bannerbannerbanner
Энтропия начал
Энтропия начал

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Вячеслав Панкратов

Энтропия начал


Справка

«Где начало того конца, которым оканчивается начало?»

Логическая шуткаЭнтропия – понятие в физике,Характеризующее способность к превращениям,В применении к общественной жизниО-пределяет способность к движению.Если имеется неустойчивость системы,Последняя начинает куда-то стремиться.Пример: формацию давят стены,Формация, сжимаясь, стремится расшириться.Когда энтропия становится минимальной,Вспыхивают войны и революции.Если масштабы не столь глобальны,Страсти уравновешиваются поллюциями.Конечно же, поллюции – разнородны,Причины – генеалогия и реальности развития:Один примат бросится в Обводный,Другой – напишет новые «Жития».Но все при том: социальные ритмы,Войны, приливы, Ноты и ФорумыМожно описывать алгоритмами,Схемами, матрицами и формулами.Количественные накопления и новые качества,Качества, накапливающие новые количества,Чьи-то поиски, чьи-то чудачества,Даже сомнительное человеческое величие, —Все это, льющееся в звездных донностях,Перерождающееся уверенно или ощупью,Можно оценивать гораздо корочеУровнем ЭНТРОПИИ, как меры             НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

«Профессор, снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу о времени и о себе».

В. Маяковский

– ЭНТРОПИЯ:

В физике – мера неустойчивости системы тел,

В теории информации – мера неопределенности ситуации,

В медицине – заворот век внутрь

(неприятное ощущение, не правда ли?)

Отсюда – ПРЕАМБУЛА:

Неопределенность дарю другим,Чувства сжались конкретнее созвездий.Сегодня резким изгибом дугиЗовет непреложность действия.В каждой тени, в луче случайном,В поисках слов изысканно-неизысканных,В каждом сорвавшемся вздохе отчаяньяСлышу потребность высказаться.Прожитого, кажется, хватит на двоих;Среди увлечений и многих влюбленностейВстаю строгий, в глазах моих —Резкостью жизни воспитанная непокорность,Резкостью дней, где памятью скопленоОт кочегарок до стен министерских,Где ритмы жизни плясали синкопами,А ритмы мыслей – контрастными скерцо,Где путались в выводах социологи,Где праздность шарахалась от впечатлений,И, как грибы, росли футурологи,Интерпретируя действия мнением.……………………………………Сегодня многим некогда думать, —Слишком торопятся быть и хватать,В экстазе рвачеств и пошлых бумовЧаще чужого не щадя животаПланы печатников пучатся от идейПолиграфией цветастых изданий,Но сквозь страницы – избытки людейСлишком далекие от дерзаний.(Где-то, как-то случайно оформленные,Как застрахованные на сотни лет,И носят на лицах, как униформуМаску: лояльность и интеллект).А между ними в бодрой удушливости —Мелко снующие по информации,Каждый – со степенью простодушияОт инфантильности до аберрации.Множество судеб, отвергших стоящее:Клошары Парижа и панки Америки,Сверхубежденные с глазами горящими,От микрофилософов до макроистериков,Толпы, идущие со знаменами,Толпы, наляпывающие свастики,И толпы, заведомо обреченныхНа обворованность и схоластику…В век, уставший от аритмии,Поп-утверждений и поп-порицаний,Даже пастыри мимикрииНе чуждаются отрицаний,А молодость ищет себя на бегу,Бросаясь в крайности догм и сомнений.Вы оглянитесь – на каждом шагуБьется динамика становления:Нервом, разумом, усилием воли,Горем, падающим на плечи,Всем, что радостно и что больно,Всем, что свойственно человечеству,Всем, что есть его бытиёВ этой вечной стихии действия,Всем, что движется и поет,Откровенничает и лицедействует……Профессор, наденьте очки-велосипед,Пора рассмотреть историю в себе.En – внутрь, trop – поворот,Итак – поворот внутрь…

Повесть 1

Энтропия сознания

(Опыты внесистемного анализа)

Так ищешь мысль и точность слова ищешь,

Так пересматриваешь лепестки сказаний

И лепку формул, жестких, как базальт…

Так женщины лицо все время ищешь

В толпе, которая течет перед глазами,

Шурша подошвами о городской асфальт.

