Полная версия
История татар Пензенского края. Том 1
6
Белорыбкин Г. Н. Татары Пензенского края. Пенза, 2011.
7
Надо заметить, что никаких документальных свидетельств разрушения Наровчата войском хана Батыя нет. Когда после смерти хана Бердибека в 1359 г. в Золотой Орде началась смута или «великая замятня», к ожесточенной борьбе феодалов за власть прибавилась ужасная пандемия чумы, которая пришла в Орду из Руси в 1352 г. из Руси и длилась до 1427 г. В 1395 г. войско завоевателя Тамерлана преследовало хана Тохтамыша по правому берегу Волги и до Самарской луки, оттуда вдоль Суры и Мокши и настигло его в Наровчате. Тамерлан якобы сжег Наровчат, в результате в XV в. пензенская земля совсем запустела, превратилась в «дикое поле ковыла». И лишь спустя столетие здесь стали появляться русские, татарские и мордовские колонизаторы, и они вновь стали возводить города.
8
А. Кротков. В поисках Мохши // Труды общества истории, археологии и этнографии, вып.34, ч.1. – Саратов, 1923.
9
Известный пензенский краевед М. С. Полубояров оспаривает дату восстановления и повторного возрождения Наровчата в 1521 г., отмеченной, в том числе, в «Наровчатской энциклопедии». В ней цитируется разрядная запись за 7029/1521 г. с упоминанием с. Нароватово, ошибочно принятого за Наровчат. В связи с этим автор приводит полную выписку из «Разрядной книги» 1475–1598 гг.: «Лета 7029-го июня в царев приход, как царь крымской Магмед-Кирей, Минли-Гиреев сын, реку Оку перелез, а в те поры воеводы были по берегу: в Серпухове были воеводы…» (перечисляются). Далее следует перечень воевод по Кашире, Тарусе, Коломне, на Угре, в Серпухове, …Да в Мещере же был царевич Еналей, а с ним сеит и князи, и мурзы. А на Мокше в Нароватове стояли князь Иван князь Михайлов сын Троекуров да князь Василей Ковер Кривоборской, да Якуб Ивашинцов, да Семен Жеребячин». Следом идет роспись воевод в Муроме, Нижнем Новгороде, Рязани, Можайске, Вязьме». Это упомянутое местечко Нароватово (нынешнее село Теньгушевского района в Мордовии, на правом берегу р. Мокши), и вовсе не Наровчат. «Действительно, – отмечает М. С. Полубояров, – Наровчат самый древний населенный пункт Пензенской области, и удревлять его еще на сотню лет просто потому, что кому-то так «кажется», нет необходимости».
10
Наименование «служилые татары» появилось впервые в 1520-е гг. До этого они именовались казаками.
11
Действительно, значительная часть территории была или «диким полем ковыла», или же – лесостепью. В делопроизводстве городских приказных изб XVI – нач. XVII в. хорошо сохранился фонд Темниковской приказной избы (РГАДА, ф. 1167). В нем содержатся акты служилых татар XVI – нач. XVIII в.
12
Подробное изучение и анализ географических названий, гидронимов и другой пензенской топонимии позволили М. С. Полубоярову сделать вывод о том, что мещерские сторожа по национальности были татары-мишари (мещерские казаки) и русские станичники-рязанцы. Присутствие мордвы маловероятно – при Иване Грозном она еще не несла службы в «поле».
13
А. И. Лызлов. Скифская история. – М., 1990
14
Хвощев А. Л. Очерки по истории Пензенского края. – Пенза, 1922.
15
А. Л. Хвощев отмечает, что во всем Шукшинском стане в 1710 г. было 14000 чел., а в Завальном около 5300 чел. Отсюда становится понятным, что увод на строительство 8200 чел. из Пензенского края, равняется почти половине населения (русского) всего уезда).
16
«Татары-магометане Пензенской губернии» // газ. «Пензенские епархиальные ведомости», 1910 – № 15.
17
Е. И. Саляев пишет в своем труде «Освоение «Дикого поля», что в марте 1575 г. правом сбора ясака с мордвы пользовался внук Акчуры мурза Изекай Будашев. По другим сведениям «на конялской мордве» княжил князь Акчурин, сын князя Бехана.
18
Есть все основания полагать, что кадомские, темниковские, цненские и арзамасские татары имели общие корни, а ряд мурзинских – княжеских родов были родственными. В темниковских землях русские помещики начинают появляться только в XVII в.
