Полная версия
Сборник рассказов
Сборник рассказов
Наталья Рябова
© Наталья Рябова, 2021
ISBN 978-5-0051-6756-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Немного себе. Вместо предисловия
Я- бывший учитель. Хотя, говорят, бывшими учителя не бывают.
Учитель-ученик… Самая загадочная, самая сильная, самая мистическая связь.
Сильнее любви, привычки, привязанности, секса. Безграничная вера и эмоциональная зависимость по типу « кролик, смотрящий в пасть удаву», вплоть до полного истребления себя и погружения в личность учителя. Хорошо это или плохо? Да так ли уж важен ответ на этот вопрос? И кто в ком нуждается сильнее? Вспомним, с улыбкой: « Я ему так объяснял, так объяснял, сам понял!!!». Кто беззащитнее, кто уязвимее в этой связи? Нет ответа, да и нужен ли он… Итак,
Господи, надо отдавать долг. Этим летом ездила в Болгарию в свою квартиру, которую получила по наследству от любимого дяди. Ничего особенного, конечно. Но квартира большая,50 кв. м и из окна вид на горы, Балканский национальный парк. Маленький болгарский городок Сопот, центр дельтопланеризма. Ну, заплатила долги по коммуналке, походила в горы и на водопад, попила воды из минерального источника, которую можно было набрать прямо на улице, недалеко от дома. Наслаждалась тишиной. В 22 часа городок уже замирал- все спали. Одним словом, сменила обстановку.
Но горы горами, а на море хотелось. Но море чистое в Болгарии трудно найти, да и на острове никогда не отдыхала. Поэтому после возвращения домой через пару деньков махнула с сыном в тур на Кипр в Айя Напу, на дилекатесы шведского стола и прозрачную голубизну Нисси бич. Всё казалось нереальным, как в сказке. В итоге 150 тысяч нужно было вернуть. Но как? Хорошо, что вернуть сыну, у которого заняла, а не банку под проценты. В то время я была официально безработной, пособие было мизерное, поэтому, ничего умнее, как устроиться на работу в школу учителем музыки, я не придумала. А куда ещё было устраиваться- то? Я же всю жизнь учителем работала. Так и попала я в школу.
Поначалу завлекала их интересными рассказами о жизни композиторов.
И для себя много нового узнала, готовясь к урокам и читая материалы интернета. Слушали хорошо, и рассказы мои, и музыку, потому как, прежде чем слушать музыку, я им объясняла, что за человек был композитор, почему он именно такую музыку писал, какие события в жизни у него происходили. Особенно впечатляли рассказы о проблемах великих музыкантов в обучении (двойка по математике у Шуберта) и о проблемах в личной жизни из-за родителей (несостоявшийся брак Шопена и Водзиньской.) Вообще чувствовалось, что проблемы и великих музыкантов и обычных школьников во взаимоотношениях с родителями очень похожи.
Постепенно пришло понимание, что научить их чувствовать и сопереживать не менее трудно, чем научить думать. Их, избалованных деньгами, модной одеждой, гаджитами и деньгами. Но надо было до них достучаться, иначе-прощай дисциплина, а с ней и работа в школе. Без дисциплины нет учёбы, пришлось бы увольняться.
А дети разные. И с нестандартными детьми возникали проблемы, которые можно было решить только нестандартными методами. Трудно? Да. Интересно?
Необыкновенно интересно. Всё равно что смотреть как из озябшего грязного заброшенного котёнка получается сказочный принц. Как он меняется изо дня в день, от урока к уроку. Меняется его взгляд, мысли, чувства, отношение к жизни, к предмету, к тебе, как к учителю и как к человеку. Не без побочных эффектов, конечно. Имеется ввиду любовь, одержимость учителем. Завоевать её непросто, но эта любовь самая истинное и пронзительное переживание в жизни.
