Полная версия
Кризис эпохи гламура
В мае 2009 года Арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения в деле о банкротстве компании «Моспростройматериалы» (МПСМ) – самой значимой структуры в корпорации «Главстрой» Дерипаски. Процедуру банкротства инициировало ООО «Карбофер металл центр» – поставщик МПСМ, иск в московский арбитраж был подан еще в середине марта. Истец – это дочерняя компания и дилер корпорации Evraz Group, принадлежащей Роману Абрамовичу. Сумма требуемой задолженности оценена в 288 млн рублей.
По некоторым данным, более 60 % активов компании давно находятся в залоге. В частности, в начале этого года официально сообщалось, что Банку Москвы было передано в залог по кредитам на 3 млрд рублей около 80 объектов недвижимости в столице и подмосковном городе Видное, а также акции дочерних компаний.
По всей видимости, кредиторы лучше других знают о проблемах строительной империи Дерипаски и о том, что большинство ее активов находится в залоге у банков, а значит, под них невозможно получить новые кредиты. Продать эти активы также крайне затруднительно, учитывая, что большинство из них – недострой, который в кризис не интересует никого из инвесторов ни за какие деньги.
По мнению аналитиков, МПСМ и «Главстрою» будет крайне сложно расплатиться по долгам. На конец 2008 года чистый долг «Главстроя» достиг 47,9 млрд рублей, а убыток составил 6,5 млрд рублей. Самый крупный кредитор структур Олега Дерипаски – Сбербанк. Задолженность ему оценивается в 25 млрд рублей, что составляет 49 % кредитного портфеля корпорации.
Сулейман Керимов
Еще один крупный российский инвестор, Сулейман Керимов, также столкнулся с проблемами по выполнению своих финансовых обязательств. В ряде западных СМИ прошла информация о том, что якобы он не смог «оплатить маржинальные требования», в то время как его компания ОАО «ГНК» производила впечатление довольно стабильной. Керимов, состояние которого, согласно Forbes, до кризиса оценивалось в 17 млрд долларов, разбогател, используя кредиты Сбербанка для скупки ценных бумаг «Газпрома» и того же Сбербанка. Власть относилась к Керимову снисходительно, ему сходили с рук скандалы в светской тусовке. Но летом 2008 года до властных коридоров докатились слухи о том, что Керимов «обналичил» практически все свое состояние, продав имевшиеся у него акции «Газпрома» и Сбербанка за 15 млрд долларов Fortis и Deutsche Bank. Теперь у него могут возникнуть проблемы не только по обслуживанию взятых кредитов, гарантиями под которые были его акции. Все может закончиться еще плачевнее.
Свои люди
А вот изрядно поборовшийся за власть в концерне «ТНК‑BP» Михаил Фридман, по всей вероятности, может рассчитывать на поддержку Кремля так же, как и Владимир Евтушенков, Дмитрий Рыболовлев, Виктор Рашников и Вагит Алекперов. Но так или иначе, наибольшие выгоды от кризиса получит государство. Проблемы, возникшие в последнее время у миллиардеров, неизбежно приведут к его усилению, поскольку почти все природные ресурсы сосредоточены у него в руках. Собственно, на Западе картина примерно такая же: там «государственно ориентированные» предприниматели также получают всяческие преференции и поддержку от власть имущих. Так что, осуществляя финансовые вливания в экономику страны, Кремль наращивает свое влияние в крупнейших компаниях и отраслях.
Экономист Сергей Глазьев: «При желательном для всех нас исходе именно государство будет диктовать олигархам, как им инвестировать и развиваться».
Любопытный факт: в пострадавшие от кризиса предприятия деньги будут поступать через государственный Внешэкономбанк, глава которого Владимир Дмитриев не скрывает того, что при необходимости банк будет приобретать целые предприятия. А главой наблюдательного совета Внешэкономбанка является председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин.
Социолог Ольга Крыштановская: «Под покровом кризиса в России пройдет очередное перераспределение собственности. Руководство страны будет и дальше активно вмешиваться в экономику, тем более что с возникновением кризиса появились веские поводы».
Как «зачищали» олигархов
В канун кризиса 1998 года часть представителей «семибанкирщины» (термин появился после встречи финансистов с президентом РФ Борисом Ельциным в марте 1996 года в преддверии выборов главы государства) успели получить от «государевых людей» уведомление о предстоящем падении рубля. На самом деле банкиров было не семь, а девять – Борис Березовский, Михаил Ходорковский, Михаил Фридман, Петр Авен, Владимир Гусинский, Владимир Потанин, Александр Смоленский, Владимир Виноградов и Виталий Малкин. Так вот Смоленский, Виноградов и Малкин уведомления не получили и, как следствие, кризиса пережить не смогли. Их банки – «СБС‑Агро», «Инкомбанк» и «Российский кредит» – от последствий дефолта так и не оправились. Поговаривают, что таким образом власть попросту избавилась от тех олигархов, кого в силу неких причин считала ненадежными и опасными.
Вторая «зачистка» была «политической» тоже лишь условно. Борис Березовский, Владимир Гусинский и Михаил Ходорковский готовы были передать значительную часть своих активов западным бизнесменам, а учитывая тот факт, что они контролировали немалую часть российской экономики и совместно влияли на принятие важнейших внутриполитических решений в России, под угрозу ставилась государственная безопасность.
Таким образом, из девяти олигархов, так сказать, первого призыва сегодня на плаву остаются лишь трое: Михаил Фридман, Петр Авен и Владимир Потанин.
Глава 6
Судьбы бизнеса конца 1990‑х
* * *
Любопытно проследить судьбы предпринимателей, в конце 1990‑х считавшихся самыми влиятельными людьми в России.
Петр Авен (3 млрд долл.)
Президент «Альфа‑банка», председатель совета директоров компании «Golden Telekom», сопредседатель совета директоров «СТС Медиа», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Проживает в Барвихе на бывшей даче писателя Алексея Толстого. Строит себе дом в Великобритании, в графстве Сюррей, по соседству с Борисом Березовским, Андреем Шевченко и Брюсом Форсайтом. Участок под застройку был приобретен в 2004 году за 17 млн долларов. В строительство особняка площадью 2700 кв. м вложено 30 млн долларов, из которых десятая часть пошла на оборудование системы безопасности, включающей бронированный бункер. Он рассчитан на автономное пребывание в нем в течение месяца. Петр Авен женат. Супруга Ирина по специальности историк, окончила МГУ. Не работает, воспитывает двойняшек.
Борис Березовский (3 млрд долл.)
В 1989 году организовал «ЛогоВаз». В 1994 году стал председателем совета директоров «ЛогоВаза», занимал эту должность до 1997 года.
В январе 1995 года участвовал в создании Общественного российского телевидения и вошел в совет директоров ОРТ.
Стал совладельцем компании «Сибнефть», активно занимался политикой, был секретарем Совета безопасности и депутатом Госдумы. В конце 1990‑х был обвинен в отмывании денег и финансовых махинациях, после чего покинул Россию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
http://www.rb.ru/blog/57/showentry=636557
2
Рябова И. Деньги кончились // http://www.lenta.ru/articles/2009/02/09bankrupt.
3
Макеев Н., Бжезинский Д. Пилите, Шура, пилите! // Профиль. 2008. № 42 (597).
4
Горевой Р. Богач – бедняк // Версия. 2008. 31 окт.