bannerbanner
История прибалтийских народов. От подданных Ливонского ордена до независимых государств
История прибалтийских народов. От подданных Ливонского ордена до независимых государств

Полная версия

История прибалтийских народов. От подданных Ливонского ордена до независимых государств

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

В те годы имперские чины[142] похоронили еще один важный план – предложение пфальцграфа[143] графа Фельденцского Георга Ганса, который приходился зятем Густаву Вазе[144], о создании Балтийского флота и назначении его адмиралом этого флота для упрочения позиций Священной Римской империи в Балтийском море. Речь, без сомнения, шла о восстановлении господства империи в Пруссии и Лифляндии, но для осуществления такого плана, как, впрочем, вообще для проведения политики с позиции силы необходимые условия в империи полностью отсутствовали.

В то же время Иван IV, который в продолжение прежней русской завоевательной политики обосновывал свое стремление к обладанию Лифляндией тезисом о том, что она является «коренным владением правящего царского дома», напрасно пытался внушить обоим последним магистрам Ливонского ордена Фюрстенбергу и Кетлеру мысль о необходимости признания верховенства Русского государства. А вот у уже упоминавшегося герцога Магнуса Гольштейнского, так называемого епископа Эзель-Викского и Курляндского, он добился гораздо большего успеха, передав ему соответствующее предложение через двух склонившихся во время пребывания в плену к службе в интересах Руси лифляндских дворян.

Суть этого предложения сводилась к тому, что Лифляндия должна была предоставить в распоряжение Руси свое войско и выплачивать дань. Взамен ей гарантировалось сохранение лютеранского вероисповедания, всех старых прав и обычаев, а также беспрепятственное осуществление торговли. При этом штатгальтером планировалось назначить Магнуса как русского подданного, признавшего верховную власть царя. В 1570 году в Москве Магнуса провозгласили царским вассалом и королем Лифляндии, а вскоре после этого, точнее, в 1573 году в Новгороде он женился на двоюродной племяннице Ивана Грозного Марии Владимировне.

Во время подписания Штеттинского мира датчане отказались от Магнуса, которому его брат, датский король Фредерик II, первоначально предназначал большую роль в осуществлении своей державной политики. Он оказался настоящим авантюристом, тщеславным, ни на что не способным и слабым человеком, который все же сыграл в Лифляндии определенную роль, но показал себя как ненадежный правитель, так и не найдя себе серьезных сторонников. В частности, Реваль и Вейсенштейн храбро заявили о его неприятии, но это не помогло – распад разорвал старые связи, война принесла с собой разруху и оставила людей без крыши над головой, а социальное и религиозное брожение поставило под вопрос малейший порядок. Потерявшие средства к существованию люди из всех сословий, особенно привыкшие обращаться с оружием дворяне, собирались в банды авантюристов, свирепствовавших повсюду и продававших себя тем, кто больше предложит за их услуги. Немецкие наемники воевали практически везде. Эти «лифляндские придворные» потянулись вслед за Магнусом, чьи вербовщики не уставали повторять, что он является «немецким королем».

Если в 1560-х годах русские терпели поражения – в 1564 году русский Дорпатский воевода князь Андрей Курбский был даже вынужден бежать через Вольмар в Польшу, – то когда в 1572 и 1577 годах Иван Грозный лично прибывал в Лифляндию, начинали одерживать серьезные победы. При этом Реваль, последний оплот на севере края, смог выдержать осаду русских с января по март 1577 года, что явилось для города вторым тяжелейшим испытанием, ведь за шесть лет до этого его жители пережили почти пятимесячную блокаду. Тем не менее, по свидетельствам современников, никто из них не дрогнул, и все они выглядели бодрыми и свежими. Периодически предпринимая атаки, город умело и хладнокровно защищали представители всех сословий. В результате после шестинедельного обстрела русские отступили.

Среди тех, кто продолжил преследование русских, был и крестьянский предводитель, сын ревальского чеканщика монет из немцев Иво Шенкенберг. Он сколотил из эстляндских крестьян военный отряд, обучил его на германский манер и начал вести партизанскую войну. Благодаря смелым и хитрым действиям, а также многочисленным победам его хоругвь быстро стала известной, а сам он, заслужив прозвище Ганнибал[145] Эстляндии, сражался до тех пор, пока не попал в руки к русским, которые его казнили.

