Полная версия
ДАО детского фотографа
Пока в нашей стране разрешено лица людей на фотографиях оставлять не размытыми. И активно пользуюсь этой опцией: подбираю для образцов портфолийные лица, идеально соответствующие образу. В образце все должно быть прекрасно по классике: «И лицо, и одежда, и душа…»
Фотографируя на образцы, заранее знаю позу модели, мимику, настроение кадра. Ничего не выдумываю на съемочной площадке: все продумано на этапе создания образа, костюма и образца. Костюм отшивается под позу модели.
Обязательно получаю разрешение родителей сфотографировать ребёнка в качестве модели для образца. Многие против публичности, и может разразиться нешуточный скандал.
Никогда не жалею на образцы денег.
Образец – это моё лицо. Глядя на него, заказчик формирует мнение обо мне.
Образцы распечатываю в том количестве и в тех форматах, которые предлагаю получить заказчику на выходе.
Например, готовлю поясной портрет и крупный план для девочки А4 формата и так же для мальчика. Значит, на информационный стенд в садике повешу четыре фотографии А4 формата.
Если крупный план я хочу предложить ещё и в формате А3, значит к предыдущему варианту прибавятся еще две фотографии А3 формата: крупный план для девочки А3 и крупный план для мальчика А3.
Обязательно делаю образцы отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. Даже если костюм unisex.
Однажды родительница не заказала фотографию, предположив, что фотосессии для мальчиков нет. Ведь я повесила на образец только портрет девочки в костюме индейца. Костюм был один для всех. «Зачем переводить бумагу?» – подумала «сообразительная» я.
Некоторые коллеги не заморачиваются на полноценную распечатку образцов: компонуют их на альбомном листе, уменьшая до визиточного формата, с длинным пояснением в конце.
Цитирую:
«Формат 20x30(А4) = 1800 за шт. Формат 15x20(А5) = 1000 за шт.
Внимание: Дополнительный ребенок в кадре + 500
Внимание: В шаблоне № 1, № 2, № 3, № 10, № 12 – костюмы от фотографа.
Во всех остальных шаблонах ребенок представлен в своей одежде».
Даже я – фотограф – человек, который в теме, не смогла дочитать текст до конца, мне лень и некогда разбираться в размерах, цифрах и шаблонах.
Заказчику этот текст не понятен вовсе. Многие путаются в размерах. Другим обязательно надо увидеть, как смотрится фото в реальном размере. Да и читать тысячу букв совершенно недосуг.
Заказчик хочет ткнуть пальцем в образец и сказать: «Мне вот так».
Чем проще заказчику разобраться с объявлением, тем больше заказов будет у фотографа.
Повторюсь: еще в институте дизайнеров заставляют зазубрить как аксиому, что нельзя давать заказчику на выбор больше трех вариантов эскизов.
Это усложняет жизнь заказчика. Он начинает мучительно думать, выбирать, менять решение. В заказах появляется путаница. Люди обвиняют друг друга. Но в итоге виноват фотограф, который не смог организовать процесс так, чтобы всем было удобно и понятно.
Стараюсь максимально облегчить жизнь и педагогу, который занят кучей своих прямых обязанностей, но при этом вынужден принимать заказ на фотосессию, и родителям-заказчикам, которые спешат по делам, не видят ни каких объявлений, и им все время некогда.
P.S.: Чтобы собрать хороший заказ, фотограф должен показать заказчику образцы работ. Это нужно делать продумано: ограничить количество образцов до трёх штук. Не жалеть денег на их производство. Рекламировать образцы в реальном формате и реальном исполнении.
Сторис
Одна из родительниц возмутилась, что мало образцов.
Я пространно стала объяснять, что в условиях мобильной фотостудии невозможно предложить большее количество образов. Если она хочет более разнообразный выбор, надо обратиться в фотосалон.
Мамочка выслушала и недовольно фыркнув, гордо ушла за горизонт. Мои пространные объяснения, на которые я потратила целых 10 минут оказались безрезультатны.
Больше я не трачу время на объяснения. Доброжелательно улыбаюсь и отвечаю, что в этот раз так, в следующий будет по-другому.
И вопросы моментально прекращаются.