19
Е. И. Саляев. Освоение «Дикого поля». – Пенза, 2009.
20
Татарская Энциклопедия Пензенской области / под ред. Ф. М. Зюзина. – Пенза, 2017.
21
«Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. (Составители: М. М. Акчурин, А. В. Беляков. – Казань, 2015).
22
Юго-восточная линия называлась «ногайская». Здесь сохранились курган и татарское кладбище. Одна надмогильная плита датирована 1564 г.
23
В «Списке мурз, татаров и рейтаров Темниковского уезда» сообщается, что в 1675 г. д. Тенешево принадлежала одному из Тенишевых: «Нурай мурза Креев сын князь Тенишев, поместеца за ним в Темниковском да в Шатцком уездах пашни тридцати чети с сенными покосы». Родина известного детского писателя Агеева Фахрелислама. Поселений с названием «Тенишево» было несколько.
24
По сведениям 1763, г. в д. Большие Иссенские Полянки проживали 30 русских семей, которыми владел крещёный татарин мурза Семён Еналеев. Родина офтальмолога С. Б. Еналеева, заслуж. рационализатора РСФСР З. У. Альмяшева, композитора Ш. И. Капкаев, известных татарских просветителей, ученых и общественных деятелей: Х. Ю. Долотказина, Р. А. Долотказина и А. У. Долотказина, а также известного хранителя татарского фольклора и исполнителя песен Абдуллы Кротова. Здесь родился и жил владелец крупного торгового капитала, благотворитель Усман бай Кильдеев, дед знаменитого астронома, академика РАН Р. А. Сюняева. По «Списку населенных мест Пензенской губернии» (1869) имелись в селе 4 мечети. Население – 735 чел. (2001), преобладают татары. Еще существовали Нагорная Полянка (дворов – 43, жит. – 291) и Малая Полянка (дворов – 79 жит. – 430) того же уезда.
25
Потомки Тонкачеевых мурзы Мустафины сына Ямашева в 1787 г. подавали прошение в Пензенское дворянское депутатское собрание о присвоении роду дворянского статуса. На отказных землях в дек. 1701 г. татарским жителям этого села Саранской приказной избой и ясачной мордве были выделены земли на территории нынешнего Кузнецкого района, и они там основали сс. Татарский Канадей и Старый Карлыган. В селе действовали 4 мечети, по переписи 1913 г. было 584 двора (3 607 чел.) и 3 татарские школы. До 1928 г. относилось к Пензенской губернии Инсарского уезда и состояло из 345 дворов, с населением 2255 чел. Здесь родился татарский писатель Шариф Камал.
26
В сер. XIX в. в Пензенской губернии было пять населенных пунктов с таким названием: с. Кадышево и д. Кадышево Мокшанского уезда; д. Кадышевка Саранского уезда; с. Старо-Кадышево и Ново-Кадышево Краснослободского уезда. Кадышевы, темниковские служилые татары. В Пензенском архиве (ГАПО) есть несколько прошений о присуждении дворянского статуса от рода Кадышевых. В 1640-е гг. упоминается Ишмет Байтеряков сын Кадышев. Позднее многие из них приняли православие и были зачислены в Пензенскую дворянскую книгу в сословии дворян.
27
Акчеево – родина полного кавалера орд. Славы З. И. Мещерова, д. м. н. Х. Х. Мещерова, д. с/х. н. Э. Т. Мещерова, народного поэта Респ. Мордовия К. А. Тангалычева.
28
Существуют сведения, что в 1680 г. татары Ачасьево (Ильинское, ныне в Наровчатском районе) приняли православие.
29
Один из внуков Булая принял крещение и стал Семеном Уразовым, от которого пошла русская ветвь Кудашевых. От его сына Ефая произошла фамилия Ефаев.
30
В документах встречается и другая одноименная татарская деревня Васильевка в Саранском уезде.
31
По документу (раздельный акт 1627 г.) о разделе поместий мы узнаем о доставшихся по наследству от отца Енак мурзы Мамлеева и совместно приобретенных жалованных за службу поместий и разделенных между четырьмя братьями. Отец их, Енак мурза Мамлеев, в свое время был одним из военачальников темниковских мурз, имел крупные земельные владения и многочисленные дворы русских крепостных крестьян. Он и основал д. Енаково. По этому разделу только одному брату Сюнгалею достались крепостные дворы в Темниковском уезде в д. Наеве и в д. Ирсите.
