Полная версия
Проповедь культуры
Олег Джурунцев
Проповедь культуры
© О. Джурунцев, 2020
© Интернациональный Союз писателей, 2020
От автора
Творческая биография моя состоит из многотрудных поисков подлинного своего призвания в областях в основном гуманитарных: у меня не было сомнений в том, что основные мои склонности – это философия, психологические тонкости душ человеческих, поэзия и литература… Рисунок мне в детстве давался неплохо, и потому по окончании средней школы я решил поступать на стройфак – на архитектурное отделение… Но, провалив физику и бросившись в техническое училище (чтобы год не терять), окончил авиатехникум… После чего был призван в армию в заполярную зону, откуда вернулся уже через год – буквально с волчьим билетом… инвалида армии!.. Уже через два сезона, работая в разного рода НИИ и ГСКБ, я сумел подготовиться и поступить на вечернее отделение журфака, и на четвёртом курсе выяснилось, что со статьёй 4 графа 1 в военном билете я не имею гражданского права работать в органах советской пропаганды!.. После этого я уже осознанно решил заняться самообразованием, окончательно взяв инвалидность второй группы, и главным предметом своих интересов сделал, естественно, философию, поэзию и литературу… В 1980 году я пришёл на молодёжный семинар в Союз писателей УзССР, где меня сразу выбрали секретарём и старостой группы! Через два года – из-за возникших разногласий с руководством СП УзССР – я прервал контакты с молодёжным семинаром и занялся непосредственно написанием своих художественных и публицистических текстов, которых уже около шестисот страниц и которые я намерен выпускать в издательстве Интернационального Союза писателей, куда в октябре минувшего 2019 года я имел честь быть принятым и где теперь выходит книга моих публицистических заметок.
Проповеди культуры на радио
Прежде всего я хочу предложить вам озвученные мною «Проповеди культуры», которые в течение года (по одной в месяц) довелось мне вести на радиостанции «Дустлик» в 1997–1998 годах.
Передача 1Работая над повестью «Погорелица», создавая образ проповедника, я неожиданно начал понимать, что, может быть, в этом и сокрыто главное моё призвание – проповедовать! Я не могу сказать, что я религиозен, но сколько интересного нашёл я в религии, которая ведь и имеет прямое отношение к проповедям, да и к самому понятию культуры! Но я всегда чувствовал, что проповедовать именно культуру давно уже становится главным моим кредо – литературно-поэтическим, да и вообще жизненным.
Меня, конечно, интересуют прежде всего люди: человековедение я сделал главным предметом моего, так сказать, эстетического деяния! Культуру ведь можно понимать по-разному; например, бытовое понимание культуры не всегда отражает её суть… Вспоминаю, в каком восторге я был от определения Ивана Павлова: культура у него рассматривается как своеобразное равновесие между свободами и дисциплиной. В противовес этому существует, например, у Фрейда, мнение о том, что культура – это именно дисциплина, то есть инструмент распределения благ… И что она – подавляет инстинкт влечения и, соответственно, является главной причиной так называемых юношеских неврозов… Фрейд огромное значение придавал инстинкту влечения человека и на этом построил свой психоанализ! Но дело в том, что Павлову (на мой взгляд) удалось наиболее точно выразить самую суть понятия «культура»! Ведь культура напрямую связана с ощущениями, с личностью:
с толкованиями индивида, с его личным восприятием!.. Знаете, культурные люди часто предлагают: «Давайте договоримся о терминах: что вы имеете в виду под тем или иным словом». Так вот, чтобы объяснить вам, что я имею в виду под термином «культура», воспользовавшись определением Павлова, я попрошу представить себе, что вы за праздничным столом: рядом с вами сидят люди высокодисциплинированные – люди громадного авторитета в мире культуры, ну, скажем, Смоктуновский!.. И если он будет вести себя слишком дисциплинированно, вы почувствуете дискомфорт: вам будет казаться, что человек этот вас подавляет… И это – нарушит гармонию вашего культурного общения!.. А если он будет раскован, будет вести себя просто, не подавляя вас авторитетом, вы почувствуете его обаяние, почувствуете рядом с собой культурного человека! И наоборот, если рядом окажется человек не слишком дисциплинированный (умственно мало работавший над собой) и он начнёт позволять себе много вольностей, постоянно «тянуть одеяло на себя» – то есть не будет уравновешен, то вы почувствуете это – именно как бескультурье!.. Вот почему мне так понравилось это определение Павлова: чем больше у вас дисциплины, тем больше вы должны позволять себе и свобод… И чем меньше у вас дисциплины, тем меньше вы должны и позволять себе… Ибо если это равновесие у вас есть, то вы уже культурный человек – этого достаточно! Ну а дальше – надо двигаться: повышать уровень дисциплины!.. И тут дело не в том, чтобы ставить, так сказать, под сомнение и оспаривать сделанное основателем психоанализа! Дело в другом: здесь есть ключ к поиску благополучия – как для ребёнка, так и для взрослого человека! Ведь почему я стал проповедником культуры? Потому что мне в ней хорошо!
