Полная версия
Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров
Молву можно создавать искусственно.
Но парадокс в том, что художника сделать великим невозможно до тех пор, пока он сам не стал великим мастером.
Искусство априори бесценно! И реальную его стоимость вряд ли представляется возможным выразить в существующих денежных единицах. Этого не может сделать никто!
Но на рынке оно всё-таки имеет свою цену – меновую стоимость. Более того, оно зачастую выступает в качестве второго унивёрсума! Оно может и способно замещать собой и/или подменять реальные деньги.
Это качество искусства зачастую банально используют или предполагают использовать наряду с другими существенными аргументированными обстоятельствами. Сам фактор является весомым в коллекционном деле. Он является основой бизнес-процессов фондов искусства. Кроме того, этот мотив играет решающую роль при принятии решений банками и корпорациями о приобретении тех или иных полотен, холстов, экземпляров, и/или создании собственных художественных коллекций.
Почему же это происходит?
Потому что искусство с годами и веками не дешевеет. Наоборот. Оно имеет колоссальную особенность – возможность не только сохранять стоимости вложенных в него денежных средств, но и приносить дивиденды, значительно опережая инфляцию во времени. Этот феномен связан с тем, что цены на произведения искусства в обозримой перспективе растут значительно быстрее мировых инфляционных процессов.
Деньги же теряют время от времени свою стоимость и значимость!
Искусство – никогда!
Однако, и это также особенность искусства, высокого искусства должно быть всегда в меру. Оно должно быть менее доступным и не представляться на каждом шагу.
Причина в том, что возможно, как и в еде, пресыщение! Это первая причина. И вторая причина в том, что к восприятию искусства нужно созреть, подготовиться, вырасти, образоваться, приложить сознательные усилия в постижении и достижении – предпринять определенные действия. Только в таком порядке и в таком случае человек может и будет готов оценить и благоговеть.
Без оценки и благоговения – искусство бесполезная и даже вредная вещь. Поэтому варвары всегда уничтожают то, что им не понятно и то, что не способны они ни оценить, ни осознать, ни тем более создать!
Искусство самовосстанавливается, и всему причина человек: его стремление к Божественной красоте и ожидание Божественного чуда!
Каждое произведение уникально и неповторимо! Поэтому любое произведение искусства первично может принадлежать лишь одному человеку (владельцу). Вместе с тем, именно для удовлетворения этой жажды в познании и владении человечество изобрело способы тиражирования. Прошло немало веков, утрат и потерь, чтобы копии обрели свою ценность!
К примеру, Римские и Александрийские библиотеки сгорели! Но сохранившиеся копии в Константинополе открыли человечеству его «утраченное сокровище» – знания, накопленные прошлыми поколениями. И именно благодаря этому в новейшее время мы имеем возможность узнать имена многих великих философов, драматургов и ученых и познакомиться с их сохранившимися работами.
Таким образом, и сам процесс тиражирования для цивилизации стал также бесценен, как и процесс создания, сохранения и наслаждения шедеврами подлинного и великого искусства!
Искусство трансформируется в разные формы существования. И в настоящее время его ожидает очередной новый прорыв.
Успех артиста, театра, пьесы, фильма ставит на экономические рельсы только тиражирование (фотографии, мемуары, музыка, плакаты и вся печатная мишура). Тиражирование – способ передачи законсервированного кусочка чуда, у которого были свои свидетели и последователи. Это и создает свою молву. Это заставляет прикладывать усилия и находить время, поскольку молва всегда создает ажиотажный спрос!
Искусство преображает людей и настраивает их как камертон. Счастье – это не то, что плывет в руки. А то, что творится, создается и оберегается! Счастье – это великое творчество и огромная работа! И каждый великий человек старается тиражировать счастье каждый день!
Если бы человек не умел мечтать, он бы никогда не стал венцом природы. Будущее рождается из сказок. Мечта не имеет границ! А человек всегда стремился узнать, что же там за линией горизонта?
Отдельно отметим, что в этом мире счастья не так много. И только те люди, которые готовы найти время, чтобы понять его, прочувствовать и осознать, могут сказать по-настоящему: «Я счастливый человек!».
Если умеешь постичь тайны бытия, создать великие образцы искусства и передать потомкам плоды накопленного знания и мудрости (свои послания в вечность) – ты великий! По этим образцам и знаниям оценят твоё время!
