Полная версия
Том 4. Продюсерское мастерство для антрепренеров и арт-менеджеров
Гастрольный вариант очень редко имеет большие оркестры, хоры, коллективы. Здесь очень важно иметь усеченные составы базовых исполнителей конкретных партий и конкретных групп. В этой связи, в случае реальной художественной потребности, по месту организуется работа по доукомплектации, проводится дополнительный набор в коллективы и группы труппы артистов и исполнителей из местной артистической богемы.
Таким образом, гастрольный вариант – всегда небольшая труппа, которая обладает сохраненным высоким качеством и возможностью добора массовки и второстепенных участников творческих коллективов на местах.
На гастроли везут обязательно своего учителя сцены (режиссера-постановщика), который корректирует работу труппы и вновь набранных артистов на месте. Кроме этого, он также проводит кастинги и добирает нужных людей в постановочную группу.
С учетом описанного, менеджменту компании, по заказу которой продюсер осуществляет создание конкретного спектакля, необходимо ему заранее ставить точные и конкретные конечные задачи, в том числе по техническим и практическим условиям дальнейшей возможной эксплуатации продукта.
Продюсер должен всегда понимать: как, с кем, для кого, что и когда. Поэтому он должен постепенно накапливать большие объемы знаний и материала:
– артисты, исполнители;
– художники-сценографы;
– режиссеры-постановщики:
– композиторы и т. д.
И всё это должно быть в личной картотеке!
Обязательно нужно принимать участие в индустриальных выставках и посещать их самим, иметь и собирать исчерпывающую информацию о реальных и потенциальных партнерах, знать действующее и следить за появлением нового оборудования, выписывать и получать свежие каталоги: как поставщиков, так и производителей конкретного оборудования и новых производителей различных постановочных гаджетов!
Вместе с тем, продюсер может быть не только наемным, но и независимым. В этом случае он должен иметь:
1. Собственную партнерскую среду;
2. Собственные технические средства на собственной производственной базе или широкий спектр партнеров, обладающих ими;
3. Собственные счета в финансовых институтах, а также широкий круг деловых партнеров среди финансовых и страховых компаний.
4. Собственные рабочие связи в средствах массовой информации.
5. Собственную среду заказчиков и потребителей.
И это всё объем доступной только вам информации, которая работает и нужна только для вас и только для вашей успешной профессиональной деятельности!
Однако учтите, что в этом случае – в случае, когда продюсер позиционирует себя как независимый, он должен, прежде всего, стать превосходным менеджером. И это не оговорка. Он должен, помимо технологии конкретного производства, овладеть значительными знаниями административного, финансового, кадрового, оперативного, стратегического и маркетингового менеджмента. И в результате он должен стать своим персональным менеджером и промоутером в одном лице.
Глава II. Проект: проектный менеджмент, роль и место продюсера
Общие замечания
1. Работа по организации создания конкретного спектакля, фильма, выставочного проекта и любого мероприятия начинается с проведения маркетинговых исследований. Без этой работы что-либо делать – бесполезная трата изначально достаточно ограниченных ресурсов!
2. На основании результатов маркетингового исследования создается конкретный проект, который впоследствии должен приобрести статус социально важного!
3. Производить необходимо только то, что востребуется зрителем и необходимо для его души!!!
4. Назначение любого проекта – создание благоприятного окружения вокруг вашего предприятия и достижение какого-либо конкретного инструментария управления или производственной базы!
Напомним, формула благоприятной окружающей среды: 4П + 1Ж, где:
1. П1 – реально существующий потребитель (зритель, публика);
2. П2 – партнерская среда (никто в мире без партнеров ничего достойного не производил);
3. П3 – распадается на два типа:
– попечитель. Попечительский совет – это важнейший инструмент постановки и решения базовых задач бизнеса. В него непременно должны входить лидеры общественных коммуникаций;
– патрон – представитель высших органов власти, помогающий вам решать насущные задачи предприятия.
Разница между ними:– попечитель не требует благодарности, но требует внимания;
– патрон действует по известной схеме: я вам, вы мне или долг платежом красен.
4. П4 – почитатели. Они должны сопровождать вас и вашу деятельность всегда и всю вашу жизнь. Для бизнеса это залог устойчивости.