Рассмотрим, к чему ведёт психоанализ Фрейда: чуть ли не к экзистенциализму, то есть к умному, изысканному собственному мироощущению! К тому, что человек дорожит именно собственным миром… А к чему поведёт найденная мною тропинка? Что предлагаю вам я?! Приобщение к мировой культуре!.. И целью этого приобщения я вижу именно поиск удовольствий – способность получать наслаждение от того, что мы и понимаем под термином «КУЛЬТУРА»!..
Передача 2Собственно, речь идёт о счастье… Ведь что может быть важнее для человека, чем его желание стать счастливым невзирая ни на что? В упомянутой прежде повести я, устами того самого проповедника, объясняю двум дамам, что решить вопрос достижения счастья очень легко: нужно просто выбраться из рутины… А вот ответить, как можно выбраться из рутины, уже потруднее. Хотя, в сущности, ответ получается тоже очень простой: «Из рутины можно выбраться только с помощью страсти!» А страстей у нас всего только три: стяжание материальных ценностей, стяжание духовных ценностей и, так сказать, стяжание удовольствий!.. И вот тут мой герой переходит к одному из самых выдающихся психологических учений современности: речь идёт о стресс-теории Ганса Селье. О чём же это учение?
Причина любого стресса (диалектическая причина) всегда одинакова – это отрицание принципов индивида объективной средой! Что такое принципы? Это запрет на неэтичное поведение! У человека не может быть принципов «укради», «убей», «обмани». У него только могут отсутствовать принципы «не убей», «не укради», «не обмани»… То есть такой человек – беспринципен! И если у вас есть принцип «не унижай», а при вас унижают слабого, то возникает стресс – вам становится просто больно…
Теперь о трёх видах адаптации по Гансу Селье: либо вы отказываетесь от принципов и становитесь конформистом – то есть человеком беспринципным; либо вы отказываетесь от своих выгод (в сущности, от самого себя) и становитесь нонконформистом, то есть медленно убиваете себя – преступным поведением, пьянством, курением; либо пытаетесь утверждать свои принципы в среде – хотя бы окружающей вас – и становитесь тем самым созидателем!.. Таким образом, мы видим здесь всё те же три вида страсти! И вот что в конечном итоге из этого вытекает: на мой взгляд, ни конформизм, ни нонконформизм не могут привести к счастью! То есть остаётся только созидание, только стяжание духовных ценностей.
Вот маленькое пояснение: если вы попытаетесь отказаться от принципов, то на их место из вас сразу же начнут выползать так называемые эрзац-принципы – их заменители! Для вас принципиальным станет вопрос о домашних тапочках, о тарелках, то есть мелочный вопрос! Не дай бог кто-то попробует передвинуть эти тарелки – будет жуткий стресс!.. Так что конформизм – это не выход! Нонконформизм – тем более! Каков же рецепт достижения счастья на пути духовного роста?
