
Полная версия
Лето на полке
– Приятно познакомиться, Антон! – в ответ церемонно представился мальчик и даже шаркнул ножкой, как настоящий кавалер. – Не желаете ли сыграть в мяч, уважаемая Ымка? – и подтолкнул к собаке футбольный мяч. Ымка носом толкнула его обратно.
– Вот это да! – воскликнул мальчик. – Такая маленькая, а уже футболистка!

И дети с Ымкой стали играть в футбол: Антошка стоял на воротах, а Оленька с Ымкой были нападающими. Столько хохота, визга и лая в этом дворе не было никогда! Неожиданно Ымка загрустила. Она легла в стороне и положила печальную белую мордочку на мягкие лапки. Дети встревоженно подбежали к ней:
– Ымка! Давай, с нами! – но собачка лизнула Олину руку и отвернулась. – Она заболела? – тихо спросила девочка у подошедшего к ним папы.
– Я думаю, она вспомнила о маме. Ведь они тоже любили играть в мяч, и потом – мы все ей пока немного чужие.
Вмиг погрустнела и Оля.
– Ты хочешь к маме? – печально спросила она.
Ымка тявкнула и завиляла хвостом. Девочка молча выгнала из сарая велосипед, посадила Ымку в рюкзак и поехала к леснику. По дороге их догнал Антошка. Ехали молча, не хотелось шутить и смеяться, ведь они возвращали Ымку.
Подъехав к дому лесника и оставив велосипеды у ворот, дети пошли к поляне, на которой, как и вчера, беззаботно резвилась Щучка со своими малышами. Ымка, почувствовав маму, стала вырываться из рюкзака. Олечка лишь успела поставить рюкзак на землю и приоткрыть молнию, как малышка выскочила оттуда и стрелой помчалась к Щуке. Мама, завидев свою любимицу, побежала к ней навстречу. Ымка визжала, виляла хвостом и прыгала вокруг неё так быстро, что Щучка тоже стала крутиться, пытаясь её лизнуть. А потом Ымка вдруг прижалась к маме и замерла, а Щучка, казалось, что-то шепчет ей на ухо. Что-то очень важное. Потом лизнула её в нос и слегка подтолкнула лапой. И Ымка вновь ожила. Она подбежала к тихо стоявшей девочке и залезла в рюкзак.
– Ты возвращаешься? – девочка не могла поверить своим глазам. Вместо ответа Ымка поудобнее устроилась на дне рюкзака и смотрела на девочку весёлыми глазами.
Как быстро дети ехали домой! Они летели! Друзья смеялись и громко распевали весёлые песни. Ымка вновь была с ними!
Просто как бы не было хорошо с друзьями, иногда очень хочется прижаться к маме, правда?

Сегодня папу с самого утра срочно вызвали на работу:
– Оленька, – сказал он тихо, войдя в детскую, – я ненадолго съезжу в город, а когда вернусь, придумаем что-нибудь интересное, хорошо?
– Только если очень интересное, – улыбнулась девочка и стала выбираться из-под одеяла. Под ногами весело и нетерпеливо крутилась Ымка. Она уже была не прочь перекусить, но преданно ждала, пока проснётся Олечка. И как только девочка была готова, Ымка с радостным лаем понеслась на кухню.
– Вас теперь издалека слышно! – засмеялась мама, – Ну, что, милая, всего три кубика осталось? И три дня до школы?
– А в школе будут экскурсии? – лукаво спросила девочка.
– Экскурсии в музеи, а в музеях обязательно будут экспозиции и экспонаты, – в ответ улыбнулась мама.
Вдруг в дверь постучали.
– Кто там так рано? – удивилась мама, – Иди посмотри, а я пока на стол накрою.
Олечку не пришлось просить дважды. Девочка, а за ней и Ымка побежали открывать. На пороге стояли близнецы.
– У твоего папы машина сломалась! – в один голос закричали мальчики. – Наш папа из города ехал и увидел вашу машину на обочине. Он уже с механиком в деревне договорил и эвакуатор вызвал, но ждать, наверное, придётся долго, поэтому предложил, если хочешь, он может тебя до папы довезти.
– Конечно, езжайте, – поддержала мама, – я сейчас вам поесть соберу, неизвестно, сколько придётся ждать.
Когда сумка с едой была готова, Олечка вышла во двор. У машины лесника стояли братья и Антошка. Все дружно уселись в машину и поехали в сторону города. Довольно быстро на обочине они увидели папину машину, как и полагается при поломке, с открытым капотом.
– Папочка, – Олечка бросилась ему на шею, – что случилось? С тобой всё хорошо?

