bannerbanner
Апокрифические рассказы
Апокрифические рассказы

Полная версия

Апокрифические рассказы

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

* * *

В 27 или 28 г.г. нашей эры, в возрасте 31—32 лет Иисус меняет весь уклад своей неизвестной нам жизни, оставляет дом, близких людей, родной город Назарет и вступает на путь бродячего проповедника.

Удивительная какая-то проповедь: люди должны измениться, стать лучше, честнее, добрее, забыть про зло и жить только любовью, но ничего за это не получить на земле. Никаких рек с молоком и медом.

Наоборот,

«Не мир Я принес,

но меч»,

то есть за веру в Него люди будут воевать, гибнуть, и пойдет брат на брата. И учеников своих он предупреждает:

«Тогда будут предавать

вас на мучения и убивать

вас; и вы будете ненавидимы

всеми народами

за имя Мое…»

(Мф. 24:9)

А за все это награда потом, на небесах, в жизни вечной.

И опять же, как странно, людям этого достаточно, они верят и за свою веру идут на муки, на смерть.

Не может так манить туманное воздаяние, значит для людей важно что-то другое, что происходит в душе, как она возвеличивается в их же собственных глазах.

Так все же, что это за страна, в которой молодой проповедник ходил, разговаривал с людьми, призывал любить друг друга – даже чудеса с исцелениями можно оставить за скобками, как будущее обязательное украшение рассказчиков – и через короткое время, а по историческим меркам вообще мгновенно, был казнен по требованию того же любившего его народа, правда, умело подготовленного. А все ученики разбежались.

Не осталось ни книг, ни школы, но искра, проникшая в души людей почему-то не пропала, а разгорелась, сторонники вернулись и окрепли, образовалась Церковь и стала расти мировая религия.

Палестина во времена Иисуса занимала территорию вдоль Средиземного моря длиной 200 км и шириной от 50 на севере до 100 км на юге. Засушливое лето сменялось сезоном дождей (с октября по апрель). На западе, вдоль моря, лежали плодотворные равнины. Узкая долина реки Иордан от Мертвого моря до Тивериадского озера и далее на север была почти пустынна, по берегам реки тянулись горы высотой 600—1200 м.

Основные провинции Палестины: на севере – Галилея, в центре – Самария, на юге – Иудея и Идумея.

В 4 г. до н. э. умер царь Ирод Великий (родом из Идумеи), который правил страной 36 лет.

После его смерти Палестина потеряла остатки независимости, была оккупирована римлянами, а двумя основными провинциями – Иудеей и Самарией стали править назначенные имперской администрацией прокураторы.

С 26 по 36 г.г. прокуратором Иудеи был Понтий Пилат.

Галилеей с 4 г. до н. э. по 36 г. правил один из сыновей Ирода Великого – Ирод Антипа.

А этнархом Иудеи, Идумеи и Самарии стал другой сын – Архелай.

Третий сын, Филипп, правил остальной частью Палестины за Иорданом.

Высшая церковная власть в стране принадлежала первосвященникам. С 7 по 14 г.г. эту должность занимал Анна (Ханан, Ганан, Анан – различные прочтения имени). Когда Иерусалим попал в зависимость от прокураторов, должность первосвященников стала сменяемой, отрешения от должности повторялись довольно часто, но в основном это было семейство Анны. И, наконец, в 25 году первосвященником стал Каиафа, который сумел продержаться до 36 года.

Каиафа был и главой Синедриона – высшего религиозного, административного, политического и судебного органа, состоящего из 71 избранника, в основном саддукеев и фарисеев.

Но все эти годы Анна не уходил из власти, оставаясь влиятельным «серым кардиналом».

Ну а выше всех был римский император. I и II века нашей эры – зенит Римского могущества. С 27 г до Рождества Христова миром правил Август. В 14 г. н. э. он умер, и на трон взошел Тиберий.

Вот основные имена, под властью которых родился, жил и умер Иисус Христос.

Здесь необходимо ко всем этим именам подойти немного из прошлого.

Маленькая Палестина постоянно находилась в зависимости от более сильных соседей. Почти двести лет самой могучей державой Востока была Великая Персидская империя.

В 334—324 годах до н. э. Персия была завоевана Александром Македонским. Согласно преданию, направляясь в Египет, Александр проследовал через Палестину, поклонился Иерусалимскому Храму и подтвердил право евреев жить по законам предков.

