Полная версия
Степные кочевники, покорившие мир. Под властью Аттилы, Чингисхана, Тамерлана
Это большое хуннское царство рухнуло так же быстро, как поднялось. После смерти Шэ Ху (349) его наследники и полководцы перебили друг друга. Мужуны, сяньбийцы по происхождению, то есть, вероятно, монголы, создавшие свое царство в Ляотуне, воспользовались этой анархией, чтобы отобрать у хунну весь Хубей (350, 352 гг.), Шаньси и Шаньдун. Вождь-победитель Мужун Чуй (349–360) сделал своей столицей в Яне (или Ки), ныне Пекин (350), затем в Е (Чжан-тэ) (357). Основанная им династия известна под китайским названием Ранняя Янь – Цзянь Янь (349–370). В 364 г. его преемник захватил еще и Лоян (после недолгого периода обладания городом силами империи), а потом и северный берег реки Хуай-хо (366). Но владение мужунов этими местами оказалось еще более кратким, чем предыдущие хуннские.
В 350 г. военачальник на службе хуннского царя Ши Ху – Пу Хун, вероятно, монгол, хотя часто ему приписывают тангутское, то есть тибетское, происхождение, отделился он Шеньси и устроил свою резиденцию в Чанъане. Его династия – а все эти мелкие тюрко-монгольские царьки имели претензии основывать подлинные китайские царские дома – известна под именем Ранняя Цинь, Цзянь Цинь (350–394). Внук Пу Хуна Фу Цзянь (357–394) был одним из наиболее примечательных среди этих тюрко-монгольских царей; искренне восприняв китайскую культуру, он проявил себя милостивым правителем и большим покровителем буддизма. Сначала он отбил у мужунов, или цзянь-яней, Лоян (369), затем Тайюань и, наконец, столицу мужунов Е (Чжан-тэ), а их царя взял в плен (370). Таким образом, под властью Фу Цзяня оказалось (370) все царство мужунов – Хубэй, Шаньси, Шаньдун, Хунань. Поскольку он уже владел Шэньси, то оказался властелином всего Северного Китая. В 376 г. он аннексировал еще одно мелкое варварское государство – царство Лян в Ганьсу. В 382 г. он отправил своего полководца Лю Гуана покорять Тарим. Лю Гуан получил признание вассальной зависимости от царей Шаньшаня (Лобнор), Турфана (Старшее Цзюй-шэ) и Карашара (Йен-цзи). Царь Кучи (называемого китайцами Бай Чунь), попытавшийся оказать сопротивление, был побежден и изгнан (383). Лю Гуан оккупировал Кучу и, как мы уже знаем, возвращаясь в Китай, увез с собой знаменитого буддистского монаха Кумарадживу, много потрудившегося там в качестве переводчика на китайский язык санскритских текстов.
Казалось, что Фу Цзянь, после того как покорил все варварские царства Северного Китая, вот-вот завоюет южную национальную китайскую империю и объединит всю страну под своей властью, как поступит через восемь веков другой монгольский завоеватель – великий Хубилай. И он действительно напал на «империю» на линии Хуай-хо (383), но в верхнем течении реки потерпел жестокое поражение, сокрушившее его могущество. Один из потомков древнего сяньбийского клана Мужун Мужун Чуй, до того момента служивший под его началом, взбунтовался и оторвал от его владений Хэбей и Шаньдун, основав тем самым царство Поздняя Янь (Хоу Янь) со столицей в Чжуншани, нынешнем Дин-чжоу, на юге Баодина, в Хэбее, которое просуществует с 384 по 407 г. В это же время (384) другой представитель семьи Мужунов основал в Шаньси царство Западная Янь (Си Янь), но в 394 г. это княжество было присоединено Мужун Чуем к Чжоу Янь. Наконец, Шэньси и часть Хунани были захвачены у дома Фу Цзяня одним из его бывших полководцев – Яо Чаном, очевидно тибетцем по происхождению, основавшим там династию Поздняя Цинь (Хоу Цинь), со столицей в Чанъане, называвшемся тогда Циньчжао. Добавим, что другие полководцы тюркского или монгольского происхождения основали в Ганьсу еще два княжества: Западная Цзинь (Си Цзинь) (385–400 и 409–431) со столицей в Ланьчжоу (Юань-цюан) и Поздняя Лян (Хоу Лян) (386–403); это последнее княжество было основано Лю Гуаном, уже упомянутым выше.