6. Заявить о себе. Объявление
Объявление (рис. 2) так же, как и фотография-образец, должно быть идеальным. Аккуратным, опрятным, ярким, с читабельным коротким текстом. По сути объявление – это маленький баннер: принципы композиции и оформления те же самые.
Бой пестрому фону под текстом! Но если очень хочется взрыва красок, а картинка слишком яркая, ее нужно затемнить, либо осветлить, размыть или сделать полупрозрачной. Использование плашек под текстом – тоже вариант.
Я обхожусь светлым фоном, отдавая предпочтение рамочкам и декоративным украшалкам по периметру листа.
Текст должен легко восприниматься. Красивый рукописный шрифт, особенно если он мелкий, читается сложно. Мой фаворит – шрифт гротеск, по простому – рубленый.
Важны расстояния между буквами и строками. Если буквы в тексте слеплены, как шпроты в банке, разлепить их взглядом будет мучительно сложно. Надо раздвинуть границы, рассредоточить слова и строки.
Не рекомендуется использовать в тексте больше трех шрифтов и больше трех кеглей. Предпочитаю один шрифт с вариациями: жирный-тонкий-наклонный, расставляя акценты на ВАЖНОМ и ЦУ.
Составляя объявление для фотосессии, продумываю каждое слово – отжимаю воду, чтобы текст был лаконичным, но информативным. Не забываю, что люди бегут по делам сломя голову и читать «романы» им некогда. Поэтому очень коротко и только о главном: доброжелательное приветствие; даты фотосессий, расписанные по группам и педагогам; цены; РЕКОМЕНДАЦИИ и ВАЖНОЕ.
Например, в РЕКОМЕНДАЦИЯХ предлагаю родителям распустить и накрутить девочкам волосы. В ВАЖНОМ помечаю, что прически надо сделать самостоятельно.
То есть даю понять, что роскошные локоны у девочки на образце – дело рук родителей.
Прическа, конечно, может отличаться. Ведь на образце представлено видение фотографа, а уж соответствовать этому образу или нет – выбор заказчика.
А как все происходит на самом деле? Чаще всего родителям некогда заморачиваться на красоту. Успеть бы умыться! Детей в садик приводят на автопилоте – не проснувшимися: Поднять-подняли, разбудить забыли. С расческой в кармашке. Типа, творческий набор для фотографа – СДЕЛАЙ САМ.
Справедливости ради замечу, что некоторые успевают заскочить в салон красоты. Это, конечно, елей на душу фотографа.
А творческие – даже сотворить укладку самостоятельно. Как же приятно, когда родителям не безразличен результат и они активно участвуют в процессе. Тогда получаются замечательные фото, я бы даже сказала – картины (фото 1).
У меня самой нет замечательных фото из детского сада. Потому что не было прекрасных локонов.
Парикмахерша стригла меня «под горшок».
Зачем родители деньги тратили? С таким шедевром вполне могли справиться собственными силами! Нужен был только горшок: цветочный или ночной, не важно, главное с ровными краями и по размеру. Надел ребёнку на голову, пару взмахов ножницами по периметру, и «а-ля мальчик-гарсон» готов.
А знаете, есть цветочные горшки в виде яйца, у которого верхушка отбита – как будто оно было всмятку и его уже съели? Так вот у этих горшков края не ровные. Вот бы креативчик получился, если по нему подстригать…
Так вот! Не отвлекаясь от темы: в РЕКОМЕНДАЦИЯХ разъясняю родителям, что они могу сделать для красивого портрета со своей стороны. А в ВАЖНОМ пишу о том, что сделать необходимо, но доступно каждому. Например, привести ногти в порядок, если руки попадают в кадр. Или прийти в нательной майке в целях личной гигиены, если фотосессия костюмированная и так далее… И прически конечно же – самостоятельные!
P.S.: Составить объявление нужно таким образом, чтобы оно читалось глазами, то есть мгновенно – без включения мыслительных процессов. Было лаконичным, информативным с рекомендациями и ЦУ.
Сторис
Придумала я на 8 марта винтажную фотосессию в розовом капоре. Девчонки нарисовались с локонами «от Наташи Ростовой». Красота! Портреты получались удивительными.