5. 1Ж – журналист, превосходно владеющий печатным словом. Это первый ваш партнер в СМИ. Профессиональный журналист существует не сам по себе и не в вакууме. Он имеет свою профессиональную и социальную среду. Поэтому он способен собрать вокруг себя своих собратьев по перу – других журналистов, и удовлетворить их профессиональные интересы. Великое слово «Мы». Так формируется «складчина» как рычаг реализации партнерских отношений для решения ваших организационно-производственных задач и осуществления реальных проектов в качестве общественного художественно-культурного блага.
Формула 4П + 1Ж – это опорный круг базового окружения вашего предприятия:
Партнеры делятся на ряд категорий:
1. Творческо-художественные партнеры (цех производителей);
2. Партнеры в области финансов;
3. Бизнес-партнеры, осуществляющие совместно с вами производство и/или продвижение продукта;
4. Партнеры по осуществлению массовых коммуникаций (реклама, общественные связи, личные продажи, пропаганда и т. д.).
5. Партнеры по организации проката;
6. Партнеры по созданию вторичных и сопровождающих продуктов,
7. Иные.
Пути привлечения партнеров:1. Использование имиджа попечителей (задача – удержание партнера);
2. Метод втягивания в бизнес-процессы.
Суть вопроса лежит в понятии «Успех»!
Дело в том, что у поражения нет творцов, а у успеха – 1000 отцов!
3. Создание межрегиональных и междугородних коммуникаций.
Индустрия представления праздника переросла в индустрию проката.
Главное – изучить вкусы и потребности потребителя в части того, что мы можем делать сейчас, а что не можем.
Три кита нашей деятельности:1. Экономическая целесообразность;
2. Художественно-эстетическая целесообразность;
3. Политическая целесообразность.
Выгоды экономической и художественно-эстетической целесообразностей обязательно приводят и к выгодам политической целесообразности.
Открытая экономика – это открытый бюджет для партнеров.
От восторга до следующего проекта не должно быть пустоты, поскольку в паузе деятельности нужно найти время выразить благодарности. В это время нужно собрать пресс-релизы, карточки, кино и теле свидетельства, снять рекламу, собрать все печатные СМИ, вырезать свои репортажи и собрать альбом. Всё это вместе представить партнеру с сопроводительным письмом и письменными благодарностями.
Если такая работа ведется постоянно, то через определенное время подобные материалы становятся материалами музея города и/или региона. На них опираются при подготовке исторических экспозиций и формировании тематических блоков выставок.
Нужно правильно относиться к своей работе и к себе самому: я непобедим! В этом случае вам ничто не будет преградой! Очень важно это в процессе выстраивания партнерства в области финансов. Хотите быть королями, будьте вежливыми! И не дергайте журналистов по пустякам.
60 % вашей работы должна занимать работа на имидж свой и ваших партнеров. Кроме того, серьезную роль играет своевременный финансово-экономический отчет, который уже формирует исключительно вашу порядочность среди вашей партнерской сети.
За рубеж необходимо выходить на рынок лишь тогда, когда плотно стоите на ногах уже в России.
Любой проект должен сначала вызревать в голове. Когда картинка полноценно складывается, переносим его на бумагу и все подробности просчитываем. Только после этой работы мы готовы к сотрудничеству. Поэтому на основе выверенных подробностей мы можем приступать к переговорам. Они обычно будут успешны, если буду заканчиваться подписанием каких-либо бумаг: протоколов или договоров. У ваших переговоров должна быть одна реальная перспектива – перспектива в области сотрудничества.
Обычно переговоры складываются в три этапа:
1. Знакомство, ознакомление с позициями, уточнение взаимных интересов, проявление симпатий или антипатий;
2. Если первая встреча грамотно завершена, то вторая нужна для обсуждения конкретных пунктов контракта или договора;
3. Подписание договора (контракта) и рукопожатие (иногда на камеру).
Если на третьей встрече произошел сбой, то 4-я встреча – уточнение подробностей. Но если на 4-й встрече ничего толкового не происходит, сворачивайте отношения, благодарите за внимание и не тратьте на этого партнера больше своё драгоценное время.
Хлопать дверью противопоказано!
§ 2.1. Проектный менеджмент: подробно и по существу
В жизни любого человека важнейшую роль играет различный опыт. Он приобретается через эксперименты. То же происходит и на уровне деятельности любого предприятия. Поэтому удачная серия проектов может быть основой плодотворной работы. А по сегодняшним меркам: 12 осуществленных проектов в год – это стабильно действующее, устойчивое предприятие. Поэтому необходимо непременно закреплять свои производственные успехи в создании конкретных единичных форматов через серии и цепи последующих проектов!
