bannerbannerbanner
Древние искатели правды. Путь к истокам
Древние искатели правды. Путь к истокам

Полная версия

Древние искатели правды. Путь к истокам

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– Похоже, что кто-то из нас сильно торопится быть побитым в кулачном состязании, – неодобрительно произнес Драголюб. – Опять торопишься к своим соратникам по воинскому искусству?

– Это так отец, – ответил Очеслав. – Остается не так много времени, и мне нужно быть подготовленным.

– Конечно, подготовленным быть нужно, но обязательно ли нужно готовиться к состязаниям в воинском искусстве? – спросил Драголюб. – Ведь есть масса других забот в нашем городе, а тебе только воинское подавай. Ты единственный сын, который остался в нашей семье. Продолжать наш род тебе, а военное дело стало слишком опасным для нашей семьи. В Асарге полно дел, где нужен не меч, а, скажем, плуг или молот. Кстати, не забываешь посещать дом нашего летописца, наверно, уже все забыл со своими состязаниями?

– Нет, не забываю, – ответил Очеслав. – Я был сегодня у Хранимира. В доме летописца я читал одну из древних рукописей о городе, где население близкого по крови нам народа было обращено в рабы в результате действий чужеземных торговцев.

– Я хорошо помню содержание этой рукописи, – сказал Драголюб. – Из нее можно сделать вывод о том, что знания могут помочь защитить целый народ, не прибегая к военной силе.

– Должно быть, что это очень интересная рукопись, – предположил Будислав.

– Да, очень, – ответил Очеслав. – К тому же она очень поучительная, и ты мне не дал ее дочитать до самого конца, когда влетел в храм мудрости.

– Если Будиславу интересна эта рукопись, то коротко ее перескажу для него, а что касается Очеслава, то он может не слушать, так как самую суть, думаю, он уже понял, – сказал Драголюб. – Согласно рукописи, в один город пришли чужеземные торговцы. Обмен товарами был неравноценным и, ясное дело, не в пользу жителей города. Это происходило по неопытности его жителей. Видя, как богатеют торговцы, часть населения города сами стали торговцами. Это привело к тому, что тех, кто изготавливал товар, стало значительно меньше. Соответственно меньше стало и товаров, которыми располагал город, что постепенно приводило к голоду.

– Другими словами, население города из-за торговли теряло интерес к труду, так как во многом не видело в нем смысла, поскольку результаты их труда оценивались слишком дешево, но перепродавались за большую плату, – дополнил отца Очеслав.

– Во многом так и было, сын, – продолжил Драголюб. – Когда имущества у горожан стало меньше и начался голод, в ход пошла продажа участков земли и оружия. Постепенно также происходила замена родного языка горожан на язык чужеземцев. Говорить на чужеземном языке в то смутное время у них считалось похвальным. Все это сопровождалось утратой древних традиций народа. Со временем молодые девушки стали выбирать в мужья не достойных, а богатых. Мужчины, в свою очередь, переставали следить за своими духовными качествами, трудиться, как раньше, и доказывать свое мужество и стойкость.

Так, не военным путем и был захвачен целый город. Все традиции и культура этих людей были уничтожены, и потому сам народ как таковой перестал существовать. Самое поразительное то, что население города даже не поняло, что на самом деле произошло. А ведь произошел самый что ни наесть захват и уничтожение народа изнутри. Будучи свободными, они стали рабами, а те, кто не захотел покориться захватчику, был вытеснен из города народом, к которому себя причисляли богатые чужеземцы.

Если бы в городе было много людей, которые бы интересовались прошлым своего народа, защищали древние традиции, то они не позволили бы чужеземцам скупить все имущество города и истребить накопленные народом за тысячу лет навыки, поведение и взгляды даже на самые важные жизненные вопросы. Я хочу сказать, что не обязательно быть воином, чтобы служить своей родине. Можно и знанием своим служить, наставничеством.

– Став опытным воином, я не только в слове буду силен, но и в ратном бою преуспею, – возразил Очеслав. – Свои обязанности перед семьей и общиной я буду исполнять и как воин, и как помощник в хозяйстве. Оставить свое желание стать опытным воином я не могу.

– Опять ты за свое, – сказал Драголюб. – Ну и упертый же у меня сын. Думаю, что разговор на этом окончен. Не могу я тебе запретить стать воином, если это твой выбор. Отправляйся и занимайся подготовкой к состязаниям и помни, что твоя семья желает тебе стать достойным воином нашего рода. После того, как ты вернешься домой, у меня к тебе будет очень серьезный и долгий разговор, но будь уверен, что пытаться изменить твое решение стать воином я больше не буду.