Я с замиранием сердца ждала Полину – девочку с тонкими короткими волосами, которой, как и мне в детстве, бантик надо приклеивать на суперклей. Все думала, как же ее сфотографировать?
И Полина пришла – принцесса с белокурыми локонами до пояса.
Желание мамы сделать дочери красивый портрет было столь велико, что она заморочилась на покупку трессов.
Реально: не бывает безвыходных ситуаций!
7. Свет мой Зеркальце…
Как должен выглядеть фотограф?
Хм… В первую очередь, как и любой публичный человек – опрятно.
Вспомнила фотографа из своего детства, и вот не знаю плакать или смеяться – остановилась на ироничной улыбке.
В мой детский сад приходил человек в синих трениках, которые в СССР служили мужчинам, по сути, нательным бельем. Но по прямому назначению использовались редко. Скорее выполняли функцию верхней одежды и были замечены в магазинах, парках, на работе, как в нашем случае, ну а про дачи и говорить не приходится.
Они пузырились на коленях, провисали на пятой точке, быстро линяли, но неизменно пользовались горячей любовью советских мужчин, самыми «стильными» из которых считались укомплектованные тельняшкой.
Наш – приходил в рубашке, благоухая «Шипром». Распознать, применялся парфюмерный шедевр «Новой зари» по прямому назначению или внутреннему, было невозможно.
Дети недоумевали, чем так гадостно пахнет дядя фотограф, отворачивали носы, но терпели – мама сказала: «Красиво улыбаться». И мы тужились изо всех сил.
Сейчас среди фотографов алконавтов почти нет. Сильно упростившейся процесс фотодеятельности породил беспрецедентную конкуренцию. Фотографы выглядят модно, обладают яркой внешностью и активно эксплуатируют аксессуары, позволяющие создать свой стиль и выделиться.
Я безнадёжно влюблена в шарфики: ношу их даже летом. Даже с майками.
Благодаря чему успела прославиться.
Прихожу прекрасно-солнечным и ужасно жарким днем на работу. В шарфике. И возрастная коллега сочувственно спрашивает: «Горло болит?»
Ну, тетя ИРА! Вы не в тренде! Это же стильно! Как же можно быть такими не продвинутыми?
Хоть я и вспотела, как испуганный енот, но красота же требует жертв! Эту аксиому зазубрила, когда воображала в песочнице в неудобном, но новом, сарафане со спадающими бретельками, когда ещё и не знали, что такое аксиома и с чем её носят.
С раннего детства тянуло к прекрасному: хотелось, чтобы мама надевала мне колготки цвета «влюбленной жабы» к шерстяному изумрудно-зеленому платью. К вязаному синему – лазурные или какие-нибудь небесно-голубые, но обязательно капроновые…
Но из шкафа вываливались только белые, потому что в 80-е у родителей не хватало денег на «баловство». Мама уверяла, что белый и чёрный – это нейтральные цвета, которые подходят ко всему.
Я смиренно думала: «Хорошо, что мои колготки – белые».
В цветовой гамме моего взрослого гардероба появились ещё два нейтрала: серый и коричневый. Несомненно, они упрощают жизнь, но не украшают. Ко всему подходят, не маркие, неброские, в общем…никакие. Безликие. Поэтому для таких любителей серости, как я, кто-то эстетически продвинутый придумал аксессуары. Которые превращают серых мышек в привлекательных бурундучков. Делают нас яркими и заметными.
Одно маленькое замечание: детский фотограф должен впечатлить не только взрослых заказчиков, но и «мелких».
Запомниться детям, вызвать улыбку и доверие мне помогают animal-штучки. Например, шапки-зверинец, из- за которых у моей мамы случаются острые душевные переживания: «Доченька, ну не по возрасту уже! Сними немедленно!» У детей реакция всегда позитивная. Увидев меня однажды в такой шапке, уже точно не забудут странную тетю-фотографа, у которой четыре глаза – два на месте и два вязанных.
Аnimal-подвески, – серьги, – кольца нравятся девчонкам. Они могут подолгу рассматривать их и примерять.
Даже на моей сменной обуви нашиты звериные морды. Последнее время «жертвой» был барсук.
Очень выручают аппликации на футболках. А ближе к зимним праздникам обязательно покупаю новый свитер с новогодней вышивкой или аппликацией.