32
В 1718 г. – с. Архангельское (Азарапино). Крестьяне принадлежали помещикам-татарам Еникеевым, Кудашевым, Девлеткильдеевым, Бибарсовым, Токшановым и Чалышевым – всего 366 душ при 87 дворах. За отказ татар креститься эти крестьяне согласно царскому указу были отобраны.
33
В XVIII в. упоминается мурзы Алей Чинаев сын, Алексей (Дасай) и Уразмет Курмашевы сыновья Агишевы, поместья которых располагались в Темниковском и Шацком уездах. Дворяне с XVII в. Агиш Алексей Калитеевский из Казани в 1550 г. упомянут в Пскове; в первой пол. XVI в. Агиш Грязной – посол в Турции и Крыму; в 1667 г. Агиш Федор – гонец в Англию и Голландию. Родословная Агишевых восходит к основателю Ногайской Орды хану Идигею. В 1519–1524 гг. Ордой правил один из сыновей хана Ямгурчи Агиш ибн Ямгурчи. От хана Агиша произошли фамильные ветви Каракуловых и Мамашевых. В марте 1535 г. большая часть людей рода Агишевых откочевала в Астрахань. Впоследствии они интриговали против Ногайской Орды, подстрекая Астраханское ханство на вмешательство во внутренние ее дела. Родственны мурзам Тюменевым, Урусовым, Бектимировым и Кудяковым (Худяковым).
34
В Поволжье первые из сохранившихся переписных книг относятся к 1678 г. Сведения о населении за весь XVII в. попадаются в разрозненных источниках – строельных книгах, отказных книгах, спорных делах Межевого архива в РГАДА, документах о Крестьянской войне под руководством Степана Разина, нападениях на сурские места крымских, кубанских татар, ногайцев и калмыков.
35
М. С. Полубояров. Заселение Пензенского края в XVII – нач. XVIII вв.// журнал «Земство» (Пенза), 1995, № 2.
36
И. Д. Воронин. Из истории старой Рузаевки. – С.161.
37
В Инсарском уезде Пензенской губернии в 1897 г. числилось 13 086 татар-мишарей. В 1715 г. за отказ владельцев земли принять христианство у них русские крепостные люди «были отписаны на великого государя». В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869): Рузаевка – село владельческое из 85 дворов (652 чел.), «с 2 церквами и волостным правлением».
38
С 1780 г. Керенск получил статус уездного города Пензенского наместничества, а в 1839 г. вновь весь сгорел. Во время восстания Степана Разина жители Керенска сдали город войску Разина, многие из них сами присоединились к восставшим. Затем из Керенска и окрестностей были массово изгнаны татары и мордва, принимавших участие в бунте. Во время гражданской войны Пугачева Керенск спасся исключительно благодаря турецким военнопленным. Екатерина II распорядилась: «пленным туркам, кои за нас стояли, прикажите дать по кармозинному кафтану, если сукно найдете». По данным Всероссийской переписи 1897 г. из 110 тыс. жителей Керенского уезда, 4,9 тыс. были татары. В 1910 г. в городе проживало 11400 чел., татары составляли 3 %. В феврале 1940 г. Керенск был переименован в Вадинск по реке Вад. В Керенске в 1838 г. родилась мать Александра Куприна – Любовь Алексеевна, в девичестве княжна Куланчакова.
39
М. С. Полубояров. Древности Пензенского края в зеркале топонимики// Издание второе, исправленное и дополненное. – Москва, 2010.
40
Татарское и мордовское служилое население приняло участие в Разинском восстании 1670-х гг. В одном из документов о действиях отрядов Степана Разина говорится, что в 1670 г. к разинцам присоединились «татаровя деревни Кармалеи» под руководством Бабича и мордва «Рузайковы дети». Затем, после казней участников восстания и их массового ухода, на своих землях остались лишь крестившиеся татарские и мордовские князья и мурзы. Но Керенск не поддержал восстание крестьян под руководством Е. Пугачева. Город оказался одним из центров массовых казней пугачевцев.
41
В 1785 г. д. Щербаковка показана за помещиками татарского происхождения Николаем Беклемишевым, Андреем Енгалычевым, Иваном и Федором Кудашевыми. В сер. XIX в. имелась мечеть. В 1912 г. – д. Шелдаисской волости Керенского уезда, 10 крестьянских обществ, 117 дворов, имелась также мечеть. В 1930 г. деревня показана как русская.