Много лет спустя при случайной встрече в электричке я с удивлением узнаю, что, оказывается, была самым значительным человеком в их детской жизни, и они помнят и любят меня до сих пор. Взрослые дяди и тёти, при встрече с учителем становятся детьми. Детьми, для которых самым необходимым остался не кусок хлеба, и не мороженое, а общение, внимание и забота. Иными словами не станешь ты для них учителем, если не станешь ЧЕЛОВЕКОМ.
Итак, возвращаемся к нестандартным ученикам и нестандартным методам.
Вовочка Собачкин был притчей во языцех 5а класса. Двоечник, давно разуверившийся сам в себе, забивший на учёбу и окружающих. Ещё на перемене погружается в мобильник с дебильными стрелялками, разлучить с которым не помогут никакие силовые методы. О родителях забудем сразу. Там позиция простая- Вы учитель, Вы и учите, и воспитывайте. Вам за это зарплату платят. Решить эту проблему стало возможным, только поставив Вовочку вровень с собой, лишив его чувства неполноценности и придав его персоне ощущение необыкновенной важности и незаменимости в жизни класса и « бестолочи» учителя. Перед уроком ловлю это чудное создание в коридоре и умоляющим голосом прошу помочь на уроке, так как сама не справляюсь, не успеваю проверить маленькое письменное задание, именуемое диктантом по музыке. Диктанты по музыке- это короткие письменные ответы по тексту учебника по пройденной теме. Вопросы задаю устно, они пишут ответы, пользуясь учебником. На это уходит минут 5 в начале урока, но это позволяет сразу установить дисциплину, внимание, и поставить оценку каждому ученику, объявив результаты в конце урока. Но когда проверять? И тут на помощь приходит Вовочка Собачкин, которого я сажаю за свой учительский стол, даю ему листочек с правильными ответами, две ручки, с красной и синей пастой. Объясняю, как выставлять оценки. По количеству правильных ответов. За 5 правильных ответов-5,за 4—4 и.т. д. После проверки надо выставить синей ручкой результаты в мой черновой журнал в ежедневнике учителя. В конце урока объявить результаты и раздать работы.
Раздаётся звонок на урок. Картина « нежданчик». Класс видит Вовочку, сидящего за моим « священным» учительским столом. Вовочку без мобильника. После чего я объявляю, что отныне и во веки веков диктанты проверяет Вовочка. Сказать, что уважение к Вовочке возрастает с этой минуты до небывалых доныне высот, значит, не сказать ничего. Только самые умные детишки догадываются об истинной подоплёке Вовочкиного превращения в помощника учителя. Догадываются, и с таинственным шёптотом подходя ко мне после урока, заговорщицким тоном выдают истину: « Наталья Александровна, это для того, чтобы Вова хорошо себя вёл и не мешал нам заниматься?». Естественно. С этим не поспоришь. Но это не всё. Вовочка на следующий урок с важным видом приходит в своём лучшем выходном костюме.
Как же иначе? Он собой горд. Он получил власть над классом. Он-помощник учителя. Больше вы его не увидите дерущимся в коридоре или пропадающим в столовой на перемене перед уроком. Ему некогда. Надо стереть доску, раздать учебники и тетрадки, отметить отсутствующих в черновом журнале и сесть за учительский стол перед началом урока. Он-хулиган? Нет, конечно. Теперь он выглядит как лучший ученик школы. А со временем он им и станет. В соответствии с мудрой поговоркой: « Как лодку назовёшь, так она и поплывёт». Дальше-больше. Он будет не только объявлять результаты, но и научится объяснять типовые ошибки. С моей помощью, конечно. Он будет замечать нарушения дисциплины в классе. (А у Сидорова на коленях мобильник! При этом он совершенно забудет, что всего неделю назать мобильник был на коленях у него.). В итоге, из отрицательного лидера Вовочка превращается в образцовый пример.
Ребят, являющихся отрицательными лидерами можно эффективно использовать в работе с первых же уроков. Представьте, что Вы заходите первый раз в незнакомый класс и не знаете никого по имени и фамилии. А Вам необходима живая беседа на уроке по изучаемой теме. Как быть? Среди входящих в класс выбираете самого разболтанного и неаккуратно одетого, либо нестандартно себя ведущего (необычная стрижка, и.т.п.).Опять таки сажаете за свой учительский стол и даёте лист с расчерченными прямоугольниками вместо парт. Просите написать имена и фамилии ребят в соответствии с посадкой за партами.