– Конечно, хорошо, – улыбнулся Олин папа, – просто мотор перегрелся и ехать дальше опасно, так что будем здесь развлекаться, – сказал он, указывая на поле у дороги.
– Устроим пикник! – весело предложил лесник, доставая из багажника большое покрывало. Он пошёл на поле и расстелил его на мягкой траве. Туда же ребята потащили сумку с провизией. В приготовленной мамой сумке оказалась даже одноразовая посуда, так что устроились красиво.
– Как скатерть-самобранка, – засмеялась девочка, – мне нравится! Как здесь здорово!
И правда: с одной стороны от них была красивая дорога, а с другой – бескрайнее цветущее поле. Белые, голубые и розовые цветы тихо покачивались на высоких стеблях, казалось, баюкая мирно спящих эльфов. По дороге весело мчались машины, и почти каждый водитель останавливался, предлагая помощь. Но Олин папа всем, смеясь, отвечал, что они просто завтракают. И было видно, что их весёлая компания вызывает улыбку и поднимает настроение. Один дядя даже принёс им коробку эклеров на десерт, а другой – эскимо.
– А давайте проведём эксперимент, – предложил друзьям Антошка, – пусть мороженое растает и тогда получится молочный коктейль!
– Вы как хотите, а я буду мороженое! – сказала Олечка, рассматривая красивую этикетку.
– А мы за коктейль! – хором поддержали Антошку близнецы и мигом, разорвав упаковку, вытряхнули содержимое на тарелки.
Пока Олечка уплетала эскимо, мальчики зачарованно наблюдали, как их мороженое превращалось в бесформенную массу. Хорошо, что тарелки ребят оказались глубокими и самодельный коктейль не пролился на покрывало. И вот, дождавшись, когда мороженое полностью растаяло, мальчики, вооружились ложками и стали есть то, что получилось. Но странное дело, на коктейль это было мало похоже – просто очень сладкое молоко и даже не очень вкусное. Мальчики, конечно, всё это съели, но немного завидовали Оле, которой досталось мороженое.
– Ну, что, ребята, эксперимент удался? – заинтересованно спросил Олин папа.
– Честно, не очень, – признался Антошка.
– От добра добра не ищут, – так, вроде, в народе говорят? – засмеялся лесник.
– Смотрите: эвакуатор! – вдруг громко закричала Олечка.

