bannerbanner
Тайные общества мира. Масоны, иллюминаты, розенкрейцеры, тамплиеры, каморра, якудза…
Тайные общества мира. Масоны, иллюминаты, розенкрейцеры, тамплиеры, каморра, якудза…

Полная версия

Тайные общества мира. Масоны, иллюминаты, розенкрейцеры, тамплиеры, каморра, якудза…

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5
Строение организаций

Масонство организовано таким образом, что во главе его нет единой управляющей организации, а имеются лишь отдельные общества, называемые ложами, которые в свою очередь объединяются в головные организации, называемые великими ложами.

Великая ложа (англ. Grand Lodge) – головная организация, объединяющая символические (голубые, иоанновские) масонские ложи. Масонская великая ложа (также великий восток) является руководящим органом, который контролирует и регулирует отдельные ложи масонов в какой-либо конкретной географической зоне (как правило, соответствующей национальным границам или другим крупным административно-территориальным единицам). Некоторые из них большие, с тысячами членов, разделённых на сотни подчиненных лож. Другие представляют собой крошечные, состоящие из нескольких членов в одной или двух подчинённых ложах. Часто на одной территории бывает несколько великих лож.

Самая первая великая ложа в мире была основана в 1717 году, это была Великая ложа Англии в Лондоне. В первые годы речь шла в основном о встрече мастеров стула отдельных лож, до 1721 года, когда Джон, герцог Монтегю был избран великим мастером, с этого момента началась деятельность подобная существующей форме. В 1725 году основывается Великая ложа Ирландии и в 1736 году Великая ложа Шотландии. В 1738 году возникает Великая ложа Франции, это было появление первого масонского филиала в виде великой ложи. Чуть позже, в 1773 году эта ложа принимает имя Великий восток Франции

Каждая великая ложа является суверенной масонской организацией, которая не допускает вмешательства со стороны другой великой ложи.

Масонская ложа является основной организационной единицей масонства. Каждая новая ложа должна иметь «патент», выданный великой ложей, который даёт ей право собираться и проводить работы. Кроме очень малого числа лож, существующих «с незапамятных времен», предшествующих образованию «великих лож», масоны, которые собираются в ложе, не предъявляя этого документа (например, в лагерях военнопленных) считаются нелегальными и нерегулярными.

Ложа должна собираться регулярно в постоянном месте и согласно оглашенным датам собраний. Она избирает, посвящает и повышает своих членов и офицеров; она накапливает и управляет своими имуществом и собственностью, в том числе протоколами и отчётами; и может владеть своим храмом, арендовать его или использовать совместно. Форма деятельности, её способ и уровень активности индивидуален для каждой ложи.

Человек может стать масоном, то есть пройти посвящение, только в правильно основанной ложе. Мастер масон может, как правило, посещать любые собрания любой дружественной юрисдикции по своему желанию. Также ложа может официально отказывать принимать гостей из разных лож как своей великой ложи, так и взаимопризнанных или дружественных масонских организаций. Посетитель должен сначала проверить регулярность ложи и должен быть способен доказать этой ложе собственную регулярность; ему может быть отказано в приёме, если будет решено, что он может нарушить гармонию в ложе. Если он желает посещать одну и ту же ложу постоянно, он может присоединиться (аффилироваться или перейти) к ней и платить взносы.

Большинство лож состоят из масонов, которые живут или работают в данном городе или рядом с ним. Другие ложи состоят из масонов, которые разделяют определённые интересы, имеют одинаковую профессию или происхождение. В некоторых ложах условия основания и имя представляют лишь исторический интерес, так как с течением времени братство ушло от того, что оно представляло собой во времена основателей; в других же ложах членство остаётся престижным.

Существуют специальные «исследовательские ложи», членами которых могут быть лишь мастера масоны, которые занимаются исследованиями масонства (его историей, философией и т. д.). Исследовательские ложи являются полностью полномочными, но не посвящают новых кандидатов.

Согласно масонской традиции, средневековые европейские каменщики собирались, ели и находили приют в нерабочее время в «домиках». Ранние ложи часто собирались в тавернах или любых других пригодных для этого постоянных местах с приватной комнатой.