42
В 1795 г. в двух этих селах 170 дворов, 1336 крестьян. В 1785 г. показан в обоих Валоваях помещик Николай Беклемишев.
43
До настоящего времени в селе проживает 90-летняя жительница Крымская Камиля Юсуповна.
44
Родина одного из руководителей Пензенской обасти, второго секретаря Пензенского обкома КПСС (1961–1986), известного краеведа-исследователя Г. В. Мясникова.
45
В сведениях Пензенской епархии «Историко-статистическое описание» указано, что в 1907 г. в селе проживало среди русского населения 445 магометан мужского пола и 470 женского. Владели грамотой 16 человек: 14 мальчиков и 2 девочки. Также по имеющимся сведениям в 1918 г. лесными угодьями владели семьи Девлеткильдеевых, Абушевы и Бабиковы и еще несколько семей с русскими фамилиями. В 1913 г. в селе имелось 26 татарских дворов. Из них в 5 дворов числились как грамотные, 12 детей учились грамоте: 7 мальчиков и 5 девочек. В настоящее время в селе проживают 5 татарских семей. В 1926 г. татары в селе составляли четвертую часть от всех жителей.
46
Г. П. Петерсон. Исторический очерк Керенского края. – Пенза, 1882.
47
Каргалей упоминается также в документе «Переписные книги и смотренные списки 1697 г. недорослей служилых людей Пензенского края» под названием Каргалей Татарских в Верхнеломском уезде. В списке недорослей перечислены: Айбычка Вешняков, Акбердейка Чепкунов, Коробайка Алтынбаев, Кушка Кормышев, Ахметка Токтаров, Айдярка Тохтаров, Иермошелейка Ермаков, Кутляйка Миняшев и т. д.
48
По другим документальным источникам, Чепкуновы происходят от алатырского мурзы Баюша Разгильдеева, который руководил мордовскими селениями. Но мордва Баюша Чепкунова считает тоже своим национальным героем, выходцем из мордвы. Надо отметить, что д. Сорокино (Русские Новосёлки, Папышево, ныне русское село Нижнеломовского района) была основана около 1646 г. принявшей крещение керенской служилой мордвой – князей Михаила и Никифора Тяпиных. В 1661 г. к ним прибавились «казачьи дети» Якушка Папышев с товарищами и рейтары полковника Григория Тарбеева. В «Верхнеломовской десятне 1616–1696 г.» названы также сержант Арслан Полкаев, солдат Бикбулат Полкаев и еще 23 семьи, которые в д. Сорокино (и в д. Коргалеи) проживали. Видимо, эти солдаты в 1696 г., или чуть позже переселились в другие земли. В 1795 г. на левом берегу Кудеяровой Вершины и при большой Керенской дороги показан дровяной лес князя Кугушева, а также дворян Волженских и Вышеславцевых, однодворцам и татарам.
49
Упоминается Князевка в документе «Переписные книги и смотренные списки 1697 г. недорослей служилых людей Пензенского края». Здесь проживали и несли казачью и рейтарскую службу служилые татары Мемяшевы, Козьмины, Урмаковы, Захаровы, Айгильдины, Сюняковы, Бикбулатовы, Араслановы, Беляевы, Дасаевы, Бакаевы (Баткаевы), Урозмаметовы, Байгузины, Ломакины, Тимаевы, Бичурины, новокрещены Семеновы и т. д.
50
В 1795 г. показано в В. Ломовском уезде за князьями Енгалычевыми, а также однодворцами, некрещеными мурзами и новокрещеными татарами. Перед отменой крепостного права часть с. Никольского, Шичкилей тож, показана за кн. Николаем Алекс. Енгалычевым. В «Списках населенных мест по сведениям 1864 г.» указано, что селение располагалось на ручье Кур, во 2-ом стане уезда. Дворов – 40, нас. – 338 чел. В деревне имелась мечеть.
51
В 2018 г. в селе проживает 46 жителей, 25 домохозяйств, все татары В Кочетовке имеется действующая мечеть, где религиозные потребности оправляет временно и. о. имам-хатыба хазрат Вахит Немешев. Религиозные службы проводятся в дни Ураза-байрам и Курбан-байрам.
52
Г. П. Петерсон. Исторический очерк Керенского края, 1882.
