Полная версия
Парижский детектив
– Для этого он должен был разбираться в программе…
– Это не так уж сложно, Ив. Даже садовник бы сообразил, если он пользуется не только секатором, но хотя бы иногда мышкой… Кто-нибудь у вас может восстановить предыдущую версию романа, со стертыми словами?
– Камарад, писатель мог выключить программу диктовки, когда к нему вошли…
– А мог и не выключить, Ив. Задай задачку своим спецам, пусть попробуют восстановить файл!
– Хм… Ладно, займусь сейчас этим вопросом.
– Отлично. Скажи, фотографии Марион с этим парнем, они висели на экране?
– Нет. Мы их нашли в почте. На экране висел роман.
– То есть писатель работал… А не страдал над снимками! В самоубийство все меньше верится, не так ли?
– Да мы с тобой не очень-то верили с самого начала.
– С парнем этим уже кто-то встретился из твоих?
– Да, и он подтверждает полностью слова Марион.
– Рейд в интернет-кафе?..
– …Ничего не дал, – подхватил комиссар. – Камеры наблюдения там нет, а хозяин вообще не смотрит на своих посетителей, – он из тех чокнутых гиков[6], которые живут в виртуале…
– То есть вся эта история с компроматом пустой ход… – задумчиво произнес Реми.
…Элоди уже ушла. Реми не стал требовать ее возвращения: все пока говорило о том, что она покинула дом до обнаружения трупа, в силу чего описать сцену не могла.
Марион тоже отсутствовала.
– У нее какие-то дела в городе, – произнес Фредерик. – Она сказала, что вернется к пяти…
Время уже перевалило за четыре, и Реми счел, что можно начинать и без нее. Он собирался в любом случае с каждым переговорить отдельно, так что можно начать с присутствующих. А там и Марион подтянется.
Первой он пригласил Мелани и попросил описать как можно точнее, что она увидела, войдя в кабинет. Если имел место сговор, то весьма немалый шанс, что показания домочадцев будут различаться. Ведь они не видели сцену своими глазами, они ее придумали! И наверняка в общих чертах, не продумав разные детали. Так что стоит лишь поглубже копнуть, задать вопросы, к которым они не готовы, – и ответы пойдут вразнобой!
– Ну, хозяин сидел за своим экраном…
– Поза?
– Нормальная такая, будто работает… Кажется, рот чуть-чуть был приоткрыт… Я не помню точно.
– Опишите нож.
– Да разве я его разглядывала? Нож в груди, кровь! Вы что думаете, господин сыщик, что в такой момент нормальный человек рассматривает детали?!
– Рукоять какого цвета была?
– Черного… кажется.
– А кровь?
– Это в каком смысле?
– В прямом: какого цвета?
– Красная, какая же еще? Вы странные вопросы задаете…
– Красная – какая? Алая? Или темная?
Мелани помолчала, вспоминая.
– Яркая такая… У него ведь халат вишневого цвета, и кровь на нем светлым пятном – светло-красным – выделялась…
– А какой формы было пятно?
Мелани поразилась.
– Формы?
– Ну, большое или маленькое, потеки вниз, или круглое, или овальное, или неровное…
– Не знаю даже… Большое… и неровное…
– А нарисовать сможете?
Мелани удивилась пуще прежнего, но все же взяла в руки карандаш, предложенный ей детективом, лист бумаги и принялась сосредоточенно что-то набрасывать.
– Кажется, вот тут было больше, круглее, а вот тут вроде потек…
Реми поблагодарил Мелани и отпустил ее.
Следующим стал Фредерик, за ним Жак, повар, потом садовник Этьен, Кристиан… Вскоре подтянулась и Марион.
Всем им Реми задавал те же самые вопросы, что и Мелани, и всех просил набросать рисунок пятна крови.
Спустя два с лишним часа Реми собрал стопку рисунков, записи показаний и покинул особняк, оставив его обитателей в изрядном недоумении.
Вернувшись домой, он первым делом еще раз, более тщательно, сравнил наброски. Но они лишь подтвердили то, что он уже понял во время беседы с обитателями дома Ларю: как и устные описания, рисунки, против всех его ожиданий, оказались довольно схожими. Выходит, домашние эту сцену действительно видели, причем одновременно, то есть когда взломали дверь… Теория сговора никуда не годилась.