Масонские должности

Каждая масонская ложа избирает мастеров-масонов на определённые офицерские должности для выполнения необходимых обязанностей в ложе. Досточтимый мастер (по сути, руководитель ложи) является избираемым офицером. Большинство лож избирают первого и второго стражей, секретаря и казначея. Во всех ложах есть привратник (охраняющий дверь в ложу во время её собрания), иногда избираемый, а иногда назначаемый досточтимым мастером. Кроме этих избираемых должностей, ложи имеют различных назначаемых офицеров, таких как дьякон, цеховой староста и капеллан (избирающийся для проведения неконфессиональной молитвы во время собраний; часто, но не всегда – священник). Офицерские должности и их функции отличаются в разных масонских ритуалах и ложах.

Многие офицерские должности также присутствуют на уровне «местных» или великих лож с добавлением слова великий в названии. Например, в каждой ложе есть второй страж, а великой ложе – великий второй страж. Кроме того, существует ряд офицерских должностей, которые существуют только на уровне великих лож.

Организации дополнительных степеней

В масонстве нет степени выше, чем третья, или степень мастера. Существует некоторое количество организаций, необходимым условием для вступления в которые является наличие степени мастера. Эти организации не имеют власти над великой ложей, которая управляет масонскими ложами с первого по третий градус. Эти системы или степени могут быть описаны, как дополнительные или сопутствующие, и часто предусматривают дальнейшее развитие аллегорической, моральной и философской сути масонства.

Организации дополнительных степеней управляются отдельно от великих лож, но находятся в непосредственной связи с символическим масонством, так как каждый их член является масоном. Взаимоотношения между этими системами и собственно масонскими юрисдикциями могут быть

разными и могут вообще отсутствовать. Договор об объединении «Современной» и «Древней» «великих лож» ограничил признание несколькими степенями, такими как Королевская арка и рыцарские степени. Но есть и множество других степеней, которые практиковались и до объединения. Некоторые организации не везде признаются организациями дополнительных степеней, а считаются отдельными организациями, которые требуют масонской «аффилиации» для членства. Некоторые из этих организаций имеют дополнительные требования, такие как религиозная принадлежность (например, исповедание «тринитарианского» христианства) или членство в других организациях.

Отдельно от этих есть организации, которые часто считают масонскими, но которые не имеют никакого формального или неформального отношения к масонству. Они включают в себя Оранжевый орден, основанный в Ирландии, и рыцарей Пифии.

Основная роль организаций дополнительных степеней – раскрытие и углубление содержания трёх базовых степеней, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII века.

Символика

Символика масонов, которая используется со времен средневековья и может встречаться как на гербах, так и флагах, в архитектуре, на личных вещах. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами.

Циркуль и наугольник имеют простое значение – стремление всегда обучаться новому, уметь проводить границы, понимать и распознавать истину. Третий – обозначает чистоту намерений ученика, его постоянно совершенствующиеся этические стандарты. Кроме этого, циркуль – Небесный Свод, наугольник – Земля.

Белый фартук. Фартук выполнен в виде запо-на. Надевается поверх брюк. Обязательное условие его изготовления – должен быть сделан из выбеленной овечьей шкуры. На фартук наносится символ возрождения. Церемониальный запон следует носить все время в ложе. Его надевают на умершего масона при захоронении.

Белые перчатки – это «дела рук», символ ничем не запятнанных рук. Для сравнения – есть поэтическое определение масонами передника, которое относят к «чистому сердцу». Очищение имеет тесную связь с омовением, которое нужно проходить перед тем, как масона посвятят в священные тайны.

Два Геркулесовых столпа – колонны Я:. и Б:. с шарами наверху. Символьная атрибутика в виде сил природы изображается чаще всего между Геркулесовыми колонами Храма. Это умозрительно символизирует испытанного стихиями члена ордена, который прошел этап посвящения. Колонны обозначают границы, их пространство между ними. Это пространство, где человеческая индивидуальность отмирает.

Одна колонна Южная (Я:.) – созидание, гармония, четкая систематичность, упорядоченность и внутренние взаимосвязи. Вторая колонна Северная (Б:.) – первичный Хаос, небеспричинное разрушение, ведущее к обновлению, развитию и творению.

Шахматный пол – это символ внутреннего баланса, к которому приходят члены братства. Показывает, с какой точностью чередование темного и светлого в жизни самообразующегося человека приводят к уравновешиванию чувств. Демонстрирует также пропорциональность эмоций – например, радость прямо пропорциональна несчастью.

Пылающая Звезда «Пентакль» – олицетворяет силы и энергии Сириуса, Анубиса, Меркурия, а также таких персонажей – Хранителя, Направителя Душ.