К примеру, И.С. Бах ночами в течение многих лет гравировал свои произведения на свинцовых дощечках. Боялся, что в рукописном виде они могут затеряться в веках. Боялся не случайно, потому что видел, что его наследие не понимают, не воспринимают и не принимают современники по истинному достоинству. И что же?
Спустя столетие великое роскошество человеческого мастерства, духа и веры обнаружил в подвале церкви Мендельсон, и гений Баха воссиял своей безграничностью и бесконечностью для всего человечества!
Подобных примеров в истории искусства достаточно.
Поэтому события и изгибы истории вообще и истории искусств можно оценить и правильно понять, лишь внимательно изучив искусство и знания конкретного времени и конкретных представителей этой эпохи.
Что касается искусства, то оно по принципу фотографии фиксирует и оставляет свой вещественный, чувственный, эмоциональный, ментальный, психологический и звуковой след эпохи в истории! И пока жив сам человек, до тех пор он будет нуждаться в великом искусстве.
И даже когда человека не станет, только искусство способно рассказать каким было исчезнувшее человечество!
Глава IV. Общечеловеческие ценности
Исключительность и уникальность. Альтернатива и Рынок. Цивилизация и толерантность
Современное общество, сформированное на принципах взаимодействия и профессиональной специализации, объективно нацелено на организацию индивидуально-массового потребления, в том числе и специального назначения, что создало предпосылки становления и развития современной арт-индустрии и индустрии арт-перформенса.
Ключевые факторы, играющие сегодня на рынке доминирующую роль, складывались веками, но особенно утвердились за последнее столетие: школы, традиции, интеллектуальные потенции, социально-экономические факторы, идеологии, системы общего и профильного образования, сетевые структуры продвижения, представления и проката продуктов творчества и искусства, системы сдержек и противовесов на государственном и законодательном уровнях.
Многообразие художественных представлений и культурно-творческих традиций сложившихся многовековых социумов играет в современном мире значение самоидентификации.
Доминантой развития мировой цивилизации в различное время и в различных местах выступали отдельные государственно-территориальные образования, создававшие и передававшие остальному миру – провинциям – свои достижения, культуру, образование, философию, религию, стиль жизни, традиции и т. п.
Интеграционные процессы привели к выделению на мировом ландшафте нескольких центров мировой культуры, ряда мировых религий и духовных центров, что в свою очередь привело к формированию и культивированию собственных школ и иных институтов художественно-культурной жизни многих регионов.
Адаптация и развитие знаний, обогащение и взаимопроникновение культур, развитие усвоенных традиций и выделение собственных (свойственных данной исторической общности людей) идей во все времена давало и сегодня дает все новые и новые импульсы поступательному движению в развитии не только художественно-культурной жизни отдельного региона, но и всего мирового искусства.
Мировое богатство – это многогранность творческой мысли, многообразие взглядов, идей и отношений при абсолютном понимании взаимозависимости в контексте осознания самой планеты Земля как общего и абсолютно небольшого Дома. В этой связи России, как многонациональной, многоэтнической и многоконфессиональной стране – центре одной из великих мировых культур, есть чем поражать, есть что предложить, есть что демонстрировать.
Необходимы специалисты.
Огромное значение для реализации творчества играет не только экономическое, политическое, образовательное и мировоззренческое состояние социума, но и наличие альтернативных путей развития как для всей общности в целом, так и для отдельно взятой личности в частности.
Право выбора во всех вопросах человеческого бытия, а также сферах человеческой деятельности, составляет базовую основу права человека на альтернативу.
Реальный рынок, базирующийся на соотношение спроса и предложения, на складывающуюся конъюнктуру и индустриальное производство, дает обществу и отдельной личности реальные возможности иметь реальные альтернативы, а также реальное право на реальный выбор.
И они реальны, нужны лишь:
– общий высокий образовательный и культурный уровень;
– и сознательно реализуемая добрая воля людей.
Опорой и двигателем рынка была и остается частная инициатива, в какой бы области или отрасли она не проявлялась. Именно благодаря частной инициативе в большинстве направлений человеческих устремлений и создается реальная альтернатива. Поэтому жизненно важной задачей государства была и сегодня остается одна единственная задача – задача создания реальных условий развития реального рынка, раскрепощения частной инициативы с целью реализация созидательно-творческого и художественного потенциала своих граждан.
