэт, художник, каллиграф, и государственный деятель эпохи Сун. Творчество Су Ши проникнуто оптимизмом и при следовании классическим канонам несет в себе различные новаторские черты. Уникальность Су Ши как поэта заключается в том, что он творил практически во всех поэтических жанрах, от классической поэзии ши до фу, сочетающего в себе поэзию и прозу.


СУНЬ-ЦЗЫ (544–496) – выдающийся стратег древности, в существование которого верят далеко не все современные историки. Был военачальником в царстве У и одержал впечатляющие победы над царствами Чу, Ци и Цзинь. Написал трактат о военном искусстве под названием «Законы войны почтенного Суня» («Искусство войны»). Суть этого трактата можно выразить одной-единственной фразой: «Каждый, кто отличился победами над врагами, побеждал еще до того, как вражеская угроза приобретала реальные очертания».


СУНЬ ЯТСЕН (1866–1925) – выдающийся китайский революционер, основатель националистической партии Гоминьдан. В 1940 году получил почетный титул «отца нации», а неофициально его называют «Конфуцием от политики». Разработал доктрину трех народных принципов, включавшую в себя национализм, народовластие и народное благосостояние, и доктрину пяти властей – законодательной, судебной, исполнительной, селективной и контрольной. [5]


СЫМА ЦЯНЬ (145–86 до н. э.) – основоположник китайской историографии, создатель «Исторических записок» («Ши цзи») в которых история Китая описана от первозданных времен. Этот труд был начат отцом Сыма Цяня Сыма Таном, который служил историографом при ханьском императоре У-ди. Благодаря своим выдающимся способностям, Сыма Цянь дослужился до высокой должности советника императора, но его карьера была оборвана поступком, совершенным из человеколюбия – он навлек на себя гнев императора, выступив в защиту родственников военачальника, который в безнадежной ситуации сдался хунну и предпочел не возвращаться из плена домой, где его казнили бы за сдачу противнику. Император разгневался и повелел казнить Сыма Цяня. Почтительный сын, не успевший пока еще исполнить волю отца – завершить начатый им труд, попросил заменить казнь кастрацией. Это была не трусость, как могут подумать недалекие умом люди, а сыновья самоотверженность. Для того, чтобы исполнить свой долг перед отцом Сыма Цян предпочел благородную смерть постыдной кастрации. Это произошло в 98 году до н. э. У ученого оставалось 12 лет жизни для завершения его великого труда и он это сделал.


СЮЙ БЭЙХУН (1895–1953) – знаменитый художник, первый, которому удалось гармонично объединить китайскую и западную художественные традиции. В 1949-53 годы Сюй Бэйхун был ректором Центральной академии художеств и председателем Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства. Сюй Бэйхун стоял у истоков современного китайского изобразительного искусства. Тем, что мы имеем сейчас, мы во многом обязаны ему. Спустя полвека после своей смерти Сюй Бэйхун установил мировой рекорд – его известная картина «Опусти свою плетку», проданная за 9 200 000 долларов США, стала самым дорогим китайским живописным произведением.


ХУАН-ДИ (XXVII век до н. э.) – С Желтого императора начались Китай и китайский народ. Хуан-ди собрал воедино вождей разрозненных племен и в горах Куньлунь создал первое китайское государство, в котором назначенные им чиновники управляли по установленным им законам. В одном из исторических источников приведен рассказ о том, как Хуан-ди начал первую войну. Навоевавшись в период объединения племен в единое государство, Хуан-ди решил больше никогда не воевать и подданные его приветствовали такое решение своего владыки. Но те, кто жил на границах государства, часто подвергались нападению со стороны соседей. И тогда Хуан-ди сказал свое знаменитое изречение, ставшее правилом для всех последующих императоров: «Когда правитель в опасности, народ неспокоен. Когда правитель теряет государство и у подданных появляется новый господин, причиной этих злоключений является не что иное, как попустительство разбойникам».


ЦАО СЮЭЦИНЬ, он же ЦАО ЧЖАНЬ (1715–1763) – автор «Записок о камне», классического произведения китайской литературы которое известно во всем мире под названием «Сна в красном тереме». Однако, это название было дано уже после смерти Цао Сюэциня другим писателем по имени Гао Э, который завершил роман, добавив свои сорок лянов к восьмидесяти, оставленным Цао Сюэцинем.[6] Уникальный роман вызвал уникальное явление – в китайской филологии существует особый раздел, самостоятельная научная дисциплина под названием «хунсюэ»,[7] посвященная исследованию «Сна в Красном тереме». Больше нигде в мире нет науки, посвященной одному-единственному литературному произведению.

Цао Сюэцинь происходил из обедневшего знатного рода. На его долю выпало множество невзгод, начиная с ранней потери родителей и заканчивая смертью первенца. Отец Цао Сюэциня был императорским чиновником для поручений, а сын бо́льшую часть жизни провел в крайней нужде. Но невзгоды не ожесточили сердце писателя и не замутили его ума. Его произведение наполнено любовью к людям и тонким знанием человеческой психологии. Потому оно имеет столь невероятную популярность.


ЦАО ЦАО (155–220) – главный министр империи Хань и фактический ее правитель, выдающийся полководец и неплохой поэт. В классическом романе «Троецарствие» Цао Цао предстает коварным злодеем, вроде герцога Ришелье в «Трех мушкетерах» Александра Дюма, но в народных преданиях сохранился и другой образ – образ мудрого правителя и талантливого военачальника, которому пришлось пережить поражение в известной всему миру битве у Красной Скалы. В романе добродетельный Сунь Цюань и отважный Лю Бэй с помощью мудрого Чжугэ Ляна побеждают злодея Цао Цао, о котором нельзя сказать ни одного хорошего слова. Злодей побежден – и все ликуют, никто не задумывается о том, чем обернулось поражение Цао Цао, стремившегося объединить Китай, в реальной жизни. А обернулось оно тем, что еще 70 лет Китай оставался раздробленным, терзаемым междоусобицами. Цао Цао был не могильщиком империи Хань (этот ярлык ему навесили несправедливо), а государственным деятелем, который стремился повторить великое дело Цинь Шихуанди – объединить страну. В истории Китая можно найти десять тысяч примеров того, насколько невыгодна для народа раздробленность и насколько выгодно единство. Разумеется, у Цао Цао были свои личные интересы, но они совпадали с интересами народа, измученного и разоренного бесконечными войнами.

На страницу:
1 из 5