Проект (любой и любого предприятия) всегда зиждется на возможностях его опорного круга базового окружения (ОКБО), который обязательно необходимо создавать или вокруг всего предприятия в целом, или вокруг конкретного проекта! И это норма, поскольку ОКБО позволяет благополучно получить устойчивое профессиональное развитие и создает благоприятную общественную почву для дальнейшего перспективного роста.
Соль любого проекта находится в самой его идее, которая берется, конечно, не с потолка, поскольку любой проект должен решать одну, максимум две конкретные задачи предприятия.
К примеру, основными инструментами менеджмента являются: маркетинг, коммуникации и финансы, которые реализуются через собственную базу, которой владеет или которую арендует предприятие. Но именно для предприятия проект – не является самостоятельной целью, а становится лишь поводом расширить производственную базу или увеличить дополнительные возможности своего инструментария.
Отсутствие необходимого уровня текущего финансирования приводит к созданию очередного конкретного проекта, в результате реализации которого недостающие финансы достигаются. Или, к примеру, отсутствие в текущей практике компании необходимого объема коммуникаций также может привести к созданию конкретного проекта, благодаря которому они будут достигнуты и станут надежно сопровождать дальнейшую плодотворную деятельность предприятия.
Решить одновременно все вопросы и проблемы обеспечения жизнедеятельности предприятия одним махом невозможно – никому не удавалось! Это достигается постепенной продуктивной и выверенной плановой деятельностью. Поэтому постоянно необходимо ставить перед предприятием такие конкретные цели, которое оно способно в своем текущем положении решать.
Но что значит поставить конкретную цель и как это реально делается?
Цель (то, что решаем!) определяется благодаря регулярному проведению самообследования компании, а также маркетинговых исследований и анализа состояния рынка, его возможностей, наличия конкретных свободных ниш, которые возможно или привлекательно занять (застолбить) предприятию.
Цели могут быть, повторим, разные! Да хоть в области достижения и обеспечения финансовых ресурсов. Но если действительно именно в этой области решаются конкретные проблемы, то вам необходимо знать, что дополнительное финансирование можно достигнуть несколькими достаточно реальными для действующих единиц способами:
1. В результате собственной продуктивной доходной деятельности;
2. Через механизмы привлечения к своей деятельности сторонних средств (займы, кредиты, инвестиции, взносы, пожертвования, завещания и т. д.).
По нашему мнению, первый способ (собственные средства) является наиболее оптимальным и максимально предпочтительным по многим основаниям, первым среди которых является ваша творческо-производственная и операционная независимость, которую необходимо оберегать с первых же шагов вашей практической деятельности!
Однако не только финансовые ресурсы могут быть желанны для достижения устойчивой деятельности предприятия. Кроме прочего для плодотворной оперативной и перспективной стратегической деятельности любой творческой компании нужны собственные производственные и публичные площади.
В идеале для благополучной долгосрочной деятельности на рынке арт-индустрии и индустрии арт-перформенса компании необходимы:
– репетиционно-производственные помещения;
– складские помещения и помещения для мастерских;
– помещения для хранения и обслуживания транспорта;
– помещения для офиса-приемной со смотровым залом (он же – зал проведения публичных пресс-конференций) и гостевые апартаменты;
– пригородная усадьба с гостевым комплексом и репетиционной базой;
– различного формата (до пяти) публично-зрелищных помещений с различной степенью наполняемости, а также различными техническими, презентационными и сценическими возможностями.
Коротко говоря, если работать по-взрослому, то нужно иметь всё, включая перечисленные помещения, и своё – в собственности, в оперативном управлении и в полном юридическом распоряжении своей компании.
Указанные помещения можно приобрести (купить), построить (самим или в складчину) либо арендовать. А можно их также обрести благодаря совместной с заинтересованными партнерами деятельности. Однако в этом случае, как, впрочем, и всегда, необходимо решать четыре главных вопроса общего менеджмента (управления): кто, за что, как и почему!
Запомните на всю жизнь одно золотое правило бизнеса: везде и всюду в мире покупают и платят лишь за две и очень конкретные вещи:
– за уникальность;
– и за эксклюзивность!
Больше не платят ни за что!
Поэтому вы просто обязаны подходить ко всей своей работе в целом исключительно с учетом указанных обстоятельств, в том числе и с точки зрения организации проектной работы.