1. Представление героя, или Баллада о том, как говорить короче

«Есть вещи в жизни настолько серьезные, что о них можно говорить только шутя».

Нильс Бор.Был маленький мальчик, не очень, ноОн в школу ходил, то в ботинках, то в валенках,учил воспитательно-трезвые нормы,науки и литературные формы.Затем был мальчишка с глазами романтика,который, как света, хотел приключений(он часто косился на девочек с бантикамии очень стыдился своих ощущений).Затем он – студент современного вуза,Такого, куда не пускают без «допуска»,Откуда не вынесешь знаний и грузаБез строго режимного, в штампиках, пропуска(Конечно, влюблен и, конечно же, оченьвопросом любви весьма озабочен.)Затем он – работник большого завода(Там делают нечто «на пользу народа»,как в том анекдоте, где, как ни выплясывай,все пулемет выходил из коляски).Работал технологом и инструктором,Затем испытателем был и конструктором,Конечно же, выдвинут руководителем,Конечно, повышен и стал Представителем…Конечно, женат и, конечно же, оченьВопросом семьи, как и все, озабочен,Поскольку семья – было вдолблено страстно —«Является главным столпом Государства!»(Хотя Государство и прежде не очень-тоБывало об этом «столпе» озабочено).Он пробовал многое, многое делал,Но, как оказалось, собою он не был,Поскольку (мы все это позже узнали)Жил не по своей, а по чьей-то морали.Пришлось разбираться от «А» и до «Я»Зачем, почему развалилась семья,И как был мальчишкой, и как стал мужчиной,И в чем заключаются первопричины.Когда разобрался, развел он рукамиИ в первом порыве царапать стихами(Случалось и прозой, но, видимо, прозаДля душ успокоенных более создана.А здесь, ну откуда ж набраться спокойствия?Работа – расстройство, надежды – расстройство,Друзья, да и те окопались в квартирахС раздельными ванными и сортирами.Ну, словом, – ни вправо, ни вверх, и ни влево…Тут робкий невольно окажется смелымИ резво начнет, то гремя, то стихая,Открытия жизни работать стихами.)…Но если серьезно, то было все проще:Был мальчик с глазами, раскрытыми очень,Был парень с душою, распахнутой дружбе,Не думал о власти, карьерах и нуждах,Мечтал о любви, о работе, и странствиях,О творчестве и покоренных пространствах…(И право, мы в жизни весьма простодушны,пока к кадыку не подступит удушье.)Возможно, здесь стоит расплыться по функциям:Анализ эпох, социальных конструкций,Война, недостатки систем воспитания,Казенные догмы, культ личности Сталина,И многое разное, многое прочее,Что часто прикрыто большим многоточием………………………………………………Но стоит ли?.. Можно сказать и короче:Был мальчик с глазами,             и не было ГОРЕЧИ

«Нужно быть уж очень глупым человеком, чтобы под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть».

Жан де Лабрюер.

