bannerbanner
Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей
Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей

Полная версия

Дуся, бабуся и Лео да Винчи. Книга для умных родителей

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

– Да, да, маэстро. Возьмем всего лишь вашу живопись, потому что в мире вас знают, прежде всего, как автора женщины с загадочной улыбкой. Вашей Мона Лизы. Однако профессионалы отметят, что ни одно новомодное течение в живописи не обошлось без влияния вашего неугомонного ума. Вы доигрались!

Riflettere sul future. Размышления о будущем

Многие современники не любят галерей с современным искусством. Они им кажутся оскорбительными, не несущими души и не вызывающими эстетического наслаждения, ради чего и ходит человек в музеи и выставочные залы.

Как мы, Люди, могли от великих мастеров докатиться до такой пошлости?

Не поверите, но и тут подсказчиком всего этого безобразия был да Винчи. Именно он указал на возможность и такого развития искусства. Но все по порядку.

– В 21 год он нарисовал вид на долину Арно, то есть пейзаж. До него, это 1473 год, никто и никогда не делал природу главным действующим лицом. Только полвека спустя Альбрехт Альтдорфер напишет первый в западной живописи пейзаж масляными красками «Дунайский пейзаж около Регенбурга»

– Перспектива и сфумато. «Исчезающий как дым». Цвета удаленных предметов выглядят менее ясными, а тени менее резкими.

– Анаморфизм, прием в живописи, основанный на искажении перспективы. Если смотреть на объект обычным образом, он выглядит искаженным. Как в кривом зеркале. Если же смотреть сбоку под минимальным углом, то анаморфный объект обретает реалистичный вид на фоне искаженного основного изображения

– Две половины лица человека, несмотря на кажущуюся симметричность, немного разные. Леонардо знал, что левое полушарие управляет правой стороной лица, а правое – левой. Большинство людей левополушарные правши, поэтому правая часть их лица лучше поддается сознательному контролю. Левая сторона, наоборот, связана с эмоциональным правым полушарием и сильнее отражает то, что чувствует человек. Чтобы лучше оценить портрет Мона Лизы, лучше смотреть на левую сторону ее лица. Чтобы усилить загадку ее улыбки, Леонардо осветил правую сторону лица, а левую поместил в тень.

– Леонардо первым изобразил на портретах руки. Он утверждал, что художник должен не только создать точную копию человека, но и передать его душевное состояние.

– Основоположник карикатуры. Записные книжки Леонардо пестрят сотнями лиц, где он утрированно изображает отдельные черты лица, преувеличивая или преуменьшая их, что и есть суть карикатуры.

– Влияние Леонардо на Мане. В 1863 году выставляется скандальная работа Мане «Завтрак на траве», ознаменовавшая новый период его творчества. В новых работах он эксплуатирует метод половой неопределенности у изображаемой модели, а также изображение фигур без заднего плана по примеру работы Леонардо «Иоанн Креститель»

– Изображение объектов на пленэре, то есть на открытом воздухе. Только в 1870 году Клод Моне стал практиковать этот метод.

– Показывать предмет с разных углов зрения, получая новые ракурсы. Он предвосхитил работы Сезанна, кубистские полотна Пикассо, освободив художников будущего от оков перспективы

– Предвосхитил абстрактный рисунок. Кандинский совершенно случайно открыл новую возможность подачи изображения, перевернув свою работу под углом 90 градусов. Когда знакомое изображение лишь угадывается.

500 лет назад Леонардо написал: «Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, – в его ударах ты найдешь любое имя и слово, какое ты себе вообразишь» Это было написано в его трактате «О живописи», который был опубликован лишь в 1651 году.

– И даже абстрактный экспрессионизм. Его основоположник Джексон Поллок отказался от кистей, его холст лежал на полу, по которому он разбрасывал и разбрызгивал краски резкими движениями. Его работы напоминают фантастические рисунки Леонардо перед смертью, где стирается грань между предметами и рельефом. Кроме того, еще 500 лет назад гений советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской об стену, чтобы придать работе живость.

