Полная версия
Христианская випассана: практика медитации на основе молитвы Господней
Алексей Тарасюк
Христианская випассана: практика медитации на основе молитвы Господней
Благодарности и замечания
Это практическое пособие я с благодарностью посвящаю своей маме, по просьбе которой я его написал. Большое спасибо моей любимой супруге Кате за постоянную поддержку и за то, что эта работа вообще стала возможной. Огромное спасибо всем тем людям, которые своим примером подтолкнули меня на этот путь. Благодаря этим практикам мне удалось преодолеть глубокую депрессию, вызванную роковым стечением обстоятельств, включая неизлечимую травму позвоночника и ряд других, ещё более опасных болезней. Я смог избавиться от ряда тяжёлых зависимостей, которые разрушали мне тело и душу, отравляя отношения с близкими. Вот почему я буду благодарен тем читателям, которые, прочитав эту маленькую книжицу, в свою очередь тоже решатся попробовать описанные в ней медитации. Если вы только отважитесь на это, то сможете сами открыть в себе Живую Истину и начать жить свободно и осознанно, без страха и переживаний. В конце концов, вы ведь ничего не теряете, а приобрести можно столь многое. Так почему бы вам не попробовать?
Этот текст сам построен как медитация. Я писал его в состоянии осознанности, и это состояние передаётся при правильном чтении. Не пытайтесь проглотить его целиком в один присест, иначе вы ничего не заметите. Читайте не спеша, стараясь глубже вникать в каждый смысл. Вникайте сердцем, осознавайте себя и свои чувства во время чтения. Не пытайтесь искать философию, не цепляйтесь к отдельным словам, иначе уподобитесь человеку, который, сварив себе яйца, ест одну скорлупу. Делайте перерывы после каждой главы, чтобы дать время материалу усвоиться. Такое неторопливое чтение принесёт вам массу удовольствия и глубоких осознаний. Текст кажется коротким, но он очень ёмок. Естественно, если его усвоение займёт у вас одну – две недели.
Как автор текста, разрешаю его свободно распространять и копировать в оригинальном виде любыми способами на безвозмездной основе. Запрещаю без предварительного согласования со мной вносить в данный текст любые изменения, переводить на другие языки, а также брать деньги за его распространение. © 2020 Oleksii Tarasiuk, o.tarasiuk@gmail.com
Вступление
Мы все тяжело больны. Мы отравлены жадностью, эгоизмом и ненавистью. Мы не можем перестать думать гадости про других людей. Идём на большие жертвы, чтобы что-то кому-то доказать, чтобы наказать кого-нибудь. Чтобы быть лучше, быстрее, успешнее. Для бешеной собаки сто вёрст – не крюк. Боимся потерять то, что нам никогда не принадлежало. Делим детей Божьих на своих и чужих. Ищем прибежище в алкоголе, наркотиках, извращениях. Вечно о чём-то жалеем, вечно в чём-то нуждаемся, всё время чем-то недовольны, и никогда не бываем спокойны. Всё это разрушает наши тела изнутри, и тогда наша ноша удваивается. Какой в этом смысл?
Сначала жизнь напоминает бескрайний океан возможностей. С годами, по мере того как приобретается жизненный опыт и набиваются шишки, мировоззрение меняется. Океан высыхает, оставляя разветвлённую сеть каналов. Они пока ещё вполне глубоки, чтобы без труда вести корабль своего «Я», под ватерлинию нагруженный амбициями. Но с возрастом здоровья не становится больше, каналы мелеют, их границы сужаются. Привычные занятия начинают приносить нам лишь боль, разочарование и новые проблемы. Сначала приходится отказаться от экстремальных видов спорта, потом от буйных пирушек, и так далее, и так далее. Очередное фиаско приводит к тому, что корабль окончательно садится на мель. Мы оставляем амбиции и продолжаем движение пешком, всё ещё волоча на спине тяжёлый ворох устаревших привязанностей. Глубокое русло, ещё недавно заполненное здоровьем и жизненными силами, почти совсем пересохло, лишь тоненький ручеёк слабо журчит под ногами. Уже и речи нет о том, чтобы выбирать себе путь. Протиснуться бы ещё хоть немного вперёд! Русло переходит в коридор, потом в узкий тоннель, потом в какую-то крысиную нору, ведущую глубоко во мрак. Слева панкреатит, справа диабет, сверху гипертония, снизу гастрит и мочекаменная болезнь. У каждой норы свои стены, но все они с годами лишь сужаются. Мы всё ещё пытаемся протащить в них драгоценные привязанности к сексу, вкусной еде, выпивке, путешествиям, развлечениям, к себе любимым и ненаглядным. И опять получаем лишь боль. И это становится причиной ещё большей душевной боли и фрустрации. А впереди – пугающая бездна небытия…
Мир не поможет. Невозможно решить проблему, оставаясь в рамках системы, которая её породила. Вы можете сесть на диету, ходить в спортзал, на пилатес, йогу, тайцзи и сеансы групповой психотерапии. Всё это немного развеет, немного поддержит, слегка укрепит. Или усугубит, если перестараетесь. Но точно не спасёт. Время всё нагонит и перегонит. И загонит обратно в крысиную нору. Можно каждый день по два часа заниматься тайцзи, и тогда, быть может, вы продлите себе активную старость на несколько лет. Но разве это не глупо – потратить лучшие годы на то, чтобы продлить муки немощной старости? Разве это выгодный обмен?