Резец и молот. Трактовка значения резца – утвержденная мысль, уже принятые решения. Трактовка значения молота – воля, при помощи которой приводятся в действие любые инструменты, в том числе и внутренние человеческие, общественные. По лезвию резца можно понять, что отсекая несовершенства, человек получает исправление сознания, миропонимания, самосознания.

Два камня – один неотесанный, второй имеет совершенную форму. Неподалеку от колонны Хаоса (Б:.) кладут грубый, неотесанный камень, а рядом с колонной Гармонии и Идеала – отесанный, камень правильной формы. За основу идеала правильности фигуры взяли равносторонний куб. Все это обозначает две вещи: достижения и то, что еще предстоит изменить, чему придется еще придать четкую гармоничную форму.

Молоток, принадлежащий Досточтимому Мастеру, указывает на символ власти. Его могут использовать Стражи Ложи – Первый и Второй, когда проводят ритуалы. На престоле находятся две основополагающих вещи: пламенеющий меч, символ духовной власти, молоток – символ земной власти. Престолы стражей содержат символичные элементы: отвес и уровень.

Отвес – символ Истины у масонов. При этом понятие не имеет отвлеченного мотива. Под истинностью подразумевается правота слов и деяний пред Богом и людьми. Уровень – символ Равенства среди человеческих существ. Масоны не воспринимают Равенство как нечто незыблемое. Они понимают, что каждый человек индивидуален. Под равенством подразумевается взаимоуважение, искоренение гордыни, указание места эгоизму.

Священный Закон – одна из 3-х святынь масонов среди их книг. К ней могут добавляться религиозные Писания тех вероисповеданий, которых придерживаются братья ложи. На своде Закона приносятся клятвы во время проведения разных ритуалов и обрядов.

Всевидящее око сами масоны именуют «Лучезарной Дельтой». Её размещают в восточной стороне храма. Треугольник с лучами и глазом внутри является знаком просвещенности, принципом сознания, непрерывным излучением бытия. Его наносят на масонский перстень, над входом в храм, на денежные купюры. Этот знак относится к 1-му градусу степени ученичества.

Всевидящее око – символ, который использовался веками, как в религиозном, так и в светском контексте. Древний символ всеведения и божественного провидения представляет глаз Бога, единственную силу, создавшую вселенную. Всевидящее око обычно изображается как один человеческий глаз, заключенный внутри одного или нескольких дополнительных атрибутов – треугольника, вспышек света, облаков, олицетворяющих святость и божественную славу. Заключенный в треугольник в христианской иконографии он представляет Святую Троицу. Всевидящее око есть божественная сущность, которая наблюдает за человечеством.


А также:

• ступени в формате стихий;

• ливанский кедр – символизирует Вечность, из него строили Храм Соломона;

• акация – обозначает бессмертие души;

• кафинский узел – символ дружбы и крепкого единства братьев;

• молоток Досточтимого Мастера;

• камень творения «Ашлар» – моральная и духовная сторона человеческой личности;

• три кольца – объединяют три направления: христианство, иудаизм и античные религии;

• мастерок – монолитная крепкая масса братьев;

• книга Священного Закона;

• Соломонов Храм – путь к духовности, нить, связывающая кабалистику и герметизм;

• лучезарная Дельта – треугольник, внутри которого глаз, от замкнутой фигуры исходят лучи;

• свет – олицетворяет силу Знания, Истины;

• звезда Давида;

• сова – мудрость, знание;

• змея – зло;

• различная каббалистическая символика.


Знаки и жесты масонов и их значение:

• рогатый, голова козла Бафомета (или Мендеса) – символ современного оккультного масонства, обозначающего греховность, невежество людей, связь с темным духом, отсутствие духовности;

• пирамида из раскрытых ладоней (пальцами смотрят вверх) – демонстрирует признание масонских постулатов и посвящение в братство;

• перевернутая пирамида из ладоней (пальцы вниз) – типично сатанинский символ оккультного масонства;

• тройная шестёрка или знак ok – большой и указательный палец соединены в круг и становятся похожими на основание цифры 6, а другие три пальца будто её хвосты. Обозначает «число зверя», то есть 666;

• рукопожатие – может быть разным, в зависимости от того, какой пароль следует сообщить этим знаком;

• жест порядка – человек стоит прямо, левая рука опущена, правая поднята вверх (локоть на уровне плеча), большой палец перпендикулярно кулаку;

• жест признательности – рукой провести в правую сторону, как бы режут ножом по горлу, потом ее опускают;

• Всевидящее око – чтобы выполнить этот жест, достаточно прикрыть один глаз.

