Полная версия
Католицизм. Хрестоматия по предмету «Сравнительное богословие»
94
Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Mediator Dei, указ. место (см. 67).
95
Ср. Св. Киприан, Посл. 11. 3: PL 4, 242 В; Hartel, II. 2, р. 497.
96
Ср. Римский Понтификал, О рукоположении пресвитеров (De Ordinatione Presbyterorum), при возложении одеяний.
97
Ср. Римский Понтификал, О рукоположении пресвитеров (De Ordinatione Presbyterorum), в префации.
98
Ср. Св. Игнатий Вел., К филад. 4: изд. Funk, I, р. 266. Св. Корнелий I, у Св. Киприана, Посл. 48. 2: Нartel, III. 2, р. 610.
99
Постановления египетской Церкви, III. 2: изд. Funk, Дидаскалия, II, р. 103. Устав древней Церкви 37-41: Мansi 3, 954.
100
Св. Поликарп, К филипп. 5. 2: изд. Funk, I, р. 300: о Христе говорится, что «Он стал служителем (diaconus) для всех». Ср. Учение двенадцати Апостолов, 15. 1: там же, р. 32. Св. Игнатий Вел., К тралл. 2. 3: там же, р. 242. Апостольские постановления, 8. 28. 4: изд. Funk, Дидаскалия, I, р. 530.
101
Источник: Catechismus Catholicae Ecclesiae // http://www.vatican.va/archive/catechism_lt/p123a9p4_lt.htm#I. Hierarchica Ecclesiae constitutio. Рус. пер.: Катехизис Католической Церкви. 4-е изд. – М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2001. С. 219–224.
102
Lumen gentium, 18.
103
Ср. 1 Кор 3, 19.
104
Ad gentes, 5.
105
См. Ин 17, 21-23.
106
Ср. Мф 4, 19, 21; Ин 1, 43.
107
Lumen gentium, 19.
108
Lumen gentium, 22; ср.: Codex Iuris Canonici кан. 330.
109
Ср. Мф 16, 18-19.
110
Ср. Ин 21, 15-17.
111
Lumen gentium, 22.
112
Lumen gentium, 23.
113
Lumen gentium, 22. Ср. Christus Dominus 2:9.
114
Lumen gentium, 22; ср.: Codex Iuris Canonici кан. 336.
115
Codex Iuris Canonici кан. 337 § 1.
116
Lumen gentium, 22.
117
Lumen gentium, 22.
118
Lumen gentium, 23.
119
Lumen gentium, 23.
120
Ср. Christus Dominus 3.
121
Lumen gentium, 23.
122
Ср. Гал 2, 10.
123
Ср. Апостольские правила 34.
124
Lumen gentium, 23.
125
«Presbyterium ordinis»: Декрет II Ват. Соб. о служении и жизни священников, 4.
126
Ср. Мк 16, 15.
127
Lumen gentium, 25.
128
Lumen gentium, 12; Dei Verbum 10.
129
Lumen gentium, 25; ср. I Ват. Соб.
130
Lumen gentium, 10.
131
Lumen gentium, 25.
132
Ср. Lumen gentium, 25.
133
Lumen gentium, 25.
134
Lumen gentium, 26.
135
Lumen gentium, 26.
136
Lumen gentium, 27.
137
Ср. Лк 22, 26-27.
138
Lumen gentium, 27.
139
Lumen gentium, 27.
140
Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Смирнянам 8, 1.
141
Источник: IoannisPauliPP.IISummiPontificis UtunumSint.Litteraeencyclicaede oecumenico officio // http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/la/encyclicals/documents/ hf_jp-ii_enc_25051995_ut-unum-sint.html. Рус. пер.: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3575-entsiklika-ioanna-pavla-ii-ob-ekumenicheskom-sluzhenii-ut-unum-sint-da-budut-vse-edino.html. Другой русский перевод (с английского, Александра Шурбелева) см.: Православие и Католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Изд. 2-е, испр. и дополн. / Сост. А. Юдин, предисл. кардинала Вальтера Каспера. – М.: ББИ, 2005. С. 490–496.
142
Документы II Ватиканского Собора, Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, п. 23. 3 Речь на Всемирном совете Церквей (12 июня 1984 г.), 2: Insegnamenti VII, 1(1984), 1686.
143
Речь на Всемирном совете Церквей (12 июня 1984 г.), 2: Insegnamenti VII,1(1984), 1686.