После этого Очеслав отправился на воинскую подготовку, а по возвращению у него с отцом и сестрой Милавой состоялся разговор. Разговор оказался действительно очень долгим и важным для всей семьи Очеслава, но, как и обещал Драголюб, отец не стал отговаривать сына от его военного будущего. Речь зашла о младшей сестре Очеслава – Милане, которая влюбилась в одного воина от рода Дрогорада и хотела выйти за него замуж, но боялась получить отказ.

– Наша сестра Милана не уверена, что сможет подойти своему избраннику, – сказала Милава. – Кроме того, ее пугает то, что воин рода Дрогорада входит в состав отряда, который часто ходит в длительные походы защищать окраины наших земель.

– А ты с родителями пыталась ее отговорить от поспешных решений? – спросил Очеслав. – Может, попытаться сделать это всем вместе, и наша сестра хорошенько все обдумает, а затем и решение твердое обретет в том, стоит ли ей покидать родительский дом или нет?

– Да пытались мы ее, сын, успокоить, чтобы она спокойно приняла обдуманное решение, – вздохнул Драголюб. – Вот только толку от этого никакого не было. Тут уже и я старался, и мать, ничего не помогло. Дошло до такого, что Милана решила даже воспользоваться способом определения времени замужества, который используют суеверные жители нашего западного поселения.

И какой такой способ определения времени замужества они используют? – удивился Очеслав.

– А такой, – ответила Милава. – Мать завязывает дочери глаза, водит ее вперед и назад по дому и затем пускает идти, куда хочет. Если девушка подходит к большому углу или к дверям – это служит знаком близкого замужества, а если к печке – то оставаться ей дома, под защитою родного очага.

– Неужели наша сестра так сильно полагается на сомнительные способы определения замужества? – спросил Очеслав.

– Выходит что так, – ответила Милава. – Когда мать узнала о том, что дочь впадает во всякие суеверия, то сильно ее ругала, так как в нашем городе определяющим в деле замужества является стойкое желание девушки выйти замуж и согласие окрепшего телом и духом мужчины. Как ты знаешь, девушка должна быть уверена в своем выборе.

– Да, знаю, – сказал Очеслав. – Выбор девушки определялся главным образом ее сердечными предпочтениями, желанием рождения здоровых детей, а также желанием усилить качества рода. Другими словами, девушка должна знать не только качества возлюбленного, но и качества его рода. Особенно сильно мы ценим бескорыстность, смелость, преданность роду.

Ты сказала, что наша сестренка влюбилась в одного воина из рода Дрогорада. Думаю, что качества этого рода вполне достойны. Однако я совсем не знаю сколько лет возлюбленному Миланы. Не слишком ли молод он?

– Как мне призналась Милана, воину еще нет тридцати, – ответила Милава.

– Тогда я бы не советовал нашей сестре торопиться с замужеством, – сказал Очеслав. – Думаю, что избраннику Миланы нужно еще набраться опыта житейского и духовного.

– И я о том же, сын, – поддержал Очеслава Драголюб. – Молодец ты у меня, правильно говоришь. Часто мужчины только к тридцати трем годам становятся устойчивыми во взглядах. Соответственно, девушке лучше искать такого мужчину, который сегодня будет с ней добрым и заботливым и на следующий день не поменяет свои взгляды в отношении нее. Именно поэтому в нашем городе мужчины, как правило, старше своих жен.

– Слушай дальше, – продолжила Милава. – Так как вчера Милана сильно колебалась в выборе и боялась отказа, наши родители и я посоветовали ей не торопиться с выбором. Ясное дело, что мы пытались ей объяснить, что случайность не должна определять ее судьбу жить с человеком, который ей может не подойти. Но все что мы говорили, наша сестренка пропустила мимо ушей.

В дальнейшем на нее вообще было жалко смотреть. Она не знала, что и делать. Ведь она еще узнала, что ее возлюбленный собирается уходить с отрядом в очередной дальний поход еще раньше, чем она думала. Чтобы сестра не наделала поспешных действий, я предложила ей воспользоваться еще одним способом определения времени замужества, который она не знала.

– Каким же еще способом ты предложила ей определить время замужества? – недоумевал Очеслав. – И вообще, откуда ты все эти способы знаешь, если мы не практикуем их?

– Я была в нашем западном поселении и от местных девушек все это и узнала, – ответил Милава. – Там есть один очень простой способ определения времени замужества. Этот способ заключается в том, что девушка должна бросить свои черевички через левое плечо к дверям. Если черевички вылетят вон из комнаты – то быть ей вскоре просватанной, а если нет – то оставаться ей при отце и матери.