Царство тюрок табгачей, или тоба, и монгольское ханство жуан-жуаней
Но рядом со всеми этими появляющимися на короткое время ордами, чьи царства-однодневки рушились одно за другим, росло царство тобгачей, тоба по-китайски, которому было суждено, поглотив их все, создать в Северном Китае устойчивое государство, которое просуществует долго. Так франки, пережив бургундов, вестготов, лангобардов, создадут на руинах их королевств Каролингскую империю, призванную соединить германское настоящее с римским прошлым. Аналогичную задачу предстояло решить тоба, поскольку, объединив остальные тюркско-монгольские государства Северного Китая, они их до такой степени китаизировали, что сами, народ и династия, едва не растворились в массе китайского населения, в том числе и потому, что распространяли буддизм со рвением, напоминащим рвение Меровингов и Каролингов в пользу христианства. Наконец, как франки стали защитниками римского мира от новых волн вторжений германцев, тоба устроили на Хуанхэ свою «Стражу на Рейне» против монгольских орд, оставшихся дикими в глубине родных степей.
Мы видели, что тоба, очевидно тюрки по происхождению, в конце III в. н. э. обосновались на крайнем севере Шаньси в регионе Датуна. Энергичный вождь Тоба Гуй (386–409) обеспечил этой орде успех, отняв у мужунского царства Хоу Янь сначала Цзинь-ян, в наше время – Тайюань (396), потом – Чжуншань, сейчас Динчжоу, на юге Баодина (397) и, наконец, Е, называемый нами Чжан-тэ (398)[50]. В тот момент Тоба Гуй дал своему дому китайское династическое имя Вэй и определил своей орде постоянную столицу – Пинчэн (Тай) в пяти ли восточнее Датуна. Образованное таким образом царство Тоба Вэй включало уже территории Шаньси и Хэбея до Хуанхэ.
Тюркскому Китаю династии Тоба угрожала новая волна варварских нашествий – со стороны жу-жаней или, как переиначили их название китайцы, используя обидную игру слов, жуан-жуаней (то есть «отвратительных шевелящихся насекомых»). Судя по данным лингвистики, это была чисто монгольская орда, вроде давних сяньбийцев, родственниками которых их считают некоторые историки. Один из их вождей, Шэлунь, обеспечил благополучие своего рода, покорив около 402 г. соперничавшую с ним орду гаоцзюй, кочевавшую в районе между Кобдо и Урунгу и являющуюся предками тюрок, толосов и уйгуров. Жуан-жуани установили свое господство во всей Северной Гоби, от Ляохэ на корейской границе, на востоке, до верхнего течения Иртыша и подступов к Карашару на западе. С приходом жуан-жуаней впервые появляются титулы хана и кагана, являющиеся, таким образом, монгольскими титулами, которые сменяют древний титул шаньюй, использовавшийся хунну и, следовательно, бывший, вероятно, тюркским титулом.