2. Горечь, или Начало четвертое

Есть три начала в каждой жизни

Работа, музыка, любовь…

* * *Как же, Зависть, я тебя не замечал?Тонны завязей ты пустила по ночам,Груды мелочных продуманных смешков,Как укусы комариные, с душком.Укусить. Какая сладость – укусить!От красивого, что сам ты не красив,От глубокого, что сам ты не глубок:Пусть не Бог он, но и я-то, ведь, не Блок.Откусить кусочек свежего, хватить!Жизнь такая, жизнь, ее не упростить:Сам не взял, – и ни путей, и ни орбит,А рубашка – та, что к телу – так свербит,И ворочает подушка в головеКак другого облапошить по судьбе…Как же, Зависть, я тебя не замечал?…* * *Ударила,хлыстом ударила,скребком по нервам.По горлу – спазмами,глаза – ошпарило,сломалось небо.И корчишьсяодин по комнате —стена косая:Мужчина, к выдержке!Мужчина, полноте!Душа – босая.А ты-то думал,а ты-то верил,а ты-то – в стоики!Лови, тетеря,считай потери,складируй в стопки!Ты думал, честностью?Ты думал, мужеством?Наивный варвар!..И лампа резкостьюнад глазом кружится,вопящей фарой.Ах, вести-вести!Вы как-то падаетена ту же рану.И вас не вывестини четкой формулой,ни просто бранью.И снова тянетзабиться в угол,чтоб жестче было.И снова пахнетиз кухни супоми банным мылом.Очнешься утромслепцом распятым,в колодах схем.Всю ночь болтаешься, как на канате,болванчиком в пустом квадрате,в колодце стен.* * *Выстрелы, залпы, очереди…Вселенная! Ты откликнись!Очереди бьют по ночи,по веткам и по листьям.Воздух расстрелян в клочья,люди, словно подточенные,падают – и корчатся,падают – и кончено.Стук в виске – как прошивка:четкий лающий звукиз вороненой машинки,из тренированных рук.Очереди, очереди, очереди,не зрелища, не сенсации…Когда ж в этом мире кончатсякарательные операции?Газеты, блицы, иллюзии…Ублюдки, вы не устали ли?Все еще бьете по людямдогмами и уставами,Вдоль по надеждам и счастьям —точками и аккордами.В мире, где все – с зачатия,корчится крик аборта.Якиры, Джордано Бруно,Линкольны и Маяковские…Погибших не спрячешь в урны,Не хватит стены кремлевской.Репрессии – как осколочный,детдомы – как лепрозории,море талантов исстроченоиз жизни и из истории.Очереди, очереди, очереди,Посмертные реабилитации…Какие изгибы… творчествав карательных операциях!* * *А Никита… Ну и прочность!.. Ну и зад!..В стул вкопался, словно МАЗ на тормозах!Волос – ежиком, очкастые глаза,Слов – потоки, джемпер – фирмы «COLOSA»!Но в болтливости не скажет: «Чепуха».Он, Никита, осторожней дурака.Он, Никита, – словно трудный поворот,Он за зад боится долго наперед,И не знать ему до гробовой доскиНи болей, ни мук и ни тоски, —Только страхи за Никито-зад.«Неча» боле про него «сказат».НО ЭТО УЖЕ ДРУГАЯ ТЕМА.

3. Изохора инженерии[1]

Отступление

Впрочем, с энтропией не все так просто.Введенная в обиход в 19-м векеОна привела своих создателейК мысли о тепловой смерти вселенной.К счастью со вселенной все разрешилось,И физики постепенно успокоились,Но термин перевалил в другие наукиВместе с одним интересным казусом.Если сейчас заглянуть в словари,То можно узнать, что энтропия в физике —Мера неустойчивости системы тел,В теории информации – неопределенности ситуации,А в медицине – заворот век внутрь.Но, если энтропия – мера неопределенности,То отсюда следует вывод:Чем меньше энтропия, тем меньше неопределенность,Чем больше энтропия, тем – больше.Однако все обстоит прямо обратно:Чем больше энтропия, тем меньше неопределенность,Чем больше энтропия, тем больше устойчивость, —И это вполне доказывается формулой,Которую придумали термодинамиками.Понять такое вряд ли просто,Но принципы установления терминологии,Определения «числитель-знаменатель», «да» – «нет»И отрицание… отрицания —Настолько неопределенны, что часто прощеЗапомнить, как это принято в физике:Чем меньше энтропия, тем больше неустойчивость,Чем больше энтропия, тем – меньше.В конце концов, не только числитель,Определяет величину характеристики,«Да» и «нет» удивительно частоОказываются своими противоположностями,А отрицание отрицания, как известно,Снова приводит нас к утверждению.В этом – двойственность энтропииС ее обратной зависимостью, показывающей,Что: отрицание одного – утверждение другого,Любое утверждение есть отрицание,А любая неопределенность (и очень часто!)Это – вполне определяемая определенность.Отсюда следует старая истина,Что мир наш не однозначен в реалиях,Что все в нем колеблется в долгих пределах,Перевоплощаясь с лица наизнанку.И если даже порой нам кажется,Что где-то мы приближаемся к истине,То следует помнить, что ВРЕМЯ истины —Это всего лишь МОМЕНТ во ВРЕМЕНИ.