– Предвосхитил кинематограф. Его наброски к картине «Леда и лебедь» показывают все этапы ее движения. Как она встает с колен и до рисунка в полный рост. Чтобы получить движение нужно картины всего лишь поставить в нужной последовательности.

– Поль Сезанн и Анри Матисс в начале 1900 специально оставляют на своих полотнах не закрашенные куски, чтобы зритель сам «дорисовал» их. Не по этой ли причине оставил незаконченными свои работы Леонардо. Это касается прежде всего «Поклонения волхвов» и «Святого Иеронима».

– Парадоксы в живописи. «Мадонна в скалах» и парящие валуны в пещере. Это потом повторит Рене Магритт

– Оптические иллюзии. Двойственное восприятие одного и того же изображения. До Сальвадора Дали это прекрасно изобразил Леонардо в элементах лепнины в работе «Тайная вечеря»


Да, нам легко рассуждать сегодня о достижениях гения с высоты сегодняшних знаний. А ведь мы еще не учли, что все это было создано во времена самой строжайшей цензуры, когда заказчиком выступала церковь, которая и диктовала свои условия, вплоть до цвета платья изображаемых на картине и поворота их головы. Как тут еще раз не восхититься дерзким умом мастера, обходящим все препоны и запреты.

Что мы, сегодняшние, можем извлечь из этого наследия?

Станем ли мы иначе смотреть на современное искусство? Стоит ли водить ребенка на подобные выставки?

Вот что вам советует Ирина Антонова, наш старейший искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения

В мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?.. Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы – это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.

Пока есть – и он будет длиться долго – век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок – это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же все видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему. Дух становится никому не нужен.

Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.

Рисунок. Белый лист в паспорту, где написано. Это искусство. Другой такой же лист рядом с подписью: Это не искусство.


И снова вступает в разговор мальчик Леонардо из Винчи.

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Как этому научить ребенка? Распознавать дух в произведении?

Мы очень не любили друг друга. Я про Микеланджело. Я уже был стар. Он молод и честолюбив. И очень талантлив. Точнее, гениален. Только слепой не увидит в его работах великий человеческий дух. И я простил ему все оскорбления в мой адрес. Это было просто соперничество. И время все расставило по своим местам. Изучайте творения таких, как он. Ваш мозг должен уметь сравнивать и понимать, где живет дух, а где его нет. Только натренированный ум даст вам подсказку.

Это еще раз подтверждает высказывание Ирины Антоновой:

Власть технологий приведет к тому, что все будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?

Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения – они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их еще много. Но все больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гете, ни Томаса Манна. Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Тайны мозга

Наша наука развивается семимильными шагами. Даже ребенок знает, что самый модный телефон или компьютер устаревает очень быстро. Что существует какой-то коллайдер, который скоро доберется до разгадки тайн вселенной.

Но есть одна область, где человек практически бессилен. Он не может разгадать тайны собственного мозга. Если бы это было возможно, то, наверняка, уже появились бы новые Леонардо да Винчи.

Да, есть предположения, догадки, открытия.

Но они не раскрывают суть гениальности. Не могут объяснить, что происходит в мозгу, когда творит великий музыкант, когда рисует талантливый художник, когда пишет книгу писатель. Они могут только делать предположения.

Уже научно доказано, что, если с ребенком не заговорить до четырех-пяти лет, то наш Маугли уже никогда не сможет освоить речь. А, если с ним общаться сразу на нескольких языках, то он легко усвоит их все.

Какой из этого нужно сделать вывод?



Верно. С самого раннего детства как можно больше общаться с ребенком.

Что это значит? Начинать читать книги на других языках?

И да. И нет.

Нам хочется вырастить счастливого человека. Это же самое главное? Гармоничного, думающего, сопереживающего.

Но, в начале, нам самим нужно понять, что такое язык.

Не тот, который во рту, а тот, благодаря которому мы общаемся с друг другом, и даже с теми, кого уже рядом нет. Хотя здесь уже не про язык. Но все по порядку.