До того как рассказать сестре о таком способе замужества, я позаботилась, чтобы черевички не вылетели из комнаты. Дело в том, что я дополнила правила бросания черевичек тем, что перед их броском обязательно завязываются глаза, а девушка должна десять раз повернуться вокруг себя в одну и другую сторону. В итоге ничего не подозревающая Милана с завязанными глазами и раскрученная в разные стороны, попыталась вчера бросить черевички. Как ты понимаешь, результат броска расстроил Милану. Черевички оказались в той же комнате, из которой Милана пыталась их выбросить.

– Тебе не кажется, Милава, что ты поступила жестоко? – спросил Очеслав.

– Кажется, – ответила Милава. – Результат расстроил Милану. Однако, как мне кажется, это позволит ей немного успокоиться и разобраться в себе.

– А пока Милана разбирается в себе, Очеслав, разузнай больше о ее избраннике, – попросил Драголюб. – Если он воин, то о нем наверняка что-то знают те, с кем ты ходишь на воинскую подготовку. Правда о воине может помочь твоей сестре сделать правильный выбор. Но в любом случае я считаю, что она должна дождаться, когда ее возлюбленному исполнится тридцать три года. Благо, что недолго осталось ждать, да и устойчивость ее любви проверится. Думаю, что пройденное время на руку будет и добру молодцу, и нашей красной девице.

Когда семейный совет закончился, Очеслав озадаченный поручением отца, в раздумьях отправился в ту часть дома, где располагались печь и яма со стоком. Это место было самым первым у входа в дом Драголюба и служило для выполнения работы, которая требовала применения грубой мужской силы.

На следующий день Очеслав вывел домашний скот на пастбище и вверил его пастуху. После этого он, как обычно, снова отправился на воинскую подготовку, которая требовала от него все большего терпения и сил. Несмотря на это, Очеслав продолжал совершенствовать свои воинские умения. Каждый приобретенный воинский навык придавал ему еще большее стремление к военному будущему.

Такое стремление родилось у Очеслава еще в детстве, когда при набеге кочевых племен с юга погибли два его брата. Долго он переживал утрату и желал отомстить, но со временем желание мести у Очеслава сменилась интересом к дальним краям и к причинам, которые подталкивали народы воевать друг с другом. Благо, что отец Очеслав до того, как стать знахарем, был еще и летописцем. Это позволило ему придать Очеславу интерес к древним текстам, которые проливали свет на события прошлого. По этой причине Очеслав часто ходил в дом местного летописца и прочитывал множество рукописей. При чтении древних текстов Очеслава восхищали подвиги бесстрашных воинов и их опасные походы. В воине Очеслав также видел возможность осуществлять походы в далекие земли и узнавать то многое, что его так интересовало.

Шло время, и однажды в воинских умениях Очеславу удалось добиться высочайших результатов. Эти результаты впечатлили всех настолько сильно, что он был назначен старшим по отряду, собирающемуся выступать на главных воинских состязаниях от рода Красибора. Этот день был примечателен еще и тем, что Очеславу удалось узнать о возлюбленном Миланы. Оказалось, что воин является образом для подражания у многих других воинов в городе. Все это навевало Очеславу мысли о том, что скоро его сестра обретет новую семью.



Тем временем приближался день проведения воинских состязаний. По традиции они проводились на поляне для игрищ и празднеств, что к северу от Асарга. С самого начала устраивалось состязание на точность стрельбы из лука. Затем состязание на выбивание соперника из седла. Последним состязанием был кулачный бой.

Изначальное количество бойцов одного рода не должно было превышать десяти человек. Если любой из бойцов при стрельбе из лука промахивался более двух раз, то его исключали из дальнейших состязаний. При втором состязании встречались два бойца разных родов и пытались выбить друг друга из седла. Тот, кто касался земли, выбывал.

К началу третьего состязания оставались самые меткие и верткие бойцы. Каждый боец рода по очереди вставал в очерченный круг вместе с бойцом из отряда другого рода. После этого между бойцами устраивался кулачный бой. Нужно было ударами рук выбить соперника из круга или повалить его на землю. Если боец проигрывал, то на его место сразу вставал следующий боец. Победителями состязаний становились бойцы рода, у которого оставалось наибольшее количество не выбывших бойцов.