Буддийский монах Аджан Чаа, чья мудрость несомненна и поразительна, сравнивал жизнь с раскалённым докрасна куском железа. С какой стороны за него ни ухватишься – ожог обеспечен. Вы можете найти самую лёгкую работу, заключить самый удачный брак, жить в самой благополучной стране. И всё равно сполна получите свою порцию горя и болезней. Так устроен мир, так устроены вы, этого не избежать. Если в игре дурные правила, то ни до чего хорошего в ней доиграться невозможно. Если жизнь что-то даёт, то лишь затем, чтобы потом оторвать это с мясом, когда вы к нему прирастёте.
Эйнштейн утверждал: чтобы решить проблему, надо выйти за рамки системы, которая её породила. Куда выйти из собственной жизни? Разве это возможно? Да, это возможно, но путь отыщет не каждый. Для начала нужно хоть немного прозреть. Нужно увидеть, в чём коренится болезнь, назначить правильное лекарство, и принимать его строго по назначению, не больше и не меньше, не чаще и не реже, чем это необходимо для исцеления.
Наша болезнь – это привязанность к собственной жизни. Мы не проводим чёткого различия между собой и своей жизнью. Пытаемся управлять своей жизнью так, как будто она нам принадлежит. На самом деле, наша жизнь принадлежит миру. Она никогда не была ни нами, ни частью нас, ни нашей принадлежностью. У нас нет ни нужды, ни обязанности, ни какой-либо выгоды в том, чтобы прожить её «с толком», «со смыслом», «с удовольствием», или хотя бы даже «подольше». Для того, кто привязан к собственной жизни, она всегда будет наказанием. Если человека за ногу привязать к хвосту разъярённого быка, то это было бы очень похожее наказание. Вы можете думать, что бык вам принадлежит, что вы должны его усмирить, но это опасное заблуждение. На самом деле всё, что нужно сделать – это постараться ослабить узел, чтобы позволить быку скакать и брыкаться без вашего дальнейшего участия.
Изменив отношение к собственной жизни, вы перестанете страдать. Даже физическая боль притупляется, если не относить её на свой личный счёт. Когда я делал свои первые шаги в практике медитации и поза была непривычной, мои ступни часто сводила судорога. Тогда я в панике бросал медитацию и начинал растягивать спазмировавшую мышцу, чтобы предотвратить нарастание нестерпимой – как мне тогда казалось – боли. Теперь, по прошествии нескольких лет регулярной практики, судороги всё ещё изредка случаются. Но теперь они доставляют лишь радость. Я просто наблюдаю, как боль постепенно нарастает, достигает своего пика, а потом постепенно уходит. Я радуюсь тому, что больше не нахожусь в рабстве у собственной боли. Боль существует отдельно, её щупальца слишком коротки, чтобы добраться до меня.
Истина в том, что мы существуем отдельно от бешеной мясорубки под названием «жизнь». Если хотите сберечь себе пальцы, не суйте их в мясорубку. Если хотите сохранить себя, не суйте себя в свою жизнь. Истинное счастье – это покой. Жизнь – это движение, непрерывные перемены и вечная борьба, бессмысленная и безнадёжная. Она полна соблазнов, но никогда не принесёт вам покой. Когда вы сможете вынырнуть из круговорота собственной жизни, вы узрите сияние Истины и познаете блаженный покой Бога.