Смелое самоутверждение Реваля, о котором с похвалой отзывался и король Максимилиан II, имело огромное значение, поскольку вся остальная территория края, за исключением Риги, Курляндии и островов, была объята пламенем войны, которую вели превосходящие силы русских, сея смерть и разрушение. В этой связи примечательными являются слова неизвестного автора одной из прокламаций того времени, в которой говорилось: «Я верю, что в будущем никогда более не услышу подобных ужасных стенаний и предсмертных криков немцев».

Больше и чаще всего страдать приходилось жителям епископства и города Дорпата – еще в 1565 году все немецкое городское население было насильственно переселено вглубь Руси. Такую же участь разделили и тысячи немцев, леттов и эстов в других областях Лифляндии. Правда, в 1569 году дорпатцам разрешили вернуться домой.

В июле 1575 года русские захватили Пернау, впервые взяв балтийский порт, относившийся к Ганзейскому союзу, а 6 сентября 1577 года после пятидневной осады гарнизон замка Венден взорвал себя вместе с нашедшими в нем убежище женщинами и детьми, запалив пороховой погреб после всеобщей вечерней молитвы.

Тем временем Магнус, устрашившись опалы грозного московского царя, решил примкнуть к полякам, но был еще перед падением Вендена им помилован. Однако уже в начале следующего года Магнус окончательно бросил царскую службу и обосновался в своем монастыре Пильтен, оставив всяческие притязания на более серьезную роль в политической жизни края.

Господство русских над Лифляндией было сброшено в результате шведских и польских побед. В 1580 и 1581 годах полководец Понтус Делагардивернул Швеции Эстляндию и завоевал Ингерманландию[146], что было закреплено в договоре о перемирии, заключенном на реке Плюсса под Нарвой в августе 1583 года.

После присоединения в 1582 году викского рыцарства из четырех эстляндских областей Харью, Вирланд, Ервен и Вик в 1584 году было образовано шведское герцогство Эстен. Однако после новой войны Швеция потеряла Ингерманландию, но сохранила Эстляндию (согласно мирному договору от 18 мая 1595 года, заключенному в Тявзино[147] недалеко от Нарвы).

Вытеснение московитов из Лифляндии стало возможным благодаря тому обстоятельству, что во время войны с Москвой польская политика вновь сосредоточилась на противостоянии Швеции. Еще Сигизмунд II Август, обосновавшись в Лифляндии, занял позицию, направленную как против московитов, так и окопавшихся в Эстляндии шведов, которые тоже одновременно с ним стали претендовать на Лифляндию. Сменивший же его уже упоминавшийся нами Стефан Баторий из Трансильвании, обладавший талантом правителя и будучи солдатом по натуре, все годы своего правления (1576–1586) проводил политику, целью которой являлось достижение победы над Москвой. И одним из главных направлений этой политики была борьба за Лифляндию.

Обеспечив себе тылы на Западе, он провел три военных похода против московитов. Однако полностью выполнить намеченную программу он не смог и 15 января 1582 года был вынужден заключить Ям-Запольский мирный договор. Тем не менее, по условиям этого мира, Баторий за возврат захваченных им во владениях Русского царства Великих Лук, Невеля, Заволчья, Холма и псковских пригородов добился отказа Ивана IV от Лифляндии.

Господство Польши в Лифляндии и Контрреформация

Польский король связал себя в Лифляндии обещаниями пойти на уступки, которые он дал представителям лифляндских сословий во время переговоров об утверждении своего господства. Среди них были делегаты орденских городов Пернау, Венден и Вольмар, а также представители орденской знати. Кроме того, через своего поверенного – принявшего кальвинизм князя Николая Радзивилла – такие же обещания он дал архиепископским рыцарям. При этом привилегии для архиепископской знати, гарантированные 1 марта 1562 года, мало чем отличались от тех, которые обычно давались только рыцарям ордена, поскольку 28 ноября 1561 года Сигизмунд II Август выдал одинаковые права всем лифляндским дворянам. С тех пор эти привилегии стали рассматриваться лифляндцами в качестве основного закона, и поэтому после установления уже русского господства они легли в основу договора, заключенного представителями ведущих сословий с завоевателями в 1710 году.