Все посмотрели на дорогу: к ним подъезжала огромная жёлтая машина. Олин папа сел за руль своей машины, а Антошка и мальчишки уселись на заднее сиденье. К машине прицепили шнур и стали потихоньку затягивать на эвакуатор. Изнутри мальчишкам казалось, что машина поднимается прямо в небо. Было немного жутковато, но интересно. Вот так приключение – лучше любых американских горок!
Когда машину закрепили, мальчикам разрешили сесть в кабину эвакуатора рядом с водителем. Дорога, поле, проезжающие мимо машины – отсюда всё выглядело иначе. Казалось, что мальчишки сидят высоко-высоко, и всё вокруг было как на ладони.
– Вот здорово! – восхищённо сказал Никита.
– Нравится? – спросил довольный водитель
– Ещё бы, я, когда вырасту, на эвакуаторе работать буду! – решительно произнёс мальчик. – Как вы!
Водитель добродушно усмехнулся в ответ и свернул в сторону деревни. Ребята сразу увидели, что у дома лесника собрались все деревенские ребята. Завидев эвакуатор, они закричали, замахали руками, и друзья въехали в деревню очень эффектно, как герои. Машину благополучно доставили до дома механика и загнали в гараж для починки. Домой Олечка с папой и Антошкой пошли пешком.
– Папа, какой сегодня хороший день получился, правда? – по дороге спросила Оленька.
– Да, – улыбнулся папа, – хотя, если честно, сначала я так не думал. А вышло, что поломка обернулась чудесным пикником. Я, признаться, не ожидал, что нас окружают такие добрые и отзывчивые люди.
– А мы с Антошкой тоже отзывчивые? – удивлённо спросила девочка.
– Конечно, – засмеялся папа, – ведь вы же приехали меня спасать!
– А мне сейчас кажется, как будто у нас всех день рождения сегодня был! – сказала Оленька. – Все нам были рады и несли подарки! Жалко, что у тебя так редко машина ломается! – задумчиво заключила девочка.
В ответ папа с Антошкой весело рассмеялись.

Сегодня вместе с солнышком на Оленьку смотрела буква Ю. «Ю очень похожа на букву О, – подумала девочка, – только с палочкой. Прямо как бабушка Юля», – улыбнулась Оля.
– Оленька, – с кухни громко позвала мама, – доченька, вставай скорее, мы сегодня к бабушке на день рождения поедем!
– Ура! – закричала Оленька, – мы едем в гости!
Весело залаяла Ымка.
– А Ымку возьмём? – спросила Оленька, забегая на кухню и усаживаясь во главе стола.
– Конечно, мы же не оставим её одну, – улыбнулся папа. – Ну, что наряды приготовили? Как-никак на юбилей едем!
– А почему у бабушки юбилей, а у меня день рождения? – спросила Оленька.
– Потому что у бабушки – круглая дата, – пояснила мама, – ей сегодня исполнилось 60 лет.
– А почему она круглая? – продолжала пытать маму девочка.
– Заканчивается на ноль, а он круглый, – засмеялся папа. – Вот исполнится тебе 10 лет – будем твой юбилей праздновать, а пока к бабушке собирайся!
– На стуле юбка с блузкой висят – вчера дошила, – сказала мама, – надевай и будешь сегодня самой нарядной!
Олечка, наскоро позавтракав, побежала в детскую. Как и сказала мама, на стуле у окна висела новая юбка. Это была не просто юбка, а мечта любой девочки: белая, пышная с широким розовым поясом и большим бантом сзади. Здесь же висела белая блузка с манжетами и воротником в тон поясу. Олечка аккуратно надела блузку, а затем и юбку. Легко застегнула кнопки на поясе и побежала в прихожую к зеркалу.