Зато… Очень интересно, ооочень! Если сравнить наброски с фотографиями полиции… Насколько Реми их помнит…
Он достал из ящика снимки убитого писателя, которые дал ему «камарад», разложил перед собой…
Расхождение было ошеломляющим.
Реми подумал немного, заново пересмотрел карандашные наброски. В описании цвета рукояти ножа разногласий не возникло: все указывали, что цвет черный. И на фотографиях, сделанных полицией, рукоять тоже была черной. Зато цвет крови и форма пятна его занимали особо. Все обитатели дома упоминали ярко-красную кровь, но форму пятна крови они нарисовали немного по-разному.
Он сканировал рисунки, затем забурился в Интернет и отыскал программу, позволявшую сравнивать изображения методом наложения. Закачал к себе в компьютер и задал сравнение сканированных набросков…
Результат получился впечатляющим, Реми остался доволен.
– Ксю, – позвал он, – у нас в доме найдется лоскуток ткани вишневого цвета?
– Посмотрю, – отозвалась жена.
Вскоре она пришла к нему с небольшим кусочком шерстяной ткани искомого цвета – из тех, что изготовители одежды прикрепляют к вещи вместе с запасной пуговицей. Конечно, эксперимент будет страдать неточностью, поскольку на писателе был халат бархатный… Но все же.
Реми проколол себе острием ножа палец и выдавил из него, сколько сумел, крови на ткань.
Результат он рассматривал с таким интересом, словно видел кровь впервые в жизни…
Уже поздней ночью, после бесконечных сопоставлений показаний, Реми счел, что нашел ответ на вопросы, кто и как убил писателя. Но утром он никому не рассказал о своих находках, даже Ксении, – берег догадку, чтобы снова и снова ее обдумать. И, главное, найти, как припереть убийцу к стенке! Для чего ему требовалось задать еще вопрос-другой обитателям дома писателя и взять кого-то себе в сообщники.
Комиссар – кто бы сомневался! – позвонил ему в девять. Реми пообещал, что сегодня в течение дня даст ответ. Как ни старался Ив выпытать, что там нарыл детектив, Реми был непреклонен.
– Скажи лучше, как там дела с восстановлением стертых строчек?
– Не вышло, – хмуро ответил комиссар. – Мои эксперты сказали, что это невозможно.
– Досадно…
Реми немного подумал. Вместо того чтобы брать в союзники кого-то из домочадцев, куда проще призвать на эту роль комиссара!
– Ив, подыграй мне. Когда я начну излагать свою версию, скажи, что строчки вы сумели восстановить! Это сфера профессионалов, вряд ли убийца разбирается в таких тонкостях…
– Фиг тебе. Гони, что там у тебя на уме!
Нечего делать, Реми согласился. Ему было бы приятно блеснуть мыслью, догадкой, до которой никто не додумался, кроме него! Ну вот как Эркюль Пуаро, к примеру, эффектно так, в самом финале! Но герой Агаты Кристи существовал в безвоздушном пространстве, где есть только жертвы и подозреваемые. Полиция если и появлялась на страницах «бабушки детектива», то в виде персонажей, страдающих крайней степенью дебилизма. Уж не говоря о том, что во времена Кристи полиция не имела таких инструментов, какими располагает в наши дни, – начиная от разнообразных компьютерных программ и кончая, к примеру, анализом ДНК. В силу чего ее сыщик не имел нужды дружить с полицией. Они, герои Агаты, полагались только на «серые клеточки», без доказательной научной базы, – и преступники сами кололись под грузом чисто логических умопостроений…
По большому счету, даже во времена Агаты Кристи это было некоторой натяжкой, а уж в наши-то, продвинутые, когда любой подозреваемый вместо чистосердечных признаний затребует адвоката, так и вовсе не прокатит.
– Я хочу нормально, без спешки, принять душ и съесть завтрак, – ответил Реми. – Плюс дорога… Назначь им всем встречу на полдень, Ив! А я тебе перед ней все расскажу. Мне пяти минут хватит.
– А мне их хватит?
– Камарад, с каких это пор ты стал сомневаться в своих умственных способностях?