Это произойдет гораздо позже, а пока стоит подробнее рассмотреть документ, именовавшийся «Привилегии Сигизмунда Августа». В целом они сводились к следующему: отправление богослужений по канонам лютеранского вероисповедания (статьи 1 и 2), гарантии сохранения власти немцев (немецкий магистрат) и германского права, кодификация[148] законов края (статья 4), обещание того, что государственные должности будут занимать только оседлые местные жители (право гражданства, статья 5), а кроме того, что будет создана местная апелляционная инстанция (статья 6). При этом примечательной является та решимость, с какой лифляндцы отстаивали свободу от любого религиозного притеснения, добившись включения в текст договора следующих слов: «Если вопреки всему такое неожиданно произойдет, то в таком случае, основываясь на Святом Писании, предписывающем слушаться в первую очередь Бога, а не человека, мы все равно сохраним верность нашей вере и принятым у нас обычаям в отправлении богослужений и никогда не отступим от этого». В отдельной статье (12) польский король брал на себя обязательство защищать край всеми объединенными вооруженными силами Польши и Литвы от московитов и других врагов.

В остальном привилегии Сигизмунда II Августа целиком и полностью отвечали социальным и экономическим требованиям знати и соответствовали духу того времени. Однако они могли быть осуществлены только в результате отказа лифляндцев от всех прежних обязательств, чего Сигизмунду и удалось добиться в ходе переговоров об утверждении своего господства в крае.

Феодалы ордена получили такие же права, что и высшие слои ленников Харью и Вирланда, а также архиепископских вассалов. Это касалось в первую очередь вопросов наделения леном, права наследования ленных поместий по женской линии (статьи 7 и 10), а также гарантирования сюзеренного права вершить суд над своими крестьянами как высшего права (статья 24).

Эти привилегии как две капли воды походили на те, которые были приняты в Пруссии. Однако в Лифляндии возникали проблемы, связанные с особенностью польско-литовских отношений. Поскольку польский сейм покорения Лифляндии не принял, то король, как и предусматривалось еще в 1561 году, присоединил ее к Великому княжеству Литовскому. Поэтому в декабре 1566 года лифляндский ландтаг в Вендене принял решение об объединении Лифляндии с Литвой (Гродненская уния от 26 декабря 1566 года). После этого край получил статус герцогства и герб в виде грифа, взятого из фамильного герба новоназначенного штатгальтера Ходкевича.

Гродненская уния наряду с другими положениями содержала повтор прав, предоставляемых Лифляндии, а именно: сохранение лютеранского вероисповедания, власти немцев и особенно немецкого государственного языка (статья 13). При этом право гражданства было выражено словами, исключавшими любую двусмысленность: «Поскольку по своему происхождению почти все жители Лифляндии являются немцами, привыкшими к языку, обычаям, управлению и законам своей родины, то должности в судебных инстанциях, муниципалитетах и администрациях замков никто не сможет исполнять лучше местных граждан. Поэтому будет справедливо сохранить в Лифляндии власть местных граждан и немцев».

Вследствие этой унии с Литвой Лифляндия, естественно, оказалась втянутой в государственные отношения объединенного польско-литовского государства. Это было просто неизбежно, особенно после решения Люблинского сейма в 1569 году[149] о ликвидации собственных прав Западной Пруссии и превращения ее в польскую провинцию.

Пруссия и Лифляндия на короткое время были поставлены в одинаковые условия и подверглись похожему давлению. Еще в 1563 году король Сигизмунд II Август высказывался о внутреннем родстве обеих территорий – Пруссия походила на соседнюю с ней Лифляндию в языковом отношении, возведенными там укреплениями, экономическими связями, портами, плодородными сельскохозяйственными угодьями, образом жизни жителей, обычаями и, наконец, самой системой территориального управления. Внешнее сходство в судьбе этих столь по-разному развивавшихся половинок Германского ордена явилось просто поразительным – в обоих созданных последними магистрами ленных герцогствах, Пруссии и Курляндии, несмотря на все различия, была сохранена сильная немецкая государственная основа; богатый город Данциг на юге, так же как и Рига на севере, пошли своим путем, и тот и другой край, правда при различных условиях, превратились в часть Польши, сохранив свои права. Теперь же в отношении их стала проводиться одинаковая политика насильственной унификации.

Если в начале королевским штатгальтером Лифляндии был герцог Готхард Кетлер, то с 1566 года им стал великий маршал литовский Ян Ходкевич (тогда еще исповедовавший кальвинизм), перед которым стояла задача секуляризировать архиепископство и осуществить слияние Лифляндии с Литвой. Поскольку последний архиепископ маркграф Вильгельм умер в 1563 году, то это способствовало проведению в 1566 году секуляризации Рижского архиепископства, намечавшейся еще за несколько десятилетий до этого. При этом опора на поляков, естественно, приводила к усилению их влияния.