Бог и ваши проблемы находятся на разных полюсах. Невозможно быть одновременно близко и к Богу, и к своим проблемам. Если вы зарываетесь в свои проблемы, вы теряете связь с Богом. Обретая связь с Богом, вы теряете свои проблемы. Ваши проблемы – это то, как вы себе представляете мир. Бог находится вне этого мира и вне ваших о нем представлений. Чтобы приблизиться к Нему, вам придётся отбросить и то, и другое. Взамен вы получите покой, блаженство и свободу от любых проблем.
Чтобы исцелиться, нужно правильно принимать лекарство. Иисус нам дал очень хорошее лекарство, но правильно ли мы его принимаем? Представьте себе больного, которому врач прописал лекарство. Вместо того, чтобы принимать его регулярно и строго по назначению, больной раз в неделю ходит с рецептом в аптеку, чтобы укрепить свою веру в доктора. Рецепт он не отоваривает, ибо считает, что должен всегда иметь его под рукой и перечитывать время от времени, для укрепления веры в доктора. Вы бы сказали, что такой пациент – глупец. Но ведь большинство христиан именно это и делают с Библией. В Иисуса не нужно верить, за ним нужно следовать. Иисус – это пример для подражания, а не идол, на которого молятся язычники. Иисус ни разу не сказал, что надо на него молиться. Зато он молился сам, и учил нас делать это так же, как он. Он обращался к нам как равный к равным, ибо все мы – дети Отца Небесного. Будьте последователями, не становитесь идолопоклонниками. Не подменяйте духовную практику культом личности.
Иисус дал нам много чрезвычайно полезных и мудрых наставлений, но лишь одно из них предназначено для регулярного – как гигиена полости рта – ежедневного применения. Именно на нём и следует сосредоточить усилия. Это – молитва Господня. Следует читать её регулярно и правильно. Она – великое лекарство. Это – ваша гигиена полости сердца, которая очистит его и сделает мудрым. Всё христианство можно уместить в две главные заповеди Иисуса и эту молитвенную практику. Две главные заповеди – это «Возлюби Господа Бога твоего всей душой, всем сердцем, всем разумением и всею крепостью», и «Возлюби ближнего своего как самого себя». Они – о том, чего следует достичь. Молитва Господня – о том, как именно этого достичь. Этого вполне достаточно для гарантированного исцеления.
Чтобы соблюсти заповеди, данные Иисусом, нужно их понимать. А кто из нас задумывался, что это значит – возлюбить крепостью? Как это вообще можно себе представить? В чём вообще разница между тем, чтобы возлюбить душой, и возлюбить сердцем? Что это за странные такие четыре вида любви? Что здесь вообще подразумевается под словом «любовь»? Ведь нельзя же испытывать чувство любви разумением или крепостью… А может, это всё просто для красного словца было добавлено? Нет, не для красного словца, и в этой заповеди заложен важный смысл.
Душа – это средоточие наших чувств. Сердце – это средоточие наших желаний. Разумение – это средоточие наших мыслей и представлений. Крепость – это средоточие наших морально-нравственных установок и волевых поступков. Это – четыре стихии нашего внутреннего мира: земля, вода, воздух и огонь соответственно. То, чем они наполнены, мы воспринимаем как самих себя. Мы никак не можем вырваться из этого порочного круга самовоспроизводящегося страдания: негативные чувства порождают страстные желания, желания порождают мыслительный поиск, мышление разрешается в волевых поступках, которые лишены мудрости и порождают ещё больше страдания. Так в нас живут и крепнут зависимости, навязчивые идеи, неврозы, бесы – называйте их как хотите, не в этом суть. Суть в том, что они живут вашу жизнь вместо вас, заставляя вас думать, что они – это вы. Во всём этом нет Бога. Нельзя служить двум хозяевам одновременно. Всё это нужно очистить, опустошить, отбросить, сжечь в огне любви к Богу и сострадания к самим себе. Нужно проникнуться отвращением к этому порочному кругу жизни зависимостей.
Все духовные практики нацелены на то, чтобы разрушить этот порочный круг, воздействуя в различной степени на отдельные его звенья. Даосская практика недеяния нацелена прежде всего на очищение стихии огня. Буддийский восьмеричный путь нацелен на устранение страстного желания, то есть на очищение стихии воды. Различные аскетические практики нацелены по большей мере на очищение стихии земли. Христианская практика молитвы Господней одновременно и в равной мере воздействует на все четыре стихии, поэтому она весьма надёжна и действенна.
