bannerbanner
«Меня слышно?»: как делать подкасты в России
«Меня слышно?»: как делать подкасты в России

Полная версия

«Меня слышно?»: как делать подкасты в России

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Сева Бойко – продюсер подкастов Русской службы Би-би-си — сторонник того, что подкасты должны нести полезную информацию: «Подкасты не должны быть мусорными. Когда я говорю, что подкасты должны информировать, я вовсе не утверждаю, что они должны буквально образовывать. Лучшие из всех подкастов, которые мне хочется буквально пересказывать, никак не связаны с образованием. Подкаст про тетеревов не сообщает: „сейчас мы научим вас разбираться в птицах“, а в начале подкаста мне никто не говорит: „ты должен задуматься о том, что глобальное потепление убивает живую природу“. Сама история рассказана таким образом, что в ней есть некая очевидная мораль. Или, например, подкаст „Dead eyes“. Это подкаст о маленьком человеке, который не получил роль, поскольку у него „мертвые глаза“. Мне вместе с ним хочется узнать, почему это произошло. Мне кажется, что такие мысли должны быть в подкастах. Даже самые маленькие истории могут быть очень важными для кого-то. Поэтому вопрос, скорее, в том, есть ли у вас история, информация, которую вы хотите передать, а не простая болтология обо всем и ни о чем».


ТЕМА

Вопрос от читателя: Следует ли делать подкаст обо всем, что тебе хочется обсудить?

Петр Сальников – ведущий подкаста «Отвратительные мужики»: «Это самый сложный вопрос. Во-первых, человек, так или иначе, ограничен, каким бы классным и умным он ни был. У потенциального автора этого подкаста, наверное, все равно есть какие-то крупные сферы интересов. Мы не выбираем из бесконечного списка. Важнее, на мой взгляд, вопрос не в том, о чем делать подкаста, а в том, как. Например, как подать материал в 2020 году, когда сложно чем-то удивить. В 2010 году, когда мы начинали записывать „Адовую кухню“, было проще: просто берешь и делаешь. В 2020 году потребуется провести небольшое исследование».

Вопрос от читателя: Если какая-то тема уже активно была освещена в других подкастах, актуальных на конкретный момент времени, есть ли смысл делать свой выпуск подкаста на эту тему?

Лина Маркина – ведущая разговорного шоу о сексе «Щелк»: «Сколько книг написано про любовь? Есть ли смысл писать еще, если кажется, что уже все сказано? Конечно, смысл есть. Как минимум, потому что ты подашь эту тему иначе, исходя из своих личных мироощущений. Гости всегда разные, и каждый гость обязательно расскажет свою собственную историю. Не стоит бояться брать популярную тематику, ты можешь раскрыть ее совершенно иначе и создать нечто новое с помощью своего формата и подхода к проблематике. Возвращаясь к идее подкаста, первичная вещь – это спрос аудитории или свое личное предрасположение к какому-то топику, который ты хочешь освещать в подкасте. Я считаю, что если это некоммерческий проект, и у тебя глаза горят, то почему бы не сделать это даже для узкой аудиторию».

Яна Медведева – автор cyber.sports.ru, ведущая подкаста «Вы не в муте» – в вопросе выбора тематики советует следующее: «Послушай то, что есть, из разных сфер, разных авторов, чтобы понять, что тебе самому нравится в первую очередь. Ты должен делать эту штуку с удовольствием, чтобы люди с таким же удовольствием слушали тебя и долго оставались с тобой. Послушай, как ведет себя ведущий, о чем говорят гости. Вкусы разные: если это понравилось тебе, то, скорее всего, есть определенный пласт людей, которым это тоже понравится. А делать то, что тебе не нравится – это минус, люди будут это слышать и чувствовать. Наверное, стоит начать с того, в чем ты хоть немного разбираешься. Опять же, возвращаемся к тому, что нужно поддерживать беседу. Также, если мы приглашаем гостей, которые приведут с собой аудиторию, то иногда даже не важно, будет ли тема актуальна или уберпопулярна аудитории. Ее, скорее всего, сделает актуальной и популярной твой гость».