144
Всемирная конференция Комиссии «Вера и церковное устройство», Сантьяго-де-Компостела (14 августа 1993 г.): Confessing the one Faith to God’s Glory,31, 2, Faith and Order Paper, n. 116, WCC, Geneva 1994, с. 243.
145
Можно привести некоторые примеры: Заключительный доклад Англиканско-католической международной комиссии (Anglican-Roman CatholicInternational Commission, ARCIC-1) (сентябрь 1981 г.): Ench. Oecum. 1, 3–88; Смешанная комиссия «Ученики Христа», Доклад 1981: Ench. Oecum. 1, 529–547; Национальная смешанная комиссия католиков и лютеран в США,Документ «Пастырское служение в Церкви» (13 марта 1981 г.): Ench. Oecum. 1, 703–742. Проблема вырисовывается в достаточно ясной перспективе в исследовании, проведенном Международной смешанной комиссией между Католической Церковью и Православной Церковью.
146
Обращение к кардиналам и Римской курии (28 июня 1985 г.), 3: AAS 77(1985), 1150.
147
Проповедь XLVI, 30: CCL 41, 557.
148
I Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая конституция о Церкви Христовой Pastor Aeternus: DS 3074.
149
Документы II Ватиканского Собора, Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, п. 27.
150
Документы II Ватиканского Собора, Декрет об экуменизме Unitatis redintegratio, п. 14.
151
Проповедь в Ватиканской базилике в присутствии Димитрия I, Архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриарха (6 декабря 1987 г.), 3:AAS 80 (1988), 714.
152
Рус. пер.: Фотий, патр. Константинопольский. Окружное послание / Пер. с греч., вступ. ст. П. В. Кузенков // Альфа и Омега, № 3 (21). – М., 1999. С. 82–102. Переизд.: Святитель Фотий Патриарх Константинопольский. Антилатинские сочинения. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2015. – 248 с. С. 125–145. Перевод выполнен П. В. Кузенковым по изданию: Photii Epistulae et Amphilochia / Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Leipzig, 1983. Vol. 1. P. 40–53.
153
Имеются в виду антихалкидонитские патриархи Петр Гнафей Антиохийский (ок. 465–489, с перерывами) и Петр Монг Александрийский (477; 482–489).
154
Перевод на русский язык: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. С. 239– 277. Перевод сделан с: Patrologia Orientalis. Т.17. P. 368–415.
155
Dionys. Areop. P.G. t. 3, с. 641 d. (Здесь и далее примечания переводчика).
156
Р.G. t. 36, с. 633 с.
157
В современном русском написании – Енос.
158
В Символе Веры.
159
Хотя эти слова не находятся в дошедших до нас трудах св. Григория Нисского, однако, они цитируются древними богословами, как его подлинные слова из сочинения “De Theognosia”.
160
Ин.1,3.
161
Gregor. Naz. P.G. t. 36 c. 467.
162
Хотя эти слова не находятся в дошедших до нас трудах св. Григория Нисского, однако, они цитируются древними богословами, как его подлинные слова из сочинения “De Theognosia”.
163
Gregor. Naz. P.G. t. 36, c. 328.
164
Ис.48,16.
165
Joan. Chrysost. P.G. t. 52, c. 826.
166
Dionys. Areopag. P.G. t. 3. col. 637.
167
Gregor. Nazianz. P.G. t. 36 c. 252.
168
Ин.16,7.
169
Гал.4,4.
170
P.G. t. 59, col. 183.
171
Это – слово Pseudo-Chrysostomi, P.G. t. 56, c. 555.
172
Gregor. Nazianz. P.G. t. 36, c. 253.
173
Basil. Epistola ad Gregorium fratrem, 4. P.G. t. 32. c. 399.
174
Gregor. Nyssen. Epist. ad. Ablabium, P.G. t. 45, c. 133.
175
P.G. t. 76, col. 432.
176
P.G. t. 77, col. 180.
177
P.G. t. 32, col. 152.
178
Ин.16,7.
179
Homil. 87. P.G. t. 59, c. 471.
180
Греческий оригинал здесь очень труден и лаконичен. Если мы правильно понимаем, св. Марк хочет здесь сказать, что нет необходимости, чтобы образ непременно изображал того, кто его создал; наприм. художник рисует чей-нибудь портрет (не автопортрет); изображаемое им лицо отнюдь не является творцом (виновником) этого портрета, но его создателем – создавший его художник.