Чтобы молитва подействовала, нужно её правильно понимать. Вы можете с большим и неотступным усердием ухаживать за пашней духовной практики, но если в неё не посеять зерна понимания, то вместо урожая мудрости вырастут лишь сорняки заблуждения. Поэтому на начальном этапе практики следует глубоко усвоить правильное толкование слов молитвы. Сначала нужно понять умом, потом – сердцем. Вся дальнейшая практика ведёт к ещё большему углублению этого понимания. Изначально наши сердца глупы, их природа – животная, не божественная. Цель практики – воспитание мудрого сердца, обладающего правильным пониманием, безмятежностью и чистотой. Такое сердце – дом для Духа Святого.
Толкование слов молитвы
Молитва начинается со слов: «Отче наш, сущий на небесах!». Это не просто обращение. Мы произносим это не для привлечения внимания к своей персоне. Бог – не рассеянный старичок, чтобы нужно было кричать ему, обращая на себя внимание. Ему не нужны наши обращения. Следует произносить эти слова молитвы не для того, чтобы напомнить Богу о себе, но чтобы самим себе напомнить о том, кто мы есть. Мы проживаем всю жизнь в забытьи. Нас с головой засосало в трясину мирской суеты. Именно поэтому мы не ощущаем Его присутствие. Чтобы хоть немного приподняться над этой трясиной, мы напоминаем себе: «Отче наш сущий на небесах!». Наша истинная природа божественная, не мирская. Наш истинный дом – не здесь. Всё происходящее в материальном мире – лишь декорации, иллюзия, сон заблудившегося рассудка. Мы должны осознать себя присутствующими вне вещного мира, там, где единственно возможно истинное присутствие. Мы должны пробудиться, очнуться, восстановить связь с Источником. Произнося эти слова молитвы, постарайтесь как можно ярче почувствовать нереальность материального мира, как будто это лишь сон. Отстранитесь, дистанцируйтесь от мира. Вы почувствуете, что между вами и миром образовалось пустое пространство, вы как бы оказались в пустоте, вне всего. Поначалу Бог воспринимается как пустота. Потом Вы увидите, что эта пустота излучает осознанность, блаженный покой и безусловную любовь ко всему сущему. Она засияет для вас светом Истины. Вы узнаете, что внутри вас – точно такая же пустота, что всё остальное, чем вы пытались быть или казаться – лишь грязная скорлупа, скрывавшая истинное сокровище. Но поначалу вы можете воспринять Его лишь как обычную пустоту.
Чем больше вы сможете отстраниться от мира, тем отчётливее будет ощущаться присутствие Бога. Не пытайтесь Его себе как-то представить, иначе создадите идола в своём уме. Если идола выстрогали из дерева, его можно сжечь. Если идол высечен из камня, его можно разбить на осколки. Идола, отлитого из металла, можно переплавить на колокола и кастрюли. Но как избавиться от идола, сотканного из ваших собственных убеждений? Опасность критически высока, и лишь единицам удалось её избежать. Поэтому лучше забудьте об ангелах, демонах, духах, и о загробном мире со всей его географией и бухгалтерией. Забудьте даже о Боге и об Антихристе, ибо все эти представления – лишь материал, из которого, как гомункулус из пробирки алхимика, вырастает ментальный идол, которого нельзя ни сжечь, ни расплавить, ни разбить на куски. Я называю его «карманным богом», потому что он только и делает, что потакает всем заблуждениям своего «носителя», оправдывает все его нехорошие желания и поступки. Маленький идол слеплен по образу и подобию своего творца – большого идола под названием «Я». Поэтому у каждого свой уникальный «карманный» божок, двух одинаковых не сыскать. Если Вы «верите в Бога», ответьте честно, на кого он больше похож – на Вас, или ну хоть на кого-то из ваших товарищей?
Слепой от рождения, который даже не ведает, что значит слово «свет», тоже имеет какое-то своё представление о свете. Ум так устроен, что он всему создаёт представление, будь оно ведомо или не ведомо. Ведь роль ума заключается в том, чтобы прокладывать маршруты, ведущие за рамки наличного опыта. Эта деятельность мало чем отличается от метода «научного тыка». Поэтому, когда такому слепцу скажут: «иди к свету!» – он даже может сам себе выдумать какую-то чушь о том, куда и как нужно идти. Если он встретит другого такого же слепца, то подерётся с ним из-за различия в убеждениях о природе света и пути к нему. Слепой не может видеть свет, зато отлично чувствует тепло. И если Вы заметите, что не бывает света без тепла, то можете сказать ему: «иди туда, откуда веет теплом!» – и он пойдёт навстречу свету, ибо от света исходит тепло. Пока вам не видно сияние Истины, бесполезно советовать: «обратись к Богу». Но не бывает Бога без мудрости, любви и сострадания ко всему живому на Земле, как не бывает света без тепла. Поэтому не пытайтесь приблизиться к Богу, это невозможно, как невозможно рыбе стать ещё ближе к воде. Вместо этого усердно обучайте свой разум и сердце мудрости, любви и состраданию, так вы не собьётесь с пути. Ведь цель не в том, чтобы куда-то прийти, а в том, чтобы когда-то прозреть.