В заслугу новым северокитайским правителям тоба или Вэям следует поставить то, что, столкнувшись с угрозой, которую представляло собой возникновение этой новой империи кочевников, они решительно избрали наступательную тактику, совершив несколько превентивных походов, антинабегов через Гоби. Тоба Гуй (386–409) подал пример победоносной кампанией, которая отбросила кагана жуан-жуаней Шэлуня далеко от великой излучины Хуанхэ (402). Тоба Сы (409–423), продолжая на севере защищать от жуан-жуаней подступы к Великой стене, расширил свои владения на юге, отобрал у южной национальной китайской империи крупный город Лоян вместе со всей частью Хунаня, зависимой от империи (423). Тоба Тао (423–453), наследовавший отцу, Тоба Сы, с самого начала царствования столкнулся с угрозой, исходившей от жуан-жуаней, наступление которых он отразил (424). Во главе своей конницы он предпринял в 425 г. поход против них: пересек Гоби с юга на север (очевидно, резиденция кагана жуанжуаней находилась на Орхоне), после чего атаковал еще одно варварское царство, Ся, основанное в Шэньси хуннским кланом Хэлянь, захватил его столицу или царский лагерь (Тун-вань, рядом с Баоянем на севере Шэньси) (427), в то время как его полководцы наступали на Чанъан (426): в 431 г. хэляни были уничтожены, а Шэньси присоединена к царству Тоба. В 436 г. армии Тоба Тао точно так же захватили царство Бэй-янь (нынешний Джехол), последний остаток владений мужунов, и аннексировали его. В 439 г. Тоба Тао завоевал государство Бэй Лян в Ганьсу (взятие Гуцзана, или Ганьчжоу). Дом Бэй Лян – династия хуннского происхождения, воцарившаяся там в 397 г. с родовым именем Цзэ-Цюй, – бежала в Турфан, который захватила, и царствовала в нем с 442 по 460 г.
Захватом Бэй Ляня тоба завершили завоевание всех прочих тюрко-монгольских царств, основанных в Северном Китае[51]. Остались только великое тюркское царство Тоба, называвшее себя китайским царством Вэй, и южная национальная китайская империя, где Нанкин напоминает нам Византий. Действительно: так же в VIII в. римский мир был поделен между франками, покорившими Запад, разрушив другие варварские государства, и Византийской империей, остававшейся владычицей Востока.
Впечатление, произведенное этими завоеваниями на народы Центральной Азии, было столь велико, что отныне Северный Китай обозначали именем Тоба, а вслед за ними его так называли даже византийцы: Табгач или Табхатч на тюркском, Тамгхадж на арабском, Таугаст на средневековом греческом.
Объединив Северный Китай, Тоба Тао возглавил масштабный поход в Гоби против жуан-жуаней и устроил им настояшую бойню (429), повторив операцию с тем же успехом в 443 г. В 445 г. тобайская армия Тоба совершила поход на Шаньшань (Лобнор), провинившийся тем, что перехватил ведущие на запад дороги, а в 448 г. тобайский военачальник Ван Ту-Гуй подчинил Карашар и Кучу. В 449 г. Тоба Тао предпринял третий поход на жуан-жуаней.
Тоба Тао был самой яркой личностью в этой энергичной тюркской династии, которая столь доблестно защищала от своих оставшихся кочевниками родичей древнюю китайскую цивилизацию. Человек исключительной храбрости, он сумел внушить ужас жуан-жуаням, которые, имей они дело со слабыми китайскими династиями, не упустили бы шанса совершать нападения на укрепленные границы страны. Таким образом, он поставил финальную точку в крупномасштабных вторжениях, примерно как Хлодвиг, сделавший то же самое для Галлии в битве при Тольбиаке. Сам достаточно китаизировавшийся, он не желал допустить, чтобы в его орде ослабла ее тюркская сила. Поэтому он отказался покинуть свои старинные кочевья в Пинчэне, возле Датуна, на самом севере Шаньси, на краю степей, ради завоеванных им исторических столиц Древнего Китая, Лояна и Чанъаня. Также он сохранил варварский, но предусмотрительный тюрко-монгольский обычай, требовавший, чтобы перед восшествием на трон тобайского царя его мать была убита во избежание ее вдовьих амбиций, притязаний и злопамятности. Излишне говорить, что при таком менталитете он проявил к буддизму глубокую неприязнь, в которой его чувства воина-варвара соединились с даоистской ненавистью его окружения. В 438 г. он приказал вернуться к мирской жизни буддистским монахам, а в 446 г. даже издал указ об их преследовании.