«Творческий человек не может выглядеть банально», – сказал мне знакомый шоумен. Я поверила и сегодня присоединяюсь к этому мнению.
P.S.: Публичный человек должен выглядеть опрятно. Но, если он творческий, быть чистенькой серенькой мышкой ему не пристало. Нетривиальный капибаро, калаборированный окапи, шокирующий долгопят, стильный скунс, неповторимый квезаль – вот примеры на пути к самобытности.
Сторис
На первой фотосъемке надо было постараться впечатлить заказчика. Я нелениво заморочилась. Пришла на «праздник мам» в образе весны-красны, стряхнув с бального платья вековую пыль. Это вам не треники с пузырями на коленях!
Воспитатели помнят этот случай, спустя более десяти лет.
Дети… те, вообще, обалдели.
8. Модно. Стильно. Удобно
Одежда детского фотографа! Это не просто вся из себя такая модная, стильная и нетривиальная, но ещё и очень удобная. Как же долго я тебя искала! Методом проб, ошибок и финансовых потерь.
Пачки денег уходили на капроновые колготки, поверх которых я надевала шорты – понятно, почему не юбку! Потому что PRESCHOOL фотограф все время приседает, ползает, наклоняется, садится по-турецки или вовсе ложится на пузо.
В капроне было удобно: не жмёт, не передавливает, не трещит по швам. Но быстро выходит из строя. За одну фотосессию улетало в мусорку по две-три пары. Ведь дети не сидят на месте, только если пообещать шоколадку. Или мороженое. Или по заднице.
А поскольку из перечисленного пообещать могу… ничего, то и крутиться юлой приходится вместе с ними. То за парту зацепишься, то за стул или не увидишь на полу запчасти от машинки.
Но хуже всего липучки на сандаликах – так называемая текстильная застёжка. Это враг number one. Бывало зацепится ребёнок сандаликом за мои колготки… В этот момент главное ловко извернуться и схватить его за ногу, чтобы не рванул, тогда колготки можно спасти, аккуратно отцепившись от крючков «репейника». Но, как правило, дети опережают мою реакцию, и колготки летят в мусорку, а я лечу за новой парой.
Я переметнулась на тёплые колготки. Они не рвались, не вытягивались, не давили и не сковывали движений, но очень больно впивались вязанными бороздками в колени. А ведь детский фотограф работает, стоя на коленях.
Потом в моду вошли трикотажные лосины. Всем хороши, но через пару часов вытягивались на коленях, и я становилась похожа на фотографа из своего детства. Кроме того, никак не могла подобрать приличную «верхушку». Одна туника – коротковата, и я сексуально светила попой. Другая – с глубоким декольте. И хоть не могу похвастать приятным размером груди, при наклонах даже то, чем одарил Господь, выглядело не совсем прилично.
Кстати, туники были цветными и не скрывали мокрые пятна, проступающие подмышками. Это очень не comilfo. А детский фотограф потеет неизбежно, так как работает физически. И окно не откроешь – дети же.
В общем, рабочий трикотажный комплект быстро переквалифицировался в домашний.
Джинсы пришли на смену всему на свете. Джинсы на низкой посадке. В них однозначно не удобно: туго, скованно, при сидении на коленях сильно передавливается кровоток. Оголяется попа. Поэтому верхняя часть одежды должна быть удлиненной. Не смотря ни на что, я бесконечно долго работала в джинсах, пока не подружилась со «спортом».
Наконец нашла то, что может быть одновременно удобным, красивым, эстетически правильным, педагогически выверенным – городская спортивная одежда. Спортивный трикотаж не вытягивается, не скатывается, не перетягивает внутренние органы, кровоток и лимфоток, быстро высыхает на человеке. Сейчас мильён моделей и цветов «городского спорта», который можно носить даже с украшениями. Чем я активно пользуюсь.
Учитывая, что работаю в наколенниках, напульсниках и налокотниках, мне спортивная одежда очень зашла.
Я выбрала себе чёрные длинные тайтсы без рисунка. Темную тунику с коротким рукавом (чтобы и не жарко, и подмышки закрыты) и средней глубины вырезом.