• Скрытая рука – часто на портретах исторических деятелей можно увидеть, что они заложили одну руку в пиджак, китель и так далее. Есть версия, что это также масонский знак – во всяком случае, он используется в церемонии посвящения в масоны королевской арки. Есть его упоминание в Библии, так что он может служить аллегорией жеста, данного Богом Моисею.


Рукопожатие – это вообще знак масонов. Вот некоторые названия «паролей»: «Шибболет» (подмастерье), «Яхин» (настоящее рукопожатие подмастерья), «Боаз» (ученик), «Туббул-Каин» (мастер), «Львиная лапа» (сильное рукопожатие мастера).

Таинства, градусы и ритуалы

У масонов есть целая система таинства и ритуалов, передаваемая при помощи аллегорических пьес и лекций. В первое время после появления братства она была далеко не так развита, потому все детали таинств и ритуалов можно было запомнить и их не записывали. Но затем они постепенно развивались и усложнялись, а концу XVIII века приобрели похожий на современный вид – с тех пор их старались менять как можно меньше.

Основных ритуалов три: посвящение, открытие и закрытие работы ложи. Есть и другие, но они проводятся значительно реже: ритуал регуляризации (принятие перешедших из другого послушания), застольной ложи и так далее. Правила проведения ритуалов могут отличаться в зависимости от юрисдикции. Иногда они читаются, а иногда все фразы нужно запоминать.

После вступления в ложу масон получает градус, который служит обозначением его статуса. Есть три основных градуса:

1. Первый градус – ученичество

Здесь человек занимается саморазвитием, совершенствованием себя, борется со своими недостатками, прилагает усилия к их искоренению, ведет благочестивый образ жизни и делает много добрых дел.

2. Второй градус

Второй градус характерен тем, что члену общества нужно активно познавать мир, его мерности, законы и системы. Попутно все анализируется, приходит понимание, как разум человека реагирует на происходящее вокруг и познанное.

3. Третий градус

Третий градус самый ответственный и сложный по осуществлению деятельности. Руководство лож целиком и полностью посвящает свою жизнь улучшению благополучия жизни человечества и такого явления как смерть.

Есть и дополнительные градусы для масонов в степени мастера. Их обладатели участвуют не только в работе символических лож, но ещё и в верховных советах и капитулах. Дополнительные градусы в каждой масонской системе свои.


Передача и принятие ритуалистики, обрядности и проведение таинств – один из стилей масонства. Преемственность переходит как внутри одинаковой формации, так и разнородной. Например, из протокола современной эдинбургской спекулятивной масонской ложи № 1 (Шотландия, Эдинбург, часовня св. Марии) следует, что правила и регламент она получила от оперативной ложи 1598 года. Это самая древняя ложа на свете.

Ритуалы и таинства проходят сугубо при закрытых дверях. Место и время встреч хранятся в строжайшей тайне. Руководителя называют «Досточтимый Мастер», остальные считаются «братьями». Досточтимый Мастер не может задерживаться на своем посту более 3-х лет.

Несмотря на то, что слухи старательно усиливают репутацию масонской организации как секты, тем не менее, таковой ее называть нельзя. Все масоны мира, несмотря на свою приверженность какой-либо из религий, избегают её упоминать прилюдно. Это связано с тем, что их философия не позволяет им превращать ложу в религиозную общину.

Масоны в России

Это явление общественной жизни России охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Первые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов Западной Европы, с самого начала отражая политические интересы последних. Главный постулат новоиспечённых российских масонов – мнение о духовной и культурной неполноценности России, её темноте и невежестве, которые необходимо развеять путём масонского просвещения. Опорой масонского проникновения в Россию стала часть правящего класса и образованного общества, оторвавшаяся от народа, не знавшая и презиравшая его национальные основы, традиции и идеалы. Это предопределило антирусский, антинациональный характер развития масонства в России.