181
Ин. 14,9.
182
1 Кор. 12, 3.
183
Ин.16,14.
184
Р.G. t. 59, col. 423.
185
Ин. 17,4.
186
Ин. 16,12-4.
187
Ин. 16, 15.
188
Ин. 1, 3.
189
P.G. t. 94, col. 832.
190
P.G. t. 45, col. 369.
191
Ibid.
192
Ефес. 3, 10.
193
P.G. t. 62, col. 49.
194
Gregor. Nyssen. P.G. t. 45, col. 133.
195
Ibid.
196
P.G. t. 91, col. 136.
197
Thomas Aquin. Summa theologica. qu. 36. 2.
198
P.G. t. 36, col. 348.
199
P.G. t. 94, col. 133.
200
P.G. t. 45, col. 133.
201
P.G. t. 3, col. 637.
202
1 Тим. 1, 17.
203
1 Тим. 6, 16.
204
P.G. t. 94, col. 849.
205
Триодь Постная. Седмица 3-я Пост. Четверг. Трипеснец песнь 9-я, Слава.
206
2 Кор. 1, 1. ефес. 1, 1. 2 Тим. 1, 1.
207
Гал. 1, 1.
208
Быт. 4, 1.
209
Быт. 40, 8.
210
Gregor. Thaumaturg. P.G. t. 10, col. 984.
211
Gregor. Magn. Dialog. II, 38.
212
Basil. Epist. 43. P.G. t. 32, col. 329.
213
Cyrill. Alexandr. Epist. ad. Joannem Antiochenum. P.G. t. 77, col. 180.
214
Притч. 8, 9. Ис. 26, 7.
215
Ин. 14, 28.
216
Ин. 10, 30.
217
Ин. 10, 38; 14, 10.
218
Ин. 14, 9.
219
Фил. 2, 6.
220
Притч. 8, 22.
221
Ст. 25.
222
Ин. 17, 2.
223
1 Ин. 5, 20.
224
Мф. 10, 20.
225
Гал. 4, 6.
226
De fide orthodoxa I, 8, 13. P.G. t. 94, col. 832.
227
Гал. 1, 8.
228
Lib. I contra Eunom. P.G. t. 29, col. 517.
229
Иак. 1, 17.
230
P.G. t. 94, col. 816.
231
P.G. t. 35, col. 1221. Ibid. c. 1073.
232
Aristotel. Natural. auscult. lib. V, cap. IV, 8.
233
Ibid. lib. VII, cap. VI, 5.
234
P.G. t. 35, col. 1221.
235
P.G. t. 3, col. 641.
236
Ин. 1, 3.
237
August. De trinitate lib. VII, cap. 1.
238
Притч. 3, 19.
239
Мф. 10, 10.
240
P.G. t. 90, col. 672.
241
P.G. t. 91, col. 136.
242
P.G. t. 45, col. 133.
243
Быть может, св. марк имеет в виду Hugo Eterianus, говорящего сие в полемическом труде против греков, кн. 2-я, как это полагает Hergenroeter. P.G. t. 161, col. 240 ad. not. a.
244
Гал. 4, 4.
245
P.G. t. 86, col. 947.
246
P.G. t. 36, col. 148d-149a.
247
P.G. t. 90, col. 1177b-1180a.
248
Gregor. Magn. Dialog. 1. 2c. 38 – такое чтение в греческом тексте, но в латинском тексте имеется прибавление: “Paracletus Spiritus a Patre semper procedit et Filio”.
249
Источник: Catechismus Catholicae Ecclesiae // http://www.vatican.va/archive/catechism_lt/p1s2c1p2_lt.htm#I. « In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti ». Рус. пер.: Катехизис Католической Церкви. – М.; Культурный центр «Духовная библиотека», 2001. С. 71–72.
250
Прим. пер.: В русском переводе «Утешитель».
251
Ср. Быт 1, 2.
252
Ср. Никео-Константинопольский Символ веры.
253
Ср. Ин 14, 17.
254
Ср. Ин 14, 26.
255
Ср. Ин 14, 25; 15, 26; 16, 14.
256
Ср. Ин 7, 39.
257
VI Толедск. Соб. 638 г.: DS 490.
258
Ср. XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 527.
259
Cp. «Ad gentes»: Декрет II Ват. Соб. о миссионерской деятельности Церкви, 2.
260
Флорентийский Собор 1439 г.: DS 1302.
261
DS 1331.