Повседневная и праздничная одежда фотографа отличаются друг от друга. Если посчастливится работать на утреннике, то придется соответствовать духу праздника. В этот день нарядными приходят не только дети и их многочисленные родители, но и коллектив – от заведующей до няни. Тайтсы я оставляю в покое, потому что все равно придётся ползать по-пластунски. Но «верхушку» меняю на нарядную: припасен у меня для таких случаев нетривиальный вариант, но тоже чёрный, тоже с рукавом, с невинным вырезом и попу прикрывает.
P.S.: Методом проб и ошибок, я подобрала спец одежду для фотографа, которая одновременно может быть удобной, красивой, эстетически правильной, педагогически выверенной, подходит и мужчинам, и женщинам – это городская спортивная одежда.
Сторис
Самый сложный для меня вариант – это двухлетки. Фотографирование проходит в режиме «упал-отжался». Дети находятся в постоянном движении. Рыжая малышка пряталась от меня под столом, под ковром, за юбку воспитателя и за собственные ладошки. Типа, я тебя не вижу, значит и ты меня не видишь.
Я думала, она боится и изо всех сил пыталась наладить контакт. Окончательно выбившись из сил, упала на ковер. Надо мной зависла рыжая голова и на своем тарабарском что-то произнесла.
В вольном переводе что-то типа: «Тёть! А Тёть! Чо разлеглась? Давай ещё поиграем!».
9. Главное – Здоровье!
Немного о грустном. Я обязана предупредить, что чайная ложечка дёгтя есть даже в такой доброй и позитивной профессии как детская фотография – профессиональные заболевания.
Мало кто об этом знает и задумывается, считая фотографирование чистой воды развлекухой. Однажды за большим семейным столом родной дядя съязвил, что я не представляю, каково это – работать. В свою очередь жаловался, как трудно приходится ему на заводе.
«Вот, блин, – подумала я. – Кто знает, каково это – быть фотографом? Я же верю на слово о тяжести твоих будней!»
Помню вытянувшееся лицо дяди, когда стала загибать пальцы, перечисляя свои профессиональные болячки.
Зрение. Это первое, что сбегает от фотографа, если за ним не следить. Врачи уже язык сломали, напоминать про зарядку для глаз, очки в дырочку, spa-процедуры и «натуральную слезу». А также про отлучение от компьютера каждые 15 минут.
Для меня перерыв – это чай попить. Нет, для кого-то, конечно, пресс качнуть или сто приседаний, а для меня – чай. Но я ж столько не выпью! Поэтому переменки пропускаю. Работа, кстати, так затягивает, что время пролетает незаметно. Надо обязательно ставить таймер. Я, например, делаю перерыв после каждой отретушированной группы: сделал дело, пей чай смело.
Спина. Кто самый стабильный враг фотографа? Кто подводит в самый не подходящий момент? Грыжи и протрузии.
Сейчас фотографы переходят на лёгкие беззеркалки, потому что в этом деле не помогает даже «разгрузка».
Каждую весну я волоку за собой правую ногу, как раненный солдат, на приём к мануальному терапевту – ущемление седалищного нерва из-за физических перегрузок. И он чинит мой позвоночник, колени, плечи… в общем все суставчики, которые я благополучно ушатала за учебный год.
А осенью – массаж и капельницы, потому что снова чего-то там защемило из-за неудобного положения шеи – с PRESCHOOL фотографом такое случается часто.
Мануальный терапевт и массажист – мои друзья.
Но главный друг – спорт. Ругаю себя самыми нехорошими словами, какие слышала в детстве от дворовых доминошников у бабули в деревне, что не взялась за ум раньше.
Пока мы молодые и сильные, не замечаем, как постепенно разрушается наш позвоночник от физических нагрузок и сидения перед компьютером, не задумываемся, что с возрастом мышцы слабеют.
Силовые тренировки, йога, пилатесс, стрейчинг и плавание теперь обязательны в моём распорядке дня.
Запястья. Когда первый раз прострелило запястье, подумала, что ударило током. Оглянулась, в поисках источника разряда, и поняла, что прострел случился внутри моего организма, когда одной рукой подняла камеру и провернула запястье на 90 градусов.
Ёпсель! Ерунда какая-то!