Дарья Данилова – редактор отдела подкастов «МБХ медиа» — о выборе идеи: «Как вообще человеку отыскать свою тему в подкасте? В этом плане я полагаюсь на чудо. Технология такая: ты должен сесть, подумать, накидать идеи, которые тебя волнуют, или идеи, которые волнуют слушателей. Темы, о которых тебе бы хотелось поговорить или сделать подкаст. Разложи немножко свои мозги на бумаге, напиши разные варианты и отвлекись! Отложи эти бумажки и пойди отдохни. Идея сама к тебе придет. Так работает дефолт-система31 мозга или сеть пассивного режима работы мозга. Идеи рождаются внезапно: мозг успевает обработать всю полученную информацию и выдает что-то интересное».

Григорию Пророкову – автору подкастов «Blitz and Chips», «Жуть» – не нравится позиция ориентации на других авторов: «Я считаю, что ориентироваться на то, что уже существует – не очень правильно, потому что это просто невозможно. Если тема слишком популярна, всегда можно придумать причины, почему этого не надо делать. Если тема не популярна, можно придумать причину, почему это надо делать. Для меня самое крутое в интернете и в подкастах то, что у любого человека есть шанс найти свою аудиторию. И даже если вы будете говорить на темы, на которые говорит уже куча людей, вы будете делать это по-своему уникально. Потому что все люди уникальны. И у вас будет свой взгляд, поэтому вы найдете вашу аудиторию. И не нужно глубоко изучать рынок и оборачиваться на то, что делают другие. Можно неосознанно скопировать и потерять индивидуальность. Надо пытаться понять, какой импульс и интерес у вас, и уже после посмотреть какие-либо примеры уже для других целей, а не для выбора тематики».

«Необязательно пытаться полностью пересмотреть формат своего подкаста, тематика которого популярна и уже давно широко обсуждается. Вы можете просто вставить туда некую фишку. Это уже выведет ваш подкаст на другой уровень. На каждую фишку или рубрику найдется свой слушатель», – подытоживает Соня Гройсман, автор подкаста «В эпицентре» независимого медиа «Проект».


ФОРМАТ


Ирина Рогава – ведущая подкастов «Лайфхакера»: «Итак, идея, которую подкастер хочет воплотить в жизнь, есть. Что дальше? Выбор желаемого формата! Необходимо определиться, будет это соло или беседа двух-трех человек, или это будет интервью. Формат всегда стоит подбирать в зависимости от темы и того, как подкастер хочет это подать».

Алексей Пономарев – создатель подкаста «Перемотка», редактор подкастов издания «Холод» и «Arzamas» – также считает, что все зависит от того, какой продукт вы хотите создать: «Подкасты, как я обычно говорю на лекциях, делятся на разговорные и нарративные. Нарративный подкаст – это когда автор хочет рассказать какую-то историю. По масштабам это такая же работа, как написать большой текст – лонгрид32. Самый наглядный, наверное, пример для этого – это „Трасса 161“, которая выходила параллельно с текстом „Дорога в Аскиз“. Они рассказывают одну и ту же историю, но с разными акцентами, просто потому что где-то что-то звуком можно показать по-другому – иначе, чем в тексте. То есть я немножко принимал участие в сборе материала, но в основном этим занималась Тая Бекбулатова – главный редактор „Холода“ – и просто, отталкиваясь от ее историй, мы поняли, что у подкаста есть большой потенциал. После сбора материала на первом этапе, можно вернуться, сделать два шага назад и подумать, почему вы хотите делать именно подкаст. Может, лучше с помощью текста рассказать эту историю? Если мы хотим рассказать эту историю в аудиоформате, что будет ее усиливать с этой точки зрения? Подкаст „Норд-Ост“, например, рассказывает одну и ту же историю, но с разных точек зрения – голосами и пострадавших, и силовиков. Это всегда интересно, поскольку это субъективный взгляд. В кинематографе пользуются тем же приемом. Когда журналист рассказывает историю, он не должен занимать ничью позицию, а герои изначально ее занимают, и их, конечно, интересно послушать. Поэтому нужно понять, почему это должен быть именно подкаст, что, с точки зрения аудио, его усилит».


ОБОРУДОВАНИЕ, СЦЕНАРИЙ И ПРАКТИКА

Вопрос от читателя: Я примерно понимаю, что хочу делать, но передо мной словно выжженная земля, а в голове мысль: «черт возьми, хочу свой подкаст». Каким должен быть мой следующий шаг?