Но Великий Александр умер, его военачальники стали делить империю, Палестина оказалась в центре раздоров, сильно пострадала и на сто лет попала сначала под власть державы Птолемеев, а затем Сирийской династии Селевкидов. Иерусалим нёс не только материальные потери, но и терял обособленность.

Эллинизм широко распространялся по всему Средиземноморью, неизбежно захватывая Палестину. Многие иудеи были вынуждены покинуть свою родину. Только в новую столицу Египта Александрию были переселены тысячи иудеев. Пройдут века, христианство начнет свое шествие по странам Средиземноморья, и его проповедники встретят множество своих земляков.

Но пока Палестина под гнетом и без конца сопротивляется. В 165 г. до н. э. Иуда Маккавей после двухлетней партизанской войны освободил Иерусалим и освятил поруганный Храм. Через двадцать лет Симон полностью освободил Иудею от сирийцев и основал династию Хасмонеев.

Впрочем, мир в стране длился недолго. Иудейское царство стало понемногу перестраиваться в эллинистическое, что привело к внутреннему религиозному конфликту. Династия Хасмонеев претендовала на должности первосвященников, а это было нарушением традиции, так как Хасмонеи, хотя и были левитами, служителями Храма, но не были когенами, высшей частью духовенства. А главное, они не принадлежали к династии Давида.

Противостояние приняло организационные формы, и среди приверженцев Моисеева Закона возникают три главных религиозных движения всей эпохи иудейских войн: саддукеи, фарисеи и ессеи.

Из пророческих времен в еврейской общности существовали две идеи, которые связывали всех иудеев и все возникающие партии (заметим, что эти идеи дошли до наших дней). Во-первых, вера в то, что Бог только один и никаких соперников, никаких язычников он не потерпит. И второе – твердое убеждение иудеев, что Бог именно с ними вступил в особые отношения: дал им Закон, вывел на Святую Землю, объявил их «народом избранным».

Главным для саддукеев был культ Храма и связь с Богом через храмовые ритуалы и мистерии.

Для фарисеев основа веры – Закон, Тора и его толкование – Талмуд. Лишь скрупулезное соблюдение всех требований и установлений Закона дает надежду на благоволение Бога.

Казалось бы, оба направления лежат в русле иудейской веры и не противоречат друг другу: пожалуйста, чти Храм, соблюдай Закон, одно другому не мешает.

Но во втором веке до н. э. они, в большей степени, разделились не идейно, а как бы по социальному составу, по образу жизни.

Саддукеи образовали узко корпоративную партию, состоящую из жреческой и светской аристократии и богатых землевладельцев. С течением времени среди членов партии образовались и многочисленные семейные переплетения.

Центром жизни и деятельности был Храм, поддержание его культа, обрядов и влияния. Саддукеи отрицали идеи посмертного воздаяния, бессмертия души, воскресения. Не признавали устную Тору. Отношение к римской власти было самое лояльное, так как имперская сила обеспечивала их благополучие и защищала от уличных волнений. Но именно эта клубная изолированность и стала причиной их гибели, как общественной силы.

После разрушения Иерусалимского Храма в семидесятых годах нашей эры партия саддукеев осталась без жизненной опоры и перестала существовать.

Напротив, фарисеи имели многослойный состав от очень богатых людей до нищих. Делать самое главное, фанатично соблюдать Закон можно было независимо от материального положения.

Фарисеи верили в бессмертие души и воскресение из мертвых, до предельного фанатизма чтили Закон, Тору и «поучения отцов» – Устную Тору.

Основной ареной борьбы между партиями был Синедрион. Когда царская власть набирала силы и заигрывала с народом, фарисеи были в почете. Но вот власть укрепилась, и саддукеи стали брать реванш. Причем давление на фарисеев во всех социальных слоях дошло до такого предела, что в девяностом году до н.э. при царе Александре Яннае вспыхнула гражданская война фарисеев и их сторонников против верховной власти. Война продолжалась шесть лет и была жестоко подавлена. На глазах у пирующего царя было распято восемьсот фарисеев.