Свобода и ответственность, право и обязанности, равенство в возможностях, личные интересы и самоопределение, общественные нормы, общественные институты, общественная польза, общественное развитие, общественный контроль и гражданское общество, власть: законодательная, исполнительная и судебная, механизмы реализации права и правопорядок и многое другое – это лишь условные атрибуты цивилизованного общества.
Вместе с тем, современная мировая цивилизация всё больше раскрывается и движется к открытой общемировой экономике. В этой связи, созданные в ХХ веке международные институты, такие как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИКАД, ВТО и другие, активно развиваются и расширяются, создавая во многих видах человеческой деятельности общие нормы и стандарты.
Но уже на этом – на общемировом плацдарме искусство выступает как общечеловеческая гуманитарно-коммуникативная функция, которая требует умелого использования и грамотного управления.
Это еще важно и потому, что как бы ни развивалось и не заигрывалось человечество в своих заблуждениях, сегодня, как и во все времена, с одной стороны,
– цена человеческой жизни остается безмерной.
А с другой, как бы ни складывались судьбы отдельных государств, обществ и людей, самым актуальным из всех искусств во все времена было и остается:
– искусство любить Отечество.
Раздел 2. Организация и производство: От механизации к высоким технологиям
Глава V. Базовые положения
§ 5.1. Основные социологические понятия: государство, общество, личность. Функции и задачи
Государство с незапамятных времен и до сего дня – это суровая необходимость. Многие нации и народности пришли к ней – необходимости создания своего государства. Оно необходимо, прежде всего, для того, чтобы защитить коренные интересы людей, проживающих на своей территории. Функция защиты направлена, как правило, на обуздание внешней агрессии. Если государство не может защитить своих людей и себя, оно умирает. Следом за крушением государства рушатся и цивилизационные институты.
Каждое государство в связи с уникальными условиями его создания и уникальными способами его организации предполагает также определенное уникальное политическое устройство. Поэтому сегодня на карте мира есть страны с различными политическими устройствами, которые в целом можно свести к нескольким типам.
Монархия – Бельгия, Британия, Испания, Япония, Монако и т. д.
Республика – Франция, Италия и другие.
Федерация – США, Россия, Германия.
Есть страны Юго-Востока, которые привержены исторически сложившимся религиозным взглядам, где глава религиозного клана становится основной властной персоной.
Существуют государства сложных национально-клановых традиций. Ими отличается Шотландия и наши соседи: Азербайджан, Узбекистан, Киргизстан. Внутри России – Башкирия, Татарстан, Чечня.
До сего дня существуют древние корсиканские кланы.
В любой стране помимо официальных властей и официально функционирующих институтов, параллельно (и наряду с ними) могут существовать и действовать неофициальные институты, которые в кризисные ситуации могут брать на себя основные организационные и контрольные функции управления и подменять собой официальные органы власти (теневые кабинеты, мафия и т. д.).
Мафия – это хозяйствующая социально жестко структурированная организация, которая строит и создает свои экономические отношения там, где неспособно их построить и создавать государство. Посредством этого она обеспечивает людям работу там, где её не может обеспечить государство. В обыденной жизни мафия представляет собой социальный институт, который уравновешивает неравенство в уровне жизни общества и создает условия обретения достатка и возможностей самореализации для обездоленной части населения. Мафия появляется только в тех странах и отдельных их регионах, где слаба социально-экономическая политика государства в целом или на местах, где государство не ставит точных ориентиров производственно-экономического, социального и культурного развития и не обеспечивает занятость и достаток населения.
Политическая составляющая государства при этом оказывает решающее воздействие на самоощущение народа и нации, как в стране, так и за её пределами, влияя непосредственно на межнациональный и международный климат.
Если политика правильна, союзы не разрушаются.
Если нет – рухнул СССР!
Если система национальных интересов точно и четко сформулирована, то в государственной политике и практике выстраивается неоспоримая система приоритетов.
В странах с развитой демократией личность и её свобода являются государственными приоритетами.
В нашей стране этого приоритета пока нет.
В странах деспотии приоритетами являются религиозные догматы и принципы. Государства с религиозными структурами управления предполагают безусловное отстаивание своих религиозных убеждений. Сохранение в политике таких государств баланса доброжелательного отношения к миру создает условия признания и поддержания великого разнообразия мировых культур как существующая априори данность. Если основой политики подобного государства избирается разделение мира на верных и неверных, удобряя почву фундаментализмом и фанатизмом, это ведет к экспансии догматов, через которые пытаются достичь территориальных и, соответственно, экономических приоритетов.