Эти преследования закончатся при его внуке Тоба Цзюне (452–465), получившем трон в результате дворцового переворота. Среди найденных в буддистских пещерах Юн-Гана статуй самые крупные, те, что принесли известность искусству эпохи династии Вэй, датируются именно временем его царствования, а вдохновившее их религиозное чувство, несущее греко-буддистское влияние и принесенное из Гандхары по караванным путям Тарима, наполняет эти произведения таким мистицизмом, что в них можно увидеть как бы предтеч нашей романской и готической скульптуры. Вероятно, собственно китайские династии были слишком отягощены национальными предрассудками и конфуцианским классицизмом, чтобы безоглядно поддаться привезенным из Индии мистическим урокам: буддистская скульптура императорских династий того же времени, в Нанкине и даже в Ляне, далека от того, чтобы излучать подобное рвение. Именно своему варварскому происхождению тоба, эти франки Дальнего Востока, обязаны созданием в Юн-Гане, а затем в Лунмэне эквиваленты наших Шартрского и Реймсского соборов, и это, возможно, одно из самых неожиданных последствий завоевания старого Китая степными кочевниками. Более того: на Западе Великие нашествия V в. после того, как основанное этими варварами общество в достаточной степени христианизировалось, оно, после нескольких темных веков, явило наше блестящее Средневековье. На Дальнем Востоке IV в. тамошние Великие нашествия произвели аналогичный результат еще раньше, поскольку уже через век Вэйский Китай был достаточно пронизан буддистской религиозностью, чтобы создать великие скульптуры Юн-Гана и Лунмэня.
Еще некоторое время, несмотря на китаизацию и распространение буддизма, тоба не теряли своей тюркской энергии. В царствование Тоба Цзюня (452–464) тоба оккупировали оазис Хами (456) и совершили поход на жуан-жуаней в Гоби (458). Правда, жуан-жуани со своей стороны захватили Турфан, свергли там династию Цзу-цюй и посадили на трон вассальный от них дом (460). При Тоба Хуне (465–471) тоба возобновили завоевательные походы на южную национальную китайскую империю, отбирая у нее территории: в 466 г. захватили Пэн-чэн (Синьчжоу в Ганьсу), в 467 г. завоевали бассейн Хуай-хо, в 469 г. – Шаньдун. В 470 г. тоба наказали тогонцев – орду сяньбийского, то есть монгольского, происхождения, обосновавшуюся в начале века в Кукуноре.
В религиозном плане Тоба Хун был настолько благочестивым буддистом, что в 471 г. отрекся от престола в пользу своего сына и ушел в монахи. Этот сын, которого мы будем звать Тоба Хун II (471–499), достигнув совершеннолетия, продемонстрировал такую же симпатию к буддизму, под влиянием которого гуманизировал все законодательство. Он завершил китаизацию тоба, перенеся в 494 г. столицу из Пинчэна (в Джчехоле) в Лоян[52], и как раз в это время по его инициативе началось обустройство знаменитых буддистских склепов в Лунмэне, южнее Лояна, скульптуры в которых датируются временем с 494 по 759 г. Однако, полностью восприняв китайскую культуру и буддистскую веру, тоба растеряли все воинские качества своих тюркских предков. Все их попытки завершить объединение Китая под своей властью, покорив южную национальную китайскую империю, провалились. Царь Тоба Цяо (499–515) предпринял последнюю попытку, но его полководцы не смогли прорваться за Хуай-хо, по которой проходила граница двух империй и стоявшая за которой имперская крепость Чжун-ли (Фон-ян, в Ань-хуэй) отразила все приступы (507).
После смерти Тоба Цяо царством тоба с 515 по 528 г. правила его вдова, царица Ху. Эта наследница древних тобгачей – последняя значительная личность династии, в которой еще проявляется тюркская сила. Женщина невероятно энергичная, временами кровожадная, властолюбивая, она тем не менее покровительствовала буддизму. Она украсила святилища Лунмэня и отправила в Северо-Западную Индию миссию буддистского паломника Сун Юня, оставившего нам любопытный отчет о состоянии Центральной Азии в то время. Сун Юнь прошел через Шаньшань (Лобнор), Хотан, Памир и, как мы увидим дальше, посетил в Бадахшане правившего там хана гуннов-эфталитов. Далее он направился в Уддияну и Гандхару (древний Кабул), откуда привез своей государыне интересовавшие ее буддистские документы (518–521).
