Полная версия
Том 7. Избранные статьи, реплики, тезисы и выступления (2013–2020)
Гранты являются источником конкретного проектного финансирования. Поэтому все предприятия, учреждения и организации выстраивают проектный конвейер и постоянно участвуют в грантовых конкурсах, имея в собственном штатном расписании целевую единицу, отвечающую за это направление взаимодействия.
Да, бывают гранты и на более продолжительное время – от трех до пяти лет. Но это исключения! В этой связи все предприятия и организации некоммерческого сектора выстраивают конвейер проектов, формируют Попечительские советы и осуществляют регулярный фандрейзинг, чем и наполняют свои оперативные и перспективные бюджеты.
И еще.
Для такого уровня работы должна быть другая социально-экономическая база и среда, в которой средний класс является стержнем социума и местного общества. В России, где один процент населения имеет 70 % собственности и при этом проживает и тратит свои ресурсы не в России, это невозможно. Поэтому, без структурных реформ Россия еще не скоро сможет вернуться в рамки тех инструментов, которые породили русские предприниматели на грани XIX–XX.
Отдельные PR-акции эти проблемы, увы, не решают.
Москва, 21.03.2017
Вопрос журналиста: В последнее время не утихают страсти вокруг вопроса о Евровидении и участия в нём России. Российскую певицу не хотят пускать на территорию Украины, Россия отказывается от трансляции конкурса в своей стране. Какие последствия это может иметь для России, Украины и всего конкурса?
Наш ответ: Начнем с того, что Евровидение – это проект, созданный для поднятия имиджа объединенного бюро телекомпаний стран участников. Он в разные годы имел разное значение: начиная от успеха у зрителя, до полного провала.
В связи с расширением Европейского сообщества в зону Восточной Европы конкурс приобрел значение инструмента культурной политики Старой (западной) Европы в новообразованных демократиях Европы. Он стал выставочной площадкой пропаганды, почему и проводится последние десятилетия в основном в странах бывшего соцлагеря.
В данном случае мы не говорим о статусе самого конкурса в общем рейтинге мировой ассоциации творческих конкурсов, где он находится на одном из последних мест. Что и не удивительно.
История и практика показывают обязательное срабатывание золотого правила арт-индустрии: там, где очень плохо с творчеством, искусством и художественными потенциями, в действие вступают инструменты политики.
Такие трансформации произошли и с Евровидением.
Поэтому нечего удивляться, что на самом конкурсе и вокруг него происходит большое количество всевозможных провокаций, спекуляций и инсинуаций. Для политики это норма!
Но каждая страна-организатор очередного конкурса пытается его использовать в меру своих представлений о пользе для своей страны.
Руководство Украины видит этот так. Это проявления общего уровня культуры руководства братской страны.
И всё!
Участие или неучастие представителя России в самом конкурсе, трансляция или отказ от последней никаких политических последствий для России и её отношений на государственном уровне и уровне истеблишмента с другими странами не повлечет и не может повлечь.
Конкурс – не обязаловка. Каждый волен принимать свои решения в этих вопросах самостоятельно.
Отказ от трансляций в России принесет экономические потери конкурсу в целом и конкретно организаторам последнего в Киеве. Кроме того, нельзя забывать, что в экономике конкурса существенное значение играет SMS-голосование. Россия в этом с учетом отсутствия трансляции участвовать не будет. Значит, деньги из России не потекут в Европу!
Понятно, кто кого наказывает, принимая решение не допустить исполнителя из России на конкурс?
Правильно, сами себя же высекли!
Вопрос журналиста: Имеет ли право Украина не допускать какого-либо участника к конкурсу?
Наш ответ: Это имеет отношение к политической риторике.
Нужно понимать, что за пересечение границы отвечает пограничный контроль – это государственная служба в любой стране. И никакие правила никакого конкурса не могут заставить ни одно государство не исполнять свои политические решения.
Не конкурсы управляют странами, а страны проводят конкурсы.
И для них это прекрасная возможность продемонстрировать свои управленческие возможности и уровень независимости в принятии политических решений.