Пример государства, которое выстроено на религиозных приоритетах, – государство Ватикан. Сердце Ватикана находится в соборе Святого Павла в центре Рима – столице Италии. Территория Ватикана составляет 1,5 кв. км., которую защищает армия численностью 112 человек. Кардинальство имеет свою иерархию и систему строгого подчинения и назначения. Избирает своего Папу – главу Ватикана, который правит пожизненно. А также имеет свой Конклав – совет – коллегиальный орган принятия решений и управления их реализацией.
Ватикан как государство всегда стремился в Россию и имел желание подчинить её. Но плотно зацепился лишь за Львов (западные области Украины). Однако не заблуждайтесь! Ватикан продолжает лелеять надежду плотно зацепиться и за Россию, территория которой на стратегической карте Ватикана уже давно поделена на свои епархии. Экономика папского государства зиждется на приходах и их доходах. То есть, как и любая другая экономика религиозных организаций и организаций членского типа: чем выше влияние на повседневную мирскую жизнь, социально-экономические и политические институты общества, тем больше сборов и подношений членов и сторонников, а также дарений колеблющихся и не определившихся. Это базовая основа его экономического механизма!
Ватикан имеет и свою государственную атрибутику, аппарат управления и структуру власти, но и такие же межгосударственные отношения с другими странами, как и любое другое полноценное государство: свои представительства, консульства, посольства, а также своих посланников, консулов и прочее.
Государство призвано устанавливать на своей территории правила экономических, политических и межконфессиональных отношений, регламентировать и устанавливать правила гражданских отношений в мирное и военное время, а также в период чрезвычайных ситуаций. Правила внутренних взаимоотношений в стране – исключительная компетенция государства. Таким образом, государство принимает участие везде и всюду в государственной и общественной жизни страны. Правила, которые диктует государство, являются стержнем, на который опирается в своей обыденной жизни и практике вся страна в целом, её регионы, нации и народности и каждый отдельно взятый гражданин.
Структура государства бывает разной. В нашей стране сегодня принято трехуровневая система государственного управления:
1. Федеральный уровень;
2. Региональный уровень;
3. Местный (муниципальный) уровень.
Главный (базовый) закон всей страны – её Конституция. На положения Конституции РФ опираются все Федеральные и Конституционные законы, которые формируют основы взаимодействия всех ветвей власти, всех типов отношений, видов и направлений деятельности и общежития в стране.
В настоящее время в стране действует ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре РФ, который впервые был принят еще в 1993 году. Правда в него регулярно вносятся изменения и дополнения в зависимости от уровня освоения и понимания в институтах общества и на высшем государственном уровне важности и самой русской (национальной) культуры в целом для страны, её жителей и государства, и её отдельных элементов.
Однако процессы осмысления идут неравномерно и большей частью времени неоправданно заторможено! Этот феномен связан с тем, что большинство нынешних политических деятелей не образованы в области культуры и не понимают её уникального значения для общества. Поэтому порождают одни и те же «грабли», с которыми сталкивались в своей жизни.
В этой связи подготовленные и дискутировавшиеся многие годы еще с 1995-1999 годов проекты законов, к примеру, «О театре и театральной деятельности» или «О концертной деятельности» так и не смогли пройти сито политических и ментальных согласований ни в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ни в государственных институтах, к примеру, в Администрации Президента Российской Федерации.
Был принят и благополучно нивелирован ФЗ «О кино и кинематографии». Буквально в один-два года в него срочно внесли «содержательные» правки. Сегодня он не работает – превращен в фикцию!
В результате за 25 прошедших лет в стране приняты и действуют лишь ФЗ «О культурном наследии…» и «О музеях и музейном фонде РФ».
Баланс интересов между государственными и личными вопросами – это цивилизационная норма и базовое требование общежития, благодаря которым люди и их интересы могут укладываться в реальные ситуации, обеспеченные законодательно и ресурсно, и реализовываться через реальные возможности, обеспеченные конкретными правовыми механизмами.
Как пример, хочу быть космонавтом – необходимы определенные навыки, знания и физические возможности, которые человек способен и может реализовать лишь исключительно во взаимодействии с государством.