Давайте дадим определение необходимостям человека, без которых он как явление состояться не может, простое – буквально из трёх слов: ПИТАНИЕ, КОМФОРТ и ДИАЛОГИ. Причём ПИТАНИЕ и КОМФОРТ – это необходимости биологической единицы, любого существа – просто животного! А отличает нас от животных – СОЗНАНИЕ! Так вот, ДИАЛОГИ я считаю необходимостью СОЗНАНИЯ. Назову три вида диалогов: во-первых, диалог, так сказать, с обществом – это нравственный диалог! Человек всю жизнь выясняет, чего ему можно делать, а чего нельзя! Во-вторых – естественно-научный диалог – с наукой, если хотите! Причём диалогом мы называем такой информативный обмен, где вы не только слушаете, но и что-то предлагаете. И в-третьих – важнейший диалог, я называю его эстетическим переосмыслением! Почему я считаю его главным? Дело в том, что диалог с искусством, с миром искусства, с миром прекрасного необходимо вести тоже в режиме взаимном, то есть человек, для того чтобы развивать своё сознание, должен не только потреблять произведения искусства – слушать их, внимать их прелестям, но и как-то сам принимать участие в творчестве…
Передача 3Несколько слов о религии: многие довольствуются какой-нибудь из существующих конфессий, сект, каким-нибудь учением, наконец. Но находятся и такие, которые изучают все доступные системы верования и, если не находят себе по душе, пытаются сами систематизировать своё представление о природном, так сказать, космическом разуме! Моё понимание Бога опирается на предложенное академиком Вернадским понятие ноосферы! Правда, я по-своему определил этот термин: я полагаю, что любая биологическая единица, будь это травинка, муравей, черепаха или человек, наконец, имеет своеобразную, что ли, СФЕРУ отражения реальности – информативного отражения! Совокупность этих СФЕР я и решил именовать НООСФЕРОЙ! Более того, есть и громадные хранилища информации – не живого характера: книги, компьютерные диски и т. д. Ноосфера пользуется ими – через нас! То есть мы задействованы в ноосфере так же, как в нашем мозге задействованы отдельные нейроклетки. Зададимся же вопросом: слышит ли нас Бог – ноосфера?.. И если слышит, то как?..
А так же, как наш мозг слышит отдельные нейроклетки… Ведь всё, что происходит у нас в голове, как-то нами используется! Так и разум планеты всю нашу информационную жизнь слышит, учитывает… Просто это уже вопросы ДУШИ!.. Давайте попробуем дать определение и этому понятию, причём в самой простой, так сказать, доступной форме. Например, я говорил, что всякая биологическая единица имеет своеобразную сферу информативного отражения реальности. Так вот, эту самую сферу мы и могли бы условно принять как образ явления, именуемого нами ДУШОЙ! Если же мы примем к сведению закон неуничтожимости, то есть сохранения и превращения энергии, то и в этом вопросе вправе допустить, что информативная работа души, отражая реальность в логику памяти, не уничтожается природой, а как-то возвращается в новую плоть. Например, мы можем представить своеобразный информационный носитель в виде поля информации, которое как-то коллапсирует в микроноситель – в молекулярную точку и потом снова внедряется в новорождённое тело: через семя отца либо в органы материнства, либо просто в зачатый эмбрион… Вообразим себе этакую сансару – кармическое перерождение человека – и этим пока закроем вопрос о формах души и заодно о её бессмертии.
Передача 4Давайте вернёмся к вопросу о счастье. Замечу, что Достоевский, например, считал, будто девяносто процентов человеческого счастья заключается в браке и только десять процентов – во всём остальном! В индуистских религиях есть понятие «Шамбала» – царство мудрейших душ, живущих в памяти планеты (в ноосфере) в виде бестелесных, так сказать, полей и подсказывающих самые нужные мысли вопиющим о помощи. По идее, там должны быть и Иисус, и Толстой, и Рерихи, и Маркс, и Шекспир, и Рабле, и Платон, и Данте… Может быть, даже и Достоевский там (шутка)! Для меня вот лично Достоевский один – целая Шамбала!.. У меня просто физически нет возможности сомневаться в его мудрости…
Вообще, в разговоре о счастье столбовой вехой я бы счёл идею о демиурге! Суть её в том, что человек – существо «двойное», как, скажем, сросшиеся огурцы или черешня. Один человек не может вести полноценную жизнь – как физиологическую, так и психическую (для этого ведь нужен партнёр противоположного пола)! На уровне некоторых видов животных можно довольствоваться промискуитетом (случайными связями). Но некоторые виды уже имеют привязанности особей до пяти-восьми лет. А иные – и на всю жизнь! Брак – не случайная форма социального существования, он обусловлен законами природы. И у него есть затаённые от нас логические звенья – маленькие тайны, законы взаимоотношения полов, поиска, выбора, привлечения партнёра, удержания партнёра!.. Вот часто говорят, что любовь нельзя определить, что сие есть величайшая тайна природы… А давайте всё-таки попробуем: прежде всего согласимся хотя бы с тем, что любовь – это ЧУВСТВО РАСПОЛОЖЕНИЯ, и притом ещё и пристрастного! С этим ведь трудно не согласиться!..