Но все эти маневры, и сам конкурс «Евровидение» можно сравнить с мыльным пузырём с туманными перспективами, поскольку в мире существуют другие площадки соревнований художественно-творческого содержания, которые имеют значительно более высокий статус, достойный всеобщего внимания.
Москва, 28.03.2017
Нефть продолжает дешеветь
Запрос журналиста: Контракт подешевел на $0,18 (0,33 %) – до $53,83 за баррель по итогам предыдущей сессии. Это долгосрочный тренд? Данные Минэнерго США, опубликованные в среду, указали на увеличение запасов нефти в стране на 1,5 млн баррелей по итогам прошлой недели.
Наш ответ: Президент США – предприниматель – пообещал сократить долги страны и улучшить жизнь населения. Он будет использовать для этого все инструменты, в том числе и котировки нефти.
Он в курсе, что во многом от этого инструмента зависит благополучие всех сырьевых стран. Но он знает и другое, что, чем смотреть в рот чужих рабочих, лучше накормить своих, что он фактически и делает. Трамп будет и дальше использовать любые инструменты, в том числе и биржевые, для решения своих задач. Поэтому и котировки будут двигаться туда, куда нужно для экономической политики.
Биржа – один из немногих институтов, которые в считанные часы делают экономическую погоду на целых континентах и в целых отраслях. Особенно Нью-Йоркская биржа – одна из старейших и наиболее фондоёмкая в мире. Именно на ней крутиться около 5 триллионов долларов в день. И Трамп, безусловно, не проходит мимо её возможностей. Он был предпринимателем, он им и остался, в какое бы кресло не пересаживался.
Тренд? – Политико-экономическая программа Трампа.
Туда нужно глядеть в оба!
И глядеть на структуру его программы. Там все тренды уже заложены и по наиболее чувствительным направлениям показаны ориентиры.
России нужно создавать свои инструменты и институты, и создавать друзей и потребителей и этих инструментов, и их институтов, поскольку необходимо начинать капитализировать основные фонды страны.
Нефть – часть и очень небольшая структуры мировой экономики.
К примеру, порядка около 20 % её структуры составляет интеллектуальная собственность и её продукты.
В структуре отечественной экономики интеллектуальная собственность и её продукты составляют лишь 1 %.
Мы много говорим (почти 25 лет) о реструктуризации экономики, но всё еще сидим на нефтегазовой игле.
Москва, 28.04.2017
«Яндекс. Музыка» разрешила загружать песни
Пользователи сервиса «Яндекс. Музыка» теперь могут сами загружать на страницы песни и альбомы различных исполнителей.
Данное нововведение в компании «Яндекс» объясняют желанием пополнить каталог сервиса контентом, которого нет у партнеров – крупных издателей музыки. По оценке «Яндекса», его стриминговый сервис покрывает около 85 % всех музыкальных запросов пользователей. Но некоторых треков нет у партнеров, а они интересны пользователям.
«Начинающие артисты не всегда готовы озаботиться оформлением прав на свою музыку и работать с дистрибуторами, они собирают вокруг себя аудиторию ценителей и делятся своей музыкой в социальных сетях», – говорится в сообщении «Яндекса».
Отметим, что загружать музыку и видео могут пользователи таких крупных сервисов, как YouTube, Soundcloud, «В контакте».
Наш отзыв: Говоря откровенно, всё это очень опаздывает!
В стране должен быть хотя бы один ресурс, который ответственно работает со своим сообществом потребителей и создателей. И это ожидалось еще 20 лет тому назад. Однако и появление подобного сервиса сегодня сути дела не меняет.
Тут была ссылка на РАО, которое не выполняет своего назначения уже давно. И случившиеся там последние изменения – очередной передел портфелей и кресел. Работы нет!
Однако и новый сервис работу РАО не сделает.
Он может сделать более доступным для публики (слушателей и других потребителей) вновь появляющийся музыкальный контент и его фиксацию (публичное исполнение), а также ускоренное появление на музыкальном рынке новых авторов, исполнителей и т. д., что не менее важно для арт-индустрии в целом!