NB!

…Изо-хора,Вверх – вниз.Как ртуть в термометре:В столбике – жизнь.Вверх – вниз,Пока – не разобьется.Треугольник еще не знаком геометрам,Пространство еще создается.Вверх – вниз, вверх – вниз, —По вертикали бьется.Изо-хора —Как лифт в шахте:Наладка, пуск, —Непосвященный ахнет:Как четко работает механизм!Понедельник – вверх, пятница – вниз.Поверите ли?…Мальчик дотянулся, открыл двери,Нажал кнопку,И началось в железной коробке —Вверх и вниз по изохоре,Танец механизированной Терпсихоры:Девять утра – вверх,Шесть вечера – вниз.Очнись!Чертежи, схемы, согласования,Задачи разрушения и созидания,Вечерние развлечения,профсоюзные собрания…Что ты раскис?.. Мало зарплаты?Повышение категорий —Предохранительный клапан.Вверх – вниз, вверх – вниз, —Весело, как качели!..Сумели ли, не сумели?…Книги, театры, дети, постели,Любови, семьи и птичьи трели,Недели жизни, простраций неделиИ нервы, натянутые на пределе,Зажаты в железно-стеклянном теле,Где можно видеть, но сдвинуться – еле,Как в гипсе.             Запаянные свирелиУже давно ничего не пели,Потухшие чувства давно онемели,И мысли едва лишь мерцают на темениглухой атрофией реприз.И так постепенно,С инертностью гелияОсадком спускаешься вниз.Что ты раскис?Мы так сумели.И мы мерцали, и мы терпели,И мы отпотели то, что имели:Отпуска, дома отдыха, санатории…Сколько наслушаешься историй,Двигаясь вверх и вниз по Изохоре!..Пенсия?.. Пенсия.

Ассоциация

И просто так, без долгих слов…

Иосиф Уткин. Расстрел.И просто так, без дальних слов,Как будто жил и не жил…(За частоколами стиховПрорежется ли нежность?)И не борись, и не зови,И жизнь была не сладкой…(Как в лихорадке уходитьИ жить, как в лихорадке?)Минуты лет, секунды дней —Стремительность желаний…(Быть может, сам ты – лицедейВ словах-иносказаниях?)Депрессия, хандра, застой,Спелёнутые лица…(Очароваться простотойИ в простоту излиться?..Весь мир объять и олюбитьХотя бы часть вселенной:От аскетизма до гульбы,Но – холодней Селены?..)Случайность женской красоты,Изысканность холуя…(Занять бы где-то чистоты —Умрешь без поцелуя.)

В Ка-Бэ

Рвут программу,        «десять дней квартал кормят».Рвут программу,        чертежи – «по аккордной».Рвут программу,        копировщица Танянад рулоном трижды выгнулась станом.Рвут программу,        контролер – наш Никита.Сто листов!        и вид у парня побитый.А ведущий (стаж нарос без исканий):– Все исправим в заводских испытаниях.Рвут программу —        спец. заказ Генерального.Рвут программу —        за неделю квартального.Рвут программу —        пот накапал на графикиэпиграммой проектной полиграфии.Зав. отделом (кальки чиркая подписью):– Эх, ребята, премиишкой опоимся!Снимем сразу «Ленинград» или «Советскую»,пусть там девушки зудят,        что мне на пенсию.Рвут программу        беспринципно и опытно.Все – по гранулам        и средне – до копоти.Два проекта отсундучились в Лету.– Ну, Валерка, не сердись, на конфету!Все понятно:        «нтузиазм» молодежный,но таланты        не окупят одежку.А Валерка им в лицо:         – Крысы ватманные.– Всех рвачей и подлецов —        автоматом бы…И такой был скандал…две неделиразбирались все с Валеркой в отделе.И теперь рвут программу,        но косятся:опасаются утечки информации.

Ату его!.. Ату!