Хочу и должен – это важнейшие ориентиры, которые обязательно требуют учета баланса интересов на государственном и персональном уровне. На персональном уровне в процессе принятия решений действует культурный фильтр (воспитанный в семье, системой образования, общественными отношениями и опытом взаимодействия), представляющий из себя механизм личной ответственности. Но чтобы все люди подчинялись действующим правилам игры, государство также устанавливает и реализовывает механизмы пенитенциарных отношений, заставляя всех своих граждан либо:
– подчиняться действующим нормам и правилам;
– закрывает возможность заниматься каким-либо видом деятельности;
– изолирует от общества.
Именно так государство регулирует оптимальное гражданское поведение, самочувствие и удовлетворяет потребность в защищенности большинства своих членов, удовлетворяя их ожидания на уровне конкретно-правового и политического обеспечения текущей жизнедеятельности общества.
Гражданский кодекс регулирует все гражданские отношения.
Таможенный (мытный) кодекс регулирует все внешнеторговые юридические и физические операции и отношения на этапе пересечения людей и товаров границ страны. И т. д.
Существуют: природоохранные законы – законы о сохранении, защите и добыче природных ресурсов, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, об общественных организациях и благотворительной деятельности, об образовании, здравоохранении, рекламе, обязательном экземпляре, информации, переписке, государственной службе и многие другие.
Закона о культуре Российской Федерации в Российской Федерации нет!
Административное право устанавливается в целях пресечения попыток общественных правонарушений. Оно основано на штрафах и иных чувствительных санкциях к гражданам, ответственным лицам, предприятиям, организациям и их руководителям.
Также действует уголовное право, лишающее людей свободы.
Есть суд, который исполняет закон.
За деятельностью судов наблюдают прокуроры. За действиями прокуроров установлен прокурорский надзор. А за правомерностью деятельности всей судебной системы Российской Федерации отвечает в Правительстве Российской Федерации Министерство юстиции РФ.
В области культуры существует, напомню, Федеральный закон «Об основах законодательства Российской Федерации в области культуры Российской Федерации». И это является основанием для существования в структуре Правительства Российской Федерации особого органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию положений и норм указанного ФЗ – Министерства культуры Российской Федерации.
В составе Минкультуры России существуют Департаменты, в том числе отвечающие за современное искусство, кинематографию, музейное и выставочное дело, науку, образование и т. д. При Минкультуры России также учреждены и действуют Федеральные агентства:
– Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
– Федеральное архивное агентство (Росархив).
Будьте внимательны: каждая новая метла (от Президента и Председателя Правительства до последнего министра, руководителя Департамента, Агентства, Службы, Комитета, Комиссии, Управления и т. д.) создает конкретную структуру управления под себя, на основе своего опыта, ощущения времени и уровня понимания конкретики текущей жизни, стоящих перед обществом и государством задач!
Структура государства на федеральном уровне:Высшим органом власти в стране (высшей должностью в государственной иерархии чиновников) является Президент Российской Федерации, деятельность которого обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации.
Законодательная власть: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Общественная палата Российской Федерации.
В каждом органе государственной законодательной власти существует своя управленческая структура, в рамках которой имеется какое-либо подразделение, занимающееся также вопросами культуры и искусства. В Совете Федерации действует свой Комитет, который среди прочего отвечает за вопросы культуры. В Государственной Думе существует свой Комитет по культуре. В Общественной палате – своя комиссия по вопросам культуры.
Судебная власть состоит из Конституционного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов.
Исполнительную власть России представляет Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, который структурирован по основным направлениям и отраслям экономики и в целях обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности страны на основе исполнения текущего бюджета. В структуре Правительства РФ действуют Министерства РФ, в том числе и Министерство культуры РФ, а также Федеральные агентства и Федеральные службы (смотри в интернете структуру исполнительной власти РФ).
Министерства РФ имеют свои Федеральные агентства, которые обеспечивают выполнение программ развития государства в конкретных важных для экономики страны направлениях.
Есть органы исполнительной власти, которые подчиняются исключительно Президенту (силовой и внешнеполитический блоки). То есть те, которые обеспечивают выполнение обязанностей Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. По Конституции РФ Президент РФ также одновременно, с одной стороны, является гарантом сохранения и действия самой Конституции РФ, а с другой, – Верховным главнокомандующим страны. Поэтому ему подчиняются в оперативном режиме по назначению профильные Министерства РФ и соответствующие агентства и службы.