Сказка про необитаемый остров

Далеко-далеко в океане есть остров. Очень удобный для жизни. И речки там есть с пресной водой, и фруктов много, и хищники там не водятся. Вот только добраться до него не может никто. Из живущих на нашей планете. Потому что рядом Заколдованный треугольник, мимо которого давно никто ни пролетать, ни проплывать не хочет. Потому что те, кто пробовал, навсегда пропали.

Однако однажды капитан из далекой страны Брейнланд решил добраться до этого острова. Слышал он про него. Видел его карту, которую еще да Винчи нарисовал.

– Эх, один раз живем. Нет смысла быть на Земле, если не исполнишь свою мечту. Надо делать то, о чем страстно думаешь многие годы. Он собрал команду из четырех человек, таких же, как он сам, мечтающих о дальних странах и опасных путешествиях, чтобы найти остров, который никто не видел, но о котором много книг написано. Членов команды звали: Ресёчер, Пейнтер, Дэнсер, Мьют и Сингер.

Путь был не простым. Но никто и не ждал, что будет легко. Сильный ветер рвал на яхте паруса, вода заливала палубу, морская качка выматывала все силы. А когда светило солнце и не было ветра, то было еще хуже. Яхта безжизненно замирала среди бесконечной глади воды. Тем не менее, через двадцать семь дней пути они оказались в самом опасном месте. В том, где погибали все.

Капитан принял решение: «Двигаемся прямо по курсу. Будь что будет»

Ничего не предвещало беды.

Светило яркое солнце, дул легкий попутный ветер, рядом с яхтой резвились голубые дельфины.

Это последнее, что запомнили все, кто был на судне.

Когда капитан пришел в себя, то он увидел, что его яхта в целости и сохранности стоит у берега, все члены команды мирно спят на песке под пальмой. А вокруг такая красота, что захватывает дух. Яркие цветочные лианы обвивают зеленые возвышенности, чуть вдалеке струится серебристый водопад, рядом пальмы все в тяжелых банановых гроздьях.

Наверное, я уже в раю, – подумал капитан.



Ан, нет. Его товарищи по команде тоже открыли глаза и также как он сам, открыли рот от удивления.

– Где мы?

– Мы погибли или уже в раю?

– Интересно, есть ли здесь живые существа? Не опасно ли это место для жизни?

Только они это проговорили, как услышали странный звук, похожий на звук дудочки. Точнее дудки, потому что был он громким и немного хрипящим.

Немного погодя из-за ближайшей горы показалась странная процессия. Под звук хрипящего и гудящего инструмента, слегка напоминающего дудку, к ним приближались люди. Нет, они были не совсем такими, как незваные гости, но ничего устрашающего в них не было.

Просто чуть ниже ростом, с темным цветом кожи и почему-то голубыми глазами. Это и было очень странно. Тот, который дудел, первым подошел к гостям и проговорил что-то нечленораздельное.

– Что? Переспросил капитан.

Ответ был таким же непонятным.

– Давай, попробую поговорить я, – сказал первый член команды по имени Сингер. Я им спою. И он запел про море, про путешествие, про свою страну. Жители острова слушали и кивали головами. Затем он взял необычную дудку у вожака, дунул в нее. Раздался хрипящий звук.

– Так не пойдет. Давайте я поправлю. И острым лезвием ножа, к счастью он остался висеть на поясе, сделал несколько дырочек в дудке. И начал дуть в нее, зажимая по очереди то одну, то другую. Звук стал долгим и протяжным. Довольные жители закивали головами, стали улыбаться и хлопать в ладоши.

– Теперь давайте попробую о нас рассказать я, сказал Пейнтер. Он очертил на песке территорию, похожую на багет от картины и начал рисовать яхту, море и вдалеке огромный город с мостами, машинами, самолетами.

К нему вышел житель острова. И так же начал рисовать свой остров. Странные жилища, животных, почему-то большой барабан и еще что-то, что приплывшим с другой стороны земли, было непонятно.

