bannerbanner
Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости
Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости

Полная версия

Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Модель таких новых отношений хорошо раскрывается в просветительском видеоролике «Чай и согласие»[40], который выпустила британская полиция.

Понятно, что нельзя поить человека чаем, если он не хочет пить или лежит без сознания – даже если до этого вы уже пили вместе чай или он пил чай со множеством разных людей. Почему же это перестает быть очевидным, когда речь заходит о сексе?

Пора признать, что во всех сферах жизни новые нормы общения давно стали реальностью. Невиданная раньше доступность кого угодно кому угодно в любое время вынудила людей выстраивать новые границы виртуального и реального взаимодействия. Согласие уже давно не опция по умолчанию (раз оказался в зоне досягаемости, значит, согласен на разговор), а отдельный акт доброй воли, который нужен всякий раз, когда контакт возобновляется или переходит на следующий уровень близости.

Хороший пример – фраза «Тебе удобно говорить?», появившаяся в эпоху мобильной связи.

Во времена, когда телефонный разговор был привязан к конкретному месту – дому или работе, где был установлен проводной аппарат, – сам факт того, что собеседник взял трубку, уже означал согласие на разговор. Сегодня, когда звонок может застать нас где угодно, вопрос о согласии на общение становится необходимым элементом телефонного этикета.

Более того, при переходе в личном общении на тему, которая может ранить или обидеть собеседника, отсутствие фразы вроде «Тебе сейчас удобно об этом говорить?» все чаще расценивается как грубое нарушение границ.

Мир изменился и продолжает меняться. Глобализацию, информатизацию и гуманизацию общества уже невозможно отменить: они влияют на все сферы жизни.

В новой парадигме целью человечества становится не воспроизводство идеальных винтиков общества, живущих «как положено», хотят они того или нет, а воспитание чувства внутренней свободы и творческой реализации каждого человека[41]. А это невозможно без взаимного уважения к волеизъявлению и мировоззрению других людей.

Анастасия Бабаш

«Задержитесь после пары»: нужно ли запретить любовь и секс студентов с преподавателями?

Сексуальные скандалы в вузах России и за рубежом то и дело мелькают в новостной ленте, а соцсети в ответ неизменно сотрясает буря гневных комментариев. Внеклассные отношения преподавателей и студентов – этическая серая зона: непонятно, как оценивать их с моральной точки зрения. Почему так сложно формализовать нормы отношений в университетах, что об этом говорят философы и каковы основные аргументы за и против?

Согласно статистике Pornhub 2014 года[42], преподаватель – самая сексуальная профессия, опередившая даже медсестер и полицейских (в 2020-м порнороликов по тегу teacher на сервисе 14 000, а по запросу nurse – 11 355). На форумах пользователи обсуждают, что делать с влюбленностью в молодого преподавателя и как выстраивать отношения, если он ответил взаимностью.

Многие так или иначе сталкивались с любовными отношениями преподавателей и студентов, и не всегда это однозначно хорошие истории: у кого-то знакомый преподаватель женился на студентке и счастлив в браке – но есть истории о сексуальном насилии, манипуляциях и даже убийстве.

Из-за таких полярных сюжетов писать и размышлять про любовь и секс между преподавателями и студентами сложно: личные истории и сильные эмоции затрудняют поиск рациональных аргументов. Это одна из причин, почему существует так мало научных статей от философов и этиков на эту тему.

Но все же давайте попробуем взвесить и сравнить аргументы тех, кто одобряет любовь и секс между преподавателями и студентами, и тех, кто запрещает, – чтобы наконец поставить запятую в предложении «разрешить нельзя запретить».

Разрешить, нельзя запретить

Этика заботы: неравноправное не значит нездоровое

Если мы взялись проанализировать этичность отношений между преподавателями и студентами, то первое, что нужно сделать, – отделить в этих отношениях те аспекты, которые проблематичны сами по себе и могут возникнуть не только в университете, от тех, которые специфичны именно для образовательных институций.

Современный американский философ Эндрю Кания предлагает[43] посмотреть на такие отношения, построенные по принципу взаимного согласия. Предположим, что романы преподавателей со студентами обходились бы без насилия, сексуальных домогательств, принуждения, обмана и измен (по отношению в том числе к третьим лицам, например к партнерам преподавателя и/или студента) – ведь все это может происходить между любыми другими людьми и вне университетской иерархии. Разве плохи счастливые отношения сами по себе?