Кроме того, крупный отечественный сервис в значительной мере может отражать потребительские тенденции и вкусы потенциальной зрительской аудитории. Это в свою очередь может дать значительную пользу для формирования профессиональных отношений в гастрольно-передвижном деле.
А если пойти еще дальше, то давно уже ожидаются отечественные конгломераты, которые будут способны не только создавать отдельные важные элементы рынка отечественного искусства, в том числе и музыкального, а двигать этот рынок, систематизируя и развивая его деятельность, формируя художественные ожидания публики.
Но, судя по всему, это будет еще не скоро.
Сервис – один из важных, но среди многих элементов рынка арт-индустрии.
Москва, 03.05.2017
Выпускники Театрального техникума имени Л. Филатова, 2016
Уровень пиратства в России увеличился в четыре раза за год
Торговое представительство США (USTR) представило ежегодный отчет о состоянии пиратства более чем в 30 странах мира. Согласно данным исследования, за год в России в четыре раза выросло число копий фильмов, незаконно отснятых в кинотеатрах.
Таким образом, уровень защиты интеллектуальной собственности в России снижается, как и в предыдущие четыре года.
По мнению USTR, главная проблема России – отсутствие преследования владельцев коммерческих пиратских сайтов. Также отмечаются нарушения прав на товарные знаки, высокий уровень контрафакта и непрозрачность обществ по коллективному управлению авторскими правами.
Наш комментарий: К сожалению, именно эти проблемы не позволяют и отечественным правообладателям, а не только зарубежным, реализовывать свои экономические права и закладывать основания интеллектуального потенциала российской экономики.
Жаль! Но не те люди не там сидят, не тем занимаются и не о том думают, да и чего здесь скрывать: не туда направляют нераспределенные (не востребованные авторами) средства! Борьба идет не за авторские права, а за кресла и доступ к собираемым денежным ресурсам.
Но здесь ничего нового ни для кого, по сути, нет. Так было и двадцать, и сорок, и шестьдесят лет назад. Это проблема экономической идеологии страны. Мы не хотим зайти в интеллектуальный рынок (да ни в какой рынок в принципе не хотим и не готовы зайти) и поддерживаем на плаву модели изжившего себя социалистического перераспределения. Поэтому всё как происходило по звонку, так и происходит до сих пор. И без усилий соответствующих государственных структур (которые всегда стоят за этим) подобное происходить не может.
Вопрос в другом: как с этим можно дальше жить?
Ведь речь идет исключительно о выборочной защите избранных прав! Тогда как нужна защита интеллектуальных прав всех отечественных создателей, изобретателей и новаторов, а не только прав Михалкова или Бондарчука, Пахмутовой или Слободкина… И т. д. И это нужно делать только потому, что мир стал очень прозрачен с учетом того, что абсолютно все сидят в социальных сетях: всё прозрачно, всё вентилируемо и просматриваемо! Поэтому в защите нуждаются все!
Но никто не ставит так остро этот вопрос, потому что физически отсутствует профессиональная компетентность. Очень жаль!
Москва, 30.05.2017
Министр культуры рассказал о росте посещаемости театров в этом году
Министр культуры Владимир Мединский во время встречи с президентом России Владимиром Путиным рассказал о росте посещаемости театров в этом году. Он отметил, что количество зрителей и продажа театральных билетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 22 %: https://praktika.ru/news/medinskij-rossiyane-stali-chashhe-poseshhat-teatry/
Вопрос журналиста: Как вы считаете, с чем связан возросший интерес к театру? Продолжит ли он расти?
Наш ответ: Заявление Министра связано исключительно с настоятельной потребностью оправдания своей значимости и необходимости в системе государственного управления. И всё!
Что касается статистики, то она, по меткому определению В.И. Ленина, «политическая проститутка», призванная служить основанием для манипулирования обществом.
Теперь конкретно и по существу. Средняя наполняемость залов театров России в 2007 году была аж 112 зрителей на спектакль!!! На конец 2016 года она составила 315 человек. Почти 200 % прирост!!!