Владимир Бухаров – автор подкаста «Бухарог Лайв»: «Купить микрофон! И с этого момента пути назад уже не будет. Закупаешь оборудование, а дальше уже думаешь, что с этим делать. Это хорошая встряска для тех, кто действительно серьезно настроен, знает, о чем он будет говорить, но пока не может решиться и начать записывать. Ты же не будешь просто отсиживаться и думать, сколько денег потратил. Нет, тебе сразу захочется поиграть с устройством. Это тоже важный элемент – игра, настрой».

Ирина Рогава рассказывает, как происходит подготовка к выпускам подкаста: «Подкаст „Лайфхакера“ – это короткие лекции о продуктивности, мотивации, отношениях, здоровье, то есть обо всем, что делает жизнь легче, проще и интереснее. Сценарий – это наши статьи. То есть все подкасты существуют и в текстовом варианте на нашем сайте. Я выбираю темы, которые хорошо заходят нашим читателям, и обязательно смотрю на количество просмотров: чем больше просмотров, тем выше популярность этого материала, а значит возможность, что он выстрелит и в подкасте, тоже велика. После отбора статей я переделываю их под разговорный формат, потому что не все, что удобно читать, удобно слушать. А перерабатывать тексты в аудиальный вариант не так сложно – это чисто практика».

Продолжает говорить на тему практики Григорий Пророков: «Если у новичка есть телефон, компьютер, диктофон, да любая вещь, на которую можно записывать звук – надо просто начать делать. Первый шаг после определения цели – это практика. Нужно просто попробовать, потому что о 90% ошибок вам заранее никто не расскажет. И не стоит слишком долго мусолить назревшую идею, потому что ты от нее быстро откажешься. Для того чтобы начать делать подкаст, надо просто начать его делать. Да, банальщина. Моя мысль в том, что есть очень много идей, которые нельзя продумывать. Если ты начинаешь думать о том, будет ли это популярно – ты себя очень ограничиваешь. Индустрия устроена иначе. Хотя популярными могут быть любые вещи, есть самые неожиданные премьеры из мира подкастинга, про которые первоначально можно было бы подумать, что у них отсутствует потенциал».


ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ


Петр Сальников считает, что первый шаг начинается с поиска союзников: «В первую очередь, надо найти единомышленников. Даже если ты пишешь подкаст один, тебе все равно не помешают специалисты, которые занимаются аудиодизайном, разбираются в сценариях, посмотрят текст, который ты написал. Они помогут как-то определить курс, ориентируясь на то, что будет с этим подкастом не после записи первого эпизода, а после записи десяти эпизодов. Единомышленниками в широком смысле могут быть люди, с которыми можно просто поделиться мнением, и они выскажут компетентное мнение о том, что человек собрался делать со своим подкастом. Своего рода фокус-группа, команда или ассистенты. Хотя не совсем верно будет говорить про фокус-группы – они, скорее, хотят пройти соцопрос и получить тортик. Мы же говорим о людях, которые понимают, что такое подкасты, сценарии, то есть о людях, которые в какой-то степени могут выразить профессиональную точку зрения, потому что касаются этого рода деятельности. При этом у них необязательно должны быть свои подкасты. Здесь надо понять, что есть определенная сумма составляющих, из которых все это складывается, и в них можно разбираться как по отдельности, так и вместе. Для этого иметь какую-то компетенцию непосредственно в создании подкастов совсем необязательно».


ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ: ПОДКАСТЕРЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ


Тимур Сейфельмлюков – ведущий подкаста «Zavtracast»: «Во-первых, надо понять, действительно ли ты хочешь заниматься этим или для тебя это проба пера буквально на пару выпусков – попробовать себя и забросить. Дальше это уже вторичные вопросы, которые сводятся к тому, нужен ли этот подкаст. Он нужен тебе, слушателям, профессионалам или людям, которые увлекаются какой-то темой? И, наконец, можешь ли ты сделать этот подкаст? Есть ли у тебя все, что для этого нужно? Профессиональные качества, некая харизма – это если подкаст разговорный. Если это нарративный подкаст, то это продюсерские навыки, навыки написания сценария, работы с аудиторией. Необходимо учесть все эти условия, в противном случае подкаст ждет крах».