В 64 году до н. э. снова началась гражданская война из-за династического спора сыновей Александра Янная: Гиркана и Аристобула. Гиркана поддерживал народ, а его брата – высшие священнослужители. То есть фарисеи сражались против саддукеев.

Ради победы оба брата обратились за поддержкой к Риму. Рим охотно помог. Полководец Помпей окружил Иерусалим и после трехмесячной осады взял город штурмом. Гиркан вроде бы оказался в выигрыше – был назначен первосвященником и этнархом, но не смог закрепить власть. Произошло несколько смен правителей, в их споры ещё раз конкретно вмешался Рим, и в шестьдесят третьем году до н. э. Иудея перестала существовать как самостоятельное государство.

После этого фарисеи практически ушли из политики. Конечно, они (в основном богатые) присутствовали и в Храме, и в Синедрионе, но основная масса возвела в культ «пиетизм» (показное благочестие), перенеся центр общения в частные дома и синагоги, а Храм для них свое значение утратил.

Близко к фарисеям относились книжники. Но если фарисеи были сообществом, то книжники – это ученые-индивидуалы, профессиональные толкователи Закона, хотя они тоже объединялись в школы, шумно соперничавшие между собой, поскольку предмет изучения был так огромен и туманен, что споры не имели конца, учитывая прекрасную подготовку оппонентов. Книжники проходили длительное обучение у известных знатоков Торы и Талмуда, и только лет в сорок получали право называться учителем (равви) и носить одежду книжника.

После разрушения Храма и упразднения священнослужителей в семидесятом году н. э. книжники и фарисеи остались авторитетами для общества и занимали важное место в иудейской религии.

В отличие от боевитых саддукеев и фарисеев, ессеи были партией тихого протеста.

«Ессеи» переводятся, как «благочестивые». Ещё один вариант – происхождение от сирийского слова Asaya, что означает врачи, а по-гречески терапевты, так как их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.

Несогласие ессеев с эллинизацией страны выразилось в том, что около 150 года до н. э. несколько тысяч ревностных ессеев во главе с Учителем Праведности ушли в Енгадди-Иудейскую пустыню на берегу Мертвого моря, и больше ессеи уже никогда не посещали Иерусалимский Храм. Общиной управлял совет двенадцати старейшин, строго наблюдавший за соблюдением Закона и обрядов. Обязательными были совместный труд, обобществление имущества, священные вечери, ритуальное омовение (очищение).

В 137 – 136 годах до н. э. «Учитель Праведности» был казнен в Иерусалиме царем Иоанном Гирканом. Эта казнь породила веру, что своей смертью Учитель искупил грехи людей. При втором пришествии Учителя воскреснут умершие, зло будет наказано, и утвердится Царство Божие на Земле.

Хотя ессеи предпочитали смирение, уход в безвестность, жизнь не давала покоя и порой все же вынуждала их к активным действиям. В восстании против царя Александра Янная (90—85 г.г. до н. э.) ессеи выступили на стороне фарисеев. Это тем более знаменательно, поскольку ессеи отрицательно относились к фарисеям, именуя их «толкователями скользкого» (маловразумительного).

После разгрома восстания ессеи опять бежали в Иудейскую пустыню, где основали поселение Хирбет-Кумран, ставшее одним из центров общины.

Однако постепенно, благодаря своей профессии врачей и жизненной необходимости, ессеи небольшими обособленными группами распространяются по всей Палестине, оставаясь при этом тайными и преданными членами Братства.

В 66 – 70 годах н. э., когда римляне громят Иудею и разрушают Иерусалим, доходит очередь и до ессеев. Кумранская община уничтожается до основания. Единственное, что успевают члены братства, это спрятать в близлежащих пещерах свою библиотеку. В 1947 году находка кумранских рукописей явилась сенсацией и настоящим откровением для ученых.

Отдельные группы членов Братства где-то ещё остаются, но на общественном горизонте ессеи больше не появляются.

Наконец в Палестине, преимущественно в Иудее, действовала четвертая партия, так же упоминаемая Иосифом Флавием. Это были зелоты («ревнители») самая активная, пассионарная часть общества. Наиболее крайним течением зелотов были сикарии («убийцы») – по современным понятиям – тайная террористическая организация, килеры.

Зелоты полагали неразделимыми понятия Торы и Земли, дарованной Богом народу Израиля. Только Бог является владыкой Израиля, а все язычники – враги. Иудей, терпящий римское господство, совершает смертный грех, а служащий захватчикам – преступник.