Первые масонские ложи в России возникли при Петре I. «В одной рукописи Публичной библиотеки, – сообщает историк Вернадский, – рассказывается, что Петр принят в Шотландскую степень св. Андрея. Его письменное доказательство существовало в прошлом веке в той ложе, где он принят, и многие оное читали». А среди рукописей масона Ленского есть обрывок серой бумаги, на которой значится следующее: «Император Петр I и Лефорт были в Голландии приняты в тамплиеры». «Петр I, – пишет исследователь, В. Иванов, – стал жертвой и орудием страшной разрушительной силы, потому что не знал истинной сущности братства вольных каменщиков. Он встретился с масонством, когда оно еще только начало проявлять себя в общественном движении и не обнаруживало своего подлинного лица».

Первое достоверное известие о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда гроссмейстер Великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России]. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами – офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р.И. Воронцова.

Впервые правительство Российской империи обратило внимание на франкмасонов в 1747 году. Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливость», в Риге – «Северная звезда» в 1750 году. В 1756 году существовала петербургская ложа, где мастером ложи состоял граф Р.И. Воронцов, а членами – преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие с значимыми впоследствии для истории именами: князь Щербатов, Болтин, Сумароков и другие. Тогда уже франкмасоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. Вместе с тем, по преданию, император Пётр III учредил масонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянство». В 1762 году существовала в Санкт-Петербурге ложа «Счастливого согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой национальной материнской ложей «Три глобуса». Во время розыска по делу Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка Аполлона Ушакова, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 году существовала в Архангельске ложа «Святой Екатерины». В 1770 году открыта в Санкт-Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года появляются систематические записи по истории масонства.

В первое десятилетие царствования Екатерины масоны в России больше увлекались обрядовой стороной, почти не предпринимая каких-либо решительных попыток расширить свое влияние на общественную мысль. Только к концу царствования Екатерины здесь сложились две масонские системы: так называемые елагинская и циннендорфская (шведско-берлинская). Одна система была основана немцем из Берлина, посланным в Петербург от имени короля Фридриха. Другая система названа по имени Елагина, который, по его же словам, встретился где-то в пути с одним путешественником-англичанином, и тот открыл ему, «что масонство есть наука».

В 1776 году обе системы объединились, однако в масонских ложах в ту пору преобладали исключительно иностранцы, жившие в России, тогда как для самих русских масонство оставалось некой игрой «непонятных иноземцев».

Первым русским Великим мастером стал Иван Елагин, который организовывал культурные вечера при дворе Екатерины II. В 1770 году он создал первую Великую ложу России, в которую затем вошло 17 других масонских лож. По суждению Елагина, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьёзного характера: «обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда празднествами Вакха». Елагин же развил активную деятельность как в распространении франкмасонства, так и в его благоустройстве. Вследствие этого система, господствовавшая в ложах от него зависимых, называется «Елагинской». Сначала она была скопирована с английской, а потом к ней примешались влияния других систем, примешалось даже влияние розенкрейцерства, против которого выступал и сам Елагин.

Елагин купил себе целый остров на Неве (до покупки он назывался Медвежьим, а после – Елагинским). Там он построил роскошный дворец, в котором петербургские масоны стали проводить свои встречи.

Вместе с Елагиным в ряды вольных каменщиков пришла плеяда блестящих общественных деятелей. Просветитель Николай Новиков издал несколько тысяч наименований книг, назначение которых было в повышении общего образовательного уровня широких слоев населения. Его друг, масон Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета, создал систему высшего образования. Масон Николай Карамзин написал первую полную многотомную «Историю государства Российского». Елагин в должности директора Придворных театров заложил основы национального театра.

Масон Михаил Херасков, возглавивший Петербургскую академию художеств, основал легендарную ложу «Умирающий сфинкс», членами которой были основоположники национального портрета Боровиковский, Левицкий и Рокотов, создатель русской жанровой живописи Венецианов, а также великий Брюллов.

Сама государыня, хотя и невольно, сделала немало для будущего масонства в России, насаждая в высшем обществе антихристианский дух «вольтерьянства». С ее легкой руки оно стало модным среди русской знати. Русский просветитель Н.И. Новиков записывает в это время в своем дневнике, что уже стоит «на распутье между вольтерьянством и религией».

Настоящие масоны появились в России только в конце царствования Екатерины. Одним из них был Шварц, уроженец Трансильвании. В Россию он приехал в 1780 году в качестве гувернера, но вскоре стал профессором Московского университета, где со временем сколотил вокруг себя небольшой масонский кружок из числа преподавателей и студентов. В 1782 году Россия была признана «восьмой провинцией масонского мира». Но свою «полезную» деятельность Шварц закончить так и не успел, ибо скончался в 1784 году.

На страницу:
2 из 5