После объяснения новой темы можно поручить спрашивать ребят (он в отличии от вас их уже знает).Задаёте вопрос Вы, класс поднимает руки, а спрашивает их по именам их товарищ за учительским столом. Урок идёт живо и увлекательно быстрым темпом. Хулиганить некогда. Да и не хочется…
Много и других мелочей. Например, можно поручить ребёнку включать и выключать музыку, проверять работы другого класса.
Хорошо и просто поговорить. Как настоение, как самочувствие, какие дома домашние животные есть, поделиться своими проблемами. Спросить, мог бы он подсказать, как лучше построить следующий урок, и.т. д. Одним словом, НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ НЕСТАНДАРТНЫМИ МЕТОДАМИ.
Кроме учеников, в школе масса нестандартных проблем. Наиболее простая из них-учебник. Бестолковый, нелогичный, неинтересный, не обучающий, не уму, не сердцу. По правде сказать, я написала свой. По другому никак. Иначе просто ничему не научите. Гимн Советского Союза или русскую народную песню « Сиз белёшенький бизон» они, на мой взгляд, могут и не изучать, а вот Чайковского знать надо. Но тут моя точка зрения расходится с Министерством образования координально. А значит, и с точкой зрения директора школы. Который будет требовать от Вас работы строго по календарному плану по дебильному учебнику, одобренному Министерством Просвящения, единственная цель которого состоит в том, чтобы дети не знали музыку вообще.
Дальше-больше. Директор, выдав гениальную фразу: « Музицировать будете дома» выставит ваше пианино из кабинета в коридор, объяснив это тем, что звуки фортепиано мешают учителю математики, который работает в соседнем кабинете. После чего придётся закачивать музыку по плейлистам на свой мобильный через яндекс музыку и покупать мини-колонку- таблеточку, потому как школьная техника ни на что не годится. Но это ещё не всё! Директор расстроен тем, что мои ученики на каждом уроке получают отметки! Она видит в этом пресловутое « психологическое давление»! Она также недовольна их результатами. Она не понимает, почему не у всех пятёрки по музыке! А только у троих учеников в классе! И тут ничинается прессинг! Мою работу берут на контроль с целью доказать профессиональную некомпетентность!
А повод- стандартный, испытанный нашими руководящими лицами веками.
Пресловутое « письмо от родителей» со лживой информацией о безобразном поведении учителя, оскорблении учеников и плохом психологическом климате на уроках. Далее поддельные подписи и угрозы в случае, если учителя не уволят обращаться в ГОРОНО и Минестерство Образования! Далее- походы по урокам, бесполезные попытки найти недостатки и уволить по закону. А уволить необходимо, надо на эту должность принять дочку моей подруги. Мы будем взятки брать, а она будет всем пятёрки ставить. А с этой Натальей Александровной-одни проблемы.
Долг я давно выплатила, ушла на пенсию, из школы уволилась по собственному желанию. Живу в своё удовольствие. Пишу книги, играю в шахматы, вышиваю картины, увлекаюсь кулинарией. Без проблем. Революцию в системе образования делать не хочу.
Немного скучновато, конечно…
НИЧЬЯ ПО СОГЛАШЕНИЮ
Ну, блин, достали! Ты представляешь, Димка, вчера вечером звонит мне этот козёл тренер и говорит, солнышко наше, открытым текстом: «Завтра, согласно жеребьёвке, будешь играть с нашим Витькой Кружилиным, ему турнирных полочка нужны позарез. Так вот, разыграете дебют Вересова и на 20 ходу согласитесь на ничью». Нет, ну ты представляешь?