Но та же самая ерунда случилась при работе с горизонтальной мышкой. Мануальный терапевт объяснил, что запястье не справляется с весом фотоаппарата, а при работе с горизонтальной мышкой чего-то там перекручивается и защемляется. Отсюда прострелы и онемение пальцев.
Пожаловалась мужу. Он засел в Интернет и провёл расследование под кодовым названием «Чтоб жена отстала». Расследование принесло плоды в виде вертикальной мышки, и жена отстала. Теперь всем работающим за компьютером настоятельно рекомендую!
И напульсники! Зачем теннисисту напульсники? Пот со лба вытирать? Это, конечно, тоже, но главное – фиксация кисти и защита от травм. Что для фотографа тоже актуально. Если забываю напульсники на фотосессию, то прострел обязательно случается, а с ними нет.
Локтевой сустав. Практически всё тоже самое, что и с запястьем. Разгрузить сустав помогают налокотники.
Напульсники и налокотники продаются в спорттоварах или в аптеках. Только надо подобрать размер.
Колени. PRESCHOOL фотограф работает «на колене»: приседает, ползает, сидит. Коллегу увезли на «скорой», когда у нее отнялись ноги после долгого сидения на коленях.
Нужно обязательно делать перерывы во время фотосессии, вставать, разминаться и не забывать про наколенники. Я долго не соглашалась с этой идеей: боялась выглядеть смешно в каких-нибудь хоккейных или велосипедных. Пока не посоветовали сшить аккуратные незаметные из мягкой ткани.
Это я сейчас такая умная. А был момент, когда чуть не оказалась на месте той коллеги.
Страшно! Никому не пожелаю.
P.S.: Профессиональные заболевания есть даже у PRESCHOOL фотографа. Если предупредить их развитие, в профессии можно оставаться бесконечно долго.
Сторис
Мы закончили фотосессию. Дети ушли на прогулку. Я аккуратно сложила декорации. Разложила инвентарь по коробкам. Упаковала костюмы.
Стала частями выносить на улицу к такси.
Артём провожал меня долгим вдумчивым взглядом – туда-сюда, туда-сюда. После очередной коробки он не выдержал:
– Инга, а у вас пупок не развяжется?
Я так и грохнулась с этой коробкой.
10. Почем нынче искусство?
– А чо так дорого?! – думаю, не совру, что подобное возмущение слышал каждый, без исключения, фотограф.
И продолжение:
– Распечатать фотку – три копейки стоит!
Ещё пару копеек готовы накинуть за то, что на кнопочку нажимаешь.
То есть, труд фотографа в глазах остального человечества сводится к тому, чтобы давить на кнопку и отвозить файл в типографию, а сейчас, и подавно, можно по WhatsApp скинуть.
Ну все! Во мне просыпается разъяренный бухгалтер! Начинаю умничать – ведь по первому образованию я экономист.
Итак! Цена за художественный сюжетный костюмированный портрет в дошкольном учреждении складывается из себестоимости, нерегулярных затрат и прибыли.
1. Себестоимость суммируется из зарплаты, техники, амортизации, расходных материалов, транспортных затрат, налогов.
Чтобы сделать один костюмированный портрет для одного ребёнка трудятся шестеро взрослых: фотограф, дизайнер, закройщик, швея, оператор-печатник, водитель.
Каждый хочет получить в конце месяца зарплату, которая складывается из образования, навыков, техники, расходных материалов и т. д, и т. п.
Разберемся на примере фотографа: что ему нужно для работы помимо образования и фотоаппарата? Ещё куча всяких фотоштук: объективы, вспышки, кольца, фильтры, отражатели, свет, фоторамка, фоны, бутафория… Конечно же – «сильный» компьютер с большим экраном хорошего разрешения и другая оргтехника. Графические программы, диски, флешки и ещё по мелочи.
Нужен транспорт. Без него никак. Даже, если это личный автомобиль, на время создания фотографии, он превращается в служебный, а фотограф – в водителя. Если приходится перемещаться на городском автобусе от швеи в типографию – это все равно транспортные расходы.
А также ремонт оборудования и его амортизация – попросту говоря, замена физически изношенной техники.
Финансовые затраты на печать образцов, ведение странички или сайта в соцсетях.