Настала очередь третьего члена экипажа. Его имя было Ресёчер. Он нарисовал колесо, разбил его на сектора, начал писать какие-то формулы и знаки.

Рядом встал житель острова и тоже начал чертить какие-то фигуры и писать знаки.

Было видно, что они тоже понимают друг – друга, как поняли предыдущие пары.

Настала очередь капитана. Его звали Дэнсер. Он знал много иностранных языков, ведь он мечтал о путешествиях. Но тут они были бессмысленными и бесполезными. И он начал танцевать. Совсем скоро он услышал звук дудки, которая стала направлять его танец мелодией. Несколько жителей острова подхватили ритм и начали пританцовывать.

А в это время последний член экипажа по имени Мьют уже живо общался с другими жителями острова языком жестов. Он широко раскинул руки, а потом, сведя их, указал на сердце, показав, что оно открыто для встречи. Что они пришли сюда с миром. Что они хотят дружить.

Что случилось дальше?

Конечно, все подружились и со временем стали даже понимать язык друг друга. Оказалось, что им есть чем друг с другом поделиться. Жители острова учили путешественников, как жить в мире, как всегда быть счастливыми, как выращивать хорошие урожаи фруктов и овощей, а самое главное, как растить детей, чтобы они приумножали накопленные знания для процветания и украшения острова.

Что должен был уметь каждый житель острова, независимо от дела, которое он выберет? Петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, их оказалось достаточно много на острове, рисовать цветными глинами и украшать жилище различными поделками из травы, ракушек, лиан, которые делали жизнь красивой и комфортной, а также знать основы счета и письма. Особо одаренные в том или ином деле – рисовании, счете, музицировании становились профессионалами, как это говорят на Земле.

Самой уважаемой профессией, у островитян это называлось «открыватель мира» была, да, профессия учителя. Из них и выбирали старейшину Острова.

А почему они живут так обособленно и никого к себе не пускают?

Этот вопрос очень интересовал гостей. Ответ был, потому что еще не время. У них есть Большая Книга Знаний, где указано, когда будет можно открыть путь на остров. Пока рано.

Так что не ошибся Леонардо да Винчи, когда рисовал эту карту. Откуда он про остров узнал? Это путешественникам выяснить не удалось.

Почему они сами не хотят побывать по другую сторону Заколдованного треугольника? Боятся погибнуть?

Нет. Этот треугольник им не страшен.

В их Книге Знаний написано, что тогда они потеряют себя. Потому что именно треугольник спасает их от уничтожения. Они понимают, зачем они здесь, каков смысл их существования, как будет развиваться их островной мир. Идеальный для жизни.

По ту сторону треугольника земляне забыли, зачем они пришли на планету. Потому что разучились думать. То есть использовать свой разум, данный им Создателем, по назначению.

И еще раз показали гостям карту Леонардо да Винчи, на которой в самом низу в правом углу было написано.

Reflession (Надо написать зеркально)

Вот что забыли люди.

Рефлексия, или история про Дусю, бабушку и цветок

Хорошо летом в деревне! Огород большой-большой. Для Дуси и вообще кажется бесконечным. Она тянет бубусю то в одну сторону, то в другую. Интересней там, где много цветов. Дуся смотрит, нюхает, тянет в рот. И норовит каждый сорвать. А бабуся не разрешает.

– Зачем тебе, Дусенька цветок? Ты его сейчас сорвешь и тут же бросишь. А он живой. Видишь, как головой тебе кивает?

Дуся смотрит удивленно.

– Но я же его хочу взять. Он красивый. Я отнесу его домой.

– А дома что с ним сделаешь?

Дуся не понимает. Ножкой топает. Хочу, мол, цветочек.

Бабуся берет Дусю на руки. Несет по огороду.

– Вот, Дуся, смотри. Это птичка. Птичка-мама. У нее под крышей птенцы. Она их кормит. Потом они подрастут и будут наводить порядок на нашем огороде. Чтобы не заводились вредные жучки и червячки.