У совершенно китаизировавшихся тобу начались дворцовые перевороты, семейные распри и гражданские войны. В 534 г. они разделились на две ветви – Восточную Вэй (Тун Вэй), включившую Хэбей, Шаньси, Шаньдун и Хунань с нынешним Чжан-тэ в качестве столицы (534–550) и Западную Вэй (Си Вэй), которая получила Шэньси и Ганьсу со столицей Чанъань (534–557). И та и другая будут свергнуты собственными министрами и, таким образом, в Чжан-тэ вместо Восточной Вэй будет основана династия Бэй Цзи (550–577), а в Чанъане вместо династии Западной Вэй – династия Бэй Чжоу (557–581). Но эти дома, ставшие китайскими, уже не имеют отношения к истории степи. Интересно, напротив, проследить за тем, как тюркская сила, такая мощная у первых табгачских царей, постепенно слабела, ассимилируясь, тонула в китайской массе. Вечная история, повторяющаяся, как мы увидим, на протяжении веков у киданей, чжурчжэней, Чингизидов, маньчжуров. Отметим, что, как это случится в дальнейшем с Чингизидами, а в более близкое к нам время с халхами, в потере тоба мужественности большая роль принадлежит влиянию буддизма. Эти свирепые вояки, затронутые буддистской философией, становились столь чувствительными к гуманистической проповеди шраманов, что не только забывали свою прирожденную воинственность, но даже переставали заботиться о своей самообороне.
Последняя минусинская культура
Оставим судьбу этих полностью китаизировавшихся тюрок, чтобы вернуться к ордам, продолжавшим вести в центральноазиатских степях кочевую жизнь. Рассматривая тему о тобе, мы уже говорили об орде, очевидно, монгольского происхождения, о жуан-жуанях, доминировавших во Внешней Монголии весь V в. и первую половину VI в. Все, что нам известно об их политической истории, почерпнуто из китайских летописей династий Вэй и Суй. Чтобы вести более предметный разговор об их цивилизации, нужно подождать, пока в местах их первоначального расселения будут проведены методичные археологические раскопки. Ограничимся пока указанием на то, что позади и северо-западнее этих мест мы видим, как в одно время с ними на Енисее, в Сибири, в окрестностях Минусинска, расцветает новая культура. Эта культура, называемая культурой всадников-кочевников, оставила украшения, поясные пряжки, бронзовые серьги и накладки, конские удила, стремена, ножи, кинжалы, сабли, копья, седла и др., в большом количестве представленные в Минусинском музее, а также в Хельсинки (коллекция Товостина). Эта культура предположительно является современницей жуан-жуаней и продолжалась еще долго после их исчезновения, поскольку в деревне Тютча относящиеся к ней предметы находят вместе с китайскими монетами начала династии Тан (VII в.), и, похоже, свое существование она прекратила только в конце IX в. Она представляет для нас здесь особый интерес, поскольку, как заметил Нандор Феттиш, она дает поразительные аналогии как с аварской культурой VI–VIII вв. в Венгрии, так и с протоугорской, так называемой лебединской, культурой IX в. Если это не бесспорный довод рассматривать жуан-жуаней в качестве прямых предков европейских аваров, то по крайней мере доказательство того, что и те и другие сформировались вокруг одного культурного центра.
После жуан-жуаней мы поговорим об орде одного с ними происхождения – эфталитах, которая в то же самое время управляла Западным Туркестаном.
Гунны-эфталиты
Гунны-эфталиты были тюрко-монгольской ордой, вероятно более монгольской, чем тюркской, родом из, как говорит Сун Юнь, Цзинь-шаня, то есть с Алтая, переместившейся в степи современного Русского Туркестана. Византийские историки называли их эфталитами, персидский историк Мирхонд – гайателитами, а китайские историки – едаями. Предположительно они происходят от царского рода Эфта или Е-дай. Византийские историки знали их также под ложным названием белые гунны.