– Ату его! Ату!Не травля, но потрава.На грязь, на чистоту?Кто левый, а кто правый?Пойми и… «камень брось, кто без греха»,Как некогда сказал Христос.Но я не верю,Что прав Христос, что люди – звери,Что не дрожит рука, когда идет потрава.Но снова, как волной,Как вышибают двери ногой,Как рушат все основы,Вдруг человек становится толпой,Готовой жечь леса и травы.Невежество от праистоков вечно,От быта одноклеточной судьбы,Как познаваемое не конечно,Так не конечен быт.И в нем всегда – бахвалы и глупцы,Юродивые титулов и рабства,Уроды-дети, лгущие отцыИ матери, впадающие в бабство.И сколько раз уже твердили нам:Невежество – страшнее преступлений,Но снова, как волной,Как вышибают двери – ногой,Как рушится терпение,Вдруг человек становится толпой,Готовой смять любое мнение.Кликушам – наплевать на чистоту,Мир пошлости – ползуч, как метастазы.А по нему, как серпантин экстаза,Летит огул:        «Ату его!.. Ату!..

Неофициальная точка зрения на всеобщее увлечение и любовь Генсека конца 60-х ХХ века

ХОК-КЕЙ!При и бей!Телевизоров экраны,Как тараны бьют по глазу.– Форвард! Ты поддай-ка газу!Много ль надо для людей? —Хоккей!Блеск коньков, как блеск клинков, —Хоккей!Мысли – вроде пустяков, —Не смей!Кто там с пушечным ударом?Ну-ка, вмажь!Мускулы растил недаром,Нежность – блажь!Хоп и Трах! И шайба – пулейМежду глаз.Эко морду вздуло дулейУ вас.Сталь и клюшка, цвет и скорость!Смелей!А за что же-ж мы боролись?За – хоккей!Полосатые арбитры – как резиною набиты,Прыг – скок!Где им пол, где потолок?Кто сегодня не для битвы – сбит с ног.– Ребра! Ребра в переборкуР-р-раздави!Мама! Ты не смыслишь в спорте,Не дури!Спорт – для высшего порядка костей!Обывателю зарядка – хоккей!Хари, вопли, блицы, рожи,Лоб запрятался под кожу,Челюсть выдвинута ложей, —Кто зверей?– Слюни! Слюни подбери-ка!Как азартно, так двулико —Хоккей!Защищает честь страны хоккей?Разве кто-то эту честь промеж бровей?Массовее нету спорта для масс?Масс, сидящих у экрана третий час?Может, что-то не хватает для души?Может, мысли и дела нехороши?Не спеши рвать все в клочья, не спеши,Пощекочешь нервы ночью от душиИ орет молокосос вразнос:Форвард, смажешь —Вырву… или нос!Политическую шайбу забей!Здесь тебе не зал ООН,А Хоккей!У кого-то ноют раны?Кто-то мучается дрянью?К черту – дней!Все на взмах забыто сразу,Много ль надо для людей?Модерновую заразу,Современную проказу,Акробатику экстаза…Алкоголь понятен сразу,Но хоккей?..Здесь политика страстей.…Так писал и думал я много дней,А теперь жалею старый хоккей.

Работа

Работа, работа, работа —Смешенье идей и принципов.Мысли исходят потом,Бессонница – первым признаком.Работа, не догмы ментора,Стихия под внешней сдержанностью,Вынашиваешь аргументы,Как женщина носит первенца.Споры, завалы споров,Расчеты – косыми строчками.Среди налипшего сораШевелятся первоисточники:Философы и провидцы,Стяжатели и оболтусы,Тяжелые, как правительства,И скользкие, словно подлости,Изысканные писаки,Салонные болтуны —По моде, то в стиле хаки,То цвета морской волны.Моральная импотенция —Фильтрованные очкиМахровыми полотенцамиРазвешена на крючки.…Оправдана ограниченностьИ массовостью и прочностью.Зачем успокоенным взвинченность?Зачем устоявшимся творчество?Зачем расходовать нервыВ довольстве своей судьбой?Зачем мастодонтам небо?Уставшим – зачем любовь?А рядом кто-то предельныйКомандует: «Марш по компасу!»И снова давит на мнениеАвторитетом корпуса.И снова идешь в работу,Забыв о любви сказать,До коликов ли, до рвоты,До чертиков ли в глазах —Работа, работа, работа…Издергаешь день до дна,И слышишь, как бьется аорта,Гудящая,        как струна.