Для непосвященных, часто задающих банальный вопрос: «А зачем эта средняя температура по палате для театрального дела?», отвечу.
Цифра 315 зрителей на спектакль говорит о том, что если, к примеру, сегодня на основных сценах Большого театра и театра Вахтангова в Москве вдруг случился аншлаг, то в десяти других театрах по стране зритель отсутствовал!!!
Теперь о цифре увеличения посещаемости театров текущей осени по отношению к прошлой.
Она значения не имеет, поскольку Министр говорит не о всех театрах страны, а о театрах федерального ведения, статистика по которым у него под рукой. А театры федерального ведения, во всяком случае, большинство из них, находятся в крупных региональных центрах и столичных городах, имеют исторически сложившуюся публику и свои традиции взаимодействия со зрителями. Здесь стоит лишь чуть-чуть поманить новизной, как публика с удовольствием отзывается и наполняет залы.
Одно условие: дирекции нужно шевелиться.
Кроме того, обращать внимание на показатели текущей статистики и делать оптимистические заключения о росте влияния театра в обществе мы бы не стали, поскольку нужно получить общую статистику наполняемости театров по году.
А там, как нам представляется, за 2017 год в целом средняя посещаемость театра на спектакль по стране будет не более чем 360-365 человек. И эта наша оценка сверхоптимистична.
Специалисты же знают, что в области посещаемости театра существует волнообразный ритм: в конце сентября-октябре может случиться наплыв, в то время как в ноябре, скорее всего, будет провал. Но по году цифры компенсируются и выровняются.
Помимо этого нельзя сбрасывать со счетов и общее экономическое положение в стране, а главное – наличие свободных ресурсов у населения.
Здесь же картина достаточно безрадостная.
И на этом фоне заявление Министра выглядит, по крайней мере, неуместным, а по существу оскорбительным, поскольку подавляющее большинство населения страны находится на грани выживания и может себе позволить лишь самое необходимое. А театр в интерпретации Министра как зеркало общества (а его только так и необходимо воспринимать) отражает другую тенденцию.
Какую? Среди маленьких трагедий А.С. Пушкина есть одна с достаточно выразительным названием.
В заключении нужно отметить, что театр как общественный институт – дело серьезное во всех смыслах слова, где самодеятельности места нет! Министр же и команда его заместителей к театру никакого отношения не имеют.
Поэтому нужно глубоко поклониться в ноги тем людям, решимостью и преданностью которых Театр как ценность отечественной культуры и особая потребность русского человека всё еще существует, пытается устоять и выстроить свою общественную экономику, доказывая каждый день и каждый спектакль свою важность и необходимость в течение последних 25 лет. И пытается это делать, к сожалению, зачастую не благодаря, а вопреки, обложенный глупостями закупочного законодательства (торгаши правят бал) и отсутствием грамотного и внятного управления.
Что касается Министра культуры, то если бы он понимал, что он МИНИСТР КУЛЬТУРЫ всей РОССИИ, позаботился бы не только о театрах и иных учреждениях культуры федерального уровня ведения, а об условиях существовании всех субъектов арт-индустрии в целом по стране и создавал бы необходимые благоприятные предпосылки для этого.
А так каждое его заявление вызывает у нас больше существенных прагматических вопросов и сожаления, нежели желание рукоплескать.
Поэтому напоследок еще раз выскажем сожаление, что стране специалисты не нужны.
Москва, 16.11.2017
Наставничество в области управления оптимальным обеспечением жизнедеятельности искусства в современном обществе
Уважаемые коллеги, организаторы и гости Форума!Позвольте выразить благодарность инициаторам этого судьбоносного для России мероприятия, поприветствовать создание «Объединения наставников» и пожелать всем большой и плодотворной работы!
Наставничество как ресурс развития и как эффективный механизм сохранения преемственности в новейшей истории страны до сего дня фактически не использовался и не имел своего места и статуса в системе общественных и профессиональных отношений. Но ни один вид человеческой или общественной деятельности без этого инструмента на практике не достигает выдающихся результатов. И мы рады, что пришло время, когда наставничество как общественная ценность признано и востребовано на высоком государственном уровне. Это весомое подспорье для каждого из нас и для новой организации в целом!