В начале V в. н. э. эфталиты были еще всего лишь второстепенной ордой, вассалами великой (и тоже монгольской) орды жуан-жуаней, которая, как мы уже знаем, доминировала в Монголии. Во второй четверти V в. те же самые эфталиты приобрели значительное влияние, распространив свою власть на запад. Их владения, начинаясь на востоке от Верхнего Юлдуса (северо-запад Карашар), охватывали бассейн Или до Балхаша, бассейн Иссык-Куля, Чуйскую и Таласскую степи и район Сырдарьи до Арала. По некоторым источникам известно, что одна из резиденций их хана находилась рядом с городом Талас, ныне Аулие-Ата. Около 440 г. они, кроме того, захватили Согдиану или Трансоксиану (Самарканд) и, предположительно, Балх, Бактрию или Тохаристан.
Многие ориенталисты, в частности Нёльдеке, полагают, что в Бактрии эфталиты обосновались со времен царствования персидского царя Бахрама Гура (420–438). Также они, вероятно, захватили сасанидскую провинцию Хорасан, откуда Бахрам Гур изгнал их, победив в битве в Кузмехане близ Мерва. Маркварт же, напротив, считает, что Бахрам Гур, а затем его преемник Йездегерд II (438–457) оборонялись не от захватчиковв эфталитов, а хионитов, еще одного хуннского племени, кочевавшего к северу от Мерва. В любом случае именно эфталиты в царствование сасанидского царя Пероза (459–484) вторглись в Хорасан и в конце концов победили и убили этого монарха. Вождь эфталитов, одержавший эту победу, известен арабско-персидским историкам под именем Ахшунвар или Ахшун-ваз, вероятно искаженный согдийский титул «хшеван» – «царь».
После победы над царем Перозом гунны-эфталиты оккупировали не только пограничную область Талекан (Западный Талекан, между Балхом и Мервом) вплоть до пограничного города на северо-востоке Сасанидской империи, но также Мерв и Герат. Кроме того, мы видим, что они вмешивались в дворцовые интриги персидской династии Сасанидов, помогая то одному, то другому претенденту. Так, свергнутый с ктесифонского престола Сасанид Кавад укрылся у них, женился на племяннице их хана и получил от того войско, с помощью которого вернул себе корону (498 или 499). В это время эфталиты стали в Средней Азии грозной силой. В Лян-шу отмечен факт прибытия в 516 г. китайскому двору в Нанкине посольства, отправленного их царем «Е-дай-и-ли-то».
Несмотря на поражение царя Пероза, Персия была слишком хорошо защищена, чтобы эфталиты могли рассчитывать ее завоевать. Они повернули на юго-восток, в направлении Кабула. Похоже, первой реакцией на их приближение стала замена в середине V в. последних Кушанов другой династией, также происходящей из «юэчжи» или тухаров, пришедших из Бактрии. Иранские источники сообщают нам, что приблизительно в это время на юге Окса, между Балхом и Мервом воцарилась «кидаритская» династия, которая вела войну с Сасанидами. Согласно тем же источникам, Сасанид Пероз (459–484) – тот самый, что погибнет под ударами эфталитов, – будто бы воевал против кидаритских вождей, во-первых, против героя-эпонима Кидары и против Кунгкаса, сына Кидары. Якобы после поражения, которое он потерпел от Пероза, Кунгкас покинул Бактрию, сразу же захваченную эфталитами, а он перешел через Гиндукуш и эмигрировал в Кабул, где и сел на место последних Кушанов. Эти сведения подтверждаются китайцами, но они сдвигают их на несколько лет ранее, что меняет причину события. Согласно китайским данным, относящимся предположительно к 438–451 гг., некий «царь юэчжи» из «По-ло», то есть, очевидно, балхские тухары, теснимые эфталитами, покинули Бактрию и эмигрировали в Гандхуру, где обосновались в Пешаваре, подчинившись своим родичам – кабульским юэчжи, то есть последним Кушанам. Китайцы называют этого царя Ки-то-ло, что в точности соответствует нашему Кидаре. Следовательно, под давлением эфталитов, а не Сасанидов кидариты покинули Бактрию и, спасясь, бежали в Кабул. Очень скоро туда пришли эфталиты, перешедшие Гиндукуш, следуя за ними по пятам. Так все давние владения юэчжи – Бактрия, Кабул и Кандагар – перешли в руки эталитов. Более того: из долины Кабула эфталитские авангарды, как прежде кушаны, устремились на завоевание Индии.