Во-первых, какого чёрта я с ним играю, когда по правилам швейцарки нас компьютер соединить не мог, поскольку у этого барана Кружилина 2 очка, а у меня 4 с половиной! Во-вторых, какой на фиг дебют Вересова, какая ничья, ведь я этого Витьку замордую на 15 ходу и он будет сидеть в тихой тоске в полном отстое, пока не догадается сдаться. В общем, положил я на дебют Вересова, на Витьку Кружилина, и на козла тренера. Я их умою. Всех. Димка на другом конце провода молчал, потом тихо, но отчётливо произнёс:
–Гриша, я тебе не советую. Не надо, Григорий, ходить против ветра.
На этом беседа двух игроков закончилась, так как Гриша сразу же бросил трубку. Наутро начался бой. Гриша, ехидно глядя Витьке в глаза, пожал ему руку. Витя, с надеждой глядя в Гришины глаза, сделал ответный жест. – Объявляется начало тура! Чёрные включают часы белым!
Витёк, вытирая вдруг проступивший на лбу пот, нажал кнопку часов. „Ну, понеслась душа в рай!“ – подумал Гришка и рванул d4. Витя уверенно ответил Кf6, но, вместо ожидаемого Кс3, вдруг получил с4. Он с недоумением глядел то на Гришу, то на доску и немой вопрос « Почему?» так и витал в воздухе.
Позиция от хода к ходу у Вити всё ухудшалась, на глазах проступали слёзы, и вдруг он, не сделав хода, встал с места и пошёл по турнирному залу. Поравнявшись с тренером, он ненадолго задержался возле него. Затем уверенно подошёл к доске и сделал сильнейший в этой позиции ход, дающий ему шансы уравнять игру. И так повторялось несколько раз. Сомнений у Гриши уже не было. Он всё понял. Все были против него. Он играл не против Витьки, а уже против тренера, который постоянно смотрел на позицию, и, когда Кружилин отходил от доски, подсказывал ему ход. Сначала он растерялся, а потом в нём стала закипать холодная злость, переходящая в ярость. Нет, он не стал жаловаться судье, судья был другом тренера, и он знал, что это бесполезно. Он напрягся, как натянутая струна, он сжал всего себя в кулак, он хотел только одного: выстоять и победить. Всё его существо жаждало выигрыша. Он мечтал разгромить своих обидчиков, защитить своё «я». И вот, в очередной раз, Витя отправился в прогулку по зрительному залу. Но, то ли тренер недостаточно внимательно просчитал вариант комбинации, то ли сам Витя что-то недослышал и напутал, но, подойдя к доске, он разыграл комбинацию, перепутав порядок ходов. В итоге, она вместо выигрыша принесла ему неожиданное поражение. Не дождавшись мата, Витя покорно сдался, и, опустив голову, вышел из турнирного зала. Гриша не чувствовал вообще ничего. Сначала, пока ещё напряжение не спало, он всё ещё сидел за доской, обхватив голову руками, затем медленно встал и ушёл из турнирного зала. Он знал, что он сюда не вернётся. И вообще, он больше не сядет за доску никогда. Куда бы он ни поехал, везде будут такие же «Витьки Кружилины» и «тренера» и «судьи». Да, он может научиться играть лучше их, и тогда подсказки не будут уже иметь никакого значения. Но дело ведь не в этом. Дело в принципе. Он хотел честной игры. А её нет и быть не может. Пока миром правят деньги, они всё превращают в абсурд. Ему просто стало неинтересно, он слишком уважал себя. К тому же, в эти дни с ним произошла резкая перемена: в его душе что-то сломалось, лопнуло и исчезло навсегда. Исчезла его вера. Она развеялась как дым. Исчезло его уважение. Ко всем сразу: к Витьке, к Димке, к тренеру. Они вдруг перестали для него существовать. Так, снег, растаяв в одночасье под весенними лучами, быстро забывается. Так и они пропали из его жизни. Раз и навсегда. Он никогда не шёл на компромисс, и не только в шахматах. Он боролся. Всегда и везде. За себя, за своё «я», за своё достоинство, до последнего, до конца, даже тогда, когда уже не было надежды. Он был по натуре победителем. Победителем человеческого ничтожества. И в этом его счастье. А, может быть, и нет…
Экскурсия
Зачем нужны выходные дни? Совершенно непонятно. Это как бельмо на глазу: и убрать затруднительно, и мешает. Взять, к примеру, предновогодние выходные (у учителей, например). Это же головная боль! На праздничный стол закупается куча ненужных продуктов, без которых вполне можно было обойтись. Приобретённые подарки вместо небольших пакетов помещаются уже чуть ли не в мешки. Суета и беготня окончательно выматывают и без того уставший организм, которому и нужно то было всего лишь шампанское, кофе и огромный торт, свечи да живая ёлка, да мороз и метель за окном. А выходные дни в турнирах? Полный абсурд. Представьте себе лошадь, несущуюся вскачь, которую на полпути вдруг решили остановить. Пускай, дескать, передохнёт. Так и игрок, набрав обороты и кураж, вдруг сталкивается с выходным днём. Это напоминает старый анекдот:
– Прапорщик, остановите поезд.