262
II Лионский Собор 1274 г.: DS 850.
263
Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа / Пер. с франц. А. Коваль // Страницы. 1996. № 1. С. 144–158.
264
Этими словами пользуется св. Фома Аквинский («Summa Theologica», la q. 36а. 3 1um et 2um.).
265
Тем, кто заложил основы богословия Троицы в латинской традиции, основываясь на единосущностном общении, идущем от Отца к Сыну и – через Сына – к Святому Духу, был Тертуллиан: «Христос говорит о Духе: «От Моего возьмет» (Ин 16:14), как Он Сам берет от Отца. Так связь, идущая от Отца к Сыну и от Сына – к Параклиту, приводит к тому, что Три последовательно происходят один от другого. Они составляют одно (unum), но не одно Лицо (unus), в силу единства субстанции, а не нумерической единичности» («Adv. Praxean» XXV, 1-2). Это сообщение Божественной единосущности согласно чину Троицы он описывает глаголом «происходить» (procedure) (ibid., VII. 6). Такая же богословская концепция излагается св. Иларием Пиктавийским, который обращается к Отцу: «Чтобы я мог обрести Духа, происходящего от Тебя через Сына Твоего Единородного» («De Trinkaie», XII, Р. L. 10, 471). Он подчеркивает: «Если верят в то, что есть некое различие между тем, чтобы брать от Сына (Ин 16:15) и происходить (procedere) от Отца (Ин 15:26), то несомненно, что брать от Сына и брать от Отца – одно и то же» (ibid. VIII, 20, P. L. 10. 251 А). В этом смысле, т.е. говоря о сообщении Божественности посредством происхождения, св. Амвросий Медиоланский впервые формулирует Filioqiie. «Когда Святой Дух происходит (procedit) от Отца и Сына, Он не отделяется от Отца, не отделяется от Сына» («De Spiritu Sancio» 1,11, 120, P.L. 16. 733 A= 762 D). Развивая богословие Filioque, св. Августин уже предпримет, тем не менее, некоторые меры предосторожности, чтобы отстоять единоначалие Отца в лоне единосущностного общения Троицы: «Святой Дух исходит от Отца изначально (principaliter) и – через вневременное дарение Духа Сыну – от Отца и Сына в Их общении (communiter)» («De Trinitate» XV, 25, 47, P.L. 42,1095; св. Лев, «Sermo» LXXC, 3, P.L. 54, 402; «Sermo» LXXVI, 2, ibid. 404).
266
Тертуллиан первым использовал глагол procedere («происходить») в смысле, относящемся и к Слову, и к Духу, поскольку Они получают Божественность от Отца: «Слово изошло не из чего-то пустого и тщетного, Оно не лишено субстанции – Оно, происшедшее (processit) от подобной [Божественной] субстанции и сотворившее столько [тварных] субстанций» («Adv. Praxean.», VII, 6). Св. Августин, следуя св. Амвросию, принимает эту более широкую концепцию происхождения: «Не все происходящее на деле рождается, даже если все рождающееся происходит» («Contra Maximinum», II, 14, P.L. 42, 770). Значительно позже св. Фома Аквинский отметит, что «Божественная природа сообщается во всяком исхождении, которое не направлено ad extra (‘вовне’)» («Summa Theologica», Ia, q. 27, a.3, 2um)· Для него, как и для всего латинского богословия, говорящего о происхождении как по отношению к Сыну, так и по отношению к Духу, «рождение – это происхождение, которое вводит Божественное Лицо во владение Божественной природой» (ibid., Ia, q. 43, а.2. с), поскольку «пре-вечно Сын происходит, чтобы быть Богом» (ibid.). Схожим образом он утверждает, что «через Свое происхождение Святой Дух обретает природу Отца, а равным образом и Сына» (ibid., Ia, q. 35, а.2, с). «Из всех слов, относящихся к любому происхождению, наиболее общим является processio. Мы пользуемся им, чтобы сказать о любом происхождении; например, говорится, что прямая линия выходит (procedit) из точки, что луч выходит (procedit) из Солнца, а река – из своего истока, и точно так же обо всех прочих вещах. Итак, если допускается использование того или иного слова, означающего происхождение, то можно заключить, что Святой Дух происходит (procedit) от Сына» (ibid., Ia, q. 36, а. 2, с).