В день проведения состязаний возглавляемые Очеславом бойцы рода Красибора оказались в числе первых, кто принял в нем участие. Уже по результатам первого состязания можно было судить о том, что их долгая и усердная подготовка не прошла даром. Так, в первом состязании отряд рода Красибора не потерял ни одного бойца. Однако результаты второго состязания не были для рода Красибора столь впечатляющими. Волнение и совершенные ошибки сделали свое дело, и участники состязаний от рода Красибора не досчитались на состязании четырех своих бойцов. В третьем кулачном состязании соперниками бойцов рода Красибора, как и ожидалось, стали бойцы рода Миролюба.

– Похоже, что нам снова предстоит встретиться с бойцами рода Миролюба, – сказал один из бойцов отряда Очеслава. – Это опытные бойцы, и в прошлый раз мы испытали их навыки на себе. То, что они так хороши, также говорит и то, что сегодня они показали хорошие результаты в первых двух состязаниях, когда они обошли бойцов рода Дрогорада и Белогора. Если мы их не победим, то они снова станут сильнейшими во всем Асарге. Однако я считаю, что сегодня в последнем состязании лучшими будем мы, и это приведет нас к победе.

– Ты прав, Братислав, – сказал Очеслав. – У нас действительно есть хорошая возможность одолеть бойцов рода Миролюба. Мы стали лучше готовиться. Кроме того, теперь мы знаем, в каком порядке наши соперники выставляют своих бойцов. Сначала они выставляют сильных, а затем более слабых бойцов. Это позволяет им быстрее побеждать и сохранять в строю более слабых бойцов. Мы поступим иначе.

– Как именно? – спросил Братислав.

– Мы вымотаем первого и третьего сильных бойцов соперника своими слабыми, но выносливыми бойцами, – ответил Очеслав. – Поэтому с первым бойцом соперника выступит Умил. Надеюсь, что он не испугается потягаться силами с сильнейшим бойцом рода Миролюба?

– Надеюсь, что ты шутишь, – сказал Братислав. – Любой из нас готов сразиться хоть с самым сильным воином всего междуречья. Именно для этого мы и готовились так долго к состязанию.

– Я лишь проверил нашу решимость, – сказал Очеслав. – В смелости каждого из нас я не сомневаюсь. Иначе бы мы не выступали в состязании от рода Красибора. Давайте уже начнем подходить поближе к кругу. Удивим наших соперников нашей подготовкой и победим их. Хватит им уже и прошлой победы.

После одевания на участников увесистых кожаных доспехов, защищающих основные части тела от повреждений и травм, состязание началось.

Первым бойцом от рода Миролюба выступил, как и ожидалось, Златозар. По сигналу о начале состязания он попытался сходу одолеть Умила. Однако Умил умело уходил в сторону от ударов, парировал их и при возможности старался переходить в атаку. Наконец, боец рода Миролюба начал уставать и стал наносить удары не так точно, как раньше. К этому моменту Умил уже едва стоял на ногах и не успел увернуться от очередного удара. Удар был такой сильный, что Умил вылетел за очерченный круг. Тут же в состязание вступил самый сильный и опытный боец Очеслава – Братислав. Не прошло и нескольких мгновений, как Златозар очутился на земле. В поединок ринулся новый боец рода Миролюба. Завязался долгий изнурительный кулачный бой, в котором победу снова одержал боец рода Красибора. Третий боец от рода Миролюба сломил Братислава сразу, как только вступил в круг. Со стороны рода Красибора в состязание вступил самый молодой боец. Он, как и Умил, снова измотал противника. К ослабленному бойцу рода Миролюба вышел Очеслав и победил его. Ему также удалось победить и всех оставшихся бойцов рода Миролюба, которые оказались не такими сильными, как первые.

В итоге победу на главных воинских состязаниях одержали бойцы рода Красибора. Благодаря победе Очеславу удалось вступить в состав лучшего отряда воинов Асарга под предводительством боярина Игоря. За несколько лет в составе отряда главного советника князя по военному делу Очеслав добился значительных успехов. На его достижения в военном деле и дальнейшие победы в воинских состязаниях стали все чаще обращать внимание. Вскоре слава о воинском мастерстве Очеслава распространилась даже за пределы Асарга. Со временем в землях асаргов уже было сложно найти того, кто бы не знал, кто такой Очеслав.

Однажды князь Всеслав пригласил Очеслава и главу его общины к себе в дом. Разговор оказался настолько тайным, что об их разговоре князь запретил распространяться даже самым близким людям.

– У нас появились сведения о том, что на юге междуречья готовится война, – сказал Всеслав. – Мы полагаем, что война может коснуться и Асарга. Однако это пока только предположение. Я хочу, чтобы остальные жители нашего города пока ничего не знали и не тревожились лишний раз.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2