В результате, по дошедшим до нас сведениям, уже зимой 1568/69 года архиепископские рыцари стали предпринимать отчаянные шаги по противодействию полякам, стараясь привлечь помощь из Пруссии, Мекленбурга и даже из Руси. Между тем война буквально пожирала Лифляндию. После же заключения мира с Москвой в 1582 году в Риге объявился Стефан Баторий и, совершенно не разбираясь в правовых вопросах, холодно отверг все жалобы. В том же году был выпушен конституционный закон («Конституция Ливонии»), по которому протестантское вероисповедание в Лифляндии ставилось на второе место после католического, а сам край стал делиться по польскому образцу на три части (преобразованные в 1598 году в Венденское, Дорпатское и Пернавское воеводства), а те, в свою очередь, на поветы (уезды). Старостами в них становились поляки, литовцы и лифляндцы, что на деле означало прекращение действия «Привилегий Сигизмунда Августа», а в 1589 году по новому закону («Ливонской ординации 1589 года»[150]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Лифляндия – название, больше употребляемое в немецких источниках. В русской историографии эту территорию применительно к тому времени чаще называют Ливонией. (Здесь и далее примеч. пер.)

2

20 марта 1584 г. территории, аннексированные Швецией, были организованы как герцогство или княжество Эстляндия, а король Швеции получил дополнение в титуле «герцог Эстляндии».

3

Курляндия и Семигалия – вассальное от Великого княжества Литовского и пришедшей ему на смену Речи Посполитой герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии на территории исторических областей Курземе (Курляндия), Земгале (Семигалия) и Селия (Селония) с 1561 по 1795 г.

4

Младолатыши – латышское национальное либеральное движение, появившееся в 50-х гг. XIX в. и выступавшее против попыток ассимилировать латышское население с немцами и требовавшее для латышей равных прав с другими народами.

5

Латгалия – одна из историко-культурных областей Латвии, расположенная на востоке страны к северо-востоку от реки Даугавы и юго-востоку от рек Айвиексте и Педедзе.

6

Бременский Адам (дата рождения неизвестна, умер после 1081 г.) – северогерманский хронист, каноник и схоластик.

7

Индогерманцы – семья народов, определяемая так на основании языка. Все народы Европы, за исключением басков и финно-угорских народов, разговаривают на индогерманских языках. Родиной индогерманцев является, скорее всего, область между Центральной Европой и Южной Россией (в древнейшее время предположительно киргизские степи в Западном Казахстане).

8

Ливы – малочисленный прибалтийско-финский народ, предположительно прибывший в Прибалтику с восточного и северо-восточного направления. Ближайшие родственные ливам народы – современные эстонцы, с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала XX в., и финно-угорский народ водь, проживающий сейчас в нескольких деревнях Ленинградской области. Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до XII в., после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция различными балтийскими племенами, на основе которых сформировались современные латыши.

9

Лифляндская Аа – устаревшее название реки Гауя, протекающей в Латвии и являющейся частично границей с Эстонией.

10

Венды, также венеды или реже винды – средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян.

11

Венден – первоначальное название латвийского города Цесис, основанного в 1206 г. рыцарями-крестоносцами.

12

Латгальцы – этническая группа в составе латышей, коренное население Латгалии – историко-культурной области в восточной части Латвии.

13

Адзель или Ацель – исторические названия населенного пункта Гауйиена в северо-восточной части Латвии.

14

Толова – в современной латышской огласовке Талава – северолатгальская область, граничившая с эстляндскими землями, где располагалось одно из первых феодальных княжеств на месте современной Латвии.

15

Селы – один из древнейших народов, проживавший, наряду с кривичами, земгалами, полочанами, летгалами и ливами, по Западной Двине.

16

Курши или куроны – западнобалтская народность, давшая название Курляндии и жившая в V–XVI вв. на юго-восточном побережье Балтийского моря на территории Курземе в сегодняшней Западной Латвии, в Западной Литве, а также на севере Калининградской области.

17

Земгалы – один из балтийских народов, живший на юге Латвии в Земгалии и на севере Литвы. Были известны своим продолжительным сопротивлением немецким крестоносцам.

18

Курляндская Аа – прежнее название реки Лиелупе.

19

Межотне – в настоящее время комплекс археологических и исторических памятников в верхнем течении реки Лиелупе в 70 км к югу от Риги.