Ну а дальше давайте порассуждаем вот о чём: пришедшее в Европу христианство долгое время не могло себя найти в глубинах души рыцарства – воинствующего, созидающего крепости, дворцы, замки, даже государства – цивилизацию, одним словом. И вот наконец позднее Средневековье, буквально накануне эпохи Возрождения, приходит к куртуазному поклонению прекрасному полу!.. Появляется культ «вежества» – манер дипломатического такта: поведения рыцарского, дворцового, то есть этикета – если хотите. Сутью этого этикета является культура служения своим господам, и особенно госпожам!.. Как нельзя кстати, такой поворот в развитии цивилизации угадал глубинную суть природы взаимоотношения полов. И вот вам первый секрет так называемого счастья – тайный закон, одно из звеньев психологической логики природы: муж должен искать себе госпожу, а не служанку! А женщина – слугу, а не господина! Здесь всё дело в необходимости, так сказать, генетической заинтересованности у мужчин, иначе он не будет физиологически активным и всё равно станет искать себе госпожу – на стороне. Ну а женщина, уступив мужчине в этом – улучшив, таким образом, своей породой похожее на отца потомство, полностью будет вознаграждена нежностью от вот этих улучшенных ею же детей. Но самая важная тайна – в распределении ролей в так называемом семейном треугольнике: муж служит жене, жена служит детям, а дети – отцу! Только так должны быть построены отношения в счастливой семье…
Можно, разумеется, возразить, что большинство браков заключается в молодости, когда ещё недостаёт жизненного опыта, прозорливости, как же тогда не ошибиться с выбором – нужной госпожи для партнёра или слуги для прекрасной дамы? С годами, если и приходит прозрение, то идти на разрыв отношений решается далеко не каждый!.. И вот что на это следовало бы ответить: «Где вы слышали, что большинство может рассчитывать на счастье? Где вы видели, чтобы счастье давалось легко?» Конечно же, трудно, очень трудно поймать именно синюю птицу, но ловить-то надо всё-таки её… Ну а разрыв отношений, построенных на противоречащих законам природы правилах, чаще всего так или иначе происходит. Но ещё чаще работает пушкинская формула: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Обратите внимание: у Пушкина здесь ведь имеется в виду подкаблучник, то есть человек, умеющий служить своей суженой! Становитесь подкаблучником, если не хотите разрыва с ней отношений!..
И не без горечи отмечу, что в этой шутке – очень маленькая доля самой шутки…
Передача 5Теперь давайте вернёмся к теме счастливой души: есть ли у души задачи и если есть, то какие?.. Я думаю – есть! Но прежде хотелось бы вот о чём сказать: я написал «Учение души», где подробно рассказываю о том, как я – современный человек – понимаю Богов, предлагаемых нам тремя величайшими литературными источниками восьмого столетия до нашей эры: во-первых, это Махабхарата с Рамаяной – индуистский эпос; во-вторых – античная мифология гомеровского периода; и в-третьих – это Библия – иудейская и христианская вместе. Так вот, именно эти три источника, в которых рассказывается о богах, о сотворении мира и т. п., я и взял за основу и, опираясь на них, попытался трактовать (не могу же я принимать всё написанное там буквально) – как современному человеку понимать те или иные истории, пророчества, коллизии… или Богов. Прежде всего, я вижу там отчётливое ощущение древними наличия какого-то триединства Божьего – и, опираясь на самое последнее – на христианское учение о Троице, я, можно сказать, заложил эту Троицу в основу и своего представления о Боге. Вернее, трёх Богов я возвожу на Олимп своего поклонения – то есть три вершины, которые должна постигнуть душа человеческая! Три сути, которые ей нужно понять.