Дмитрий Зомбак – ведущий подкаста «Zavtracast»: «Я бы еще добавил, что идею создания подкаста, который обязательно 100% выстрелит, надо сразу же из головы выкинуть, потому что это в целом редкая история. Если очень хочется делать подкасты – все равно какие – то не надо отбрасывать эту идею сразу же. Ты можешь его создать, и он не взлетит, но сдаваться не стоит. Обычно как бывает: сразу шедевра не получается, подкастеры все бросают и разочаровываются в подкастах окончательно».

Роман Струков – продюсер и ведущий подкаста «Животные в студии»: «Основная проблема с подкастами в том, что для тебя люди в какой-то момент становятся просто цифрами, потому что ты видишь их через количество скачиваний, которое от выпуска к выпуску растет, самих людей ты не видишь. Ты не видишь сразу же их комментарии, не видишь, что им нравится и не нравится, потому что это не YouTube, не блог. Люди чаще скачивают Apple Podcasts, и там комментариев как таковых не оставляют. Лично по мне в первый раз очень сильно ударило такое превращение аудитории в цифры. О психологическом аспекте не стоит забывать».

Лев Пикалев: «Я за то, чтобы запустить процесс системного производства и пахать. Я искренне верю, что на долгом отрезке, когда ты что-то запустил и постепенно это улучшаешь – это гораздо лучше для итогового продукта, чем когда ты долго теоретизируешь, готовишься и выпускаешь. Скорее всего, ты не приблизишься к тому результату, который ты получишь через двадцать выпусков при подходе, когда ты быстр, ловок и умел. К тому же, на мой взгляд, помнить стоит всегда о двух вещах: во-первых, некая доминанта в том, что тебе надо делать это вдолгую; во-вторых, это энергия, которая у тебя есть первоначально. Вот эту первоначальную энергию помимо того, что надо не растерять, то есть не застрять в процессе мучительного придумывания и оттачивания каких-то своих перфекционистских комплексов, ее еще надо подпитывать. И подпитывается она, как ни странно, обратной связью от внешнего мира, от самого себя и тем, что ты разрешаешь себе быть плохим: плохим художником, плохим музыкантом, плохим подкастером. Понимаешь, что со временем это изменится. И еще – не стоит никого слушать. Никто лучше тебя не знает, как делать твой подкаст».

Дарья Черкудинова – ведущая подкаста «НОРМ»: «Мы стараемся подавлять в себе журналистов, если честно, потому что журналистика в подкастинге не особенно интересна слушателям. Слушателю, если он уже на вас подсел, и если он уже хочет слушать вас, интересно узнавать что-то про вас, про персону. Но с журналистским бэкграундом33 сложно отделаться от привычки задавать вопросы, оставлять свое мнение при себе и выработать новую привычку рассказывать о своем опыте, своих чувствах. Мы балансируем на грани».

Вопрос от читателя: Каких подкастов сейчас не хватает в России, за какие темы не советовали бы браться?

Виктор Нехезин – корреспондент и ведущий подкастов Русской службы Би-би-си: «Лучше делать еще больше, если это кого-то интересует. Не советовать браться за что-то – глупое дело. Браться можно за что угодно. Мне кажется, что почему-то сейчас русскоязычные подкасты разделились на две полярные группы: либо это совсем какой-то trash talk34, либо это что-то серьезное, лучше или хуже сделано – не важно. Психология, проблемы, случаи из жизни. У меня есть ощущение, что не хватает наполненности в середине. Просто для своего удовольствия я вряд ли буду слушать много подкастов про проблемы. Причем я прекрасно осознаю, что мы такие делаем. Но я трезво оцениваю, что это продукт не для всех. Это интересно, это своеобразное удовольствие, но не для широкой аудитории. Кроме того, многие гонятся за хайпом. Не делайте так».


ВЫВОД


Нет никакого универсального рецепта. В этом одновременно и сложность, и ценность этого формата – никаких правил! Ты можешь делать что угодно, за тебя никто не придумает. Есть два основных пути: либо ты просто начинаешь что-то делать и в процессе понимаешь, что это работает и во что-то трансформируется, либо стоит просто послушать какое-то количество подкастов, подумать, что в них тебе нравится, и так прийти к своей идее.

4. Что нужно уметь?

