Полная версия
Стили интерьера с Татьяной Антонченко
Ренессансу присущи рациональность и четкие границы. Нет больше ломаных линий. Линии становятся строгими и, как правило, прямоугольными. Ренессанс приветствует простые геометрические формы: шар, куб, прямоугольник и квадрат.
Так как стиль Ренессанс зародился в Италии, в Средневековье для строительства садов, дворцов и прочих сооружений приглашали архитекторов, воспитанных на итальянских образцах. Архитекторы эпохи возрождения умели создавать ту среду, которая вдохновляла знатных людей заниматься искусством, музыкой и литературой.
Кратко об особенностях стиля
Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные тона; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы.
Материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотические породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.
Отделка резным деревом (черное дерево, дуб, орех, экзотические породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник. Мраморные лестницы, полы, стены. Орнамент от античных образцов. Различные колонны, пилястры, лист аканта, канделябры, купидоны, гротески, арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т. д.
Мебель эпохи Возрождения – это ясность конструкции и линий. Она четкой формы с архитектурными элементами, как палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.
Предмет N 1 – кровать (на возвышенности), N 2 – сундук-кассоне (с резьбой и росписью).
Два типа столов: прямоугольный с толстой столешницей на двух опорах; центральный (круглый, 6-, 8-угольный) на одной опоре.
Венецианская мебель, корпусная мебель.
Мебель выполняется из дерева или металла. Популярно золочение. Шкафы и поверхности прочей мебели декорируются рельефным узором в античном духе.
Стиль в интерьере
Для дизайна интерьера в стиле Ренессанс полы должны быть выполнены из натурального камня или дерева. Вместо натурального камня сегодня рационально использовать керамогранит или керамическую плитку, имитирующую мрамор или другой природный камень.
Потолки высокие, выполнены в виде сводов. Для дизайна интерьера в стиле эпохи Возрождения отлично подходят многоуровневые потолки с картиной или орнаментом в центре, выполненным в духе античности.
Стены в стиле Ренессанс – это гладкий природный камень, мрамор, песчаник и штукатурка. Именно в эпоху Возрождения начала активно использоваться для украшения стен декоративная штукатурка, которой покрывали обычно только одну из стен. Сегодня удобно использовать керамическую плитку или современную штукатурку, имитирующую поверхность мрамора.
Для стен в стиле Ренессанс характерно наличие ниш, украшенных росписью или фреской. В таких нишах эффектно смотрятся статуэтки из бронзы.
Ванна в стиле Ренессанс может быть из чугуна, с массивными позолоченными ножками, желательно с художественной ковкой. Смесители и душ необходимо подобрать классической формы бронзового или позолоченного цвета.
К предметам декора в стиле Ренессанс относятся картины «под старину», состаренные предметы мебели, выдержанные в этом стиле. Кованая мебель, аксессуары из слоновой кости, канделябры, сундуки-кассоне (украшенные резьбой, инкрустацией или росписью) помогут воплотить стиль Ренессанса. Конечно, не обойтись без канделябров, массивных, возможно, даже кованых.
Ренессанс до сих пор поражает нас пространственными эффектами, каменными элементами дизайна, росписями на стенах и отсутствием контраста, дарящим гармонию и спокойствие.
Маньеризм
Маньеризм позиционируется как переходный стиль от классических массивных, монументальных форм в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) к стилю новому, пропагандирующему пышность и величие, роскошь и пафос – стилю барокко.
Маньеризм (итал. manierismo – вычурность, манерничанье, от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее стилистические тенденции, а также определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI века. Название «маньеризм» стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье – обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.
Этот этап, а длился он всего лишь 25 лет, отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Главенство формы над содержанием. Красота отдельной детали важнее красоты целого. Характерны удлиненность фигур, напряженность поз (контрапост), причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой.
Кратко об особенностях стиля
Роспись стен и потолков, украшение фресками (картины, орнаменты, псевдолепнина, псевдобарельефы, псевдостатуи, ложные двери и окна).
Перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства.
Вычурная красота и выразительность деталей.
Непродуманность планировок зданий, отсутствие определенных принципов организации формы.
Более живое и оригинальное использование цвета и форм, чем при Ренессансе, цвета яркие.
Богатые, золотые, серебряные инкрустации.
В живописных, скульптурных композициях, необычных фрагментных и световых эффектах используется перспектива, изображения людей с удлиненными пропорциями.
Маньеризм оказался временным, переходным явлением, разрушив классику Итальянского Возрождения и не создав своего художественного стиля, – течением без прошлого и будущего. Но, может, вам удастся запечатлеть элементы стиля или воплотить целый интерьер-маньеризм и тем самым дать новую жизнь этому скоротечному стилю? Смотрите! Манерничайте! Творите!
Барокко
Барокко является одним из самых пышных и торжественных стилей как в архитектуре, так и в дизайне интерьеров. Его предназначение – открыто демонстрировать престиж и благополучие владельца. Само слово barocco в переводе с итальянского обозначает «вычурный». Это слово кратко и емко характеризует все, что относится к данному стилю.
Главные черты – это величие, пышность форм, пространственный размах, массивность, изменчивость, динамичность, бесконечный ритм кривых линий и всевозможные эффекты освещения. Барокко соединило два понятия – стиля и образа жизни. Ассоциируется с музейным стилем.
Время, когда стиль барокко в интерьере достиг своего наивысшего расцвета, приходится на XVII–XVIII вв. Самым ярким примером, на мой взгляд, является Версальский дворец, принадлежащий Людовику XIV – «королю-солнцу». Это прозвище он придумал сам. Согласно легенде, однажды, гуляя по саду Тюильри в пятилетнем возрасте, молодой король заглянул в лужу, в которой отражалось солнце, и закричал: «Я солнце!
Я солнце!» С тех самых пор его все именно так и называли. Это прозвище настолько нравилось Людовику, что его эмблемой стало солнце.
История Версальского дворца начинается в 1661 году. «Король-солнце» уже давно мечтал о чем-то таком, что могло бы поразить каждого своей красотой, величием. И он решает заняться проектом всей своей жизни, на который потратит 50 лет. Устройство дворца с каждым годом все больше ставало гелиоцентрическим по форме, так как сам монарх считал себя «солнцем».
И не важно, сколько средств было потрачено на создание этого шедевра архитектуры. Важно, какая красота досталась потомкам!
Нужно отметить, что и сейчас есть приверженцы роскошного барокко – люди, без сомнения, неординарные, избегающие обыденности повседневной жизни и стремящиеся приблизить свое жилье к образцам дворцового искусства.
Кратко об особенностях стиля
Цветовая гамма: яркие краски, богатая игра света и тени; популярные барочные цвета – белый в сочетании с золотым.
Орнамент: цветочный, линии извилистые.
Главные материалы, используемые в решении интерьера барокко: слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркала, каменная мозаика, мрамор, бронза.
Традиция стиля – обивать кресла, сиденья, диваны и другую мягкую мебель дорогой тканью и бахромой. Стены и потолок украшаются богатой лепниной, резным деревом, красивыми гобеленами.
Роспись потолков, богатая резьба и инкрустация, красивые камины, бронзовые и позолоченные накладки на мебель, балдахины, витрины, напольные часы, украшенные бронзой.
Мебель шершавая, выпукло-вогнутая, лакированная. Динамичные по форме стулья, кресла, диваны, шезлонги, круглые и прямоугольные столы с массивными столешницами из цветного мрамора или мозаики, ножками в виде женских фигур или с головами львов и баранов.
Кровать-шатер, секретеры, витрины, двухстворчатые шкафы, зеркала, скульптурные группы, вазы, картуш и т. д.
Среди новых предметов мебели, которые принес с собой стиль барокко, можно назвать туалетный столик для дам, комод с несколькими выдвижными ящиками, а также постаменты и витрины для скульптур.