4. Предохранительные клапаны

№ 1

А у нас сегодня праздник-распроказник!А у нас сегодня Света – как комета!А у нас сегодня Мишка – как мальчишка!Даже строгий Витя Корень – раззадорен!Поцелуи в полусне парадной,Жадные, до ломоты в зубах,Чей-то смех, неясный и нескладный,Ломтик апельсиновый в губах,Танец – так что в дрожь идут фужеры,Чернь волос в разбросе по плечам:Веселятся по субботам инженеры,Позабыв о должностях на час.Инженеры, славные ребята,Вы, конечно, – техники солдатыИ еще такая ж чепуха.И на час отброшено пока,Что у Светы будет сын от Мишки,А у Мишки – дом и свой мальчишка,И у Вити тоже есть заботы:Выглядеть солидным на работе.К черту все! Сейчас идет разрядка,Каждый с мыслями своими – словно в прятки,И запретно помнить беды разные.Вот какой сегодня праздник-распроказник,Грустный.        А у вас?

№ 2

Снова десять шагов, снова сто —Невский мокрым асфальтом вылизан,Под ногами – зеркальный просторФонарями и звездами вынизан.В лужах теплится жидкий неон,Фары луч по граниту режется,И размытые пятна оконНа промокшем асфальте нежатся.Полководцы из темных бронзПризадумались пьедестально,В темных глыбах монокристальных —Отголоски великих гроз.По мерцающим площадям,По блестящим путям трамвайным,Я иду, словно втянут в тайнуПоклоненья ночным огням.Под косыми крылами крестов,По гранитам, в туман рдеющим, —Снова десять шагов, снова – сто,Словно в царстве плыву Берендеевом,Словно гонит меня из стенДождь весенний – каналья лукавый.В нарушении всех системНочь встречаю в кольце каналов.

№ 3

Ее стихами не начнешь,Ее бы надо прозой.Какие, к богу, туберозы?!Не женщина, а завитая вошь(сотрудница моя, что сзади).И надоела же мне за день,Как в спину воткнутая брошь!Сначала вертится, вздыхает,Затем ворчит: чем я плохая,Чем это я не нравлюсь вамПо вечерам и по утрам?(Все это от безделья маясь)Тогда, не выдержав, срываюсь.Я говорю ей: Краля!Хотите, я вас задифференцируюи проинтегралю,А захочу, возьму производную,Чтоб знать, какая от вас «косая».Краля, вы передо мной совсем босая,Словно принимаете процедуру водную:Нет ни бюстгальтера, ни штанишек,Кого копируете? Марию Мнишек?Леди Хамильтон? Куртизанок Рима?Краля, вы думаете, что вы – Прима?А вы – совсем наоборот,Как в банке заформалиненный урод.У вас даже не голова, а курдюк.Я бы предпочел бурдюк,Пусть даже пустой,не наполненный вином.Мне бы вас не увидеть сном, —испугаюсь, краля!Краля, из какого же вы кораляВ моей… действительности?

№ 4

Деньги вы, деньги!Проклятые деньги!Кто-то скупает бронзу и бренди,Кто-то – путевки в Рио и в Кению…Ах, деньги вы, деньги,Проклятые деньги!Аккредитивов в руках не держал я,Подпись в кредитках не ставил державно,Не настригал режиссерских купоновПрибылью кинопрокатных законов.Только,болтаясь с копейкой в кармане,Меря метры вдоль линий трамвайных(дней неухоженных, книг недокупленных,счастий непрожитых, губ недолюбленных),Крою матросом, привязанным к стеньге:Ах, мать вашу, деньги!             Проклятые деньги!