Из большого зеркала на неё смотрела не Оленька, а какая-то необыкновенно красивая и незнакомая девочка.
– Просто куколка, – всплеснула руками мама и хотела притянуть Оленьку к себе, чтобы поцеловать, но девочка выскользнула из маминых рук и понеслась, смеясь и кружась, обратно в детскую.
– Не куколка, а самая настоящая юла, – засмеялся папа, глядя на растерянную маму, – попробуй её поймать.
А Оленьке уже не терпелось показаться Антошке, похвастаться своей новой юбкой, и она, отпросившись у мамы и дав честное-пречестное слово со двора ни ногой, вышла на крыльцо. Верный друг, как всегда, был тут как тут:
– Наконец-то, – воскликнул он, завидев девочку, – ой, какая ты! – мальчик обомлел.
– Красивая? – спросила довольная Оленька.
– Нет, белая! – выпалил Антошка, потом подумал и добавил, – ну, и красивая, конечно! – и тут же нетерпеливо продолжил: – Я тебя тут уже целый день жду! Птицы на юг улетают, а тебя всё нет! Над нами уже столько пролетело – не сосчитать! Ой, смотри, ещё летят! – закричал он, указывая в небо.
Оленька послушно задрала голову кверху и зажмурилась от яркого солнца. Прямо над ребятами пролетала стая птиц.
– Так рано же ещё на юг, – удивилась девочка, – тепло ещё.
– Первым пора! – авторитетно заявил Антошка, – Это те, которые насекомыми питаются – соловьи, ласточки, кукушки. Давай, за ними на великах, кто быстрее, а?
– Давай! – Оленька, напрочь забыв о своём честном-пречестном слове, выкатила из сарая велосипед и лихо на него забралась. Ещё секунда, и дети гнали по неровной дороге за улетающими птицами.
Внезапно колесо Олечкиного велосипеда наткнулось на корень какого-то коварного дерева, и девочка кубарем полетела в кусты. При падении юбка зацепилась за педаль, ткань треснула и порвалась. Оленька, вставая на ноги, боялась смотреть на свою белоснежную юбку.
– У тебя дырка, – серьёзно сказал подъехавший к подруге
Антон, – ты что, под колёса совсем не смотришь? – спросил он строго.
Олечка чуть не плакала: что скажет мама? А папа?
– Оля! – издалека услышала она голос мамы, – Оля! Ты где?
Олечка торопливо села на велосипед и помчалась к дому. «Будь, что будет!» – с замиранием сердца думала она.
Мама, увидев свою «нарядную куколку», только руками развела, не в силах произнести ни слова. Зато папа, поняв, в чём дело, и подмигнув притихшему Антошке, сказал:
– А почему, собственно, бант не может быть на боку? Закройте им дырку, и все дела! – смеялся он.
Мама, тихо вздохнув, пошла за ножницами и нитками. Бант мама перешила очень быстро, и даже к бабушке на юбилей они почти не опоздали. А там только и разговоров было, что об Олечкиной юбке и шикарном банте на боку.
– Вот так, девочки, – со смехом сказал папа, – главное – никогда не терять присутствие духа! И ко всему относиться с юмором. Бант перешили, и Олечке, заметьте, не пришлось ходить задом, чтобы его было видно!
Представив себя гуляющей среди гостей задом наперёд, Оленька сначала рассмеялась, а потом подумала, что несмотря на то, что всё закончилось хорошо, впредь она всегда будет держать данное честное слово.

«Вот и всё», – грустно подумала Оленька, глядя на последнюю букву на полке. Жалко расставаться с буквами и с летом. Но тут девочка вспомнила, что завтра в школу, и взволновано вскочила с постели, напугав спящую у кровати Ымку.
– Мама! – громко закричала девочка, – Мамочка! Завтра в школу! – Оленька буквально ворвалась на кухню, а за ней по пятам с радостным лаем мчалась верная подружка.
– А вот и наша ягодка! – навстречу Оленьке из-за стола встала, смеясь, бабушка.
– Бабушка! Дедушка! Тётя Тамара! – Оленька от удивления застыла на пороге кухни. – А когда вы все приехали? – девочка поцеловала бабушку, тётю и уютно устроилась на коленях у дедушки.
– А мы уже давно здесь! Приехали вам помочь яблоки собрать, только тебя и ждали, – лукаво улыбнулся дедушка.
– Вам всем нужны яблоки? – удивилась Оленька.
– Конечно, дорогая, – засмеялась мама, – мы будем варенье варить, сок давить, пироги печь и лето провожать, так что приступай к своей яичнице и в сад!
Пока Оленька завтракала, папа рассказал, что в деревню повадился летать ястреб. Он ворует кур, и жители деревни не знают, как с ним справиться.
– А что ястреб курицу унести может? – удивилась Оленька.