Настала очередь поговорить о том, что ты должен уметь делать для того, чтобы создать успешный и интересный подкаст. После прочтения этой главы ты сможешь оценить свои навыки, расставить приоритеты и понять, над чем тебе еще предстоит поработать в ближайшее время.

ГЛАВНОЕ – ОСОЗНАННОСТЬ


Александр Садиков – шеф-продюсер студии подкастов «Медуза» – считает: «Иногда одно желание может сделать все. Даже если у вас нет денег и еще чего-то, вы должны гореть идеей. Может, вы зажжете своим энтузиазмом других людей, которые вам помогут. Здесь нет критериев или чек-листа35: „Ага, я отучился в школе дикторов, значит, могу делать подкасты. Или прошел курсы звукорежиссера и буду монтировать подкасты“. Это так не работает. Если вам кажется, что вы хотите делать подкасты просто потому что все их делают, то подумайте еще раз, зачем вам это надо. Это главный вопрос, который нужно себе задать. Зачем? Для чего? Чтобы стать еще одним человеком, который называет себя модным словом „подкастер“? Или чтобы рассказать какую-то историю, которая только в аудио будет звучать выигрышно. Или вы знаете, что ваш конек – это интервью. Не все обязаны делать подкасты, для раскрытия темы или сюжета можно подобрать другой формат».


ГОЛОС И РЕЧЬ: ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДКАСТЕРА


Сергей Стиллавин – радиоведущий, публицист, ведущий подкастов радиостанции «Маяк» – уверен, что искусство говорить очень важно для подкастеров: «Уметь говорить необходимо. Моя личная жесткая позиция: умение говорить проистекает от умения сходу начисто писать литературные тексты. Если ты понимаешь, что твой подкаст – это, прежде всего, смысл, то ты должен уметь понятно излагать свои мысли и говорить без запинок. Твоя речь в прямом эфире должна быть красивой. Для этого надо уметь писать, поэтому работа подкастера или радиоведущего начинается с текста – не текста для программы, а грамотной формулировки своих мыслей. Я понимаю, что мало кто умеет делать это хорошо. Даже для меня в школе русский язык и литература были одними из самых нелюбимых предметов. Но я не говорю о грамотности, грамотность – это само собой. Надо складно писать, чтобы это было приятно, интересно читать. В этом смысле я хочу расстроить многих людей, которые думают, что подкаст – это просто: включил хороший микрофон, хард-диск36 побольше, и туда ты пихаешь разговор, который автоматически становится офигительным. Это заблуждение. Подкасты и радио – это в большей степени искусство разговора. Если человек не может говорить интересно, литературным языком, а все время „э-б-м“, запинаясь, не обладая большим запасом синонимов, используя одни и те же глаголы, прилагательные – так не получится ничего выдающегося. В любой профессии нужны способности, которые человек развивает в себе. И в этой связи я покажусь банальным и, может быть, старовером, и люди будут плеваться, но я скажу: читайте, мать вашу, Пушкина и посмотрите, сколько у него синонимов. В этом и есть богатство речи».



Узнаваемый голос – огромный плюс к карьере подкастера, убежден Сергей Стиллавин: «Все-таки это очень профессиональное и очень личное дело. Человек, который занимается общением с публикой, должен быть личностью. Я не говорю уже о том, что его голос должен быть узнаваем. Обратите внимание на сегодняшние рекламные ролики к кинофильмам, где звучат голоса каких-то актеров: в 90% случаев вообще непонятно, какой актер произнес какую фразу, потому что у актеров стали голоса безликими. Возьмите, например, советские голоса: если говорит Евгений Леонов37, Иннокентий Смоктуновский38, Валентин Гафт39, то им достаточно произнести одну фразу, любому из них – и ты понимаешь, кто говорит. Сегодня же, если и запоминается какой-то голос, то из-за дефекта речи: кто-то картавит, кто-то глотает какие-то звуки. Но, действительно, внимание к голосу – ужасно с точки зрения бедноты, скудности».

Вопрос от читателя: Поставленная речь – навык приобретаемый?