Резюме

Я грустный сегодня, простите, грустный.Стихов не сделаешь из пустоты.Затек в кривое мутное руслоПустых страстей, бед, суеты,Теку по ветру комочком пуха,Куда потянет, туда и тянусь.Слова тягучие шепчет в ухоМоя славянски-синяя грусть.Колышусь безвольный, как римская тога:О чем-то мечталось, чего-то не смог,А где-то под пылью заждалась дорогаМоих привычных к дорогам ног.Я грустный сегодня, простите, грустный,Виском больным приложусь к стенеИ слышу, как город играет на гуслях,Тихо и жалобно…             Обо мне?..

Постановка вопроса

Мы – мальчишки на мотоциклах,Скорость двинувшие вперед,Мы, летящие в сферах цирковОбывателю поперек,Мы, в пыли одиозных строек,В масле блюмингов и станков, —Пусть испачкаемся – отмоемсяРезкой строчкой своих стихов.Мы, считающие мезоныИ состав полимерных масс,Мы – в безвестных режимных зонах,Мы, неспетые, что – без нас?Галактические скопленияНам отыскивать в сентябрях,Отрывать по листочку от времени,Дважды тысячного календаря.Мы – насмешливые хулители,Резонеры и сорванцы,Несозревшие, но мыслители,Сыновья, но уже – отцы,Не провидцы и не пройдохи,С ожиданьем распахнутых глаз,Мы, живущие, как на вздохе,Мы – неспетые, что – без нас?Мы – ваятели, мы – воители,Пусть не выношенные, но умы,Тридцатилетние обвинители,Тридцатилетние обольстители,Тридцатилетние руководители,И мечтатели…             Кто же – мы?

5. Кто же мы, или Портрет одиночества в интерьере большого города

* * *Тишина, тупая тишина.В ухо молотком стучит будильник.Комната: три стенки, два окна, —Крупногабаритный холодильник.Черное стекло ползет слезой,Дождь по крышам и аллеям косит.Мокрой обезлистевшей лозойПо пустым бульварам свищет осень.Телевизор, бледный глупый глаз,Отключен, чтоб не гудел эфиром.В этих стенах не хватает Вас,Женщина неведомого мира.А без Вас – ни света, ни пути,И живешь какой-то мыслью задней.Это значит – годы к тридцати,День прошел, и измотался за день.Это значит, – куришь до утра,В семь встаешь, к постели тянет в восемь…Осень, – трижды клятая пора,Голая по крышам бродит осень.* * *Одиночество до боли…Кажется, что в чистом полеДом стоит – дубовый лес,И в камине пьяный бесПлещет, мечется, резвится,Камни лижет, жрет страницыДней, сожженных у него.Вьюга снегом бьет в окно,Воет, стены обметает,Ставни рвет, собак пугает,И цыганка молодая,Ожерельями играя,На ковре у ног моих,Словно верный дог, лежит.И ко мне приходят гости,Пьют вино, играют в кости,Мечут карты на сукне…Только это все – во сне,Только это все – мечты.Где-то, как-то ходишь Ты.Наяву пустые стеныКровь морозят в теплых венах,В белых хлопьях снег висит,За окном фонарь горит.Голо, холодно, уныло,Пахнет супом, кошкой, мылом,Я – один, надеждой битый,Старый Грин лежит открытымНа моем пустом столе.Только вижу:             дом стоит,В очаге огонь горит,И цыганка молодая,Ожерельями играя,На ковре у ног моих,Словно верный дог, лежит.И ко мне приходят гости,Пьют вино, играют в кости,Мечут карты на сукне…Но зачем цыганка мне?* * *Подари прекрасное,Сказку подари.Надоело сбрасыватьРитмы в сентябри,Надоело кружевомВиться по ночам,Голосом простуженнымСны чревовещать.По осенним лужам,В фонарях горя,Голосом натужнымВетры говорят.Среди них, обманчивый,Чистоту любя,Желтым одуванчикомВытянешь себя.Дунет ветер, сразу же —Разлетишься в дым,Легким и проказливым,Тёплым, но немым.От избытка нежностиСветится кристалл,Но когда – заснеженный,Но когда – устал…Я устал приказыватьЛепесткам зари —Подари прекрасное,Сказку подари.
На страницу:
1 из 2