Когда вы цепляетесь за убеждения, вы укрепляете эго. Когда вы цепляетесь за религиозные убеждения, вы создаёте «карманного бога», и поклоняетесь ему вместо Бога истинного. Ваше эго растёт, а свет меркнет, и приближается смерть, одиночество и боль. В конце концов страх разрастается настолько, что становится трудно дурачить «карманным богом» даже самого себя. Сходите на христианское кладбище, вот где вы увидите настоящий парад фальшивой веры. На каждой могиле красуется крест – где-то маленький, где-то побольше, где-то совсем огромный, высотой с фонарный столб. Все эти кресты нужны для того, чтобы успокоить вас. Они должны убедить вас в том, что ваша вера – не выдумка, что ваш «карманный бог» существует, и никакой смерти нет, по крайней мере для вас. Чем больше крест, тем, наверное, твёрже должна быть уверенность. Какого размера вам нужно поставить крест на вашей собственной могиле, чтобы вам было не страшно умирать?
Некоторые люди перепробовали много разных духовных учений, и от каждого оставили себе пачку особо полюбившихся убеждений. Убеждения похожи на одежды, в которые вы одеваете ум. Если одежду носить, не снимая, она станет грязной, рваной и вонючей. Тогда вам захочется переодеться во что-то поновее, но привязанность не позволит расстаться со старым тряпьём, и вот вы напяливаете новое и чистое платье поверх обветшалого. Со временем и оно становится грязным и зловонным, и история повторяется много раз. Страшно представить, какие мерзкие паразиты разводятся в этом «рулете». Не поступайте так. Лучше разденьтесь догола и предстаньте перед Богом как есть. Пусть ваш ум засияет своей первозданной чистотой. Читая священные тексты, не пытайтесь что-либо запомнить, урвать для себя. Пусть информация без задержки проплывает мимо, как облака над головой. Читайте сердцем. В своих речах не ссылайтесь на строки из умных книг. Не пытайтесь кому-либо что-то доказывать. Миллион самых мудрых цитат не заменит дух Истины и Жизни в вашем сердце.
Вы спросите – а как же жить без убеждений? Один товарищ мне как-то выразил мнение, что не имея стойких убеждений люди утратят страх божий, и неминуемо сорвутся в беззаконие. Но разве убеждения могут быть прочной основой для вашего образа жизни? Даже ваше тело не может служить такой основой. Оно стареет, в нём появляются одни болезни и исчезают другие, и вам приходится подстраивать образ жизни под ваши болезни и слабости. В этом мире всё ветшает и распадается, чтобы потом принять новую форму, и цикл повторяется вновь и вновь. Убеждения – часть этого мира, они тоже ветшают и распадаются. Если вы вцепитесь в убеждения, то уподобитесь муравью, вцепившемуся в лист, гонимый ветром. В этом мире вообще ни на что нельзя опереться.
Все явления этого мира – лишь пузыри в бурлящем кипятке. Единственное, что остаётся в нём постоянным, так это то, что кипяток может ошпарить. Мирская жизнь полна страдания, забот и беспокойства. И эта истина – единственное, на что вам можно опереться, чтобы оттолкнуться от мира, несущего боль. Так и всякая птица нуждается в прочной опоре, чтобы взмыть в небо и быть уж свободной. Вас освободит ваша мудрость. Мудрость – это ваши крылья. Страдание – основа мудрости.