Давайте попробуем вникнуть в суть трёх этих вершин мировоззрения. Итак: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа – взяли мы у христианства… Теперь обратимся к пьесе М. Горького «Дети солнца».
Главный её персонаж говорит, что мы – дети Солнца, и выделяет Солнце как нашего кормильца. Речь идёт о фотосинтезе: то есть листья синтезируют солнечную энергию и превращают её в биомассу – мы едим, так сказать, переработанные листвой солнечные лучи – мы едим Солнце, сами мы насквозь из Солнца! До такой степени, если вдуматься, это вызывает чувство благодарности и интереса к самому светилу… Вот его я и нарекаю – Богом Отцом! Богом-творцом, созидающим нашу плоть, кормящим и греющим её. И кто тогда – Бог Сын? А вот та самая биомасса! Помните, Иисус говорил: «Ешьте хлеб – это плоть моя, пейте вино – это кровь моя…» Так вот, биомасса – творение Отца – и есть, по-моему, лучшее воплощение Бога Сына: мы ведь всеядны – мы едим плоть – и должны быть признательны, должны платить как-то за это. Многие становятся вегетарианцами: стараются очистить мысли свои от хищного начала. Мы страдаем!.. Мы любим… И всё это плоть: мы получаем наслаждения, удовольствия – от еды, от любви… Теперь – Бог, именуемый Святым Духом: это и есть та самая НООСФЕРА!.. Информационный слой Земли – мозг Земли – Дух Земли. Мы контачим с Богами – только через Святого Духа! Мы с вами задействованы в ноосфере, и все наши мысли слышит не Бог Отец, не биомасса, а только она – ноосфера!.. Полагаю, что никому не покажется мало, что нас всё-таки слышит Бог!
Передача 6Служить мы с вами должны всем трём Богам. Одна из вершин, которую нужно завоевать в жизни, – это мудрость! Мудрость – это знание той самой ноосферы: чем больше мы узнаем о ней, тем лучше научимся слушаться её, служить её интересам! В одном моём стихе на эту тему у меня сказано: «Бог к совести взывает!» Ноосфера всегда взывает к совести. Я думаю, мудрость – это умение видеть ошибки не столько окружающих, и тем более самой природы, сколько свои… Нас в природе всегда двое – это я и объективная реальность! И если реальность делает ошибки, то это её проблемы! Моя же задача – не делать их самому.
Итак – самокритика! Даже в психиатрии есть выражение «критика – это признак здоровья». Теперь – Солнце! Я вижу в нём закон силы, могущества – царского права! Закон созидания имущественного слоя, и я призываю души человеческие учиться всю жизнь власти… и – обрастать имущественным слоем. Давайте вспомним, как Андрей Болконский в конце концов стоит перед вопросом: как бы получше устроить жизнь своих крепостных – государство своё устроить? Царское право нужно человеку для того, чтобы благоустраивать Землю! Строить дворцы, фонтаны! Сады рассадить… И здесь – логика Бога Отца! И её я именую царским правом. Логика созидания! Для неё нужно богатство, и поэтому я не порицаю стремление к таковому. Теперь третья вершина, которую должна одолевать душа человеческая в течение всей своей жизни, – это любовь! А заведует ею не кто иной, как Бог Сын! Иисус проповедует: любите ближнего, сказано вам! А трудно ли любить ближнего? Я же вам говорю – любите врагов своих, ибо не ведают они, что творят! Любовь – это и наслаждение, и страдание, и знаете, любовь – это слово! Иисус всё время нёс слово! Он говорил слово так, что его любили, к нему стремились! Учитесь говорить так, чтобы вызывать чувство!.. Женщина может любить вас, но услышав от вас одно какое-нибудь гадкое слово, она почувствует к вам отвращение, обиду – заплачет! Слово есть корень чувств! Мысль – это знание! И ещё – терпение, ещё страдание, труд!.. Любовь – это плоть! Она всегда трудилась!..