Стиль в интерьере
Если вы счастливый обладатель просторной ванной комнаты, можно оформить ее интерьер неординарным способом, выбрав для этих целей, к примеру, эксклюзивный стиль барокко. Решение в наши дни несколько экстравагантное, но в то же время удачное, если речь идет именно о большой площади. Стилизованная под барокко мебель и аксессуары будут украшать интерьер вашей ванной, привнося в ее атмосферу аристократизм и элегантность.
Что же необходимо, чтобы придать интерьеру ванной комнаты классические черты барокко? Прежде всего, элегантный фаянс: ванна, унитаз и раковина, установленная на стилизованном столике. Вы можете установить сюда также барочный шкафчик, столик с креслом и повесить элегантные занавески с классическим рисунком.
Ванну можно поставить на специальный подиум прямо посередине всей комнаты. Сама ванна может быть из чугуна, с массивными позолоченными ножками, желательно с художественной ковкой.
Смесители и душ необходимо подобрать необычной формы, например, напоминающей статуэтку или скульптуру.
Из материалов в интерьерах будут уместны мозаичная плитка на стенах и на полу, а также плитка под натуральный камень. Данные материалы придадут интерьеру богатства и роскоши, соответствующих стилю барокко.
И, конечно, зеркала во всех помещениях! Зеркала в стиле барокко играют не только бытовую роль, они выступают отдельным элементом декора или аксессуара. Их может быть несколько. Важно, чтобы форма была округлой, а рама позолоченной и украшенной росписью или резьбой.
Множество помпезного декора: постаменты для скульптур, напольные часы, скульптурные группы, вазы, шкатулки, картуш и т. д.
Для ценителей роскоши, изыска и желающих погрузиться в дворцовую атмосферу барокко в интерьере является лучшим решением, ведь, несмотря на внешнюю помпезность, данный стиль воспринимается великолепно!
Рококо
Очень часто стиль рококо путают с барокко, и этому есть объяснение. Рококо также известен, как стиль позднего барокко, но, в отличие от последнего, использует совершенно другие мотивы. Этот стиль очень яркий и богатый стиль, но, вопреки всем сложным декоративным деталям, рококо также и весьма элегантен.
Стиль достиг пика своей славы с 1700 по 1780 год в Западной Европе и нашел отображение в искусстве и музыке. На французском языке rococo обозначает «украшение из раковин и камней», что очень соответствует этому стилю. Асимметрия рококо черпает свое вдохновение из природы, используя кривизну. Квадратные формы уступили место извилистым фигурам и линиям.
Можно с уверенностью сказать, что если барокко – стиль королей, то рококо, несомненно, стиль фавориток – будуарный и эротичный, уютный и изящный.
Когда мы говорили о барокко, вспоминали о Версале. Так вот, кроме самого дворца, на территории этого дворцово-паркового ансамбля были построены еще два замка, разные по величине. Первый, Большой Трианон, был построен для отдыха «на природе» в стиле классицизм, а второй – Малый Трианон, в стиле рококо – принадлежал жене Людовика XIV, потом мадам де Помпадур, любовнице Людовика XV, а после становится любимым местом королевы Марии-Антуанетты.
Обязательно посетите Версаль – и вы познакомитесь с двумя самыми роскошными и пышными стилями интерьера в истории.
Основными принципами рококо в искусстве были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм, романтизированные восточные мотивы. Интерьеры изящны, декоративны и легки.
Кратко об особенностях стиля
Цветовая гамма: желтый, розовый, золотистый, голубой, кремовый и цвет слоновой кости. Комбинация пастельных и золотистых тонов является характерной чертой этого стиля. Несколько блеклый, переливающийся колорит.
Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров, рельефы, живописные панно, эротические и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции, изысканная отделка по мотивам китайского искусства.
Зеркала в золотых ажурных рамах, гобелены, статуэтки из фарфора, лаковые китайские шкатулки, бюсты.