На эти аргументы обычно возражают, что насилие и домогательства случаются чаще в отношениях людей, стоящих на разных ступенях иерархии, потому что они изначально построены на неравноправии.

Но Эндрю Кания напоминает, что «неравноправные отношения» вовсе не значит «нездоровые», ведь они не только типичны, но и нормальны для человеческого сообщества.

И хотя они действительно создают почву для злоупотреблений, но они могут быть иерархичными и при этом мирными, заботливыми и ненасильственными:

● во-первых, мы сталкиваемся со множеством вертикальных отношений в своей жизни. Это и родитель – ребенок, босс – подчиненный, психотерапевт – клиент, и даже в любовных отношениях бывают периоды, когда один партнер может зависеть от другого материально или психологически. Мы не заявляем, что такие отношения всегда нездоровы сами по себе просто потому, что они происходят в иерархическом контексте;

● во-вторых, не каждый, кто имеет власть, обязательно будет использовать ее, чтобы принудить к сексу тех, кто ниже по статусу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof: oso/9780195335149.001.0001/acprof-9780195335149-chapter-2

2

https://www.youtube.com/watch?v=CQ9SPqIzVo4&feature=youtu.be

3

https://www.cambridge.org/core/books/consent-to-sexual-relations/5590DD3073EE7E4963B40C71AF98A29A

4

https://lsolum.typepad.com/legaltheory/2013/12/legal-theory-lexicon-consent.html

5

https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-9973.2009.01599.x

6

https://plato.stanford.edu/entries/informed-consent/

7

https://philosophicaldisquisitions.blogspot.com/2015/10/philosophy-of-consent-and-sexual.html

8

https://scholarship.law.georgetown.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1073&context=fwps_papers

9

https://philarchive.org/archive/MILUCA-4

10

https://philpapers.org/rec/ATHTRO

11

https://novayagazeta.ru/articles/2016/07/12/69241-nenasilie-mozhet-i-imeet-pravo-stat-natsionalnoy-ideey

12

https://scholarship.law.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.com/&httpsredir=1&article=1969&context=scholar

13

https://www.researchgate.net/profile/Carrie_Rentschler/publication/263155387_Rape_Culture_and_the_Feminist_Politics_of_Social_Media/links/59ecea37aca272cddde05c57/Rape-Culture-and-the-Feminist-Politics-of-Social-Media.pdf

14

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115864

15

http://socis.isras.ru/article/7292

16

https://lenta.ru/articles/2019/05/21/badhumor/

17

https://www.svoboda.org/a/29958270.html

18

https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=7178&context=jclc

19

https://www.bbc.com/russian/society/2012/01/120106_men_victum

20

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-iznasilovaniya

21

https://www.colta.ru/articles/society/22744-kak-v-shvetsii-rabotaet-zakon-o-seksualnom-soglasii

22

https://www.psychiatrictimes.com/view/discussing-and-assessing-capacity-sexual-consent

23

http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.834.8059&rep=rep1&type=pdf

24

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00909882.2018.1435900?src=recsys&journalCode=rjac20&

25

https://www.the-village.kz/village/city/asking-question/6993-sama-vinovata-pochemu-v-nasilii-udobno-obvinit-zhertvu

26

https://scholarship.law.vanderbilt.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1648&context=vlr

27

https://scholar.law.colorado.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.com/&httpsredir=1&article=1009&context=articles

28

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14280684

29

https://knife.media/feminism-in-russian-empire/

30

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17330517

31

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17330517

32

https://static1.squarespace.com/static/5aa023a785ede124ff075b89/t/5b919a434d7a9ccbe86fac29/1536268873854/Objectification+Theory_Toward+Understanding+Women%27s+Lived+Experiences+and+Mental+Health+Risks.pdf

33

https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-soglasiya-v-kontekste-suschestvovaniya-sovremennogo-cheloveka

34

http://ecsocman.hse.ru/data/585/191/1217/003-Aliev_M.G.pdf

35

https://www.phisci.info/jour/article/view/1028/982

36

https://tvrain.ru/news/silnaya_ruka-452512/

37

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/02/24/823697-rossiyan-neobhodimosti

38

http://www.dslib.net/religio-vedenie/kultura-soglasija-suwnost-stanovlenie-vosproizvodstvo.html

39

https://bit.ly/34BkoyG

40

https://www.youtube.com/watch?v=pZwvrxVavnQ

41

https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizm-i-buduschee-rossii/viewer

42

https://www.pornhub.com/insights/most-searched-for-occupations

43

https://digitalcommons.trinity.edu/phil_faculty/183/

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3