Вот – идеи! А уж вокруг этих идей вы найдёте оптимистические интонации, которые поддержат, которые помогут вам двигаться по направлению к трём этим вершинам, наполняя душу самым прекрасным содержанием, которое я именую культурой.
Передача 7Далее давайте рассмотрим очень важную для каждой души тему – СУДЬБЫ. Много приходится сомневаться насчёт этой темы. Кто может со всей уверенностью сказать, что судьба нам предначертана или наоборот – что понятие это очевидно или бессмысленно? Для начала отметим, что человечество пользуется двумя тенденциями подхода к этому вопросу: фатальное видение судьбы и кармическое – неизбежности предначертанного и возможности участия в ней. В основном интерес представляет вторая тенденция, и я, разумеется, больше её приверженец, чем фатализма. Так что мне остаётся только рассказать, как я представляю себе наше участие в судьбах: своих, судьбах близких и, может быть, даже государства…
Я начал бы с разговора не столько о судьбе, сколько о делах!.. И вот как поставил бы вопрос: кто может быть виноват в делах конкретного человека? И со всей определённостью ответил бы: только сам этот человек! Никто не лезет делать чужие дела без причин, созданных хозяином этих дел, – мотивировка такого ответа. Другое дело – судьба человека! Нет ли здесь не зависящих от него причин, во всём ли сам человек виноват? Он же мог родиться в семье какого-нибудь пьяницы или в семье очень интересного, умного, человека… На него могли повлиять обстоятельства! Так есть ли виноватые, в чём причины удачной или неудачной судьбы человека?.. И здесь я отвечу тоже со всей определённостью, какую могу себе только позволить: в любой судьбе виноват только один человек – отец! Выше мы говорили, что муж должен служить жене, жена – служить детям, а дети – отцу!
Дети неохотно, а то и вовсе не слушаются мать – ей очень трудно воспитать ребёнка по-настоящему дееспособного, работоспособного! Трудно, потому что он может «вить из неё верёвки», потому что она ему служит. А вот он, ребёнок, служит отцу, и отцу проще… Отцу легче влюбить в себя ребёнка, ибо дети всему учатся у матери, а в ней есть только женские черты… И если отец смог влюбить в себя их мать, то дети будут просто обожать его! Вот почему только отец может толком воспитывать ребёнка. Что ж, я придаю такое решающее значение воспитанию?
Да, именно! Воспитанию чего?.. Я говорил эти слова: дееспособности, работоспособности! Мне кажется, что судьба человека – это его работоспособность! Дайте вы ребёнку немыслимое материальное обеспечение и не помогите ему овладеть работоспособностью – он вам завалит свою судьбу: начнёт пьянствовать, гулять, гонять на автомобилях, прожигать жизнь… И попадёт, не дай бог, ещё и в тюрьму. Отравит и вашу жизнь, и свою. А если человек работоспособен – дееспособен, ковровые дорожки сами под ноги к нему лягут. И он взойдёт по этим дорожкам, по прекрасным лестницам на прекрасные места и будет улучшать мир…
Передача 8Давайте продолжим разговор о работоспособности ребёнка. Что же мы скажем далее?.. А далее – я разделю работоспособность на два основных вида: умственную и физическую, овладевать ими можно с помощью текстов и с помощью спорта… Нет ничего проще отцу, как привлечь ребёнка к спорту! А спорт воспитает физическую стойкость, способность добиваться результата с помощью тренинга, с помощью усилий – вот вам физическая работоспособность!.. Она – натренировывается! А что такое умственная работоспособность? Это работа с текстами! Научите этому ребёнка – вовлеките его как бы в игру, стимулируя чем угодно: пряником, кнутом… Если он увлечётся работой с текстом – овладеет скорочтением, будет уметь хорошо ориентироваться в каких угодно текстах, будь то учебник по физике, по химии, какая-нибудь логика математическая или просто эстетический текст, мало ли! Пусть научится работать с текстом – и вы увидите, что будет чудо!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.