267
Св. Кирилл свидетельствует здесь об учении о Троице, общем для всей александрийской школы после св. Афанасия, писавшего: «Как Сын говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин 16:15), так и мы считаем, что через Сына все это есть также и у Духа» («Письмо к Серапиону», III, 1, 33, P.G. 26, 625 В). Св. Епифаний Саламинский («Ancoratus», VIII, P.G. 43, 29 С) и Дидим Слепец («Слово о Святом Духе», CLIII, P.G. 34, 1064 А) с помощью того же предлога έκ описывают отношения Отца и Сына в сообщении Божественной единосущности Святому Духу.
268
«Отношения Сына к Отцу и Святого Духа к Отцу обязывают нас приписать Отцу два вида отношений: один – к Сыну и другой – к Святому Духу» (св. Фома Аквинский, «Summa Theologica», Ia, q. 32, а. 2, с).
269
Ср. «Катехизис Католической Церкви», ст. 248.
270
Св. Григорий Богослов говорит, что «Дух – это средостение (μέσον) между Рожденным и Нерожденным («Беседа» 31, 8, Sources chrétiennes n. 250, p. 290). Ср. также в томистской перспективе: G. Leblond, «Point de vue sur la procession du Saint-Esprit» – Revue Thomiste, LXXXVI, t. 78, 1978, pp. 293–302.
271
Св. Кирилл Александрийский говорит, что «Святой Дух нисходит от Отца в Сыне (ἐν τῷ Υἱῷ)» («Сокровище», XXXIV, Р.G. 75, 577 A).
272
Св. Григорий Нисский пишет: «О Святом Духе говорится, что Он от Отца, и свидетельствуется, что Он от Сына: «Если же кто Духа Христова не имеет», говорит св. Павел, «тот и не Его» (Рим 8:9). Итак, Дух Бога (Отца) есть также Дух Христов. Вместе с тем о Сыне, Который от Бога (Отца), не говорится, что Он от Духа: последовательность этой связи необратима» (Фрагмент «О молитве Господней», цитируемый у Иоанна Дамаскина, P.G. 46, 1109 ВС). И св. Максим равным образом утверждает чин Троицы, когда пишет: «Как Мысль (Отец) – начало Слова, так Он и начало Духа через посредство Слова. И так же, как нельзя сказать, что Слово – от Голоса (Дыхания), так нельзя сказать, что Слово от Духа» («Quaestiones et dubia», P.G. 90, 813 В).
273
Св. Фома Аквинский, которому была знакомо «Точное изложение православной веры», не видит противоречия между Filioque и этими словами св. Иоанна Дамаскина: «Когда говорят, что Святой Дух почиет или пребывает в Сыне, то это не исключает того, что Первый исходит от Последнего, ибо говорят также, что Сын пребывает в Отце, хотя Он и происходит от Отца» («Summa Theologica», Ia, q. 36, а. 2, 4um).
274
Вслед за св. Августином св. Фома Аквинский пишет: «Если говорят, что Святой Дух почиет на Сыне, то именно так и любовь любящего почиет на любимом» («Summa Theologica» Ia, q. 36, а. 2, 4um). Это учение о Святом Духе как любви было гармонично принято св. Григорием Паламой в лоно греческого богословия «исхождения» (ἐκπόρευσις) единственно от Отца: «Дух Высочайшего Слова – словно неизреченная любовь Отца к неизреченно рожденному Слову. Любовь, которой это Слово, возлюбленный Отцом Сын, пользуется (χρῆται) у Отца – но лишь поскольку Он имеет Духа, происшедшего вместе с Ним (συμπροελθόντα) от Отца и соприродно в Нем почиющего» («Capita physica» XXXVI, P.G.150, 1144 D-1145 А).
275
Ср. Иоанн Павел II, Энциклика «Dominum et Vivificantem», тт. 18–24, AAS LXXVIII, 1986, 826-831. Ср. также «Катехизис Католической Церкви», nn. 438, 689, 690, 695, 727.
276
Источник: PII IX Pontificis Maximi Acta. Pars Prima. Romae, MDCCCLIV. P. 597–619. См. приложение 4. Перевод составителя.
277
Александр VII (Фабио Киджи) – папа Римский с 7 апреля 1655 года по 22 мая 1667 года.
278
Alexander VII. Const. Sollicitudo omnium Ecclesiarum VIII. Decembria 1661.
279
Apost. Const. Cum Praeexcelsa, February 28, 1476; Grave Nemis, September 4, 1483; Denz., nn. 734, 735.