
Полная версия
Времена года
Настает месяц тишины – июнь, когда в лесу ведут себя особенно аккуратно. Не выпугивайте птиц, занятых размножением. Наблюдать сезонную жизнь природы можно и не заходя в лес. Разве нечего увидеть на лугу возле реки, в роще? Там целый мир предстанет перед вами, если иметь зоркий глаз и чуткое сердце.
Интересный раздел фенологии – учение об индикаторах, или сопутствующих признаках. Действительно, совпадение по времени разнородных явлений наталкивает на мысль о некоторой их взаимосвязи. Но связь эта зависит от климатических особенностей и состояния погоды. Наблюдателю важно знать хозяйственные индикаторы. Например, такие: кукурузу сеют, когда на боярышнике первый цвет покажется, а ячмень – в пору цветения можжевельника. Посев льна совпадает с началом кукований кукушки, а посев гречихи и конопли – с началом воркования горлицы. Конечно же, подобные приметы приблизительны, и прежде чем верить – их надо проверить.
Славное время – предлетье. Красочна и напевна живая природа. Полный день раздается птичий щебет. Пеночки, славки, малиновки не умолкают ни на минуту. А как вечер, в зарослях кустарника начинает свою ворожбу соловей. Поет так, будто сердце вынуть хочет. И откуда только такая сила берется? Ведь всего-то пташка с воробья, а сколько удальства и бравой сноровки в голосе.
Россыпи цветущих трав видны повсюду. Каждая лужайка позлащена одуванчиками, разубрана лазоревыми верониками, а где рядом вода – там царствуют незабудки и купальница. Встречу молодого лета они отпразднуют во всей красе.
А оно уже так близко, новое время года! Переход весны в лето почти незаметен. И только всевозрастающая долгота дня подсказывает: его светлость июнь на подходе. Самая горячая пора в поле и на огороде. Не оброните ни единого яркого дня. Летний день – за зимнюю неделю.
Стартует лето
Лепестковые пороши в вишневых садах – примета, казалось бы, весенняя. Ведь в начале лета полагается отцветать даже рябине и сирени. А они вот тоже опоздали вовремя справить весенние обновы – холода помешали. В жаркие весны Подмосковье как бы оказывается на южных широтах, в холодные – перемещается севернее.
И все-таки лето стартует! Об этом напоминает не только численник. День-то как вширь раздался – это ль не особенность молодого лета! Ночи сходят на «нет», и заря с зарей почти встречаются. О приходе сердцевинного сезона подсказывают и птицы: одни – рано прилетевшие уже с выводком, другие – певчие – за кладкой и насиживанием яиц. Загустели кроны деревьев, лес приобрел тенистый полог. Сглаживается травостой лесных полян и суходолов, зацветают растения, которые покрупнее.
Безвозвратно отошли жесткие утренники, даже в низинах не встретить пятен инея. Почва прогревается на значительную глубину, и корни всех растений деятельны, как никогда. Происходит быстрая смена фенологических фаз. Взгляните на московские деревья: осина и тополь собрались пускать по ветру пушистые семена, кряжистые вязы тоже приступают к плодоношению, вот-вот стряхнут пленчатые крылатки.
Вольной волей наслаждается лес. Ни весенних погодных невзгод, ни крутых и продолжительных ступеней роста. Еще кое-где не померкла медуница, а куда ни глянь – повсюду сияют стрелки цветущих ландышей. Золотые связки ключей разжала примула. На увалах и в чернолесье пылят осоки, мелкие и тощие, вроде бы и не сестры жилицам болот. Позлатила бубенчики цветков фаворитка мокрых лугов – купальница. Шаги лета день ото дня будут увереннее и шибче.
Столичные каштаны подняли светильники соцветий. На фоне крупной зубчатой листвы они кажутся величавыми, почти торжественными. На клумбах наперегонки прихорашиваются тюльпаны и гиацинты. И роскошным краскам богатеть, богатеть!
За городскими заставами разом потухли одуванчики – красуются месяц. Эстафета цветения передана подорожникам – распускают плотные колоски на зеленых стрелках. В садах – дивное диво цветов.
Уже калина «в кругу»: щитки соцветий вроде белых кружков. А сколько их на пышной зелени куста! Не счесть. И гудят, гудят пчелы в этой кипени лепестков, облагая данью нарядные ветки. Улыбчиво встречают лето и красноствольные рябины. Цветущие кроны их пенятся и как бы сияют.
Луга все ярче окрашиваются в живые тона. Фиолетовые волны мышиного горошка, блестки лютиков, такие сверкучие, спокойные разливы белизны аниса – со всех сторон обметали сомкнутое разнотравье.