– Поезд, стой! Раз, два.
В нашем турнире выходной пришёлся на пятый день. Мишка, накануне проигравший партию (это была его единственная партия, проигранная в турнире), возмущался больше всех. Игровой пыл бил из него фонтаном. Мишка громыхал:" Я играть сюда приехал, а не по музеям шляться! Я хочу играть следующий тур, я любого порву сегодня!“. Забавный он был, наш Мишка. Самый молодой из нас, самый талантливый. Играл он классно, редко терпел поражение. Перефразируя строки известного поэта, про него можно было сказать: Как много пройдено дорог, как мало сделано ошибок! Но что тут поделаешь? Выходной, так выходной. Кстати сказать, экскурсовода нам дали великолепного. Добродушный, полненький, с прекрасно развитой речью и тоже шахматист. Поэтому переход от одного знаменитого исторического места до другого он начинал словами: „Пойдёмте, коллеги…». Слушали его внимательно и с удовольствием. Обилие красоты вокруг проникало в душу, это был один из тех дней, когда жизнь била ключом изнутри и всё вокруг, включая тебя самого, находилось в состоянии восхищения и гармонии с природой. Экскурсия стартовала и завершалась в одном и том же месте. Мишка решил на нём и остаться, взяв с собой вчерашнюю партию и карманные магнитные шахматы. События, таким образом, стали развиваться параллельно.
– Итак, перед вами замечательный памятник архитектуры конца 18-начала 19 века…
– Чёрт, тут сильнее было сыграть ладья а6,ну ведь не столь уж сложно находимое решение! Теперь на ответное е5 белые просто возьмут пешку на проходе.
– Эти фонтаны уникальны, их нет больше нигде в мире. Пётр 1-ый, желая пошутить над именитыми гостями, приглашал их присесть на лавочку, где с ног до головы их окатывал фонтан, а сам Пётр хохотал без умолку…
– А ведь коневой эндшпиль после Кра6, Ке8 и Кg7, по-видимому, выигран…
– Мы подходим с вами к Финскому заливу, где от пристани идут теплоходы на Санкт-Петербург.
– На Кс5, с целью не допустить ле6 найдётся Лв6+, Кра7 и Лс6, и конь вытеснен. Остаётся…
– А вот и знаменитый дворец мон плезир…
– Остаётся Кf8, но и это отступление на совсем уж последнюю линию обороны не должно спасти чёрных.
Партию Мишка внимательным образом посмотрел, наконец-таки немного успокоился. Экскурсия к тому времени подходила к концу и наш Мишаня незаметно пристроился в её хвосте. Все шумно благодарили экскурсовода, изрядно уставшие, но довольные. Внезапно он повернулся к Мишке, и, улыбнувшись, сказал: «Ну а вам, молодой человек, понравилось? Есть ли вопросы? Всё ли понятно?» Мишка, рассеянно: «Да чего там непонятного. Надо было Ла6 играть, и всё тут!»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.