Разочаровавшись в мире, осознав, что его природа – страдание, вы неизбежно пересмотрите свою систему ценностей. Вам больше не захочется гоняться ни за удовольствиями, ни за впечатлениями, ни за общественным признанием. Больше всего этого вы начнёте ценить покой. Такой покой, который есть только у Бога. Вот тогда в полной мере раскроется смысл второй строчки молитвы – «Да святится имя твоё!». Этот призыв – отнюдь не льстивое подлизывание к грозному и всемогущему деспоту. Бог совсем не такой, Ему ни к чему ваша лесть. Эта строчка опять адресована не Ему, а самому молящемуся. Она нужна, чтобы мы вспомнили, что для нас нет и не может быть большей ценности, чем сам Бог. По сравнению с возможностью ощущать присутствие Бога в своей жизни, жить в неразрывной гармонии с Ним, ценность всего остального ничтожна. Не повторяйте эту строку механически. Вложите в неё правильный смысл, прочувствуйте его всей своей кожей, и пусть ощущение смысла дойдёт до кишок. Повторите эту строку столько раз, сколько нужно, но только делайте паузы межу повторениями, чтобы смысл успел глубже дойти.
Мирская круговерть засасывает, как турбина авиалайнера. Если вас туда затянет, то покромсает на фарш. Ещё недавно я считал себя почти просветлённым и вроде как почти спасшимся, но вот в соседней стране кровавый диктатор надругался над народом, отняв право голоса у миллионов, применив дубинки, пули и гранаты против мирных протестующих. Целый народ получил психологическую травму, сравнимую с грубым изнасилованием. И вот я снова ввергнут в эту мясорубку под названием «мир». Меня переполняет гнев и жажда возмездия за массовое надругательство над человеческим достоинством. Как это далеко от чувства любви и сострадания! Но ежедневная молитвенная практика делает своё дело, и мало-помалу я восстанавливаю мир и безусловную любовь в своём сердце. Я не хотел писать эту книгу потому, что знаю, что ещё не готов. Но чувство сострадания к озверевшим от страха и ярости людям в погонах заставило меня взяться за эту работу уже сейчас. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-то из них прочитал её и, может быть, научился отпускать. Очень важно уметь отпускать, иначе придётся всю жизнь прожить в бешенстве. Каждый из нас должен построить в своём сердце царство мира и безусловной любви. Об этом – третья строчка молитвы: «Да приидет царствие твоё». И снова, это – не призыв к Богу, чтобы Он к нам спустился и что-то принёс, а указание для самого молящегося, чтобы он усердно работал над очищением своего сердца.
Эго – это клубок зависимостей, сплетённых в общий жизненный сценарий. Этот сценарий должен быть разрушен, поскольку он служит вашим зависимостям. Жизненный сценарий – это мрачная башня, в которой томится ваш дух. Виктор Цой очень точно подметил: тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли станет думать о чём-то другом. Жизнь по плану исключает возможность спасения, ибо его невозможно никак запланировать. План – это мёртвая абстракция. Туда можно втиснуть такого же мёртвого «карманного божка», но в нем нет места для истинного, живого Бога.
Будущее никогда не бывает таким, каким мы его представляем. Ваша «башня» то и дело трещит по швам, но вы безустанно латаете её, а когда она всё-таки рушится – рыдаете на руинах. Вдоволь погоревав и не набравшись при этом ума, вы приступаете к возведению новой тюрьмы. В этом нет мудрости. Когда Марпе нужно было быстро подготовить ум Миларепы к восприятию учения Будды, он заставил Миларепу без конца строить башни, а потом сразу же их разрушать. Каждая такая стройка – это вся ваша жизнь в миниатюре. Мудрость приходит тогда, когда вас начинает тошнить ото всех этих «башен». Разрушьте эту тюрьму для духа, и пусть отныне его постоянным прибежищем станет неопределённость. Неопределённость – это священное место, в котором максимально обостряется ощущение связи с Богом. Об этом – четвёртая строчка молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». Произнося её, каждый раз вспоминайте и старайтесь прочувствовать её истинный смысл.
«Хлеб наш насущный дай нам днесь». Мы так беспокоимся о том, чтобы нам хватило и на завтра, и на послезавтра, и на год, и на два, и на десять, и на чёрный день. Детям, внукам, на похороны, на яхту, на велосипед, на мешок мёрзлой картошки в голодный год, на зубные протезы, на пирамиду Хеопса, в которой нас же и похоронят. Боимся, что мы заболеем, что нас обворуют, ограбят, уволят с работы, не пустят грабить других. Всё это – различные проявления тяжёлой зависимости от материальных условий нашего существования. Мир движется, и эти условия тоже меняются. Когда мы цепляемся за условия жизни, то перемены причиняют нам страх, гнев, беспокойство и боль. Чем больше условий мы считаем необходимыми для собственного благополучия, тем больше поводов для беспокойства. Так счастья не достичь.