– Сволочь ты, Реми…
– Так мы с тобой без четверти двенадцать встречаемся у ворот, я правильно понял? – хохотнул Реми.
– Сволочь и есть!.. Без четверти, да.
Ксюша сгорала от любопытства, но Реми и ей ничего не стал объяснять. Ему казалось, что если он все расскажет, направо и налево, то что-то непременно ускользнет в последний момент. Будто его слова могут услышать преступники… И предпринять меры для своей защиты. Как ни нелепо это звучит, но Реми ощущал ситуацию именно так.
И потому, встретив у ворот особняка комиссара, он крайне скупо обрисовал свои догадки. Не стал бы и ему рассказывать, но в его красиво-логичной теории не хватало доказательств. Рассчитывать на то, что убийцы покаются, едва заслышав его версию, не приходилось. Отчего ему требовался небольшой блеф со стороны комиссара.
– Камарад… – Ив даже запнулся от избытка чувств. – Ты… В общем, ты ткнул своим порезанным пальцем точно туда, куда надо! – Комиссар кивнул на пластырь, украшавший указательный палец детектива после экспериментов с кровью на лоскутке вишневой ткани.
– Ты меня поддержишь? По всем пунктам, которые я тебе изложил?
– Спрашиваешь!
– Стало быть, договорились.
Они вошли в особняк втроем: Ксения, Реми и комиссар; двое полицейских остались сторожить центральный вход, и еще двое отправились к выходу на террасу и к бассейну: хоть из сада и не выбраться, но лучше перебрать, чем недобрать, считал комиссар, и эта установка относилась как к пиву, так и к делам профессиональным.
Домашние собрались в столовой, рассевшись в беспорядке. Только одно место пустовало во главе большого стола – место Жана-Франсуа де Ларю. Никто не посмел занять его.
– Итак… – Реми обвел собравшихся суровым взглядом, – у вас у всех есть мотив: все вы выгадываете от смерти патрона.
Это было чистой правдой, и потому лица отразили беспокойство.
– Я решил (слово «поначалу» Реми намеренно опустил), что здесь имел место коллективный сговор.
Лица еще больше обеспокоились.
– Как вы помните, я попросил вас описать, что вы увидели, войдя в кабинет после взлома двери… И здесь ваши показания оказались достаточно дружными. Все вы упомянули черную рукоять и довольно большое пятно крови неровной формы, алого цвета…
– Что видели, то и описали! – враждебно произнесла Мелани.
– Как сказать, мадам, как на дело посмотреть! – Реми нарочно накалял обстановку, играя на нервах у домочадцев. – Могло быть иначе: вы это пятно выдумали, потому что на самом деле Жан-Франсуа был жив, когда вы вломились к нему в кабинет… Вы убили его, а потом наплели всю эту историю, заранее сговорившись о деталях: черная ручка, алое пятно!
Раздалось несколько протестующих реплик. Присутствующие переглядывались с возмущенным недоумением, а комиссар, Ксения и Реми следили за их лицами и взглядами.
– У вас как с головой-то? – зло выплюнул Кристиан. – Вы, наверное, детективы сочиняете, а не расследуете!
– Да что ж вы, в самом деле, напраслину на честных людей возводите! – прогремел голос садовника.
– Вот именно! – поддакнула ему Мелани.
– А у меня вообще алиби есть, я ушла отсюда до того, как все пошли к кабинету! – выкрикнула Элоди.
– Мадам, если это сговор, то и алиби ваше липовое!
– Да как вы смеете, по какому праву вы… вы… такое говорите?!
Все зашумели, перебрасываясь репликами между собой, обмениваясь многозначительными взглядами, в которых читалось весьма нелестное мнение о Реми.
– Успокойтесь! – Детектив поднял руку. – Я ведь сказал: могло быть иначе. Могло, но не случилось. Если бы это было коллективное убийство – неважно, чьей именно рукой, – то вы бы описали именно то пятно крови, которое увидели своими глазами после убийства. Свежая кровь действительно алая, как вы сказали, но…
Он сделал паузу. Все ждали продолжения с таким нетерпением, что, казалось, дышать перестали.