53
В «Списках населенных мест по сведениям 1864 г.» указано, что селение располагается во 2 стане уезда. Имелась православная церковь, а также мечеть, архитектурный памятник конца XIX в. и мусульманское училище. Дворов – 138, муж. – 473, жен. – 522. (В 2018 г. в селе проживает 60–70 жителей, все татары. Родина татарского литературоведа М. Г. Мамина). Татарский Лундан называют «Иске Иль». В книге «Труды Саратовской Ученой Архивной комиссии, 1909 г.» утверждается, что Лундан принадлежал татарскому князю Ченыкаеву. Михаил Александрович Ченыкаев, отец будущего первого директора Саратовской гимназии Алексея Михайловича, принял крещение, в 1749–52 гг. прибыл в Петербург и схлопотал у князя Петра Федоровича возвращения пензенского имения своих предков. Село было возвращено, а также утверждено право на российское дворянство, хотя от титула «князь» молодой Ченыкаев отказался по религиозным соображениям. Позднее он был повешен мятежниками Пугачева в 1774 г. в с. Турки Саратовской губернии. Это село в качестве приданого перешло ему после женитьбы на дворянке Марье Семеновой.
54
В «Списках населенных мест по сведениям 1864 г.» указано, что селение Чудовка казенное, расположено во 2 стане уезда. В сер. XIX в. имелась мечеть. Дворов – 19, муж. – 70, жен. – 81. В 1912 г. – деревня в Керенском уезде, имелось одно крестьянское общество, 46 дворов. В 2004 г. проживало 12 жит., в 2018 г. – 2 жит.
55
Татарская Шуриновка не показана в «Списке населенных мест Пензенской губернии» ни в 1914 г., ни в 1923 г.
56
Мочалейка входила в состав Керенского уезда. В конце XIX в. из 615 жителей татар насчитывалось 364 чел., имелась мечеть. «Мочалы» – под этим названием имелись ряд населенных пунктов на территории проживания цокающих мишарей курмышской, буинской и керенской группы. Вероятно, что этот топоним мочалы этнологически восходит к термину мочар. Из этого факта просматривается генетическая преемственность между можарами (мочарами) и татарами-мишарями. (В 2018 г. в селе проживает 6 человек, 3 из них – татары).
57
В 1721 г. Русско-Никольское показано как село бывших мурзинских крестьян, отписанных на императрицу Екатерину Алексеевну (Первую). Между 1747 и 1762 гг. часть крестьян была записана за кн. Михаилом Ченышевым. В 1795 г. показано в В. Ломовском уезде как имение помещика Матвея Алексеевича Гагарина, Енгалычева и др. помещиков, а также однодворцев. Здесь проживали мурзы Тугушевы, Тердяшевы, Мурсалимовы, Сменеевы, Вяльшины, Енбулатовы, Шигалеевы, Мамлеевы, Елеевы, Енбаевы. Перед отменой крепостного права часть Никольского показана за кн. Николаем Алекс. Енгалычевым. Между 1912 г. и 1926 г. из села выделилась д. Татаро-Никольское.
58
Адикаевка также являлось вотчиной прапорщика Петра Ив. Савельева, отставного вахмистра Гаврилы Мих. Бибарсова, помещика Афанасия Мих. Бибарсова, отставного капитана, князя Федора Петр. Девлеткилдеева. В Завальном стане Верхнеломовского уезда считались «Алты Авыл» – «шесть сёл» служилых татар Арслана Полкаева.
59
Татарская энциклопедия Пензенской области/ под ред. Ф. М. Зюзина. – Пенза, 2017.
60
Сохранились предания о легендарных основателях села – разбойнике Кевде и татарском мурзе Мельсите.
61
Местные жители участвовали в Крестьянской войне на стороне Емельяна Пугачева (1774), а крестьянин Иван Иванов собрал здесь небольшой отряд, которым пытался захватить Пензу. В 1801 г. Каменка вошла в состав Нижнеломовского уезда, в 1861 г. стала волостным центром. 15 июля 1944 г. преобразовано в рабочий поселок, в апреле 1951 г. Каменка стала городом, районным центром.
62
В документе конца XVI в. – Чингар (Ченбар). Упоминается в 1631: «…да на низ по Ченбару по обе стороны до усть Ченбару» (Шатская книга, с. 93).