Но чтобы приступить к конкретному проекту, предприятие должно для себя ответить на два главных вопроса и решить:
1. Какой продукт (услуга) отсутствует на рынке и что от него ожидает реальный (потенциальный) потребитель?
2. Какой конкретный продукт (или услугу) стоит предложить рынку?
Иными словами, вам нужно понять и определить, какое поле на рынке сейчас свободно (находится без внимания ваших конкурентов), а также способны ли вы в своем нынешнем организационно-производственном состоянии на нем поработать и что-либо конкретное там предложить?
Уже в этой связи вам необходимо прежде исследовать потребности ваших потенциальных зрителей, в том числе определить потребность в конкретном продукте, и понять их конкретные художественные ожидания!
Запомните навсегда: идея вашего возможного или потенциального предложения (продукта) находится исключительно и только в вашем потенциальном потребителе!
Поймите и найдите его! И только потом рожайте идею!
Поэтому все творческие проекты должны проходить через сознание и точное определение содержания конкретного тактического технического проекта и его конкретного уровня, который вы должны непременно решить на самом деле:
1. Проект первого уровня – уровень провокационных маркетинговых исследований;
2. Проект второго уровня – уровень создания устойчивых коммуникаций для реализации текущего и последующих проектов;
3. Проект третьего уровня – уровень привлечения дополнительных финансовых ресурсов из самых различных доступных и еще только планируемых к разработке и пока недоступных источников для подготовки к осуществлению своей плодотворной последующей деятельности;
4. Проект четвертого уровня – уровень обеспечения полноценной и перспективной производственно-профессиональной базы, то есть, решение вопроса захвата стратегического плацдарма для осуществления долгосрочной и плодотворной художественно-творческой деятельности.
Если вам посчастливилось указанные проекты благополучно решить, то вы достойны исключительного профессионального уважения!
Но успокаиваться нельзя! Далее необходимо обязательно подниматься на новый уровень своей деятельности и развивать (повторять) их (проекты) снова и снова уже во вновь созданных вами более благоприятных условиях, поскольку общественные отношения и зрительские ожидания достаточно подвижны и никогда не застывают в бронзе!
Проектный менеджмент обязательно предполагает необходимость наличия у вас минимальной базы, которая также должна обладать условным минимумом оборудования:
1. Необходима минимум одна линия связи (контактный телефон), которая позволит расширить ваши возможности техническим оборудованием (факс, компьютер). Важно, чтобы линия работала в точно установленное в стране рабочее время: с 9.00 до 18.00, а далее – до утра – автосекретарь;
2. Наличие минимальной базы справочно-информационного материала;
3. Аналитическая проработка справочно-информационных материалов с выявлением зоны первичной обработки, последующей обработки и резерва возможной работы;
4. План боевых действий (ставится конкретная задача и пишется поэтапный план достижения конкретных результатов в конкретные сроки). Нет плана действий – проект обречен на провал. В плане должны быть зафиксированы уровни задач. План должен отражать проработку конкретных уровней;
5. Иметь минимумы для начала проекта ограниченных, но свободных у вас ресурсов:
– достаточное время;
– стартовые финансовые средства;
– имиджевую (творческую и публичную) составляющую.
Проект – это всегда менеджмент специфического характера, который сам по себе требует:
– оценить все то, что у вас есть, и осознать, чего нет;
– проработать все существующие информационные потоки;
– проанализировать базу потенциальных партнеров и возможных соратников;
– получить партнеров по созданию и эксплуатации проекта;
– заручиться поддержкой или получить патрона;
– собрать свою команду специалистов;
– создать конкретный конечный сценический продукт;
– его необходимо не только эффектно представить;
– но и грамотно направить на эксплуатацию и капитализацию,
– для чего опять-таки нужна своя профессиональная команда и не одна!
1-й уровень решений касается вопросов собственно создания продукта.
2-й уровень решений касается вопросов его представления, продвижения, реализации и капитализации.
Однако крупные специалисты-практики их обычно всегда решают одновременно!!! В этой связи на практике возникает прямая производственная потребность в создании целого ряда планов:
– организационно-административного;
– информационной подготовки потенциальной публики продукта проекта, а также привлечения и обработки для его осуществления потенциальной партнерской базы (коммуникационного);
– производственного;
– рекламной кампании и порядка использования конкретных каналов;
– финансового;
– сбытовой деятельности (импресарио, агентура и т. д.) и промо акций.