– Конечно, – вмешался дедушка, – их в вольере держать надо, тогда ястреб полетает, покружит, да и отстанет, другое место для прокорма найдёт.
– Я всё! – Оленька вдруг вскочила с дедушкиных колен, покончив с завтраком, и готовая приступить к сбору урожая. – Кто со мной? – девочка вопросительно оглядела взрослых.
– Я! – одновременно сказали бабушка с дедушкой, вставая со своих мест.
– И я! – поддержала мама.
– Я тоже иду, – улыбнулась тётя Тамара.
Одобрительно тявкнула и Ымка.
– Ребята, а с Ымкой у нас получилось семь «Я», – засмеялся папа, – вот она – настоящая семья!
– И правда! – Оленька даже в ладошки захлопала от этого открытия, – Ура! У нас семь «Я»!
Все, смеясь и споря, кто в семье первое «Я», а кто второе, поспешили в прихожую одеваться.
– Подождите, сейчас всем резиновые сапоги раздам, – вдогонку прокричала мама, – трава ещё совсем мокрая.
В прихожей стало непривычно тесно, а потому весело. Кто-то пытался натянуть сапог, кто-то – надеть плащ, кто-то при этом умудрялся посмотреться в зеркало и причесаться, все при этом толкались, щипали и щекотали друг друга. Толку было мало, а смеха и визга – много.
– Кто уже готов – на выход! – скомандовала вышедшая из кухни мама, – а то вы тут до вечера смеяться будете! – и тут же вскрикнула, потому что папа подхватил её на руки и закружил на месте:
– А ты не командуй, – засмеялся он, – а раздавай сапоги!

Оленька была уже обута, поэтому, не дожидаясь взрослых, выбежала во двор. На улице было ясно и ещё совсем по-летнему тепло. В соседнем дворе Антошка с близнецами что-то строили, оказалось, яхту. Они хотели её скорее закончить и запустить на лесном озере, но, узнав, что на повестке дня сбор яблок у Оленьки, яхту решили отложить и сначала помочь подруге.
Когда папа пришёл в сад, он ахнул и сказал:
– Вот уж, действительно, яблоку негде упасть!
И все дружно рассмеялись, так как на поляне, и правда, от людей и вёдер места совсем не осталось. Со сбором урожая справились на удивление быстро, и мама пригласила ребят на яблочный пирог и булочки с ягодами, которые уже успела напечь с утра.
Ребята уютно устроились на кухне и вдруг Олин папа, улыбаясь, спросил:
– Ну, что, ребята, вот и лето закончилось. Какие итоги, чему научились, что полезного сделали?
– Мы плавать научились! – ответил за себя и брата Николай.
– А я – на лошади кататься, – засмеялся Антошка, вспомнив, как сильно испугался в первый раз.
– А я, – Олечка на мгновение задумалась и сказала, – а я нарисовала картинки для книжки про всех нас.
– Ничего себе! – восхищённо воскликнули ребята и примолкли, вспоминая это солнечное тёплое лето. Как быстро оно пролетело!
– Оленька, а принеси ребятам рисунки посмотреть, – подсказала доченьке мама.
Оленька быстро вскочила и побежала в детскую, а когда вернулась, в руках у неё была толстая папка с картинками, которые девочка тут же стала раскладывать на столе.
– Оля, а ты барашка ещё помнишь? – спросил Антошка у подруги, разглядывая первый рисунок, – мы так и не выбрались больше к нему. Он, наверное, уже совсем большой!
– И ёжик, наверное, вырос! – подхватила Оленька, – а, помнишь, как мы на чердаке застряли? – засмеялась она.

– А как ты мамин зонт сломала?
– А как блины жарили, помнишь?
– А конфет объелись?
Так дети перебивали друг друга, перебирая рисунки, а Никита вдруг спросил:
– А мы что теперь совсем не увидимся? У всех школа, кружки… – загрустил он.
– Обязательно увидитесь! – засмеялась Олина мама, – будут у вас и выходные и каникулы, не успеете оглянуться – и снова лето, а с ним и новые приключения! – и она положила ребятам ещё по большому куску яблочного пирога, – так что не грустите, ребята! У вас на самом деле всё ещё только начинается!