Большая часть Индии – весь бассейн Ганга, Малва, Гуджерат и север Декана – составляла обширную империю под властью местной династии Гуптов, достигшей своего апогея в царствование Кумарагупты (ок. 414–455), которому наследовал его сын Кандагупта (ок. 455–470). Именно в последние годы царствования Кумарагупты или в начале царствования Скандагупты гунны-эфталиты – известные индийцам в санскритском написании Hoûna (гуна) – завоевав Кабул, вторглись в Пенджаб и в районе Доаба или Малвы вышли на границу гуптской империи. В этот раз они были отбиты Скандагуптой, то ли вскоре его восшествия на престол, то ли незадолго до того, еще в бытность его наследным принцем.
Если верна последняя версия, то, возможно, что царствование Скандагупты началось со второго вторжения гуна, которое снова было отражено, после чего летописная запись за 460 г. говорит нам, что в стране наступило спокойствие.
А эфталиты тем временем прочно закрепились по обе стороны Гиндукуша, в Бактрии и Кабуле. В 530 г., во время паломничества Сун Юня, их хан пребывал к северу от Гиндукуша, кочуя, в зависимости от времени года, из Бактрианы, где проводил зиму, в Бадахшан, свою летнюю резиденцию. В Кабуле, в древних греко-буддистских провинциях Капиша и Гандхара, обосновался второстепенный эфталитский вождь, тегин, ставший родоначальником династии, второй представитель которой царствовал в 520 г. В Гандхаре, этом районе древней высокой культуры, где соединившеся эллинизм и буддизм создали одновременно новую Элладу и новую Святую землю буддистов, эфталиты вели себя как варвары, массово истребляя население, особенно преследуя буддистские общины, разрушая монастыри и произведения искусства, разрушая прекрасную греко-буддистскую цивилизацию, просуществовавшую на тот момент пять веков. Персидские и китайские тексты совпадают в описаниях тирании и вандализма этой орды.
«Бэй-шэ» и рассказ Сун Юня – который, как мы уже знаем, в 520 г. посетил хана в его летней бадахшанской резиденции, а затем тегина в Гандхаре, – описывают этих гуннов как в чистом виде кочевников: «Они не живут в городах; их правители живут в передвижном лагере. Их жилища из войлока. Они перемещаются в поисках воды и пастбищ, отправляясь летом в прохладные края, а зимой в местности с умеренным климатом. Их царь приказывает поставить для него большую войлочную палатку, которая образует квадрат, каждая сторона которого равна 40 футам; все перегородки сделаны из ковров. Он носит одежды из расшитого шелка. Он сидит на золотой кровати, ножками которой служат четыре золотых сфинкса. Его старшая жена тоже носит расшитую шелковую одежду, которая волочится по земле на три фута. На голове она носит рог длиной в восемь футов, с украшениями из драгоценных камней пяти цветов». Сун Юнь также сообщает о существующей у эфталитов братской полиандрии. Наконец, он отмечает их враждебность к буддизму: «Они нисколько не верят буддистскому закону и поклоняются великому множеству божеств. Они убивают живых существ и пожирают кровавое мясо». По свидетельству буддистского монаха Сюаньцзаня, перерезали в Гандхаре две трети жителей, остальных обратили в рабство и разрушили большинство буддистских монастырей и ступ.