Движение зелотов основал в 6 году н. э. Иуда Галилеянин. В том году произошел ряд событий, вызвавших волнение в народе.

Самостоятельность Иудеи, сохраняемая усилиями Ирода Великого, снова была отнята римской властью. Архелай, сын Ирода, был отправлен в ссылку, и Иудея опять стала римской провинцией.

Кроме того, была проведена перепись населения, что совершенно бесцеремонно нарушало иудейские законы.

Иуда Галилеянин поднял восстание, довольно быстро подавленное римлянами. Но партизанская война зелотов и акты мести сикариев не прерывались до окончательного падения Иерусалима в 70-ом году н. э. В 73 году был захвачен последний оплот партизан – крепость Масада, и движение зелотов практически прекратилось.

Вспомним размеры Палестины: двести километров из конца в конец узкой полосы между рекой Иордан и Средиземным морем. Земля, усыпанная маленькими городками, с двумя полюсами: Иерусалимом на юге и Капернаумом на севере. Тысячи людей перемещаются между городами, идут караваны торговцев, римские отряды, богомольцы, группа стражников, обязательные шпионы и всякие другие тайные люди.

Палестина выглядит большим кишащим муравейником, общественная жизнь вся нараспашку. Везде – в Храме, в синагогах, на улицах, на дорогах, у колодцев идут споры и обсуждения, торжественные проезды надменных саддукеев, заклинания книжников и бьющая в глаза набожность фарисеев, тихая, но всюду проникающая проповедь ессеев, и тайная активность зелотов, которая то и дело взрывается неожиданными выпадами сикариев.

Восстание Иуды Галилеянина подавлено, но конфликт тлеет, и недовольство волнами перекатывается под навязанным силой порядком.

Идеологами сопротивления в тот период были религиозные фундаменталисты – фарисеи, а наиболее организованной силой – зелоты.

За короткий период начала I века историки насчитывают 12 больших выступлений. Все они были жестоко подавлены. Но их количество в узком промежутке времени показывает, что борьба была практически беспрерывной.

Так что Иисус в своих перемещениях по стране в 27—30 годах и по времени, и по месту постоянно оказывался в зонах активных действий различных партий и группировок.

В этих условиях жизнь и проповедь Иисуса Христа были отнюдь не евангельской пасторалью: безмятежным путешествием с группой добрых людей по благодатной земле с пастушками и барашками на пригорках.

Раз проповедник высказывает собственное мнение, он невольно становится выразителем определенного несогласия, а значит и протеста.

Пророками и проповедниками становились только неординарные талантливые личности, способные привлекать толпу и влиять на её настроение. Вероятно, иногда их сознательно засылали в народ для поддерживания «ярости масс».

Профессия обличителя была опасной, но привлекала многих. Кроме Иоанна Крестителя историки насчитывают ещё 10—12 пророков, сопоставимых с Христом по популярности и выступавших примерно в то же время.

Власть трезво оценила значение их деятельности, почти все они были казнены.

В напряженной обстановке тех лет невозможно было водить за собой толпы людей «человеку не от мира сего», погруженному в себя и не замечающего реальной жизни. Но Иисус Христос и не был таким мечтателем, он спорил, обличал и даже действовал силой, изгоняя торговцев из Храма.

Но вести себя подобным образом в течение нескольких лет, лицом к лицу с мощными партиями саддукеев и фарисеев, критикуя не только Закон, но косвенно и самого Единого Бога, можно было, только опираясь на тайную поддержку сильной, надежной организации, к тому же распространенной по всей стране.

Мы уже говорили, что во всем святом писании ни словом не упоминаются эссеи, и что это явный запрет, сохранение тайны. Выполнение обета молчания, а проще говоря, соблюдение конспирации. Поэтому, возвращаясь к вопросу о подготовке Иисуса, можно сказать, что, пожалуй, лишь эссеи могли не только идейно воспитать Иисуса, но и конкретно поддержать его в реальной жизни, обеспечить укрытие практически в любом месте страны и организовать некую силовую охрану среди возбужденной и часто враждебно настроенной толпы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Епископ Лионский Ириней, живший около 130 – 200 года – один из самых ранних христианских писателей.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3