Дорогие ткани: атлас, шелк, матерчатые цветы.
Стиль в интерьере
Ванная в стиле рококо очень романтичная и просторная. Можно использовать пастельные, позолоченные или просто белые элементы, лепнину.
Смесители – желательно золотые или бронзовые. Стены – плитка с растительным или пасторальным рисунком. Идеально ванна с металлическими ножками и элементами резьбы, позолоты.
Чем более роскошная, вычурная, резная сантехника и мебель будет установлена в ванной комнате, тем более читаемым будет стиль рококо.
Для интерьеров в стиле рококо прекрасно подойдет мебель с различной позолотой, росписью, резная. Хорошо будет смотреться консоль, предпочтительно на высоких слегка изогнутых ножках. Дополнительно она может быть оснащена выдвижными ящичками. Консоль выполняет также функцию дамского туалетного столика.
Также хорошо будут смотреться старинные комоды с позолоченной или медной фурнитурой.
Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства своей эпохи по изысканности, красоте ассиметричных композиций, духу интимности, комфорта и личному убранству.
Вся атмосфера и энергетика этого стиля передана в биографическом фильме «Мария-Антуанетта» Софии Копполы о жизни королевы Франции Марии-Антуанетты. Фильм снимали в 2006 году в Версальском дворце.
Шинуазри
Ответвлением стиля рококо стал шинуазри (от фр. chinois – китайский). Шинуазри безусловно нельзя назвать стилем, это скорее влияние на декоративные приемы эпохи рококо открытой европейцами в XVIII веке восточно-азиатской культуры.
Шинуазри известный широким использование мотивов и приемов китайской живописи Средневековья и большим интересом к тончайшему фарфору.
Это направление стало царить в западных особняках, начиная с 1720 года. Именно тогда пышные, парадные интерьеры барокко сменились камерной и уютной рокайльной обстановкой, в которой создавались особые уголки для раздумий, уединения или беседы тет-а-тет.
Китайский стиль использовался в основном для отделки кабинетов, будуаров, гостиных. Гораздо реже его можно было встретить в столовых или спальнях.
Термин «китайский интерьер» вовсе не означает, что декораторы точно копировали восточные образцы. Скорее это была причудливая смесь двух культур. Рядом с подлинными вазами и статуэтками, привезенными из Поднебесной, располагались картины, шпалеры или панно, созданные европейскими мастерами.
В моде были экраны для каминов и передвижные ширмы, расписанные в «восточном духе».
Стиль в интерьере и его особенности
Для шинуазри характерна изысканная роскошь, использование дорогостоящих отделочных материалов.
К примеру, стены украшались бумажными или шелковыми китайскими обоями, стоившими порой целые состояния. Высокая цена настенных покрытий из шелка объяснялась длительной и очень сложной технологией обработки ткани. Ее пропитывали особым составом, по своим свойствам напоминающим крахмал, а затем пропускали между горячими валиками. В результате шелковые обои становились очень прочными и блестящими. Для их росписи использовались краски, изготовленные из таких минералов, как малахит, лазурит, киноварь, лимонит и др. Позднее подобные обои научились изготавливать и в Европе.
Ванная в стиле шинуазри. Можно использовать пастельные, позолоченные или просто белые элементы, лепнину. Наиболее эффектно будет выглядеть ванная комната с лаковым и золотистым декором. Такой стиль получил название «шинуазри на черном фоне». Благодаря теплым и мягким оттенкам такая комната приобретает шарм настоящего дамского будуара.
Смесители желательно хромированные, золотые или бронзовые. Стены – плитка с растительным орнаментом или рисунком. Также можно использовать в отделке полные символического смысла изображения драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, пейзажные наброски и иные экзотические мотивы.
Для шинуазри прекрасно подойдет мебель с позолотой, росписью, резная и лакированная. Идеально – ванна с металлическими ножками и элементами резьбы, позолоты. Хорошо будет смотреться консоль, предпочтительно на высоких ножках.