Сергей: «Да, конечно, это развиваемая история. Объясню, почему я настаивал на теме письменной речи: она позволяет тебе конструировать в уме те фразы, которые ты хочешь сказать. Я настаиваю именно на том, чтобы письменная речь была чистой. Ты сразу садишься и пишешь, не исправляя ничего. Это позволяет тебе в конце концов ускориться настолько, что ты говоришь автоматически, уже продумываешь следующие фразы, которые скажешь, чтобы они грамотно состыковывались с предыдущими. То есть сначала письменная речь – для того чтобы понимать, о чем ты хочешь говорить, а потом уже – тренировка-тренировка-тренировка в диалоге. А если у тебя есть возможность вести диалог с человеком, у которого лучше поставлена речь, – это замечательно. Нет ничего лучше тренировки с тем, кто сильнее тебя. Спортсмены, например, это понимают. В речи то же самое: нужно, чтобы был живой пример».

Его коллега Евгений Стаховский – ведущий радио «Маяк» и создатель проекта «Объект22» — рассуждает о широких возможностях постановки голоса: «Мне кажется, сейчас-то уж точно проблем никаких нет. Если вы прямо серьезно хотите поработать со своим голосом и со своей речью – я сейчас имею в виду не систему выражения мыслей, а просто работу с речевым аппаратом, чтобы язык двигался в правильном направлении, чтобы у вас выговаривались все слова – это сейчас очень просто сделать. Есть масса педагогов по технике речи, есть люди, которые профессионально занимаются орфоэпией, с ними всегда можно поработать и поучиться. Профессионалы помогут вам избавиться даже от какого-то местечкового акцента, если он у вас присутствует. Мы знаем, все равно у нас в России есть такая монополия на язык, на слова: есть московская история, есть ленинградская. То есть у москвичей и петербуржцев речь в основном хорошая, культурная, практически поставленная с детства, просто потому что среда предполагает. Когда ребенок растет, он считывает то, что происходит вокруг него и куда-то себе записывает. Сейчас поймите меня правильно: я ни в коем случае не хочу сказать, что кто-то лучше, кто-то хуже, но я всегда могу легко узнать человека, например, с Урала или из Воронежа. У них совершенно отдельный выговор и другие интонации. Это у меня профессиональное, поскольку я работаю со слухом, с голосом, и мне всегда это было интересно. Поэтому я не на 100%, конечно, но научился вычислять. Но от всех этих моментов можно избавиться».

Вопрос от читателя: Разве в условиях сегодняшнего дня речевые особенности и дефекты не стали вещью, к которой лояльнее относятся?

Евгений отвечает: «Вы можете делать канал на YouTube или запускать все то, что вам кажется правильным, так, как вам кажется правильным – по большому счету никто вам слова не скажет. Но если речь идет о крупном телеканале или радиостанции, естественно, люди так посмотрят на это с прищуром, типа: „а что это происходит“. То есть к подкастам все равно относятся как к чему-то самодельному, домашнему, не слишком профессиональному. Словно это не что-то глобальное, что человек делает серьезно, много и хорошо, а „развлекается“. И среди этого развлечения есть жемчуга!».

На тему того, можно ли добиться поставленного голоса самому, не прибегая к помощи преподавателей, продолжает рассуждать Евгений: «Я, честно говоря, не проверял это никогда, поэтому не знаю. Но наверняка что-то можно найти в интернете. Все-таки 2020 год на дворе. В первую очередь надо обратить внимание на дикцию – это основа. Выделить что-то главное сложно, ведь это общая система, которая работает вместе: работа с интонацией, с дикцией, да даже с ударениями. Артикуляция, извлечение звука и прочее – это тоже. Но уж если мы уходим далеко вперед и говорим о стремлении вообще к идеалу, то тогда почему бы и нет».

Сергей Стиллавин говорит о принятии своего голоса: «Я хочу сказать следующее: если человеку реально не нравится свой собственный голос, с этим приходится сначала мириться. Надо свой голос полюбить. Проблема в том, что ты когда слышишь свой голос просто в жизни, ты его не через уши слышишь, а через череп, через мозг. То есть голос, проходя через твое собственное тело и добираясь до ушей, через кости, через мясо, через мозг, обретает низкие частоты. А когда ты говоришь в микрофон, а в наушниках слышишь свой голос, он тебе кажется каким-то уродливым. Через это проходят все, поэтому сначала надо к своему голосу привыкнуть. Это технический момент. Потом полюбить, потом начать этим голосом играть и пытаться использовать его преимущества, но не позволять его недостаткам проникать во внешнюю среду».

На страницу:
3 из 5