Спасибо также и за предоставленную возможность поделиться несколькими мыслями о положении вещей в нашей отрасли, поскольку за последние десять лет в стране произошли глобальные изменения в кадровом составе управленцев всех уровней и ветвей власти, что стало возможным благодаря поддержке руководства страны и его решению провести ускоренную смену поколений управленческой элиты.
Отметим, что позитивные в своей основе процессы завершились на практике, к сожалению, спорными результатами:
1. К руководству пришли люди без опыта производственной и управленческой практики, социальных и профессиональных приоритетов, без понимания существа базовых проблем. Они беспомощны и убоги!
2. Эта кампания смела профессионалов, которые и должны были бы помочь молодежи в управленческом становлении. Но их опыт, знания и достижения оказались не востребованы. И преемственность пресеклась!
3. Даже суть нашей сферы вывернули, что требует повторить: отрасль «культура и искусство» – не индустрия развлечений и не область услуг!
Базовые функции отрасли:
– создание, сохранение и умножение художественно-культурных ценностей уровня национального достояния, способных отразить высокий дух и светлые помыслы нации;
– и создание базовых условий максимально широкого доступа населения страны к созданным великим ценностям!
Разница между услугой и производством понятна?
А разница между развлечениями и отражением духа нации?
И что важнее: продажа, перепродажа и сдача в аренду имеющихся площадей, чем новоиспеченные капитаны от государственной культуры с неистовством занялись, или художественное производство, способное вдохновить нацию на достижение новых жизненных горизонтов?
Правильно: важнее вдохновение – оно не продается!
Для обеспечения жизнедеятельности отрасли необходимо немного:
1. Материально-техническая и инженерная база;
2. Финансово-экономические инструменты;
3. Высокопрофессиональный кадровый состав;
4. Конвейер подготовки и переподготовки специалистов;
5. Инфраструктура презентаций, представлений, тиражирования, распространения и широкого проката;
6. Информационно-рекламная, медийная и коммуникативная среда;
7. Управленческая школа.
Увы, отрасль не обладает этим минимумом в полном объеме!
На этом фоне отдельные успехи уже полностью оснащенных и имеющих историю учреждений культуры представляются героизмом.
Реальность же такова, что большинство творческих трупп и групп не имеют ни стационаров, ни репетиционных баз, ни других средств обеспечения деятельности, и мечутся между запросом зрителя, объективной невозможностью его удовлетворить и отсутствием внимания к этим проблемам общества и государства. Потому что новым руководителям от культуры незнакомы ни социальное партнерство, ни профессиональное взаимодействие, ни базовые законы общежития.
Это положение вещей отражается и на экономических достижениях страны, где доходы от интеллектуальной собственности в ВВП составляют всего около 1 %.
По этой же причине некому пересматривать учебные программы обучения среднего специального и высшего профессионального образования в гуманитарной области и в области культуры и искусства.
А там, к примеру, в системе среднего и высшего образования по стране действуют многочисленные кафедры и факультеты культурологии и социально-культурной деятельности. Их выпускники не востребованы ни государством, ни рынком труда: ни в России, ни за рубежом!
Но при этом отрасли нужны управленцы различного уровня и квалификации, а также качественные предприниматели искусств. Их, кроме нас, никто не готовит! Именно они усилиями профессиональных команд поднимут достижения артистов и художников на достойную для страны высоту!
Отдельные успехи в этой деятельности общей погоды по стране не делают!
Кратко об отраслевой материальной базе.По результатам обследования на 2014 год в сравнении с 1980 годом она потеряла 44 % объема имущества и сократилась вдвое, что было предопределено некоторыми обстоятельствами, главные из которых:
1) непонимание руководством разных уровней созидательной роли, силы и значения культуры и искусства в жизни людей и общества в целом;
2) традиция остаточного принципа финансирования;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.