– На фотографиях трупа, сделанных полицией, пятно совсем небольшое. И, конечно, не алое – что нормально: кровь имеет свойство сворачиваться и темнеть… Но от удара ножом в сердце наружу просачивается совсем небольшое количество крови – нож затыкает рану. И потому большое и алое пятно никак не могло появиться на халате вашего хозяина!
– Вы же сказали, что не подозреваете нас в сговоре! – гневно произнес Кристиан. – Так почему вы ловите нас на противоречиях?!
– Не ловлю. Противоречий тут нет. Я чуть позже объясню… а пока продолжу. Я сделал небольшой эксперимент: взял кусочек ткани вишневого цвета – такого, как халат вашего хозяина. И выпустил на него немного крови, моей собственной. И что же? Даже свежайшая кровь на вишневом фоне не выглядит алой!
Присутствующие молчали, не понимая, к чему клонит детектив.
– То есть на самом деле пятно было не алым и совсем маленьким. Из чего я сделал вывод, что вы сказали правду.
– Почему? – вскинула на детектива глаза Марион. – Вы нас все время убеждаете, что мы описали не то, что было на самом деле, и вдруг заявляете, что именно поэтому поверили нам? Я не улавливаю…
Она обвела беспомощным взглядом остальных, словно спрашивая, поняли ли они слова детектива, и особенно задержалась на лице Фредерика. Тот едва заметно пожал плечами.
– Очень просто, дорогая Марион! Если бы вы все сговорились, то есть вломились к писателю и убили его, у вас не было бы ни причины, ни смысла выдумать что-то другое – то, чего вы на самом деле не видели! Ну зачем вам нужно было бы сочинять это «алое и большое» пятно, если его не имелось?
– Да, зачем? – философски проговорил повар. – Никакого смысла, это точно!
– А потому, что оно было! Вы его действительно видели!
– Я ничего не понимаю! – воскликнула Мелани. – А вы? – она посмотрела на коллег-домочадцев.
– Немного терпения, Мелани, еще чуть-чуть… Описали вы это пятно более-менее схоже… Однако если бы имел место сговор, как я сначала предположил, то вряд кому-то из вас пришло в голову договариваться коллективно о таких деталях, как форма этого пятна, чтобы затем суметь воспроизвести ее!
– И что? – хмуро поинтересовался Кристиан. – К чему вы это клоните?
– Да, – поддержала его Элоди. – Что вы нам головы морочите?!
– Напротив, уважаемые, я как раз занимаюсь доказательствами того, что сговора не было и что вы не убивали месье Ларю коллективно! Я попросил каждого из вас нарисовать по памяти форму пятна, помните? А затем я сравнил ваши рисунки… Смотрите, что у меня получилось!
С этими словами Реми открыл свой ноутбук, подключил к нему проектор, развернул тугую белую трубку, оказавшуюся экраном, который он повесил поверх одной из картин.
Пара щелчков мышкой, и на экране появились наброски пятна, сделанные присутствующими по просьбе детектива. «Рисунок под номером один Кристиана… Вот на него накладывается рисунок номер два, это работа Мелани… Вот третий…» – комментировал детектив.
Присутствующие завороженно следили за тем, как программа накладывала их один на другой, подрисовывая к изображению все новые черточки… И вскоре перед зрителями возник итоговый рисунок.
– Ну что, теперь все ясно?
– Лично мне – ничего! – пожала плечами Мелани.
– Это потому, что на нем много лишних штрихов, – согласился Реми, – он слишком «лохматым» получился. Я специально для вас его очистил и сделал цветным для большей наглядности…
Реми снова щелкнул мышкой, и на экране появилось алое пятно.
– Ну, что скажете?
– Похоже, – заявил Кристиан.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Это очень высокая зарплата для домработницы. (Прим. автора.)
2
«Вуатюр» – это машина. Стало быть, «вуатюрье» – это тот, кто занимается машинами. (Прим. автора.)
3
По французским законам, дети являются наследниками в обязательном порядке: вне зависимости от воли завещателя.
4
Подробнее об этом читайте в романе Т. Гармаш-Роффе «Вторая путеводная звезда», издательство «Эксмо».
5
Дословно «дерьмо», но употребляется, помимо прямого назначения, и в тех случаях, когда мы восклицаем «черт» или «блин».
6
Человек, который проводит все свое время в Интернете, играет или занимается программированием, или общается в социальных сетях, неважно.