– Вот подсолнух. Сейчас это красивый цветок, а потом будут семечки. Их будут клевать птички, или, может, приедет твой папа и с удовольствием их пощелкает.

– Вот куст шиповника, вот грибочек. И у всех есть свое предназначенье.

– Сто? Предззнасенье?

Дуся маленькая. Пока не понимает длинные слова.

– То есть каждое растение, каждая вещь имеет свое значение. Они для чего-то нужны. Сломай одно, испортится другое.

– Как ты думаешь, Дуся, зачем нужна чашка?

– Чтобы мне пить молочко, – это Дусенька знает.

– А цветочек тогда зачем?

– Если я его не кушаю, то не знаю, – Дуся растерялась.

– Глупенькая ты моя еще. Чтобы ты смотрела и радовалась. Потому что цветы красивые. Они дарят нам что? Конечно, красоту! А, если ты сорвешь и бросишь, то этой красоты станет меньше. И рядом мама-цветочек будет плакать, что пришла Дуся и просто так забрала ее ребеночка. Прежде чем что-то сделать: сорвать, сломать, бросить, испортить, подумай, кому ты сделаешь этим плохо. Кто из-за этого расстроится?

– Поняла, – сказала Дуся. Нужно все, что вокруг, любить как бабусю. Быть ласковой и внимательной. Да?

– Да, мое солнышко! И тогда и тебя все тоже будут любить и радоваться, что ты есть.

– Здорово! – обрадовалась Дусенька и побежала сказать цветку спасибо и поблагодарить его за красоту. Ведь с ним в огороде намного красивей. Потому он и нужен. Всем. И Дусеньке тоже. Ей нравится, когда красиво.

А про свое это, предназнасенье, она тоже подумает, когда подрастет.

Что такое рефлексия?

РЕФЛЕКСИЯ – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Так ее трактует словарь философских терминов

А, если проще, осознание себя в этом мире, своей роли и того самого предназначения, о котором говорила бабушка внучке.

Какой бы умной не была собака, но вопросы бытия ее не волнуют. Способностью к рефлексии обладает только человек. Разумный человек. И именно рефлексия приводит человека к самоидентификации.

Никакой современный компьютер никогда не сможет этого. А, если сможет, то человечеству конец. Зачем умной машине человек с его непредсказуемостью?

Но все по порядку. Мы же хотим вырастить счастливого человека. Ведь пока путь на остров Счастья закрыт опасным морским треугольником, то нужно самим учиться быть счастливыми.

– Scuso. Scuso. Я хочу вмешаться. Вы нашли мою старую карту. Удивительно, как она дошла до вас. Про этот остров я знал один на планете, потому что.. Но это вам не нужно знать. Главное, что вы обратили внимание на мою приписку внизу справа. Вы догадались подставить зеркало и прочесть это слово. Да. Да. Reflession. Простите, но люди невежды, они думают, что им дан язык, чтобы говорить всякие глупости. Вы же сами убедились, что на острове язык совсем не нужен, можно понимать друг друга через музыку, картины, танец, науку, через жесты. Язык нам дан Создателем, чтобы мы могли размышлять, думать, анализировать, творить. Да. Именно творить!

У меня есть очень резкие высказывания о людях, которые забыли самое главное. Про свой дух созидания. Тот самый, который водит рукой художника, писателя, ученого, музыканта. Человек, который не творит, абсолютно бессмысленное существо, такое же, как животное. Только от него больше вреда, чем пользы. Животное выполняет свою миссию, оно стоит во взаимосвязанной цепи природы. Не будет зайца, погибнет лиса. Не будет лисы, погибнут крупные животные. И так далее. Человек – часть природы. Но Человек думающий – ее венец. Потому что он может ее воспеть, он слышит Космос и говорит с ним на одном языке.

Вспомните задник моей картины, где я из одного растения создал весь рисунок, показав общую взаимосвязь всего живого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3