20

Тервете – главная крепость земгалов и резиденция земгальских вождей Виестура и Намейсиса. Ее местоположение достаточно точно локализуется на городище Цукуркалнс на правом берегу реки Тервете в 80 км от Риги.

21

Леаль – в настоящее время город Лихула в Ляэнеском уезде Эстонии. Реваль – он же Ревель, а ныне Таллин. Тольсбург или замок Тоолсе – самый северный и самый «молодой» орденский замок на территории Эстонии. Махолм – населенный пункт в Эстонии. Дорпат или Дерпт – позднее Юрьев, сейчас эстонский город Тарту. Митава – ныне город Елгава в Латвии.

22

Гробиня – город на западе Латвии в 11 км к востоку от Лиепаи. История поселения на месте этого города уходит корнями во времена эпохи викингов. Шведский археолог Биргер Нерман, проводивший раскопки в 1929–1930 гг., считал, что на месте Гробини в VII–IX вв. существовала крупная колония викингов, под защитой которой жили и возделывали землю поселенцы с Готланда. Здесь в 1245 г. был основан орденский замок Зеебург для защиты границ от Литвы.

23

Брамбергсхоф или Даугмале – Даугмальское городище на левом берегу реки Западная Двина (Даугава) в 22 км к юго-востоку от Риги.

24

Изборск – в настоящее время населенный пункт в Печорском районе Псковской области России, один из древнейших русских городов, упоминаемый летописцем как центр кривичского населения вместе со Смоленском и Полоцком.

25

Килегунде – название административной единицы у древних куров, соответствовавшей волости.

26

Даге – старое название второго по величине эстонского острова Хийумаа. Эзель – старое название самого большого в Эстонии и Моонзундском архипелаге острова Сааремаа. Моон – шведское название эстонского острова Муху в Моонзундском архипелаге. Руно – шведское и русское название небольшого эстонского острова Рухну в Рижском заливе Балтийского моря. В и к – старое немецкое название эстонского уезда Ляэнемаа, расположенного на крайнем западе материковой части страны и омывающегося с севера и запада Балтийским морем. Домеснэс – немецкое название мыса Колкасрагс, расположенного у крайней северной оконечности Курземского полуострова в историко-географической области Курземе в Дундагском крае Латвии, имеющего стратегическое расположение у входа в Рижский залив Балтийского моря и название которого в переводе с ливского означает «острый угол».

27

Король Эрик, точнее, Эрик Анундсон или Эрик Эймундсон (849–882) – шведский конунг, правивший в IX в.

28

Плескау – давнишнее и традиционное немецкое название города Псков. В дальнейшем в тексте будет использовано русское название.

29

Латгалы – восточнобалтийское племя, населявшее восток современной Латвии. Занимало центральное положение по отношению к другим народам, расселившись в нижнем течении реки Западная Двина, частично оттеснив и ассимилировав прибалтийско-финское население (ливов и эстов).

30

Талава – одно из первых феодальных княжеств на месте современной Латвии.

31

Адзеле – протогосударственное образование на востоке современной Латвии.

32

Померания – историческая область на юге Балтийского моря, находившаяся в разные эпохи в составе различных государств. Свое название Померания (по-славянски Поморяния или Поморье) местность получила по населявшему область западнославянскому племени поморян. В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, а остальная часть относится к Польше.

33

Кокенгузен – латвийский город Кокнесе, который с августа 1656 г. (после взятия русскими войсками) до подписания Кардисского мирного договора 1661 г. носил также название Царевичев-Дмитриев.

34

Генрих Лев (1129–1196) – монарх из династии Вельфов, герцог Саксонии в 1142–1180 гг. и Баварии в 1156–1180 гг.

35

Висбю – главный город острова Готланд, относящегося в настоящее время к Швеции.

36

Икскюль – историческое название города Икшкиле в центральной части Латвии, расположенного на правом берегу реки Даугава в 28 км от Риги.

37

Цистерцианец – член католического монашеского ордена цистерцианцев, основанного в 1098 г. во Франции как ветвь ордена бенедиктинцев.

38

Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.) был последним из крупных походов. Первоначально крестовые походы преследовали цель освобождения территории Палестины и храма Гроба Господня от турок-сельджуков, но впоследствии они стали приобретать характер решения политических задач римских пап и других правителей. Этот поход стал переломным ввиду того, что он вскрыл истинную цель Запада, которая стала понятной после взятия Константинополя и создания Латинской империи.

На страницу:
8 из 10