Следует отметить, что шинуазри благополучно пережил рокайльную эпоху и во всем своем великолепии возродился уже в XX веке как элемент стиля ар-деко и вновь стал пользоваться спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920–1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшим эстетику шинуазри в 1920–1930 годы, была венгерская фирма Herend.
Сегодня отдельные предметы этого стилевого направления украшают многие классические интерьеры, свидетельствуя об утонченном вкусе и, что уж греха таить, состоятельности их владельцев.
Ампир
Хотите почувствовать себя императорской особой? Тогда ампир – для вас. Этот стиль зародился во Франции во времена Великой французской революции, когда Наполеон требовал помпезности и торжественности во всем, в частности и во внутреннем убранстве покоев.
Ампир – торжественный, парадный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. Богатый декор с мотивами военных символики. Формы массивны и упрощены. Подчеркнута монументальность, царит интеллектуальная атмосфера, праздник, парад.
Кратко об особенностях стиля
Используются красное, черное дерево.
Характерны яркие цвета наполеоновского флага (красный, синий, белый). Также позолота, хрусталь, металл, стекло, ковка, ткани, фарфор.
Резьба не применяется!
На мебели бронзовые и позолоченные накладки, плавные линии, фризы, балдахины.
Орнамент египетский.
Стиль в интерьере
Мебель прямоугольная, массивная, столы круглые и овальные, книжные шкафы с решетками, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины. Ножки кроватей, столов, кресел в виде львиных лап, грифонов, сфинксов, спинки стульев в виде лиры, туалетные столики, жардиньерки – круглые подставки для цветов, клавикорды, стоячие зеркала – псише.
Многорожковые светильники на стенах, бронзовые люстры, стеклянные подвески. Богатый декор с мотивами военной символики: скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки.
Богатый интерьер ванной в стиле ампир можно реализовать в просторном помещении. Создается интерьер ванной с использованием натуральных материалов – гранит, мрамор, керамика. Ванная и раковина для интерьера в стиле ампир подбираются округлых форм. Цветовая гамма – насыщенная, от светлых кремовых до розовых пурпурных цветов. В декоративных целях активно используются позолоченные или бронзовые вставки в отделке стен и потолка.
В интерьере используется фигурная лепнина, гнутые ножки в виде львиных лап, грифонов, сфинксов – это то, что отличает ампир от современных стилей. Впишутся также полки, шкафчик, тумбочка со стилизованными бронзовыми и позолоченными накладками. Зеркало в позолоченной рамке, многорожковые светильники в металлических оправах, различные статуэтки на полочках – завершающие штрихи композиции. А изюминкой императорской комнаты станет изящное кресло с гнутыми формами и яркой обивкой.
Стиль – воистину императорский! Для целеустремленных, смелых людей. Главное – рискнуть и не побояться использовать цвет.
Бидермайер
Стиль просуществовал всего лишь 33 года. Возник он в большей степени в Австрии и Германии, но распространил свое влияние на всю Европу. Название получил по имени Готлиба Бидермайера, фамилия которого в дословном переводе означала «бравый господин Мейер». Это слово стало олицетворением мещанства, основной целью которого стала спокойная и размеренная жизнь.
Бидермайер – наследник ампира, иногда его называют упрощенным ампиром. Стиль среднего класса, простых немецких бюргеров возник в противовес парадному дорогому ампиру – стилю Наполеона и верхушки дворянства. Придя на смену пафосному и «нежилому» ампиру, бидермайер принялся воспевать уют, простые человеческие ценности, мир вещей, выражающих мировоззрение среднего класса, обывателя и мещанина. Интерьер снова превратился в жилой, ушли холодность, четкость симметричных форм и пропорций. Все внимание – на комфорт, удобство, функциональность предметов, классические формы, чуть упрощенные, измененные в угоду практичности и потребностям человека. Этот стиль черпает средства художественной выразительности в античности, но упраздняет присущие стилю колонны и пилястры, отдавая предпочтение округлым формам.