Стоит углубиться в лес, там и вовсе июнь-разноцвет. Крупными бубенцами завлекают натуралиста огнисто-желтые купальницы. Приземистые стебли лесной герани, обхваченные ладошками развернутых листьев, уже кое-где помечены мазками розовых лепестков. Цветенью срок подошел. Волшебная кисть июня покрасит многие заросли. И пуще других коснется марьянника, колокольчиков и, само собой, ромашек. Только успевай наблюдать за сменой карнавального колорита.
Июнь – месяц птенцов. Пернатые родители с утра до ночи в поисках корма. Червяк или насекомое в клюве – картинка нередкая. Но птенцов надо не только кормить, а и обогреть. Вот и сменяются хозяева гнезда, чтоб наделить теплом своих малюток. У некоторых птиц выводок уже подрос, оперился, и с ним хлопот чуть меньше. Особенно повзрослели грачата – так и норовят из гнезда выкарабкаться. Достаточно крупны галчата и скворчата, их детский возраст кончается. Июль научит самостоятельности.
Интересно в июне наблюдать за лосями. Когда дохнёт полдневный жар, лесной великан заберется в воду от слепней и оводов, только голова и видна. Да не комолая, а с крашеными рогами. Значит, закостенело грозное оружие сохатых, слущивается с него бархатистая кожа, оголяя ветви, спицы. А где не сойдет клочок старого покрывала, лось соскоблит его об сучья. Вот и видны на деревьях поломы.
Июнь светлынью знаменит. Нескончаемо долгие дни с поздними сумерками чуть не достигают рассвета. И ночам тесниться, убывая, до самого солнцестояния, до астрономического начала лета. Между прочим, фенологи начало лета отсчитывают с цветения шиповника. А он уже распустился.
Радость-лето
И вот наступила июньская пора, прозванная фенологами «перволетьем». Света теперь так много, благодатные дни так длинны и обаятельны, что в году они совершенно незабываемы, помечают его молодость и расцвет. Подошел месяц «хлеборост, скопидом» – урожай копит на целый год.
Принялись цвести сады. Яблони густо облеплены цветом, иные кроны стоят сплошь белые. Лепестковая накидка выделяет и голенастые сучья груш, и круглые кусты вишен, и развалистые заросли сирени. Благоухает сад, молодостью красуясь. И травы пряны, охваченные ростом. После дождя земля и та пахнет, испуская свой извечный дух.
В лесу зацвела сосна – несравненная краса русского леса. Возле ее комлей раскинулась цветущая брусника. Чуть поодаль виднеются желтые цветочки барбариса и белые – жимолости. У самой опушки в венчальном наряде боярышник и рябина, не отставать же им от садовых подружек. Зато по фазам редко какая порода догонит осину – она ведь уже плодоносит. Зрелые хохлатые семена вылетают из раскрытых коробочек, которые отваливаются целыми соплодиями – сережками. Каждая сережка осины длиной с палец.
Из колосистой ржи доносится бой перепела – знаменитые «фьють-фьють». Это петушки перепелов бьются, состязаются. Кто голосистей да проворнее, тому и обзаводиться гнездом. Гнездится перепел на озимом поле, прямо на земле. Прикрытая травинками и пухом ямка и есть его гнездо. Птица за лето может дать два потомства. И птенцов бывает свыше десятка каждый раз. Очень большой жизнелюб этот перепел.
«До умиления трогает природа: луга, леса, хлеба, пашни, покосы», – записал как-то в июне Лев Николаевич Толстой. Да и есть ли пора года, более властная, более одухотворенная, чем июнь? Свежие краски трав и деревьев преисполнены жизни. Птичий щебет, может быть, не так упоителен и звонок, как в мае, но озабоченно деловит и насторожен. Решительно нет такого уголка природы, который не привлекал бы молодой жизнью. Радость-лето раскинулось кругом. Зеленые берега рек и водохранилищ пестрят отдыхающими. Вода – краса всей природы – манит ласковой прохладой, сокровенными картинами глубоких эстетических переживаний.
Только что седые тополя пускали тончайшие хлопья, засоряя дорожки и тропки. Но вот уж их кроны опять сделались зелеными, и в воздухе больше не видать тополевой метели – расчистился. Старожил этот раз в году кажется неопрятным, надоедливым деревом, за что и достается ему от тяжелых рук. В самом деле, стоит ли сводить зеленый ствол «на кольцо», превращая роскошного великана в голый столб, когда вреда от тополя, по существу, никакого нет? Даже когда он «мусорит», что продолжается всего с неделю. Зато многие годы могучая крона очищает воздух, приглушает уличные шумы, радует глаз и слух шелестящей листвой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.