63
Васлейка просуществовала до 1865 г. и вошла в состав д. Кутеевщина (Кутеевки). Другая часть населения вошла в состав переселенцев, которые на новых землях вдоль Волги и Ахтубы (ныне Волгорадская область) основали дд. Бахтияровку, Царев и Маляевку.
64
Переписные книги и смотренные списки 1697 года недорослей служилых людей Пензенского края, под ред. В. Ю. Малышкина, А. Н. Николаева. – Пенза, 2014.
65
Существовала одноименная татарская д. Енекеево, основанная на землях, выданных по челобитной верхнеломов. «беломесных мурз и татар сержанта Арслана Полкаева» с товарищами (всего 95 чел.) в сент. 1698 г. и Сулеймана Бикбулатова сына Акжигитова с товарищами (всего 60 чел.) в 1702 г. Просуществовала деревня до 1787 г. и вошла в состав д. Кутеевщина (ныне Белинского района).
66
В «Десятнях Пензенского края» 1669–1696 гг. среди служилых татар встречается фамилия Енбулаев. Теперь эту фамилию носит русское население. Жителями села являлись также мурзы Дашкины и Теркуловы, которые подавали прошение в Пензенское Дворянское собрание о восстановлении их родов в дворянском достоинтсве. В 1718 г. – солдатское с. Шуструя.
67
В том же «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) отмечено: «Пензятка – деревня казённая из 191 двора (1452 чел.)»; имеется 3 мечети. Уроженец села – Герой Сов. Союза Асым Баляев.
68
Известно, что сельхозугодья принадлежали преимущественно богачам, население было сплошь неграмотное. На центральной улице села стояло 5 мечетей, хотя указана по переписи лишь одна. Затем мечети разобрали и построили деревянную одноэтажную школу-семилетку в 1931 г. Родина Героя Сов. Союза генерал-полковника Фатиха Чуракова. Численность жителей в 2010 г. составляла 552 чел.
69
С 1708 г. Саранск был приписан вначале к Азовской, а через год – Астраханской губернии. С 1719 г. вошёл в состав Пензенской провинции Казанской губернии, а с 1796 г. вошёл в состав Пензенскойгубернии. С 1798 г. отнесён к Симбирской губернии, с сентября 1801 г. вновь вошёл в состав Пензенской губернии.
70
В Пензенском госархиве (ГАПО) хранится «Дело о доказательстве дворянского происхождения Саранского округа д. Рейтарская Емая Акшиновича сына Тепеева с товарищи» (от 11 сент. 1787 г.). В 1824 г. в селе были построены 3 мечети, одна из них действует и ныне. 23 сент. 1888 г. в селе было открыто первое в Пензенской губернии медресе. Здесь в 1896–1898 гг. учился татарский поэт и писатель Шариф Камал.
71
В «Списке населенных мест Пензенской губернии 1864 г.» отмечено: «Белозёрье» /Озёрки/ – село казенное, жит. – 610, из 78 дворов Саранскского уезда и с одной мечетью. Численность: 2873 жит. (2006), в 2001 г. составляла 2662 чел., преимущесвенно татары. В селе 7 мечетей, средняя школа, в магазинах не торгуют спиртным.
72
В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1864 г.) Татарский Умыс (Пачкури) записан как казенное село. Дворов было 123, жителей – 815. Имелась мечеть и мусульманское училище.
73
В древней Руси была принята та же система летосчисления, что и в Византии, и счёт лет велся от «сотворения мира». При этом исходили из предположения, что от «сотворения мира» до «рождества христова» прошло 5508 лет. В 1700 г. по указу Петра I Россия перешла на летосчисление от «рождества христова». Вплоть до самой Октябской революции Россия пользовалась юлианским календарём.
74
В первой пол. XVIII в. Акчурины, выходцы из д. Татарского Адаево. Позже часть жителей села переселилась на территорию нынешней Башкории. Совсем немногие семьи Акчуриных остались в Татарском Адаево. Известно, что с конца XVI в. в Адаево проживали также мурзы Девлеткилидеевы, Бикмаевы и потомки Булуша, сына князя Акчуры. Были ещё дворы русских крестьян, принадлежащих татарским помещикам. В документах встречается Старая Адаевская пустошь – видимо, первоначально деревня была там. Из «Списка населенных мест Пензенской губернии» (1869) видно, что село состояло из 80 дворов, население – 485 жит. Имеется мечеть. Сегодня Акчурины проживают в Демино, Кунчерово, Бигеево, Карноваре, Адельшино, Индерке и др.