Каждым конкретным рабочим планом оперативной деятельности компании в области реализации конкретного проекта должен заниматься минимум один крупный её специалист.
§ 2.2. Роль и место продюсера в проекте
Как только коснулись вопросов производства, сразу приходим к необходимости вовлечения в свою работу конкретного продюсера – главного технолога производства конкретного конечного продукта, который будет полностью отвечать за его создание!
Его функциональную роль в любом художественно-творческом проекте и его процессе умалить невозможно – это не обсуждается!
Но именно от вас – менеджеров – будет зависеть конкретный результат создания конечного продукта, поскольку для этого вам необходимо, прежде всего:
1. Создать качественные условия запуска производства;
2. Организовать и получить для производства качественные материалы (качественно отобранные исполнители, коллективы и т. д.);
3. Обеспечить качественный производственный процесс качественной управленческой командой (на каждом ключевом и ответственном направлении проекта должен находиться свой прекрасный менеджер);
4. Спланировать объективно необходимое для получения конечного продукта время.
К примеру, 6 часов работы в студии утомительны и затратны для нервной системы – нужны перерывы. Поэтому необходимо заблаговременно и точно просчитать допустимо необходимое расчетное время выхода (получения, достижения, завершения создания) конечных продуктов. Это более чем важно не только для менеджмента проекта, но и всей компании. Поскольку исключительно под её производственный план выстраивается не только организационно-административный, но и коммуникационный, и рекламный, и финансовый планы, а также планы информационной работы и публичной промо деятельности;
5. Производственный план – это базовый плацдарм для работы менеджмента компании в целом;
Золотое правило нашего дела заключается в следующем: чем быстрее будет создан (произведен) и представлен продукт, а также получено (достигнуто) его публичное признание, тем быстрее он окупает вложенные в него затраты и вы начинаете зарабатывать!
Ключевая схема производства и его затраты
Золотое правило: чем качественнее создан ваш продукт, ориентируемый на конечного потребителя, чем ближе он по духу к возрасту конкретного потребительского контингента в целом, тем быстрее он находит признание у реального зрителя и тем дольше сохраняется в публичном обороте!
Независимо от места нахождения и уровня работы учреждения или предприятия культуры, проект всегда будет играть в вашем деле особую роль – роль локомотива и будет занимать в вашей практике особое место – место драйвера вашей оперативной и перспективной деятельности.
Только проект может вывести вас и вашу продуктивную работу на широкий общественно-публичный и высокий художественно-творческий уровень. Поэтому плоха та компания, которая не разрабатывает свои собственные проекты, не занимается анализом проектов чужих, не производит и не реализует великие проекты и не ищет, таким образом, для себя и искусства новаторские пути.
Кроме того, без проекта нет и продюсера!
Именно поэтому еще в начале ХХ века большая часть отечественных творческих компаний, олицетворявших в те времена на рынке величие нашего бизнеса, перешла постепенно на систему проектного менеджмента (Ф.А. Корш, С.И. Зимин и другие) и только через эту деятельность достигла неимоверных художественных высот.
Проект – это эксперимент, цепь которых складывается в серии, что в итоге образует конвейер проектов. Конвейер вашей проектной деятельности для зрителя – это конвейер уникальных впечатлений. Новые же творческие работы: картины, спектакли, шоу, фильмы и т. д. как дрожжи! Они значительно поднимают и возбуждают общественный интерес к творческому процессу вообще и деятельности конкретной компании в частности.
Кроме того, любой, даже незначительный проект по художественному обновлению спектакля поднимает и активизирует работоспособность и творческие потенции всего персонала любой компании. Вот почему в компании, которая переходит на проектный менеджмент, обязательно и непременно начинаются и постановочные эксперименты. А для всего нашего дела, как и для искусства в целом, нет выгоднее работы и нет важнее задач, чем постоянное производство художественно-эстетических экспериментов.
Подобная нацеленная деятельность вызывает у зрителя ощущение безграничных возможностей искусства вообще и конкретной творческой компании в частности. И тогда даже самый не обремененный талантом человек подгоняет собственное удовольствие от эмоционального воздействия под имеющийся в его время технологический процесс и создаваемые обществом незримые культурные каноны.
Чем они – эти стандарты – выше, тем выше творческие потенции самой нации, что незамедлительно отражается и реально сказывается и на её производительности, и на её экономическом благополучии, и на её значимости в семье народов мира, поскольку они вызывают восхищение и безусловное преклонение.